Русская идея в истории и современной литературе

Секция XХI Всемирного Русского Народного Собора

 

 31 октября 2017 года в Союзе писателей России работала секция ВРНС «Русская идея в истории и современной литературе».Её возглавили заместитель Главы ВРНС В.Н. Ганичев и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

В процессе обсуждения повестки дня выступили лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ю.М. Лощиц, сопредседатель Союза писателей России Н.Ф. Иванов, член бюро Президиума ВРНС, профессор МГУ С.В. Перевезенцев, писатели В.В. Ефимовская (Санкт-Петербург), Я.М. Мустафин, В.А. Гурковский, Г.П. Калюжный (Москва), А. Громов (Самара), А.В. Кирилин (Барнаул), В.Ю. Ерофеева-Тверская (Омск), профессор, руководитель информагентства «ANNA-NEWS» М.М. Мусин, профессор, доктор педагогических наук Е.П. Белозерцев (Воронеж), доктор технических наук, профессор С.И. Кузнецов, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор В.М. Гуминский, поэты Борис Орлов (Санкт-Петербург) и  Галина Вовченко (Кировоград) и др.

В работе секции участвовали делегаты Собора Ямало-Немецкого автономного округа, Перьми, Алтая, Омска, Минска, Калмыкии, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Тувы, Пензы, Мурманска, Белгорода, Санкт-Петербурга, Калуги, Курска, Николаева, Донецка, Луганска, Харькова, Тулы, Орла, Архангельска, Калининграда, Коми, Брянска, Рязани, Самары…
По итогам была принята Резолюция.

С. Котькало

 

 

Резолюция секции
«Русская идея в истории и современной литературе»
ХХI Всемирного Русского Народного Собора

Мы, участники секции ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», понимаем историю, литературу, культуру России и русского народа как целостное явление, сложившееся на основе Православного миросозерцания и миропредставления, положительного опыта духовной, бытовой и творческой деятельности русского народа на протяжении всей своей истории. Мы признаем примат культуры над экономикой и политикой, считаем, что положительно духовно-культурное бытие народа обеспечит его материальное процветание.

Одна из важнейших задач — поддержание традиционных форм вероисповедания, с приоритетным отношением к Православию в качестве духовно- и государствообразующей Веры, ставшей фундаментом созидания государственной идеологии и формирования базовых ценностей русской культуры. Мы признаем необходимость и всемерно развиваем братское единство Православия с традиционными религиями России (исламом, буддизмом и др.) во имя общего процветания российского народа.

Сегодня Собор осуществляет всестороннюю деятельность, направленную на возрождение, сбережение и развитие ценностных, культурно-иерархических нравственных категорий и принципов в общественном сознании. Необходима непримиримая и беспощадная борьба с разлагающей общество всеядностью, смешанностью моральных установок, проповедью “равноправия” мнений и явлений суб- и псевдокультурного рода в отношениях с исторической культурой России.

1. Участники Собора считают необходимым обеспечение твердой государственной политики в области культуры, совершенствование и укрепление государственных и общественных форм поддержания культурной деятельности, всех традиционных и положительных видов творческих объединений деятелей культуры, стремящихся к упрочению духовной целостности и политической монолитности русского общества.

2. Участники Собора считают, что народ обязан отстаивать приоритетное положение русского языка в сложившихся формах употребления, ибо русский язык не только “средство общения”, но и носитель Божественной предопределенности в объединении народов в Российское государство, выразитель смысла духовной, предметно-бытовой и политической общности граждан России.

3. Участники Собора добиваются цензурных ограничений в области культуры, направленных на устранение из произведений литературы и искусства безнравственного, богохульного и порочного содержания. Общество может быть здоровым и иметь перспективы возрождения, опираясь на чистые нормы поведения и высоконравственные образцы художественного творчества.

4. Участники Собора добиваются утверждения в обществе уважительного отношения к опыту отечественной истории и ее наследию. Идея “связи времен”, защита целостности культурного достояния должна быть воплощена в поддержке библиотек и музеев, сохранении архивов, сбережении памятников архитектуры, культурных и этнографических заповедников, всемерном развитии исторической науки и искусствознания. Всемерная поддержка лучшим образцам культурного творчества, воспитывающего народ в духе державного патриотизма и национальной преданности.

 5. Один из самых реальных путей вывода России из системного кризиса — максимальное и скорейшее развитие сферы науки и образования, которые в результате способны превратить нашу страну в ведущую мировую державу. Наука и образование — это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке. 

6. Российская система образования (даже в нынешнем ее состоянии) обладает специфическими чертами, свойствами и особенностями, которых нет в образовании других стран. Вполне логично предположить, что эта специфика российского образования является следствием неких глубинных черт национального характера, выработанных в ходе тысячелетней истории русского народа. Акцент в данном случае делается именно на русском народе потому, что именно русский народ во все времена был государствообразующей нацией, составлял большую часть населения России, да и сегодня русские — это 85% всего населения современной Российской Федерации.

7. Для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. Именно этот фактор способен обеспечить подъем России во всех остальных областях, а вовсе не попугайское подражание системам образования иных стран. Национальные особенности российской системы образования заключаются в следующих условиях:

— Доступность, всеобщность, обязательность и максимальная государственная поддержка. Эти принципы стали завоеванием не одного столетия развития отечественного образования. К примеру, в конце прошлого века (с 1880 по 1897 гг.) годовое количество только учащихся гимназий возросло с 75 до 220 тысяч (почти в три раза!), а к концу века в России было уже более миллиона (!) людей с гимназическим образованием. Причем дети дворян составляли меньше половины гимназистов (и студентов, кстати). В годы Советской власти шло неуклонное увеличение статуса обязательного образования — от начального до десятилетнего. И то, что в последнее время мы год за годом отказываемся от уже достигнутых высот, свидетельствует лишь о болезненном состоянии нашего общества. Полный перевод образования на “рыночные отношения” разрушает систему образования, а, по большому счету, отнимает у государства и народа его будущее.

— Сохранить и развить основное содержание образования. Специалистам в области образования хорошо известно, что ни в одном развитом государстве современного мирового сообщества нет столь глубоких и широких школьных программ по самым важным предметам (история, литература, русский язык, математика, физика, химия, биология и др.), какие во все времена существовали в России. Именно эта многопрофильность отечественной школы и создавала тот необходимый культурно-исторический и научно-методический фон, на котором воспитывались специалисты в разных сферах знания, способные к оригинальным, нетипичным решениям. Ведь человек, обладающий знаниями в разных областях науки, видит зачастую те взаимосвязи явлений окружающего мира, которые недоступны узкому специалисту.

— Особое внимание следует обратить подготовку будущей военной элиты, развивать кадетское образование, принять, наконец, Концепцию кадетского образования в Российской Федерации, поддержать Проект «Большая семья».

8. Участники Собора считают, что сегодня необходимо выработать новую философию образования. Ведь сегодня главная беда и отечественного образования, как системы, и отечественной педагогики, как науки – в отсутствии общепринятых философских и методологических принципов. И эта философия образования должна основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей развития России, ценностях. Тех ценностях, которые олицетворяют собой архетипические черты российского общества в целом и русского народа, в частности. Ибо главная задача новой философии образования — возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения и с опорой на лучшие достижения русской культуры.

Мы предлагаем три главных принципа новой философии образования:

— Православное миросозерцание, как методологическая основа и системы образования, и педагогики, как науки. В данном случае подразумевается, что Православие — это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются, как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания. При этом, предмет под условным названием “основы православного вероучения” вполне может преподаваться и как отдельный предмет. Более того, вполне возможным, и даже необходимым видится преподавание основ и истории иных религий, но осмысленных с позиций православной методологии.

— Патриотизм, любовь к Отечеству, идея служения Отечеству. Россия по своей природе, географии, истории, складу народного характера — великая держава. Поэтому в общественное сознание и, в частности, в философию образования необходимо возвратить идеал Великой России, великого Отечества, как одну из составляющих общего понятия великого смысла бытия и как высшую ступень выражения коллективистского, общинного характера русского сознания.

— Идеал свободной, нравственно ответственной личности. Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет право переступать. Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях — Божественных правилах человеческого общежития, и Заповедях блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и “новую заповедь”: “Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоанн. 13:34; 15: 13). Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, в русском консерватизме всегда считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум — воспринимались как продолжение его нравственной, Божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времен придерживалась восходящего еще к отцам церкви учения о наличии свободы во “внутреннем человеке” на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:32).

Участники Собора видят будущее России и русских людей в сильном государстве единой многогранной культуры, ясно и всесторонне выражающем весь исторический опыт духовного созидания. Но сила и дух великого духовного и культурного наследия предков должны быть дополнены современным опытом русской жизни в положительном и созидательном смысле ее содержания.

Москва, Комсомольский проспект, д. 13,
1 ноября 2017 года 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную