БАГРОВОЕ НЕБО И БЕЛЫЙ ХРАМ

 
 
 

Сентябрьский выпуск журнала «Подъём» посвящен культуре и истории города Лиски – районного центра Воронежской области и является еще одним этапом  специального проекта редакции «Без таких городов не представить Россию». Наряду с  материалами о современности и далеком прошлом номер включает в себя большой корпус произведений, тематически связанных с Великой Отечественной войной.

В документальной повести известного воронежского прозаика Ивана Сидельникова «Под чужим именем» перед внутренним взором читателя проходят страницы жестокой судьбы неправедно осужденного и совершившего побег из лагеря старшего лейтенанта Николая Кравцова. Назвавшись именем своего соседа по селу, который без вести пропал на фронте, беглец выдает себя за дезертира и сдается милиции. После трибунала он направлен в штрафной батальон на Карельский фронт, где проявляет редкую отвагу и мужество. С него снимают судимость, переводят в обычную стрелковую часть. Получив тяжелое ранение, Кравцов возвращается в строй уже на Дальнем Востоке и заканчивает великую войну в должности начальника штаба отдельного пулеметно-артиллерийского батальона.  Грозная эпоха во всех своих драматических противоречиях видна в каждом повороте сюжета повести, герои которой были реальными людьми.

Рассказы Валерия Тихонова, по существу, обращены к совести и милосердию нашего современника. Сюжет о ветеране, воспоминания о детстве, о пролитой крови степных зверьков словно говорят нам, что русский человек, забывая о своей православной душе, теряет себя почти безвозвратно. Житейские истории о селе Николая Алёхина, написанные в позднее советское время, восстанавливают лучшие черты той эпохи, когда честность и уверенность в завтрашнем дне казались обыденностью, а не призрачными словами, как в нынешние дни.

Семейные были – так можно условно обозначить жанр небольших повествований Ирины Беляковой. Картины 1930-х с трагическими подробностями раскулачивания,  трудный путь солдата из окружения в декабре 1941 года, теперь уже почти утраченные доверительные отношения наших геологов с таджиками в предгорьях Памира в 1967-м... Все это происходило в действительности, и перо автора, не теряя ярких красок, сдержанно знакомит читателя с родовыми свидетельствами обычной русской семьи. Напротив, жизненные коллизии сегодняшней женщины в короткой прозе Светланы Вечорко «Без вариантов» оказываются как бы стертыми в своих чертах, типовыми. Героям не хватает личностного начала, в какой-то степени все они не перечат происходящему и как будто плывут по течению.

В поэтический раздел вошли стихотворения Александра Ромахова и Натальи Блохиной, Ивана Сафонова и Натальи Харитоновой, Михаила Просянникова и Александра Петрова. А также стихи лискинских авторов, объединенные в коллективную подборку под общим названием «Светлые дожди».

Очерки и лирика Александра Аникеева, который в течение многих лет возглавлял историко-краеведческий музей, повествуют о многом: об улицах родного города, о традиционном русском искусстве, о высокой культуре, что живет в поэтическом слове и одухотворенной живописи. Философские размышления Виктора Перегудова органично дополняются циклом стихотворений автора, где афористичность уступает место исповедальной интонации.

Хроника истории Лисок с летописных времен до современности дана в ряде очерков, в которых выделены важнейшие вехи развития этой земли. Имена и события сливаются в единый поток непрекращающейся жизни, упорно преодолевающей беды и утраты. Большой и достоверный материал Николая Кардашова восстанавливает горькую конкретику войны. Зверства оккупантов, тяжкий быт сельчан, боевые эпизоды сменяются поздними сюжетами, в которых через сорок лет после Победы в колхозном сарае неожиданно отыскивается исправный танк «Иосиф Сталин-2» – самый мощная  машина Второй мировой войны, а записи семиклассницы Дуси Курьяновой становятся важнейшим документом военного лихолетья. В беседе писателя Валерия Тихонова с академиком РАЕН экономистом Борисом Преображенским, почетным гражданином города Лиски, воспоминания о советской эпохе соединяются с суждениями о настоящем времени и верой в завтрашний день России.

На журнальной вклейке представлены живопись и графика из фондов Лискинской картинной галереи. Реализм и лубок, модернистская условность и наивное изобразительное искусство, графический гротеск и трепетный рисунок, лежащий в основе пейзажных работ, – панорама работ чрезвычайно велика. И в том заслуга художника и историка Александра Аникеева, ученика замечательного воронежского живописца Василия Павловича Криворучко.

Фрагмент полотна мастера, вынесенный на вторую полосу обложки, называется «Вечность». Там течет река, возвышается холм и растет в багровое небо огромный белый храм. Наверное, так можно представить вечное движение всей русской земли к высокому и недосягаемому идеалу.
 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную