Роман Сергея Мурашева обсудили в Каргополе

 

29 марта в гостиной Каргопольской центральной библиотеки собрались читатели, чтобы обсудить дебютный роман Сергея Мурашева «Ленты Мёбиуса». Говорили о героях, темах, обсудили роль природы в романе, высказались о языке. Произведение оказалось очень близко нам, людям, живущим в провинции, хорошо знающим ту деревню и тех людей, о которых пишет автор. Мы верим автору потому, что то, о чем он пишет, нам знакомо, узнаваемо, живо. То, в чем сошлись во мнениях все собравшиеся, это важность природы в романе. Это не просто словесные иллюстрации к тексту, природа живет в романе, она почти персонаж книги, мы видим ее вместе с героями в разные моменты их жизни, их внутреннего состояния, и это важно. Правда, как заметил Александр Александрович Логинов, видим мы не глазами героя, а глазами автора, Сергея Мурашева. И все же именно природа и деревня очаровали читателей романа.

Подкупает точность деталей. А.А. Логинов отметил то, как подробно, точно, со знанием дела описан процесс рыбалки. Светлану Евстафьеву поразил разговор Емели и Алеши о том, что рыбаку нужно прочувствовать как больно рыбе. Майю Николаевну Зуеву восхитили «ладошки молодых сосенок, повернутые к солнцу». Людям, которые сами много времени проводят на природе, легко увидеть картины, написанные автором и радостно понимать, что они видят их так же.

Об образе деревни - «забытого рая», о том, как откликается душа на нарисованные автором картины, как перекликаются впечатления от прочитанного с воспоминаниями о поездках в наши свидские деревни, говорила Светлана Валентиновна Кулишова.

Отметили читатели то, как талантливо, с любовью и болью пишет Сергей о небогатой жизни северной деревни, о ее людях, о судьбах деревенских тружеников

Наибольшие споры, вопросы вызвал образ главного героя – Алеши. Ему всего семнадцать, он крайне противоречив, эмоционально неустойчив. В нем многое непонятно, потому что автор дает нам мало возможностей увидеть его мысли и эмоции.

Нина Васильевна Антипина считает, что Алеша – человек, у которого отсутствуют даже задатки личности, человек-комикс, аморфный, несформированный и уже не имеющий шансов сформироваться, ибо семнадцатилетний человек – уже не ребенок. И в деревню приехал скоротать время до армии, не имея ни жизненной цели, ни желания учиться. А добрые деревенские родственники только портят его своим хорошим к нему отношением. 

Об отсутствии внутреннего стержня говорила и Светлана Евстафьева. О том, что герой не понимает себя, понимает только, что он еще «не дорос» до этих людей, деревенских жителей, что они лучше его, «выше», а потому ему страшно за себя, он злится на себя и на других.

Светлана Валентиновна Кулишова отметила, что в герое нет сочувствия, он – лишь наблюдатель, он эмоционально беден, не может откликнуться на какие-то трогательные моменты. Даже, узнав о болезни Емели, герой не реагирует никак. Похоже, что он просто ничего не знает о любви. Может быть, его просто никто не научил любить. Ведь этому тоже надо учиться. 

Поддержал Алешу Александр Александрович Логинов, заметивший, что деревня изменила героя, сделала его более приспособленным к жизни, более внимательным к людям. В семнадцать лет герой и дожжен быть мятущимся, рефлексирующим, ищущим себя человеком, жизнь еще сформирует личность. Александр Александрович вспомнил деревню из фильма Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», Алеша вполне мог бы приехать и в ту деревню, и так же жить среди ее обитателей, и так же рефлексировать и пережить те же события.

Все участники отметили, что не дождались от героя ни эмоций, ни поступков, ни страстей. Александр Александрович Логинов напомнил о сцене в поезде, когда Алеша мечется, в нем что-то растет, копится и должно прорваться, но этого не происходит.

Отдельная тема – тема веры. Автору эта тема близка, она важна для понимания героев, их поступков. Собравшиеся вспомнили моменты, связанные с этой темой. Светлана Евстафьева провела параллель отношения к Богу и отношения к природе. Один из героев говорит о том, что в городе если человек один – он одинок, а на природе – человек наедине, наедине с природой. Одиночество и наедине – это разные вещи – это ключевое понятие в теме веры. Оставаясь наедине с природой, человек остается наедине с Богом. наедине с природой – это и есть наедине с Богом.

Говоря о языке, читатели отметили, что в отличие от многих представителей сегодняшней литературы, автор не злоупотребляет диалогами, дает нам возможность увидеть не только действия героев, но и окружающий мир. Особенно отметили мастерское использование в тексте нашей северной речи, очень естественное, не нарочитое, стилистически оправданное.

Что же такое Ленты Мёбиуса? А.А. Логинов говорил о том, что, возможно, это каждый герой, проходящий свою жизнь по кругу. Герой хочет заглянуть за край, а край ускользает, отодвигается, как горизонт. С виду все просто, а потом оказывается непонятно. Бесконечность, вечность, сводящая с ума.

Светлана Евстафьева вспомнила о том, что для Емели все просто, понятно, знакомо: и жизнь и Ленты Мёбиуса, а Алеша все не может разобраться ни в жизни, ни в загадочных лентах.

Кто-то прочел роман залпом, кто-то перечитал неоднократно, кто-то остановился на первых страницах. Каждый выделил для себя свои темы. Читатели пытались сравнивать роман с произведениями других авторов.

Это дебютный роман Сергея Мурашева. Читатели отметили то, что некоторые образы не доработаны, что есть некоторая «разорванность, отсутствие «мостиков» между отдельными эпизодами». Многие отметили, что роман прочитан, но не отпускает, и это говорит в пользу автора. Значит, чем-то он все же цепляет читателя, о чем-то заставляет задуматься. Завершилось обсуждение выступлением автора. Сергей рассказал о том, как родился роман, каков был авторский замысел, идея произведения. 

На выставке были представлены публикации Сергея Мурашева в журналах "Наш современник" и "Двина".

Публикуем некоторые отзывы читателей.

 

Сергей! Добрый день! Вчера дочитала твою повесть "Ленты Мёбиуса" (Роман-газета). Написано произведение мастерски! Давно я не читала ничего более завораживающего и угнетающего одновременно. Повествование полностью соответствует названию - бесконечно и (безвыходно?). Все, что касается природы: жизнь песчинки, пылинки, половицы в доме, гриба в лесу, травинки в поле - завораживает, а что касается человека вызывает к размышлению с выводом - на все воля Божья. Но что-то в душе бунтует против такого смирения! К сожалению, немного будет читателей у этого произведения поскольку с маху его не прочтешь, требует чтения вдумчивого, времени, душевных и даже физических сил (каким-то образом, обессиливаешь при чтении). Таких читателей сейчас мало. Вот такое мое мнение, мнение профессионального читателя, а не писателя.
Татьяна Полежаева, член СП России

Читая «Ленту Мебиуса»
Кажется, что герои романа не столько живут, сколько мучаются, подавленные собственными страстями и неумением подняться над миром обыденным. Если рассматривать встречи, беседы героев, описания душевных переживаний главного героя – от наивного простодушия до внезапной, удушающей ненависти, то складывается впечатление психопатологии на уровне шизофрении. Однако стоит задуматься о том, что, возможно, показана картина мира без Бога, и тогда название книги приобретает новый смысл: все герои как муравьи ползают по замкнутому кольцу ежедневной рутины, хитро перевернутому так, что как ни старайся, не выйдешь за пределы односторонней поверхности. Трехмерность снижается до двумерности, двумерность до линии. Линия уходит в точку и эта точка – сужение сознания в ничто. Это логика и состояние жизни без духовного стержня. Томление и блеклое мерцание гаснущего огня. Так хочется открыть окна и проветрить, впустить солнечный свет и синеву весеннего неба, чтобы Пасхальная радость колоколом разбудила сосредоточенное на себе самом сердце главного героя, чтобы муравьи спрыгнули с бесконечного кольца и побежали по своим муравьиным делам.
Читательница, кандидат медицинских наук, Хомякова Татьяна, Москва

 

Отзыв на повестьСергея Мурашева «Ленты Мёбиуса».

Повесть - из тех, что нужно читать медленно, поскольку основной сюжет его - не события, которых много, но "движение жизни". Это настоящая живая проза. Она полна той редкой свежести, которой сейчас в литературе почти не сыщешь. Автор пишет о "счастье простой жизни". (Даже в трагических событиях это счастье ощутимо.) Мурашев не просто рассказчик, но художник, способный словами изображать.

«За окном, как и всю неделю, шумит дождь; с крыши сбегают струи воды; капли, попавшие на стекло, скользят вниз. Кажется Алёше, что он находится под водой внутри батискафа, который со страшной скоростью поднимается из пучины к поверхности океана. Счёт времени потерян. Иногда тюль дождя сдёргивается на пару минут и за окном виднеется, давно изученное до мелочей, лицо соседнего дома, который сильно просел на один угол и, кажется, сейчас стронется с места и поплывёт, разбивая просевшим углом воду».

Здесь точно передано и ощущение, и выразивший его образ батискафа, и мимоходом брошенный «тюль дождя», и «лицо соседнего дома»в окне. А вот несколько фраз о местечке у костра:

«Лежишь этак на спине в дрожащем коконе света, окружённом непроницаемой темнотой. Шевелиться не хочется. Под лопаткой чувствуешь еловый сук, с одного бока подбирается холод, с другого – приятно греет огонь. Сам уставился в ночное небо, с которого, сквозь кроны сосен, глядят на тебя звёзды. Костёр пощёлкивает, пускает иной раз щепотку искр!..»

И опять всё точно, вплоть до этой самой «щепотки искр».И таких цитат можно привести множество.Автору удаётся передать не только «эпизоды», но и лица героев. Более того, передан и рельеф местности, – эти холмы и впадины, высокая и низкая части берега. А стоит прочитать начало, где Емеля плывет выбирать сети, а потом более позднюю сцену с рыбалкой, вдруг чувствуешь, что в самом начале течение в реке быстрее, и вспоминаешь – то было весной, когда вода понимается. Автор ничего не сказал «напрямую», и потому столь безошибочно сработало чутьё художника.

Даже если забыть о сюжете, невозможно отвязаться от ощущения, что прозаик заставил увидеть тебя и этих людей, и эти дома, и это кладбище, и этот в чём-то дикий и замечательный край.Сцена, где вполне "по-хозяйски" забивают телёнка (её читаешь с ужасом, жалостью, состраданием и с принятием этого ужаса), или рассказ одного из жителей, как он делал из цельной осины лодку, или эпизод с машиной, которая едет по опасному речному льду – из тех, что будут долго стоять в памяти.

Вроде бы описан год, который герои провели а деревне. Вместе с тем это место и это время ощущаешь, как малый «островок» в том большом мире, который существует вокруг нас.

Повесть называется «Ленты Мёбиуса». Математики знают, что «лист Мёбиуса» – это, в сущности, наглядная модель односторонней поверхности. Хотя можно при желании увидеть в этой фигуре и символ бесконечности. Те природные уголки и виды, которые живописует Сергей Мурашев, – их никак нельзя назвать «односторонними». При этом чувствуешь, что жизнь, явленная в повести, – это, действительно, часть всеобщей, бесконечной жизни.

Член Союза писателей России,к.ф.н., доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А.М. Горького С.Р. Федякин

Вверх

 

Комментариев:

Вернуться на главную