Алексей МЕЩЕРЯКОВ, первый секретарь Красноярского регионального отделения СП России

ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ

Памяти Анатолия Ивановича Третьякова (08.03.1939—15.05.2019)

«Чистое утро. Светлый лес виднеется краешком. Полыхает новоцветье садов, отражаясь белыми искрами в огромном зеркале кристально-прохладного весеннего озера... Россия! Год одна тысяча девятьсот сорок седьмой.

На заимке Солдатово, что под Минусинском, в большой деревенской избе живет мальчик с ясными глазами; сочиняет стихи и старательно переписывает их в тетрадку.

Отец мальчика — художник, прошедший огонь Великой Отечественной войны, — репрессирован... после Победы. Мама — Герой Социалистического Труда — работает в колхозе звеньевой.

Неожиданно в нашу глубинку собирать материал для очерка о трудовой Сибири приезжает московский журналист, работающий в журнале "Крестьянка". Естественно, он не обходит вниманием и восьмилетнего поэта, уже выступающего со своими стихами, "прославляющими передовых людей", в местных клубах после колхозных собраний, хотя истинное признание среди деревенских жителей получают все-таки его частушки (порою лирические, а порою и довольно едкие), которые распевает вся округа.

…Журналист увез стихи мальчика в Москву. На детских стихах он и построил свой очерк…

Во всесоюзной "Пионерской правде" публикуется первое стихотворение Толи Третьякова... Поэт поступает в Красноярское речное училище; печатает свои первые "взрослые" стихи в "Красноярском комсомольце"; знакомится с другими начинающими поэтами: Александром Щербаковым, Львом Тараном, уже "маститым" Зорием Яхниным.

После службы в армии Анатолий Третьяков "уходит" в Москву, где поступает на сценарный факультет ВГИКа; едет за сценарием на Абакан — Тайшет, работает дорожным рабочим, помощником машиниста тепловоза — и пишет стихи, потому что... ПОЭЗИЯ — это СУДЬБА. Потому что — ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ!

"Не ищите в его стихах прямых аналогий с причудливой биографией: зеленый побег непохож на зерно, а цветы — на зеленый стебель. Но и в зерне, и в стебле, и в цветке пульсирует кровь земли — русской земли, которую Анатолий Третьяков любит по-крестьянски истово", — сказал о его поэзии Вячеслав Назаров. Однако любые "причуды биографии", которые, вероятно, также предопределены РУССКОМУ ПОЭТУ свыше, только помогают ему реализовать свой талант, данный БОГОМ и РОДИТЕЛЯМИ.

Так или иначе, но рукопись стихов Третьякова, написанных во время "работы над сценарием", в 1965 году будет отдана в приемную комиссию московского Литературного института. В 1972-м выйдет первая книжка его стихов "Цветы брусники". Далее — "Марьины коренья", "Птицы над водой", "День сквозь деревья", "Пора моих дождей"... В 1998 году в серии "Сибирская поэзия" вышел поэтический сборник Анатолия Третьякова "Ковчег".

Поскольку автор данного очерка-эссе о жизни и творчестве А. И. Третьякова не мог поставить во главу угла некие свои размышления о том, почему в наше "златое время" столь редко издают ПОЭЗИЮ (наверное, по тем же самым причинам, по которым и раньше почти не издавали, и имя этим причинам — легион, в т.ч. "легион пишущих"), мы с вами просто продолжим разговор о ПОЭТЕ. Разговор с ПОЭТОМ.

— Анатолий Иванович в ваших стихах, сложенных и давно, и недавно, не найдешь никаких "идеологических прикрас". И сколько бы ни пытались привить нам в прошлом, что любовь к Родине, любовь к земле Русской вполне можно приравнять к служению какой-либо партии, этого, слава Богу, не получилось, да и не могло получиться. Вы всегда были, скажу так, чистым лириком. Значит, можно было не восхвалять партию и правительство и раньше, а просто слагать стихи?

— Конечно, можно.

— А быть может, это все-таки зависит от конкретного человека? К примеру, кто-то хочет выслужиться, получить какие-то материальные блага, в том числе и блага издательские, и поет осанну любой власти. А чистая поэзия — это всё-таки исключение из "общепринятых" правил?

— Дело в другом. Насколько профессионально написано то или иное стихотворение. К примеру, когда-то мне "пришили", что в стихотворении "В России вечно ждут кого-то и не дождутся до сих пор" (написано в 1961 году. — А. М.) я "ищу нового царя". Его нигде не печатали...

— Так что, даже в лирике бывают "запрятанные строчки", и вечное "поэт-гражданин" неразделимо с "гражданин-поэт"?

— Да, наверное. Наверное, даже в самые трудные для России времена, когда всё вокруг забито чёрными письменами, душа русского человека, уставшая и в который уж раз переболевшая, ищет хотя бы глоток чистого воздуха. Времена не выбирают; времена меняются. Русское поле великой поэзии вечно. Цветы всё равно рано или поздно пробивают асфальт.

Отдавая дань классическому жанру ЖЗЛ, вероятно, нужно было бы подробно рассказать о знакомстве и совместной учебе Анатолия Третьякова с Николаем Рубцовым, с Александром Вампиловым, с Наумом Коржавиным, с Леонидом Мартыновым, с другими известными писателями и поэтами, подробно поведать о дружбе поэта с Валентином Распутиным или даже о его "родственном знакомстве" с Сергеем Наровчатовым, однако нарушу данную традицию биографических повествований. За небольшим исключением: поэзию Третьякова всегда высоко ценил Виктор Петрович Астафьев, с которым также хорошо был знаком Анатолий Иванович. Хотя, с моей точки зрения, безумно сложно оценить простыми словами поэтическое искусство, ибо сама поэзия, если повторить определение из одной работы Николая Гумилева, это "лучшие слова в лучшем порядке". Даже если похвала, несомненно, приятная для любого, в том числе и профессионального поэта, исходит от классика или, тем паче, от "всё и вся понимающего" литературного критика. Поэзией надо жить, её надо чувствовать. Поэзия, вне всяких сомнений, единственный жанр, говоря о котором без салонно-эстетских изысков (вспомните, к примеру, слюнявое обсуждение поэзии Сергея Есенина в богемных салонах), можно сказать: эти стихи мне нравятся, а эти, например, не нравятся. Дорого, когда подобное говорит читатель, каких у нас в России миллионы…

На стихи А. Третьякова написаны прекрасные романсы "Судьба", "Прощаться с августом пора" (муз. А. Ефимовского), к его творчеству обращаются художники, его поэзию прекрасно знают ценители поэтического слова, филологи, учителя русского языка и литературы... Наверняка когда-нибудь стихи Анатолия Ивановича Третьякова будут изданы и "собранием сочинений". Но будет гораздо лучше, если мы будем издавать Поэзию сегодня… Ибо истинный поэтический свет если и не может отогреть (напоить, накормить) взрослых людей, то наверняка не даёт полностью заморозить души подрастающих ребятишек. Только его — настоящего света! — должно быть очень много! Кто знает, может, он и поможет найти выход из того нравственного тупика, куда нас старательно на протяжении многих и многих лет пытались завести, зачастую заслоняя, вытесняя истинные лучи Поэзии юпитерами ложных солнц.

Сложно представить, что приходится переживать творческим людям, каждой клеточкой чувствующим кошмары смутного времени, что приходится противопоставлять ураганам революций, крушащих всё на своем пути. Что? Листочек бумаги с написанными на нём "лучшими словами в лучшем порядке"? Однако листочек этот держится. Держится и не уступает даже самому страшному ветру. И — ураган отступает. Светлый лес виднеется краешком…»

Это — фрагмент предисловия к сборнику стихов Анатолия Третьякова «На ладонях моей земли» (2007), написанного вашим покорным слугой. Первый «большой» (аж на 350 страниц!), безусловно, знаковый, сборник моего учителя, который составила Анжела Константиновна Третьякова, помог издать мой родной брат, московский адвокат Михаил Мещеряков. Конечно же, я не мог не воспользоваться «родственными связями» — и прислонился к поэтической славе Анатолия Третьякова, ведущего Поэта Красноярского края, написав сие эмоциональное предисловие. Потому что мне повезло стать ЧИТАТЕЛЕМ Третьякова.

Я называю Анатолия Ивановича учителем, ведь именно он учил меня, как «не надо писать стихи». Потому что, по его глубокому убеждению, научить «писать» стихи невозможно.

В конце 1980-х я познакомился с Анатолием Ивановичем Третьяковым и впервые прочёл его стихи, причём почти все и — подряд. Тогда же, потрясённый, посвятил ему своё «стихотворение» «Уроки риторики». Стих слабенький, больше — альбомный, но он — единственный, к сожалению, с посвящением Анатолию Ивановичу. (Правда, запомнилось, за строку «На ноги мои клюют пескари» я всё же заслужил похвалу мэтра.) Как-то вот не ладилось у меня с «посвящениями»…

УРОКИ  РИТОРИКИ
            Анатолию Ивановичу Третьякову
Две ночи не спал
(а мог бы и три).
Огромнейший зал —
и небо внутри.

Нежданный восход,
плывущий ко мне.
Лавин вешних сход.
...Рот полон камней.

Мыча, говорил;
оратор, артист.
Он мне подарил
тетрадочный лист!

Глотнул кислород.
Грусть синей реки,
живых сильных вод...
Опора руки…

— На ноги мои
клюют пескари.
— Ты там не тяни,
давай говори.

Чурался и был
отъявленный мим.
Но вырвался в быль
собою самим!

В Ковшах — звёзд — Весов...
Две ночи читал.
Нежданных стихов
огромнейший зал.

Десять лет Анатолий Иванович терпеливо ОБЪЯСНЯЛ мне, «что такое хорошо, а что такое плохо» — в поэтическом творчестве. На примерах моих «виршей», естественно, которыми за эти годы я регулярно нагружал Мастера.

Терпение и труд… И — в 1999 году я победил на межрегиональном семинаре, который проводили в Красноярске Валентин Васильевич Сорокин и Владимир Мефодьевич Башунов. Что и стало моей путёвкой (рекомендацией) в Союз писателей России. Вторую рекомендацию мне — как поэту уже — дал Анатолий Иванович Третьяков. Третью (как публицисту) — Анатолий Ефимович Зябрев, дай Бог ему здоровья. В июне 1999-го Валерий Николаевич Ганичев в Москве вручил мне членский билет Союза писателей России.

«Поддержка и опора» Поэта и Человека, родного Анатолия Ивановича Третьякова, была у меня всегда… Все эти годы… Как мог, я тоже старался ему помогать. Правда, моя помощь была мизерной, а порою и не нужной вовсе. После смерти Анжелы Третьяковой ангелом-хранителем Поэта стала Людмила Метальникова. Благодаря ей увидели свет книги Анатолия Ивановича Третьякова «Галерея», «Встречные поезда», «Предзимье», «Время — гениальный часовщик», «Под парусом судьбы моей». К 80-летию А. И. Третьякова она собрала итоговую книгу стихов «Избранное». Людмила Васильевна Метальникова сделала всё возможное и невозможное, чтобы её муж и великий Поэт увидел свою книгу, свёрстанную уже, готовую к изданию. Увы, подвели городские чиновники, в самый последний момент не профинансировав издание книги автора официального гимна города Красноярска Анатолия Третьякова. Не время и не место, да и ни к чему, их корить, им и так нелегко в их сложной бюрократической жизни. Узнав, что выход «Избранного» был сорван, я обратился за помощью к депутату Красноярского городского совета Константину Владимировичу Сенченко. И мы бы УСПЕЛИ… если бы «наш Костя» был в Красноярске. Но он в отъезде. Как вернётся — обещал помочь. Всегда нам помогал. В 2013 году за помощь в массовом издании книг для детей правление Союза писателей России наградило К. В. Сенченко почётной грамотой — за подписью В. Н. Ганичева. А в прошлом году благодаря «нашему Косте» тысячи красноярских ребятишек получили коллективный сборничек «Стихи для детей» (для дошкольного и младшего возраста), в который вошли и стихи А. И. Третьякова. Ведь и для детей Анатолий Иванович написал немало. А к Восьмому марта (день рождения Поэта) депутат Сенченко в подарок красноярским женщинам издал великолепный поэтический буклет «Я встретил Вас…», составленный из хрестоматийных стихов лауреата Пушкинской премии Анатолия Ивановича Третьякова.

Зря жизнь стремится поскорее
Всё зачеркнуть, что было прежде, —
Стихи, как голос, не стареют, —
И подают сердцам Надежду,
И Веру, и Любовь! И в трепет
Их вводят строки — хоть сто лет им!
Они подмену чувств не терпят!
И никогда не канут в Лету:
Как соловьёв ночные трели,
Как поцелуй, как первый вальс!
И до сих пор не устарели:
«Я Вас любил», «Я встретил Вас»…

Завершает празднично изданный поэтический буклет альбомного формата стихотворение «Полдень», посвящённое Людмиле Метальниковой:

Полдень. Воздух раскалённый
Над избушкой.
В ней темно,
Словно шторою зелёной
Занавесил хмель окно.
Тишина здесь и прохлада —
Хоть останься с ночевой!
Ничего-то мне не надо,
Ну ей-богу — ничего…
Лишь бы только не кончались
Эти солнечные дни.
От всех бед и от печалей
Пусть меня спасут они.
…Поле, дачи, огороды,
Нивы, в зелени холмы.
Нет! Ещё жива природа —
Значит, будем живы мы!

Вчера к полуночи я долго разговаривал с Людмилой Васильевной Метальниковой по телефону. Она передала, что Анатолий Иванович признался ей:

— Только что я разговаривал с Богом.
— Наверное, с ангелом-хранителем…
Ночью Анатолий Иванович Третьяков умер.

…Людмила Васильевна рассказала, что, кроме «Избранного», написано «ещё на небольшую книжку». До самого последнего своего часа Анатолий Третьяков писал стихи.

Поэтами рождаются. Поэты умирают. Поэзия не умирает никогда.

Светлая тебе Память, дорогой наш Анатолий Иванович! Мы всегда будем тебя помнить. Мы будем читать твои стихи своим детям и внукам.

Увидимся ещё. Обязательно.

16 мая 2019

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную