Не стало Петра Васильевича Палиевского

8 октября 2019 г. на 88 году ушел из жизни выдающийся русский литературный критик и литературовед, главный научный сотрудник Института мировой литературы (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук Петр Васильевич Палиевский.

Петр Васильевич окончил филологический факультет МГУ. Вся его творческая и научная  деятельность связана с Институтом мировой литературы (ИМЛИ РАН). В 1956 году он стал аспирантом ИМЛИ, в 1958 – сотрудником, в 1977–1994 был заместителем директора Института. В общей сложности он проработал в ИМЛИ более 50 лет – до последнего дня своей жизни.

"Его блестящее научное дарование всегда неотделимое от высокого идеала гражданского служения, его превосходный организаторский талант – всегда гуманный и проницательный, оставили неизгладимый след в академической филологии,говорится в некрологе ИМЛИ. –  Самобытная личность, богатые труды П.В. Палиевского на протяжении десятилетий оставались одним из важнейших духовных центров жизни ИМЛИ. Ученый исключительного диапазона, Палиевский получил широкое признание в России и за рубежом в качестве автора ставших классическими исследований. Чрезвычайно велик его вклад в теорию литературного образа, изучение природы художественных ценностей, выявление закономерностей литературного процесса. Вместе с тем теоретические достижения Петра Васильевича нашли свое продолжение в углубленном, нетривиальном изучении Пушкина и Льва Толстого, Леонтьева и Розанова, Шолохова и Булгакова, Фолкнера и Грэма Грина, Замятина и Хаксли. Органичными свойствами его исследований всегда выступали образцовая логика, масштабность и отточенность мысли, верность национальной научной традиции. Деятельность П.В. Палиевского в течение долгих лет была несомненным ориентиром для многих ученых близкого ему и последующих поколений. Десятки специалистов – российских и зарубежных – вплоть до последних дней его жизни обращались к нему за консультациями по самому широкому кругу научных проблем. Обладая ярким талантом публициста и литературного критика, Петр Васильевич с начала 1960-х годов получил широкую известность как неравнодушный к судьбе России участник полемики о ценностях национального мира, о прошлом и будущем страны".

На теперь уже ставшей легендарной писательской дискуссии «Классика и мы», прошедшей в Центральном доме литераторов 21 декабря 1977 года и выявившей окончательное размежевание, с одной стороны, тогдашних «западников» и ортодоксальных марксистов, а с другой стороны –  «почвенников» и патриотов, Петр Палиевский выступил с основным докладом от «почвенников». Он напомнил, что классика, от Пушкина до Чехова, возникла на отношении к справедливости и состраданию к человеку как к высшей ценности, что ею были созданы те направления нравственного развития, «по которым будут развиваться будущие поколения…» Напомнил он и о знаменитой статье Гоголя «В чём же, наконец, существо русской поэзии…», выделив ней гоголевскую мысль о том, что литература будет устремлена в будущее, «когда мысль о внутреннем построении человека станет наконец всеобщей, всеми любимой и всеми признанной в России».

А самым по тем временам отважным и важным было напоминание Петра Палиевского  еще и о том, что в годы революции, когда русская интеллигенция вынуждена была эмигрировать за рубеж, «появился могучий противник, достаточно серьёзно претендовавший на своё понимание тех путей, которыми должна пойти культура, искусство и даже, если хотите, человеческий образ. Это было искусство авангардалевое искусство, сложившее свои нормы и понятия и попытавшееся в этот момент, когда культура находилась в состояниижесточайшего потрясения…" занять "руководящее положение в культуре нашей страны».

А в качестве главных «новаторских» особенностей авангардистов П. Палиевский отметил вот эти: «Принцип умелого захвата общественного мнениясовершенно новый для классического произведения, классических авторов, классического искусства»; «они предприняли попытку уничтожить классические принципы и заместить их собою»; «они решили интерпретировать классику. …Им всегда очень хотелось иметь прежде всего материал для переработки».

Говоря о репертуаре Большого театра, П. Палиевский указывал на почти полное исчезновение из репертуара опер Римского-Корсакова, иронически отзывался о тех, кто суть творчества видел только в «новаторстве», меняющем смысл избранного для постановки произведения, обращал внимание на то, что даже блестящий учёный и критик Михаил Лившиц не может опубликовать статью, в которой остро возражает К. Симонову, делающего ставку на авангардное искусство. И в заключение Петр Палиевский привел фрагмент из сказки В. Шукшина, в которой бесы разместились в храме и требуют от монахов изображать на иконах их, бесов, вместо святых отцов.

Старшим поколениям писателей запомнилась также статья Петра Палиевского "К понятию гения", истинная актуальность которой стала понятной лишь сегодня, когда "метод присоединения" посредственностей к гениям стал основным в технологиях производства современной модифицированной литературы.

Для русской литературы творческое наследие Петра Васильевича Палиевского всегда будет оставаться одной из наиболее ярких путеводных звезд.

                   Секретариат правления писателей России.

 

 

Секретариат правления Союза писателей России выражает глубокое соболезнование родным и близким Петра Васильевича.

Панихида пройдет 11 октября в 12.30 в Храме св. мучеников Адриана и Наталии (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95). Проезд: от станции метро ВДНХ (последний вагон из центра) – автобусы 136, 172, 244, троллейбус 76, 172 маршрутка до остановки «Школа» (путь на автобусе займет около 20 минут); от Ярославского вокзала – электропоездом до платформы «Лосиноостровская». Похороны состоятся на Бабушкинском кладбище г. Москвы.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную