Валерий СКРИПКО (г. Бодайбо Иркутской области)

НОСТАЛЬГИЯ ПО ДОБРОТЕ

(Обзор журнала «Сибирь» № 6 за 2019 год)

В этом году мы празднуем 210-ю годовщину со дня рождения славного героя России графа Н.Н. Муравьёва-Амурского. Шестой номер журнала «Сибирь» посвящён этой знаменательной дате. Трудно на сибирских просторах найти более яркую историческую личность, чтобы показать нынешнему читателю: как наше государство создавалось, крепло и расширялось, какой мощный патриотический и человеческий «ресурс» был задействован в этом великом деле! 

В наши дни дегероизация российской истории стала чуть ли не главным направлением многих СМИ. Опасная и вредная идеологическая игра на «принижение» наших национальных достижений отчётливо прослеживается в части учебных программ высшего и школьного образования. Применяются изощрённые способы воздействия на сознание учащихся и студентов с помощью лжи, замалчивания, искажения фактов. Самая главная задача русофобов-убрать из общественного сознания пафос, патриотический порыв, как идеологию в деле государственного строительства, уничтожить державную гордость, свойственную представителям именно русского менталитета. Журнал «Сибирь» возвращает нам это спасительное чувство, возвращает историческую память и её духовное наполнение. На первых страницах «Слово графа Муравьёва-Амурского о присоединении Амурского края в 1858-м году». Читаешь и дух захватывает от гордости за своих соотечественников: Вот она Россия!

Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая церковь молится за нас. Россия благодарит. Да здравствует император Александр и процветает под кровом его вновь приобретенная страна! Ура!»

В тот торжественный день в Благовещенске прозвучала речь и святителя Иннокентия-митрополита Московского. Конечно, святитель рад не тому, что появился новый источник обогащения для землевладельцев, новые угодья, леса и реки, а тому, что открылась «возможность, надежды и виды к устроению тысячи храмов в сем неизмеримом бассейне Амура.»! Вот где с особой силой проявилось православное видение жизни, её целей и смысла. Если здесь и возможно счастье, то только с помощью веры и единства православных христиан! А оно формируется постановкой и решением грандиозных общих задач!

Об этом же, и многом другом, главный редактор «Сибири» А.Г. Байбородин беседовал   с губернатором Иркутской области Сергеем Георгиевичем Левченко. Вспоминая благословенного героя России Н.Н Муравьёва –Амурского, говорили о проблемах нашего «вне-идеологического» нынешнего рыночного существования. К сожалению, к двум главным бедам-дуракам и дорогам – добавилась третья главная беда: алчность нашего доморощенного бизнеса.  Сколько не предупреждал потомков Карл Маркс о бессердечности капиталистов, которые ради большой прибыли готовы на любое преступление, а российские обыватели продолжали наивно надеяться, что наши купцы и промышленники будут добрее. Увы, со своим русским максимализмом, они превзошли «западников» по всем видам правонарушений. Опыт губернаторства Н.Н. Муравьёва показал: для этого власть должна быть неизмеримо строже и решительнее.

А.Г. Байбородин   отметил в беседе: «Обуздал или не обуздал Муравьев-Амурский тогдашнее купечество и ростовщичество, Бог весть, но благодетельных купцов приветил, а лукавых и дерзких усмирил… При жизни величаемый Петром Великим Восточной Сибири, Муравьёв-Амурский был отцом служивому люду, кроткому, совестливому, мудрому, положившему судьбу на алтарь Отечества, но был деспотом для сребролюбцев, мздоимцев, казнокрадов, льстецов, хитрецов и ленивцев. Сурово, но праведно властвовал губернатор Муравьёв-Амурский».

В силу особенностей нашего менталитета и самого жизненного опыта перед властью в России стоят в разных комбинациях одни и те же вызовы: участники беседы вспомнили, что одним из первых в России, губернатор Муравьёв-Амурский: «затеял борьбу против махинаций золотопромышленников; а борьба была опасна — преступная цепочка вела в Петербург. Рискованно было браниться и с откупами — шею свернут, ибо злоупотребления вошли в плоть и кровь лукавых дельцов, обвыкших покрывать воровство щедрыми взятками. Но «деспот» был не из робкого десятка и жестоко карал алчных казнокрадов чиновников и лихоимцев золотопромышленников.»

А ведь не было тогда у губернатора Муравьёва нынешних рычагов влияния, например, правящей партии, контролирующих органов, верных своей присяге. Только –благословение митрополита, моральная поддержка царя, и собственная железная воля.

Нынешнему губернатору С.Г. Левченко удалось добиться положительных результатов в экономике и социальной жизни тоже вопреки всем обстоятельствам. Избиратели области избрали его, атеиста, члена КПРФ, требуя прекратить вопиющие «рыночные» безобразия, в том числе в лесной отрасли. Успехи новой власти налицо: Губернатор рассказывает: «Мы рубим сегодня леса столько же, сколько рубили пять лет назад, но раньше от этой отрасли область получала 3 млрд рублей, а сейчас 10,5 млрд. Вопрос: куда раньше девались эти 7 млрд. рублей, кто покрывал эту ситуацию в разных органах власти и правоохранительных структурах?» Бюджет области вырос в два раза. И это при том, что губернатора от оппозиции –ни «царь» не жалует, ни СМИ не балуют. А уж на благословение представителей РПЦ губернатор Левченко может рассчитывать только за свои добрые дела.

Как бы там ни было, а успехи атеистов –коммунистов-это почти- метафизический упрёк всей существующей системе власти, прямой вызов сторонникам всей нынешней рыночной «модели» развития! Всем хозяевам страны пора задуматься и сделать практические выводы.

 Добавить оптимизма читателю должна вызвать и беседа писателя А.Г. Байбородина с главной администрации г. Иркутска Дмитрием Викторовичем Бердниковым. Прежде всего, отрадно, что на Иркутской земле могут успешно сотрудничать самые разные политические силы, деятели, казалось бы, непримиримо разных убеждений. А всё потому- что у них она общая любовь- родной город Иркутск и Прибайкалье!

 Раздел «скрижали истории» продолжает повествование о графе Муравьеве - Амурском. На этот раз всех ждёт подробный рассказ Владимира Иовлева об этапах жизненного пути будущего губернатора Сибири и Дальнего Востока. Ценность материала в том, что автор обратил внимание на формирование его мировоззрения. Николай Николаевич – ровесник своего тёзки великого писателя Гоголя, начинал, как и все представители элитной петербургской молодёжи, с честолюбивых карьерных устремлений!

 Мыслить по –государственному, быть решительным и бесстрашным офицером Муравьёва научила Польская война 1830-го года, в которой он участвовал адъютантом генерала Головина. Тогда у молодого офицера «открылись глаза» на истинную суть соперничества государств в мире. Это соперничество не знает пощады ради наживы и национального тщеславия. В этих целях используется -высокие идеалы, религия, все формы лжи и предательства. В то время Европа однозначно встала на сторону Польши, а политики, журналисты, поэты были едины в своём порыве сочувствия Польше и во враждебности к России.

Истинных российских патриотов поддержал Александр Сергеевич Пушкин. У великого поэта и русского офицера Муравьёва в сознании счастливо сформировался единственно-правильный взгляд на духовный путь России и её место в мире. Словно добрый ангел принёс им некие скрижали на белом облаке. А на скрижалях было написано: люби свой народ, не отворачивайся от него никогда! У вас, обитателей Русского мира, такая судьба- постоянно отбиваться от алчущего вашего добра остального человечества. Возможно, еще в каменном веке, вождь русского племени произнёс до боли знакомую фразу: у нас только два союзника-каменный топор и копьё с каменным наконечником! С тех пор на Руси в этом вопросе ничего и никогда не менялось, кроме новых видов оружия в качестве единственных союзников. 

Когда вы несколько часов летите из Иркутска через Амурскую область на восток –задумайтесь. Всё это огромное пространство сделал российским государственный деятель Николай Николаевич Муравьёв с верными ему и родине служивыми людьми.  (Олигархи хоть свечку поставьте в церкви в благодарность невольному благодетелю вашему.) Хочется снова и снова читать обращённую к Н.Н. Муравьёву, речь архиепископа Иннокентия от 21-го мая 1858 года, в день, когда был заложен храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и город Благовещенск.

«Наконец Господь помог вам совершить одно из вековых дел. Благословен Господь Бог наш, вложивый в сердце монарха нашего такую мысль и избравший тебя, богоизбранный муж, в орудие такого великого дела, и укреплявший, и укрепляющий тебя своею силою! Благословен Господь Бог твой, и благословен ты Богом Вышним, устроившим это, дело так вожделенно, мирно, дружелюбно и без средства оружия!»

 Нет надобности говорить здесь о том, какие выгоды, какие блага могут произойти от этого края для России. Это очевидно при самом простом взгляде…. Не время также и не место, да и не по нашим силам исчислять или оценять все твои заботы, усилия, труды, борения, твои подвиги, понесённые тобою к достижению этой одной из главнейших твоих целей. Их вполне может оценить только будущее население сего края и история.»

Добавляет новые «штрихи к портрету» губернатора Н.Н. Муравьева-Амурском и статья Артёма Ермакова о продаже Аляски Соединённым Штатам Америки. Историк Ермаков обладает чутьём на публичную ложь о России в корыстных целях. Автор приводит воспоминания российских историков о Н.Н. Муравьёве-Амурском.  В мировой идеологической борьбе есть чёткий «водораздел»: все люди, по сути, делятся на тех, кто любит Россию, и кто видит в ней только метафизическую угрозу для всего мещанского западного образа жизни. Наша национальная трагедия в том, что нам никак не удаётся вырастить критическую массу национально мыслящих граждан своей страны. В своё время учёный Л.А. Тихомиров   мечтал сознательно создать «монархическую породу» людей, чтобы «вся нация осознала преимущество монархической государственности перед другими формами власти и управильного строя» (1)

 Созидательный процесс создания сильной во всех смыслах державы, можно представить в виде возведения фундамента. Как и всякий фундамент, он требует строительных материалов, строго определённых по составу, количеству и качеству. Православие, самодержавие, народность! Это ведь не фантазии чиновника царского правительства, а выводы глубоко мыслящих учёных о том, какие «материалы» для крепости «постройки» и монолитности духовного фундамента - нужны именно нашему менталитету.

Но посмотрите на ход «строительства» Русского мира в течение всей нашей истории. Вы увидите, что каждый раз в «опалубку фундамента» очередной реформатор вкладывает всё, что ему заблагорассудится. Одному нужна Петровская Русь и он сыплет «европейские добавки» в русский «цемент», но «цемент» от чужих ему добавок – рассыпается при первом серьёзном давлении. Другому (Льву Троцкому) нужна социалистическая республика без Православия, «икон и тараканов» …, и он разбивает «опалубку» будущего здания, но взамен не может соорудить ничего нового!

 В начале 90-х годов прошлого века возмечталось русскому либералу (для собственного удобства, чтобы не за что не отвечать) жить в условиях демократии и парламентаризма, и он вообще лишает раствор крепости, насыпав в него горы словесного песка!  В итоге, крепкого фундамента до сих пор нет. Он по-прежнему «в процессе создания». Средний класс составляет только 16 процентов. (как сообщали недавно ученые на телепередаче ОТР) И выше мы подняться не можем. А это значит, что пока нет никакого «задела» на будущее, нет прочной основы, на которой мы можем развиваться веками без катаклизмов и передела собственности.

Очерк ГЕОРГИЙ АРУТЮНОВА о Ерофее Хабарове – продолжение настойчивой работы журнала «Сибирь» по созданию своеобразной летописи о первопроходцах Сибири и Дальнего Востока.  Хабаров себя увековечил на земле, которую он первым распахал и засеял. Самый большой город на Амуре — центр Хабаровского края — называется Хабаровск. В Амурской области на Транссибирской магистрали, на притоке Амура расположен посёлок городского типа, названный именем и отчеством первопроходца - Ерофей Павлович. А начинал он в Якутии и на севере Иркутской области. В 1641 году в устье реки Киренги зазеленела хлебородная нива. Впервые за всю историю этих древних полей коснулся плуг землепашца. И был этим землепашцем п ромысловый и торговый человек Хабаров.

Вверх по Лене, по Киренге и Куте, где климат был более теплым, лежали свободные от леса, освещенные солнцем земли — елани, как бы самой природой приготовленные для трудолюбивых крестьянских рук. Эти-то земли и приглянулись охотнику Хабарову. Будучи предприимчивым человеком, а по натуре своей еще и торговым, Хабаров первым сообразил, в чём имеет особую нужду новый необъятный край. Хлеб и соль! А еще для души-церковь и монастырь, куда он вложил немалые средства. Осталась в память о нём и деревня Хабарово на берегу реки Лены.  

Неземного происхождения тепло разливается в душе, когда напитаешься духовной радостью от чтения истории нашей родной Сибири! В ней показаны люди «сторожевые», Богом данные! –Они стерегут её от агрессии всех тёмных сил Вселенной!

Невозможно оторваться от чтения очерка Татьяны Шороховой «Возвращение домой, в Россию» о событиях 2014-го года в Крыму.  Автор сумел передать всю атмосферу противостояния участников митинга в Симферополе, и показать, как здесь одержало полную победу доброе, мудрое и несокрушимое русское православное сердце. Уже в который раз! Главное, у русского человека еще не кончились запасы терпения, которые позволяют ему не выходить из себя в самые критические моменты своей истории. У многих народов, составляющих наше пёстрое российское сообщество, как правило, возникало множество обид по самому разному поводу: от немудрых решений московских властей до «несправедливого распределения национального богатства» и прочее, прочее.  Главный враг человека, источник всех других грехов –гордость – в таких случаях –толкает на необдуманные поступки… Никто, как правило, удержаться от «служения» ей не может! Случилась какая несправедливость, например, сослали неблагонадёжных соплеменников в Сибирь или еще что…будут помнить до пришествия антихриста, мстить и портить кровь, а наш народ зла не помнит, ему дано особое терпение …бесценное, громадное.

Вот у крымских татар: «… исторические обиды советского периода еще не изгладились из памяти их сердец, поэтому есть и напряженность, есть и эмоциональные реакции по отношению к русским. Особенно это проявилось в дни киевского переворота, когда решалась судьба Крыма.»

А русскому обижаться не положено! Хотя этих самых «исторических обид» у него уже набралось так много, что коллективное чувство национального достоинства любого другого народа не выдержало бы, и он начал крушить всё вокруг. Но, к счастью, православием самим воспитан русский человек правильно понимать главное: надо любить и сохранять общее Отечество! Будет оно процветать, будет и всё остальное. И всем национальным меньшинствам вокруг будет тепло и уютно рядом с православным народом.

В грозовой атмосфере постсоветской России – за минувшие тридцать лет- многие из нас словно одичали. Сейчас читаешь в журнале «Сибирь» статьи, рассказы о добрых супругах, живущих душа в душу, о чутких жёнах, щадящих мужское самолюбие, и думаешь: господи, неужели такое возможно?

 Мы все устали от зла! Авторы журнала «Сибирь» это чувствуют: чтобы спастись от национальной катастрофы -нам надо вернуться к своей православной духовной основе! Эта потребность коллективной души народа чувствуется во всём строе нашей жизни.

 Не случайно, на празднике «Забайкальская осень» премия имени Михаила Вишнякова присуждена забайкальской писательнице, члену Союза писателей России Елене Чубенко. Она пишет о добрых стариках. Может, нам всем повезёт, и доброта авторов «Сибири» «отогреет» наши сердца, которые ожесточились от звериных нравов российского «рыночного» существования. Телевидение сошло с ума. Насмотришься видеосюжетов, и на ум приходят такие строки:

«Рынок» подлый нам Ротшильд вменил,
Каждый день лишь страданья и беды,
Кто-то снова людей расчленил,
Застрелил, закопал или предал!
Как нам вынести боль этих мук,
«Рынок» наш перед жизнью пасует,
Кисти кем-то отрубленных рук,
За отмену его голосуют!

Открывая раздел «Поэзия» в журнале «Сибирь», читатель всегда вправе требовать от «живописцев» поэтического слова такой же красоты, какой отличается сама натура – природа Сибири! Но сибирский читатель, чаще всего, так её любит, что никак ни стихом, ни песней –насытится не может!   Здесь сколько лирики не напиши, всё будет мало, всё неполно.

В шестом номере «Сибири» ярко представляет сибирскую природу поэт Виссарион Саянов. Повезло Ленским приискам на севере Иркутской области. Здесь провели детские годы два талантливых человека, ставшие потом крупными поэтами-это Виссарион Саянов (1903-1959гг) и Светлана Кузнецова. (Подборка её стихов опубликована в четвёртом номере «Сибири» за 2019 год) Замечательный, родной мне край! Отсюда родом еще один известный сибирский поэт Илья Фоняков. Здесь бывали многие крупные поэты России, которых я возил по приискам и «заливался соловьём» в качестве экскурсовода.  (И с классиками я в глухой тайге, как Хлестаков-«на дружеской ноге»)

Поэту Виссариону Саянову удалось более лирично и художественно отобразить жизнь в первозданном, огромном пространстве междуречья Лены и её притока Витима. В его стихах можно узнать особенности тех мест. Хорошо это или плохо для поэзии-судить читателю! Кто-то любит мужскую созерцательность, остроту наблюдения. Женский взгляд Светланы Кузнецовой окрашен чувством. Он видит не тайгу, а свои переживания в ней.

Поднимает еще выше праздничный настрой номера подборка стихов Владимира Скифа под названием «Я Приамурье вижу святорусским»!  Сам «именинник» -губернатор Муравьёв-Амурский порадовался бы, прочитав о том, какая яркая, интересная жизнь со временем расцвела на почти пустынных в его время просторах от Байкала до Сахалина! О ней образно и поэтично расскажут сахалинские поэты Николай Тарасов, Анна Сафонова, Владимир Плотников, Владимир Семенчик.  Последний особенно удивил богатством ритма, музыкой слога.

(Вообще, читая некоторые проникновенные строки из его подборки стихов, иногда хочется предложить в российской литературе использовать опыт нашей православной церкви, называющей своих священников клириками. И присваивать некоторым авторам почти так же звучащее на слух звание - лирикь! Во всей полноте объяснить смысл этого звания невозможно. Его можно только почувствовать.

Как здорово было бы на писательских съездах перед выходом поэта громко объявлять, например, так: поэт- лирик ИВАНОВ! И выходил бы выступать на сцену человек с вдохновенным выражением лица, с горящим романтическим взглядом от переполнявших его чувств, с тонко звенящим от волнения голосом! А потом бы выходил бытописатель, постмодернист какой –нибудь, скучный, глаза хитрые, злые. Видно, что всех соперников готов слопать! Вот тогда бы все почувствовали разницу между творцом и приспособленцем.)

С годами расцвел на наших глазах поэт-настоящий лирик Владимир Скиф. Всё вокруг сопутствовало тому, чтобы он стал большим мастером: невероятно поэтичная атмосфера Иркутска, соперничество и творческий азарт среди многочисленных друзей и коллег по литературным делам, светлый пушкинский оптимизм его доброй души в сочетании с сильным характером! О творчестве Владимира Скифа и его новой стихотворной подборке- лучше всего отозваться своими стихами, что я и делаю:

В посёлке Лермонтовском парень
Был для поэзии рождён,
Но, как пихтою в бане, парил
Нас всех пародиями он.
Хлестал он с яростью морпеха,
По спинам авторов лихих,
Их поливая умным смехом,
За неудачные стихи.
Но вдруг –и в нём проснулся лирик,
Запел какой-то ангел в нём,
И стало очень тихо в мире,
Блеснули звёзды в небе днём.
Топча беспечно мирозданье,
Прошёл оживший Пастернак,
Мелькнул Есенин ранней ранью,
Подав как-то тайный знак!
Уже смеяться не хотелось,
И жалко стало всех живых,
И так запелось, так запелось!
Наружу криком рвался стих!
Действительность совсем иная,
Искрилась и пускалась в пляс,
Лишь по названию земная,
В душе - небесной становясь.
Какие строки, виды, краски
Он потерял как пародист!
Срывая с графоманов маски,
Душой –лиричен-сердцем чист!
И так писать -душа алкала,
Чтоб критики со всей земли
Михаловское –к Байкалу
В честь строк его –перенесли!

В разделе «Проза» журнала «Сибирь» № 6 - никого не оставит равнодушным повесть С. Скалона «Живые деньги» с предисловием самого Василия Шукшина. Каждый читатель может во всём блеске представить себе Шукшина-критика в дополнение к писателю, сценаристу и режиссёру. А он в новой роли ярок и точен. Впервые повесть «Живые деньги» вышла в 1971-м году. Новая публикация-настоящая удача для всех читателей. Такого русского языка даже самые «матерые» из них еще не читывали. Кто покажет нам ярче всех наш родной край, как не талантливый прозаик, да еще –охотовед сибирской тайги? А это целая вселенная! Она еще органично чиста и до сих пор устроена по древним правилам выживания. Андрей Скалон описывает нам её через испытания охотника и судьбу двух верных помощников –охотничьих собак, полноправных героев. Они живут и страдают словно люди. Нельзя просто подбирая слова, так живо и так понятно описать всю трагическую человечность переживаний умных животных! Прозу подобного происхождения мы встречаем в «Прощании с Матерой» Валентина Распутина. Но там почти все страницы не написаны, а «продиктованы» свыше. У Андрея Скалона –«посланья» с неба встречаются как озарения по всему тексту повести.

«Дымка благодарно лизнула хозяйскую руку…. В глазах у собаки светилась невыразимая любовь и гордость за свой выводок.»  Но нынешний хозяин, охотник Арканя не знает жалости. Он уничтожает щенят, чтобы Дымка сосредоточилась исключительно на охоте. Дымка «… подходила к Аркане, смотрела ему в глаза, спрашивала: «Где мои дети?». Арканя отпихивал её ногой, а один раз ударил рукавицей по глазам: «Пошла, дура! Нашла время щениться, охоту срываешь!»

 Главный герой повести Арканя, болен теми же страстями, какими страдают остальные сограждане. Он затевает нелепую охоту накануне прилёта вертолёта… Лишний соболь, лишняя белка-это всё от азарта суетного человеческого общества. И азарт закономерно заканчивается трагедией! А её лучше не пересказывать. Пусть читатель сам переживёт её и станет добрее в общении с близкими. Может быть, повесть еще раз заставит задуматься всех сибиряков о судьбе родной великой тайги? Вот какую тревогу передаёт нам Андрей Скалон:

«… как будто всем всё равно. Не моё, даже не наше! Всё, что встретил, — моё, сегодня возьму всё, что смогу взять, а то завтра другой возьмёт. Любой бродяга — с договором, без договора — приходи, черпай до дна. Как Мамай. Да что бродяга, бич, сезонник! Мелочь какая-нибудь бестолковая, туристишка, забредёт и спалит всё дотла. Ничья тайга… Волновала Арканю тайга, расстилавшаяся внизу бесхозно: хоть вверх по хребтам, хоть вниз по урманам, по перевалам — всё твоё! Успевай, Арканя!» И это пишется в начале 70-х годов! В советское еще время!! С тех пор, положение стало только хуже.

Прожив тридцать четыре года своей жизни в таёжных краях, я могу добавить еще рассказы моих знакомых вертолётчиков о том, что они сами лицезрели, доставляя начальство по воздуху на рыбалку или охоту в таёжную глухомань. Пилоты не могли забыть лесных озёр, где от перенаселения тоннами погибала ценная рыба, а вокруг осыпались на землю и гнили сотни тонн ягод и грибов. Что мы за люди? С небывалой отвагой осваиваем новые земли, потом защищаем свою страну от очередных претендентов на её богатства, а потом …вот так отворачиваемся от её природных даров, словно не знаем, что с ними делать, как их умно взять, не навредив природе. Или бросаемся без разбора брать у неё самое ценное, уничтожая природные условия для выживания флоры и фауны. 

Наша неискоренимая бесшабашность подмечена автором повести в описании самой подготовки к охоте, когда, отправляясь в тайгу в одиночестве, герой не позаботился об исправном топоре. Да не только топор охотник-любитель «по пьянке» забыл исправить. В душе у него, как до сих пор и у многих из нас –порядка нет! Где в ней обычное для нормального человека сострадание? Где чувство ответственности за судьбу преданных живых существ? Даже доброты –характерной для широкой сибирской души, и той нет. А ведь, судя по всему, жизнь у этого баловня судьбы удалась! Для счастья есть самое главное-надежная любимая «вторая половина». По числу положительных качеств жена Аркани не имеет себе равных в мире. Посудите сами: «… из колонии ждала, из армии ждала, письма писала. Кольку родила. До самой больницы по дому летала, прямо от печки увезли. Чтобы по пиджакам получку шарить, чтобы упрекнуть, когда выпившего?! Знала, что, если выпил Арканя, значит, надо было; если денег мало принёс, значит, надо было; если друзей привёл — молча собери на стол, улыбнись, пригуби, в разговоры не свои не мешайся.

Чтобы совсем поразить рядового читателя, который слыхом не слыхивал о существовании подобных идеальных жён, автор повести не забыл добавить, что супруга у охотника еще и очень красивая. После этих слов, в наших читательских глазах главный герой окончательно превратился в совсем несимпатичного потребителя радостей жизни, которые он ничем не заслужил! И еще –упрёком всем живущим на благодатной российской земле: как же надо ценить то, что имеешь! Жаль, что масштаб повести (или почти рассказа) не позволяет автору углубиться в тайны характера охотника, чтобы доискаться: за что ему такие блага и почему он так неблагодарен!?

В разделе «Публицистика» опубликован материал Василия СКРОБОТА под многозначительным названием «Слово». Предмет разговора всеобъемлющ, почти как слово Жизнь.

«Только СЛОВО формирует идеологию и пропаганду. Оно — главный и основной фактор воспитания и становления человека и общества в целом. Со слов начинается повышение благосостояния и уровня жизни. Качества жизни, как любят сейчас говорить чиновники. Но где результат? Что, мир перевернулся? Что, СЛОВО потеряло свой исконный смысл, или мы сошли с ума?

Возможно, здесь автор приблизился к существу проблемы бытия русского языка в наше время. Имеется ввиду предположение о «потере смысла». Но Слово, как метафизическое понятие, «потерять свой смысл» в принципе не может, потому- что оно создание Бога. То, что не нами создано, не нам и «терять»! В Слово заложен весь предшествующий человеческий опыт существования. Скорее всего, мы имеем дело с изменением самого отношения к Слову. Современному прагматику, обслуживающему нынешний технологический уклад, в практической деятельности нужны только слова, «пригодные» для информационного общения с себе подобными. Например, первым попавшимся словом –«токсичный» у нас в разговоре и в СМИ могут назвать человека или общество, которые у кого-то вызывают неприятные чувства. Примеров такого упрощения и подмены в современном русском языке –тысячи! 

У греков для семи разных понятий любви существует семь разных слов. Так легче объяснить смысловое наполнение, оттенки самого понятия. Современный российский обыватель, чаще всего, пользуется одним неудобоваримым, дурацким, набившим оскомину словосочетанием из американских сериалов - «заниматься любовью». Он не знает и не хочет знать о «семи греческих разновидностях», не стремится их осмыслить и тем более пытаться перевести на свой язык и использовать в жизни. Реально –эти семь греческих разновидностей любовных чувств –он давно не испытывает!

«СЛОВО — это то, что связывает нас с человеком, с природой, со вселенной.» -пишет автор. До недавнего времени это так и было. Теперь многое изменилось. Современный активный член всемирного общества потребления имеет множество других способов коммуникационной связи с внешним миром. Видеоряд из самых разных электронных систем даёт ему две трети всей полезной информации. От слова нашему бизнес-современнику нужен только информационный минимум, который сможет пригодится в конкретной ситуации.

Слово как носитель именно духовной информации стало практически ненужным информационным средством, поскольку исчезла потребность в изучении самой духовности и приобщении к её богатствам. Современный мыслитель идёт по пути изучения физического мира. Автор пишет: «И не знаю, достигнет ли современная техника языка познания мира, но я верю в то, что на языке техники -это может и возможно, а вот слово останется СЛОВОМ»

Современный человек (по крайней мере на Западе) перестал заниматься духовными поисками и поэтому никакого «языка познания мира» ему найти не удастся, потому – что «язык техники» не предназначен для метафизических исследований, как кусок водопроводной тубы вместо телескопа не годится для изучения далёких звёзд и галактик!

Удачно выразился недавно Андрей Пермяков в одной рецензии: «каждый из представленных в статье авторов… говорит нечто важное и новое о человеческой сущности. В противном случае сочинять и разбирать прозу смысла нет!»  (2) Единственная ценность письменного творчества в любой форме именно в этом. И читатель будет благодарен именно за то, что писатель открыл в нём самом. Вопрос в том-остались ли читатели, которые хотели бы в себе поглубже разобраться, чтобы в результате поисков найти в себе духовную гармонию? Обнаружить вдруг, что кроме наслаждений, которые даёт материальная обеспеченность, существует огромный мир наслаждений духовных. Но этот мир надо открыть, а без новых русских писателей –классиков, в том числе и почвенников, тут не обойтись. Вопрос в том, каким количеством читателей это будет востребовано? Либеральной части российской интеллигенции и уже переориентированной ею части молодёжи, это точно не нужно!   В своей книге «Текст как текст» президент российского ПЕН- клуба Андрей Битов провозгласил наступление качественно- нового этапа письменного творчества в условиях рыночных отношений: «Литература перестала быть частью культуры, она стала занятием».  (3)

Добавим от себя, «стала занятием, предназначенным для развлечения читающей публики.» В обществе потребления ничего другого от литературы и не требуется. С «культурой» одни хлопоты. С поисками нового в человеческой сущности –тоже. Потому-что в процессе поисков можно нечаянно «откопать» в натуре современного человека –даже глубоко запрятанную совесть, стыдливость, осуждение откровенно звериных нравов капитализма. Какому издателю нужна такая «головная боль»!

Раздел «Критика» посвящён писателю-историку начала девятнадцатого века Николаю Михайловичу Карамзину. Влияние его трудов на общественное сознание российского общества ощутимо до сих пор. Это убедительно показал автор очерка Дмитрий Володихин. С его выводами и определениями можно не соглашаться, спорить, но при всём этом, надо признать право на жизнь многих его оригинальных оценок и сравнений в описании творческого пути Карамзина.

В очерке верно подмечено, что: «до него Россия, даже в героическую эпоху наполеоновских войн, видела в своем прошлом какую-то чаадаевскую околесицу: междоусобные драки князей, невнятный деспотизм царей, передвижения непросвещенных громадных масс в чащобы и к берегам дальних морей, по внешней видимости, лишенные высокого смысла. Какая-то кочевая азиатская страна, приграничье Европы, которое Петр Великий вписал в европейские окраины….

И вот является Карамзин со своей «Историей государства Российского» и дарит современникам то, чего они оказались лишены: свою историю, изложенную так же красиво, как европейская или античная; своих героев, живших, творивших, сражавшихся с не меньшим благородством, смелостью и высотой духа, чем Солоны, Фемистоклы, крестоносцы.»

В истории России того периода Карамзин был судьбоносным явлением. Волей божественного промысла в нём пробудилось русское национальное самосознание.

«Пусть греки, римляне пленяют воображение… — писал Карамзин, — но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое… сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем…»

Интеллектуал-дворянин впервые ощутил волнение своего сердца при воспоминании о ярких событиях русской истории.  Любовь к родному отечеству вышла из сердца и «перенастроила» разум, очистила его от прежних увлечений и беспочвенных фантазий. Подсознание, генная память о коллективном, бессознательном - «взбунтовались» именно в Карамзине. Он еще не до конца верит этому судьбоносному пробуждению. Он еще робок и не смел в проявлениях русского патриотизма. В прозападном дворянском Петербурге историку нужно было проявить изрядную смелость, чтобы заявить: «… однако ж смело можем сказать, что некоторые случаи, картины, характеры нашей истории любопытны не менее древних».

Николай Михайлович дал русскому обществу эти картины и эти характеры. Оно хвалило Карамзина, ругало, возносило, мешало с грязью, но с неизменным упоением читало новые и новые тома «Истории государства Российского», напитываясь теми умственными яствами, по которым испытывало смутную тоску, еще не зная, как назвать их и откуда взять.  Карамзин угадал тайную тоску России по своим героям, а потом насытил ее своими трудами. Этим он велик

Но это было только начало «строительства национального самосознания». И трудно было ожидать, что в тех исторических условиях и при том уровне общественной мысли – даже такому талантливому писателю, как Карамзин, по силам было еще глубже осмыслить задачи национального развития. Поэтому встречаются в книгах Карамзина мысли, свидетельствующие о том, что он еще не до оценивал значение особенностей нашего менталитета, считая некоторые его черты препятствиями к прогрессу и пережитками языческого прошлого.

В моём очерке, который редакция журнала «Сибирь» любезно согласилась напечатать в том же, шестом номере, и в том же разделе «Критика» -  я привожу другие высказывания Карамзина, где особенно отчетливо проявилась недооценка им достоинств нашей особой цивилизационной модели, основанной на Православной культуре. Еще раз мысленно вернёмся к началу девятнадцатого века. Об этих сложных категориях мало кто думал. Мы еще привыкли «прогибаться» под Запад, еще боялись заявить о своём праве на национальное достоинство. Вот как мыслит самый передовой русский человек того времени Карамзин: «деды наши, уже в царствование Михаила [Федоровича] и сына его [Алексея Михайловича], присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как благоприятствовало оно любви к Отечеству и нравственной силе оного!

Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством?»

Почему патриотическая работа для укрепления нравственной силы общества - это заблуждение?  Почему заявить о своём достоинстве в школе иноземцев –это дерзость? В этих «оговорках по Фрейду» еще ощущается некий комплекс неполноценности, и фантомы русского интеллектуального преклонения перед западной культурой. Но в лице Карамзина –русская нация начала осознавать себя и своё место в мире.

К 85-летию писателя Альберта Гурулёва журнал «Сибирь» подготовил статью Валентины Ивановой о юбиляре под названием «В распахнутых от счастья глазах».

Собственно, по образности и общему настрою –это не прозаическое произведение, а небольшая поэма о писателе, погружённом в живую среду города, пёструю, поэтичную, неповторимо иркутскую. Хотел бы дополнить рассказ В. Ивановой по поводу песни «Иркутск-середина земли».  Это была не просто «известная когда-то мелодия», а самый настоящий Гимн города Иркутска, и слова этого гимна написал мой первый наставник в поэтическом творчестве, поэт Марк Сергеев. Поэтому сей исторический факт и остался в моей памяти. Было бы интересно узнать: какова дальнейшая судьба этого произведения?

Материал В. Ивановой – тоже своеобразный гимн сибирскому городу писателей и поэтов. Свое вдохновение, свой взгляд на сибирскую природу и жизнь сибиряков принёс сюда Альберт Семёнович Гурулев. Редактор журнала «Сибирь», организатор издательства «Папирус», прозаик Альберт Гурулев никогда не смотрелся писателем «второго ряда» в «тени» великого Валентина Распутина. У него был свой жизненный путь и своё творческое предназначение.  Почитайте его прозу, и вы убедитесь в этом. В. Иванова пишет: «судя по роману «Росстань» и природным сказам, писатель Альберт Гурулев родовой памятью крепко увязан с казачьим и крестьянским пахотным миром, с миром забайкальских скотоводов и скотогонов, с миром рыбаков и охотников, отчего и с любовным ведением пишет эти полуслитые русские миры, где царствует природа — Творение Божие, где все зачинается с природы, живет в природе и завершается природой. А посему, что и обычно для традиционного русского писателя, не порвавшего пуповинной связи с природным, народным миром, Альберта Гурулёва можно повеличать и сибирским природописателем

Одна у них с Распутиным общая любовь – Россия!

70-летию со дня рождения народной артистки России Людмилы Стрижовой посвящен очерк Татьяны Сазоновой «Солнце видела я в отраженье росы». Форма живой беседы актёров с журналистом очень подошла к теме: передать светлый образ недавно ушедшей от нас актрисы, воспринявшей православный дух на генетическом уровне. Рассказ о таких людях в журнале поражает своей сердечностью, от которой мы все уже успели отвыкнуть.

«Мы как-то душами что ли соприкасались, -  вспоминал артист Иркутского ТЮЗа Владимир Безродных. - Стрижова очень любит Шукшина. Я люблю Василия Макаровича. Вот иду по театру, бормочу его рассказ. Текст выучил. Она говорит: «А давай спектакль сделаем». — «А давай». Нашли очень хороший рассказ на троих. Называется «Бессовестный». Ну, это надо смотреть, конечно».

Автор очерка погружает нас в атмосферу театральных поисков, эмоций, актёрских фантазий.  Тут же следом помещены замечательные отзывы нашего великого земляка Валентина Распутина о писателе Шукшине. Так на иркутской сцене-этом маленьком островке бескрайней России, создавалась русская культура, православная по своей сути. В любви к прозе Василия Макаровича Шукшина три артиста ТЮЗа сошлись душа в душ: Людмила Стрижова, Владимир Безродных, Людмила Попкова. Её тёзке Стрижовой снова пришлось, а вернее, посчастливилось играть старух, теперь — шукшинских старух.  На премьере в Доме актера среди зрителей был Валентин Григорьевич Распутин. После спектакля его попросили сказать слово: Прекрасное выступление лучше не комментировать, а привести целиком.

Распутин говорил, что у Шукшина был «очень редкий, совершенно редкий дар. Писал он как Бог на душу положит — и все получалось совершенно прекрасно. Слава Богу, что вы сделали это представление. Простите за грубое слово «представлю». Писатели бывают ведь разные. Есть очень талантливые, а есть просто народные. Вот Шукшин — просто народный. Говорить, что он не талантливый, нельзя, но народный — это звание гораздо больше, чем талант. Я не знаю, у нас в XX веке, по-моему, только три народных писателя: это Есенин, разумеется, это Николай Рубцов и это Шукшин. И неважно, как они пишут, что пишут. Так это естественно, так это само выговаривается. И вот рассказы эти тоже. Я сам как бы профессионал, я знаю, как это может задумываться. Писать — значит ставить какие-то точки, паузы делать, сделать текст более плотным, потом опять его разрядить. А тут просто Господь, Господь или кто нашептывает ему так, что можно записывать. А может, он отошел, а кто-то взял и записал, а Шукшин подошел, чуть-чуть подправил — вот и все. Такое ощущение. Это редкий дар. Я порадовался за вас. Потому что вы подобрали рассказы, которые нужны были здесь. Случайно это или не случайно получилось, но вы взяли самое главное у Шукшина… тут герой его ищет праздник».

Да и праздник настоящим может быть только, когда чувства всех празднующих пребывают в гармонии душевной теплоты! Я помню, как в одном столичном толстом либеральном журнале в конце 90-х годов духовный чужак-литератор, как поносом, исходил сарказмом по поводу стихов Николая Рубцова, ставших известной песней. Цитируя строки: «в комнате моей светло, это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды» -литератор уверенно заявил, что это написано о том, как мать «отпаивает» поэта, который мучается с похмелья.

 Чудо озарения комнаты от света одной маленькой звезды за окном –такому литератору неведомо, потому- что страна не своя. Он к ней «не подключён», как компьютер к сети интернета. Для работы духа не хватает необходимых соединений, чтобы чувствовать так же, как Рубцов чувствовал с родиной «самую жгучую, самую смертную связь»! Поэтому «обесточенный творец» всё время психует, поэтому ищет повода что-нибудь осмеять и в чём-то найти какую-нибудь пакость!

Людмила Стрижова не играла роли, а жила внутри своей страны, как духовного понятия, воплощаясь в образы её жителей. Рассказ о её жизни и увлечениях-полон трепета и лирики творческого принявшего «Русский мир» человека. Кто начинает свой творческий путь на сцене или в литературе-прочитайте этот рассказ обязательно. Почувствуйте, какая в советское время складывалась в творческих коллективах теплота и солидарность!

Путевые заметки Олега Петрова о поездке в Забайкалье радуют прежде всего приметами нового отношения к Православию в этом краю, который издавна являлся местом расселения старообрядцев. Суровый степной океан, где вместо волн, поднимаются зелёные валы травы, словно подобрел и преобразился от присутствия церковных куполов, библиотек и монастырей.
 
Там, вдали за рекой
Показался Чикой!
Трав предзимних покой
Душу мне успокой!

Читая увлекательный отчет о поездке в Чикой группы писателей и поэтов, живо представил я себе центр космической разведки США, где идёт обсуждение снимков со спутника. На фото –Забайкалье, давно известное своими военными традициями. И вот воображаю, что американские специалисты по разведке в поте лица ищут в местах, по которым в сентябре 2019 –го года путешествуют писатели, пусковые установки ракет, танковые полигоны, но, вместо этого, видят патриаршую церковь, видят забайкальскую краевую библиотеку имени Пушкина, где начинается Всероссийский литературный фестиваль «Забайкальская осень»; видят село, где ухоженная школа с богатым музеем; долго разглядывают строения, где святая обитель - монастырь.

Сотрудники космической разведки США радуются отсутствию военных объектов на снимках, но тут специалист по России замечает: «пока есть у них духовная жизнь, на Россию нападать нельзя. Их победить не удастся! А вот когда останутся одни внедорожники и мангалы, одни кафе и развлекательные центры, когда творческих людей захватит коллективный гипноз довольства от благополучия, тогда другое дело! Тогда им не устоять

Представив эту «картинку», я бы еще от себя добавил: пока еще есть у нас, в России, «неуспешные» романтики, голодные энтузиасты своего дела, для которых материальные блага и комфорт –совсем не цель жизни, пока большинство жителей регионов еще преодолевают огромные российские пространства в плацкартных вагонах без исправной вентиляции, мы еще способны удивить западный мир и противостоять ему. А на пресыщенный желудок больше всего хочется спать…в том числе и духовно! Будет у «рыночного творца» дорогой внедорожник, а также свой личный Пегас на привязи в личной конюшне, своя «Муза» на роскошной вилле в Италии…и прочее, прочее. Но творчество покинет его. Иногда по ночам где-то в иные миры ушедшая его творческая душа голосом Василия Шукшина будет кричать: «праздника хочу, праздника»!

Слава Богу, что на праздник книги «Забайкальская осень» писатели и поэты за редким исключением, путешествовали все вместе, как в старые добрые времена. Журнал «Сибирь» представлял его главный редактор, писатель Анатолий Григорьевич Байбородин. Эта поездка для народного, по своей сути, прозаика - особенная: наконец-то сбылось его давнее желание побывать в раскинувшемся рядом с Красным Чикоем селе Барахоево, откуда родом его мама и дедушка. Родина предков -она, словно начало лестницы на Небо, в Царство Божие. Здесь определённо –место особенное. Богат талантами Чикой! Краснодеревщики и художники, рукодельницы и композиторы-песенники, поэты и прозаики-и это при таком небольшом количестве жителей!

Велика Россия, как особая вселенная. И прекрасными, добрыми людьми она еще богата, как звёздное небо –звёздами!

Приложение:

1)Л.А. Тихомиров. «Религиозно-философские основы истории», Москва, ФИФ,2015 г. Стр.13-14
2) Журнал «Новый мир», 2019 г, № 4, стр.178
3) Андрей Битов. «Текст как текст», издательство Arsis Books, 2010 г.стр.35

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную