Фото Марины Чепурных 28 ноября 2019 года в Литературном музее Смоленского государственного университета состоялась презентация книги «Полилог в контексте времени». Издание, увидевшее свет в смоленском издательстве «Свиток», приуроченное к 95-летию Смоленской писательской организации, представляет собой внушительный по объему том (544 страницы, 34 п. л.) ценных архивных документов, отражающих важные этапы в истории Смоленской писательской организации в XX веке, и предназначено для историков, филологов, краеведов и всех интересующихся историей культуры Смоленского края. От редакторов Год назад на кафедру литературы и журналистики Смоленского государственного университета обратился член Смоленского отделения Союза писателей России, писатель и журналист Николай Николаевич Чепурных. В течение долгого времени он кропотливо собирал материалы по литературному краеведению, имеющие отношение к истории смоленской писательской организации. Среди них материалы из личных архивов писателей, воспоминания, письма, фотографии, выборки из местной периодической печати, выдержки из книг и монографий, в которых упоминаются смоленские авторы. Львиную долю составляют документы из фондов Государственного архива Смоленской области. Здесь мы найдем, в частности, текст речи краеведа и журналиста С.М. Яковлева, произнесенной на дне открытия в стенах Смоленского государственного педагогического института в 1973 году Литературного музея. Этот текст содержит обзор богатых связей русской литературы со Смоленской землей, связей, которые еще предстоит серьезно изучить. На протяжении многих лет в смоленских газетах вел свои краеведческие рубрики историк, архивист, писатель М.Н. Левитин. Н.Н. Чепурных собрал подборку его публикаций о литературной жизни города в XIX-XX веках. В собрание Н.Н. Чепурных попало немало ценных, ранее не опубликованных документов из личного архива Н.Г. Антонова, возглавлявшего смоленскую писательскую организацию с 1965 по 1970 годы. Целый большой раздел составляет коллаж из документов разного происхождения, освещающих период революции, гражданской войны, Пролеткульта, РАППа, документов, проливающих свет на деятельность очень яркого литературного объединения 1920-х годов «Арена». Отдельная драматическая страница – I Всесоюзный съезд советских писателей в 1934 году и судьбы его делегатов, в течение нескольких после съезда лет незаконно арестованных, расстрелянных, умерших вследствие преследования. Не обойден вниманием Н.Н. Чепурных и вопрос Смоленской поэтической школы. В центре – документы и выдержки из публикаций разных лет автора гипотезы о существовании этой школы критика А.В. Македонова, воспоминания о ее ключевых фигурах – М.В. Исаковском, А.Т. Твардовском и т.п. Период Великой Отечественной войны представлен сенсационной публикацией В. Христофорова о найденном поисковиками архиве писательской роты, воевавшей на Смоленской земле и попавшей в так называемый «Вяземский котел». Самая большая часть собранных материалов представляет собой документы из фонда Р. – 3473 Государственного архива Смоленской области. Это, главным образом, протоколы собраний писательской организации за полвека, начиная с 1940-х годов. Н.Н. Чепурных копировал избранные протоколы, не подряд, опуская обсуждение чисто хозяйственных и рабочих вопросов. И в отобранных им документах есть не расшифрованные из-за неразборчивости почерка или повреждения бумаги места, вынужденные купюры. Н.Н. Чепурных осуществил большой подвижнический труд, значение которого трудно переоценить. Однако отсутствие опыта и специальной филологической подготовки сказалось на том, что к отобранным и скопированным документам отсутствуют необходимые ссылки и научные комментарии, чтобы издание могло считаться научным. Восполнить эти лакуны – дело не одного года. И оно непременно будет завершено усилиями сотрудников кафедры литературы и журналистики СмолГУ, Литературного музея университета, молодыми учеными. А пока нами было принято решение опубликовать часть собранных Н.Н. Чепурных материалов, содержащую непосредственные документы – избранные протоколы заседаний Смоленской писательской организации из указанного фонда ГАСО. Пусть поэтика протоколов красноречиво расскажет о сложном полилоге голосов смоленских писателей в контексте драматического времени – второй половины ХХ века. Л.В. Павлова, |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||