Людмила БИРЮК (Краснодар)

НАД ВЫМЫСЛОМ СЛЕЗАМИ ОБОЛЬЮСЬ…

(О творчестве начинающих прозаиков – участников краевого литературного семинара 2020г.) 

Открытый краевой семинар молодых и начинающих литераторов, посвящённый 75-летию Великой Победы,  завершил свою работу в Краснодаре. Он проходил при поддержке Министерства культуры Краснодарского края, благодаря которой в числе руководителей были не только члены правления КРО СПР Вячеслав Динека, Людмила Бирюк, Наталья Широбокова, другие кубанцы, но и титулованные Василий Дворцов, Сергей Гловюк (Москва), Елена Машукова(Орёл), что помогло семинару приобрести, практически, всероссийский уровень. Ведь и среди почти 50 участников вместе с кубанцами — жители Крыма, Калмыкии, Ростовской области.
Результаты семинара вполне убедительны. В Союз писателей России рекомендованы поэты Анастасия Фетисова Краснодар) и Ирина Иванченко (Новокукбанск). Виктория Ерух (Краснодар), начинающий поэт, сможет принять участие во Всероссийском семинаре в Химках, как и юный прозаик Даша Лакиза(Анапа). В секции прозы кандидатами в СПР стали Руслан Тосунов(Краснодар), Виталий Никитин(ГШорячий Ключ) и Леонид Барановский (Ейск).
Организатор и руководитель Открытого краевого семинара молодых и начинающих литераторов - председатель КРО СПР Светлана Макарова-Гриценко.

Иногда приходится слышать, что литературные семинары не нужны, поскольку истинный талант сам, без посторонней помощи пробьет себе дорогу, а если его нет, то лучше заняться другим делом. Но практика доказала, что это не так. Как и любой профессии, писательскому мастерству надо учиться. Нередки случаи, когда обладатель скромных способностей достигал больших результатов, благодаря правильному отношению к критике и ежедневной упорной работе над своими произведениями. А бывало, тот, кому прочили большое литературное будущее, быстро «сдувался», и при первой же неудаче терял интерес к творчеству.

Готовясь к очередному литературному семинару, мы с особым вниманием отнеслись к школьникам. Среди них были совсем юные, 12-летние Алина Галенко и Арина Митрохона, сочинившие романтические сказки о дружбе, верности, взаимовыручке и чувстве долга. Порадовали и старшеклассники, представившие на суд руководителей, членов Союза писателей России, свои рассказы и очерки. Требования к произведениям предъявлялись без всяких скидок на возраст.

В отрывке из повести «Целебные травы» семнадцатилетняя Даша Лакиза из Анапы, рассказала о том, что интересно и близко ей самой: о конном спорте, азарте спортивных скачек, повадках лошадей, отношении людей к животным. Но прежде всего ее повесть посвящена человеческим взаимоотношениям. В трудный момент соперники проявляют настоящее благородство и, жертвуя успехом в соревновании, помогают друг другу,.

Краснодарская школьница Елена Соколова, которую до сих пор мы знали как трепетного лирика, прислала суровый рассказ о войне «Все они живы», в основе которого – реальные события из жизни ее прадеда Андрея, советского воина, прошедшего тяжелые испытания: ранение, плен, партизанский отряд… Рассказ Елены подкупает любовью к Родине и гордостью за своих предков, с честью выполнивших святой воинский долг: «Мы идем в строю «Бессмертного полка», и я знаю, мама, что все они живы. Все живы…».

Рассказ Анастасии Болдарь «Дух свободы» по идее и сюжету чем-то перекликается с поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Автор утверждает, что человек не может существовать взаперти, для нормальной жизни ему нужны свобода, радость общения с природой и другими людьми… Жаль только, что автор, сама носящая красивейшее русское имя, назвала своих героев именами из американского фильма «Трансформеры» – Бамблби и Оптимус.

Среди школьников, приславших свои работы, хочется отметить Петра Жиглатого написавшего большой художественный очерк о нескольких поколениях своей семьи, которым довелось пережить тяготы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Их судьбы чаще всего трагические, сломанные, с невосполнимыми потерями. Интересно лирическое эссе Александры Таранец «О чем плачет тополь» – размышления возле памятника Неизвестному солдату. Слушая учительницу, школьница представляет, что о герое-земляке ей рассказывает старый тополь, свидетель страшных лет войны. Однако, на войне случались не только трагические, но и курьёзные эпизоды, о чем рассказала Наташа Федоренко в очерке «100 слов о войне»: в темноте наши часовые приняли быка за нарушителя границы…

Рассказ школьницы из Кропоткина Елены Ярошенко «Выбор» состоит из двух частей, разных по времени и содержанию, но связанных между собой единым авторским замыслом. В первой части говорится о современном школьном мире, о подругах – простых девчонках, от которых героине предлагают отказаться «школьные аристократки», суля за то большие бонусы… Вторая часть – рассказ дедушки о войне, героизме, верности и предательстве. В финале звучат слова деда, обращенные к внучке: «Тебе решать, стоит ли предавать настоящую дружбу, размениваясь на призрачные надежды…».

Нетрудно заметить, что большинство рассказов юных и взрослых авторов посвящены Великой Отечественной войне. Это неудивительно, ведь нынешний год особенный: мы отметили 75-летний юбилей Великой Победы. Той самой, которая у нас «одна на всех», и за которую заплачена безмерно высокая цена: десятки миллионов жизней советских людей. Кто мог подумать, что настанет время, когда великий подвиг нашего народа будут поливать ложью и грязью? И кто? Наши союзники по антигитлеровской коалиции, а также страны, которые Красная Армия когда-то освободила от фашизма.

О войне рассказывают в своих произведениях и взрослые участники семинара Роза Воеводина («Плата за проезд…»), Любовь Ишунькина («Память сердца» и другие рассказы), Владимир Капуста («Русишь партизанен»), Марина Мелихова («Дети войны»), Ольга Сергань («Их было шестеро»), Людмила Чекменева («Обычная история»), Александр Шахлай («Воспоминания о детстве»)…

Руководители семинара испытывают глубокую благодарность ко всем авторам, написавшим о великом подвиге нашего народа. Пусть герои, павшие за нас на полях сражений, живут в произведениях наших земляков-современников, правдивых, художественных, неравнодушных… Но, к сожалению, некоторые произведения о войне портят литературные погрешности, возникшие в результате слабого знания военного дела. Приведу примеры.

В маленькой трогательной повести о своем детстве Александр Шахлай практически не допускает ошибок, когда описывает мирную жизнь. Но в описании войны встречаются стилистические неточности: «Однажды, перед наступлением нашей армии, батарея моего отца получила приказ обработать снарядами территорию, где потом пройдёт пехота». Во-первых, словосочетание «батарея моего отца» может означать, что отец был командиром батареи, а это не так. Поэтому лучше написать: «батарея, в которой служил отец». Во-вторых, что значит: «обработать снарядами территорию»? Вероятно, «провести артподготовку территории»?

А вот, ни дать ни взять, кадры старого советского кино, где немцев показывали недотепами и придурками: «взбешенные упорством советских воинов, гитлеровцы открыли ожесточенную стрельбу. Потом начали бросать гранаты в окна. Но их гранаты с длинными ручками задевали рамы и падали обратно. Одна граната влетела в комнату. Макеев схватил ее и выбросил обратно фашистам». (Зоя Сизова. «Их было шестеро»).

Заметьте, ни одна граната не разорвалась!

Очень любят авторы рассказывать, как тяжело раненные солдаты проходят расстояния в десятки километров: «Несколько суток, тяжелораненый в ногу, днем прячась в камышах вдоль Дуная, Петр добирался до госпиталя. К несчастью, все его документы утонули. Когда он приполз в госпиталь, его хотели отправить куда-то для выяснения личности. В отчаянии он выхватил пистолет и направил на врача». (Петр Жиглатый «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи»).

У Елены Соколовой герой, так же «тяжело раненный в ногу осколком снаряда», идет в колонне военнопленных «через Украину и Польшу до Восточной Пруссии. Идти приходилось пешком, преодолевая за день огромные расстояния».

Конечно, литературные «блошки» можно найти даже у опытных писателей, никто от них не застрахован. Но в произведениях о войне нужно быть особенно осторожным: ведь любую неточность наши политические противники могут использовать против нас.

Итак, почти половина работ, присланных участниками семинара, прямо или косвенно затрагивает тему Великой Отечественной войны. А остальные? Признаться, каждый раз, приступая к чтению рукописей, руководители втайне надеются открыть «звезду». Скажу с уверенностью, звезды в нашем семинаре есть, но их дальнейшая писательская судьба полностью зависит от трудолюбия и преданности своему делу.

Важно следовать своей натуре, писать о том, что тебя волнует. Руслан Тосунов – один из самых талантливых писателей-натуралистов Кубани, мы помним его по прошлым семинарам, когда не только участники, но и руководители не могли сдержать слез, читая о судьбе его четвероногих друзей. В своей новой повести «Вольная воля или стиль кубанских охотников», Тосунов рисует все радости охоты: развлечения, розыгрыши, выпивку на привале у костра, доверительные беседы «за жизнь». Словом, всего вдоволь… кроме животных. Зверье в романе встречается крайне редко. Где же захватывающие рассказы о братьях наших меньших?

Разумеется, мы не призываем к тому, чтобы автор следовал лишь одному жанру и не пробовал себя в других. Виталий Никитин, который ещё недавно увлекался мистикой и невнятной абстракцией, вдруг совершил, как говорят моряки, решительный «поворот-оверштаг». Теперь произведения Никитина населены обычными людьми, сельскими жителями, со своими заботами и повседневной работой. В его новом рассказе «Сельские будни», мы вместе с героями всю ночь принимаем тяжелые роды у коровы Зорьки, и, поверьте, волнений испытываем не меньше, чем от встречи с мистическими чудищами в его прежних рассказах.

Рассказы разных жанров представил прозаик из Ейска Леонид Барановский. В житейской повести «Ведунья Ираиада» тоже не обошлось без мистики. Ну, не могут без неё наши прозаики, и всё тут! Небольшая юмореска «Слон» написана с натуры – это сразу видно по слогу и деталям. А в романтической новелле «Последнее письмо» автор ведет рассказ от имени шестилетней девочки, на которую неожиданно свалились совсем не детские переживания и раздумья о любви и верности, о жизни и смерти, о сострадании и святой памяти о тех, кто ушел, честно исполнив свой долг.

Отрывок из романа Виктора Озерского «Клятва президента, или бесплатный сыр» представляет собой зарисовку обычной жизни нашего края начала 90-х годов. Картина получилась узнаваемая, особенно для старшего поколения. Автору удалось точно подметить «времени приметы». Читая, мы вспоминаем и бардак на автостанциях, и давку возле касс, и очереди в гастрономах за маслом и колбасой и, конечно, мошенников-наперсточников, в сети которых угодили наивные девчонки…

Рассказ «Бытовуха» Владимира Гущина написан слишком лаконично, не хватает в нем деталей, подробностей, многие сцены не проработаны, складывается впечатление, что автор их просто не представляет... Но есть в рассказе эпизод, за который хочется простить все недочеты и промахи: собаки в тайге отогрели замерзающего ребенка. Такое забыть невозможно. А вот Сергею Кропотину из Анапы ничего прощать не хочется. Милый моему сердцу детективный жанр он упростил настолько, что читателю не над чем голову поломать! Все расследование построено на одной-единственной улике. Где же замысловатая интрига, где ложные ходы, по которым вначале автор ведет своего читателя? Это только кажется, что сочинять детективные рассказы очень легко. Кто не верит – пусть сам попробует!

Как обычно, прозаиков-мужчин на литературном семинаре оказалось гораздо меньше, чем женщин. Вероятно, потому что мужчины ревнивей и болезненней относятся к препарированию своих произведений. И зря! Именно постоянные участники семинаров, закаленные строгой придирчивой критикой, чаще всего становятся настоящими профессиональными писателями.

Среди прозаиков-женщин хочется отметить Татьяну Куткину из Горячего Ключа. Ее рассказ «Джека» – грустная история о том, как люди предали своего верного друга. Причем, никто из них даже не понял, что совершил предательство. Все соседи дома – милые сердобольные люди, которые все вместе любили, подкармливали, а потом бросили на произвол судьбы ничейную собачку Джеку. Когда любят все, это часто означает, что ни любит никто. Рассказ написан так жизненно и так мастерски, что не обращаешь внимания на стиль, на метафоры, сравнения и прочие художественные средства. Кажется, что из сотен тысяч слов автор выбрал единственно правильные слова.

К представительницам, так называемой, «женской прозы» можно отнести Татьяну Буденкову («Елизавета»), Елену Зализецкую (цикл рассказов о сыне), Марию Казаковцеву («Я не одна»), Лору Козловскую (отрывок из романа «Звезда Серафима Саровского… Звезда любви»), Ольгу Лисовенко («Дыханье ласточки», «Карантин, Маша и море», «Подарите мне цветы»), Ольгу Сергань («Светлой памяти моих родных»), Людмилу Шарову (цикл миниатюр «Мгновенья»).

Многие литературные критики не одобряют разделения писателей по гендерному признаку, но я не критик, и считаю, что женская литература имеет право на существование. Книги, написанные женщинами, не лучше и не хуже, чем у мужчин, они просто другие, более романтические и утонченные, что иногда играет с ними злую шутку. Например, в рассказе Марии Казаковцевой «Я не одна» откровенно романтизируется героиня-наркоманка. Автор старается вызвать к ней сочувствие, показывает её на фоне взволнованного моря, рассказывает библейскую легенду о Варваре-мученице, которая якобы приходит на помощь девушке, умирающей от передозировки. Наркомания – страшное, отвратительное, смертельное зло. И те, кто употребляют или распространяют наркотики, должны сидеть в тюрьме, а не забавляться на берегу моря. И никакие святые не должны им помогать. Пусть мне докажут обратное, если я не права.

Краевой семинар – способ обучения литературному мастерству. Это своего рода открытый урок, который ведут не один, а несколько учителей, да и сами ученики, высказывая свое мнение, тоже являются источниками информации. Руководители не только выявляют в рукописях участников некие стилистические погрешности, но и делятся своим мироощущением, высказывают свою точку зрения на многие острые проблемы. Задача семинара – не только отыскать таланты, но и объяснить участникам, особенно молодым, что истинная ценность современной русской литературы – в её высокой нравственности, в гуманистических традициях и чувстве ответственности за своих читателей.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную