Евгений ТАРАСОВ, лётчик Морской противолодочной авиации, штурман гражданской авиации, народный депутат России созыва 1990–1995 гг., член Высшего экономического совета Верховного Совета России, член Совета Республик Верховного Совета СССР, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности
Главный финансовый документ Государства настигнет каждого

В декабре 2012 г . Госдумой, Советом Федерации и Президентом РФ был принят Главный финансовый документ Государства: Закон «О федеральном бюджете на 2013 г . и плановый период 2014-2015 гг.» - Федеральный закон № 216-ФЗ от 03.12.2012 г.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 г ., определённые исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 66,52 триллионов рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 г . к декабрю 2012 г .): прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в сумме 12,9 триллионов рублей; общий объём расходов федерального бюджета в сумме 13,4 триллионов рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 г . в сумме 6,6 триллионов рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 г . в сумме 66,2 миллиарда долларов США, или 53 миллиарда евро; дефицит федерального бюджета в сумме 521 миллиарда рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2014 г . и на 2015 г ., определенные исходя из прогнозируемого объёма ВВП в размере соответственно 74 триллионов рублей и 82,9 триллионов рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процентов (декабрь 2014 г . к декабрю 2013 г .) и 5,0 процентов (декабрь 2015 г . к декабрю 2014 г .): прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета на 2014 г . в сумме 14,06 триллионов рублей и на 2015 г . в сумме 15,62 триллионов рублей; общий объём расходов федерального бюджета на 2014 г . в сумме 14,21 триллионов рублей и на 2015 г . в сумме 15,63 триллионов рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 г . в сумме 7,6 триллионов рублей и на 1 января 2016 г . в сумме 8,3 триллионов рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 г в сумме 75,8 миллиардов долларов США, или 60,6 миллиардов евро, и на 1 января 2016 г . в сумме 83,8 миллиардов долларов США, или 67,0 миллиардов евро; дефицит федерального бюджета на 2014 г . в сумме 143,58 миллиардов рублей и на 2015 г . в сумме 10,8 миллиардов рублей.

Все три года бюджет обещает быть дефицитным. В 2013 г . расходы превысят поступления на 521 миллиард рублей, в 2014 г . - 143,58 миллиардов рублей , в 2015 г . – 10,8 миллиардов рублей .

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г . и на плановый период 2014-2015 гг. был разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из ориентиров и приоритетов, основанных, в основном, на топливных ресурсах, - из средней цены за нефть «Urals» в долларов США за баррель: 2013 г . – 97; 2014 г . – 101; 2015 – 104.

Финансирование бюджета также продолжает осуществляться главным образом за счёт государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности - то есть за счёт накопления долгов уже на долгие годы закабалившие наших внуков, и продолжения всё того же, так называемого западного либерального курса, по полной распродажи и свёртыванию России как государства.

Министр финансов РФ Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы 15 мая 2013 г . заявил: «Возможно, параметры Госбюджета 2013 г . придётся пересмотреть. Дефицит федерального бюджета РФ в I квартале 2013 г . уже составил 141 миллиард рублей».

«Министерство финансов РФ не исключает пересмотра параметров федерального бюджета на 2013 г ., а также может скорректировать прогноз дефицита бюджета в 2014 г . из-за сокращения доходов на 650 миллиардов рублей», - также сообщил журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, возможно, это будет зависеть от объёма поступающих в бюджет доходов, в том числе от приватизации, а также исполнения региональных бюджетов. «Мы сейчас поправками текущего года параметры не меняем. Осенью будем смотреть с учётом складывающейся ситуации», - сказал глава Минфина РФ.

«Это связано с несколькими факторами, в том числе с ценой на нефть», - сообщила журналистам первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко. В дальнейшем пересмотру могут подвергнуться и параметры федерального бюджета на 2014-2015 гг.

«Если нефтегазовые доходы будут сокращаться, то возможен пересмотр… Мы должны застраховаться от негативных последствий, которые могут быть, так как наш бюджет связан с рисковой зоной, зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, поэтому, если будет снижение мировой экономики, снижение спроса, соответственно, будет и снижение экспорта товаров и поступлений в бюджет…», - отметил Антон Силуанов.

Силуанов имел ввиду использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые составили по состоянию на 01.05.2013 г. – 2,65 триллионов рублей (84,88 миллиардов долларов) и на 01.05.2013г. – 2,73 триллионов рублей (87,27 миллиардов долларов) , но это в два раза меньше, чем было в докризисный период (2008-2009 гг.). Объём золотовалютных резервов РФ на 24.05.2013 г. – 513,7 миллиардов долларов. Международные резервы с начала года – сократились на 23,7 миллиардов долларов.

«Если цена на нефть будет падать до 93 долларов за баррель (с 97 долларов, исходя из которых свёрстан бюджет 2013 г .), то мы не будем формировать наш Резервный фонд, и не будет никакого пополнения, если снижение цены будет более глубокое, то придётся использовать Резервный фонд».

Чистый отток капитала из РФ по итогам первого квартала 2013 г . оценивается в 25,8 миллиардов долларов (за аналогичный период прошлого года – 33,6 миллиардов долларов). По заявлению заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, по итогам текущего года отток капитала составит порядка 40 миллиардов долларов.

Инфляция в России, по данным Росстата, с 21 по 27 мая 2013 г . составила 0,2%, с начала месяца – выросла на 0,6%, с начала года - на 3,0%. Но это ещё без увеличения тарифов ЖКХ и транспорта.

Силуанов, выступая в мае этого года в Госдуме, также сообщил, что Минфин РФ не видит возможностей для увеличения расходов федерального бюджета в 2013-2015 гг. по сравнению с ранее запланированными объёмами. По его словам, это связано, в том числе с рисками российской экономики.

«Говорить о дополнительных возможностях в текущем году или на 2014-2015гг. даже по сравнению с теми параметрами, которые запланированы в трёхлетнем периоде на 2013-2015 гг., не приходится», - сказал министр финансов.

Да, интересную ситуацию преподносит нам, засевшая в кабинетах, несменяемая властная «элита»: Госдума, Правительство и Президент! А где же обещанные Путиным, Медведевым, и их партийцами в Госдуме - модернизация, инновация, да хоть какая-нибудь созидательная работа на благо страны и народа, например, борьба с коррупцией и пополнение за счёт этого бюджета государства?

Для того чтобы осознать реальную ситуацию в стране, нужно понять сущность нынешней власти в России. Это - некий сгусток серости, алчности, равнодушия и бездарности. И думать, что они что-то сделают полезное для других и заложат основу Славного Отечества не приходится. К сожалению, в руководстве такой Великой страны, как Россия, сейчас собрались не лучшие люди. И ожидать чего-то доброго от этой группы людей, ухватившейся за власть и богатства страны в своих корыстных целях, - не стоит.

Большинство стратегических предприятий России выведены во всевозможные оффшорные зоны и через махинации, в том числе, «сейфовские соглашения», - приписаны к иностранному олигархату. Тем самым из Госбюджета России искусственно выведены громадные финансовые средства, а за рубеж свободно уходят капиталы и прибыль.

Помимо этого образовалась целая система воровства. В системе государственных закупок из казны разворовывается ежегодно один триллион рублей. По данным главного военного прокурора в государственном оборонном заказе сегодня расхищается практически каждый пятый рубль. По расчётам экспертов, наша страна каждый год по разным причинам недополучает уже не один, и не два бюджета, а значительно больше…

Уже ни для кого не секрет, что наряду с существующим Госбюджетом России существуют и «параллельные бюджеты» - коррупционные схемы, путём которых средства из Госбюджета России выводятся в «параллельные бюджеты» - то есть потоки «серых» и «чёрных» денег, конечными бенефициарами которых являются чиновники, силовые структуры и криминальные авторитеты. Эти потоки вполне сравнимы в суммарном исчислении с тем бюджетом, а в иных случаях значительно превышают, который каждый год придумывает Правительство и утверждает Госдума и Президент. Принципиальное отличие в том, что конечная остановка «параллельных» финансовых потоков - на счетах оффшорных компаний в зарубежных банках или общаках, а не в больницах, школах, детских домах, научных институтах и других социальных учреждениях России.

Масштаб воровства и расхищения государственного бюджета, материальных ценностей в тех масштабах, в каких это делается сегодня, а это главный интерес господствующего класса, и означает, что чиновники не будут бороться сами с собой.

Кто сегодня в России, находясь в здравом уме, может поверить в этот парадокс, что сидящие уже более 20 лет на тёплых местах во властных структурах чиновники способны строить, созидать, заботиться о народе? Ведь действующая в России воровская ОПГ и является основным виновником создавшегося тупика – искусственно созданного кризиса в России, коррупции, и постоянного нового дефицитного официального бюджета государства и новой катастрофы в экономике России.

Ведь вся свора – или как они любят себя называть – «элита» и является причиной того бедственного положения, в котором находится вся страна и народ. Именно они – эти либералы – любители западных ценностей, гомосексуалистов и прочей «нетрадиционной свободы» привели экономику страны к полному развалу, уничтожению отечественной промышленности и сельского хозяйства, нашей гордости – космонавтики, науки и образования. Налицо стремительный рост цен на продовольствие, разгон общей инфляции, кризис банковской системы - всё это глубоко взаимосвязанные вещи. Люди, повинные в нынешнем тупике, по-прежнему определяют экономико-финансовую политику России и не думают ничего менять в лучшую сторону.

Поэтому в стране до сих пор нет полноценной банковской системы, а её финансовые резервы служат мафии банкиров из Уолт-Стрит и экономикам США и ЕС, а не самой России. В настоящее время из России экспортируется ежегодно нефти и газа на сумму свыше 350 миллиардов долларов... Однако всё когда-то кончается!.. А если кончится нефтегазовое благополучие, то государство – банкрот, так как в России не созданы надёжные структуры, способные воспринять все эти потоки нефте-газодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные ссуды для создания передовых производств.

В банковском смысле Россия полностью зависит от западных стран, а ей нужны собственные мощнейшие банки для поднятия страны. Причём такие супербанки должны выдавать инвестиционные кредиты больших объёмов целевым назначением на безпроцентной основе – на пять-десять лет. Подобной системы в России нет (вернее она специально была разрушена), в ней имеются Центробанк, не подотчётный ни Правительству, ни Парламенту, и тысячи мелких коммерческих «банчков-общаков». Российские банки ходят за «длинными деньгами» на Запад, там они берут большие кредиты под низкие проценты - 4 процента годовых, а потом перепродают их клиентам в России в 5-10 раз дороже - это называется паразитическое «сверх» ростовщичество. Вот только за счёт этого наши предприятия могут брать кредиты, за счёт этого «развивались» ипотека и потребительский кредит.

В то же время, на Запад за «длинными» и долгими кредитами уже давно пошли и крупные компании России - «Газпром» и «Роснефть», они нахватали на Западе долгов вдвое больше, чем само государство – около 500 миллиардов долларов. Чтобы отдавать такие тяжёлые долги, российскому большому бизнесу приходится всё время перезанимать деньги на Западе, брать новые кредиты для того, чтобы отдать старые. И если источники кредитов на Западе «иссякнут», то крупные компании России также окажутся (или уже оказались) банкротами и сами перейдут в собственность кредиторов, а залоговым обеспечением кредитов являются Российские месторождения нефти, газа, угля, золота, алмазов, металлов - то есть всё, что является достоянием нашего народа.

Кроме того, сотни миллиардов долларов, полученных от экспорта нефти и газа, попадают не в банковскую систему России, а в так называемые Стабфонд и золотовалютные резервы России в долларовом исчислении, то есть в финансовую систему Запада. А Запад из наших же денег выдаёт отечественным банкам и компаниям «длинные кредиты». Вернее, выдавал, а сейчас им самим ликвидности не хватает.

Сегодня же наступило время, когда все возможности нефтегазового бума нынешней «элитой» бездарно профуканы. Приходит конец и этому гиганту, отстроенному ещё в Советском Союзе. Российская экономика на грани пропасти – её нефтегазовый комплекс идёт на дно.

В последние дни мая «Организация экономического сотрудничества и развития» («ОЭСР»), объединяющая крупнейшие экономически развитые страны и представляющая интересы пресловутого «золотого миллиарда», понизила прогноз по росту российской экономики с 3,8 до 2,3 процента в 2013 г . Одновременно с этим «профсоюз золотого миллиарда» пересмотрел прогноз роста отечественной экономики на 2014 г . с 4 до 3,6%. Объяснение экспертов этой организации никого не удивило – основной вклад в затухание отечественной деиндустриализированной экономики должно внести снижение прогнозных показателей объёмов нефтегазового экспорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении. Однако надо сказать, что эти оценки выглядят весьма далёкими от действительности и весьма сильно приукрашивают бедственное положение российского нефтегазового комплекса.

Недавно Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала очередные сведения макроэкономической статистики, в которой подвела предварительные результаты социально-экономического развития России по итогам первых четырёх месяцев текущего года.

Стоит сказать, что этот отчёт поверг в шок даже самых заядлых оптимистов: темпы роста российской экономики в первом квартале текущего года обвалились в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г . – с 4,8 до 1,6%. По оценкам Министерства экономического развития прирост российской экономики в январе-апреле составил не более 1,8%. И этот спад темпов роста экономики наблюдается на фоне стабильно высоких цен на нефть – средняя цена на нефтяную смесь «Urals» составила 111 долларов за баррель (январь-март), что несколько превышает среднее значение по итогам всего 2012 г . (110,6 долл.).

Однако это не помешало зафиксировать спад ВВП России на 0,3 и 0,1% в годовом выражении в первые два месяца 2013 г . И даже в марте и апреле текущего года, когда годовые темпы роста экономики ускорились до 2,3 и 2,6% соответственно, с исключением календарного и сезонного факторов прирост ВВП к предыдущему месяцу составил менее 0,5% и 0,1% соответственно. Хуже того, размер экономики России в первом квартале текущего года по сравнению с четвёртым кварталом 2012 г . с исключением сезонного фактора не только не вырос, но даже умудрился снизиться на 0,1%. Для сравнения, в последнем квартале 2012 г . был зафиксирован рост на 0,8%, а в третьем квартале – на 0,6%.

Хуже того, по итогам января-апреля текущего года по сравнению с аналогичным периодом годовой давности темпы роста промышленного производства обвалились с 3,3% до 0,5% - то есть без малого в семь раз! В глаза бросается близкое к критическому состояние обрабатывающей промышленности, темпы роста выпуска товаров в которой сжались с 4,2% до рекордно низких за последние 4,5 года 1,2%. При этом наибольший спад производства зафиксирован в обработке древесины (на 1,8%), целлюлозно-бумажной промышленности (на 7,6%), а также в наиболее наукоёмких отраслях и высокотехнологичных производствах, которые, по идее, должны были бы стать фундаментом для структурно-технологической модернизации экономики, инноваций и развития производств с высокой добавленной стоимостью.

Так, в производстве машин и оборудования зафиксирован спад выпуска на 6,2% в годовом выражении, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования спад составил 4,4%, а в выпуске транспортных средств органы статистики отчитались о сокращении производства на 2,5%.

Судя по всему, затеянная чиновниками модернизация в России свелась к уголовным делам в «Сколково», многомиллиардным нарушениям в «Роснано», атакам Ливанова на «РАН» и замене лампочек в подъездах. На большее ни сил, ни желания, ни способностей, похоже, не хватило.

Весьма показательно, что темпы роста производства продуктов питания, включая табак и напитки, снизились с 5,7% в январе-апреле 2012 г . до 1,7% по итогам первых четырёх месяцев 2013 г . При этом производство растительных и животных масел сократилось на 7,5%, продукции мукомольно-крупяной промышленности – на 2,8%, а алкогольных напитков и табачной продукции, попавших под повышение акцизов, – на 10%.

Не лучше складываются дела в добывающих производствах: несмотря на весьма благоприятную ценовую конъюнктуру на международных товарно-сырьевых биржах и рекордные прибыли, о которых сообщают российские сырьевые гиганты, темпы роста производства в отрасли обвалились без малого в 7 раз – с 1,5% до 0,2%. При этом, если бы не отскок на 2,6% в апреле в силу статистического эффекта низкой базы (в апреле прошлого года прирост составил менее 1,2%, что заметно хуже 1,9% по итогам всего первого квартала того же года), ни о каком росте не пришлось бы говорить вовсе – в январе-марте 2013 г . был зафиксирован спад на 0,9%.

Весьма показательно, что, если в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых зафиксирован хоть какой-то рост производственной активности (на 0,3%), то в добыче за пределами ТЭК наблюдаются откровенно кризисные и депрессивные настроения – зафиксирован пресловутый «нулевой рост». Добыча нефти увеличилась на едва заметные 0,2%, тогда, как объёмы добычи попутного и природного газа сократились на 1%, а нефтяного попутного газа, сожжённого на факельных установках, на 4,4%. Не намного лучше обстоят дела в сфере производства сжиженного и регазифицированного газа – производство сократилось на 2,4%.

Производство железорудного концентрата и железорудных окатышей снизилось на 1,4 и 0,9% соответственно вслед за усилением кризисных явлений обрабатывающей промышленности. Производство хромовых и вольфрамовых концентратов обвалилось на 8% и 18,6% соответственно. Заготовка мрамора и известняковых камней сократилась на 2,5%, асбеста – на 12,2%. Откровенные опасения вызывает ситуация в алмазодобывающей промышленности – производство алмазов по итогам первых четырёх месяцев 2013 г . снизилось на 7,2% в годовом выражении.

Ещё меньше оптимизма вызывает ситуация в секторе естественных монополий - динамика производства и потребления электроэнергии, газа, воды и тепла наряду с динамикой грузоперевозок и новых заказов в промышленности является опережающим макроэкономическим индикатором, отражающим реальное положение дел в производственном секторе и обрабатывающей промышленности. Примечательно, что в этой сфере зафиксирован спад производства на 0,8% по итогам января-апреля и обвал на 2% в январе-марте текущего года. Притом что по итогам первых четырёх месяцев 2012 г . производство электроэнергии, газа и воды выросло на 1,9%.

Стоит сказать, что, если бы не рост производства тепловой электроэнергии на котельных станциях на 0,9% в силу весенних заморозков и, как следствие, нулевая динамика в производстве и распределении пара и горячей воды, в секторе естественных монополий был зафиксирован ещё более глубокий и стремительный спад. Более чем показательным с точки зрения отражения реальной ситуации в российской экономике и депрессивного состояния промышленности является снижение производства электроэнергии на 1,2% по итогам января-апреля текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Благодаря эффекту низкой базы и восстановительному росту производства электроэнергии на ГЭС на 12,7% (после техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) удалось хотя бы частично компенсировать спад выработки электроэнергии на атомных станциях (на 4,2%) и на тепловых станциях (3%). Однако столь резкий спад в электроэнергетике не может не вызывать серьёзные опасения относительно перспектив российской экономики.

Обвал грузоперевозок и инвестиций. Наиболее наглядным подтверждением тезиса о кризисном состоянии российской деиндустриализированной «экономики трубы», которую становятся не в силах удерживать на плаву даже стабильно высокие цены на нефть и прочее невосполнимое минеральное сырьё, и исчерпании паразитической модели проедания нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, а также доставшегося современной «пореформенной» России в наследство от СССР инфраструктурного, научно-технического и производственного потенциала, является упадок в транспортном секторе.

Стоит сказать, что динамика грузооборота транспорта и перевозки грузов (наряду с новыми заказами в промышленности, а также производством и потреблением услуг естественных монополий: газа, воды, тепла, электроэнергии и т.д.) является одним из наиболее репрезентативных, объективных и слабо поддающихся статистическим манипуляциям и извращениям макроэкономических индикаторов, отражающих реальное положение дел в реальном секторе экономике – обрабатывающей промышленности, наукоёмких производствах, сельском хозяйстве и т.д.

Весьма показательно, что, по предварительным оперативным оценкам Росстата, по итогам января-апреля текущего года размер грузооборота транспорта сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – с 1686,6 до 1665,1 миллиардов тонно-километров. Хуже всего обстоят дела в системе железнодорожных перевозок, которые традиционно отражают уровень производственной и инвестиционной активности в реальном секторе экономики: добывающей и обрабатывающей промышленности, наукоёмких производствах, инвестиционном машиностроении, АПК и т.д.

Одновременно с этим, по данным Росстата, размер грузооборота на железнодорожном транспорте обвалился на 4,1% в годовом выражении, что наглядно демонстрирует разрастание кризисных явлений в едва сводящим концы с концами производственном комплексе России. Не намного лучше обстоят дела с погрузкой грузов на железнодорожном транспорте, размер которых сократился на 4% по итогам первых четырёх месяцев текущего года. На фоне роста на 3,7% годом ранее это выглядит крайне слабым результатом, не сулящим ничего хорошего ни отечественной промышленности, ни экономике в целом.

При этом объём погрузки кокса на железнодорожные составы для последующей транспортировки обвалился на 5,2%, нефти и нефтепродуктов – на 3,3%, руд цветных металлов – на 10,8%, чёрных металлов – на 6,6%, лома чёрных металлов – на 10,3%, строительных грузов – на 6,7%, цемента – на 1,1%, лесных грузов – на 5,3%, рыбы – на 14,5%, а комбикормов – на 9,1%. Откровенно удручающая ситуация складывается с погрузкой сельскохозяйственной продукции – объём погрузки зерна и продуктов перемола обвалился аж на 49,8%, что ставит под угрозу продовольственную безопасность и на фоне спада в аграрном комплексе рискует обернуться локальными продовольственными дефицитами в ряде регионов России.

Тем более на фоне двукратного снижения темпов роста производства продукции сельского хозяйства (с 4,3 до 2,1%), снижения сева яровых культур на 2,8%, сокращения поголовья крупного рогатого скота (на 1,2%), спада производства молока и яиц (на 4,1% и 1,1% соответственно), а также сокращения обеспеченности скота кормами в сельскохозяйственных организациях на 27,9%. Также не радует ситуация с лесозаготовительными работами – объём лесозаготовок в январе-апреле сократился на 3%, что выглядит крайне слабым результатом на фоне снижения на 0,6% годом ранее.

Весьма настораживает динамика инвестиций в основной капитал – объём капитальных вложений хоть и несущественно, но всё-таки сократился на 0,2% по итогам первых четырёх месяцев текущего года. Да, отчасти это объясняется статистическим эффектом «высокой базы» - годом ранее рост инвестиционных вложений превышал 14,1%. Однако, если скорректировать эти «рекордные показатели» на реальные темпы роста цен в экономике, концентрацию капитальных вложений в нефтегазовом комплексе, оптово-розничной торговле и финансовом секторе, а также вклад крайне коррупциогенных «олимпийских строек» и инвестиционных программ госкомпаний и госбанков, то масштабы спада капитальных вложений в расширение и модернизацию производственно-сбытовых мощностей и изношенной на 75-80% базовой технологической инфраструктуры станут критическими.

Не лучше обстоят дела в строительном секторе – даже с учётом хронически и существенно (в 2 раза) занижаемой инфляции и темпов роста цен в экономике, объём выполненных строительных работ сократился на 0,7% в январе-апреле текущего года (с 1224,9 до 1292,8 миллиардов рублей) после роста на 4,9% годом ранее. Наряду с разрастающимся производственным спадом наблюдается не менее масштабное затухание потребительской активности – годовые темпы роста оборота розничной торговли снизились с 7,7% в январе-апреле 2012 г . до 3,9% в аналогичном периоде 2013 г .

И если в сфере пресловутой «цивилизованной торговли» (то есть торгующих организаций) наблюдается рост продаж на 5,1%, то объём продаж товаров на розничных рынках и ярмарках продолжает свой спад – после снижения на 1,9% в январе-апреле 2012 г . в аналогичном периоде текущего года зафиксирован обвал на 6,1%. Хуже всего обстоят дела с розничным товарооборотом безудержно дорожающих продуктов питания – темпы роста снизились с 5,4% до 1,6%. Тогда как темпы роста продаж непродовольственных товаров снизились с 9,6% до 5,9% за аналогичный промежуток времени.

Безудержный отток капитала. И при всём при этом происходит интенсификация процессов исхода капитала из России – по итогам первого квартала 2013 г . из России частным сектором в чистом виде (нетто-отток) было вывезено свыше 25,8 миллиардов долларов и ещё как минимум 5-6 миллиардов долларов составил нетто-отток капитала в апреле текущего. Другими словами, по итогам первых четырёх месяцев 2013 г . из России компаниями и банками было вывезено свыше 31 миллиардов долларов. В 2012 г . было вывезено 38,5 миллиардов долларов. В таком случае можно с уверенностью говорить о том, что по итогам всего 2013 г . нетто-отток капитала из России со стороны частного сектора превысит отметку в 60-65 миллиардов долларов.

На этом фоне обещанный осенью 2012 г . руководством Банка России и Минфином чистый приток капитала в 2013 г . в размере 5-15 миллиардов долларов выглядит попыткой выдать желаемое за действительное и наглядно демонстрирует уровень аналитических способностей чиновников из финансово-экономического блока правительства. Даже пересмотренный в начале 2013 г . прогноз по оттоку капитала в размере 10-15 миллиардов долларов выглядит откровенной фикцией и попыткой сделать хорошее лицо при плохой игре, свалив всю ответственность на чужие плечи: бюджетный кризис в США, рецессию в странах Еврозоны, замедление экономического роста в Китае и «азиатских тиграх».

Стоит напомнить, что за период с января 2008 г . по апрель 2013 г . российскими компаниями и банками было вывезено около 400 миллиардов долларов – годовой федеральный бюджет России в 2012 г . Отдельно упоминания заслуживает тот факт, что за период с начала 2008 г . по начало 2013 г . незаконным образом с нарушением действующего налогового, валютного, таможенного и прочего законодательства было вывезено свыше 200 миллиардов долларов в рамках фиктивной и незаконной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг по предоплаченным импортным контрактам, фиктивные операции с ценными бумагами и кредитами и т.д.), а 50 миллиардов долларов пришлись на вывоз откровенно криминальных активов по статье «Чистые пропуски и ошибки» платёжного баланса. В баланс официальных расчётов включается также статья «Чистые пропуски и ошибки». Хотя каждая сделка должна дважды отражаться в платежном балансе - по дебету и по кредиту - на практике это требование часто не выполняется. Однако российские правоохранительные органы и многочисленные контролирующие, регулирующие и надзирающие органы и ведомства, складывается такое впечатление, вообще не интересует вопрос, в каком направлении и по каким каналам незаконным образом было вывезено без малого 6,3 триллионов рублей (то есть 10% ВВП или половина федерального бюджета России в 2012 г .).

Россия всё плотнее садится на «импортную» иглу. На фоне стремительно расширяющегося спада производственной активности в реальном секторе экономики, обусловленном безудержно дорожающими услугами естественных монополий (газ, вода, электроэнергия, ЖКХ, грузовые перевозки и т.д.), скачкообразным ростом цен на ГСМ, разрастанием коррупционных поборов и административных барьеров, а также отсутствием доступных долгосрочных кредитных ресурсов, и сравнительно более стабильной ситуацией с потребительской активностью, наблюдается усиление зависимости отечественной экономики от импорта товаров и услуг.

Весьма показательно, что по итогам января-апреля экспорт товаров из России в стоимостном выражении сжался на 4,9%. Притом, что импорт товаров не только не сократился, но даже вырос на 3,4%, что спровоцировало подсаживание России не только на сырьевую иглу и иглу внешних займов, но также и на иглу импортных поставок. Неудивительно, что в результате спада стоимостного объёма экспорта, ставшего закономерным итогом стагнации цен на международных товарно-сырьевых биржах и крайне низкой конкурентоспособности продукции отечественных несырьевых производств и наукоёмкой промышленности, в январе-марте 2013 г . произошло снижение внешнеторгового оборота на 2% в годовом выражении – с 204,6 до 200,6 миллиардов долларов. Однако хуже всего обстоят дела с сальдо внешней торговли – профицит торгового баланса России сократился более чем на 15,3% - с 58,7 до 49,7 миллиардов долларов. Притом что ещё годом ранее, в первом квартале 2012 г ., внешнеторговый оборот России демонстрировал рост на 16% - благодаря стремительному росту средних цен на углеводородное сырьё и продукцию низких переделов экспорт расширился на 17,9% при одновременном росте импорта на 12,8%. Хуже всего обстоят дела с внешнеэкономическими связями России со странами ближнего зарубежья – если в страны дальнего зарубежья экспорт России в годовом выражении сократился на 3,4%, то в страны СНГ, которые должны стать фундаментом для экономической, валютно-финансовой, структурно-технологической, научно-технической и военно-политической интеграции, объёмы экспорта обвалились на 13,4%.

Откровенный провал наблюдается во внешней торговле России с Белоруссией и Казахстаном – внешнеторговый оборот снизился на 2,6% при спаде экспорта на 5,2% и продолжающемся росте импорта на 2,5%. Неудивительно, что профицит внешней торговли России со странами-членами Таможенного Союза и ЕЭП (Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана) сократился на 13,6% - с 62,5 миллиардов долларов в январе-марте 2012 г . до 54 миллиардов долларов в аналогичном периоде текущего года. Если ухудшение торгового баланса России со странами дальнего зарубежья ещё как-то можно объяснить, то хроническая неспособность российских чиновников обеспечить конкурентные преимущества для продукции отечественных производителей (прежде всего, для наукоёмкой промышленности и производителей готовой продукции с высокой добавленной стоимостью) на постсоветском пространстве и извлечь выгоду от интеграции на пространстве СНГ выглядит откровенно удручающе. Совершенно не понятно не только ради чего и во имя каких целей налогоплательщики содержат многомиллионную армию бюрократов и номенклатуры, но и терпят их коррупционные поборы, хамство и халатность.

В рамках проводимой на протяжении последних полутора десятилетий политики «Путина-Кудрина» российский экспортный потенциал практически полностью исчерпан, а ресурсно-сырьевая модель оказалась в состоянии дефолта – лишь благодаря временной благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке сырья, наличию долгосрочных контрактов на поставку углеводородного топлива удаётся и крайне низкой эластичности спроса на минеральное сырьё по цене удаётся извлекать нефтегазовые экспортные доходы, которые с учётом прочего сырья и продукции низких переделов обеспечивают 90% экспорта России и свыше 65% доходов федерального бюджета, но которые исчезают с каждым днём и отчёт на убыль набирает темпы...

В глаза бросается избыточная и крайне однобокая зависимость российской экономики от ЕС и других стран дальнего зарубежья – при снижении импорта товаров из СНГ на 13,1% объём приобретаемой за пределами стран ближнего зарубежья продукции не только не снизился, но даже продемонстрировал рост на 6,3%. Другими словами, благодаря усилиям «рыночных реформаторов» и либералов Россия оказалась интегрирована в мировую экономику и международную систему разделения труда на правах сырьевого придатка, углеводородной колонии, рынка сбыта для продукции международных корпораций, проходного двора для глобального спекулятивного капитала и финансового резервуара для США, Японии, Великобритании и стран Еврозоны.

Насколько можно судить, доведённая либералами до состояния глубокой деиндустриализации и примитивизации экономика России возвращается в эпоху средневековой феодальной архаики. Мало того, что практически все ключевые макроэкономические индикаторы (начиная от ВВП и промышленного производства и заканчивая грузооборотом транспорта и инвестициями в основной капитал) наглядно свидетельствуют о скатывании российской экономики в депрессивное и откровенно кризисное состояние, так ещё и все надежды в правительстве на активизацию роста связывают с какими-то откровенными фикциями – улучшением погодных условий и статистическим эффектом низкой базы второй половины 2012 г .

Иллюзорная борьба с инфляцией. Гораздо больше вопросов вызывает неподдельный оптимизм экспертов вышеупомянутой «ОЭСР» относительно ожидаемого ими замедления темпов роста цен в российской экономике к концу 2013 г . Если спад деловой активности предсказан с огромным опозданием и, по сути дела, уже не является никаким прогнозом и можно спорить относительно масштабов затухания экономического роста, то объяснить снижение масштабов инфляции никаким здравым смыслом или расчётами просто невозможно.

В «ОЭСР» предсказывают России замедление годовой инфляции с 7,3% в феврале до 5-6% во второй половине 2013 г . Однако уже по итогам января-апреля годовые темпы роста потребительских цен превысили отметку в 7,2%, что заметно хуже показателя годовой давности (3,8%). А по состоянию на 27 мая 2013 г . за период с начала года темпы инфляции достигли 3%, что выглядит откровенным «антирекордом» на фоне 2,2% годом ранее. Только по итогам 27 дней мая потребительские цены в России выросли на 0,6%, тогда как годом ранее рост не превышал 0,5%. Всего же за период с января по май 2013 г . темпы инфляция в России достигла отметки в 7,2%, разогнавшись в мае текущего года до 7,4% в годовом выражении, что стало наихудшим показателем с 2010 г . Тогда годовые темпы роста цен превысили 8,8%.

Только за период с конца декабря 2012 г . по 27 мая 2013 г . (то есть менее чем за полгода) розничные цены на сахарный песок выросли на 2,3%, хлеб ржаной и пшеничный подорожал на 6,1% и 5,5% соответственно, пшеничная мука – на 9,2%, водка (на фоне скачкообразного роста акцизов) – на 23,7%, а картофель и капуста и вовсе рискуют стать деликатесом для подавляющей части наших граждан – цены на эти «экзотические» овощи при полном попустительстве чиновников и антимонопольного ведомства подскочили на 63,5% и 61,1% соответственно.

Судя по всему, в России становится нерентабельно производить не только машины, станки и наукоёмкое оборудование, но даже элементарно выращивать капусту и картофель, которые рискуют стать деликатесом для 70% россиян, относимых Институтом социологии РАН и других организаций к бедным и нищим слоям общества. Безудержно растущие издержки производства, монополизм и произвол перекупщиков вкупе с отсутствием адекватной поддержки со стороны государства и возможности привлечь финансирование даже на пополнение оборотного капитала и материально-технической базы загоняют АПК в кризисное состояние.

Стоит сказать пару слов о накопленном изменении цен в годовом выражении на ряд основных видов товаров и услуг первой необходимости. По оценкам Росстата, в январе-апреле 2013 г . по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2012 г . продовольственные товары подорожали на 7%, из них хлеб вырос в цене 15,1%, обновив 4-летние максимумы в номинальном выражении. Макаронные изделия стали дороже на 11%, мясо и птица – на 5%, молоко и молочная продукция – на 5,1%, подсолнечное масло – на 6,1%, а плодоовощная продукция выросла в цене на 16,2%. Алкогольные напитки и табачные изделия на фоне увеличения акцизов в среднем подорожали на 17,7% и 24,1% соответственно, медикаменты – на 6,9%, а автомобильный бензин подскочил в цене на 8,9%, несмотря на снижение средних цен на нефтяную смесь «Urals» без малого на 5%.

Откровенный безпредел наблюдается в системе ЖКХ, регулируемых монополий и активно приватизируемой на протяжении последних лет под неутихающие разговоры о необходимости «оптимизировать государственные расходы» бюджетной сферы, провоцирующего рост платности базовых социальных услуг. Так, в январе-апреле текущего года услуги ЖКХ, только по официальным, хорошо «причёсанным» и крайне далёким от реальности оценкам Росстата, выросли на 9,8% - коммунальные услуги подорожали на 10,8%, газоснабжение – на 14,4%, отопление – на 10,7%, горячее водоснабжение – на 13%, вывоз мусора – на 9,5% и т.д.

Закономерным итогом приверженности финансово-экономического блока правительства идеям гайдаровско-чубайсовской «шоковой терапии» и антисоциальной монетизации льгот стал скачкообразный рост цен на медицинские услуги на 7,8%, на услуги пассажирского транспорта – на 9,8%, на культурные мероприятия – на 9,2%, на образование – на 10,6%, на дошкольное воспитание – на 6,4%, на бытовые услуги – на 7,9%, на санаторно-оздоровительные услуги – на 6,1%, на физкультуру и спорт – на 7,3%.

В таком случае можно смело забыть не просто про обещанное властями и экспертами «ОЭСР» снижение темпов роста потребительских цен во втором полугодии 2013 г . – можно смело говорить о том, что для подавляющей части населения России, которым не повезло попасть в 20% россиян, контролирующих 48% национального дохода, реальная инфляция будет исчисляться двузначными величинами и редко когда опустится ниже 15-20%.

Совершенно не понятно, за счёт каких факторов (не считая статистического эффекта «высокой базы» сопоставлений во втором полугодии текущего года и откровенных статистических манипуляций и приписок) должно произойти вожделённое торможение темпов роста потребительских цен: цены на газ, воду, электроэнергию, тепло, ЖКХ, транспортные перевозки и продукты питания растут на 10-15% в годовом выражении. И никаких реальных планов в правительстве по обузданию аппетитов монополистов и перекупщиков, насколько можно судить, не имеется.

В таком случае официальные темпы роста потребительских цен по итогам 2013 г . рискуют превысить отметку в 7%, тогда как реальные масштабы «социальной инфляции» для 75% граждан России с доходами ниже среднего по стране (24,5 тысяч рублей – это цифра Росстатом завышена, так как в регионах России - она не превышает 15 тысяч рублей), у которых на долю товаров и услуг первой необходимости приходится от 50 до 75% расходов семейного бюджета, превысят 15-20%. В таком случае оценки «ОЭСР» выглядят откровенной глупостью и попыткой выдать желаемое за действительное.

Чем это грозит России? Социально-экономическим крахом.

Что делать? Понятно, что нужно экстренно наращивать производство, хотя бы того же продовольствия, чтобы уменьшить зависимость от импорта, создавать плановую экономику, новую кредитно-финансовую систему. Значит, нужно срочно создавать систему мощных аграрных и индустриальных банков, насыщённых «длинными деньгами», укомплектованных профессионалами. Закачивать в банки сверхдоходы от нефти и газа, а вокруг таких банков-гигантов выстраивать сильные производственные корпорации, реально обеспечивая перелив средств от продажи сырья в сложные производства, научно-технический прогресс и аграрную сферу.

Но власть на протяжении уже более 20 лет планомерно готовила «очередную» катастрофу, что настигла нас ныне! Огромные суммы, которые могли бы пойти на развития собственной промышленности и сельского хозяйства, оказались выведенными из экономики России. Производство в самой России стало нерентабельным, оставшееся же производство стремительно перетекает в Китай - там выпускать товары гораздо выгоднее.

Вступление России в ВТО окончательно рушит остатки промышленности и сельского хозяйства, а импортные товары уже текут в Россию рекой, в долг, как это предусмотрено Главным финансовым документом России - Госбюджетом принятым Правительством, Госдумой, Советом Федерации и Президентом, что двойне пагубно для нашего народа.

В итоге Россия оказалась в новой искусственно созданной экономико-финансовой катастрофе: угроза кратного роста цен на еду, медикаменты и промышленные товары налицо; грандиозные планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома, судостроения, нанотехнологий, ВПК, портов и железных дорог теперь рассыпаются, словно карточный домик; национальный проект «Доступное жилье» терпит крушение на наших глазах, равно как и нефтегазовые планы. Попытки Кремлёвских властных чиновников играть роль «великой» державы, манипулируя «газовым краном», сдуваются и перекрываются поставкой импортного продовольствия и «длинных кредитов».

В результате истощения нефтегазовых месторождений и более 80 процентного износа оборудования и коммуникаций, а также громадных внешних долгов российских компаний, нас ждёт: нехватка природного газа и его подорожание выше европейских расценок, с включением жёстких требований ВТО, с последующим крахом территорий и целых отраслей; нехватка газа для электроэнергетики и отпуск электротарифов на свободу с последующим их взвинчиванием; кризис физического износа электроэнергетики, жилья, ЖКХ, транспорта.

Россия и её народ стали жертвой преступной политики и жадности к власти людей, далеких по своим качествам от необходимых для занимаемых постов и должностей. Именно к таким последствиям ведёт глупая непродуманная политика недоумков, считающих себя «политиками».

Согласно Конституции Народ - единственный источник власти! Поэтому, пока ещё не поздно, нужно спасать Россию от вымирания и уничтожения. Власть в России должна быть в руках её граждан и ими же контролироваться, иначе – нет будущего для России и наших детей и внуков!

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную