Андрей ТИМОФЕЕВ

ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
<<< Следующие записи     Предыдущие записи >>>

02.01.2013 г.

О психологизме (на примере рассказа В.Крупина «Незакатный свет»)

Мы сидели в маленькой комнате за столом и читали Евангелие. Было несколько молодых людей и девушек. На столе горела свеча. Чувствовалось, что-то праздничное и весёлое, но одновременно сдержанное, чинное. И не было нарочитого веселья, какое обычно бывает на протестантских изучениях Библии. Все были православные и хорошо друг другу знакомы. Читали отрывок о воскресении.

Есть особенное очарование в том, как молодые люди говорят о Боге. Ещё нет недоверия к людям, нарастающего с годами, зато есть свежесть чувств и искренность, способность рассказать о самом дорогом, не стесняясь.

Вот мы дошли до момента, когда женщины сообщают радостную весть апостолам, но те не верят, посчитав их слова пустыми. И только Пётр бежит к месту погребения, толи чтобы удостовериться, толи чтобы доказать обратное. Мы остановили чтение. Загорелся разговор о Петре, почему именно он побежал. Молодые голоса звучали звонко, прерывая друг друга, спеша. Говорили о вспыльчивости Петра, о его горячности. Дошла очередь и до меня.

Тогда солидно, как и полагается писателю, я принялся рассуждать о психологизме данной ситуации. Естественно, Пётр находился несколько в иных обстоятельствах, нежели другие. Для остальных апостолов произошло нечто страшное, невообразимое, и потому они погрузились в глубокое уныние. У Петра же ко всему этому примешалось ещё и ощущение глубокой личной вины после отречения. Сердце его было более размягчено, как бы готово к действию. Я объяснил всё хорошо, убедительно, так что многие сразу же согласились и задумались

А после меня говорила молодая девушка. Она долго не могла начать, а потом сказала тихо: «Да, конечно, всё это правда, что он был виноват. Но мне кажется дело в его искренней любви…» Она сказала это вдумчиво, от всего сердца, будто бы речь шла о необыкновенно важном для неё. И это поразило меня. За своими отвлечёнными рассуждениями я не почувствовал главного – любви.

 

Есть два типа психологизма – толстовский и аксаковский. Толстовский – отследить каждое движение сердца, показать, как именно зарождается и развивается то или иное чувство. Он достаточно холоден и отстранён, зато точен и объективен. Психологизм аксаковский – простодушно назвать вещь своим именем. Не разбирать чувство аналитически, а посмотреть на него светлым взглядом. Нельзя сказать, какой из двух вариантов лучше, это просто разные творческие методы. Но почему-то кажется, что в аксаковском больше правды. Как в словах молодой девушки о любви больше правды, чем в моих рассуждениях о психологии Петра.

 

Рассказ Владимира Крупина «Незакатный свет» представляет собой воспоминания автора о поездке в Иерусалим (что отчасти так же роднит его с «Детскими годами Багрова внука»). Но, тем не менее, невозможно считать это произведение публицистикой или обычными дневниками – это, безусловно, подлинная литература. И именно потому, что здесь в каждой фразе сквозит тот самый «аксаковский» психологизм.

Автор смотрит на мир вокруг с любовью и смирением, и даже не всякий раз находит слова, чтобы выразить свои чувства. «И сердечно винюсь в том, что рассказ мой будет слаб и невыразителен по сравнению с тем, что я видел, что пережила моя душа и что теперь уже на веки вечные в памяти сердца» , – говорит он, и этому искреннему признанию веришь гораздо сильнее, чем странице красочных описаний.

Точно, ярко, но без ярости и злости рассказывает автор и об израильских солдатах, которые не пускают паломников к святым местам: «Красивая девушка в полицейской форме хладнокровно, будто на молотьбе, лупила дубинкой по голове и спинам. Изгнав непослушного, она вновь что-то продолжала рассказывать друзьям по работе» . С недоумением смотрит на драку в храме: «Дрались копты и армяне. Дрались до крови. Появление крови вызвало крики ликования. Полиция работала дубинками всерьез, драку подавили. Раненого увели. Барабаны и бубны, трубы и свист усилились» . Но, тем не менее, будто бы хочет извинить дерущихся: «Из-за чего они дрались? Говорят – традиция» .

Автор выводит целый ряд обыкновенных русских паломников и сам же удивляется их простодушию. Характеры, разумеется, не претендуют на толстовскую выпуклость, но глубоки именно в своей простоте. «Ой, миленький, дай тебе Бог доброго здоровья, ой, какая же у тебя тяжелая работа» , – от чистого сердца благодарит женщина пограничника, который чрезмерно долго досматривал её вещи. «Да я-то что, я-то Эмилия» , – отвечает другая женщина на вопрос автора, как её зовут, и в этом случайном «я-то что» проглядывает её собственное смирение.

 

«Святая земля! Был ли я здесь? Или это было видением?» - так заканчивает свой рассказ автор, и это по-своему символично. Потому что литература это всегда чудо. И прежде всего, чудо встречи автора и читателя, чудо возникновения любви читателя к автору и к его героям.

Читать рассказ В.Крупина "Незакатный свет"

Комментариев:

Вернуться на главную