Анатолий БУБУНЕНКО заведующий музеем «История дорог Алтая»,
Станислав КРЫЖАНОВСКИЙ начальник Управления дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта» в 1967-1982 гг. , г. Барнаул

«Есть на Алтае тракт – Чуйский»

Алтай очень хорош, я давно люблю его.
Хочется воспеть его, прославить,
но где мне взять звучных струн,
где взять мощь и красоту слова.
В. Я. Шишков

 

Чуйский тракт начинает свой разбег от старинного сибирского города Бийска – от моста через Бию – и устремляется в глубь алтайских гор. Широкой лентой вьётся он то по живописным долинам бурных рек Катуни и Чуи, то поднимается серпантином на высокие горные перевалы, пробиваясь сквозь бомы и скалы, неизменно вызывая восхищение всех, кто хоть однажды проезжал здесь.

Во времена Тамерлана торговые люди хаживали в этих местах по Мунгальской тропе, которую затем стали именовать Чуйской, поскольку именно вдоль Чуи – самого значительного правого притока Катуни – эта самая Чуйская тропа и проходила, служа купцам русским и алтайским, монгольским и китайским торговым путём. Первые сведения об этих торговых связях датированы 1788 годом, когда купцы возили свои товары на ярмарку (черю) в верховья Чуи по вьючной тропе, которая была настолько узкой, что передвигаться по ней можно было только верхом на лошадях или верблюдах. На лошадей навьючивали по шесть, а на верблюдов до 18 пудов груза. Для перевозки грузов в год требовалось около трёх тысяч лошадей и 600 проводников.

С 70-х годов XIX века силами местного населения – в порядке трудовой повинности – началось постепенное переустройство вьючного пути в колёсную дорогу. В 1893-1894 годах детальное исследование Чуйской тропы, с целью переустройства её на колёсный путь на всём протяжении, провёл военный инженер Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов (бом – местное название отвесных скал, уходящих в пропасть). Впрочем, из-за высокой стоимости работ – 230 тысяч рублей – этот проект не осуществили.

В 1900 году Министерство внутренних дел обратилось в Кабинет Его Величества с ходатайством о выделении пособия на исправление вьючного пути, которое вскоре и было назначено в общей сумме 24,5 тысячи рублей. В довесок к такой поддержке Военное Министерство в помощь подрядчику назначило 30 человек нижних чинов (солдат-сапёров) под командой двух офицеров для производства взрывных работ по расширению проезжей части на бомах. В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, установки надолб, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках алтайского типа.

В 1911 году Чуйский тракт перешёл в ведение Министерства путей сообщения, которое в 1913-1914 годах отпустило 40 тысяч рублей на производство технических изысканий для улучшения дороги. А возглавил изыскательскую партию техник путей сообщения В. Я. Шишков – будущий выдающийся русский писатель (автор романов «Угрюм-река» и «Ватага», путевых заметок «По Чуйскому тракту», цикла рассказов «Чуйские были» и др.). Вячеслав Яковлевич предложил правобережный по отношению к Катуни вариант, впоследствии утверждённый и воплощённый в жизнь. Тогда же была утверждена смета: в 6218 тысяч рублей – при устройстве деревянных мостов и труб, в 7897 тысяч рублей – при железобетонных.

Война, начавшаяся в 1914 году как империалистическая и переросшая в Первую мировую, не позволила осуществить намеченные работы по переустройству Чуйского пути, который к тому времени всё чаще и чаще именовали трактом. За эти годы, к которым вскоре прибавились и годы другой войны – гражданской, он, не получая должного содержания, пришёл в негодность – стал практически не проезжим – разрушилось земляное полотно, проезжая часть и почти все искусственные сооружения.

Восстановительные работы на Чуйском тракте начались лишь в 1922 году, – когда Постановлением от 26 мая ВЦИК РСФСР признал его дорогой государственного значения. На этом основании административная комиссия Алтайского губернского экономического Совета 21 августа того же года установила очерёдность работ на тракте. 23 августа был создан Третий участок Сибирского отдела местного транспорта – для плановой и конкретной организации всех видов работ, а Постановлением Сибревкома от 31 декабря Чуйский тракт официально передали в ведение этого участка. Начальником назначили Л. А. Бутылина, а секретарём и бухгалтером – А. И. Русинову.

Возрастающий с каждым годом грузооборот импортно-экспортных операций между СССР и МНР убедил специалистов и власть в том, что крайне важно провести переустройство колёсного Чуйского тракта на дорогу, отвечающую всем техническим условиям автомобильного движения от г. Бийска до границы с Монголией – это и есть Чуйский тракт того времени протяжённостью 617 км: от Бийска – на отметке 330 м над уровнем моря – до границы с Монголией – на высоте 2650 м . Его б о льшая часть – 517 км проходит в горной местности Алтая, ныне это Республика Алтай, и 100 км на равнинной местности предгорий – территория Алтайского края. Его строительство, как автомобильной дороги, начато в 1931 году Стройуправлением № 2 Росдорстроя и затем продолжено Управлением № 6, находящемся в непосредственном подчинении ЦУдортранса при СНК СССР.

В течение 1931-1934 годов было проложено 363 км дороги с каменным покрытием (гравийное и щебёночное шоссе), возведены деревянные мосты через реки Берёзовку и Ишу (общей протяжённостью 161 п. м.), построено и перестроено большое количество средних и малых мостов, труб и других искусственных сооружений, а на перегоне Кор-Кечу – Еломан провели большие скальные работы, что позволило ликвидировать несколько паромных переправ.

1 января 1935 года Чуйский тракт сдали в эксплуатацию и перевели в ведение «ГУшосдор» НКВД СССР. В этом же году было завершено строительство деревянного моста (256 п. м.) через Катунь у п. Усть-Сема, а в 1936-м построен уникальный «висячий» мост системы инженера Цаплина (144 п. м.) через Катунь у п. Иня. С постройкой этих мостов ликвидировали две последние переправы.

В 1936-1946 годы автодорога официально называлась «Чуйский военизированный тракт» (ЧВТ). В годы Великой Отечественной войны на ЧВТ регулярно проводились работы по расширению полотна дороги и проезжей части на бомах.

В послевоенные годы работы по устройству чёрного покрытия продолжались, проводились также работы по переводу грунтово-улучшенных участков дороги в гравийные.

Быстро возрастающий грузооборот на Чуйском тракте – в связи с развитием промышленности в Горном Алтае и освоением целинных земель Алтайского края – потребовал его коренной реконструкции и перевода на высший технический класс: расширение полотна дороги и проезжей части, устройство асфальто-бетонного и чёрного покрытия, перестройки всех искусственных сооружений (мостов, труб и др.) с деревянных на долговечные – железобетонные и металлические.

В 1961 году Чуйский тракт удлинили – составной частью он вошёл в систему дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта». При этом он по-прежнему именуется Чуйским (с шоферской поправкой: от Бийска до Ташанты – настоящий Чуйский тракт, а от Бийска до Новосибирска – присоединённый) и по-прежнему ведёт постоянные многопрофильные работы, причём не только по содержанию дороги, но и по её реконструкции.

Так в 1970 году взамен легендарного, но устаревшего, моста у п. Иня построили уникальный стальной мост оригинальной конструкции: он имеет три пролёта (три арки) – 75+126+ 63 метра , перекрытых сварной двутавровой балкой, с устройством ортотропной плиты проезжей части в виде стальных плит толщиной 10 мм .

В настоящее время на Чуйском тракте три транспортные развязки, 66 единиц мостовых сооружений длинной 2685,6 п. м., 93 – автобусных остановок, 34,1 км линий наружного освещения и пять автоматизированных пунктов учёта интенсивности движения транспорта.

В мае 1982 года автомобильная дорога «Новосибирск-Бийск-Ташанта» вошла в состав объединения «Алтайавтодор», а сейчас года он входит в ФГУ Упрдор «Алтай».

Чуйский тракт в современном виде – это итог многолетней работы нескольких поколений изыскателей, дорожных строителей, ремонтёров, мостовиков, автомобилистов. В музее «История дорог Алтая» (г. Барнаул) и краеведческом музее имени В. В. Бианки (г. Бийск) работают постоянные экспозиции, посвящённые богатой истории Алтайского края и Чуйского тракта.

В настоящее время исполнительным комитетом Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» реализуется проект на основе исторических материалов, посвящённых Чуйскому тракту в разные периоды его развития, начиная с Х I Х века. Составными частями проекта являются: иллюстрированный альбом, информационный сайт, телефильм, мемориальный комплекс строителям Чуйского тракта на трассе М-52 (возле д. Топучая – пр. 575 км ) и долгосрочная программа «Новый век Чуйского тракта», начало которой положило празднование 90-летия Чуйского тракта.

В конце мая в Республике Алтай на Чуйском тракте у д. Топучая состоялась церемония закладки первого камня мемориального комплекса строителям Чуйского тракта в составе: памятника «90 лет Чуйскому тракту» и часовни в честь великомучеников и исповедников Российских.

Создаваемые объекты наполнены особым смыслом и станут благодарной памятью тому времени, пополнят ряд памятников в богатой событиями, многогранной истории Алтайского края и Республики Алтай.

В г. Бийске открылась Всесибирская художественная выставка «Есть над Чуей рекою дорога…», где представлены произведения художников, фотографов, документалистов из Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска, Томска, Омска, Кемерово.

Её передвижные экспозиции будут работать в Барнауле, Новосибирске и Горно-Алтайске в период с июля по декабрь 2012 года.

При поддержке ФГУ Упрдор «Алтай» издан альбом-каталог «Есть над Чуей рекою дорога…», в который вошли почти 230 произведений живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии, декоративно-прикладного искусства 98 участников Всесибирской художественной выставки из городов Сибирского Федерального Округа.

Празднование 90-летия Чуйского тракта положило начало реализации программы «Новый век Чуйского тракта. Его юбилей воплощает в себе символ единства народов, укрепляет экономические и политические отношения, положительно влияет на укрепление взаимопомощи и дружеских отношений между Монголией, Китаем и другими государствами Азиатского региона.

Жизнь продолжается, проявляясь в делах и судьбах новых поколений людей. 26 мая Чуйскому тракту исполнилось 90 лет. Он живёт и развивается во времени и пространстве – через века и вёрсты. Чуйский тракт – это не просто дорога, а история живая и вечная.

 

 

Валерий ТИХОНОВ, главный редактор литературного фонда «Август»,г. Барнаул

Рождение Чуйского тракта

26 мая 1922 года путь из российского Алтая в монгольский Алтай получил статус дороги государственного значения. Дорожники празднуют эту дату, давшую начало созданию современной автомагистрали федерального значения М-52 «Новосибирск-Бийск-Ташанта».

Ярмарочный путь

История Чуйского тракта состоит как бы из двух жизней. Первая – от конной тропы до вьючной дороги, вторая – от колёсного, грунтового маршрута до современной автострады с устройством сопутствующей инфраструктуры с разметкой, знаками и мостами…

По сведениям Елены Греховой, старшего научного сотрудника Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки, заведующей отделом «Чуйский тракт», в письменных источниках первые сведения о Чуйской тропе датируются 1788 годом. Тогда русские купцы достигли реки Чуя в районе Курайской степи и начали вести там меновой торг с алтайцами, выменивая ткани, зерно, маральи рога, скобяные изделия на меха, скот и невыделанные кожи.

В 1825 году официально образовалась Алтайская волость, в которой село Алтайское стало, во-первых, узловым пунктом для развивающихся торговых русско-монгольских отношений и, во-вторых, началом нового торгового пути. И путь этот назвали Чуйским.

Далее, можно сказать – в сопутствующей истории, так или иначе знаковые события вокруг Чуйского пути имели в основном торговое значение: вплоть до 1860-го, у реки Бураты действовала ярмарка.

В 1864 году состоялось подписание Чугучакского протокола между Россией и Китаем – об уточнении границ и беспошлинной торговле в приграничных районах. В следующем году русские купцы Гилёв и Смирнов впервые пересекли границу с Монголией. Тогда же купечество вложилось в строительство дорог – сначала от Бийска до села Алтайское, а потом – до Шебалино.

И всё-таки дорога оставалась вьючной. В 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов России записку, в которой обосновал необходимость устройства колёсной дороги. После чего, в 1877 году, участок от Шебалино до Онгудая был перестроен соответствующим образом, а в 1879-1880 годы был исправлен и участок дороги от Онгудая до Хабаровки. Далее, вплоть до монгольской границы, путь был всё ещё вьючный. Впрочем, это не помешало бийскому купцу Котельникову в 1885 году пройти по нему и впервые выйти за пределы Великой Китайской стены.

 

Устройство колёсной дороги

В 1885 году инженер М. Брещанский и техник А. Александров начали изыскательские работы на Чуйском пути. Уже тогда, заметим, намечаемую дорогу всё чаще и чаще именовали трактом.

В 1891 году в селе Онгудай была учреждена таможня. В 1892 году изыскательские работы на Чуйском тракте провел техник Н. Ивачев, а в последующие два года – военные инженеры И. Вараксин и Н. Голышев.

Поскольку дорога приобретала всё большее значение, в 1900 по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай прибыли исправник С. Лучшев и инженер И. Биль, которые составили смету дорожных работ с расчётом ширины дороги на бомах в три с половиной аршина, а в остальных местах в пять аршин. Стоимость всех работ составила 60 тысяч рублей. Спланированную дорогу на подрядных условиях строили крестьяне соседних сёл.

Дальше – больше: 5 мая 1901 года начались работы по устройству колёсной дороги на перевале Чике-Таман, поскольку до него такая, для того времени – современная, дорога была проложена.

Дошло дело и до взрывных работ: 16 июня 1901 года саперная команда под руководством поручика Фёдорова прибыла в Бийск, а затем в Хабаровку, для проведения взрывных работ на бомах.

К 1902 году на всём протяжении Чуйского тракта была проложена колёсная дорога, то есть приспособленная для гужевого транспорта. Мостов в те годы не было, но регулярно наводили три паромные переправы.

В 1911 году Чуйский тракт передали в ведомство министерства путей сообщения. В 1913-1914 годы все изыскательские работы на нём велись под руководством техника путей сообщения Вячеслава Шишкова – в будущем выдающегося русского писателя, автора романов «Угрюм-река» и «Ватага», путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов из цикла «Чуйские были». Именно Вячеслав Яковлевич, обследовав два варианта трассировки Чуйского тракта, предложил вариант строительства тракта по правому берегу Катуни.

 

К современной магистрали

26 мая 1922 года Чуйский тракт официально был объявлен дорогой государственного значения. В этом же году сей исторический факт ознаменовали строительством первого моста – у села Кош-Агач. Последовавшее за тем относительное затишье вряд ли стоит объяснять политическими и экономическими проблемами в стране...

В 1933 году Чуйский тракт передали в ведомство НКВД. В следующем году построили понтонный мост через реку Бию в городе Бийске и деревянный через Ишу, строительство велось по проекту и под руководством инженера А. Труевцева. В этом же провели первый автопробег на Чуйскому тракту.

1 января 1935 года Чуйский тракт был официально принят государственной комиссией, а через месяц, марте, сдан в эксплуатацию деревянный мост через Катунь у села Усть-Сема и в этом же году в Бийске по проекту инженера А. Крушевницкого построили деревянный мост через Бию.

В следующем году на Чуйском тракте свершилось техническое чудо – по проекту и под руководством инженера С. Цаплина за один год построили двухцепной висячий мост через Катунь с деревянной фермой жёсткости. Общая длина моста – 142 метра , речной пролет – 100 метров . В настоящее время эта уникальная конструкция, отмеченная премией Совета Министров СССР, сохраняется как памятник мостостроения сталинской эпохи.

1938 год прошёл, можно сказать, под знаком изыскательских работ на участке Бийск-Майма, которые провели ленинградские исследователи. Вскоре этот участок был построен.

В 1956-1957 годы капитальные работы провели по ремонту участка дороги Усть-Сема-Шебалино – с устройством чёрного покрытия, а в следующем году аналогичные на участке Бийск-Майма.

Серьёзное событие в 1959 году: на Чуйском тракте построен первый металлический мост – через Катунь в село Усть-Сема.

В 1961 году Чуйский тракт существенно подрос в километраже (почти тысяча), а также в сопутствующей инфраструктуре, – он стал составной частью автомагистрали Новосибирск-Бийск-Ташанта.

В 1964 году в Бийске сдали в эксплуатацию, взамен старого, железобетонный мост через Бию, а в следующем году построили металлический мост через Ишу.

1965-1976 годы – строительство наиболее сложных и опасных участков дороги, в том числе перевалы Семинский и Чике-Таман. В это же десятилетие построены металлические мосты через Катунь у села Иня и через Чую у села Кош-Агач. В 1984 году была построена новая дорога на перевале Чике-Таман. В 1995 году сдана первая очередь обхода Бийска с мостом через Бию. В 2011-м начата реконструкция дороги под вторую техническую категорию на участке Дубровка-Рыбалка, а в нынешнем – начато строительство второй очереди обхода Бийска…

История продолжается.

Via est vita ! С латинского – дорога есть жизнь.

С 90-летием Вас, Чуйский Тракт!

 

Слово и дело Чуйского тракта

26 мая исполняется 90 лет Чуйскому тракту. В конце 19 века это вьючная тропа, затем торговый путь, а после изыскательских работ и проекта В. Я. Шишкова, замечательного русского писателя (вспомните, например, его роман «Угрюм-река»), – это красота природы (поля и леса, реки и горы!..), дорожная романтика, культурно-исторические объекты…

Как из родника – ручей, а из него – речка (река), так из тропинки (тропы*) – дорога, а из неё – шоссе, тракт, автострада… На Алтае проторять дороги (мостить, отсыпать и пр.), после кочевников и купцов, в ХVII веке начали люди именитого уральского заводчика Акинфия Демидова – с развитием горнорудного дела, когда строились шахты, заводы и посёлки, появилась потребность вывозить руду, медь, серебро. Использовали, конечно, и реки (сам И. И. Ползунов ведал тогда фарватерами Оби, Чарыша и погрузочно-разгрузочными работами на пристанях), но, наземные артерии начали обустраивать целенаправленно. Размах был столь велик, что из посёлка Барнаульского вырос город Барнаул.

Особое внимание дорогам стали уделять с 1954 года, когда началось масштабное осваивание целинных и залежных земель.

К началу 80-х годов минувшего века Алтай определился с основными направлениями и протяжённостью автодорог, которые изо дня в день надо не только содержать и ремонтировать, но и модернизировать – всё-таки ХХI век на дворе.

С каждым годом автопоток на Алтай увеличивается – едут не только туристы, сплавщики и альпинисты в Горный Алтай, отдыхающие и поправляющие своё здоровье в Белокуриху и «Бирюзовую Катунь», но и желающие побывать на родине всемирно известных личностей – Михаила Калашникова, Германа Титова, Василия Шукшина, Роберта Рождественского…

Кстати, протяжённость автодорог Алтайского края более 42 тысяч км (федерального и регионального значения), что равно… протяжённости экватора планеты Земля. По данному показателю Алтайский край занимает первое место в Сибири и третье в России, при этом плотность автодорог на тысячу жителей – 6,3 км , а в среднем по России – 3,5 км .

Дороги, помимо современных видов покрытия (а также определённых разметок, карманов, дорожных знаков, сервисных служб и т. п.) – это ещё и мосты. В Алтайском крае их более 830. Прибавьте к ним 30477 погонных метров путепроводов. А ещё различные дамбы, каналы, водопропускные системы…

Вспоминаю свою беседу (14 сентября 2005 года – интервью для книги «100 лучших дорожников России», М., 2006 г .) с бывшим начальником «Алтайавтодора» (1976-1985) и бывшим главой Алтайского края (1996-2005) Александром Александровичем Суриковым – нынешним чрезвычайным и полномочным послом России в Белоруссии: «…На территории Алтайского края поместится несколько Эстоний, например, или Латвий. Красноярский край – это вообще гигантские территории. Не надо забывать и о сложных климатических условиях нашей страны, в особенности сибирского региона. В Европе, например, проще сконцентрировать мощности на строительство и содержание дорог.

Нельзя европейскими мерками Россию мерить – это кощунственно, и безграмотно. Хорошие дороги, добавлю, каждому государству помогают в решении всех задач: и в совершенствовании образования, и в развитии здравоохранения, и в расцвет культуры свою лепту вносят».

Законной гордостью Алтайского края и Республики Алтай является знаменитый на всю страну Чуйский тракт. Вот, пожалуйста, два слова произнесены и сразу же невольно напеваешь: «Есть над Чуей рекою дорога, / Много ездит по ней шоферов. Но один был отчаянный шофер,/ Звали Колька его Снегирёв…». И тут же пред нашим взором – кадры из кинофильма В. М. Шукшина «Живёт такой парень»… Его музыкальная основа – мелодия этой песни. Первые две страницы киноповести даже заучивать не надо: «Есть на Алтае тракт – Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам …». Перечитайте. И приезжайте на всероссийский фестиваль Шукшинские дни на Алтае. Нынче он начнётся 19 июля в Барнауле, а завершится 22 на родине В. М. Шукшина – в Сростках. Как раз по Чуйскому тракту и проедете – первые почти четыре десятка км. Конечно, его особенные красоты с рискованными поворотами и взъёмами там – в скалистых горах Горного Алтая…

Чуйский тракт стартует от Бийска – от моста через Бию – на отметке 330 м над уровнем моря и заканчивается у монгольской границы на высоте 2650 м (как говорится, почувствуйте разницу!). Его общая протяжённость – 617 км .

Кстати, в Бийске перед самым въездом на мост через Бию находится здание краеведческого музея имени В. В. Бианки. А всё потому, что известный писатель и естествоиспытатель в течение четырёх лет не просто жил и работал в Бийске в начале 20-х годов, а принимал активное участие в общественной жизни города, в том числе и в местном музее. Согласитесь, интересная рифмовка: и в Барнауле именно перед въездом на новый мост через Обь тоже находится музей, официально именуемый «Музей дорог и дорожной техники»...

Изначально общая протяжённость Чуйского тракта – автомобильной дороги, соединяющей Алтайский край и Республику Алтай с Монголией – 619 км (Бийск – Ташанта). А в 1967 году, когда завершили строительство дороги Барнаул-Новосибирск, то Чуйский тракт де-юре удлинили (почти до тысячи км!) – Новосибирск-Бийск-Ташанта.

Вот что рассказывает бывший начальник (1962-1978) Чуйского тракта Станислав Иванович Крыжановский, удостоенный званий «Ветеран труда», «Почётный дорожник России», награждённый орденом «Знак Почёта», а также многими медалями, Почётными грамотами и премиями Минавтодор РСФСР: «Это одна из 28 дорог не просто государственного, а стратегического значения. Мы подчинялись напрямую Министерству, в отличие от остальных. Нас мощно обеспечивали техникой, материалами, финансами. Например, был очень жёсткий контроль за своевременной выплатой зарплаты. Если она задерживалась хотя бы на сутки, то об этом тотчас узнавали в Министерстве и в ЦК профсоюзов.

Мы находились в постоянном напряжении, потому что движение по тракту было непрерывным. В паводок, например, срочно наводились мосты – и вперёд. По Чуйскому тракту шли поставки в Монголию, для чего в Бийске создали «Совтрансавто». Непоставка туда грузов грозила большими неприятностями. А рядом – Китай, отношения с которым тогда были очень сложные. Всё засекречивалось: характеристика тракта, мостов… Техника шла днём и ночью в любую погоду».

Мне удалось разговорить Станислава Ивановича, не смотря на то, что впервые о нём я узнал из статьи о Чуйском тракте в журнале «Вокруг света» (№ 1, 1983 г .): «Лицо Станислава Ивановича в глубоких морщинах, внимательный и быстрый взгляд, как у человека, много повидавшего и почти разучившегося удивляться. Говорит он сдержанно, сначала посмотрит на тебя, словно думает, а стоит ли говорить вообще?..»

Вот его ответ на мой вопрос о погоде и природе: «В какое время года Чуйский тракт вам нравился больше?»

Ответ: «Он всегда прекрасен. Словами трудно передать. Зимой там снег чистейший, аж глаза слепит, приходилось защитные очки надевать. Весной багульник цветёт – горы становятся дымчато-фиолетовыми. Летом вода в Катуни – бирюзовая. Другой такой реки нет нигде.

Место слияния Чуи с Катунью даёт такую картину: с одного берега вода чистая – это катунская, а с другого берега – мутная – это чуйская. Осенью едешь по Чуйскому тракту – деревья в ярком разноцветье: берёзки, лиственницы… Красота неописуемая!

А вот от Барнаула до Новосибирска дорога скучная (заметили, уважаемые читатели, – дорога, а не Чуйский тракт. – В. Т.), ничего такого по сторонам».

Так вот «откуда родом» строфы в моём стихотворении об Алтайском крае:

…Вас Чуйский тракт пронзит словно стрелой –

и боль такую лишь влюблённый стерпит:

раскинулись зелёною каймой

леса, тайга, поля, луга и степи…

Вас праздник встречи окрылит в горах.

Захватит дух ваш спор на горных реках.

Вы позабудете о городах

и, может быть, о двадцать первом веке…

С юбилеем Вас, многопрославленный Чуйский тракт!

* * *

Два стихотворения Николая Рубцова, написанные в Алтайском крае. «Старая дорога» - это именно о Чуйском тракте.

Николай Рубцов

ШУМИТ КАТУНЬ

           Виктору Аcтафьеву

…Как я подолгу слушал этот шум,
Когда во мгле горел закатный пламень!
Лицом к реке садился я на камень
И всё глядел, задумчив и угрюм.

Как мимо башен, идолов, гробниц
Катунь неслась широкою лавиной,
И кто-то древней клинописью птиц
Записывал напев её былинный…

Катунь, Катунь – свирепая река!
Поёт она таинственные мифы
О том, как шли воинственные скифы, –
Они топтали эти берега!

И Чингисхана сумрачная тень
Над целым миром солнце затмевала,
И чёрный дым летел за перевалы
К стоянкам светлых русских деревень…

Всё поглотил столетний тёмный зев!
И всё в просторе сказочно-огнистом
Бежит Катунь с рыданием и свистом –
Она не может успокоить гнев!

В горах погаснет солнечный июнь,
Заснут во мгле печальные аилы,
Молчат цветы, безмолвствуют могилы,
И только слышно, как шумит Катунь…

СТАРАЯ ДОРОГА

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова – тишь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые…
Здесь каждый славен – мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака…


Комментариев:

Вернуться на главную