Андрей ГЕРАСИМОВ
В СССР не было не только секса, но и досуга

В Топах по-прежнему большим успехом пользуются посты про страшную жизнь в СССР, и, особенно, как ни странно, про жизнь в позднем СССР.

Вот тут один гражданин, писавший прежде что-то про строительство, решил собирать посты про СССР. Все они попали в Топ. Там был и пост с перепостом статьи Арины Холиной, и пост – баян с байками, где смешаны все года советской власти, а самая запоминающаяся байка про то, как одна девушка затыкала свое причинное место листами, выдранными из учебника «История КПСС», потому что у нее не было прокладок. Помните такую? Это года 4 назад было, и потом еще всплывало. Ну не спорить же с ней, что листы из полного собрания сочинений В.И. Ленина применялись для этого дела чаще? Да, бывалоча, перед месячными всякая женщина шла в книжный магазин и покупала том из полного собраний сочинений В.И. Ленина или, на худой конец, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Именно этим обстоятельством объясняются их огромные тиражи. Поэтому, собственно, других книг и не печатали - бумаги не оставалось.

А еще в том посте было про то, что сапоги носили, надев предварительно на ногу непромокаемый пакет. Но не всю правду они написали: из отживших свой срок сапог еще варили суп и ели неделю.

Вообще, все это написано по типу личных воспоминаний.

Был такой комедийный фильм «Копейка» Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина, состоящий из разных историй, связанных с одним автомобилем «Жигули» первого выпуска. В одной из новелл девушка ненавидела своего отца, которого играл Иван Краско. Он работал в КГБ, а дочери в ответ на просьбу что-нибудь купить, неизменно рассказывал одну историю, причем голос у него при этом становился проникновенным, а глаза влажнели: «Я в твои годы, между прочим, приехал в Харьков в техникум поступать. Были у меня одни брюки, одна рубашка, курточка фланелевая, да мать на последние деньги зимнее пальто с каракулевым воротником купила. По тем временам богатая вещь. И вот весну, лето и осень прохожу в этой курточке до первых заморозков, а потом уж как в пальто влезу, так в нем до мая и хожу» или «Я новые брюки, габардиновые, на четвертом курсе купил. А до этого у меня серые были. Мне их мать из отцовских перешила. Я их семь лет носил не снимая. А потом на стипендию купил новые, габардиновые. В них на свадьбе был. В них на Лубянку пришел. В них и в первую командировку поехал. И так шесть лет».

Потом он умер, а дочка стала валютной проституткой, и вот пришли ее допрашивать КГБшники по поводу ее клиентов, и один из них проникновенным голосом начинает вспоминать: «Знаешь, я родился в простой крестьянской семье. За год до начала Великой Отечественной. Войну я смутно помню. Помню только — все время есть хотелось. А вот послевоенные годы помню хорошо. Мы с матерью одни остались. Отец пропал без вести. И вот мне пятнадцать лет. Восьмилетку закончил. И поехал в город в техникум поступать. Собрала мне мамаша сундучок и положила туда все мое богатство: две рубахи. Одна холщовая на каждый день, другая фланелевая, выходная. А брюки одни были. Из отцовских перешиты. Это уж потом, на четвертом курсе, я...». А ей показалось, что это отец с того света вернулся, и она описалась.

Так вот, все эти рассказы от первого лица про ужасы СССР напоминают мне эту историю. Может, одни и те же люди работают? Методы не изменились? http://mgsupgs.livejournal.com/690025.h tml

Вот как из карася сделать порося: «Выбора у молодежи не было. Или ты нанимался на тяжелую и мало оплачиваемую черновую работу, или учился в «бесплатном» ВУЗе, обучение в котором потом отрабатывал три года в глухой провинции за гроши – это называлось «поехать по распределению», или попадал «под статью» и мог быть выслан из города. Поэтому те, у кого было желание жить творчеством, работали сторожами, дворниками или истопниками, а в свободное время писали картины, книги и песни. Так, к примеру, жил Виктор Цой и сотни других молодых талантов. Каждый из них мог бы заработать творчеством себе на жизнь. Но проводить «нелегальные» концерты за деньги считалось «предпринимательством», что было в СССР запрещено под страхом уголовного наказания».

Бесспорные достижение социализма – отсутствие безработицы и бесплатное высшее образование - выставляются, как рабство. А кто этого не хотел, должен был работать дворником или истопником. В качестве примера приведены люди творческих профессий, представленные одним Цоем. Будто не было в СССР вузов, дающих творческие специальности, например, такие уникальные, как литературный институт.

А распределение было способом трудоустройства. Москвичам при позднем социализме путевки в другие города и села не давали. От места можно было отказаться, надо было только сходить туда и договориться: никому не нужен враждебно настроенный сотрудник с огромным самомнением. А потом надо было искать место самому. Но многих места по распределению устраивали. Чем лучшем был вуз, тем лучше распределение - хоть какая-то справедливость была. Потом еще от специальности зависело. Моя жена, например, рассказывает: моя пециальность, психолога, не очень-то требовалась. В основном места искали сами в течение года, а оттуда присылали запрос. Я не нашла - несколько мест было, но сорвались. Мне дали распределение в НОТ на завод один. Я пришла к ним, мне не понравилось - отказалась. Они были рады - не больно-то любили молодых специалистов, навязанных по распределению. Потом нашла место сама. А я получил место по распределению в НИИЯФ при МГУ, которое ему понравилось. Проработал там 5 лет, вспоминает с удовольствием. Вот такое рабство было для людей, не имеющих связей. А другие лучше устраивались.

И досуга не было, ну разве то, что автор приводит: посещение кафе, пивного бара, ресторана,. Можно было: сходить в кино, почитать книгу, послушать пластинку, сходить на выставку, сходить в рок-клуб на концерт, сходить в поход, отдохнуть на море по путевке или в «дикарем», съездить на свой садовый участок. Вроде, как уже немало, да? И он о многом еще не упомянул.

А телевизор? Ну, он еще забыл главное: мы ходили к друг другу в гости – на дни рождения, праздники и просто так. И для особых любителей досуга были Дома культуры с уймой кружков. И еще йогой занимались, к разным гуру ездили, и хипповали.

А кто попроще – так на танце на танцплощадках, которые были в каждом сельском клубе, Доме культуры, или в городском парке. А у студентов были дискотеки. А да еще спортом сколько народу занималось! И моржи еще, и клубы бега трусцой. Господи! Да разве все перечислить? У меня вообще впечатление, что тогда люди больше занимались досугом, чем работой. Вот разве что большие группы: спорт, туризм, организованный досуг в виде кружков и неформальные объединения.

Жена моя вспоминает.

Вот, допустим, заскучала я. Что я тогда делала? Звонила подружке, шла к ней в гости, где за бутылочкой вина «Ркацители» за 1руб. 70 коп. и прослушиванием пластинкой или магнитофона обсудили все мои и ее беды и надежды. А подруг было немало: с одной на одну тему можно было поговорить, с другой - на другую. И компаниями большими тоже собирались. А кто-то мог пригласить меня на квартирный концерт, "квартирник" - было такое развлечение.

Или мы с подругой сходили бы в кино, купив билеты в ближайшем кинотеатре, перед сеансом попили бы кофе с пирожным , а после фильма бы его долго обсуждали. И обошлось бы мне все это примерно в 1руб. 50 коп. максимум. Или бы в какую-нибудь подмосковную усадьбу съездили. Или на экскурсию по Москве. Какие тогда экскурсоводы были! Не меньше кандидатов исторических наук и артистичные.

Или я сходила бы в Третьякову, или в Пушкинский, или купила бы билеты на какой-нибудь спектакль, пусть и не самый хороший. Была бы зима - прошлась бы на лыжах. Сходила бы в библиотеку и нашла бы что почитать, а если бы хотела чего-то, чего не было в свободном доступе, посидела бы в читалке. Да и любая подруга бы мне что-то интересное почитать дала.


Да, тогда еще никто не уехал в Израиль, не разбогател и не зазнался, не обеднел и отгородился...

Какие хобби были у моих подруг? Например, одна занималась в театральной студии, другая шастала по гуру и по хипповским коммунам, третья ходила в зимние и летние большие походы, четвертая - в велосипедные и байдарочные походы. Подготовка ко всему этому, тренировки, репетиции и занимали все их время.

А вдруг я совсем сошла бы с ума и захотела бы заняться йогой, бальными танцами, хоровым пением, плетением макраме, разведением кактусов? Около моего дома был Дом культуры «Строитель» и еще один клуб. И при ЖЭКах были кружки. А теперь они не работают.

Или в бассейн бы записалась.

А было бы мне столько лет, сколько теперь, сходила в клуб «Кому за 30», посетила бы лекцию в «Политехническом».

А кое-кто еще в баню ходил с друзьями - было такое популярное развлечение у людей постарше. Женщины сауну любили. Они там парились с какими-то травами, расслаблялись. Потом это слишком дорого для пенсионеров стало.


Помню, моя мать развелась с отцом, и от стресса или еще чего записалась в Университет марксизма-ленинизма. Там они ходили на лекции года 2, а потом получали какой – то документ об окончании, который не давал права на работу. Никакого марксизма-ленинизма там не было, а просто рассказывали им про живопись, литературу, философию, религию, кино. Это было такое дополнительное гуманитарное образование, доступное любому. Многие женщины так от тоски спасались. А кое-кто и повторно замуж выходил, т.к. мужчины там тоже попадались.

В моем НИИ 2-ой категории на 250 человек был клуб дайвинга. Они каждое лето ездили в Крым в какое-то особое место, ставили там лагерь и ныряли. А оплачивал все профсоюз. До сих пор это самое любимое воспоминание оставшихся сотрудников. А какие вечера на Новый год, 8 марта устраивали? С частушками, переодеваниями и пр.? Ведь к этому всему готовились, репетировали. А теперь еле здороваемся.

А что мне автор поста сегодня предлагает? Посидеть с чашечкой кофе и ноутбуком в полупустом кафе? Посетить большой книжный магазин? Сходить ночью в клуб?

Ну, Интернета тогда еще не было. А то как приятно сидеть одной в кафе да писать в блог, чтобы неизвестные мне люди с юзерпиками всяких зверей писали мне в ответ гадости.

Книжный с большим количеством книг – это хорошо, но и библиотека была не хуже. По крайне мере, книги дома не скапливались. Это сегодня в библиотеке сплошное убожество. Да и разве люди при всем изобилии столько читают? А если читают, то что? Любовные романы, иронические детективы да фэнтези. Это раньше выход новой книги Трифонова или Рыбакова был событием. Сейчас и их фамилий не помнят.

Ночные клубы – это не для меня. Я и на дискотеки в юности не ходила.

Очереди были не во всех кафе и ресторанах, и не всегда они были, и столик можно заказать. Помню, мы с Андреем как-то пошли в ресторан «София». Очереди там не было. Как же нас там обслуживали! Теперь таких официантов поискать. Это была одна из годовщин нашей свадьбы. Официант понял, что у нас особый случай, и он подавал блюда и подливал вино так, что хватило часа на 4, и все так торжественно. Мы и поговорили, и потанцевали, а горячее было у нас филе, которое подавали в огне – таблеточки из спирта зажгли. А то мы ведь не приучены к правильному посещению ресторана: придем, сразу все подадут, сразу все съедим, да и пошли.

И про пиво не надо. Сегодня оно из чего угодно делается. Но только не из хмеля и ячменного солода. По сравнению с сегодняшним дерьмом и «Жигулевское» - классика. Одно время пиво было неплохое – в 90-х, а теперь новые технологии его убили напрочь, как и многое другое.

А какие дешевые и вкусные обеды были в «Пекине»? Теперь полно китайских ресторанов развелось, а вы попробуйте, найдите, чтобы как там готовили. Или плов в «Узбекистане»! Лучше нет. Разве что один раз узбекские аспиранты на одной защите приготовили. Да, кстати, а какие банкеты по поводу защит устраивали? А сейчас и чая не нальют.

В общем, врет все этот тип. Так ведь про все можно рассказать. Например, ну что хорошего в жизни вообще? Как говорил губернатор Старк во «Всей королевской рати»: «Вся наша жизнь – от зловонной пеленки до смердящего савана».

А я лучше вспомню, как на КСП ездили: целая электричка и все с гитарами. А потом огромная поляна и каждому костру можно подойти, сесть, и поговорить о чем угодно, например, о том, какая плохая советская власть и анекдот про Брежнева рассказать и послушать. И ты 100% знал, что в полной безопасности, и никто тебе ничего плохого не сделает и не скажет.

И тогда развлечения были, и сейчас. Но тогда они были безопаснее, душевнее и дешевле.

Но разве этим авторов постов об ужасах СССР это докажешь? Проще зайца спички научить зажигать.

http://clck.ru/LJ/1FaiF


Комментариев:

Вернуться на главную