Валдайская встреча

11 ноября в гостиной Валдайской районной библиотеки состоялась встреча читателей с московским писателем, секретарём правления Союза писателей России Василием Дворцовым и новгородским поэтом Сергеем Ивановым. Если Сергея Иванова валдайцы знают давно, любят его поэзию, то Василий Дворцов впервые приехал в город. Поэтому он подробно рассказал о своём творческом пути, поделился взглядами на положение, точнее – на выживание русской культуры и литературы в современных условиях, ответил на порой весьма острые вопросы и подарил библиотеке свои новые книги. Читатели долго не хотели отпускать гостей, спровоцировав под конец меж ними импровизированный поэтический диалог-турнир.

Конечно же, на жителях этого очень небольшого городка, расположенного на берегу одного из красивейших озёр России, а, может быть, и мира, лежит крест несения великого наследия отечественной культуры. Здесь, в единой точке совершенно разными путями сошлись судьбы патриарха Никона и святых Тихона Задонского и Иоанна Кронштадтского, мостовые Валдая хранят шаги Пушкина, Радищева и Панарина, стены помнят фигуры Нилуса и Рериха. Особое место в этом списке занимает убитый тут большевиками – практически на глазах своих детей! – величайший мыслитель и публицист конца девятнадцатого – начала двадцатого веков Михаил Осипович Меньшиков.

Поэтому понятен общественный интерес к проводимым ежегодно конкурсам юных чтецов. 12 ноября, уже в большом зале библиотеки полсотни ребят из разных школ города состязались в мастерстве декламации. Звучали Блок и Есенин, Маяковский и Заболоцкий, Михалков и Смеляков. Перед учащимися и их учителями опять выступали приглашённые в жюри Сергей Иванов и Василий Дворцов. По итогам председатель жюри, руководитель комитета по международным связям СП России Олег Бавыкин наградил победителей дипломами и подарочными книгами. Но без поощрений не остался ни один из участников.

К сожалению, конкурс в очередной раз подтвердил уже и не просто печальную, а реально катастрофическую культурную обделённость наших детей, их практически состоявшееся культурное сиротство. Ребята, так искренне любящие русскую литературу, много читающие и сами пишущие, уже не слышат её! Не слышат мелодику родной речи. Агрессивные негритянские ритмы, захватившие мировую эстраду в конце семидесятых, окончательно вытеснили из постоянного музыкального фона европейцев национальные мелодии. И выросшим в тотальном давлении электронных тамтамов нашим детям, – уже и внукам, – теперь уже не внятны, не различимы особенности тонирования тем в поэзии Фета или Некрасова, Анненского или Васильева, Цветаевой или Кострова. Для подростков, не впитавших в себя ни русских, ни украинских народных песен, не наслушавшихся классики романсов Чайковского, Глазунова и Свиридова, которым даже не досталась весьма достойная советская эстрада, «рэповая» декламация на голом ритме Гумилёва равно с Маяковским, увы, совершенно естественна. Учителя, присутствовавшие на обсуждении итогов конкурса, единогласно поддержали предложение о необходимости особого урока слышанья родной речи, обещали разработать и опробовать методику донесения до учеников хотя бы понимания проблемы.

 

Вернуться на главную