- Я н-не-е ум-ме-е-ю ч-и-тать. Я п-по-оюу… - так он обычно отвечал, когда его просили прочесть стихи. Подобный древнерусскому гусляру поэт Николай Тряпкин, как вспоминают знавшие его люди, действительно не читал, а пел свои удивительные стихотворения. Так случилось, что его, одного из лучших русских поэтов второй половины ХХ века, сегодня даже читающая публика почти не знает. Отчасти и потому, что отнести его к какому-то литературному лагерю трудновато, он всегда и жил, и писал отдельно, наособицу. Тем более отрадно, что совсем недавно в Москве увидел свет дебютный номер альманаха «Неизбывный вертоград», изданный по итогам одноименного конкурса имени Николая Тряпкина. Предполагается, что они станут ежегодными. Жителям Кольского края альманах интересен еще и потому, что первым лауреатом Тряпкинской премии в прошлом году стал поэт-мурманчанин Николай Колычев. Название и премии, и книги - от знаменитой тряпкинской строки: «Земля моя! Сказание мое! Мой неизбывный вертоград…». Дивное устаревшее слово «вертоград» означает сад, виноградник, в книжно-церковном смысле - Божий сад, которому поэт уподобляет родную землю, Россию. Солидный блок литературоведческих материалов обращен к разным сторонам творчества Николая Тряпкина, где наравне со статьями известных критиков есть и материалы наших, пусть и в прошлом, но земляков - поэтов Геннадия Иванова и Алексея Полуботы. Геннадий когда-то жил в Кандалакше, теперь - в Москве, секретарь Союза писателей России. Алексей - коренной мурманчанин, но после окончания Литературного института остался в столице. Ныне он сотрудник «Литературной газеты», член комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина (возглавил ее известный литературовед, профессор Литературного института имени Горького Владимир Смирнов), один из организаторов Тряпкинского фестиваля. Его работа - анализ стихотворения «А на земле мазурики…», которое, как многие из тряпкинских произведений, - из тех, что будут современны в любую эпоху:
А на земле мазурики
Центральный материал не только первого, литературоведческого, блока «Неизбывного вертограда», но, пожалуй, всего альманаха - очерк Владимира Бондаренко «Отверженный поэт». Фундаментальная вещь эта - из пятилетней давности книги московского критика «Последние поэты империи». В ней, кстати, состоялась публикация знаменитого тряпкинского стихотворения «Вербная песня». Текст, начинающийся близкой многим строчкой «За великий Советский Союз!», с очень непростой судьбой - своего рода молитва поэта, горькая, отчаянная, неожиданно бунтарская. Воспроизведу его здесь полностью - не грех, если вспомнить, сколь долго не печатали эти удивительные, на стыке православия и язычества (особенного, советского!), проникновенные мощные строки:
За великий Советский Союз!
Основательна, солидна статья литературоведа из Краснодара, автора книги о Тряпкине, Валентина Камышана, который представляет читателю сравнительный анализ стихов Николая Тряпкина и Юрия Кузнецова. Любопытно, что рядом в книге - очерк Евгения Богачкова «Два водолея» о взаимоотношениях, глубинной внутренней близости этих больших русских поэтов. А вот редактор альманаха «Братина» Федор Черепанов сопоставляет его с другим классиком - Павлом Васильевым. Замечателен доклад Дмитрия Псурцева с неожиданным названием «Время Тряпкина - будущее в прошедшем». Почему так? «У Тряпкина в стихах оживает в первую очередь наше прошлое, - отмечает литературовед, - историческая, культурная, языковая память (которая у большинства современных стихотворцев отсутствует), и все прочее устанавливается относительно этой памяти как точки отсчета. Будущее время для Тряпкина - это не безответственное, волюнтаристское будущее, а будущее в прошедшем, будущее, устанавливаемое относительно прошедшего… Поэзия Николая Тряпкина, воскрешая трудное прошлое, связывая его с настоящим, - ведет нас в будущее. Русский ковчег, о котором писал Тряпкин, уже в пути. Поэзия Тряпкина - в нашем ковчеге…» На мой взгляд, достоин самого пристального внимания и поэтический раздел «Неизбывного вертограда». С большим интересом прочел омича Юрия Перминова, очень понравились и стихи Валентины Коростелевой из подмосковного поселка Железнодорожный. Хорош и Виталий Мухин. Кстати, одну из рекомендаций в Союз писателей СССР этому московскому поэту в конце восьмидесятых дал именно Николай Тряпкин - ее фотокопию читатель найдет в книге. В книжечке в принципе в достатке хороших стихов. В том числе и нашего земляка Николая Колычева. Тексты все известные, почти хрестоматийные - лучшие: «Ангел белый», «Звонарь», «Прощай, листва, прощайте, птицы...», «В небе серо, в небе грустно…» и другие. Среди иллюстраций, которыми оформлен альманах - их в книге немало, самых разных, - бросился в глаза один скорбный снимок, сделанный на могиле поэта. Ни надгробного камня, ни памятника, ничего - только заросший травою холмик, деревянный крест над ним, рядышком - казенная кладбищенская табличка, где черным по белому написано: «Н. И. Тряпкин». Горький, безрадостный снимок. Сейчас, когда уже многое сделано (к этой работе помимо Союза писателей России подключилась и власть - администрация родного для поэта Лотошинского района Московской области), чтобы память о поэте жила, верится, что о могиле его не забудут, приведут в порядок, перестанет она выглядеть как символ. Символ нашего равнодушия и беспамятства… Опубликовано: "Мурманский вестник" от 29.04.2010 |