Нина ВОЛЧЕНКОВА(Брянск)

"ДОЖДЯ БЛАГОДАТНОГО КАПЛИ…"

(Штрихи к творческому портрету Николая Поснова)

Я слушаю душу мою,
Всё вижу, и всё привечаю.
И тихую песню свою
О родине милой слагаю.
Николай Поснов

Капли благодатного дождя в литературе – это мысли о счастье, о согласии жить в мире с собой, со всем человечеством, это наши ощущения, возникающие в процессе восприятия переданного богатства мастерами Слова.

Стихи Николая Ивановича Поснова известны в России и переведены на славянские и неславянские языки, а многим  из нас знакомы со школьных лет, но смысл их понимается с годами: в каждой написанной автором строчке звучит мелодия, которую можно сравнить с каплями благодатного дождя – Добра, Любви и Счастья. Гармонии.

Творчество поэта, казалось бы, укладывается в традиционные поэтические рамки: Родина – большая Россия-Русь и маленькая родная деревенька Изморознь; любовная лирика и, конечно, стихи о природе, скромной, но такой милой природе Брянщины. И во всем этом поэт сумел найти своё видение, вложить собственную душу.

В памяти земляков хранится положенное  на музыку стихотворение, гимн, олицетворяющий силу и мощь России, – «Дуб у Свенского монастыря» (1984 г.):

На рекою Десной, на высоком угоре,
У замшелой старинной монастырской стены,
Дуб раскидистый дышит на вольном просторе
Посредине России, среди тишины.
Горделиво вознесся над всею округой,
Как стоячее облако, крона сама,
И, как землю в горсти, напряженно и туго,
Корни дуба сжимают верхушку холма.
Он судьбою самой удостоен бессмертья,
Он в одной золотой, богатырской поре –
В этой кроне шумят, словно ветры, столетья,
И истории знаки горят на коре.
На зеленом холме он покоится прочно,
Обозрим с четырех неоглядных сторон.
Он корнями своими находится в прошлом,
А вершиной уходит в грядущее он…                                                                   

В этом тексте, в его последних строчках, как практически во всех, явственно прослеживается мысль о связи прошлого, настоящего и будущего. Под стать стихотворной мощи и сильная мелодия, и  голос самого певца и композитора Михаила Николаевича Аксёнова. Это поэтическое произведение по-своему услышал еще один композитор Юрий Формин, написавший музыку в стиле вальса – раздольно, распевно, по-русски.

Наиболее значительной работой стала кантата, написанная М.Н. Аксеновым на поэму Н.И. Поснова «И слышу голоса» и исполненная городским Академическим хором им. Марио Бустило на Вечере, посвящённом 65-летию со дня рождения поэта. Пожалуй, такое серьёзное историческое произведение – одно из первых в Брянске. Началом рождения поэмы послужила «Песня гусляра», появившаяся примерно в 1978 году – история возникновения нашего города, его борьбы с иноземными захватчиками:

На Покров, на горке, в лад
Становили предки град.
Поднимали терема,
Купола златили.
На проплешине холма
Княжий двор рубили.
Этот град чрез много дён
Был стеною обнесён.
В башни врезаны бойницы,
А под башни клали меч,
Чтоб не пасть от лихоимца,
Чтоб самим себя беречь.
И на град, что мил и дорог,
Нападал коварный ворог.
Шли татары и Литва,
Ляхи вили сети.
На костях их трын-трава,
А на травах – ветер.
Был и мор, горел посад.
Но стоял на круче град.
Нивы кланялись Яриле,
Лен - небесной тишине.
Полня воздухом ветрила,
Струги плыли по Десне.
Всей горе Покровской честь!
Место града там и есть.
Меч, испытанный судьбой,
До сих пор хранится
Под стеною крепостной,
Где была бойница.
Град стоит. Года летят,
Как ветра, они шумят.
Дождик сеет. Солнце светит,
Облака текут, как дым.
Десять медленных столетий
Бородой метут над ним.

Судьба на долгие годы соединила двух творческих людей – Николая Поснова и Михаила Аксёнова: композитором написано немало песен. Они исполнялись и хором, и сольно, например,  «На Верхней Лубянке» (1983 г.):

…Тут круты у лестниц ступеньки,
Здесь десять столетий назад
Мои светлоглазые предки
Рубили над кручами град.
И долго в рассветном тумане
Смотрели на алый восход,
В котором, светясь куполами,
Покровская церковь плывёт.
По улочкам узким и старым,
Где, как половицы в дому,
Тихонько поют тротуары,
Приятно бродить одному
И видеть, как под облаками,
Ночную развеявши тень,
Взлетает, смыкаясь с веками,
Сверкающий нынешний день.

Читая стихи Н.И. Поснова, с уверенностью скажешь, что в сборниках есть готовые романсы, драматические и лирические миниатюры, и сошлёшься на признание самого автора: «Песня… Это она ложится на сердце, проникая вдруг в твою нежную тайну. И ты доверяешь ей, этой песне, еще не понимая почему, и повторяешь ее незабываемую мелодию. Раз… два… десять мурлычешь про себя в шумно-уличной толпе или в уединении, не замечая ее навязчивости, потому что она слилась с тобой. Она – это ты, часть твоей души. Ты – это она, узнавшая тебя и последовавшая за тобою…».

Стихи поэта легко перекладываются на музыку – она слышится не только при чтении вслух. Автор своим пером словно поёт мягкие, плавные, лиричные строки. Всё начинается с любви:

В завьюженном городе где-то
Спит опалённое лето.
В платье горошком из ситца –
Лучше ее не найдешь.
Снег на моих ресницах,
Снег белой птицей кружится.
Милая, что тебе снится
В эту январскую ночь?
И долго ли ждать нашей встречи,
Снег мне ложится на плечи.
От писем твоих мне не легче,
Но жду их, как утро, я все ж.
Метелью оденется вишня –
Весна подойдет неслышно.
Ветер, играя косицей твоею,
Тебя вдруг ко мне приведет.

… А снег все идет и идет.

Мелодия вальса Виктора Андреева, однокурсника по Орловскому машиностроительному техникуму, была написана именно на эти стихи в 1968 году, и в областном конкурсе лирической песни поэт и композитор заняли первое место. Союз музыки и слова покорил слушателей своей искренностью и влюбленностью, а конкурсантов наградили поездкой к Чёрному морю.

Однажды книга Николая Поснова «Прости-Прощай. Избранное» попала к Олегу Алябину, который написал музыку к трём стихотворениям поэта: «Уже ты не расстанешься со мной», «Любой из нас собой неповторим» (1989 г.), «Листья жгут» (1979 г.) – а в доме автора поэтических строк появился диск с дарственной надписью композитора и певца, в которой выражена благодарность сыну за «батю».

Уже ты не расстанешься со мной:
Ты будешь небом, летнею травой,
Березкой будешь, дождиком нагим,
Пускай уйдешь, любимая, с другим.
И синим плесом будешь, и весной,
Сумятицей истерзанною снов,
Круженьем сердца, желтою бедой,
И тишиной, заполнившею дом.
Ты будешь лебединою строкой,
Совсем-совсем не думая о том,
Что я тобой, любимая, назвал
Все – от звезды до щебетанья трав.
Все – до кричавшей сердца темноты,
Что даже я – наполовину ты,
Что ты со мной как песня на Руси.
… Плывущим небом, дождиком босым.

ЛИСТЬЯ ЖГУТ
Листья жжет по садам городок,
А в садах и просторно и гулко,
И сухой горьковатый дымок
Невесомо висит в переулках.
Ну, гляди, убеждайся сама,
Как остывшие меркнут калитки,
Как плывут и сады, и дома
В сизоватой тончайшей накидке.
Легкий дым над тобой, надо мной,
Смысл прощания в этом горенье –
Листья жгут для того, чтоб весной
Не мешали поре обновленья.
Время катится комом тугим,
Зарастают травой пепелища.
Оставляй свое место другим,
Тем, кто будет красивей и чище.
Оставляй, уходи налегке –
В этом, может быть, истина истин…
Листья жгут, листья жгут в городке –
В легкий дым превращаются листья.

В чистом и светлом чувстве поэта все оттенки радости, печали, грусти, сомнения; любимая женщина сравнивается с берёзкой, синим плёсом, небом, дождиком. А здесь герой говорит о сложностях любви, искренне признаваясь в противоречивости своего характера, обращается с просьбой любить его:

* * *
      Живой души не переделать ввек
                                                С. Есенин
Любой из нас собой неповторим –
В природе то не видится секретом.
И не могу я сделаться другим,
Как ни просила б ты меня об этом.
Да, может быть, я влюбчив и томим
Злой ревностью, и мучаюсь тоскою,
И пью вино, и напиваюсь в дым –
Бывает, да к чему скрывать такое.
Вся жизнь моя – полынь да лебеда,
Но верю я  в судьбы своей истоки.
Пусть искры высекают не всегда
В чужой душе мои, столкнувшись, строки.
Мне не к лицу тщеславья ложный грим –
Не ведать мне ни счастья, ни покоя,
Нет, в этой жизни я неповторим,
Да, я такой. Но полюби такого!..
                                                           
Еще раньше на стихи Николая Поснова написал музыку композитор Павел Быков «Не целуй, не надо…» (1982 г.):

Не целуй, не надо –
Поцелуй не тот.
Не горька отрава,
Да вот горек мёд.
Далеко-далёко
Я душой сейчас –
У высоких окон,
Возле милых глаз.
Отдал бы немало,
Заплатил сполна,
Чтобы целовала
Именно она.
Но куда деваться?
В том-то и беда:
Нам не целоваться
Больше никогда.
Жизнь своё решает
И не крестит лба.
Говорят: «Чужая!»,
Говорят: «Судьба!».
Говорят: «Отрава!»,
Говорят: «Забудь!»…
Не целуй, не надо –
Разорвётся грудь.

К 60-летию поэта, которое отмечалось уже после его ухода, Виктором Никитиным была написана музыка на стихотворение «Письма» (1975 г.; песня исполнялась впервые):

Опять прощения прошу
За то, что чувства не стихают,
Что письма нежные пишу
Своими грустными стихами.
В них все просвечено до дна,
Как в роднике вода живая.
Пускай ты, знаю, не одна
Живешь, меня не вспоминая.
В тех письмах тоненькая боль
И запоздалое признанье.
Наверно, это не любовь,
Но все ж ее напоминанье,
Где «да» и «нет», как тень и свет,
Переплелись от края к краю.
Тебя я выдумал иль нет –
Теперь и сам не понимаю.
Я лишь прощения прошу,
Что чудный сон свой сберегаю,
Что письма нежные пишу
И никуда не отправляю.

В этом стихотворении обращают на себя внимание  эпитеты «нежное письмо», «грустные стихи», «тоненькая боль», «запоздалое признанье», через призму которых мы видим развитие чувства лирического героя, глубже понимаем содержание стихотворения.

Стихи всегда возвращались автору песней. Так произошло и с «Признанием» (1986 г.): композитор и певец Виктор Разинкин на юбилейном вечере  поэта исполнил под гитару эту песню:

Дикой рябины соцветья,
Берег в изломах крутых,
Тихие заводи эти
В листьях кувшинок литых.
Эти ложбинки и взгорки,
С церковкой старой село,
Мне без них тяжко и горько
И не с руки ремесло.
Это открытое поле,
Шумы зеленых берез
Трогают сердце до боли,
Душу волнует до слез.
Всем этим жив я от роду
И до скончания дней.
Как не любить мне Природу
Родины малой моей?..

Сквозным в творчестве Николая Поснова является образ дождя, отражающего настроение поэта:

Он весь светился в переплясах молний,
Упруго гнулся вербною лозой.
Огромный мир до края был заполнен
Предмайской очистительной грозой.
…………………………………………..
Дожди идут. Дожди идут,
О землю бьют челом…
 Бормочут что-то вслух.
И капли светлые текут
По грустному стеклу…
И капли маленький, но свой
Прокладывают путь.
………………………………
 Сеется, сеется дождик
С низких взлохмаченных туч.
………………………………
 То невнятно, то громче, то тише
Дождь бормочет над нами давно.
…………………………………….
 Невысокое окошко
Занавесили дожди.
……………………..
 Надоедливый дождичек плачет…
…………………………………….
 Долгий дождик, стынущее поле,
Грусть ракит на старом большаке,
Крик прощальный, с нежностью и болью,
Журавлей, летящих вдалеке…

Лексическая сочетаемость слов рисует языковую картину образа, смыслы которого тревожат или радуют нас по-особому напевно, музыкально. Так и рождается песня, о которой бережно отзывался Н.И. Поснов: «Это музыка, напев, слова, берущие за сердце, голоса, уносящие душу твою в беспредельность».

Песня, как правило, живёт долго и волнует слушателей, если души поэта и композитора слились воедино. Александр Потапчук не только написал музыку, но и сам исполнил песню «Господи, спасибо, что живём» (2003 г.) , философское размышление о жизни, о назначении человека:

В тонкой дымке лиловеет город,
Недвижима прозелень пруда.
Воздух чист и ломок, словно голос
У неопределенного дрозда.
Розовеют вытянуто вербы,
Тих и чист вечерний окоем,
И звезда мерцает в темном небе.
Господи, спасибо, что живем!
Жизни путь почти уже осилен,
И ничто не ново для меня,
Но стою под зябкою осиной,
Ощущая бренность бытия.
И сладка до дрожи эта бренность
На закате гаснущего дня.
Нет, не примелькалось, не приелось,
Что во мне и что вокруг меня.
И ничем особым не блистая,
Но в смиренье праведном своем
Повторять душа не перестала:
Господи, спасибо, что живем!
Что со мной в одном благодаренье
И звезда, и вербы, и река,
Что в высоком горнем освещенье,
Словно годы, тают облака… 

У Николая Поснова был хороший слух и голос. Он не раз садился к фортепиано, брал в руки гармонь или гитару, но очень сожалел, что не может профессионально играть, а говорить об этом может: «Песня… Это стихи и музыка, ставшие нераздельным целым. Они, органически слившись, волнуют уже не только тебя, но и твоих друзей, знакомых и вовсе не знакомых людей».

На наш взгляд, у такого мастера Слова все находится в гармонии, и эти строки посвящаются ему:

Дождя благодатного капли…
В них песня как солнечный свет.
И звезды ещё не погасли,
Но брезжит зелёный рассвет.

И облаком лёгким, как нота,
Волшебное слово плывёт,
А мы вспоминаем кого-то,
Душа вместе с зорькой поёт.

А мы вспоминаем поэта
И строки слагаем из слов.
Да, где-то когда-то кого-то
В стихах подарил нам Поснов.

И в память о нём – благодарность,
Но тех, кто открыто живёт,
Кто в Истину верит, как в данность,
И значит – она не умрёт.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную