Константин ВОЛГИН
Это мы придумали "Windows"

Навязываемый нашему обществу в последнее десятиление «новый российский патриотизм» плох даже не тем, что он призывает гордиться всем без разбора от газопровода, качающего сырье заграницу, до победы Билана на «Евровидении», а, прежде всего тем, что он паразитарен в самой своей основе и паразитирует этот патриотизм на достижениях наших предков, объединяя нас с ними в одном общем и неразличимом «мы», в котором отделить их достижения от наших провалов становится уже практически невозможно. А это уже не только несправедливо, но, пожалуй даже несколько кошунственно.

Вот, к примеру, предлагая способы, как России победить в информационной войне (вопрос о том ведется ли таковая против нее оставим на сей раз в стороне) профессор Игорь Панарин пишет у себя в «Фейсбуке» (привожу цитату полностью, чтобы был виден весь контекст):

«Мы победили фашизм. Мы первыми в мире вышли в космос. Будучи Пресс-секретарем Роскосмоса я постарался объединить эти две ключевые идеи, которыми по праву гордится Россия и абсолютное большинство ее граждан. Поэтому в конце апреля 2006 года я предложил организовать участие Роскосмоса в патриотической акции «Георгиевская ленточка». И эта моя идея была реализована – Три Георгиевских ленточки побывали впервые на орбите летом 2006 года, а 8 мая 2007 года космонавты Международной космической станции, с приколотыми георгиевскими ленточками, Впервые поздравили ветеранов Великой Отечественной войны и весь наш народ с Днем нащей Великой Победы над фашизмом. Ленточки вернулись из Космоса и сейчас находятся в Музее Роскосмоса».

Прекрасно, все очень эффектно, хотя, по-моему, сейчас, спустя 6 лет от георгиевских ленточек пол-России уже тошнит. Ну да ладно. Интереснее подумать о другом, а действительно ли все это сделали мы? Или все-таки наши предки? До какого момента за нами, ныне живущими на территории бывшего СССР поколениями, остается не то, что моральное право( в конце концов любая мораль условна и целиком политизирована), но хотя бы логическое основание объединять себя с нашими предшественниками в одно общее и гордое мы? И что еще должны мы сотворить, чтобы потерять право на это мы или нет ничего такого, что бы лишило нас возможности так говорить?

Ведь, вообще говоря, если следовать этой логике и посмотреть на «наши» достижения последней эпохи, то есть, собственно, тогда, когда нынешние жители России и сопредельных государств моложе 50 лет, уже физически присутствовали в этом мире, то вся картина будет выглядеть несколько иначе: это мы развалили СССР, это мы пролетели с МММ, это мы сдали все, что можно сдать от военных баз за рубежом до собственного суверенитета, как это признают даже депутаты «Единой России» . Ну и еще много чего «хорошего» мы сделали за последние 20-30 лет. Это все тоже мы? Или это уже не мы, а враги Родины и иностранные диверсанты? Или, на крайний случай не все мы, а только часть нас — условные ельцино-путино-чубайсы?

Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Я не против того, чтобы гордиться деяниями предков, наоборот считаю это необходимым, я против того, чтобы тщеславно приписывать их деяния себе, да еще делать из этих, якобы общих для нас с ними достижений, индульгенцию для современности и торговать ими: «мы вас от фашизма спасли, а вы у нас газ по 300 евро покупать не хотите, а кроме того, не уважаете нас и нехорошими словами ругаете». А, собственно, за что нас, современную Россию, уважать за газ по 300 евро?

Ну да, у меня тоже дед дошел до Берлина, но дед, а не я. А мой еще более далекий предок, вроде как и Париж в 1812 году посещал, но я-то пью немецкое пиво и езжу на французской машине, вот и вся гордость.

Тут есть какая-то очень серьезная подстава - в границах этого «мы», которое мы сделали фактически безграничным, то расширяя свое единство с предками, то сужая его так как нам это удобно в данный конкретный момент. Но, ведь если быть честными перед собой, то пока мы, в лучшем случае, те самые пресловутые «карлики на плечах гигантов». Это в лучшем случае, в худшем мы, вообще, люди недостойные памяти своих предков.

Мне представляется крайне важным определить границы этого мы, чтобы понять, что является нашей заслугой, а что лишь нам доставшимся, пусть и законным, наследством, которым можно и нужно пользоваться, но которое не стоит присваивать себе в качестве заслуги. Возможно, наиболее честным и корректным было бы понимание этого «мы» как двусоставной конструкции — мы (ныне живущие)+наши славные предки, а не так как если бы между нами и ими не было никаких различий и их дела были бы нашими и дела или, что совсем уже несправедливо, ответственность за наши дела разделяли бы с нами наши предки.

Как-то это нечестиво, даже, что ли...

http://clck.ru/8aEYO


Комментариев:

Вернуться на главную