Георгий ЗАЙЦЕВ (Санкт-Петербург)

Кто виноват, или Почему люди пошлеют?

 
 
 

Данная научно-художественная статья является продолжением статьи «Что происходит, или Откуда плохие люди?».

 

Кто виноват, или Почему люди пошлеют?

Откуда берутся «недовоспитанные» (неразвитые, незрелые) и невоспитанные (асоциальные) люди? Разумеется, из школы и семьи.

Прежде чем подвергнуть критике школу, напомним, что основой личности человека являются вовсе не знания, умения и навыки, и даже не интеллект и способность к обучению, формированием которых чаще всего и заняты учителя в школе. «Ядром» личности человека (или самой существенной его личностной чертой), как уже отмечалось нами, являютсядоминирующие у него потребности. Соответственно, «первым принципом продуктивной теории воспитания должен стать решительный переход от обучения одному лишь знанию норм поведения к его более глубоким основам — к формированию такого набора и такой иерархии потребностей воспитуемого, которые наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей». Данный тезис принадлежит академику Симонову. Но такого понимания сущности воспитания, к сожалению, не найти в учебниках педагогики. Не удивительно, чтоуказанный принцип практически не работает в массовой школе. Учебная деятельность детей построена здесь (как и в былые времена) на принудительных репродуктивных принципах и направлена на формирование у них (начиная с первого класса) нормативных знаний, умений и навыков. В процессе учебы, построенной на основе «принудительно-нормативного» подхода, у детей не удовлетворяются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении, актуализирующиеся у них, соответственно, в детстве, отрочестве и юности.

 

Кто сильнее
Как обычно происходит в школе?

Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать текст. Совестливый ученик (тот, кто хорошо воспитывается родителями) внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его не перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.

А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до «фени». Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».

И по «нервной слабости», желая побыстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.

Людмила Ивановна и говорит:
– Ты не все рассказал. Садись, «три».
Ставит отметку в журнал и спрашивает:
– Кто хочет?..
Поднимает руку «сильный» ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»

Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..»

И так он мучается в школе  все время…

И вырастает в независимого и умного человека.)))

Противоречие, возникающее между потребностями и системой школьного образования, имеет для обучающихся опасные последствия. Прежде всего оно приводит к хроническому перенапряжению и переутомлению школьников и, соответственно, к росту у них психосоматических и психических заболеваний. Одним из наиболее болезненных последствий указанного противоречия является, в частности, невротизация личности обучающегося. Процесс невротизации протекает незаметно по следующей схеме: доминирующая потребность (как внутреннее, природно обусловленное побуждение) вступает в конфликтные отношения с ситуативной доминантой (в виде принудительно поставленной учителем учебной задачи), в результате чего у учащихся возникает ситуация трудного выбора и, как следствие этого, психическое напряжение – тревожность. Постоянно возникающий ситуативный конфликт служит почвой для усиления тревожности — превращения ее в мучительное хроническое психическое состояние, которое в свою очередь порождает недоверие и враждебность сначала к учителям, затем к другим людям. Постепенно тревожно-враждебное отношение к окружающим закрепляется у детей (обычно это происходит в подростковом возрасте) в виде черты характера. В результате относительно здоровый человек постепенно превращается в невротическую личность.  В этой связи важно отметить, что жизнедеятельность невротика по своей сущности носит разрушительный характер, так как все виды его поведения подчинены прежде всего тому, чтобы вытеснить из своего сознания враждебность и тревожность. К сожалению, делается это им, как правило, с помощью несовместимых, взаимоисключающих друг друга стремлений. Например, невротик может прикидываться беспомощным и при этом стремиться властвовать над другими; унижать людей и одновременно пытаться завоевать их одобрение; стремиться нанести вред другому человеку (даже очень близкому) и при этом говорить ему о своей преданности; стремиться получить любовь других людей и в то же время быть неспособным проявлять любовные чувства и т.д. В результате такой противоречивой активности невротические наклонности у человека только усиливаются. Отсюда нетрудно представить себе поведение невротика, например, «во власти», в половой жизни, во взаимоотношениях с детьми.

 

Вот умру

Сначала с шестиклассником Петей несправедливо обошелся учитель истории. Он вызвал его отвечать и поставил «двойку», хотя знал, что тот не готовился, так как у него был день рождения. А значит, он находился в привилегированном положении.

Потом его обидела Курочкина («дама сердца»), которая вместо того, чтобы посочувствовать, сказала, что с «двоечником» дружить не станет.

А когда он вернулся домой, сначала позлорадствовал старший брат, который сказал, что по истории получают «двойки» только «недоразвитые». Потом возмутился дедушка (он еще при царе учился в кадетском корпусе), сказав, что за незнание истории государства российского в его время секли розгами. А мать после обеда в наказание не дала поесть изюму. Наконец, под вечер, когда домашние и другие родственники (среди которых были и двоюродные сестры) собрались за праздничным столом, отец вместо того, чтобы поздравить Петю, произнес:

– Тебе, как «двоечнику», сегодня не с нами надо бы сидеть и пироги лопать, а в темном чулане – на хлебе и воде.

И Петя почувствовал себя совершенно чужим и одиноким.  Это чувство вызвало у него всплеск необузданной фантазии...

 «Вот умру – еще пожалеете!» – подумал он.

И чувство жалости к самому себе стало нестерпимым…

На следующий день (благо, это был выходной) Петя проснулся только к обеду.

Его первая мысль была: «Хорошо, что не в чулане!»)))

 

Противоречие между потребностями обучающихся и системой школьного образования опасно еще в одном аспекте: оно приводит к ущербной трансформации их мотивационной сферы. В результате доминирующими у детей становятся не подлинные потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении, самосовершенствовании и другие, а ложные мотивы. В чем это выражается? Прежде всего – в стремлении учащихся достичь любыми средствами (даже путем обмана) положительных отметок; в имитации активности на уроках; желании угодить учителю, чтобы сохранить с ним хорошие отношения, или, наоборот, «поиграть на его нервах», чтобы испытать острые ощущения от содеянного. Ущербная трансформация мотивационной сферы школьников приводит к тому, что они перестают быть самими собой. У многих из них формируется состояние хронической неудовлетворенности, которое нередко и побуждает к асоциальным поступкам и вредным привычкам (в том числе к приему наркотиков – наиболее обсуждаемой сегодня в обществе проблеме). Не приговор ли сказанное традиционной школе?

Медицина бессильна перед наркоманией… Одолеть наркоманию можно только средствами эффективной педагогики, формируя мотивацию здоровой жизни.

Но если массовая школа такая «вредная» – откуда же берутся у нас выдающиеся ученые, писатели, музыканты, артисты, просто «ответственные и добросовестные» люди? В большинстве случаев это происходит вопреки системе школьного образования (об этом в интервью недвусмысленно говорят сами «выдающиеся деятели»). В лучшем случае они называют одного-другого учителя (доброго и отзывчивого человека), который помог им поверить в себя, открыть и развить свой талант. В этом, пожалуй, и состоит главный парадокс массовой школы: в ней (вопреки ее сущности) еще встречаются хорошие люди (педагоги!), которых уважают (любят) ученики. И в этом случае дети ходят в школу не напрасно.

 

Блицконтрольная

Учителя бывают очень темпераментные. Одна такая учительница (физичка с «иностранным уклоном») очень любила проводить блицконтрольные. Останется минут десять до окончания урока, ученики уже подумывают о буфете, а она вдруг как заторопится, как закричит:

– Убрать все со стола, взять чистый лист... Блицконтрольная!

И пишет на доске два варианта задач по физике.

Некоторые из учеников к такому повороту уже привыкли. Сами, видно, из темпераментных. А кому-то надо долго собираться: затылок почесать, в окошко посмотреть… позавидовать тем, кто на школьном дворе контрольную прогуливает. Вот время и проходит. Звенит звонок. Надо сдавать контрольную, а на листке только сама задача – без решения.

А учительница кричит:

– Все, я ухожу, я ухожу, кто не сдал, тому – «два».

Один «заторможенный» ученик, кстати, победитель городских олимпиад по математике, тоже ничего не успел решить.

А учительница все кричит:

– Сдавай, сдавай контрольную!

Совсем отчаявшись, он сделал из листка самолетик и запустил его в учительницу:

– Ловите свою контрольную, Валентина Фердинандовна!

Лицо учительницы перекосило…

Когда она ушла в учительскую, все ученики замерли в ожидании: «Что-то будет?»

Но на следующий урок пришел учитель математики, старикашка-«одуванчик». Его в школе все уважали: и учителя, и ученики, и даже родители учеников. Но особенно его уважал директор школы – они вместе были на войне.

Пришел и тихо сказал:

– У вас больше не будет блицконтрольных!..

И сразу приступил к объяснению новой теоремы.)))

 

Далее остановимся на воспитании детей в современной семье. Опыт показывает, что в так называемых благополучных семьях (где есть «папа» и «мама», а ребенок не испытывает ощутимых материальных трудностей) родители, как правило, стремятся воспитать свое чадо с заранее заданными качествами – «подогнать его под собственные желания». Поэтому воспитание в такой семье мало чем отличается от традиционного обучения в школе, а значит, только усугубляет положение. О качестве же воспитания детей в неблагополучных (в том числе неполных) семьях вообще говорить не приходится. Даже если мать (как единственный родитель) будет «очень стараться», у нее мало что получится, так как основополагающая роль в воспитании ребенка в семье принадлежит вовсе не женщине, а мужчине (отцу), о чем, кстати, редко, кто из родителей даже догадывается.

В этой связи еще раз отметим, что ни в школе, ни в семье детей не мотивируют вести здоровый образ жизни и не «учат здоровью» должным образом. В первую очередь это относится к проводимым в школе физкультурным и гигиеническим занятиям. Направленные преимущественно на формирование нормативных знаний и навыков, эти занятия не побуждают школьников к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья. Что же касается родителей, то большинство из них просто не способны хорошо влиять на своих детей, так как сами чаще всего не соблюдают элементарных правил здорового образа жизни.

Отдельно остановимся на проблеме полового воспитания подрастающего поколения. Об актуальности этой проблемы говорит многое: раннее (на фоне физиологической и психосексуальной незрелости) вступление подростков в половые контакты, рост отклонений в половом поведении (сексуальной агрессивности и проституции), увеличение воспалительных и других заболеваний половой сферы. Последние исследования свидетельствуют, что в структуре мотивационной сферы подростков (применительно к формирующейся у них сексуальности) имеет место несогласованность и противоречивость побуждений, что, естественно, не может не препятствовать становлению у них «здоровьесозидающего» полового поведения. Несогласованность заключается прежде всего в том, что эротические и сексуальные потребности не проявляются у подростков (как этого следовало бы ожидать) в русле общей мотивации здорового образа жизни, а наоборот, находятся с ней в противоречии. Соответственно, и в сознании современных подростков не проявляется в должной мере «здоровьесозидающий» подход к половой жизни. В их суждениях о половой жизни находит отражение преимущественно негативная тенденция «разделения секса и любви».

 

Сексуальность сильнее ума.

Один ответственный отец, когда оставался наедине со своей дочерью или своим сыном (недавними школьниками), заводил с ними разговоры о половой жизни..

Дочери он говорил примерно следующее: «Мужчины – примитивный народ… У них в голове две большие лампочки – «левая» и «правая», которые поочередно загораются. Когда мужчина садится работать на компьютере, у него включается «левая» (умная), а когда идет к друзьям потрепаться или выпить – «правая» (дурная). Поэтому мужчину легко просчитать, куда он пойдет и чем будет заниматься... Соответственно, надо выбирать мужчину, у которого «левая» лампочка больше «правой» и загорается чаще. Такие мужчины преуспевают в профессии – для женщины …жены это очень важно. Женщины любят…точнее ценят в мужчине его социальный статус. И главная задача женщины – побуждать мужчину к новым социальным достижениям во имя любви к себе… Тогда мужчина всегда будет мотивирован и занят делом… А женщина – горда и счастлива…

Разговоры отца подействовали, и дочь вышла замуж за физика-теоретика (не без лирики), который после работы в НИИ бежал домой «отчитываться» перед женой. После чего вновь садился за компьютер… А когда уезжал в командировку, писал каждый день жене письма в стихах…

Сыну отец говорил примерно следующее: «В голове у женщин «мозаика» – много мелких лампочек, которые беспорядочно мигают. Разгадать эту «мозаику» невозможно… Поэтому, чтобы не попасться в их сети, …до 29 лет лучше жить умом своего отца, который там уже побывал…»

А иногда, подвыпив, восклицал: «Все женщины – дуры, кроме одной, которую любишь, не зная, за что…».

…Прошло совсем немного времени, приходит сын домой и говорит: «Я женюсь!» Отец от досады кричит: «Это – не ты женишься… Это тебя, дурака, женят!» И видя, что слова на сына не действуют, кричит еще сильнее: «В обезьяннике можно встретить и получше!…»

И начинает крушить мебель… Потом успокаивается, вспоминая себя, и резюмирует: «Сексуальность женщины сильнее ума мужчины!».)))

Понятно, что деформации в психике, складывающиеся у детей в период полового созревания, в будущем негативно сказываются на их семейной жизни (неудивительно, что сегодня распадается каждая вторая молодая семья). В этой связи важно отметить, что даже у выпускников элитных школ, считающихся наиболее «благовоспитанными», чаще всего доминируют ложные половые установки. В результате, вместо того, чтобы готовитьсяк любви и развивать в себе соответствующую способность (как нравственно-психологическую основу будущей семейной жизни), большинство из них предпочитают либо дожидатьсялюбви, либо добиваться ее от другого человека. Итогом такого полового поведения чаще всего бывает незрелая сексуальность, которая является основной причиной несчастливых браков.

Почему растет численность садистов, гомосексуалистов, педофилов, проституток, а также существ сексуально недоразвитых и бесполых? Причина – отсутствие полноценного полового воспитания молодого поколения… Давно пора «выпороть» министра!

Таким образом, усиление деградационных процессов в половой жизни и брачных отношениях, увеличение количества неполных и неблагополучных семей (как результат отсутствия полноценной системы полового воспитания) – это еще одно обстоятельство, препятствующее нормальному общему воспитанию подрастающего поколения. В сложившейся ситуации становится понятным, что будущих мужей и отцов, жен и матерей сегодня следует готовить в школе. Вот только способна ли на это массовая школа?

Все беды от того, что воспитанием подрастающего поколения занимаются не мужчины, а женщины с командным голосом.

P.S.
Воспитательная система традиционной (массовой) школы противоречит потребностям детей, что приводит к их перенапряжению и, соответственно, к росту у них психосоматических и психических заболеваний. А еще при этом происходит деформация мотивационной сферы обучающихся и образование ложных мотивов, следствием чего являются асоциальные поступки и вредные привычки. Компенсировать психологическую ущербность традиционной школы способно только позитивное педагогическое воздействие отдельных учителей, которых уважают ученики за честность и доброту.
Воспитание в современной семье обычно мало чем отличается от традиционного обучения в школе, поэтому лишь усугубляет негативные тенденции в психике детей.

Нормальному общему воспитанию подрастающего поколения препятствует также отсутствие в стране полноценной системы полового воспитания.

Зайцев Георгий Кирович - доктор педагогических наук, профессор, автор 20 книг для школьников, студентов, учителей и др., посвященных проблемам воспитания здоровой личности (Уроки Мойдодыра; Уроки Айболита; Твое здоровье: Укрепление организма; Твое здоровье: Регуляции психики; Педагогика счастья; Валеология и др.)
Живет в Санкт-Петербурге

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную