Светлана ЗАМЛЕЛОВА

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
<<< Следующие записи         Предыдущие записи >>>

29.07.13 г.

Великая подвижница Руси

О книге Н. Никитиной «Повесть о княгине Ольге».

Причиной до сих пор не изжившей себя русофобии является, как известно, восхищение определённой части российской публики западной – особенно материальной её стороной – цивилизацией и презрение к столь непохожей на неё цивилизации русской. Именно эта непохожесть в глазах поклонников Запада является признаком не самостоятельности и самобытности, но неполноценности и неспособности к чему бы то ни было вообще. При этом западники всегда отчего-то закрывают глаза на то, что русская цивилизация сложилась вблизи 60-й параллели северной широты – из современных столиц только Хельсинки находится в этих пределах, но не будем забывать про Гольфстрим, омывающий Скандинавию. Между тем, Ладога – докиевская русская столица – располагалась именно на 60-й параллели. Нет ничего проще, чем взять географический атлас и сравнить местоположение значительных промышленных и культурных городов России с аналогичными центрами Запада, учитывая специфику климата (континентальный или океанический), тёплое течение и связанное с этим: продолжительность зимы, вегетационный период и пр.

Уже тогда станет понятно, что русская цивилизация не плохая и не хорошая по отношению к Западу. Она просто другая. И если принять это как данность, то презренны немедленно станут сами презирающие. А их претензии в несоответствии западному эталону – смешны и нелепы.

О том, что в нас особенного и чем же мы отличаемся от прочих цивилизаций, было сказано и написано в последнее время достаточно много. Русский мир сформировался под влиянием восточного христианства, под влиянием идеи служения Высшей Правде и Истине.

И опять же. Нравится кому-то или нет, но это данность, которую остаётся только признать, потому что спорить или пытаться противопоставить что-то иное – дело неблагодарное, поскольку безосновательное.

На заре становления русского общества и государства наши предки приняли Христову веру, ставшую для них не просто путём единоличного спасения, но кодексом чести, сводом законов, предписанием к устроению обыденной жизни. Это вовсе не означает, что, приняв Православие, русские люди, на много поколений вперёд, превратились в праведников и угодников Божиих. Но когда о Руси заговорили как о Святой, было ясно одно: беспримесная апостольская вера, распространённая отнюдь не на всём пространстве христианского мира, нуждается в сбережении и охранении, а после падения Византии никому, кроме Руси, с этой задачей справиться не под силу. Русский народ воспринимал себя служителем и хранителем апостольской веры, а государство своё – как инструмент, с помощью которого возможно осуществить это служение.

Символ веры, идеал святости и аскеза, налагаемая идеалом – вот, что стало основой русской православной цивилизации. Конечно, аскеза, то есть необходимость в постоянном самоограничении, преодоление соблазнов внешнего мира, не подразумевает размеренного, отрешённого существования, но, напротив, внушает недовольство собой, подталкивает к извечному и беспрестанному поиску, заставляет разрушать стабильность, как воплощение обмирщённости и приземлённости. И даже в случае полной, казалось бы, эмансипации, генетическая память и цивилизационная идентичность рано или поздно напомнят о себе внутренним конфликтом и раздвоенностью.

Поняв, что такое восточное христианство – не на уровне этики, обряда или устройства храма, – но на глубинном, смысловом уровне, мы, возможно лучше поймём самих себя. И не только как некую общность, достигшую определённой точки развития во времени и пространстве – каждому из нас оказалось бы проще разобраться с собой.

О Православии мы узнаём из Евангелия, из трудов Отцов Церкви, из жизнеописаний людей, прославившихся святой жизнью или защитой веры. На русской земле просияло множество святых, первые из которых – святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, и святая равноапостольная княгиня Ольга, первой крестившаяся на Руси, известная к тому же, как мудрая устроительница государства. О ней книга Наталии Никитиной «Повесть о княгине Ольге».

Книга детально и точно воспроизводит время и нравы, красочно и достоверно рисует события. Ольга, прошедшая путь от языческой княгини, жестокой и коварной правительницы, до равноапостольной святой, служит примером всякому, кто готов изменить свою жизнь, кто многочисленным соблазнам и удовольствиям мира готов предпочесть духовную радость и служение Богу в любви к ближним.

Раскрывая образ княгини Ольги, автор даёт читателю ясное представление о той роли, какую сыграла равноапостольная княгиня в становлении русской государственности, в образовании русской православной цивилизации.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную