ГЛАВА 7. Окрестности Куско. (Перу)
В предыдущей главе мы немного покопались в истории империи Инков, а теперь давайте вернёмся в нынешнее Перу.
Обследовав крепость, мы переместились на соседнюю гору, где в отдельно стоящей скале пробит лабиринт Кхенко.
Осмотреть его целиком не удалось, потому что его завалило камнями. Видели лишь малую часть с каменным «столом», на котором совершались жертвоприношения и хирургические операции – считается, что Кхенко был медицинским центром империи.
Кстати о врачах. Ещё в 1863году была проведена экспертиза черепа инка с вырезанным квадратом кости, показавшей уникальность этой операции. Более поздние исследования других трепанированных черепов привели к выводу о том, что инки владели редкостными приёмами хирургической техники, дающих поразительный результат: половина пациентов после трепанации совершенно излечивалась.
Вот так – у инков были свои нейрохирурги!
На следующий день мы отправились в поездку по разбросанным в горах крепостям. Первой посетили неприступную Ольянтайтамбо — хорошо сохранившуюся цитадель с жилым городком у подножья.
Мощные крепостные и церемониальные постройки возведены на скальном утёсе, возвышающемся над долиной, что придаёт крепости сходство с туповерхой пирамидой.
К ней поднимаются каскады узких земледельческих террас, рассекаемых одной единственной каменной лестницей. Ступени довольно высокие. По ним не только подниматься, но и спускаться тяжело.
Часть башен встроена, как ласточкины гнёзда, прямо в отвесные скалы и добраться до них не всякому альпинисту под силу. А в некоторые можно проникнуть лишь через тайные ходы, пробитые в горе.
На самой высокой площадке стоят шесть увесистых, четырёхметровой высоты, гладких монолита. Смотришь и не понимаешь, как инки подняли их сюда. Гид поведал лишь, как их раскалывали. Надо признать, очень оригинальный способ: выдалбливали в глыбе сквозные отверстия, забивали в них высушенные деревянные колья, а затем постоянно поливали водой. Дерево разбухало и, в конце концов, разрывало камень в заданной плоскости.
Каменоломня, где вырубали и обрабатывали строительные блоки, находилась на противоположной стороне долины в трёх-четырёх километрах от Ольянтайтамбо. Там, а также на пути к нему, до сих пор лежат уже готовые, но так и не «доехавшие» до пункта назначения, блоки. Местные жители говорят о них ласково — «уставшие камни» и относятся к ним с благоговейным почтением.
Завершил строительство крепости мятежный генерал Ольянтай. Он и дочь Верховного Инки очень любили друг друга, но отец был против их брака. Отважный Ольянтай укрылся с возлюбленной в этой крепости и за несколько лет превратил её в совершенно неприступную цитадель.
Испанцы в 1536 году попытались было захватить Ольянтайтамбо, но безуспешно. Отряд Писсаро был вынужден с большими потерями отступить.
В память о столь романтичной и жертвенной любви в народе из уст в уста веками передавалась песня «Ольянта», дошедшая до наших дней:
Если даже с думой злою
Сам утёс могучий горный
В сговоре со смертью чёрной
На меня пойдёт войною,
Выйду в бой я с этой силой
И без страха драться стану,
Чтоб живым иль бездыханным
Пасть к ногам голубки милой.
Вот такая безграничная и романтичная любовь! Современным женщинам о подобном преклонении и готовности мужчины отдать жизнь ради любимой, похоже, остаётся только в мечтах грезить…
Запечатлев крепость, спустились, продираясь через заросли кактуса, к реке
и пообедали под зажигательную музыку местного фольклорного ансамбля.
Остаток дня провели в глухой горной деревушке,
где жизнерадостные и смешливые молодые ткачихи детально знакомили нас с процессом получения пряжи и её окраску в разные цвета. Показали выставку глиняной посуды.
Потом продемонстрировали на ручном станке, как ткут из полученных нитей прочное полотно с замысловатым, многоцветным геометрическим орнаментом.
Оказывается, индейцы до сих пор для окраски шерсти лам, альпак, викуний используют только природные компоненты: толчёные камни, растения, корни, сушёных насекомых. С их помощью, не прибегая к химии, они получают до двадцати цветов, а оттенки меняют, добавляя в краситель окислители, например, сок лимона.
В заключение ткачихи напоили нас бодрящим чаем из листьев коки. Считается, что он помогает быстрее адаптироваться к высоте. Недаром в империи инков кока считалась священным растением.
Его использовали и курьеры-скороходы (часки), являвшиеся основными информационными каналами, связывающими империю, вытянутую с севера на юг на пять тысяч километров, в единое целое. Они невероятно быстро преодолевали огромные расстояния по знаменитым инковским дорогам мощёным плитами и обсаженным с двух сторон плодовыми деревьями. В тех местах где пройти было невозможно,
инки пробили тоннели, через бездонные пропасти перебрасывали подвесные мосты.
На самых высоких вершинах по одну и по другую сторону дороги расчищали площадки. На них гонцы и пешеходы могли отдохнуть и насладиться открывавшимся на многие километры великолепным видом гор, таких высоких, «что казалось их вершины упираются прямо в небо, и таких глубоких каньонов, что казалось будто они достигают центра земли». Вдоль таких дорог через каждые 25 километров располагались постоялые дворы,
а через каждые примерно 3 километра – почтовые посты с дежурившими гонцами. За счёт этого расстояние в 2000 километров по горам
и долинам
часки преодолевали за четверо суток!!
Основу транспортной сети империи составляли четыре магистрали. Они проходили через все крупные селения.
От некоторых сейчас остались одни стены.
Самая длинная называлась Тропой Повелителя и имела протяжённость 5200 километров! Она начиналась на территории современной Колумбии и, пересекая перевалы высотой 5000 метров, заканчивалась в Аргентине.
На этом сегодня завершаю.
В следующем отчете подробно расскажу о знаменитой Мачу-Пикчу.
А сейчас позвольте приподнести всем очаровательным читательницам
эти редчайшие цветы:
Все записи
|