Путевые заметки Камиля Зиганшина

Все записи

ГЛАВА 8. Мачу-Пикчу

Сразу прошу у читателей извинения за то, что вынужден использовать фото из Интернета – я отснял в Мачу-Пикчу не менее 200 кадров, но эту флэшку сейчас не могу открыть. Носил в мастерскую – говорят от статического разряда всё стёрлось.

Самая именитая  достопримечательность Перу — городище Мачу-Пикчу. Его несколько столетий безуспешно искали испанские колонизаторы – считалось, что именно там спрятаны  несметные сокровища  империи, включая и золотые статуи Верховных  Инков, но обнаружили   лишь в начале 20 века. Раскопки показали, что инки покинули Мачу-Пикчу не так давно —  в первой половине 19 века!  Причём забрали  с собой всё ценное. И, как гласит  легенда, унесли в дремучую сельву, где  построили  золотой город Эльдорадо.  (Легенды легендами, а  один кладоискатель, продав для финансирования поисков свою текстильную фабрику, нашёл в Чили на острове Робинзона Крузо на глубине пятнадцать метров шестьсот бочонков с  золотом стоимостью 10 миллиардов долларов. Поначалу же над  его затеей   все  смеялись).

Так что и  у Мачу-Пикчу загадок,  как мне кажется,   предостаточно.  К сожалению инки не знали  письменности. Знаменитое узелковое письмо – кипу,  помочь  в  поиске разгадок не может – утрачены  знания для  его прочтения.

 

Работавшие на Мачу-Пикчу  американские  археологи смогли найти лишь битые черепки и  захоронения. Правда и на черепках они неплохо заработали. Под предлогом необходимости  описать находки и составить систематический каталог эта группа  получила разрешение вывезти в США  на несколько месяцев два вагона  найденных ценностей. Эти «несколько месяцев» растянулись на 100 лет. До сих пор все  они находятся в Йельском университете.

 

От Куско до Мачу-Пикчу чуть более ста километров. Попасть туда можно пешком или на огнедышащих поездах, отправляющихся   один раз в сутки, утром.

Один из них, с относительно комфортабельными вагонами  — для туристов. Второй – для местных жителей, остонавливающийся у каждого столба. Так что мы, учитывая все обстоятельства, но главным образом  дефицит  времени,  выбрали первый вариант.

Как и многие другие городища инковской знати и жрецов, Мачу-Пикчу  укрылось  на  седловине высокого крутостенного кряжа между двух   скал, стоящих как широко раскрытые ладошки: Мачу-Пикчу (Старая Гора) и Уайна-Пикчу (Юная Гора).  

В этих, необычных для нашего слуха словах почти осязаемо чувствуется  отражение мировосприятие  инков. Я слышу в  них  и крик птицы, и рычание пумы, и шум ветра, и грохот камнепадов и, даже, необузданную красоту гор.

Попасть в городище Мачу-Пикчу можно только с одной стороны,  поднимаясь по узкой и крутой  тропе  через лес мимо ступенчатых земледельческих террас, на которых когда-то выращивали  маис, тыкву, картошку.  На вершине Уайна-Пикчу, похожей на голову Пумы, находятся храмы Солнца и Луны.  Подъём  к ним  под жгучим потоком полуденных лучей, дался с    трудом, но  я не пожалел, что отважился на восхождение.  С   вершины открывался незабываемый вид не только на само городище, но и  на простирающуюся во все стороны   горную страну, терявшуюся в дымке горизонта.

Само городище сверху похоже на  тень летящего кондора.  Как известно, у инков сакральные архетипы  играли  весьма  важную роль. Так Пума  символизирует средний мир, Кондор – верхний, а Анаконда – нижний, подземный.  И многие амулеты в Перу выполнены  именно с такой символикой.  Сейчас  там, где когда-то  было шумно, многолюдно; кипели  страсти, царит могильная тишина, нарушаемая группами туристов. Всегда грустно бывать таких местах. Но время  ничто не щадит. Его не повернуть вспять.

Обласканный свежим ветерком, я  стал с упоением  оглядывать    клыкастые громады, расчленённые ущельями. Чем дальше обращал я взор, тем загадочней и желанней казались таящиеся там   отроги. Что-то так и влекло меня  туда, а что именно – трудно сказать. Неизвестность? Пожалуй. Она во все времена манила и звала  людей за горизонт.

Спустившись со скалы,   прилёг  на траву передохнуть.   Было  приятно сознавать, что  лежишь   на земле, где   ступали Жрецы и Верховные Инки, а теперь   я, странник  из далёкой Башкирии, в полной тишине  зачарованно созерцаю обступавшие  нас горы, накрытые торжественно сияющим голубым шатром. Благоухание цветов, порхающие колибри, щебет невидимых птиц, умиротворяющий,  льющийся с небес покой  навевали мысль, что я в раю.  Думалось о  светлом,  возвышенном.     Меня   охватила необъяснимая эйфория. Захотелось разбежаться,  расправить руки-крылья и, взмыв над скалистыми пиками,   парить, как кондор, над  неземной красотой Мачу-Пикчу, необычайно удачно и естественно  встроенного  в природный ландшафт.  А потом нырнуть в тесную  долину – туда, где поблёскивает и шумит  порожистая Урубамба, и окунуться в её прозрачные струи, чтобы смыть налипшую к душе грязь и стать чистым, как младенец. Очнувшись от грёз, подумал: место-то действительно особенное.

В этот момент меня кто-то  осторожно толкнул в плечо. Поворачиваю голову и вижу…   влажные губы,  волосатую морду голубоглазой ламы.  





Их (лам и альпак) тут  довольно много. Служащие заповедника   по утрам  выпускают эти милые создания из специального загона, по всей видимости чтобы усилить  у посетителей иллюзию перемещения   во времена многовековой давности.  Из живности ещё  видел  среди угловатых камней семейку   шиншилл – маленьких зверьков похожих на серый шар с большими округлыми ушками, покрытый густым тёплым мехом (по  плотности шерсти   они рекордсмены – 25000 волосков на один квадратный сантиметр!). Когда попытался приблизиться к  одной из них с фотоаппаратом, она встала на задние лапки и «зарычала». Видя, что угроза не действует, поспешно ретировалась в густые кусты. Остальные дружно последовали за ней.

Как и  большинство  городищ инков, Мачу-Пикчу великолепно сохранился. За прошедшие  столетия сгнили только деревянные стропила и соломенные крыши.

 

Само городище условно можно  поделить  на сектора:  храмы,  дворцы сановников и жрецов, площадь,   жилой квартал с узкими улочками, погост. Часть дворцов, храмов и жилых помещений вырублены прямо  в скалах.  По углам сторожевые башни.  Часовые,  дежурившие на них, могли обозревать местность на десятки километров вокруг и вовремя предупреждать о появлении противника.

Поскольку к городку ведёт лишь узкая тропинка, даже горстка воинов могла отражать натиск целой армии.
 Построен  Мачу-Пикчу экономно. Из-за недостатка места – даже тесно. Постройки буквально  жмутся друг к другу. Квартала и отдельные здания  соединены между собой главным образом лестницами, которые практически выполняют роль улиц. Есть короткие – пять-десять ступеней. Есть и гигантские в сто пятьдесят ступеней. На площади, выложенной отполированными камнями,  на  пирамидальном  возвышении лежит громадный камень довольно мудреной ступенчатой формы с прямоугольным столбом посреди. Возможно,   это алтарь, на котором приносили, как гласит легенда,  в  жертву богам самых красивых девушек. Такие жертвоприношения совершались редко и только в честь Солнца.

Ритуал проходил  в час восхода. Кровь, орошавшая камни, должна была помочь рождению светила. Священная сила девственниц уходила на небеса, а бездыханные тела оставались лежать  на постаменте, чтобы Солнце могло забрать до капли всю их силу и энергию. 

Жуть берёт от всего этого, но в те времена юные жертвы почитали за счастье стать «невестами»  светила. Однако, когда мысленно возвращаешься в наше время, сразу с болью вспоминаешь о том, что по всему миру по-прежнему немало молодых женщин (и мужчин) взрывают себя, убивая при этом десятки ни в чём не повинных людей, и понимаешь, что человечество за эти 500 лет мало изменилось. Может, даже наоборот...

Когда же мы поумнеем и подобреем?!

Ваш покорный слуга, писарчук Камиль.

Все записи


Комментариев:

Вернуться на главную