Александр ЦЫГАНОВ (г. Вологда)

«ВСЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НРАВСТВЕННЫ…»

(Окололитературный ликбез 2016)

В сборнике статей «Вологодский текст в русской культуре», изданном в ноябре 2015 года филологическим факультетом Вологодского государственного университета под редакцией Е. Ильиной, С. Баранова и С. Головкиной, опубликован материал А. Соловцова о «вологодской литературной действительности…». В частности, автор статьи сообщает и следующее: «Именно по инициативе ее членов («литартели» «Ступени». – А.Ц.) в 1998 году было основано Вологодское отделение Союза российских писателей (ВО СРП). Союз российских писателей – организация, которая наравне с Союзом писателей России считается правопреемником Союза писателей СССР. Она возникла в 1991 году».

Видимо, только по незнанию А. Соловцов опубликовал эту информацию, неверную с самого начала, поскольку юридически Союз российских писателей правопреемником Союза писателей СССР никогда не являлся и не является. Это альтернативная организация, созданная либеральными «архитекторами перестройки».   

Союз писателей РСФСР постановлением Правительства России получил в 1992 году наименование  «Союз писателей России» и юридически именно он является единственным правопреемником Союза писателей СССР. 

Вдвойне печально, что эта непроверенная информация опубликована Вологодским государственным университетом. Вполне возможно, что автора навела на эту мысль статья Г. Щекиной «Прорваться к читателю», увидевшая свет еще в 1996 году в областной газете «Русский Север». Там сообщалось следующее: «На литературном вологодском древе шумят буйные ветры и выскакивают новые побеги. Основа для этого – литературное объединение, работающее под эгидой Союза российских писателей».

Следом уже в ноябре 2015 года вторит и Р. Красильников в своей пространной и умозрительной статье «О факторах развития современной поэзии в России» (на примере «новой вологодской школы»), напечатанной все в том же издании ВГУ «Вологодский текст в русской культуре». Он уже красочно живописует нынешнее состояние этого альтернативного союза на примере вологодского отделения «Союза российских писателей»: «… в местное отделение Союза российских писателей, несмотря на демократичность, может вступить не каждый писатель, его произведения должны пройти профессиональную экспертизу. Этот принцип отличает данную организацию от других литературных объединений города, например, ЛИТО «Ступени», которое выполняет свою важную функцию – творческую реализацию любого пишущего человека, но при этом не может не привлекать случайных людей и графоманов. Возможно, поэтому проекты вологодского отделения Союза российских писателей отличаются высоким уровнем – с точки зрения содержания, дизайна, используемых технологий».

Говоря об этой «новой вологодской школе», Р. Красильников подчеркивает, по его мнению, и ее главную отличительную особенность: «… на литературную арену вышла целая плеяда относительно молодых и на самом деле молодых поэтов. Благодаря этому сглаживается разрыв между фигурами автора и читателя, которые долгое время находились в неравных отношениях  (? – А.Ц.). Конечно… молодость выражается и в другом – активной творческой позиции, готовности к использованию новых технологий, новых форм презентации своего творчества. Вологодских поэтов эти особенности касаются в полной мере».  

Как говорится, комментарии здесь излишни. Оставим стилистику текста на совести цитируемого автора и обратимся к фактам. Считаем, что сегодня пришла, наконец, пора объясниться с нынешним пристрастным читателем.  Для чего же все-таки он, «Союз российских писателей», был создан именно в то время, когда началось активное разрушение и демонтаж огромной страны?

Конечно, эта национальная беда не обошла тогда стороной и Союз писателей СССР. После устроенного литературными провокаторами распада «Большого Союза», демократические лидеры союзов Москвы и Ленинграда спровоцировали «гонку» членских билетов Союза писателей. С этой целью некой Алиной Любецкой из отдела кадров «Большого Союза» были тайно похищены полторы тысячи чистых «корочек» ненавистного  им  Союза. Об этом сообщил в своем издании  главный  редактор  газеты «Литературная Россия» Э. Сафонов. Затем на «общем» собрании московских литераторов в Большом зале ЦДЛ под предводительством Е. Евтушенко простым поднятием рук они приняли в созданный альтернативный «Союз российских писателей» едва ли не сотню новых членов с выдачей писательских билетов.

Началом деятельности этой новоявленной организации послужило опять же тайное обращение к государственным лицам о репрессивных мерах в отношении русских писателей. Но обнародованная публикация этого материала  в «Литературной России» их остановила, но не остудила планы. Они даже предприняли попытку практически штурма тогда особенно популярного и уважаемого издательства «Советский писатель»: изо всех сил хотелось утвердиться перед лицом новой демократической власти. И вновь неудача.

Тогда в «Союзе российских писателей» решили действовать по-другому, с умом. Они организовали в Ярославле всероссийское совещание молодых литераторов. Об этом совещании в те незабвенные годы писалось и говорилось многое, порой граничащее с легендами. Падали из окон неуправляемые пьяные люди, там денно и нощно дежурил милицейский патруль. Словно это было не совещание молодых авторов, а самый настоящий пир во время чумы. Тем более что для этого дела государством было выделено в то время 250 млн. рублей. Кстати, об этом не без ехидства вспоминал и один из руководителей П. Басинский из «Литературной газеты»: «В глубине парка возле пансионата «Ярославль», где мы цинично прожигали народные деньги…» («Л.Г.» от 31.1.96 г.).

И неудивительно, а скорее закономерно, что на этом «совещании» обсуждались какие  угодно вопросы, но только далекие от литературы. Скажем, чему мог научить  молодых литераторов своим докладом «Употребление мата в русской литературе» один из московских руководителей  семинара Е. Попов? А ведь ему в свое время дал «путевку в литературу» сам Василий Макарович Шукшин…  

И, соответственно, авторы, в т. ч. вологодские («Р.С.» от 20.2.96 г.) не отставали от своих руководителей, постигая азы неизвестного. Они, упиваясь, повествовали, что «узнали о тусовках «голубых» поэтов, читали стихи о сперме, узрели, наконец, правда, поздно… феминистский журнал…». Все это они называли «шкалой ценностей» («Р.С.» от 20.2.96 г.).

А как же, спросим, насчет литературы?.. Было, было и это. Например, одного из тогдашних начинающих вологжан приняли в «Союз российских писателей» только за то, что она (автор)… вовсю ругала там Василия Ивановича Белова. Оказывается, это настолько понравилось москвичам, руководителям семинара, что они безоговорочно рекомендовали в свой альтернативный союз еще одного достойного члена. Об этом явствует из письма одного из руководителей семинара, ярославского писателя Е. Кузнецова. Да и не просто принимали, а в заключение выдавали принятым по миллиону рублей от фонда «Демократия», возглавляемого главным идеологом либеральной «перестройки» страны А. Яковлевым. Всё это называлось – «провернуть великое дело». («Р.С.» от 20.2.96 г.).  

После этого на местах, как мухоморы после дождя, и стали появляться отделения «Союза российских писателей». Предназначались эти отделения, созданные, как правило, из неумелых, начинающих авторов, для единственной цели: вносить раскол в профессиональные писательские организации, забивать читательские умы подменой истинных ценностей.

Исторически так сложилось, что тропа к профессиональному признанию лежала через Союз писателей. С одной стороны, это было еще со времен образования Союза писателей СССР, а с другой стороны, как ни крути, все заметные – насколько их за небольшой далью времени можно уверенно оценить, – так вот, все заметные литературные произведения были созданы членами Союза писателей. Есть и исключения. Например, Владимир Богомолов с его «Иваном», «Зосей», поначалу в Союз писателей не принятый, а после «Августа сорок четвертого…» – старательно в Союз затаскиваемый, обошелся без какого-либо  СП. Или  В. Астафьев, вышедший в свое время из всех Союзов. Но исключения только подтверждают правило.

Десятилетиями складывалась и процедура приема, закрепленная в Уставе СП и положении о приемной комиссии (коллегии): наличие профессионально изданных книг, трех авторитетных письменных рекомендаций. Рассмотрение на общем собрании писательской организации (творческом объединении), а затем – приемная коллегия с тайным голосованием при наличии кворума в две трети голосов. И, наконец, утверждение секретариатом. Длинновато?  

Зато, ответственно говоря, при вступлении в Союз писателей России всё решается высокопрофессионально, требовательно и справедливо, ибо никто не остается в стороне от рассмотрения литературной судьбы будущего со-товарища по цеху.

При всех наших творческих амбициях мы все-таки объединение цеховое, объединение по признаку одной работы, сходного понимания жизни. Важно только помнить, что дело наше – не откровенно-ремесленное. Ремеслом, безусловно, надо владеть, и как можно совершеннее, но и в ремесло надо идти с неким предварительным попущением Божиим. Но на поверку оказывается, что это, столь понятное и одновременно такое великое откровение, доступно далеко не всем. А ведь еще самим Федором Михайловичем Достоевским в напутствии одному из авторов, кстати, нашему земляку А. Круглову, были сказаны слова, особенно пророчески знаковые сегодня: «Россия – вот кому обязан служить писатель и больше никому. Русское народное дело – вот наша цель. Русский писатель должен быть верующим, ибо только Христос – истинный путь. Все должны быть нравственны, а писатель наипаче».

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную