Страница: 1 2 3  Все

Сергей 7.04.12 23:29
В продолжение темы, поднятой Дмитрием Колесниковым (Санкт-Петербург) о том, что молодые литераторы (и не только молодые, а те же немолодые безвестные провинциалы) «отброшены ото всюду». Близко к истине. Но все-таки случаются приятные исключения. В этом замечен как раз «День литературы». Я свой текст «Фундамент для дома на взгорке» отослал в издание «самотеком». Естественно, не особо надеясь, что его даже прочтут. Однако прочли. И даже опубликовали газетный вариант моей повести. За это большое спасибо Владимиру Григорьевичу Бондаренко и Валентине Ерофеевой. Так что «самотек» - это не приговор, если рукописи попадают к неравнодушным людям, таким как в «ДЛ».
И, если позволите, на тему, поднятую Галиной Петровной Буровой - о православных храмов на Кавказе. Да, очень даже может быть, что кто-то «когда-нибудь в назидание русским восстановит тот или иной разрушенный древний храм». Но к счастью, на Кавказе, по крайней мере, в Моздокском районе Северной Осетии, сегодня восстанавливаются старые и строятся храмы новые. Например, в 2007 году был восстановлен величественный храм Нерукотворного образа Иисуса Христа в станице Павлодольской, затем отстроен новый храм архистратига Божиего Михаила в станице Луковской, в селе Раздольном - новый Свято-Никольский храм, еще не завершено строительство, но служба идет в церкви в станице Терской, восстанавливаются храмы в станицах Новоосетниской и Черноярской, строятся новые православные храмы моем родном селе Троицком, селе Киевском, селе Виноградном. Все это на пожертвования жителей. И этот только в нашем небольшом Моздокском районе. Не все так безнадежно. Правда, и мечети строятся, надо сказать быстрее, чем православные храмы….
В 2013 году город Моздок будет отмечать 250-летие со дня основания. Возможно, будут вновь строить Успенский собор, который разрушили окончательно в начале 60-х… Но это в планах властей, в том числе на уровне полпреда было обещано…
Повторюсь, не все так безнадёжно. И потому, Слава России! – повторим за Владимиром Андреевичем.
С уважением, Сергей Телевной, Моздок.
Зайцев 7.04.12 10:41
Очень интересное интервью Владимира Бонадренко на ютубе, всем рекомендую, рассуждения о поэзии: http://www.youtube.com/watch?v=xK-zkATTKx0&feature=plcp&context=C43e891eVDvjVQa1PpcFMQuJlX7Caqz_24eeW-sWcDreA903AmiPw=
Михаил Сипер 7.04.12 03:12
И еще вопрос. Вы – человек достаточно бесстрашный и всеядный. В свое время статья в «Правде» «Об антиленинской позиции молодого критика В. Бондаренко» Вам сделала массу проблем, но Вас не изменила. И Ваши выступления на радио в Иерусалиме и на съезде Ку-клукс-клана показывают достаточную широту воззрений. Вы согласитесь со мной, что немалую роль в успехе произведений искусства играет провокация? Собственно, Ваши вышеперечисленные выступления и являются некоей провокацией. Скажите, пожалуйста, где допустимые границы провокации в искусстве? Когда стремление к успеху начинает преобладать над стремлением к созиданию? Я не хочу сейчас говорить о «Pussy Riot», Гельмане, группе «Война» и прочем. Мне бы хотелось услышать более общее определение.
Михаил Сипер 7.04.12 02:44
Немного опоздал... Но всё равно, вот мой вопрос: какова общая картина (с Вашей точки зрения) русской поэзии 21 века? Часто слышим плачи и стоны, что нет нынче Твардовских, Рубцовых, Пастернаков, Самойловых, Бродских, Кузнецовых. Жива ли Муза с Вашей точки зрения?
Владимир 5.04.12 21:37
Александру Нестругину. Уважаемый Александр, конечно, только с острой сабелькой не набегаешься. Хорошо, что есть навык, есть ремесло, опыт, но писать просто так, по долгу службы я никогда не любил. Без литературной поденщины не обойдешься. Но все мои книги состоят из того, что накипело на сердце, что продумывал бессонными ночами, чем жива наша литература. Я - прежде всего писатель, литературный критик, публицист. Это главное и таким было всю жизнь, а работа, ремесло, журналистика - это моя земная профессия. Литература, критика - для души, а журналистика , как жизненная профессия. Так было, и так будет.
"Держать удар" - это, очевидно , прежде всего наследственное, и от отца, лихого казака с украинской кровью , и от матери, крутой поморки, из одной деревни с Ломоносовым. Жизнь лишь ототочила это природное умение. Столько всего в жизни пришлось испытать, и ничего, выжил. Перенес и два инфаркта и сложные операции, ничего, живу, пишу, работаю. Растут сыновья, растут трое внуков, жить будем.
Владимир 5.04.12 21:23
Доргогой Игорь Тюленев. Буду делать всё, чтобы "День литературы" всегда оставался ведущей литературной газетой русских писателей. Держимся и держаться будем. Глядишь, и еще найдем какую-то поддержку среди твоих уральских земляков. Удачи.
Владимир 5.04.12 21:21
Марине Арцибашевой. Талант Михаила Попова высоко ценю, горжусь
, что он - один из ведущих прозаиков моей газеты "День литературы"
Владимир 5.04.12 21:19
Уважаемая Юлия Красникова! Вы правилно пишете, причин много... АПричин всегда много. Но в Лермонтовском олдиночевстве все-таки, выделяю две. Первая - это его древнекельское, шотландское мистическое одиночество его далекого предка Томаса Лермонта, уведенного феями в свое царство. Я специально объездил всю Шотландию, чтобы понять этот надмирный дух Лермонтова. Читайте мою статью о шотландских предках Лермонта. Другая причина, увы, земная., властительная бабка сделала его сиротой при живом отце. Окружила его слугами, лошадками, карликами, но лишила при живом отце - чувства семьи. Жестокосердная была старуха. Вот он и рос тотально одиноким с детства, лишенным детства. Потому и сам боялся семьи, боялся даже проявления своей любви. И та ненависть, которая окружала его со всех сторон, лишь усиливала чувство одиночества.
Владимир 5.04.12 21:10
Уважаемая Любовь Берзина! Михаил Лермонтов интересен не только своей гениальной поэзией, в высших проявлениях даже неземной, надземной, он интересен своей мистической судьбой, его лермонтовский проект гораздо шире, чем пушкинский. Может быть, поэтому и убили? Конечно, вот кого не интересовали все мелочи жизни, он их даже не замечал, презирал, (за что все эти приятные дамы и господа презирали его самого), так это Лермонтова. Это наше небесное сокровище.
Владимир 5.04.12 21:05
Уважаемый Сергей Ревенков. Скажу честно, когда кругом разруха и хаос, когда твою Россию разрывают на куски, и народ упрямо молчит, с завистью смотришь на Восток. Ветер с Востока довлеет над ветром с Запада. Потому, устав от бесконечной борьбы за русскую литературу, за русскую культуру, я позволяю себе, как Вы правильно заметили , изящную восточную игру. Восток дает и чувство оптимизма. Уже много раз и подолгу побывав в Китае, я знаю их пятитысячелетнюю историю. У них были и свои Сталины, и свои либералы, свои смуты, и свои победы. Почти столетие Поднебесная была практически западной колонией, но и тогда все западные люди как были "лаоваи" - заморские черти, так и остались. Значит, и у нас, дождемся мы сами или нет, но вернется и империя, вернутся и территории, вернется Великая Русь. Как ни парадоксально китайская философия и мифология помогает мне оставаться русским националистом. Все пройдет, все развеется, и мы победим!
Игорь Тюленев 5.04.12 20:43
Дорогой Владимир!
Приветствует тебя уральский горец. Подключаюсь к конференции поздно - только что вернулся из области. А дороги в России сам знаешь какие.
Володя, будет ли выходить в дальнейшем, уважаемая русскими писателями, твоя газета "День литературы", которая многое делает для национального литературного процесса, кто бы и что бы ни говорили... А то слухи разные о газете ходят. Знаю что тебе нелегко, но надеюсь, что ты не бросишь своё детище.
Обнимаю и желаю здоровья.
Владимир 5.04.12 20:41
Уважаемая Региночка! Постараюсь ради своих внуков написать обзор лучшей детской прозы и поэзии ХХ века. Надеюсь, эта книжка пригодится многим. Трудно представить детство без литературы. Я часто говорю на читательских встречах своим читателям, когда они спрашивают, почему дети перестают читать. Потому, что их мамы перестали чпитать детям книжки на ночь, по сказке на ночь. Сначала мама читает, потом ребенок сам уже рвется к книге. А нынче ему дадут в руки мультик, комикс, и не мешай заниматься делом. Потом спрашивают, почему дети не читают книг. Отучили. Надеюсь, это временно. Привет любимым внукам.
Владимир 5.04.12 20:35
Уважаемый Руслан Галимов. К сожалению, Марат Гельман - лишь часть общего антигосударственного разрушительного проекта. Сам по себе он был бы не страшен, а смешон. Но ему выделяют огромные деньги, ему отдают на откуп старинные русские губернии. Гельманизацифя России - это конец России. И русские ммолчат. Может, уважаемые мною татары займутся им всерьез, и подвесят за яйца и его самого, и его правительственных вдохновителей. Но, он же вас боится, в Казань не пойдет. Там его менты на жаркое пустят. А русские до сих пор беспомощны. Уж сколько он мерзости понаделал, и все молчат. Где народные мстители? Где ворошиловские стрелки? Попробуй в Казани в центральной мечети представить этих "Бешенных писек"? Их бы разорвали и сожгли живьем. И правильно бы сделали. А у нас им скоро государственную премию дадут. Это самый настоящий единый антироссийский и особенно антирусский заговор. Боюсь, за письками и за Гельманом стоят наши высшие государственные мужи. Нужен новый 1937 год?!
Марина Ивановна Арцыбашева 5.04.12 20:33
Как вы относитесь к прозе Михаила Попова. (Я имею в виду московского писателя)
Юлия Красникова 5.04.12 20:29
Владимири Григорьевич! Сегодня на занятии мы очень моного говорили о любимом Вами М.Ю. Лермонтове, читали стихи и рассуждали о сквозной линии в творчестве - ОДИНОЧЕСТВЕ. Причин много, но какова главная? Согласны ли Вы с Н.А. Лобастовым по поводу образа поэта?
С уважением Юлия Красникова, социально-педагогический факультет Брянского госуниверситета.
Любовь Берзина 5.04.12 20:27
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Почему вы взялись писать книгу в серии ЖЗЛ именно о Лермонтове? Это мой любимый поэт - страшно признаться - даже больше Пушкина любимый! Чем он именно Вам дорог и как вы считаете, должен ли большой поэт погружаться в мелочи жизни, или он вседа говорит о вечном?
Кто из современных поэтов в наше время потряс Вас хотя бы одним стихотворением? Так, чтобы это запомнилось на всю жизнь?

Владимир 5.04.12 20:26
Геннадию Иванову. Дорогой Геннадий, У меня одна книга называлась "Трудно быть русским". Разлетелась мгновенно. Один экземпляр чудом достал у Юры Петухова, издателя книги. На самом деле, в России очень трудно быть русским. Вот бешенным пискам хорошо, они уже рузники совести. Паленым коммерческим литераторам холрошо, их принимает Путин. Хорошо быть кем угодно, евреем, грузином, чеченцем, но жить в русских обласмтях стапновится всё труднее и труднее. Назвать себя русским уже почти преступление. Но я не хочу быть россиянским народом и говорить , как Черномырдин "на российском зяыке". Я - русский, несмотря на свою частично украинскую кровь, я думаю по-русски, и буду бороться за свою русскость до конца. Нас должно быть много! Это что, призыв к восстанию? Я уже был под уголовным делом, мне не привыкать. Трудно быть русским в России.
Вот из-за всех этих неурядиц и отсутствия единой цели, единого русского проекта и идут все наши русские междусобойчики. В период смуты все всегда воюют друг с другом. Уверен, если дойдет до настоящего русского дела, и Личутин, и Крупин будут стоять под одним русским знаменем. Скорей бы?!
Регина 5.04.12 20:22
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Ваша книга "Русская литература XX века. 100 прозаиков, поэтов
критиков" - интересный читательский путеводитель, сочетающий и широту
взгляда, и яркость личных пристрастий. Однако Вы не только
литературный критик, но и отец взрослых сыновей, дед подрастающих
внуков. Можно ли ждать от вас аналогичного обзора детско-юношеской
литературы? Что из книг ушедшего века Вы внесёте в Золотой фонд для
нынешних мальчишек и девчонок?
С уважением, Регина
Ревенков Сергей 5.04.12 20:21
Владимир Григорьевич, это игра или всерьез Ваши китайские мотивы в жанре прозы?
Для шутки - много вложено ума и таланта, для всерьез - это как у Бунина попадались мне его какие-то восточные мотивы в стихах, но люблю его за "Антоновские яблоки". Вас тоже за многое я ценю. И потому спрашиваю всерьез о ваших неожиданных мотивах.
С уважением, Сергей Ревенков, Красноярск

Руслан Галимов 5.04.12 20:20
Владимир Григорьевич, как вы относитесь к наступлению на нашу культуру Марата Гельмана? Это просто пижонский "черный квадрат" или попытка переформатировать родину Пушкина и Достоевского в родину Ксении Собчак и прочей попсы? Есть ли в проекте Гельмана элементы заговора против нашей русской и российской цивилизации?
Руслан Галимов, Казань
Владимир 5.04.12 20:16
Уважаемый Игорь Хомутов. Я с Вами полностю ь согласен. Николай Дорошенко - один из лучших современных писателей. Но он не хочет бороться за свое писательское имя. Несмотря на всю важность его общественной работы, он должен писать. Писать! Писать! На месте его жены, Леночки, я бы ему ужин не давал, пока не напишет страницу. Да, обратить на себя внимание читателя сегодня очень трудно, писательский мир раздавлен и властью и либеральным сообществом. Писатель устранен от рычагов общественного мнения. Его боятся. Но надо лезть на огонь . И писать нового "Запретного художника". Писатель должен писать, несмотря ни на что. Игорь, нам надо вместе Вами запереть Дорошенко в теплом подвале с ноутбуком и не выпускать, пока он не напишет хотя бы рассказ. Нельзя опускать руки.
Владимир 5.04.12 20:10
Уважаемый Сергей Ключников. Начну с конечного вопроса. Да, на Востоке отношение к литературе и культуре несравненно выше, чем в нынешней России. Писатель там и сейчас звучит гордо. Писателя боятся, писателя уважают. Думаю, рано или поздно и в России, прежде чем начнется подъем страны , вернется уважение к культуре .
О телеканалах. Я тоже боюсь, почти уверен, что любой общественный телеканал будет переполнен исключительно либеральной тусовкой. Извините, но так мы дождемся нового похода на Останкино, и надеюсь, этот новый поход будетр более успешным, чем в 1993 году.
Я согласен с Вами , Сергей, судьба русского писателя сегодня страшна и ужасна. Если он не поставит свой талант на потребительский поток, его никто не будет поддерживать. Как удержаться одиночке? Во-первых, настала пора новых писательских объединений. Новых "Великих кучек". Сообща отобьемся. Так прорывались "питерские фундаменталисты". Так прорывались "новые реалисты". . Их можно не любить Но их опыт сопротивления необходимо ценить.Заединщики, вперед.
Владимир 5.04.12 19:59
Уважаемая Елена Сойни. Уверен, литература с незапамятных времен, с первых наскальных надписей , влияла и влияет на жизнь. Почему и отодвинули литературу на обочину, потому что нынешние власти боятся , реальная яркая литература вызовет новцый переворот в обществе. Сначала пишут о гордом буревестнике, потом приходит 1917 год. Сначала пишут " Архипелаг ГУЛАГ". Или "Котлован". Потом приходит конец советскому строю. Значит, надо вовремя запретить, или опошлить само понятие литературы. Но, приходят новые писатели, и с ними в их книгах новые идеи общества. Надеюсь, Россия переживет своих разорителей и покажет свое новое величие во всем. Начиная с литературы.
Владимир 5.04.12 19:54
Уважаемая Анна Чаус. Сейчас я на какой-то срок откладываю свои критические занятия и пишу книгу в серии ЖЗЛ о великом русском поэте Михаиле Лермонтове. Тем более, его поэзия, да и судьба его крайне современны. Но , если замечу в журналах или книгах новое яркое имя, обязательно напишу.
Владимир 5.04.12 19:50
Уважаемый Борис Тимаков! К сожалению, при явном попустительстве властей, которым не нужна сильная литература, ибо это оплот духовности, с все наши писательские союзы сегодня званяты непрерывной грызней друг с другом. Я категорически против этого. Как и против капитализации писательского имущества. Но , увы, должен признать, что сегодня реальная литература создается как бы вне стен союзов писателей, в одиночестве, в писательских содружествах, в редакциях газет и журналов, при издательствах. Почти исчез общий писательский процесс. Для меня есть только поле литературы, там растут и сорняки, которые я стараюсь в меру своих сил , пропалывать, растут и злаки. Зерна и плевелы. Пока есть милы , этим и буду заниматься. А влезать в грызню не хочу. Надо бороться за литературу, а не около литературы. Конечно, писатель сегодня - бедный человек. Вот бедняков и покупают теми или иными способами. Литература должна сткать важным государственным делом. Потеря каждого талантливого писателя страшнее, чем епотеря завода или фермы.
Владимир 5.04.12 19:39
Уважаемый Олег Олегович! Родители мои не литераторы, но читать очень любили, и атмосфера литературофильская в семье была. Есть и поныне. Отец , как Вы догадываетесь , из Украины, казацкой породы, со сложной биографией, потому и очутился еще до войны на русском Севере. Где и наше позже юную поморку из Холмогор, мою матушку. Поморо-казацкая смесь - это как царская водка. Потому и есть энергетика. Рос в Петрозаводске, мама работала в филиале Академии наук СССР, отец в лесной промышленности. С детства я писал и прозу , и стихи. Даже начинал публиковаться, но мои поэтические страсти притушил Иосиф Бродский, который только вернулся с моих родных северных архангелогородских просторов в Питер, где я тоже к тому времени стал студентом. Познакомились на литературных молодежных вечерах. Он как-то у себя дома и разобрал так убедительно мои стихи, что я решил с этим делом завязать. Конечно, при моем хохляцко-поморском упрямстве никакой Бродский не переубедил бы меня, если бы я и сам чувствовал некую книжность моих творений. А вот читать книги я любил и люблю до сих пор. Уже став инженером ( а я окончил химфак Ленинградской лесной Академии), я думал, не удастся мой прорыв в литературу, уйду продавцом в книжный магазин. От моей лесохимии осталось только умение варить чистую самогонку, а в книжных магазинах и сейчас провожу часами время, копаюсь в букинистике. Когда-то была неплохая коллекция книг начала ХХ века, первые сборники футуристов и другие диковинки. Критику люблю, и это у меня не профессия, а призвание, . Считаю критику важнейшей составляющей литературы. Без поэтов и прозаиков критику всегда найдется дело - перед ним вся великая русская литература. А вот без критики сами поэты и прозаики или становятся критиками, или теряют свое дыхание. Без критики исчезает сам литературный процесс исчезает иерархия таланта. По поводу личных пристрастий. Во-первых, были пустые имена и у Кожинова ( не в упрек ему говорю), да и у всех других самых требовательных критиков. Во-вторых, не считаю я Захара Прилепина и его товарищей литературным шлаком. А вот следить за молодыми именами надо. Или мы всё нашим оппонентам либералам со щедростью отдадим. Мол, нам молодая проза не нужна. Лелейте её. Вот они и так на филатовских семинарах лелеют, поворачивая наши русские мозги. Надо бороться за каждое русское имя. Я так думаю.
Борис Тимаков 5.04.12 19:39
Владимир Григорьевич, дорогой, что мешает русским писателям объединиться, вернуться к тем временам, когда вы все были вместе?
Не только из вашей беседы с Николаем Дорошенко, а и из противостоящих одна другой "Общеписательской литературной газеты" и просто "Литературной газеты" я понял, что теперь у одних русских писателей праздник и битва за "заводы и пароходы", а другие, как и вы лично, можете положиться лишь на себя. Хотя получается, что только тот, кто полагается на себя, трудится на общее дело.
Почему же и среди русских писателей есть "олигархи", живущие за счет общего писательского имущества? Как писатели допустили показанный по телевидению позор не где-то в нашей тьмутаракани, а в вашей Москве, когда за деньги был объявлен вторым Есениным подставной актер?
Вы инженеры человеческих душ, а получается, что собственным душам помочь не можете.
С уважением лично к вам и с недоумением к вашему писательскому цеху Борис Тимаков, г. Омск
Игорь Хомутов 5.04.12 19:26
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Когда еще выходил "Российский писатель", я читал там даже и критические заметки Николая Дорошенко в ваш адрес. И это редкий пример нормального литературного процесса, потому что после всего этого вы оказываетесь единственным, кто к юбилею Дорошенко публикуете у себя беседу с ним, а он сохраняет вас в кругу своих главных авторов. Да у меня уже и нет на нынешнее время других примеров такого честного, мужского служения истине, а не личным амбициям и девичьим обидам. Писатели теперь обединяются в междусобойчики. чтобы друг-другу лить елей, а остальных поливать грязью.
Только благодаря публикации в "Дне литературы" вашей беседы с Н.Дорошенко я узнал, что он пишет еще и прозу. Я добыл его книгу "Повести", прочел её, не отрываясь, как уже много лет никого вот так запоем не читал. Но я только читатель. А как вы, профессиональный критик, относитесь к прозе Николая Дорошенко? Если меня мой вкус не подвел, то почему Н. Дорошенко, при всем том, что имя его давно изестно и у всех на слуху, остается "запретным художником" и о нем как о писателе мы узнаем случайно?
Игорь Хомутов, Москва
Геннадий Иванов 5.04.12 19:23
Дорогой Владимир!
На днях радостно увидел тебя на первом канале телевидения, да ещё в такой острой передаче - о русском народе и русском государстве. Но как я понял, тебя показали, а сказать ничего не дали. Или вырезали?
Вообще многие связывают свои надежды с тем, что Путин в своей статье назвал наш народ государствообразующим. Теперь, мол, надо закрепить это юридически...И всё будет хорошо. Что-то я сомневаюсь в этом. Как ты думаешь? Надо просто начать развивать русские края и области. Деньги вкладывать, чтобы там жизнь затеплилась. А то были деревни неперспективные, а сейчас уже и районные городки неперспективные.
И ещё вопрос. Вот прочитал я недавно статью Личутина, в которой он предельно резко пишет о Крупине... Такие статьи порой и другие пишут в русском лагере друг о друге. В чём тут дело? Ты как критик в чём видишь причину этих резкостей?
С постоянным уважениям к твоим трудам.
Дай тебе Бог здоровья.
Геннадий Иванов
Сергей Ключников 5.04.12 19:22
1.Владимир Григорьевич! Сегодня с высокой трибуны нам объявлено, что создается целый ряд новых телеканалов и в частности, Литературный канал. С одной стороны- идея хорошая, сегодня литераторы в своем большинстве лишены возможности доносить до широкого круга читателей свои идеи с телеэкрана. С другой стороны многие литераторы опасаются, что этот канал опять окажется площадкой для литераторов одного направления, неким междусобойчиком, литературным аналогом Общественного телевидения, которое планирует собрать под своими стенами деятелей только либерального толка. Чего Вы ожидаете от этой затеи и что с Вашей точки зрения нужно делать, чтобы на телеэкран все-таки стали попадать настоящие русские писатели , не входящие в модную либеральную тусовку?

2. Сегодня известность получают в основном литераторы, участвующие в больших издательских проектах, как тот же Акунин. Читательский вкус во многом испорчен телевидением, интернетом,массовой культурой. Писать серьезно и фундаментально сегодня, значит идти на риск, что тебя по-настоящему не прочтет большое количество людей. Писать , подстраиваясь под законы рынка, значит изначально превратить себя в человека, которому нечего рассчитывать на серьезное место в литературе. Если бы "Мастер и Маргарита" вышли бы сегодня без громкого пиара, книга вряд ли бы состоялось как великое литературное явление. Что делать самостоятельным серьезным авторам, не желающим идти этим сомнительным путем, но все-таки стремящимся к серьезной литературной самореализации?

3.Кого с Вашей точки зрения из современных русских и относительно молодых писателей представляет собой литературное явление, заслуживающее международного признания?

4.Вы часто бываете в Китае, в Гонконге, на Тайване. Каково
отношение государства к литературе и к современным тамошним литераторам в этом регионе? Есть ли в этом отношении нечто полезное, чему России можно было бы поучиться и перенять все лучшее, из того, что там наработано?

Сергей Ключников, член Союза писателей России
Владимир 5.04.12 19:14
Уважаемая Надежда! Интернет в Китае есть , и , может быть, даже более обширный чем у нас. Но и контроль за ним есть. И лишней американизации они не допускают. Хотя в самой литературе как бы никакой цензуры и нет. Переводят всех наших Сорокиных и Ерофеевых , да и все западные новинки. Но, разрушительные идеи для общества они отсекают, иногда и с перебором. Западный мир давно уже болен Китаем и его древнейшей пятитысячелетней культурой, также как больны были Китаем и многие таланты Серебряыного века. Но, конечно же, познать Китай, или шире познать Восток (так называется книга Поля Клоделя "Познание Востока") им и нам никогда не удастся. Дело не в том, что Запад создает декоративную субкультуру, или наши ориенталисты-писатели. Запад создает немало художественных ценностей на основе своей китаизации. Но это просто появляется новая западная культура, от хиппи до панков, с Китаем ничего общего не имеющая. Поль Клодель останется прекрасным Полем Клоделем, а Ли Бо останется в своей непознавеаемости. Чем больше я ездил и езжу по Китаю (вот недавно читал лекции на родине Конфуция в Чуйфу) , тем больше уверен: Китай - это не другой народ, это инопланетяне с другим мышлением, с другими принципами жизни. Можно восхищаться ими, у меня вся квартира забита китайскими мифологическими персмонажами из бронзы и нефрита, но понимать что твой Китай - это всего лишь взгляд русского , или европейца на непознаваемый мир. Думаю, наш ХХ1 век будет веком Китая, и войны они постараются избежать. Скорее, будут сталкивать исламский мир с Западом, сами не влезая в конфликт. Хорошо бы и мы оказались в стороне. Не уверен, что Китай всеоьез угрожает России, скорее американцы и европейцы бцудут подталкивать нас к конфликту. От России Китаю нужно сырье, на север китайцы не так и рвутся. Дело другое, что если темпы переезда дальневосточников и сибиряков в европейскую часьть России и за кордон останутся апрежними, то свято место пусто не бывает. В пустующую Сибирь не китайцы, так мусульмане влезут, а это пострашнее. Помню мне в Австралии один австалиец говорил, когда начался прилив китайцев в Австралию: лучше уж пусть китайцы, чем муслимы. С китайцами сработаемся. Я тоже так думаю.
Елена Сойни 5.04.12 19:08
Верите ли Вы, что литература может реально влиять на жизнь?
Даже в самое плохое время и в самой неблагополучной стране у людей должно быть что -то позитивное, должна быть надежда и свет, иначе жизнь просто будет противоречить здравому смыслу. В чем Вы видите позитив в России в наши дни ?
Александр Нестругин 5.04.12 19:06
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Во всех своих публичных ипостасях Вы предстаете человеком горячим и цельным.
А как Вам пишется?
Всегда ли Вы идете в бой без раздумий - на лихом коне, с вострой сабелькой?
Не бывает ли бессонных ночей, мучительных раздумий, когда листок с уже начатой статьей отодвигаете в сторону?
Условно говоря, кто Вы больше: журналист (т. е. "пишущий в номер") или писатель?
И ещё: Вы хорошо "держите удар". Это качество врожденное или пришлось, что называется, себя делать"?
Удачи!
Анна Чаус 5.04.12 19:05
Владимир Григорьевич, Вы принадлежите к числу тех редких критиков литературных, которые опережают время. Часто из Ваших статей я узнавала имена, о которых потом уже писали все.
А о ком Вы собираетесь писать? Назовите имена тех писателей, которых Вы открыть еще не успели, но собираетесь.
С уважением, Анна Чаус, Берлин
Елена 5.04.12 19:03
Владимир, какое качество в русских мужчинах Вам больше всего не нравится?
Владимир 5.04.12 18:55
Ольге Суминой. Я бы не стал во-первых, сразу же через запятую перечислять Бунина и Прилепина. Но, поймите, Сталин сказал Поскребышеву: "Других писателей меня для вас нет. А вот для них другого Поскребышеваа я найду". Я отвечу по-сталински, плохо или хорошо, но других молодых новых писателей, ярче чем, Прилепин, Сенчин, Емелин я пока не нахожу. Если вы знаете, подскажите. Но только, говоря о современных лидирующих русских писателях, я не собираюсь автоматически их ставить в ряд классиков . И в статьях о молодой прозе я не раз писал: вас вырвалось десятки, пройдут годы, останутся трое-четверо, но кому еще удастся войти в большую русскую литературу? Это вопрос. Но не будем и закрывать перед ними двери. Вы же христианка, самый падший и скверный может очиститься. Скажем, прочитайте "СМРТ" сборник рассказов о сербской войне Лимонова. Может быть, это лучшее, что он написал прямо на полях сражений. Достойнейшая военная проза. Возьмите, и сравните их с "Севастопольскими рассказами" Льва Толстого. Забудьте про имена, читайте сами рассказы Так что, будем судить их по делам их. Удачи Вам. .
Владимир 5.04.12 18:41
Уважаемая Вероника Авдеева. Нынешнее состояние нашего общества я считаю почти смертельным. И в экономике, и в культуре, и в политике. Если Путин , сейчас придя к власти, просто из страха за собственную жизнь, не изменит это состояние и даст толчок развитию общества, думаю, может быть, Россия может и развалится. Да и народ , увы, помалкивает. Настоящих буных мало, вот и нету вожаков. Где вы, Буйные русские головушки?
Григорий Блехман 5.04.12 18:32
Уважаемый Владимир Григорьевич.

У меня такое же впечатление о ныне"раскрученных" - лауреатах многочисленных, к сожалению, почти сразу же "девальвированных" литературных премий.
Ну, да Бог с ними.
А то, что мы добьёмся такой Победы или хотя бы своим трудом к ней приблизим, почему-то не сомневаюсь. Может, потому, что происходящее ныне в нашей "публичной" литературе, - ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. А оно всегда временно. И эта "пена" уйдёт.

В связи с нашим разговором вспомнил Николая Гумилёва:
"...Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелие от Иоанна
Сказано, что слово - это Бог".

Слава Богу, что не все забыли, и настоящее рано или поздно (хотелось бы пораньше) пробьётся к массовому читателю сквозь "мыльные пузыри" насаждаемого ныне "культурного ширпотреба".

А Вам желаю постоянной востребованности, в чём, впрочем, не сомневаюсь.

С уважением - Григорий Блехман.
Ольга Сумина 5.04.12 18:17
Вы часто упоминаете Прилепина. Мне же он дается с большим трудом. Причина? Ну вот представьте, что Вы порпобовали уже разных вкусностей, а Вам предлагают непропеченый хлеб. С голодухи съели бы. И даже нашли бы в нем что-то вкусное. А вот уже после вкусностей - ну никак. Надо очень хорошо забыть роскошь всей нашей литературы, чтобы наслаждаться прилепинским примитивом. Огромные деньги он получил в качестве премии за книгу "Грех". Рассказ "Грех" (гвоздь книги) - слабая ученическая копия с рассказа Бунина.
Вот прочитала сейчас перечень ваших любимых писателей - подпишусь под ним с удовольствием.
Скажите, пожалуйста, не лукавите ли Вы, когда присоединяете к ним Прилепина, Шаргунова, Лимонова?
Олег Трухан 5.04.12 18:10
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Вы известный критик, ваша сестра тоже талантливый поэт. И вроде бы как совсем уж новый поэт Регина Бондаренко тоже ваша дочь?
А кто ваши родители?
Насколько я могу судить по писательским биографиям, так бывает лишь тогда, когда, как у Аксаковых, складывается в семье особая литературофильская атмосфера.
Кто были ваши родители не только по профессии, а по интересам и увлечениям?
Расскажите о своем детстве. Были ли у вас попытки писать прозу или стихи?
Я давний ваш читатель, с тех времен, когда появился дорошенковский "Московский литератор", а потом и прохановский "День". А ныне я уже почти пенсионер, но ваш "День литературы" на Комсомольском добываю. У меня сложилось впечатление, что о прозаиках вы пишете чаще потому, что они дают вам "пищу", поскольку вы сегодня еще и один из самых лучших русских публицистов. Так ли это?
С другой стороны, я всегда соглашаюсь с вами как с публицистом, но часто разочаровывался в тех прозаиках, которых пробовал читать с вашей подачи.
Например, я понимаю вашу влюбленность во Владимира Личутина, пишущего так, как на русском языке мало кто может теперь писать, понимаю вашу влюбленность в Проханова, поскольку каждый его роман заставляет думать и думать. А вот ваш Прилепин и пишет плохо, и мозгам топлива не дает. Да и отвращение своей чернухой вызывает. Неужели у критиков вашего уровня могут быть непрофессиональные привязанности? Я, например, не встретил ни одного пустого имени у Кожинова, статьи которого, написанные в его бытность еще критиком, до сих пор собираю. Да и автор вашей газеты Юрий Павлов для меня является таким же, как Кожинов, путеводителем, никогда он меня не "обманул".
Простите, что задаю много вопросов. Год назад я встретил вас на Комсомольском и вы лично мне вручили свою газету. Я благодарно пожал вам руку, но поговорить, конечно, не удалось.
Олег Олегович Трухан, город Москва
Владимир 5.04.12 18:03
Уважаемая Наталия Подольская! Передайте привет Вашей дочери и её друзьям. Надеюсь, моя шпаргалка пригодится. Теперь на Ваш вопрос
Для меня лично в ХХ веке наиболее важны, как прозаики Иван Бунин, Михаил Шолохов, Андрей Платонов, Владимир Набоков, Михаил Пришвин. Видите, до второй половины даже не добрались.
Из поэтов русских ХХ века назову такую пятерку: Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Юрий Кузнецов.
Из критиков ценю больше всех: Василия Розанова, Михаила Меньшикова, Иванова-Разумника, Святополк-Мирского, Вадима Кожинова, Михаила Лобанова. Они разные и не во всем я с ними согласен, но их критический подход к литературе мне близок. Вот уж "цель творчества - самоотдача". .
Надежда 5.04.12 17:58
Оращаюсь к вам, как человеку, "объездившему весь Китай" (Ваши слова)
Разрешен ли в Китае интернет, я имею в виду, есть ли там какие-то ограничения? Сопротивляются ли они как-нибудь вторжению западной, в частности, американской культуры?
И второй вопрос: Европа очень многое перенимала у Китая (например, фарфор), пыталась понять его (вплоть до Сэлинджера). Было ли это постижение достаточно глубоким или просто превратилось в декоративную субкультуру.
В чем наше сходство с ними, в чем - различие?
Владимир 5.04.12 17:52
Уважаемый Григорий Блехман, всегда с интересом читаю ваши заметки в интернете. По Вашему вопросу. Во-первых, сегодня почти все так называемые "раскрученные авторы" - это торговцы словами или в лучшем случае , холлодные профессионалы, а за душой ничего нет. Я не верю в литературу без идей, Это блеф. Творец должен гореть своей идеей, любви ли, борьбы, политики, психологии, национальной идеей. Ас весь ряд раскрученных Дмитриев Быковых и Борисов Акуниных, Улицких и Шендеровичей, Минаевых и Веллеров по гамбургскому счету мало чего стоят. У них и либерализм - на продажу. Подлинные либералы , такие как Володя Маканин или Андрей Битов, они и не мелькают на всех экранах. Жаль, что часто стал мелькать в тусовках Захар Прилепин, пусть уж лучше отсижывается в своей нижегородской деревне и пишет стоящие новые романы. Увы. любой талант можно сломать , в советское время так сломал свой талант придворной карьерой изумительный поэт Николай Тихонов, бывали и другие примеры. Конечно же, Пастернак прав "Цель творчества - самоотдача..." И самоотдача всегда ради каких-то высоких ценностей. Но в наше время, скорее лезут наверх те, кто "Ничего не знача" стремится стать нашумевшей звездой. Даже в эстраде вместо великих Утесовых и Шульженко сейчас крутятся мотыльки, сгорая в огне минутной славы. Грустно. Россия нынче лишена всех идеологий, липовые ряженые коммунисты, отказывающиеся от революций, липовые либерал-демократы, липовые националисты. Даже либералы и те - липовые. Но без идей - монархических, коммунистических, национальных - исчезает и сама нация. Нет национальной культуры, - нет и нации. А какова сегодня у нас национальная русская культура? Уйдут последние Беловы с Распутиными , и нам всем в могилу следом? Не случайно же у Путина не было ни одной статьи о культурной и литературной пролграмме. Потому что за литературой идет идеология, а идеология ведет к развитию общества. Никакая армия, никакая экономика не спасут, если нет национальной культуры, национальной русской идеологии. СССР был сверхдержавой, но забыли обновить идею, и держава рухнула. Что же ждет нынче Путин? Чтобы его как Каддафи разорвали по частям?
Почему панически боится любых идей, боится литературы, прикрываясь "паленой литературой" Акуниных и Минаевых.
Надеюсь, уважаемый Григорий, что читателей и у меня, и у моих газет "Завтра" и "День литературы" хватит еще надолго. Надеюсь, мы дождемся и добьемся новаой русской Победы.
Вероника Авдеева 5.04.12 17:47
Считаете ли Вы состояние нашего общества прогрессом? И почему?
Ирина Бельская 5.04.12 17:40
Здравствуйте!
Вот Вы пишете: "И ни от чего из написанного не отказываюсь".
Но ведь не может быть, чтобы Ваши взгляды не претерпели никакой эволюции.
Тем более, что все мы за последние 20 лет прошли через такую ломку сознания!
Все-таки были и у Вас, наверняка, какие-то утверждения, которые сейчас вы считаете заблуждениями или по-крайней мере, наивностью.
И еще: как по-вашему, какая-нибудь цель есть у человечества? Я имею в виду, что если Бог един, то это значит, что всех нас что-то объединяет?
Наталия Подольская 5.04.12 17:32
Дорогой Владимир Григорьевич! С большой для себя пользой прочла вашу книгу "Русская литература XX века. 100 лучших поэтов, писателей, критиков", изданную в "Российском писателе". При её карманном формате, она может заменить для студента филфака многие тома учебников. По крайней мере, моя дочь назвала её "шпаргалкой для ленивых" и у меня выклянчила. А это, когда они уже все из Интернета привыкли скачивать, а в книги не заглядывают, лучшая моя вам похвала и главная благодарность.
Но писали вы эту книгу не как читатель, а как литературовед и лишь немножко как литературный критик, который может позволить себе личные пристрастия.
А назовите, пожалуйста, пять прозаиков, пять поэтов и пять критиков 20 века, которых принимаете вы не умом, а сердцем, которых вы любите.
С уважением, Наталия Подольская, Москва
Владимир 5.04.12 17:29
Уважаемый Сергей Моховиков. Роман Сергея Самсонова "Аномалия Камлаева" высоко ценю, как и талант этого автора из новаого поколения. Фильм "Поколение П" пока еще не видел. Но, посмотрю с интересом. Ибо сам роман Пелевина считаю у него одним из социально острых и психологически глубоких. Он достаточно жестко раздел свое поколение перестроечных людей. Стояла бы подпись на романе Проханов или Дорошенко, все патриоты признали бы роман шедевром. Но очень трудно многим отказаться от групповщины в сознании. Если Пелевин - значит, дермо. Не всегда , бывает и наоборот, когда видим дерьмо у вполне заслуженных патриотических авторов. .
Владимир 5.04.12 17:21
Уважаемый Олег. Не верьте вашему товарищу. Чем и сильна во всем мире пока еще Россия - это нашей великой русской литературой. И почти все мировые классики ХХ века, от Джойса до Хемингуэя , не стеснялись признаваться в любви к великой русской литературе. Таких титанов, как Достоевский и Толстой, Чехов и Горький, Шолохов и Платонов мало в какой другой литературе найдешь. Даже наш из второго ряда писатель Леонид Андреев или Федор Глинка для какой-нибудь европейской страны недосягаемая величина. А то, что тот же Пушкин или Лермонтов использовали сюжеты из европейской литературы, так и Шекспир, такой плагиатор английский
Сергей Моховиков 5.04.12 17:18
1.Ваше отношение к роману Сергея Самсонова "Аномалия Камлаева"
2. Ваше отношение к фильму "Поколение "П"
Заранее благодарен, с уважением
Владимир 5.04.12 17:12
Во-первых, пока я еще активно работаю, и думаю, может быть, лучшее еще впереди. Но из написанных, более чем 20-ти книг , выделяю трилогию "Серебряный век простонародья" - о деревенской и фронтовой прозе ХХ века, "Дети 1937 года" - о поколении сорокалетних, идеологом коих мне суждено было стать. и "Поколение одиночек" - о своем поколении. Увы, о последнем советском поколении уже рассыпанных в разные стороны писателей. Но , когда собрал всех вместе, вижу, чего-то и мы стоим, от поэтов Николая Дмитриева и Николая Шипилова до прозаиков Петра Краснова и Эдуарда Лимонова.
Конечно, от иных тем я отказался, с иными своими героями поссорился. Но, к счастью своему, и в советское и в перестроечное время о халтурщиках и лизоблюдах не писал. И ни от чего из написанного не отказываюсь.Последние годы увлекался восточной мифологией, объездил весь Китай , написал о символе бессмертия - лунном зайце. Сейчас пишу в серию ЖЗЛ книгу о Михаиле Лермонтове, нашем 26-летнем погибшем гении, может быть, наиболее русском даровании девятнадцатого века. Готовится к выходу книга "Записки русского империалиста" , книга моих странствий, от Австралии до Цейлона, от Норвегии до Ирландии, от Сербии до Ливии. Довелось сидеть в шатре у полковника Муаммара Каддафи, быть на съезде Ку-клукс-клана в Атланте, побывать во время боев в Кандагаре и Герате в Афганистане. Курортным туристом меня никак не назовешь. Я и в самых благополучных странах старался найти экстремальные места и экзотические зрелища. Так что как еще моему одному любимому поэту Николаю Гумилеву мне тоже довелось наблюдать как у озера Чад таинственный бродит жираф.
Олег 5.04.12 17:08
Мой вопрос наверняка.покажется вам банальным.
Но вот недавно я сам себе его задал и попробовал ответить как бы перед посторонним зрителем.
И вдруг понял, что то, что абсолютно ясно, пока располагается внутри меня, - с большим трудом удается выразить, подвергнуть анализу.
Вопрос примерно такой:
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Да и вообще - нужна ли.
Мой знакомый - большой знаток западноевропейской литературы. Так вот он считает, что русская литература вторична по обьношению к западной и гораздо менее профессиональна.
Есть множесто примеров, когда использовалиь западные сюжеты, форма - роман, новелла - тоже не наша. Пушкин сплошь и рядом обращался то к Шекспиру, то к Гете. Кстати, то же самое он относит и к музыке, и к живописи.
Вот после разговора с моим знакомым я и попытался выразить свое отношение к вопросу.
Очень интересно было бы услышать ВАШЕ мнение.
Григорий Блехман 5.04.12 17:06
Уважаемый Владимир Григорьевич.

Во-первых, всегда приятно Вас видеть, с Вами говорить и интересно Вас слушать и читать.

Во-вторых, как Вы думаете, слова:
"...Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех..."
применимы ли к кому-то из "раскрученных" ныне в литературе имён?
Если - да, то кому?
Если - нет, то, на Ваш взгляд, почему?

И, в-третьих. Поскольку пишущему человеку ещё и важно КАК его прочтут, желаю Вам как можно больше читателей, чьё прочтение будет адекватно написанному.

С уважением - Григорий Блехман
Владимир 5.04.12 16:54
Уважаемая Валентина! Из самых достойных продолжателей русской литературы, вослед за Расрутиным и Личутиным, назову Михаила Попова, Александра Сегеня, Андрея Бычкова, более молодых Олега Зоберта, того же Прилепина, Дмитрия Данилова, конечно же, Марину Струкову, моих севрных земляков Ирину Мамаеву , Дмитрия Новикова. Из критиков своим продолжателем считаю Юрия Павлова. Там же, на русском Кавказе работают активно и Татаринов, и Шульженко, и Крижановский. Андрей Рудалев в Северодвинске, Михаил Кильдяшов в Оренбурге. Ведущие поэты России : и Шемшученко , и Зиновьев, как бы они друг с другом не спорили, Игорь Тюленев и Диана Кан.
Галина Макарьева 5.04.12 16:44
Владимир Григорьевич!
Какие ваши книги и статьи вам наиболее дороги?
О чем из написанного вы, может быть, сожалеете или, допустим, к каким из своих прежних тем вам уже не хочется возвращаться?

Владимир 5.04.12 16:40
Сергей. О молодых в "Дне литературы" мы более, чем помним. Уже давно основной писательский актив у нас - из молодых. Может, Вас нем напечатали, извините. Их перечислять , дня не хватит. В каждом номере человек по 5 минимум. Не будем забывать, что и подросшие Шорохов или Прилепин, Шаргунов или Кириллов начинали в "Дне литературы". Будем и дальше продолжать ту же линию. Присылайте свои произведения, прочитаем, посмотрим.
Владимир 5.04.12 16:30
Уважаемая Наталья. Во-первых, при первом перечислении возможных членов Попечительского совета я указал осознанно - самых разных представителей разных слоев нашего русскгого общества. От Патриарха до муфтия и раввина. Так и должно быть, даже наши противники , если они - часть общества, должны быть представлены. Но в том то и дело, что предполагаемый совет формируется лишь из одних отъявленных либерастов и представителей власти. Патриотов там нет никакого толка. Левых деятелей культуры и общества тоже нет, а нам не след забывать о мощной советской составляющей русского общества. Во-вторых, как раз в Попечительский совет вполне можно вводить и почтенных деятелей культуры и литературы, от Юрия Бондарева до Валентина Распутина, им незачем суетиться, они должны определять направление векторов Общественного телевидения.
В-третьих, и здесь Вы безусловно правы, есть и достойные русские писатели самого боевого возраста, от 30 до 50 лет, которые всегда и во все времена определяли развитие реальной литературы. Вспомним 26-летнего Лермонтова, вспомним 30-летнего Шолохова, да и Распутин с Бондаревым свои лучшие кениги написали в таком же боевом промежутке от 30 до 50 лет. Увы, о них особо не пишут в прессе, их не показывают по телевидению, но и на наших писательских съездах , увы, их тоже не видать. Я назвал бы поэтов Диану Кан и Евгения Семичева, прозаиков Захара Прилепина и Михаила Елизарова, критиков Андрея Рудалева и Юрия Павлова. Есть и постарше - Юрий Козлов, Евгений Чебалин, Павел Крусанов, Николай Дорошенко. Вот кому давно пора быть среди лидеров русской современной культуры. Вот кому можно доверить судьбу общества. Только кто их допустит до любой власти? Ни нынешние чиновники, ни болотная оппозиция не даст им ходу. Жаль. Надо вести бой за русскую культуру, пока это понятие совсем не исчезло. Если уже и Черномырдин говорил "на российском языке", боясь слова русский, а Путин как-то обмолвившись - русская культура, - сразу же и поправился - российская, конечно же... Ненавижу слово российская и все это россиянство.Дурно попахивает пьяным Ельциным. Мои друзья якуты и татары, башкиры и карелы меня поймут, они -то развивают свои национальные культуры. Вот и нам надо развивать русскую культуру на русском телевидении.
Сергей 5.04.12 16:22
Владимир Григорьевич, вы сетуете, что ни Союз писателй, ни журналы не замечают молодых, не работают с ними, опираясь лишь на проверенных писателей. А сколько вы открыли молодых в "Дне литературы"? Кого из молодых вы "вытащили"? А то ведь тоже за проверенных беретесь - Лермонтов тот же... А когда был наш семинар молодых (более ста человек) в октябре в Переделкино, никто из критиков не пожелал даже посетить его.
Валентина Евсюкова 5.04.12 16:09
* * *
Дорогой Владимир Григорьевич!
Кто из современных поэтов и прозаиков, если не иметь ввиду Распутина или даже Личутина из вашего списка "сорокалетних" еще советской поры, является сегодня наиболее ярким продолжателем традиций русской национальной литературы?
Назовите пять прозаиков и пять поэтов.
Кто из литературных критиков идет лично вам на смену (скажу честно, из более молодых, чем вы, критиков я с пользой и удовольствием читаю лишь Алексея Шорохова)?
Валентина Евсюкова, Москва
Наталья Кулугина 5.04.12 16:05
Владимир Григорьевич, вы написали в недавней статье об общественном телевидении:

"Если уж и впрямь президент Путин желает дать свободную трибуну для всех представителей общественных сил России, то в Попечительский совет такого общенародного телеканала должны войти и коммунисты, и представители более левых сил, и патриоты, русские националисты, и мусульмане, и либералы, и даже католики. Весь спектр политических и религиозных сил, от Эдуарда Лимонова и Гейдара Джемаля до Александра Проханова и Владимира Маканина, от патриарха до муфтия и раввина.
С главенством, всё-таки, нашей титульной нации. Так принято во всем цивилизованном и культурном мире.
Остается лишь надеяться, что этот список - не более, чем подсунутая Максиму Шевченко фальшивка, еще одна проверка общественного мнения. И в результате мы увидим совсем иной, достойный нашей великой культуры список, где будут присутствовать и Илья Глазунов, и Дмитрий Хворостовский, и Юрий Соломин, и Николай Скатов, и Валентин Распутин, и Александр Скляр, и Юрий Поляков, и Татьяна Доронина... Подальше от Швыдких и Юргенсов. Этот ваш «либеральный реванш» может оказаться последним, господа либералы. Задумайтесь, пока не поздно".


Но как-то не вдохновляют перечисленные вами русские писательские имена Лимонова, Полякова, а Распутин уже не в том возрасте, чтобы заниматься еще и телевидением.
Неужели нет сегодня тех деятельных русских писателей, которым без сомнений можно доверить нашу русскую судьбу?

Наталья Кулугина, Москва
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА