Страница: 1 2  Все

Пвел 7.10.22 01:35
Я тоже согласен с Анатолием Ревенко. На лучшем и единственном в своем роде писательском сайте базара не должно быть. Филологу надо отвечать на уровне филолога, политику можно отвечать на его уровне, а уж поэтам и прозаикам - не выходя за рамки их творческого пространства. Как это получилось у рядом опубликованного большого поэта Андрея Попова, публикацию которого я перечитал несколько раз, но так и не решился что-то ему написать, поскольку поэзию я люблю или не люблю на бессознательном уровне. Иначе сам бы стал каким-нибудь хотя бы плохоньким поэтом на Стихи.ру. Вы, писатели, для меня боги.
Потому надо уважать текст, надо возражать тексту или соглашаться с текстом, а не вываливать, пользуясь случаем, свою чуму.
Я не писатель, и для меня драгоценно то, что писатели могут сказать о писательском тексте или о тексте литературного критика, об этом тексте размышляющем.
Кланяюсь Наталии Юрьевне за её просветительскую деятельность. Особенно за её статьи об Аксаковых и о Чехове. Да и за все статьи кланяюсь. Для меня в наше идиотское время появление этой рубрики - лучший подарок.
Наталия Тяпугина 6.10.22 13:29
Хочу поблагодарить Анатолия Ревенко за то, что он так убедительно закрыл нашу
бурную дискуссию. С уважением, Н.Ю. Тяпугина
Анатолий ревенко 5.10.22 02:16
Зря тут все обсуждают Астафьева, а не
статью о его гениальной повести. Cтатья много добавляет к этому шедевру даже с учётом того, что автор потом стал вроде бы как своей противоположностью. Учитесь у автора статьи великой культуре наших человеческих взаимоотношений. Посмотрел бы я на вас, допустим, в пустыне умирающих от жажды. Автор этой статьи принесла бы вам воды из чистейшего родника, а вы бы оказались пить, по той причине, что воды этого родника заканчивают свой путь в гнилом болоте. Глупо? Да. А тут блистательная статья не только филолога, и тончайшего ппсихолога.
Нина Бойко 1.10.22 18:01
Татьяне Ворониной.
Среди ранних рассказов Виктора Петровича есть рассказ о военнопленных немцах. Они что-то строили, и один из них заглянул в каптерку. Там прораб ел холодную картошку, очищая ее от мундира и макая в соль насыпанную прямо на доски стола. Увидев, как мучительно загорелись глаза у немца, прораб, фронтовик, глухо сказал: "Садись". И поделил картофелины на двоих.

Так что... Астафьев советский и Астафьев потом -- два разных писателя. А жаль, советский Астафьев был ЧЕЛОВЕКОМ.
Татьяна Воронина 1.10.22 15:53
Попову

Много лет тому назад одна знакомая рассказала про свою маму. Её мама была ещё школьницей, когда её отец-инвалид вернулся с войны. Дети войны всё видели, всё слышали, всё понимали... Как-то она услышала, что недалеко от её дома затеяли строительство и пленных немцев привезли рыть котлован. Она стащила с кухни ножик и пошла "убивать немцев". Подошла к карьеру... и увидела немца близко... и протянула ему кусок хлеба (в карманах послевоенной детворы всегда хранился кусок хлеба).

Она тоже - "Коля из Уренгоя"?

Вам не стыдно?
Михаил Попов (Архангельск) 1.10.22 07:41
Экий сумбур у Пряхина.
Особенно умиляет, что немцев убитых пожалел.
Ещё один Коля из Уренгоя!
ИГОРЬ 30.09.22 15:14
Друзья, На мой взгляд, участникам обсуждения статьи Наталии Юрьевы желательно ПЕРЕЧИТАТЬ повесть "Пастух и пастушка. И, полагаю, что, кто это сделает не пойдет в библиотеку, за "перворожденным" источником, а использует интернетовский вариант. Это касается в основном молодых людей (частичная мобилизация). И что узнают эти молодые люди, граждане РФ и граждане других стран? Перечитайте. Я не хочу распространять навет на ВОВ , который есть сегодня в электронном варианте этой повести. С такой "наукой" о ВОВ, о воинах нашей страны, ни о каком патриотизме, о добром приятии наших воинов говорить не приходится. что они творят, как рассуждают, как относятся к местному населению, как относятся к убитым и ранены, как к нашим, так и к немцам. ...Это один в один , что делается сегодня киевским режимом по отношению к своему населению и своим солдатам.. О старшине, "учителе" молодого взводного, лучше и не вспоминать. Вспомнишь - сна нет, отсюда у героя повести "болезнь души" и остеомиелит. А в повести герою и после смерти достанется, о чем и сказала Нина Бойко..
И вот с этим багажом, с "любовью" к своей истории мы и будем отправлять наших воинов. И с этой "историей" наших воинов будут встречать народы других стран.
Так и надо?
Что же касается литературы - классика.
С уважением, Игорь Пряхин
Татьяна Воронина 29.09.22 19:43
Эх! Писали бы вы, паразиты, на своём говённом жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем, совсем русскую литературу. А то ведь привязались к русской литературе, как к мягкосердечному черезчур человеку старая истеричная припадочная б...дь, найденная на улице. И держится она около него воплями, угрозами скандалов, клеветой, шантажом, анонимными письмами. И самое верное средство — это дать ей однажды ногой по заднице и выбросить за дверь в горизонтальном направлении".

18 марта 1909 г. А.Куприн


Только в наше время этих припадочных склизкий развелось в разы более... И не видать просвета русскому человеку. Окружили и изматывают-насилуют своим мировосприятием и миропониманием.

Генетические паспорта в студию - и всё будет понятно.

Это они, припадочные, заставляют любить Высоцкого. Русские люди сказали своё НЕТ под статьёй о высоцком, но нет-же надо навязать чужое и чуждое...

Это у них, склизких, есть конфликт между отцами и детьми. А у тех, кто чтил заветы РОДа, этих конфликтов нет! Яркий пример тому - семья Аксакова (недавно на сайте была статья про Аксакова и его детей).

Бедный мягкосердечный чересчур русский человек! Эти полоумные выживают русского человека из страны, выдавливают из литературы, гнобят-гнобят... И ничего не поменялось со времён Куприна.
Андрей Константинов 29.09.22 18:38
Да, Виктор Петрович Астафьев натворил нелепостей в годы перестройки, лишив тем самым своё имя цельности его восприятия.
Такое впечатление что долерестроечный Астафьев и Астафьев в годы перестройки - два абсолютно разных человека. Причём, полярно противоположных один другому.
Но в душе остаётся первый - замечательный русский писатель, который уже классик, а значит, и на все времена.
Мне очень понравился своей взвешенностью и глубоким смыслом очерк Наталии Тяпугиной.
Спасибо Наталия Юрьевна.
Нина Бойко 29.09.22 17:29
Защитники Виктора Петровича стыдливо обходят тот факт, что "Пастух и пастушка" во второй редакции уже не та, что была вначале. Бориса теперь выкидывают на ходу санитарного поезда. Как и других умерших, надо полагать...
"Прокляты и убиты" - не уступает солженицынским клеветам.
"Ловля пескарей в Грузии" -- насмехательство над гостеприимным народом. Эта повесть вызвала гнев грузин, которые так заботливо пригласили писателя в гости. Мария Семеновна врёт, что Виктору Петровичу идут из Грузии безграмотные письма с ругательствами, что грузины называют Сталина "отыц". Нет, они могут сказать "отэц", но "отыц" -- это её личная выдумка, как и то, что в 70-е годы не было общежитий для студентов вузов и потому друг её сына повесился, не в состоянии платить за частное жильё.
Александр 28.09.22 22:15
Астафьев - редкий мерзавец среди пишущих особей. Недалёкий, недоучка, хитрый приспособленец, - вот для чего было дано ему ремесло: иметь кусок хлеба. Писатель не школьник, у которого то двойки, то пятёрки, за год - средняя троечка. Сам себя зачеркнул текстом "Прокляты и убиты"... И каков наглец! В книжном магазине, в отделе искусства, привстал на дыбки, распахнул руки: "Это всё - макулатура!" И пошёл из конца в конец бесконечного магазина, гогоча и ухая...
Фанфанъ 28.09.22 09:47
Вот здесь много правильного:
https://dzen.ru/media/molokols/razryv-viktora-astafeva-s-nashim-sovremennikom-i-rimskii-fars-605e4ba67ad0fe605d114f90
Петр Бойченко 28.09.22 00:11
В 331-й номере «Правды» за 1935 год приводится реплика Сталина: "Сын за отца не отвечает". Понимаю, что и после этой реплики сыны отвечали. Но и читая в комментариях неприязнь к Астафьеву, я понимаю, по каким причинам сыны за отцов отвечали.
"Пастух и пастушка" - это если не шедевр (я не филолог), то, все равно, одно из самых значительных произведений о войне. Мое поколение на нем вырастало и очеловечивалось. Да, Астафьева соблазнили потом возможностью получить Нобелевскую премию. И он голову потерял. Но его дитя "Пастух и пастушка" от этого не стало хуже. Поэтому всякая попытка читателей этого текста ставить знак равенства между художественным произведением и личностью автора выглядит неопрятно по отношению к литературным текстам, которые одному и тому же автору может продиктовать сам Творец, а может и искуситель.
Кто возразит сталинскому "сын за отца не отвечает"?
Почему же мы уподобляемся чудовищу Розалии Землячке по отношению к человечному художественному произведению?
Я на стороне Шолохова в его неприязни к Симонову, как к литературному функционеру. Но его стихотворение "Жди меня..." сегодня может согревать души наших воинов на фронтах Донбасса. А "Пастух и пастушка" Астафьева со статьей Наталии Тяпугиной в качестве предисловия кому-то из нынешних фронтовиков, может быть, тоже пишущих, помогло бы обрести более глубокое художественное зрение.
Текст Наталии Юрьевны такой же самодостаточный, как и "трагическая пастораль военной эпохи" Астафьева.
Григорий Блехман 27.09.22 20:31
Да. Теперь понимаю.
Тут Вы правы.

Конечно, Виктор Петрович - выдающийся русский писатель со всеми его заблуждениями перестроечных лет, которых не было ему отпущено столько, чтобы успел их осознать. Но всё равно это - дар Божий.
А такие, как Прилепин, Шаргунов... - это "проекты" : Прилепин - Суркова, Шаргунов - своего тестя Владимира Толстого, тоже близкого к "телу".
Отсюда и все их громкие премии, должности... и всё остальное.

Можем ли мы их представить себе в качестве писателей в Советском Союзе - самой читающей высокую или истинную литературу стране? Согласимся, что даже при гипертрофированном воображении не получится.

А Виктор Петрович состоялся как выдающийся писатель в СССР. И теперь наш самый беспристрастный, а значит, единственнй объективный судья - время подтверждает сегодня, что этот так.
Значит, таким и останется в любые времена, как бы изломаны они периодами ни были. Потому что, как поётся в одной, некогда известной песенке: "На джинсы и бороды время пройдёт, Ромео с Джульеттой останутся" - это ведь тоже на все времена.

Так что Прилепин с Шаргуновым - пыль, которую ветер истории всегда легко сметает, не оставляя с какого-то момента и следа.

Но пока у нас такие библиотеки. Уверен, ПОКА.
Там очень пёстрый ассортимент книг.
Библиотекари ведь тоже - продукт определённого времени. Они же отбирают для читателей книги.
Михаил Попов (Архангельск) 27.09.22 20:21
Ни одному из русских писателей-современников не досталось столько хулы, наветов и оскорблений, сколько Виктору Петровичу Астафьеву.
Вот и здесь, на этой странице писательского сайта, число недоброхотов, увы, больше, чем исповедников христианского милосердия. В запале у иных, похоже, и здравомыслие теряется: "...Астафьев, как патриот страны не подходит".
Показалось даже, что и автор блестящей статьи о писателе-фронтовике в своём комментарии тоже склоняется к осуждению, однако концовка отклика сглаживает возникшие сомнения.
Спасибо Ивану Васильцову! Всё расставил по местам. Солидарен с ним полностью. И прежде всего с оценкой романа "Прокляты и убиты". До этого произведения надо дорасти. Но читать его следует, избавившись от начётнических штампов и идеологических шор.
Татьяна Воронина 27.09.22 18:55
Прилепин писал у себя в ВК несколько лет назад, что он первый среди авторов "по библиотекам". Его книги масштабно распространяют в российских библиотеках. Тираж напечатали и сразу по библиотекам. А в библиотеках раньше была исключительно художественная литература. Вот и получается, что он имеет отношение к художественной литературе. Иначе бы читатели этих библиотек двери библиотек вымазали дёгтем. И библиотекарш до кучи...

А Сергей Шаргунов? Почитайте его самопрезентацию! Он - лауреат различных литературных престижных премий. Его книги переведены на многие языки. Получается, что он тоже имеет отношение к художественной литературе. Может быть это мы отстали от жизни? Носимся с Астафьевым... Идейных космополитов Прилепины и Шаргуновы не напрягают... Их напрягает Астафьев.


Самопрезентация великого комбинатора!
"Сергей Александрович Шаргунов — писатель.
Заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы. Председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России. Главный редактор журнала «Юность».

Лауреат национальной премии «Большая книга», независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза», государственной премии Москвы в области литературы и искусства, итальянских премий «Arcobaleno» и «Москва-Пенне», Горьковской литературной премии, премии «Terra Incognita», премии правительства РФ в области культуры, Всероссийской литературной премии имени Н.С. Лескова «Очарованный странник», дважды финалист премии «Национальный бестселлер».

Сергей Шаргунов родился 12 мая 1980 года в Москве.
Выпускник МГУ.
Книги Шаргунова переведены на итальянский, английский, французский и сербский языки."
Григорий Блехман 27.09.22 18:07
Татьяне Ворониной.
А как приведённые Вами "шедевры" связаны с обсуждаемым здесь очерком Ниталии Юрьевны Тяпугиной?
Ведь вся эта дешёвка, видимо сексуально озабоченных авторов, никакого отношения к художественной литературе не имеет.
Татьяна Воронина 27.09.22 17:22
Всё познаётся в сравнении...
Не любите Астафьева? Зацените ЭТО!

"Эротика – верный индикатор писательской квалификации.
Подборка ляпов. И в них вся суть пейсателей.

Захар Прилепин: «Галя сидела в гимнастерке и больше без всего» («Обитель»).

Захар Прилепин: «С третьей попытки расстегивался лифчик, выпадали огромные, ослепительные грудки» («Патологии»). А дальше еще чудесатее: «С потемневшими от возбуждения сосками, похожими на полюса спелого арбуза»...

И снова анатомические курьезы от Прилепина: «Грудки ее колыхались молочно, малые, по-детски мягкие и почти без сосков – только с розовыми полукружиями» («Санькя»).

Сергей Шаргунов: «Сырая волосятина под животом и белая икра правой ноги с жирной родинкой были у нее там, под плащом и прочими огородными штанами» («Малыш наказан»).

(И этот причиндал раздаёт премии!)


Покончив со вторичными половыми признаками, перейдем к первичным.

Кирилл Рябов: «Ночнушка всколыхнулась, и я мельком увидел краешек ее вагины» («777»). Ночнушка с <censored> – дерзкий образ сделает честь любому сюрреалисту. Да, и насчет краешка вагины – у пациентки выпадение влагалища?

Впрочем, prolapsus, как выясняется, – распространенная по нашим временам патология. Анна Козлова: «Мимо вывернутых, словно влагалища, витрин бутиков» («Люди с чистой совестью»).

Эка невидаль выпадение. Бывает. Самодельным гинекологам в любом случае далеко до романов Эдуарда Тополя: «Еще не до конца раздвинутые хрящики ее щели» («Россия в постели»); «У Любки сдвигались нижние гланды» («Элианна, подарок Бога»)."

Насобирал эту дребедень Александр Кузьменков.
ИГОРЬ 26.09.22 20:58
Друзья!
1.Сегодня очень сложные общественные отношения в мире и у нас, конкретно. А потому, обращаясь к теме жизни и смерти , нравственности, любви желательно приводить в пример литературные произведения, авторы которых достойны любви и уважения, как и их произведения. Когда такого единства нет, может получиться сбой и вошедшее в душу, при первом прочтении, произведение потеряет свою силу, т.к. к автору не будет ДОВЕРИЯ, на мой взгляд. Заглянул в интернет в поисках мнения о взаимосвязи личности автора и его произведений и там раздрай во мнениях среди ученых и читателей. Сегодня у нас раздрая достаточно в отношениях и множить его не самое лучшее время, на мой взгляд. "Ничего личного", как сегодня говорят.

2. О камнях.
Когда мы говорим о "бессмертии " человека, памяти о нем, о христианском прощении зла, желательно вспомнить и об истории "жития" любимого ученика Христа Иуде Искариоте, а именно, что НЕ ВСЁ прощается. И , на мой взгляд, писателей это касается особо.
"Главный редактор журнала "Наш современник" Станислав Куняев вспоминал, каким шоком для него стал неожиданный переход Виктора Астафьева в начале 90-х годов под знамя "Знамени" (главного либерального литературно-художественного журнала страны).

Виктор Петрович, ранее будучи, по сути дела, воинственный русофилом, вдруг занял позицию прямо противоположную.

Демократическая печать подняла Астафьева на щит, его хвалили, ему давали премии (в том числе, премию Солженицына). "Прокляты и убиты" были объявлены лучшей книгой Виктора Петровича и единственно правдивой книгой о войне.
Вот такие факты о жизни и творчестве великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Его творческое наследие обширное, разное, и каждый может найти в нем произведение по себе".
" 5 неприличных фактов о Викторе Астафьеве, которые не принято афишировать" https://dzen.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/5-neprilichnyh-faktov-o-viktore-astafeve-kotorye-ne-priniato-afishirovat-608f8dcd87bf2977fc0a5a58"
"Его творческое наследие обширное, разное, и каждый может найти в нем произведение по себе". Это положительная характеристика творчества писателя и ,собственно писателя?
Сегодня наша страна проводит СВО. А ей предлагают простить автора ""Прокляты и убиты" - это строго антисоветское произведение, за которое Астафьева обвиняли и обвиняют в очернении самого святого для русского человека - памяти о Великой Отечественной войне". Вот такие камни.
С уважением, Игорь Пряхин

Иван Васильцов 26.09.22 20:45
Татьяне Ворониной.
Спасибо Вам, Татьяна! У меня тоже нет больше сил на полемики) Но про Астафьева не мог не сказать...
Татьяна Воронина 26.09.22 20:05
Иван Васильцов и Наталья Тяпугина!
Низкий поклон вам за правильные слова об Астафьеве! Слова ваши - в самую точку! А у меня уже нет сил полемизировать. Я тоже хотела сказать про трагедию русского писателя, который в конце жизни много чего понимал и много чего не понимал... К тому же им вертели разные политические проходимцы, провоцируя на заявления, которые не надо было делать. В конце жизни это был просто больной измученный человек. Горько было смотреть его последнее интервью на теплоходе. Хотелось бы, чтобы не мучили старых больных писателей даже во имя благих целей.

И ещё... Этим, кто тут ополчился против русского писателя... Почитаешь таких - ну да, вроде доводы приводят веские, а по сути... Все эти идейные космополиты на самом деле хитропопые! Я несколько раз тут говорила о геноциде терского казачества. О жестоком истреблении под корень терского казачества. Это были красивые ладные генетически полноценные русичи. И после революции истребляли русичей, и в советское время, и сейчас истребляют русичей и в России, и на Украине. И говорила я об этом здесь, и меня идейные хитропопые космополиты раздраженно обрывали, мол, сколько можно вспоминать...

Вот она их идейность! Тут помним (промахи русского писателя), а там не мешайте нам забыть геноцид терского казачества, геноцид всего русского народа, раскулачивание, голодомор. Может потому и бегут русские из стана хитропопых? Может быть попытка Ельцина и др. поделить страну - это вариант развода по-хорошему? Почему идейные космополиты навязывают русским свои стандарты? Мы устали от вас! Именно от вас, идейный космополиты, все беды в России! А чьих вы будите? И где ваш РОД? Приблуды!
Елена Балашова 26.09.22 19:59
Считаю, что В.П.Астафьев совершенно не нуждается в чьих -либо оправданиях.И Наталья Юрьевна и не занимается "оправданием " большого писателя, написавшим "неудобную" книгу или поступившим вдруг как-то "неудобно", т.е. не так, как кому-то хотелось бы. Книги Астафьева и читали, и будут, надеюсь, читать.
"От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься".Виктор Петрович - писатель, и уж тем более он , проливший кровь свою за нас, не только сказавший своё слово в русской литературе.
Можно спорить и дискутировать о его творчестве, но он слово своё сказал, а уж как мы его понимаем, - и от нас тоже зависит.Лично я люблю его "Пастуха и пастушку" и не люблю " Прокляты и убиты". Но не уважать его я просто не могу или , скорее, права не имею.
Григорий Блехман 26.09.22 18:34
Согласен с Надеждой.
Человек не Всевышний, и ему свойственны заблуждения. К тому же коллективные, иначе не распался бы Советский Союз, который, по большому счёту, мы сами же и разрушили от своего - коллективного недомыслия.
Ведь так случилось не только с Виктором Петровичем, но и с очень многими его и моими сверстниками. Только моим дано было прозреть, а у его не хватило для этого времени.
Ну, а то, что подавляющему большинству произведений Виктора Петровича нет срока давности, ясно уже сегодня.
Многие из них время от времени постоянно перечитываю, находя в них всё новые, для меня важные мысли, на которых не акцентировал внимания в предшествующие чтения.
Ещё раз, благодарю Вас, Наталия Юрьевна именно за это акцентирование.
Ольга Шевченко (Украина) 26.09.22 18:26
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Матфей 7:16)».
" Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего..." ( из десяти заповедей).

Немало фронтовиков стали писателями и немало их, писателей-фронтовиков, в произведениях изображали любовь на войне: Виталий Закруткин "Матерь человеческая"; Иван Шамякин "Торговка и поэт"; Василий Матушкин "Любаша"; Юрий Бондарев "Берег". И ни у кого не возникнет и мысли обвинять перечисленных, также хлебнувших горя и также уже ушедших от нас, поскольку они не были замечены в постыдной лжи.
Иван Васильцов 26.09.22 18:24
Быстро мы во мрак погрузились. И вот уже критик Наталия Тяпугина вынуждена, прибегая к тонкостям стиля, оправдывать Виктора Астафьева, напоминая нам даже про незабвенную пушкинскую "милость к падшим". Но кто пал - вот вопрос. Не мы разве ли - только не пали ещё, а всё падаем. Глубже, глубже, глубже, глубже, глубже... И не нам ли у фронтовика-Астафьева слёзно просить прощения в пору?

Людочка... Сильное впечатление - резануло на всю жизнь. Такие вещи оставляют шрамы. В душе... Навсегда. Ты просто живёшь и помнишь про эти посадки, и про этот овраг, и про власть, которая так любит своих граждан... Мне запомнился отчим Людочки, настоящий пахан, разогнавший в два счёта местную самопальную шпану. Не так ли - как на шпану - смотрел Виктор Петрович на своих "интеллектуалов-ругателей", идя с двухколенной бамбуковой удочкой по берегу Енисея?..

Помню, из детства, из мягкого доброго советского времени (не думал, что скажу так когда-нибудь), и "Коня с розовой гривой", и "Царь-рыбу", и волшебный, на полутонах, на полуслове-полузвуке рассказ "Вимба"... Туман, берег реки, утро, и сквозь белую пелену слышатся возгласы поймавших желанную рыбу рыболовов: "Вимба... Вимба..."

"Прокляты и убиты" - на века вещь. И век пройдёт, и два - а книга эта останется. И ничем не сотрёшь астафьевское терпкое слово. Неудобная? Не подходящая под идейные нужды? Может быть. Но вот только литература, смею напомнить, не нужник. Впрочем, для кого как...

Выжил из ума и мало понимал? Не смог разобраться? А может наоборот - понимал всё и видел вперёд? И разобрался лучше нашего?

Простите нас, Виктор Петрович! Ваши книги, как память, всегда будут с нами. А цензура и пропаганда к памяти не допускается. Не эстетического наслаждения ради необходим Астафьев - и что за пошлость - а для тревожного напоминания, что мы люди. Или, точнее, что нужно стремиться быть человеками.

Наталии Тяпугиной низкий поклон за память об Астафьеве и смелость вступиться здесь за него.

PS И если уж и был истинный патриот-писатель в России, то это Астафьев...


Надежда Шарт 26.09.22 16:38
А может, всё-таки не надо ставить знак равенства между художественным произведением и личностью автора? Может, тогда и не будут возникать вопросы от недоумения, осуждения до полного отрицания всего творчества писателя? Может быть, но вряд ли . Всегда найдётся "смельчак", который крикнет из толпы: "Распни его!" Но всегда ли найдётся тот, который скажет: "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в него камень". Жалко только пастуха и пастушку.
Наталия Тяпугина 26.09.22 14:27
Дорогие коллеги! Благодарю всех, кто тепло откликнулся о Викторе Петровиче Астафьеве и его повести. Кто не тепло, позвольте ответить. Да, писатель Астафьев небезгрешен; в конце жизни, старый и больной, не смог он разобраться в чем-то, действительно, важном, захлебнувшись в мутной перестроечной воронке. Да, написал и сказал он тогда много неприемлемого. И это его личная трагедия. Его читатели от подобных публикаций по-настоящему страдали, испытывая боль и досаду. Но разве он был такой один? Вспомните, сколько бреда лилось тогда на наши головы буквально отовсюду.
С писателя, конечно, спрос особый. Но, как выяснилось, не со всякого. Между тем В.П. Астафьев, который прожил тяжелейшую жизнь, испытавший и сиротство, и бродяжничество, прошедший войну, на которой был ранен и контужен, потерял глаз, и при этом стал писателем, создал выдающиеся вещи: «Последний поклон», «Царь-рыбу», «Пастуха и пастушку» - лучшее, что написано на русском языке в советское время, - до сих пор в изгоях.
Я не адвокатствую. Просто Виктор Петрович уже давно наказал себя сам: его поздние вещи: «Печальный детектив», «Людочка», «Прокляты и убиты», несущие на себе ужасную мету распада нашей истории и личности писателя, столь тенденциозно и плохо написаны, что вряд ли теперь заинтересуют кого-то, кроме узких специалистов. Народными они не будут никогда. А есть ли наказание для писателя суровее?
Такое, увы, случается, когда «у лиры звук неверный» исторгала рука художника. Н.А. Некрасов в этом успел покаяться:
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..
Астафьев не успел. Недоучившийся сирота из глухого сибирского села, с детства хлебнувший лиха большой ложкой, до многого доходил сам, потом и кровью; многого не знал, да и не мог знать. Даже не мечтал, что станет знаменитым писателем, что книги его будут выходить в столице и будут переведены на многие языки мира, что наградят его званиями и премиями… А также, конечно, не предполагал он, что через шесть десятков лет его, знаменитого писателя, издававшего свои произведения сотнями тысяч экземпляров, вошедшего в школьную и вузовскую программу, прославившего Красноярский край, где он жил и писал в своей скромной деревеньке Овсянке, местная власть просто выкинет на свалку истории. В 2001 году писатель перенес два тяжелых инсульта. Ему потребовалась медицинская помощь за границей, и друзья семьи обратились за содействием к красноярским парламентариям. Депутаты не стали помогать тяжело больному писателю, мотивировав свой отказ… шовинизмом автора. Интересно, сами-то поняли, что сказали? В итоге Астафьева отправили из больницы домой, где он вскоре и умер.
Кто-то еще хочет кинуть камень в ушедшего от нас более двадцати лет назад писателя-фронтовика? Позвольте в конце ну, так, на всякий случай, напомнить главную, необходимую составляющую личности русского писателя. Конечно, вы ее знаете:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Строка о милости к падшим - это призыв Пушкина принимать и понимать жизнь во всем ее трагическом многообразии, не устраивая судилища над оступившимися. Поэт гордился тем, что к концу жизни научился смотреть на людей без злобы, на падших – с милосердием, на несчастных – с состраданием. «Памятник» - это, простите за тавтологию, памятка для любого писателя о связке свободы, понимания и человечности. И это не безразличное всепрощение, это формула высшей человеческой мудрости. А без этого никак…
Нина Бойко 26.09.22 13:35
Наталия Тяпугина пишет: "Трагедия смерти в повести Астафьева несколько умиротворяется вечной растворённостью человека в мире природы, состоящей из цепи непрерывных превращений. Из рождения - в жизнь - смерть, и наоборот, до бесконечности".
На днях патриарх Кирилл сказал солдатам, чтобы они не боялись умереть на войне. «Христос воскрес и мы воскреснем».

Эта статья направлена на поддержания духа наших мобилизованных, пусть не боятся смерти -- жить будут ещё много раз.

Григорий Блехман 26.09.22 13:09
В заключительном абзаце своего очерка Наталия Тяпугина сказала о главном - о всепобеждающей силе духа, рождённого любовью к ближнему, о чём в художественной форме замечательно написал фронтовик Виктор Петрович Астафьев, знавший не понаслышке, что это такое.
Его"Пастух и пастушка" давно уже классика, потому что современна в любые времена.
Вот и сегодня, когда наши бойцы ценою своих жизней отстаивают право русского мира на законное существование в этом мире, пастораль Виктора Петровича звучит так, будто написана в наши дни.

Спасибо, дорогая Наталия Юрьевна, за очередной очень важный ныне философский очерк о главном.
Юрий Максин 25.09.22 22:53
Возникло ощущение, что статья написана на одном дыхании. А это дорогого стоит. Наталия Юрьевна, целую Вашу руку в знак благодарности за такую память о Викторе Петровиче Астафьеве.
Нина Бойко 25.09.22 20:24
«Почему ты лежишь один посреди России?»
В юности я прочитала эту повесть за ночь, не отрываясь. Именно этот вариант.
В 1998 году она вошла в собрание сочинений В. П. И там уже иначе: Бориса как собаку выкинули из санитарного поезда. Да кто бы позволил?! Узнай раненые, на клочки бы разорвали врачей и санитаров.
В книге Марии Корякиной-Астафьевой "Знаки жизни", изданной в 90-е годы, везут с фронта трупы молодых девушек -- в кузове грузовика, все голые, волосы по ветру, стоят так тесно, что не падают. Вопрос: куда их везут, хоронить? Раздели для чего? Обмундирования не хватает?
И ещё в её книге "Знаки жизни" -- едет она в троллейбусе по Перми (1968 г., лето), и один мужчина громко возмущается чехословаками. Весь троллейбус против него поднялся! -- Чехи борются за свою свободу!
Да плевали мы на их свободу! В Чехословакии гибли наши парни! Чехи якобы выкатили колясочки с младенцами против танков, Сахаров навзрыд рыдал, обвиняя советские войска. Какая мать потащит своего ребенка под танки? Мой муж как это видел: "Мы на них попёрли, они и колясочки бросили, побежали!"
Так что... Виктор Петрович и его жена сильно хотели угодить Горбачеву, а потом Ельцину. И лгали много. Очень много.
ИГОРЬ 25.09.22 15:17
Друзья, заглянул в интернет , почитать биографию Астафьева, и сразу: " 5 неприличных фактов о Викторе Астафьеве, которые не принято афишировать" https://dzen.ru/media/id/5e7f52e668b51338284319d5/5-neprilichnyh-faktov-o-viktore-astafeve-kotorye-ne-priniato-afishirovat-608f8dcd87bf2977fc0a5a58. ""Прокляты и убиты" - это строго антисоветское произведение, за которое Астафьева обвиняли и обвиняют в очернении самого святого для русского человека - памяти о Великой Отечественной войне" Остальное - читайте сами.

На днях у молодых людей (связаны с литературой) попросил совета на какую современную книгу желательно обратить внимание. Посоветовали "ЗЕЛЕНЫЙ ШАТЕР" Л. Улицкой, как на содержательную, легко читаемую, усвояемую книгу. Начал читать. Дочитал до похорон Сталина и , как вывод о гражданах СССР: "Пахло противно, но не канализацией, а ржавым железом и крысами. Хотя никаких крыс он так и не увидел. Наверное, они тоже плотно сбитой стаей неслись в сторону Колонного зала". (стр.75). О населении СССР своих, наших предках предках чьих мы дети?:"- Ты же признаёшь, Мишка, что мы живем в обществе личинок, невыросших людей, подростков, закамуфлированных под взрослых?" (стр.87 АСТ Москва) Остальное читайте сами.

Сегодня с таким набором истории страны путь к патриотизму есть тупик. "В холодной кастрюле горячих щей не бывает".
На мой взгляд , Астафьев, как патриот страны не подходит.
С уважением, Игорь Пряхин ... .
Ольга Шевченко (Украина) 24.09.22 22:52
У Виктора Астафьева люблю лишь произведение "Царь-рыба", прочитанное в конце 70-х в "Роман-газете" - искреннее, насущное. Неоднократно видела и слушала интервью с ним и затруднялась сформулировать одним словом: какой он человек? Но когда много лет назад увидела документальный фильм о том, как к нему в гости приехал актёр Георгий Жжёнов и услышала речи писателя в этом общении - разочаровалась полностью в Астафьеве, как в человеке - настолько гадко было слушать его грязь на советский строй. И вот, на данном сайте обнаруживаю давнюю статью Владимира Бушина, где после 17го абзаца нахожу слова:
"...Приходится и тут горько разочаровать правдолюба-кирнарца: Виктор Астафьев, дружок, был в военном отношении человеком, увы, малограмотным. Он не умел даже читать военную карту. Стрелки на картах указывают, куда войско движется, его направление, отступает оно или наступает. Иногда у основания стрелки пишут, что это за войско – дивизия, корпус, армия... Астафьев же почему-то решил, что все стрелки это непременно армия. И, подсчитав, что красных стрелок больше, чем синих, сделал еще более нелепый вывод: будто мы всегда, во всех сражениях имели трех-четырехкратное превосходство в силах над немцами, чего не было и не могло быть.

...........................

Астафьев это военное невежество, но ещё хуже, что он был сознательным лжецом. Однажды в беседе с критиком И. Курбатовым он в непонятном порыве откровенности признавался, что за хорошие деньги может написать что угодно. Это было напечатано в «Известиях». Да мы и раньше видели его угодливую лживость. В Советское время на страницах «Правды» Астафьев проникновенно, со слезой восторга лгал, как лихо при ничтожных потерях, словно играючи, мы громили немцев, а после контрреволюции на страницах «Московских новостей», выходивших на пяти европейских языках, так же проникновенно, с того же качества слезой ельцинский Герой социалистического труда лгал, как лихо при ничтожных потерях, словно играючи, немцы громили нас.

В свое время, прямо обращаясь к нему со страниц газеты «Завтра», я уличал Астафьева во лжи… Впрочем, можете ... прочитать в моей книге «Честь и бесчестие нации». Там есть «Письмо ровеснику Виктору Астафьеву о нашей солдатской молодости». Эту книгу можно найти и в интернете. Мой адресат ни разу не ответил, хотя ведь мы были хорошо знакомы, - ответить было нечего...."
Фрагмент текста по ссылке:

https://www.rospisatel.ru/bushin-otv.html

Конечно, о литературных пристрастиях трудно спорить. Но совсем недавно здесь же, на сайте велась дискуссия о том, что такое хорошая литература. Так разве может быть хорошая литература у не очень хорошего человека? Это, знаете ли, как Людмила Улицкая или украинская Мария Матиос ... Стиль, слог, умение подбирать слова - великолепны! Но темы, темы ...невозможно читать их ахинею.
Поэтому не понимаю, почему и зачем выбрано такое произведение.
Ложь всегда отвратительна, в какие бы одежды она не рядилась.

Надежда Шарт 24.09.22 18:48
Всякий раз, перечитывая повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка", не могу сдержать слёз. Плакала и на сей раз, но уже вместе с автором статьи. Тонкий критический анализ текста и множественные отсылы к поэтам военной поры только усилили катарсис, очищающий душу. Так щемит внутри от жалости к этим двоим, от бессилия перед явлением смерти перед войной. Н. Тяпугина сумела настроить на такую волну, что как-то проще, честнее, что ли, высветились подзабытые в современной литературе понятия "Родина" и "патриотизм" и то, что они в себя включают. Актуальная статья.




Татьяна Воронина 24.09.22 18:19
Астафьев - один из самых сильных русских писателей. Родной - каждым словом, каждой строчкой! Русский во всём! Хотя именно из-за его русскости его пытались ошельмовать недочеловеки. В последние годы он, скорей всего, мало что понимал, что происходит. Оттого им крутили-вертели не пойми кто. Такая же история была и с Иваном Дроздовым. К нему кто только не приезжал и куда его только не склоняли, чтобы он своё весомое слово сказал против кого надо. Но эти писатели живые и настоящие. А ошибиться, попасть впросак всяк может. Вернее даже не ошибиться...

Психологический водоворот - это такая зараза, из которой не выбраться. Этот водоворот случился и с Шукшиным. Он тоже пытался адаптироваться под предлагаемые обстоятельства в стане недочеловеков или человеков, которые уже прогнулись. Но русскому человеку сложно (даже скорее невозможно) адаптироваться в матрице жыдо-кагала. Оттого так много вокруг русских писателей инсинуаций. Каждая генетическая шваль хочет отщипнуть кусочек живого человеческого... И оклеветать, и опорочить. Найти слабое место и устроить из этого шоу. Потому к концу жизни русский человек уже на самого себя не похож: измученный, выпотрошенный, вымотанный...
Виктор Бараков 24.09.22 12:11
Юрий Павлов."Две редакции «Пастуха и пастушки» как путь к пониманию «позднего» Астафьева"
https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_7787.html
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА