Страница: 1 2  Все

Наталья Егорова 24.04.24 09:39
ВЛАДИМИРУ СКИФУ
Огромное спасибо!
Главное, что Светлану Кузнецову помнят на родине!
Значит, все будет хорошо!
Адрес сейчас отправлю!
Здоровья, вдохновения, Любви, радости, Света!
Владимир Скиф 24.04.24 04:18
Наталья Николаевна! Добрый день!
Подборка Светланы Кузнецовой и твоя статья идут в 4-м номере "Сибири".
Мне нужен адрес твоей домашний почты, чтобы я мог отправить авторский
экземпляр. Отправь его на мою электронную почту: vskif45@mail.ru
или на телефон -: 89149419205, можно на ВаатСап.
Спасибо!
Удач! Вдохновения! Новых достижений!
Владимир СКИФ
Наталья Егорова 20.04.24 11:34
ПЕТРУ КОШЕЛЮ
Здравствуйте, Петр! Очень неожиданный отклик - но тем приятнее! Да, как-то раз в ЦДЛ сидели - Юрий Поликарпович, Светлана Кузнецова, Вы и я. Давно это было!...А в последние годы, достаточно долго, последовательно, постоянно и неуклонно Светлану Кузнецову поддерживал, пожалуй, только Юрий Кузнецов.
Олег Алексеев уже умер. Знаю о нем то немногое, что удалось выяснить в разговоре с его сыном. Через какое-то время после смерти Светланы Кузнецовой Олег Алексеев переехал в родные места, в деревню, на Псковщину, и жил там. Стихов, насколько я поняла, больше не писал. Хотя точно сказать не могу. Вообще жаль, потому что при жизни Светланы Кузнецовой Олег Алексеев неожиданно стал писать очень хорошо. Уж если зашла о нем речь, попробую для полноты картины вспомнить его стихотворение, посвященное Светлане Кузнецовой - оно ей очень нравилось и звучало в доме если не каждый вечер, то близко к этому, поскольку Светлана Кузнецова постоянно просила Олега Алексеева его почитать. Но за точность цитирования - не ручаюсь:

ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВ
СВЕТЛАНЕ КУЗНЕЦОВОЙ

Знать, была беда неотвратима,
Коль пришла, надменна и тиха,
Ветром с ледовитого Витима,
Кутаясь в таежные меха.

В грохоте полночного вагона,
На усталом и ночном пути
Снилась мне тропа шального гона,
По которой зверю не уйти.

И предвестьем тягот неминучих
С вязких, вешних веяло полей.
Снились мне тяжелые, как тучи,
Связки баргузинских соболей.

Виделись мне в черной той оправе
Четкие, чеканные черты.
По моей судьбе, по чьей-то славе
Не спеша, прошли ее унты.


Петр Кошель 20.04.24 09:44
Наталья, а какова судьба Олега Алексеева?
Петр Кошель 20.04.24 09:42
Очень хорошо написано. В последний раз втроём сидели долго, ещё Раиса Романова была и Олег Кочетков... А Юра Кузнецов действительно считал ее лучшей из поэтесс.
Наталья Егорова 18.04.24 22:15
ВАЛЕНТИНЕ КОРОСТЕЛЕВОЙ
Да, я тоже периодически сталкиваюсь со странными для нас вещами - многим теперь не важно, что такое поэзия, хорошо ли они пишут. Они гении, и все. Особенно это касается нынешних литстудий и литстудийцев - литературная учеба и атмосфера творческих исканий подменены там культмассовыми мероприятиями,
а непрофессионализм зашкаливает, как и мнение о себе. Да и к части членов СПР это тоже относится. Сама поэзия не нужна, сама проза, сама литература. Так странно - они не мечтают писать хорошо!
Валентина Коростелёва 18.04.24 12:13
Наталье Егоровой. В комменте к моим строкам Вы так много сказали очень важного для всей писательской братии, что хорошо бы, если бы эти слова были услышаны. Уходит сама культура отношений между коллегами по перу. За добрые, продуманные слова о своём творчестве даже спасибо не скажут, - уверены, что все обязаны поднимать их вверх. А откажешь, понимая не очень высокий уровень поэзии, - так обидятся до смерти и уже знать не хотят.
А без культуры какая может быть литература?
Наталья Егорова 16.04.24 14:48
ВАЛЕРИЮ СКРИПКО
Про "гордых людей на своем олимпе" Вы, безусловно, правы. Но в человеке что только не соединяется! И в Светлане Кузнецовой были - и гордость последней представительницы истребленного революцией рода золотопромышленников, и поэтическая гордыня, и простота хорошего вкуса, и простота в понимании себя и людей, и простота в понимании мира и происходящего - она вообще не городила умственных изысков, считая их ложью, понимала и принимала людей и вещи в их простоте, поверяя с судьбой. Есенин, конечно же, по природе своей русским людям ближе, чем Кузнецов и Кузнецова, но ведь и советская пропаганда работала разве что не круглосуточно - те же радиоприемники никто никогда не выключал, они говорили постоянно! Но времена меняются, и вкусы меняются, и те же самые простые вопросы читателей меняются. Так что - будем надеяться на лучшее!
Наталья Егорова 16.04.24 11:58
ВАЛЕНТИНЕ КОРОСТЕЛЕВОЙ
Огромное спасибо за добрую и светлую память о Светлане Кузнецовой и доброе слово о ней! Да, драматические судьбы - это то, чем русские поэты не обделены! И стихи Ваши памяти С.К. - замечательные, точные и мудрые! Все так - и "То дно колодца, где спасенья нет", и "И что ни слово, то щемящий свет...", и "Читать стихи умершего поэта - / Ходить по красным углям дотемна", - да, читать ее - ходить по углям, и пройти мимо, забыть, промолчать о таком поэте - преступление. Сейчас русские писатели забиты до полного запредела - собственно, то самое дно черного колодца, та русская судьба, одним из многочисленных, к сожалению, проявлений которой является судьба Светланы Кузнецовой. Но иногда думается - мы сами (писатели в общей своей совокупности) во многом виноваты - и равнодушием своим, и нежеланием понимать и видеть никого, кроме самих себя, и несправедливой беспамятностью по отношению к тому лучшему, что было у нас в литературе. Тогда не заметили Светлану Кузнецову и других честных, талантливых, всей судьбою своей отстаивавших Россию, русское, свет в сгущающейся тьме мира писателей, а сейчас сами имеем то, что имели они, да еще в куда худшем варианте.
Наталья Егорова 15.04.24 23:09
АЛЕВТИНЕ ТЕРПУГОВОЙ
Спасибо за добрые слова о Светлане Кузнецовой и за точное и верное понимание ее поэзии! Поэзию Рубцова Светлана Кузнецова очень любила, знала его по общежитию литинститута и всегда очень тепло о нем вспоминала. В те годы и чуть позже, когда учился Ю. Кузнецов, в тех стенах сошлось все самое важное и сокровенное в русской литературе. Позже - уже нет
Наталья Егорова 15.04.24 22:10
ВЛАДИМИРУ СКИФУ.
Как хорошо, что земляки помнят Светлану Кузнецову и празднуют ее юбилей!
Да, конечно, я буду очень рада, если мою статью опубликуют в журнале! Только должна предупредить - статья была написана к семидесятипятилетию Светланы Кузнецовой и уже публиковалась в те годы в "Нашем современнике". Сейчас я ее дополнила какими-то подробностями биографии, но новую статью писать не считаю целесообразным - получилось так, что все самое главное, что знаю о Светлане Кузнецовой, я сказала в этой статье. А у Татьяны Суровцевой стихотворение замечательное! Как же талантлива Русская земля! Неиссякаемо талантлива!
Николай Коновской 15.04.24 21:02
У Пастернака, вспомнил, в стихотворении "Сосны" тоже встречаются две магии, белая и чёрная,цитирую:
"Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магией пены
И черной магией воды"
Лучше бы не играться с магиями, но здесь всё более-менее зрительно на месте, а от "чёрной магии русского слова" Кузнецовой остаётся тяжёлый осадок, здесь поэт касается и призывает именно чёрное духовное, беспросветное. Вы пишете, что "не было у Светланы Кузнецовой никакой степени воцерковленности - атеисткой она была, как и подавляющее большинство советского народа." В том, что большинство советского народа были атеистами, позвольте усомниться, есть известные данные переписи не помню точно какого года, но речь не о том.
Речь о том, что атеист мир земной и мир небесный по-другому и видеть не может, всё у него безнадёжно, всё у него черно.
У меня по атеистке Кузнецовой нет других вопросов.
То, что техника стиха Светланы Кузнецовой безупречная - с этим никто не спорит.
Желаю здравия и творческих успехов известному православному поэту Наталье Егоровой!
Наталья Егорова 15.04.24 19:21
НИКОЛАЮ КОНОВСКОМУ
А не было у Светланы Кузнецовой никакой степени воцерковленности - атеисткой она была, как и подавляющее большинство советского народа. Умерла - в 1988 году, Какая-то возможность воцерковления в те годы была в Москве, да и то в основном для детей крупного начальства. В Смоленске, например, Щипкову - мать известного ныне всем Щипкова - посадили, она в тюрьме ослепла, а потом умерла. Молодая еще женщина. Так что, в последние лет пятнадцать советской власти возможность стать воцерковленным христианином была вполне сословной. Но я верю странному на первый взгляд заявлению Матронушки Московской, что все, у кого был советский паспорт, спасутся. А ведь так - не может же Господь бросить на произвол судьбы миллионы людей, у которых, по сути, даже возможности выбора не было! А люди советские в подавляющем большинстве - очень хорошие - скромные, добрые, работящие, честные. У меня родители - Царствие им Небесное! - тоже, к сожалению, атеисты. Но жить с верой в то, что твои добрые, честные, порядочные, любящие родители в каких-то адских печах из-за того, что в церковь не ходили - невозможно! Так непонятно кем станешь! Стихотворение Светланы Кузнецовой, о котором идет речь, написано в 1977 году. Предлагаю все же вспомнить об историческом подходе и читать стихи в контексте той эпохи, в какую они написаны. К тому же, в русском языке существует множество устойчивых выражений типа: "магия языка", "волшебство стиля", "очарование пейзажа". А строчка "Лишь белую магию русских снегов" достаточно ясно говорит о том, что строка "Лишь черную магию русского слова"
- это поэтическая фигура речи, а не то, о чем предупреждают на "Спасе". Впрочем, по этой подборке "накатать" Светлане Кузнецовой и без этих строчек много чего можно. Но скажу честно - я не сторонник того, что принято называть "церковной цензурой", и стихи для подборки выбирала по единственному критерию - критерию чистой поэзии. Ибо при другом подходе нам половину Пушкина придется выбросить, не говорю уже о других поэтах и прозаиках. Да мы ведь и не монахи, и такие чудесные чисто канонические стихи, какие писал Силуан Афонский, при всем желании писать не можем. Как сказал один батюшка:" Это мы счастливые, потому что в церковь ходим, а те, кто в церковь не ходит - они и так несчастные, так за что же мы их осуждать будем?" Вот предлагаю из этого и исходить и читать поэтов все-таки в контексте той эпохи, в которую они жили и писали. Особенно, когда речь идет о больших русских поэтах.
Валерий Скрипко 15.04.24 16:58
Да, статья замечательная. Вот только автор,характеризуя Светлану, заметил, что она отличалась "гордостью и простотой". Вместе в поэте эти два понятия никак не соединяются.
Это избранные, гордые люди на своём олимпе. К ним так просто не подступишься. Давно в статьях звучат призывы "открыть для сегодняшнего читателя" творчество Юрия Кузнецова. А это не так просто. В советское время Сергею Есенину наше общество подарило вторую жизнь. Звучали его стихи, песни на его стихи. Поэт легко снова родился. С такими как Светлана Кузнецова - так не получится: в них надо "вслушиваться", за их гордостью увидеть боль и беззащитность! Но Господь ничего просто так. И у них будет своё Возрождение!
Валентина Коростелёва 15.04.24 12:33
Спасибо, Наталья, за весомое слово о драматической судьбе Светланы. Хотя в России... - не знаю, бывает ли иначе. Я была коротко знакома со
Светланой - она приезжала в Киров на декаду Литературы, для меня было ясно - это Поэт и Личность. Вот стихи, ей посвящённые:

КРАСНОТАЛ
К 90-летию Светланы Кузнецовой
1
Ушла. Ничего не случилось,
Не вздрогнул безжалостный свет.
И снова ветра ополчились
На всё, что лелеял поэт...

Ты всё, что судьба нагадала,
Не жалуясь, честно прошла
И нынче огнём краснотала
Над вещей землёю взошла...

2
Унылый взгляд февральского рассвета,
И - книга, одеянием черна.
Читать стихи умершего поэта -
Ходить по красным углям дотемна.

Что ни строка, то вызов неотложки,
И что ни слово, то щемящий свет...
И кто придумал чёрную обложку -
То дно колодца, где спасенья нет?

Давным-давно мы повстречались странно.
Но душ родство не странно, господа.
И руки жжёт «Гадание Светланы»,
И встали бренной жизни поезда...
Алевтина Терпугова 15.04.24 08:37
Спасибо Н. Егоровой за замечательную статью о самобытной русской поэтессе с уникальной судьбой.у. Я впервые прочитала её стихи в каком-то толстом литературном журнале в студенческие годы в начале шестидесятых и почувствовала её родство с поэзией Николая Рубцова. Стихи отличались явной непохожестью с "трибунной"поэзией которая завоевала тогда наше студенчество. В той атмосфере многие не заметили не только С.Кузнецову, но и Н. Рубцова,которого считаю великим национальным поэтом.
Благодарю автора статьи за то, что спасает от забвения настоящего большого поэта.
Владимир Скиф 15.04.24 08:23
НАТАЛЬЕ ЕГОРОВОЙ:
Спасибо, Наталья, за добрые слова, а за Светлану Кузнецову низкий поклон!
Мы тоже в Иркутске отмечаем её Юбилей и я готовлю её подборку в журнале "Сибирь". Прошу соизволения напечатать твой очерк в журнале, предваряя подборку Светланы. В Иркутске жила прекрасная русская поэтесса Татьяна Суровцева, которая тоже знала Кузнецову и писала о ней очерк. Этот очерк мы уже публиковали к прошлому Юбилею. Судьбы этих двух поэтесс очень схожи во многом -- и в творчестве, и в судьбе. Обе шли сквозь жизненные барьеры и гордое одиночество на поэтическом поприще. Отправляю стихотворение Тани Суровцевой памяти Кузнецовой:

СЕВЕР... СЕВЕР...
Памяти Светланы Кузнецовой

На Витиме большая вода
Затопила прибрежные кущи.
Словно осы, жужжат провода.
Облака так легки и зовущи.
По Витиму -- на белой "Москве" --
Сквозь кипящее злое теченье...
Что Москва? У меня в голове
Трепетанье, звучанье, свеченье.
Север, север! Мирская молва
Прокляла... Солгала? Обманулась?
У меня в глове -- синева!
Горным воздухом я захлебнулась.
Стало сердце моё наконец
Золотою подковой певучей.
Я с Витимом иду под венец --
Сибирячка! Звездою падучей...

Из книги Татьяны Суровцевой "Жизнь свою начинаю сначала",
серия "Библиотека Российской поэзии,
Предисловия автора, Любови Сухаревской и Владимира Скифа,
Изд-во МАМАТОВ, Санкт-Петербург, 2016 г.
Николай Коновской 15.04.24 01:19
И стихи Светланы Кузнецовой, и статья Натальи Егоровой лучше и достойнее одно другого. Прочитал с большим интересом. К сожалению, привели в некоторое смущение последние две строки из следующей строфы стихотворения Светланы Кузнецовой "Оплачен мой счёт..."

"Что я призову у последнего крова,
На самом последнем из смертных кругов?
Лишь чёрную магию русского слова.
Лишь белую магию русских снегов."

Ничего не зная о степени воцерковлённости Кузнецовой, всё же полагаю, что "у последнего крова, на самом последнем из смертных кругов" лучше ей было бы призывать свою небесную заступницу - святую мученицу Фотину (Светлану).
Ну, а "чёрная магия русского слова" - это за всякими рамками; сейчас многие проповедники на "Спасе" предостерегают от заигрывания с такими силами. Думаю, они правы.
Прошу прощения, если я кого-то из поклонников и поклонниц Светланы Кузнецовой обидел, но я посчитал нужным всё это сказать.
Наталья Егорова 14.04.24 16:36
ЮРИЮ КЕКШИНУ
Спасибо, Юра, за добрые слова о статье! Да, пишущий Смоленск зачитывался стихами Светланы Кузнецовой еще при ее жизни. Открыли для себя - и читали!
Наталья Егорова 14.04.24 16:30
ВЛАДИМИРУ СКИФУ
Спасибо, Владимир Петрович, за добрые слова! Вы - земляк Светланы Кузнецовой, и Ваше восприятие статьи очень важно - Вам ведь сибирские реалии хорошо знакомы, чего не могу сказать о себе. И посвящение Ваше Светлане Кузнецовой замечательное, потому что очень точное и верное по восприятию ее характера: "Зашепчу над тобою: «Воскресни!»/ И услышу в ответ: «Не хочу!" - вот так бы она и ответила, к сожалению, ибо беспощадно прощалась со всем, включая саму себя.
Наталья Егорова 14.04.24 15:52
АНАТОЛИЮ АВРУТИНУ
Спасибо, Анатолий Юрьевич, за высокую оценку статьи - для меня это очень важно! Да, к сожалению, большого русского поэта Светлану Кузнецову знали и знают только настоящие ценители поэзии, хотя она - одна из лучших поэтов второй половины двадцатого века.
Что касается Светланы Евсеевой - я написала о ней ровно то, что услышала от Светланы Кузнецовой. Как-то зашел разговор о шестидесятниках, я спросила, кого из тех, с кем она начинала, она сама считает талантливым поэтом? Светлана Кузнецова достала первую книгу Светланы Евсеевой и стала читать. Это были такие русские стихи, с такой первозданной свежестью восприятия, что я была потрясена. Светлана Кузнецова добавила, что у Евсеевой в молодости слава была не меньше, чем у Ахмадулиной, а сейчас ее никто не знает и она загибается в Минске. И резюмировала, что такова в литературе русская судьба. "Загибается" здесь относится не к Минску - это мог бы быть любой другой город, включая Москву. Это как раз относится к русской судьбе - ибо при таком талантливом и удачном начале оказаться вытесненной из литературной жизни - это судьба трагическая и серьезная, и, зная наших "эстрадников", увы, закономерная - Светлана Евсеева с ее ярким русским мировосприятием, как и сама Светлана Кузнецова, была обречена, что Светлана Кузнецова прекрасно понимала.
О Таисе Бондарь. Напомню, что Светлана Кузнецова умерла в 1988 году. За несколько лет до смерти "Советский писатель" предложил Светлане Кузнецовой перевести книгу Таисы Бондарь, что Светлана Кузнецова и сделала. Никаких националистических разговоров в те годы не было - да это и невозможно было по самой природе ситуации - СССР, поэт, книга которого выходит в "Совписе"... В те годы Таиса Бондарь была умной, доброй женщиной, безмерно благодарной Светлане Кузнецовой за блистательные переводы. Что с ней было после распада СССР - не знаю. Но для меня остается безмерно важной та поэтическая высота, которой Светлана Кузнецова достигла, в частности, и в посвящении Таисе Бондарь:

Кроны граба и красного тиса
Замыкаются над головой,
Чтобы ты мне приснилась, Таиса,
В черной шали моей грозовой.


Юрий Кекшин 14.04.24 07:30
ВЛАДИМИРУ СКИФУ. Владимир Петрович, ранее читал Ваше пронзительное потрясающее стихотворение памяти Светланы Кузнецовой, тронуло до глубины души. Спасибо!
Юрий Кекшин 14.04.24 07:19
Этой замечательной потрясающей статьей Наталья Егорова напомнила о большом русском поэте. С младых лет зачитывался стихотворениями Светланы Александровны, помню, как резануло по сердцу известие о ее кончине. Достаточно часто беру в руки книгу стихотворений Светланы Кузнецовой и погружаюсь в мир ее удивительной поэзии, которая живет в моем сердце. И будет жить до моего смертного края. Наташа, спасибо за статью!
Владимир Скиф 14.04.24 06:05
Дорогая Наталья Николаевна, благодарю за потрясающий, воспоминательно-честный, глубокий очерк о нашей сибирячке, великой русской поэтессе Светлане Кузнецовой. Я был с нею знаком, встречался в Иркутске, одарен её книгами "Соболи", "Соболиная тропа" и посвятил стихи её памяти:

ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ КУЗНЕЦОВОЙ
Запирайте заботливо души,
Не ссылайтесь сегодня на лень,
Чтобы, ваше застолье нарушив,
Не вошла моя лёгкая тень.

Светлана Кузнецова «Завещание»

Вот и канули в прошлое битвы.
Ты уходишь, как свет – в высоту.
Зашепчу над тобою молитвы,
Что хранили твою чистоту.

Запою твои горькие песни,
В изголовье поставлю свечу.
Зашепчу над тобою: «Воскресни!»
И услышу в ответ: «Не хочу!
Не хочу. Ты моё «Завещанье»
Прочитай – и узнаешь тогда,
Что меня моё чёрное знанье
Торопило уйти навсегда.
Встало куполом Чёрное Знанье
Посреди затверделого дня,
Мне присвоило новое званье…
Вот и вы проводили меня.
Это званье пойдите – измерьте,
Суетливое дело верша.
Это ЗНАНЬЕ – из жизни и смерти,
До него досягнула душа.

Потому-то и живо сознанье,
Что с души начиналось, с неё.
Я-то знала, храня, как преданье,
Это вещее знанье моё».

1988
Анатолий Аврутин 13.04.24 22:38
Гениальная статья о выдающейся русской поэтессе. Я еще в самом начале своего творческого пути зачитывался стихами Светланы Кузнецовой, хотя в моем Минске мне её никто не рекомендавал -- ее попросту не знали. Хотя нет -- конечно же, знала та самая Светлана Евсеева, которую дорогая Наталья Николаевна почему-то назвала "постепенно загибающейся в Минске" еще в ту далёкую пору... Светлана Георгиевна, которой пошел 92-й годок, здравствует до сих пор и даже входит в состав редколлегии редактируемого мной журнала "Новая Немига литературная". Стихов, правда, в последние годы для публикации не предлагает...Таису Бондарь тоже хорошо знал, не раз слышал от нее в конце 90-х -- начале нулевых разговоры об их дружбе с Кузнецовой и всегда удивлялся тому, как такое возможно -- достаточно откровенная белорусская националистка и посредственная поэтесса Бондарь и ярчайшая русская поэтесса Светлана Кузнецова... Впрочем, другие подробности их взаимоотношений мне неведомы... А стихи Светланы Кузнецовой жили и живут в сердце и душе...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА