Страница: 1 2 Все |
Елена Балашова | 14.05.25 08:45 |
Уважаемый Владимир Васильевич!
Глубоко признательна Вам за такой чудесный комментарий к моим стихам.Конечно, понимаю, что Вы меня перехвалили и отношусь к похвалам с пониманием того, что Вы хотите помочь мне верить в свои возможности и делаете это совершенно искренне. Бесконечно Вам благодарна за это! |
Владимир Корнилов | 13.05.25 15:01 |
лене Балашовой
Отзыв на подборку стихов Елены Балашовой «Успеть почувствовать, успеть сказать...» в «Российском писателе» за 2 марта 2025 г. Уважаемая Елена Львовна! Вам покажется, наверное, странным этот мой запоздалый отзыв на Вашу подборку «Успеть почувствовать, успеть сказать...», опубликованную на сайте еще 2 марта этого года. Постараюсь внести ясность. Дело в том, что просматривая свои статьи-размышления над общим материалом своей будущей книги «Сроднило нас русское слово» – и отмечая понравившиеся стихи талантливых поэтов, опубликованные в «Российском писателе» за несколько лет, – я увидел среди них и эту Вашу уникальную подборку. Прочитав из нее взахлёб дюжину великолепных стихотворений, я уже не мог остановиться, чтобы не дочитать их до конца и не ответить на них своим восторженным отзывом. Стихи сразу же зацепили меня, поразив своей философской глубиной и разноплановостью тем – от лирически светлых, наполненных дыханием весенних ветров и безудержной влюблённости – до стихов, пронзающих меня своим ознобом и неизбывной горечью от непосильных тягот, доставшихся русскому человеку в разные исторические периоды жизни его Отечества… С этого момента я стал истинным почитателем Вашего безукоризненного таланта. За то и благодарю судьбу, что однажды свела меня с Вами на одном из удивительных «литературных перекрёстках», называемых «Российским писателем». P.S. И еще хочу обратиться ко всем авторам когда-либо необоснованно нападающим со своими грязными пасквилями на неповторимое по художественному богатству творчество большой русской поэтессы, Елены Львовны Балашовой. И моё обращение здесь, – как бы указание о причинённых ей обидах – и касается в первую очередь оно персонально «самодеятельного» поэта Ивана Ерпылёва, который по сей день так и не извинился перед Еленой Львовной за своё унизительное поведение на сайте «Российского писателя» за 2 марта. Но хочется сказать особое спасибо единомышленникам Елены Львовны: Наталье Радостевой, Андрею Калмыкову, Владимиру Шостаку, Владимиру Проскурякову, Наталье Вахрушевой и др., кто своим душевным теплом и глубокими профессиональными отзывами сумели защитить на сайте от поругания неподражаемое творчество Елены Львововны Балашовой. С уважением, Владимир Корнилов – член СП России, лауреат мн. международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей. 13 мая 2025 г. |
Александр Душкин | 18.03.25 17:55 |
СНЫ ИЗ БУДУЩЕГО И НАСТОЯЩЕГО
Предваряя подборку стихотворений молодого оренбуржца Ивана Ерпылёва, хотел бы привести несколько строк из моей рекомендации этому талантливому поэту в союз писателей России: «Стихи Ивана Ерпылёва до его дебютной книги выходили во многих оренбургских периодических изданиях, в коллективных сборниках. Его острые, очень современные стихи, отражающие новый взгляд на злободневные проблемы, вошли в одну из самых читаемых на сегодняшний день составленную мной антологию «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!..». Я рад, что на карте не только Оренбургской области, но и всей России, появился сильный, яркий, умный голос действительно молодого поэта, и верю в его литературное будущее. Считаю, что именно таких ребят, идущих нам на смену, мы должны горячо и независтливо приветствовать». Формально Иван Ерпылёв пишет нерифмованным стихом – верлибром, порою органично переходящим в ритмизованные белые стихи. Но именно эта свободная форма даёт простор для его сложных, многоплановых, семантически нагруженных метафор. Но из этой фантасмагоричности, как в окуляре телескопа с тысячекратным приближением, проступает лицо неотвратимой реальности. Кажется, метафоры Ивана Ерпылёва знают такое, что нам ещё не открыто, заглядывают за такие пределы, которые ведомы только поэтам и пророкам. Печально, но хочется читать дальше, чтобы узнать, что же будет на следующей странице цивилизации, в следующем абзаце Апокалипсиса... Геннадий КРАСНИКОВ 1-6 января, 2013, Сочельник https://rospisatel.ru/erpyljev-stihi.htm |
Елена Балашова | 8.03.25 14:22 |
АНДРЕЮ КАЛМЫКОВУ
Дорогой Андрей! Простите, не нашла Вашего отчества, но я не могу не поблагодарить Вас от всей души. Как мне радостно прочитать Ваш комментарий .Вы подлинный рыцарь, которых у нас в России, к счастью не так уж и мало. Вы умеете читать душой и сердцем. Очень Вам признательна за это! |
Андрей Калмыков | 8.03.25 13:16 |
Николай Гумилев
Деревья Я знаю, что деревьям, а не нам, Дано величье совершенной жизни, На ласковой земле, сестре звездам, Мы – на чужбине, а они – в отчизне. Глубокой осенью в полях пустых Закаты медно-красные, восходы Янтарные окраске учат их, – Свободные, зеленые народы. Есть Моисеи посреди дубов, Марии между пальм… Их души, верно Друг другу посылают тихий зов С водой, струящейся во тьме безмерной. И в глубине земли, точа алмаз, Дробя гранит, ключи лепечут скоро, Ключи поют, кричат – где сломан вяз, Где листьями оделась сикомора. О, если бы и мне найти страну, В которой мог не плакать и не петь я, Безмолвно поднимаясь в вышину Неисчислимые тысячелетья! Очень сильное песенное начало во всей предпраздничной подборке Елены Балашевой! Так же, как и подземные ключи Николая Гумилева, и колодезная ледяная вода из стихотворения самой поэтессы, стихотворения этой подборки, «точа алмаз, дробя гранит» поют, кричат – где «сломан вяз, где листьями оделась сикомора». Искусство для искусства или искусство для жизни? В статье «Жизнь стиха» в журнале «Аполлон» Николай Гумилев не ставит знак равенства между этими двумя принципами и не возвышает один над другим: «Этот спор длится уже много веков, не приводя ни к каким результатам, и не удивительно: ведь от всякого отношения к чему либо, к людям ли, к вещам или к мыслям, мы требуем прежде всего, чтобы оно было целомудренным. Под этим я подразумеваю право каждого явления быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия, и другое право, более высокое, – служить другим». Как ясен мир в любви и доброте, Когда душа прозрела и созрела. Поэзия Елены Балашовой помогает душе читателя «прозревать и созревать», и это одно из ее самоценных качеств. Стихотворение «Вода в колодце ледяная,..» из подборки, его ледяную живую воду можно было бы сравнить с водой из разбитой урны из пушкинского стихотворения «Царскосельская статуя», но у Пушкина – вечно печальная дева. У Елены Балашовой же лирическая героиня, скорее, хранительница, охранительница того порядка, устоя на Руси, который есть всегда. Вода льется, время течет, а устой, порядок как был, так и остается, слава Богу! Дорогая Елена Львовна, спасибо Вам за Ваш поэтический труд, насколько он нелегок, знаю не понаслышке! От всей души поздравляю Вас с Праздником Весны! Пользуясь случаем, от всей души поздравляю всех женщин – авторов и читательниц замечательного сайта «Российский писатель», уважаемую Елену Игоревну Дорошенко – с Международным Днем 8-ое марта! Будьте любимы и счастливы! |
Елена Балашова | 7.03.25 20:18 |
Владимиру Евграфовичу, Андрею Петровичу, Марфе.Спасибо вам всем- огромное, мои дорогие, что умеете поддержать в трудную минуту.Марфа, Вам очень благодарна за поздравление и, в свою очередь, хочу поздравить и Вас с Весною , с нашим женским праздником.
Ивану Ерпылёву. А Вам я желаю стать, прежде всего, Человеком, а уже потом - поэтом. Работайте себе на радость профессионально с образами |
Марфа | 7.03.25 17:35 |
Елена Львовна!
Разрешите поздравить Вас с женским днём 8 марта! И пожелать здоровья, крепости духа и новых стихов! Несколько слов о другом. И. Ерпылёв: Что касается моих «Килек», ... это ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ стихотворение. Поверьте, Вам (Е.Б. Балашовой) такого стихотворения никогда не написать Однако… Не надо призывать всех любить “Кильки в томатном соусе”, это блюдо далеко не всем по вкусу со всеми его аллюзиями! И далеко не все “читатели старшего поколения - обыватели - ценят поэзию Асадова, Рубальской, Высоцкого, потому что там всё "просто и понятно" “. Не надо поднимать самому себя на высоты, ждите, когда Вас поднимут другие. |
Владимир Шостак | 7.03.25 16:45 |
Иван. Ваши потуги вызывают лишь улыбку. Вы только взгляните на комментарий выше Вашего. Там ведь "умный Ваня" взято в кавычки. Вам это ни о чём не говорит? Что Вы всё тужитесь надуться с вола? Понять Вашу неугомонность можно. Но, увы, это ничего не изменит. Дуйтесь-не дуйтесь, а не получится. Вы прямо как капризный ребёнок, который во что бы то ни стало требует красивую игрушку (то бишь признания Вас талантливым и компетентным критиком). И ради этого готовы на любые выдумки. Извините, но помочь Вам не сможет никто, кроме Вас. Конечно, ребёнок ещё не понимает этого. Ему надо - он и требует. Но Вы-то не ребёнок. Жизнь - штука серьёзная и бывает жестока. Врать Вам ради Вашей игрушки никто не будет. Ей-Богу, приходится объяснять прописные истины, которые Вы, юрист с высшим образованием, должны бы уже давно знать.Одно Ваше предложение присвоить писателям разряды по степеням талантливости чего стоит. Вот когда Вы поймёте, что это потрясающая и примитивная чепуха, тогда Вы станете тем, кем страстно хотите стать. Но что-то мне подсказывает, что это эпохальное событие не случится. |
Андрей Смолин | 7.03.25 13:32 |
"К чему в обаянии умного Ваню держать?"... Когда-то, в 1969 году, Виктор Астафьев, охаживая Николая Рубцова полотенцем по спине, говорил: "Нет среди нас гениев, нету!" Бывает так, что человек формально прав в каких-то тезисах, а перебирая в повышенной тональности и категоричности суждений, вызывает обратную реакцию. А ведь Иван вышёл на правильную дорогу, сказав, что у нас есть разные читатели. Значит, и поэты должны быть разные. Умница Марина Маслова как-то сказала: "Излишняя образность". А нужна ли читателю такая "образность"? Я уверен, что стихи Елены Балашовой быстрей найдут отклик у читателей, чем эпатаж "умного Вани". Таков закон восприятия текстов. И по поводу книг, изданные до 1991 года. Видел бы Иван полки в книжных магазинах того времени, забитые сборниками "Молодой гвардии" или "Современника". Десятки погонных метров поэзии... Скажу по секрету, из тех имен мало кто в поэзии и остался... С аргументами надо быть поосторожней... |
Иван Ерпылёв | 7.03.25 12:25 |
В. Шостаку. Какие такие "неписанные законы поэзии" позволяют небрежно рифмовать или рифмовать банальности? Быть может, это законы новой, современной поэзии, в любом случае, такие "законы" для меня не авторитет. Я высказал мнение, защитники Е. Балашовой высказали своё, хорошо, что меня услышали. Что касается стиля и текста моих комментариев, это ведь не рецензии, а беглый отклик на интернет-публикации. Собственно рецензии я пишу редко.
Н. Радостевой. О "самодеятельности". Есть такое понятие - "смотр художественной самодеятельности". Мне представляется, что русская поэзия современная превращается именно в него. Да, Е.Л. Балашова - член СП России, но я веду речь о подборке, о плохих стихах, что в этой подборке Е.Л. Балашова предстает как самодеятельный автор, региональный автор без намека на профессионализм. Быть может, есть другие стихи. Здесь у Елены Львовны есть две возможности, как выйти из ситуации: советоваться с редакторами по поводу стихотворений и те, которые неудачные, не публиковать вообще, либо переделывать, дорабатывать их. Но, судя по тому, что неудачные практически все, и это вызвано именно неумением профессионально работать с образами (заметьте, вся образность в представленной подборке - либо на уровне школьного эпитета, либо штампы, либо общие слова), неумением "воспарить над миром", следует с печалью констатировать, что этот поэтический уровень - "потолок" костромской поэтессы, и более её неподъёмными требованиями к поэзии не мучить. Что касается сайта, то я ни в коей мере никогда не претендовал на его "редактирование", напротив, я благодарен Елене Игоревне, что она позволяет мне высказывать в комментариях моё мнение, зачастую у обитателей сайта непопулярное. Е.Л. Балашовой. Елена Львовна, никакого стремления оскорбить Вас или Ваших читателей у меня нет. Я не видел Вас и не знаком с Вами, у меня нет никаких личных мотивов по отношению к Вам и Вашему творчеству, единственное что, я высказываю здесь моё суждение относительно представленной подборки, и, думается мне, делаю это предельно корректно. Что касается падения интеллектуального уровня читателя, да, это общая проблема. Читатели старшего поколения - обыватели - ценят поэзию Асадова, Рубальской, Высоцкого, потому что там всё "просто и понятно". Высокий уровень читателя именно стихотворений у нас безвозвратно утрачен. Сейчас востребована «поэзия обывателя», говорящая о вещах простых и понятных, вызывающая отклик в сердце обывателя, быть может, даже приправленная дешевой водичкой слезливости или перчинкой пошлости. Все эти современные Солы Моновы, вся «блогерская поэзия», вещающая в столбик о вещах очевидных, по сути, рифмованные номера КВН, это ответ на читательский запрос. Но ведь поэзия - это сконцентрированная суть языка, вектор его дальнейшего развития. Неужели русское национальное сознание настолько вялое и приземленное, что ему хватает неумной рифмованной жвачки? В Вашей подборке я не увидел каких-либо поэтических открытий, смелых мыслей, развернутых образов, напротив, в ней очень много банальностей и штампов. Поэтому я и сказал, что такие стихи пытливого, умного читателя не удовлетворят. А ведь именно для таких, немногих, настоящих читателей и интересно работать поэту, тем более, что поэзия всегда была элитной частью литературы, не для всех. |
Владимир Шостак | 6.03.25 17:31 |
Спасибо, Иван, за то, что так подробно отвечаете и защищаете свою точку зрения. И, главное, без обиды. Так и надо. Но боюсь, что Ваш подробный ответ мало что изменит. Я Вас очень прошу не обижаться, но и ответы Ваши, как правило, тоже весьма, как бы помягче сказать, своеобразны и симптоматичны. И я, и все остальные поняли, что как Вас ни критикуй, Вы всё равно изобретёте возражения, даже придумывая их. Я прекрасно понимаю, что первый запал у Вас прошёл, но ведь возразить и остаться правым вам очень хочется. Напрасно, Иван. Ничего не выйдет. На каждое Ваше возражение имеются тысячи контраргументов, причём не изобретённых, а опирающихся на писаные и неписаные законы поэзии. Но трудиться приводить их вряд ли кто-нибудь захочет, ибо все поняли, что это безрезультатное занятие, что Вы даже вопреки законам возразите и останетесь в душе великим поэтом. На самом деле Вам бы подучить русский язык надо. Например, что это за выражение у Вас: "Эти их возражения не направлены на опровержение моих аргументов, что стихи Е. Балашовой, представленные в подборке, не профессиональны...." и так далее? Иван! Это же неграмотно, не лезет в русский язык. Перед "что" пропущено "утверждающих". И это не случайная описка, а именно неграмотно выраженная мысль. Выходит, и аргументы неверны, и неграмотно записаны. А Вы всё рвётесь учить других. Поверьте, дорогой, бросьте Вы рецензировать. Прямо как неудобно себя чувствуешь, возражая Вам. А выбора Вы не оставляете, ибо не возражать Вам ещё хуже. Вы же обижаете хороших поэтов. А они-то причём? Мне, например, их жаль. Это ж Вы сами виноваты, изобретая все эти Ваши обвинения, да ещё и упорно защищая их. |
Елена Балашова | 6.03.25 17:01 |
Наталии Радостевой
Дорогая Наталья Евгеньевна, благодарю Вас сердечно. Вы прекрасно понимаете, что "словом можно убить, словом можно спасти"( В.Шефнер).К сожалению, у Ивана Владимировича цель не спасать. Но... Так и живём да хлеб жуём. Покуда живы - не умрём Врагам своим в угоду. Мы снова камни соберём, Мы вновь "Дубинушку"споём. Мы - крепкая порода! Горят рябины и душа, Но из небесного ковша Хлебнёшь и - за работу! Нет, не за медный звон гроша Живём мы, каясь и греша, Лишь об одном забота: Покуда живы - Русь стоит, Рябина горькая горит- Награда и отрада. Хлеб пожуёшь - и вот уж сыт, Душа над бренностью парит, А бОльшего не надо! |
Наталья Радостева | 6.03.25 13:57 |
Ивану Ерпылёву
Что значит "самодеятельную поэтессу Е. Л. Балашову"? Разве она Вам не коллега, не член нашего Союза писателей России? Вы значение-то слова "самодеятельный" хотя бы знаете? Сами-то что - не самостоятельны, не по собственному почину и не по личной инициативе стихи пишите? Нечто по чьему заданию или заказу? Или не принадлежите к широким массам нашего российского народа, из какой иной категории? Кстати: правда чи нет, что ныне - из своих предпочтений, вкусов и установок, Вы наравне с Еленой Игоревной Дорошенко, сайт РП модерируете? |
Елена Балашова | 6.03.25 12:53 |
ИВАНУ ЕРПЫЛЁВУ
"...дорогими НЕОБРАЗОВАННОМУ читателю" (И.Е.) Я поняла, Иван Владимирович, что Вы непременно хотите унизить и оскорбить меня как можно сильнее. Но зачем же оскорблять всех моих читателей? |
Иван Ерпылёв | 6.03.25 11:33 |
Отвечаю по пунктам.
В. Шостаку. 1. Да, все, кто мне здесь возражают, бросились защищать самодеятельную поэтессу Е.Л. Балашову от вполне профессиональной и объективной критики. Эти их возражения не направлены на опровержение моих аргументов, что стихи Е. Балашовой, представленные в подборке, не профессиональны, то есть не соответствуют технике стиха, с точки зрения содержания, раскрытия тем банальны и ничего нового в русскую поэзию не привносят. 2. Ахматовское «когда б вы знали, из какого сора…» относится именно к темам. Да, любое обыденное впечатление может стать стихотворением при надлежащей литературной обработке. Единственное что - из мелкотравчатых мыслей стихи не растут. «Абсолютно неграмотный взгляд на поэзию» как раз у Вас. 3. Про «выгнутую» подкову я сказал саркастически, что, мол, «выгнуть» подкову и то легче, чем «выгнуть» бровь. Попробуйте движением мышц «распрямить» бровную дугу. Когда получится, я признаю, что Е. Балашова анатомически права в своём неточном выражении. Е. Балашовой. Елена Львовна, не нужно выступать в качестве учительницы начальных классов в высшей школе. В этом случае как раз «мне жаль Елены Балашовой» (родительный падеж). Как Вы правильно пишете, только приводите слово в винительном падеже («Елену Балашову»). А если бы был неодушевленный предмет, то был бы винительный падеж. То есть «мне жаль (испорченный) котелок». А не «жаль котелка». Это всё нюансы, но поэт их должен знать, или, по крайней, мере чувствовать органически, должно быть чувство языка. Хотя бы на том уровне, что «жаль Елены Балашовой» звучит как-то более благородно, естественно, чем «жаль Елену Балашову». Что касается моих «Килек», как Вы изволили выразиться, это замечательное стихотворение. Это сквозная метафора, это приметы времени, это аллегория, это аллюзия к классике (Чеширскому коту). Поверьте, Вам такого стихотворения никогда не написать, а я его написал в 2011 году, когда мне было 22 года. В. Проскурякову. «Проживать» вместе с автором банальные, непрофессиональные стихи невозможно. Иногда нужно побыть и литпрозектором. Автора уже поздно чему-то учить, к чему-то призывать, уже получилось то, что получилось. То же самое и Елена Осминкина, и Нина Волченков - поэтессами они уже никогда не будут, несмотря на то, что пытаются на этом сайте оставлять льстивые комментарии к публикациям других поэтов. Этой лестью в литературу не войдешь, не войдешь и «литпроцессом», то есть какими-то премиями, публикациями. Остаться можно только хорошими произведениями. Стихи Елены Балашовой - редкое даже сегодня собрание прописных истин. Е. Балашова - хороший психолог. Она специально выбирает «болевые» точки читателей (одиночество пенсионера, противопоставление картошки и ножек Буша). Всё это мимикрирует под поэзию, но на самом деле является афоризмами, штампами, сто раз петыми и перепетыми, но, видимо, потому и дорогими необразованному читателю, что над этими стихами не надо думать, всё в них близко и понятно его заскорузлому уму. Совершенные штампы, петые и перепетые: «музыка небес», «река времён», «пела вода», «распятой на кресте», «белая голубка», «второй хлеб», «синица в руке», «родимые веси», «дождик… постучал в окно», «насущный хлеб», «вера святая», «душа с небесами… говорит», «священный огонь», «листаю… календарь жизни». Из штампов можно ведь сделать новый образ, если их использовать как-то по-другому, переиначить. Например, расхожее выражение «распятый» кто-то из поэтов обыграл как «распятый перекрёстками дорог». Но для этого нужна интеллектуальная работа, творческое осмысление, преображение действительности, создание новых образов, а не просто «что вижу, то и пою». Нет у Е. Балашовой ни одной развёрнутой метафоры, стихи скудны, лапидарны, сухи, ничем не запоминаются. Тут же, рядом, не образы, а какие-то канцеляризмы. «К лету свершён поворот». Учить тут поздно, призывать к чему-то - тоже поздно. Единственное, что я увидел из биографии автора, что первую книгу Е. Балашова издала только в 1993 году, то есть уже после Советской власти. И в биографии ничего нет о каком-либо образовании. Зная о том, что в СССР неплохо работала система поддержки талантливых авторов, странно, что у Е. Балашовой не вышло ни одной книги в советское время. Возможно, в то время её как профессиональную поэтессу и не рассматривали. Но это, оговорюсь, только предположения. |
Владимир Проскуряков | 5.03.25 15:37 |
Ивану Ерпылёву.
Иван, Вы - не критик, который сначала старается прожить произведение вместе с автором. Вы скорее напоминаете патологоанатома, который в резиновых перчатках, вооружившись скальпелем и пинцетом, "препарирует стих: вот это ещё годится, а это - в сторону, это г...... Елена Львовна, уж простите, не удержался! |
Елена Балашова | 5.03.25 10:29 |
И.ЕРПЫЛЁВУ
"Да, Е.Балашова, время рассудит, Ваши стихи забудутся. ...Жаль мне, конечно, Е.БалашоВОЙ, но что поделать."( И.Е.) Учить русский язык, вот что надо делать, Иван Владимирович. Жаль - кого? - род. падеж. БалашоВУ.Но в Вашей жалости , простите, я и не нуждаюсь.А Ваша "Килька...", разумеется останется, как шедевр мировой поэзии.А " СОСТАВЛЯТЬ ТЕКСТЫ" я и не пытаюсь.Это прерогатива Ваша. |
Елена Балашова | 4.03.25 16:29 |
Дорогие Владимир Петрович, Римма Кузьминична, Владимир Евграфович, вставший , словно рыцарь мою защиту, всем вам я глубоко благодарна.Как сказал прекрасный русский поэт Николай Рубцов "...За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью". Кланяюсь всем вам низко. |
Владимир Шостак | 3.03.25 22:21 |
Ну что ж, раз Иван стоит на своём, придётся кое-что пояснить ему.
1. Почему, Иван, все, кто Вам возражает, "идут не в ногу", а Вы один шагаете "в ногу", причём "в ногу" только сам себе? И никому больше. 2. Цитирую Вас: "Поэт должен воспарить над миром, видеть то, о чём пишет, со стороны". Извините, но на эту феноменальную мысль даже возражать не хочется. А как же "Когда б вы знали из какого сора растут стихи.."? Или и с этим спорить будете? С Вас станет. Абсолютно неграмотный взгляд на поэзию. 3. Ну а перечисленные Вами недостатки доказывают только отсутствие у Вас поэтического взгляда. - Выгнуть бровь возможно. Это есть во многих произведениях. А вот согнуть подкову нам с Вами невозможно. К тому же "выгнуть" и "согнуть" - разные глаголы и означают разное. - Выражение "сгустить чернила" поэтически тоже возможно. Это образное обозначение определённого действия. И тоже употребляется. - "Неудобочитаемое слово" - это, скорее, придирка. - Пенсия увенчала работу? Ну и что? Это же как бы награда за долголетний труд. Здесь пенсия выполняет роль венка. Сказано поэтически. "Шёпот сумерек растает льдинкой на губах". Тоже прекрасно и очень поэтично. Не советую я Вам, Иван, с таким деревянным видением писать рецензии. Да ещё и настаивать на них. Вы же позорите себя. Правда, госпожа Воронина вступилась за вас. Мысль-то у неё правильная. Как говорится в известном фильме: "Что-что, а право-то Вы имеете". Но нельзя забывать и о праве возражать на критику, если несогласны с ней. Вот на личности переходить нельзя. А во всём, что касается творчества, дискуссии не только возможны, но и нужны. Разве мы что-то нарушаем? |
Татьяна Воронина (Никитенко) | 3.03.25 21:07 |
Что с вами со всеми не так? Иван ясно излагает, что не так с поэзией Балашовой. Не хотела вступать в дискуссию. Не поэт, не критик, не эксперт. Но даже мне понятно, что стихи кондовые, простецкие... Слишком простецкие. Не стала бы этого писать, уважая возраст автора. Но вы все дружно огульно наехали на критику. Вы реально не различаете хорошую и плохую поэзию? Или тут другое?
Не читала стихи Ерпылёва. Но тут его поэзию не к месту вспоминать. Тут он выступает как критик. Ну так предъявляйте ему претензии как к критику! А вы огрызаетесь: сам дурак! Не красиво! |
анатолий смышников | 3.03.25 20:37 |
Что- то подсказывает, что в нашем "овальном кабинете" уважаемого сайта появился свой маленький диктатор, готовый спорить и вести себя очень недипломатично, не взирая на достойные имена и их мнение. |
Наталья Вахрушева | 3.03.25 20:17 |
Бедный Иван Ерпылёв! Он так тужится и пыжится, чтобы казаться умным. Когда-то, читая его пластмассовые стихи, я умилялась его молодости и активности. И думала, что вот подрастет - и поймет разницу между живым и мертвым. Но нет - как громыхал искусственным интеллектом, так и громыхает. Видно, все-таки живая душа не каждому дана. Только с возрастом его искусственность и агрессия все больше напоминает психическое заболевание. |
Иван Ерпылёв | 3.03.25 19:23 |
Я не говорю, что Е. Балашова пишет об обыденных вещах, о природе. Выбор тем здесь не при чём. Посмотрите, как мастерски пишут о том, что нас окружает, Татьяна Грибанова или Евгений Юшин. Е. Балашова просто выражает точку зрения обывателя в своих стихотворениях. Если бы она писала о Париже, то зарифмовала бы путеводитель. Поэт должен воспарить над миром, видеть то, о чём пишет, со стороны.
Не говорю и о том, что бедность мышления порождает бедность, неточность образов: "И, выгнув красиво холёную бровь". Выгнуть бровь невозможно. Это вам не подкова. «Сгустить чернила» - это не фразеологизм «сгустить краски». Надо поосторожней с устойчивыми оборотами. «Прилгнуть» - это такое неудобочитаемое слово. «Пенсия работу увенчала» - не знал, что Пенсия - это синоним лаврового венка. «Шёпот сумерек растает льдинкой на губах». Сама-то Е. Балашова поняла, что написала? По-моему, это мудрёнее авангардистов, но мудрёнее от невежества. «Век наступает, расправив свои плечи». Хуже штампа нельзя придумать. А то новый век где-то в канаве ползёт, согнувшись. Причём тут его плечи, даже если это антропологический образ? Что он даёт? Не чувствует автор языка, не знает его, не может свободно и легко составить поэтические тексты на русском языке. И мне стыдно напоминать автору, что надо бы рифмовать как следует. «Приукрасить - классе», «скрылось - милость», «лики - безликих», «растревожит - дождик" - это рифмы очень и очень слабые. Не говоря уж о глагольных. Да, Е. Балашова, время рассудит, ваши стихи забудутся. У вас нет ни своего поэтического почерка, ни «изюминки», такие однообразные стихи пишут километрами. Если бы ко мне с такими стихами пришёл человек, я бы в союз не рекомендовал, но объяснил, что и как, посоветовал бы поучиться, почитать. Но все проблемы - не в технике стиха, а в мировоззрении. Обывательское восприятие мира, отсутствие кругозора, отсутствие поэтической начитанности влечёт и бедность самого языка, и ошибки, и бедность рифмы, и неумение точно сказать, о чём думаешь. Жаль мне, конечно, Е. Балашовой, но что поделать. |
Татьяна Воронина (Никитенко) | 3.03.25 17:01 |
Зачем вы в штыки принимаете критику? Критика была всегда. В 19-ом веке даже Пушкину доставалось. Что ж вы такие недотроги? |
Римма Кравченко | 3.03.25 15:53 |
Уважаемая Елена Львовна, только хотела написать об этом, но меня опередил Владимир Скиф. Как же не услышал новоявленный критик на сайте "Луговых колокольчиков звон, золотых одуванчиков вздох,
жаворонков жемчужных горох"? Разве это обывательская банальность?- Это всё наше русское, родное, идущее от сердца из глубинки России, которое хочется положить на музыку...."Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья- это русская сторонка, это Родина моя"- Это тоже можно назвать банальностью?. Или нужно писать " рифмованную заумь для горстки эстетов, которым традиционная литература и на дух не нужна?", как сказал Юрий Щербаков. У Вас замечательные стихи, Елена Львовна, в них тепло, свет , доброта и жизненные раздумья. С наступающим женским праздником! |
Владимир СКИФ | 3.03.25 14:54 |
Дорогая Елена Львовна!
Только за одно вот это стихотворение вас можно назвать исключительно талантливым и не похожим ни на кого поэтом: Отшумели весенние ливни, Отцвели одуванчики в срок, А душа всё по-детски наивна, Все уроки ей, видно, не впрок. Всё считает кукушкины годы, Ей синица в руках - не резон. Всё желанней безумной свободы Луговых колокольчиков звон. Всё милей ей родимые веси, Золотых одуванчиков вздох Да рассыпанный в поднебесье Жаворонков жемчужный горох. Это стихотворение - ваш истинный автопортрет, написанный с той детской непосредственностью и отчасти наивностью, которая влечёт и радует настоящего читателя, влюблённого в русскую словесность. Милый жаворонок! Этим стихотворением вы ответили и нам всем, любящим честных, чистых и нежных провинциальных поэтов, и Ерпылёву, который пытается взлететь высоко, не замечая серебряных жаворонков истинной поэзии. Спасибо вам за это пронзительное, жемчужное пение среди русских полей Чухломы и костромских просторов. Низкий вам поклон! |
Елена Балашова | 3.03.25 14:50 |
Наталье Юрьевне Тяпугиной ( Леваниной).
Дорогая Наталья Юрьевна, Вы знаете, как я искренне и глубоко признательна Вам за все Ваши добрые слова в мой адрес. Но просто не могу ещё и ещё раз не поблагодарить Вас за это. |
Наталия Тяпугина (Леванина) | 3.03.25 14:26 |
Особенность поэтического дара Елены Балашовой в том, что дар этот не просто - настоящий, подлинный, это какой-то со-природный дар, незримой пуповиной связавший художника с родной Костромщиной, с её землёй и людьми.
Поэзию недаром считают душой подвига и подвигом души. Это сложнейший процесс обращения красоты в добро. Это именно подвиг, потому что с трудом и невероятными усилиями талантливый человек, породнившийся со Словом, подвигает читателя к самому главному, подчас заброшенному и забытому – к душе. К его и своей душе. По сути, роднит их. Елена Балашова - честный, целомудренный и отважный в своём Слове поэт. Вот уж для чего, действительно, нужна смелость этой женщине, так для выражения своей природной искренности. Ведь живет Елена Балашова, что называется, на миру, в самой гуще народной жизни. Это трудный дар - не отрываться от своих корней. Он требует любви, терпения, преданности. Зато и награждает по-царски. Ты обретаешь особое зрение, можешь прозревать метафору, понимать смысловые глубины символа, улавливать поэтическую материю в обыденном и даже низком. Елена Балашова в своих стихах, как видим, не сторонится прозаизмов, которыми переполнена жизнь, и не только в нашей русской глубинке. В её стихах нет манерной стилизации, она не заигрывает со своим читателем и не напускает многозначительного тумана. Её сила – в поэтической правде и естественности, которым безоговорочно веришь. Творчество Елены Балашовой самим фактом своего тихого и чистого существования отрицает пошлую тарабарщину современного продажного языка и отменяет почти тотально грязное сознание его носителей. А потому ей порой позволяется воспарить до высот невыразимого, где рассыпал весенний жаворонок свой жемчужный горох: Успеть почувствовать, успеть сказать Ни времени, ни сил мне не хватает, И этот мир, как Божья благодать, Как снег весною - тает, тает, тает… Не удержать мне этот мир земной. Из рук моих он выскользнет однажды, И захлебнусь я неба глубиной, Чтоб на Земле не умереть от жажды. |
Елена Балашова | 3.03.25 13:33 |
Мои дорогие читатели!
Как я вам всем бесконечно благодарна за поддержку и внимание : И Вам, Серёжа Зубарев, и благородному человеку и воину Владимиру Ефремовичу Шостаку, и Наташе Вахрушевой,и Марфе, и Аллочке Линёвой, и Анечке Ретеюм .Благодарна за понимание того, что только вместе мы можем и должны спасти наше родное Слово. А И.Ерпылёву скажу только одно: не Вы, но Время всё расставит по своим местам. |
Марфа | 3.03.25 13:12 |
Уважаемая Елена Львовна!
В первом посте я не поблагодарила вас за стихи. Пишу повторно, чтобы поблагодарить за Ваше тёплое, душевное, я бы сказала, родное Слово! Здоровья Вам и всего наилучшего! С уважением. |
Анна Ретеюм | 3.03.25 12:51 |
Благодарю, дорогая Елена Львовна, за живое слово. Живые-то слова на дороге не валяются, а чудесно растут из живой души в нашем привычно уже помертвелом мире. Будьте здоровы! Ждём новых публикаций. |
Алла Линёва | 3.03.25 11:44 |
Извиняюсь за описку: без "химических" примесей. Ещё раз обнимаю Вас, Елена, и брагодарю за подборку. |
Алла Линёва | 3.03.25 11:36 |
В СТОЛОВОЙ
Учтив, старомоден, немножко нелеп Он бережно держит насущный свой хлеб. Он цену всему настоящую знает. С ним рядом девица сидит молодая И, выгнув красиво холёную бровь, С подругой щебечет про секс – не любовь… И шарик из хлеба катает она, Касаясь его так небрежно, слегка, И молча глядит тот старик, но рука Заметно дрожит у того старика. Увы! Вы его не услышите крик. Он так старомоден, учтивый старик. *** Читая тихую, не по-современному, скромную, поэзию Елены Балашовой, я всегда погружаюсь в какой-то особый мир душевного покоя и гармонии. И просто в этой гармонии дышу, ибо для меня поэзия - воздух, а здесь он чист и свеж, и всё здесь на месте, без "химоческий" примесей и ароматизаторов, по-русски нравственно и духовно. И самое простое и "обывательское" при глубоком вздохе на поверку оказывается сердцу полезным, очищающим... тепло обнимаю Вас, дорогая Елена Львовна. Тысячу раз прав уважаемый Владимир Крупин, который в предисловии к Вашей книге стихов " Моя провинция родная" написал: "...... Они - стихи Елены - мостик от обыденной жизни к престолу небесному, они включают нашу краткую жизнь в вечность." |
Марфа | 3.03.25 09:00 |
Елене Балашовой
...Главное – там пастушок на свирели должен играть, пробуждая мечты. «Ну, и родители чтоб не болели – главное», – Лена, подумаешь ты. В этом-то, девонька, – бабья забота, вывернет что наизнанку тебя. Ну, и любовь, если плакать охота, если нельзя вам страдать, не любя. Е. А. Разумов * * * * Повыстудили душу сквозняки, По русскому летящие раздолью Е. Л. Балашова Вы, Иван Ерпылёв, никак себя возомнили светочем поэзии? Это на каком – таком основании? «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» |
Наталья Вахрушева | 3.03.25 07:47 |
Стихи - родные. Взгляд на мир смиренный, без амбиций. Но открытый и мудрый... Вот стихотворение "Картошка". Образ человека, что-то бурчащего себе под нос - это, конечно самоирония. Но... Прочитав, понимаешь, сколько в нем человеческого достоинства. ....Вы говорите : «Проза»? А я вам: «Поэзии суть». И жизнь. И никуда от неё не убегаю. Нужно просто немножечко передохнуть, И не Америка, а Россия увидится раем. Мне даже гнилая картошка милее окорочков. Я её своими руками перебирала Три целых дня, и всё- молчком… Думаете, для поэзии этого мало? Читая стихи Елены Балашовой, чувствуешь, как расправляется душа. Вообще чувствуешь своего, его плечо. Видишь, что человек понимает главное в жизни. И легко, без усилий и притворства делится с нами своими чувствами и мыслями. Вообще-то это всегда было в традиции русской литературы. А всяческую искусственность привнесли пришлые. |
Владимир Шостак | 2.03.25 22:56 |
Опять-двадцать пять! Опять Иван Ерпылёв, и опять разные уровни, и опять обвинения в обывательщине.. Слушайте, Иван. А Вам не кажется, что это ваше вечное жужжание о разных уровнях тоже ничего оригинального не содержит, ибо все и без Вас это знают. Но вот беда - само определение этих уровней в СПР настолько субъективно, что даже говорить об них неприлично. Ведь о ваших творениях тоже весьма разные отзывы. И при этом полно весьма нелестных. Тут Вы, конечно, считаете, что те, кто Вас критикуют, неправы, а творения Ваши критике не подлежат. Почему Вы так решили - одному Богу известно. И жизнью не подтверждается. К тому же пора бы Вам понять, что поэзия - это не нечто парящее в облаках и не имеющее отношения к земле, а часто именно обычное, земное и даже "обывательское". Это то, что мы все видим и чувствуем каждый день, но показанное по-своему и удивительное. Вот это и есть талант. По моему мнению, у Елены несомненный талант и прекрасные стихи. Так что бросьте унижать её своим безапелляционным приговором. На мой взгляд, вы просто не имеете на это права. Тем более, в такой грубой форме. Впрочем, я уже не раз говорил это. Ещё раз скажу, что критиковать надо учиться. Причём не только содержанию, но и форме подачи. Вы у нас далеко не судья. Поэтому забудьте о приговорах и будьте с коллегами повежливей. Я бы на Вашем месте извинился. Нет-нет, не за содержание (тут Вы вольны), а именно за грубую форму подачи. Считайте как хотите, но будьте любезны уважать людей, а не высказываться барским тоном. А заодно вспомните, что Вы - мужчина. |
Иван Ерпылёв | 2.03.25 21:43 |
В отличие от блистательных подборок костромичей Разумова и Зябликова, в этой слишком много глагольных рифм и банальностей. Как будто эти стихи написал Капитан Очевидность. Но у каждого - свой уровень, свой талант, кто-то «умом громам повелевает», а кто-то пересказывает, обобщает свои обывательские мысли. Ничего такого в этом нет, поэты разного уровня должны быть доступны для формирования читательского вкуса.
И напомню стихотворение Андрея Антонова из Вятки: ОДА РЕГИОНАЛЬНОМУ ПОЭТУ Читателя найду в потомстве я. Е. Баратынский I Достался маленький талант провинциальному поэту. Он знает аксиому эту и, выступая, птичий бант всегда цепляет на пиджак, как личный знак преодоленья границ, отмеченных с рожденья, как собственной победы знак. К его причуде мир привык, а он суровый и печальный хранит свой дар региональный и совершенствует язык. Давно в разводе. Семьянин, увы, не вышел из поэта. Он дятел слова, рыцарь света, певец холмов среди равнин. Налоги платит. Бога чтит. Лет двадцать состоит в союзе. Почти не доверяет Музе, его от Музы коротит. Душе лениться не дает, но перековывает мало мечи глаголов на орала, он больше невзначай кует, то, что находит на земле: перо, железки, пирамиды, небесных фабрик неликвиды, района заводского виды, ребро Адама, тень Колхиды и даль последнюю во мгле. В смятенье, за чертой ума он видит призрака в доспехах, но эту мысленную веху, как эхо поглощает тьма. Вина не пьет. Не курит дурь. Зимой всегда - коньки и лыжи, а летом, чтоб поэту выжить хватает майских гроз и бурь. Зачем он пишет? Что гнетет его мозги со средней школы? Какие слышит он глаголы, когда грохочет небосвод? А если слышит что-то там, то разве воплотит, откроет нездешнее и роковое такой редукторный талант? Что может чудного поэт сказать, чего не знают боги о мире, где поют миноги, зрачком зеркаля лунный свет? Где золотой Левиафан, сверкая чешуей гламурно, играет кольцами Сатурна, тревожа древний океан… Поэта злит избыток сил стихий надмирных, звездной славы, непостижимых, как забавы двух мотыльков среди могил. Несообразность красоты земному подлому порядку его влечет на спортплощадку, жечь кортизол до черноты. Ежу понятно: не поднять ему классическую лиру, и никогда не пухнуть с жиру воспринимая благодать прекрасных образов души, где голос свыше раздается и ничего не остается, как только вечность сторожить. Умрет поэт. Его стихи друзья запостят в интернете, на местном радио, в газете восславят. Пару панихид отслужат в храме, через год пиджак припомнят, бантик птичий, как был он с веком органичен, потом забудут от и до. II Реестр великих – теплый прах. В нем оказалось много званных, но мало избранных и равных самим себе в своих стихах. Забвение – не приговор. Поэту верится, в грядущем он будет вновь среди живущих, когда судьбе наперекор, среди миров чужих, ревущих, в глуши библиотечной кущи, найдет читатель-пилигрим зеленый томик и склонится, как неофит над плащаницей в молчании ума над ним. Достался маленький талант поэту с заводских окраин, он знает, что другим не равен, что не сверкает, как сервант, в поэзии, что духом слаб и техника стиха подводит, что много пишет о погоде и, вообще, не тот масштаб. Он знает, но творит за всех погибших на сраженьях бранных без книг, без персональных данных, без притязаний на успех. И ограниченный, как нимб, со всех сторон средой и тленом, поэт в восторге вдохновенном поет, читателем храним. |
Сергей Зубарев | 2.03.25 18:48 |
Елена Львовна, поздравляю Вас с новой подборкой! Ваши стихи такие светоносные, тёплые, такие живые. Искренние и мудрые, своими грустными и горькими строками заставляющие остановиться и задуматься. Но и они полны веры, надежды, любви.
Спасибо Вам за Вашу поэзию! Светлого Вам вдохновения! И... простите меня пожалуйста! |