Страница: 1 2 Все |
Евгений | 18.08.16 14:51 |
http://maxpark.com/community/129/content/5400025 |
Марина Маслова | 10.07.16 10:10 |
Спасибо, Александр Иванович, за эту интересную для меня информацию. Заговоры любопытны мне только с точки зрения их художественного наполнения. Никакого "знания" я в них не улавливаю, кроме суеверия и остатков языческого пантеизма. А вот поэтичность натуры их носителя и исполнителя, конечно, несомненна. Потому Вашего сожаления об уходе языческих традиций ("знания") не разделяю. Но уход последних носителей поэзии предков - это печально.
С уважением, Марина |
Александр Чашев | 9.07.16 23:40 |
Уважаемая Марина Ивановна, благодарю Вас за чтение и отклик.
Моя бабушка (родом с Мезени) слово «невея» употребляла в значениях «погибель» и «смерть». Заглянул в местные словари – в них встречаются как расширительное толкование термина, так и смерть от болезней. Мои предки по отцовской линии (тоже с реки Мезени) были коновалами во многих поколениях. В деревне их ещё называли «сведущими» и «берещиками». То есть лечили они и людей. Что-то сохранилось и от их «наследства». В том числе и обавы - заговоры. Начало одной из «лошадиных»: У божьей скотинки, Крестьянской животинки, Не было бы ни опуху, ни отеку, Бело бы тело не ломило, Да и костей не щемило, Да и жил не волокло. Семьдесят семь жил, Сухих и пустых и чающих. Не выйди ни крови, ни воды. Господи, благослови! Или заговор «людской» - от «дурного глаза»: На море, на океане, на острове на Буяне сидят Клеймонт Папаринский и Василий Лекаринский и тугой лук натягивают, коренну стрелу натягивают. Коль скоро летит корена стрела, толь же скоро прицы, призоры прочь выходите Бело пришло – бело прочь поди, черно пришло – черно прочь поди, красно пришло – красно прочь поди. От девки, шимоволоски, от бабы простоволоски, от красного глаза, от русого волоса, от своей худой думы. Ключ в море, замок в роте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Заговор для останавливания текущей из раны крови: Едет Адам на белом коне, держит Адам саблю на голе, секет Адам по мертвым телам, чтобы кровь не шли и шепота небыла у раба божьего (имя больного). Будьте мои словеса крепки и емки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. При этом надо обвести три раза ножом вокруг больного места и после каждого раза плюнуть на него. От «чирьев», «сыпи», «павшего пупа» и даже любовные «присухи» и «остудные» обавы записаны у прадеда. И, разумеется, главный для помора заговор - на удачный лов рыбы: Верховые апостолы, первые рыболовы, помолитесь со всеми святыми угодниками Пресвятой Госпоже Богородице. Есть на святом престоле золотые ключи: возьмите эти ключи и отомкните ключи темный погреб рабу божьему (имя), пригоните мелкой и крупной рыбы рабу божьему (имя). Сети мои шелковые, яруса мои медовые, я здесь, рыба тут есть. Море святое, дно золотое, ловитесь и попадайте и меня не забывайте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Обавы от Огнеи, Трясеи, Пухлеи, Неядеи, Плясеи, Сухоты и других «напастей» - так у нас именовались болезни, - ещё можно услышать от бабушек в далёких деревнях. Увы, уходят последние носители Знания предков. С почтением, Александр |
Марина Маслова | 9.07.16 19:39 |
Уважаемый Александр Иванович, благодарю Вас за этот удивительный рассказ, плотно насыщенный непривычной и очень любопытной лексикой. Она нисколько не мешает восприятию, напротив, делает характеры живыми и яркими. Я хотела уточнить у Вас значение слова "невея". Вы даёте это значение в самом общем виде: невея -- смерть. Дело в том, что в русской фольклористике это слово связано с конкретным мифическим существом, так называемой лихоманкой, у которой множество сестёр. Вот старшая из этих сестёр-лихоманок и носила имя Невея. Воздействие её на человека, по народным поверьям, приводило к смерти. Но это не одно из наименований смерти, а именно фольклорное имя демона болезни, наряду с именами Огнея, Трясея, Пухлея и другими. Выходит, у Вас на родине до сих пор остались следы народных заговоров от лихорадки. Когда буду обобщать свои статьи на эту тему, обязательно учту бытование слова "невея" в современном языке поморов. Ведь Вы и есть современный носитель этого языка. Кстати, всякую ли смерть означают словом "невея" или только постигшую от болезни (горячка, малярия, любая тяжёлая форма простудного заболевания)? Если найдёте возможность ответить, буду признательна.
С уважением, Марина |
Евгений | 30.06.16 09:04 |
https://youtu.be/qIcMgX7BRAw - Вера предков Холмогорья |
Евгений | 30.06.16 09:00 |
всё. буду вас прославлять. на русском сайте подлые трижды нерусские приёмы. доигрались |
Евгений | 30.06.16 08:59 |
Я прочитал этот рассказ Александра Чашева. Мне близка ЖИВАЯ ВЕРА. А вам? |
Евгений | 30.06.16 08:57 |
хорошо. я вас в покое не оставлю |
Евгений | 30.06.16 08:56 |
Почему НЕ ПЕЧАТАЮТ! ОБЪЯСНИТЕ! Прославиться хотите в инете? |
Евгений | 30.06.16 08:55 |
Повторяю своё предложение, которое почему-то удалили без причины. Я прочитал этот рассказ Александра Чашева. Вдохновил старинный русский поморский язык и ЖИВАЯ РОДОВАЯ ВЕРА мудрой русской женщины, очень убедительно описанной А.Чашевым. |
Александр Чашев | 4.05.16 21:01 |
Благодарствую, Любовь Викторовна! Язык связывает нас с прошлым, и в нём следует искать ответы на вопросы настоящего и будущего. Тогда Всё зачиналось. Без знаний языка вопросы не задать, ответы не услышать. До лучших, мудрых времён, сохранить надо то, что оставлено нам предками. И потому делаем, что должно и будь, что будет.
|
Любовь Царькова | 4.05.16 18:22 |
Александр Иванович, наслаждаюсь звучанием поморского говора. Как чудно! |
Александр Чашев | 4.05.16 12:44 |
Валерий, благодарю за добрый и мудрый отклик. Замечательно сказал: «и ожидание чуда для избавления от морока земного». Увы, и морок есть, но и праздники бывают. С высоты прожитых лет детство раем вспоминается. Перечитываю ныне дневники любимого Бориса Шергина, запали в душу вот эти слова: "У меня часто теперь такие ощущения, что круг жизни завершается, начало моей жизни с концом сходится. И вот-вот спаяются края оного таинственного. Старость с детством радостным таинственно сольются. И оттого, что начало жизни и конец ея уже близки к слиянию, оттого, что магнитная сила неизбежная стягивает конец и начало в бесконечное златое кольцо, так как уже проскакивает искра от концов кольца, оттого и чувствую сладко и радостно, как в детстве, таинственную жизнь, силу, пребывание праздника на земле. А когда концы кольца оного дивного жизни сведутся, тогда наступит вечность, бесконечность. Только достойно надо конец-то жизни-кольца, из того же и чистого злата, каким было младенчество, ковать. А то и не соединятся концы-ти для вечности-бесконечности".
Пришло время соединять концы кольца. И предки нам помогают. Надо лишь настроиться на их частоту. И тогда мелодии прошлого зазвучат вновь. Просты, незамысловаты и, одновременно, мудры, чудесны они. Чаруют. И любовь льётся мощным потоком, осязается. Любовью отвечаем на любовь. С почтением, Александр Чашев |
Валерий Латынин | 3.05.16 23:33 |
Будто в детство вернулся, так душа заволновалась, так в охотку ей было слушать бабушкин сказ и сопереживать её сиротским страданиям. Я тоже рос у бабушки с дедушкой в донской станице. По вечерам часто слушал их рассказы о жизни, бабушкины - о сиротстве (в 7 лет осталась без матери), дедушкины - о войне и плене. Хлебнули лиха полной мерой, как и большинство русских людей. Рассказ, Саша, очень достойный. В нём органично слились русское язычество и православие, судьба народа и ожидание чуда для избавления от морока земного. С пожеланием новых небесных озарений, Валерий Латынин. |
Александр Чашев | 3.05.16 22:13 |
Рассказ этот начинает цикл «Заотнё». Заотнё – отцово наследство. Другие рассказы цикла, в том числе «Арья бахова», на сайте РП опубликованы ранее. Кроме небольшой, заключительной миниатюры под названием «СВЕТ». Рискну добавить её в качестве комментария.
Обычное земное утро. Слабый ветер колышет травинки. По зелёному ковру бежит муравей. Жёлтый лист упал перед ним. Прошелестел диск плеера. Первые такты Арии Баха. И хлынул добрый свет. Рыжий щенок бежит навстречу. На озорной мордочке улыбка. В тёмных бусинках глаз обожание. Айсберг тёмного облака неспешно приближается к бескрайнему лугу. Травы, листья деревьев, ведущие ещё мгновение назад неспешные разговоры, замолчали. Бабочка с тёмными крыльями села на плечо. Бархатный язык собачьего сына ласкает лицо. Его хвост метёт древесную стружку с одежды. - Успеели, - пропела супруга. В тот же миг капли дождя застучали по крыше беседки. Эхо донесло приглушённые расстоянием звуки небесной канонады. Ливень загрохотал по железу кровли. Сверкающая коса молнии воткнула остриё в воды широкой реки. Ещё разряды сверхэлектричества, барабаны и литавры грома. Но вот всё это тише и дальше. Дождь прекратился. Ветер принёс с луга пряные ароматы скошенной травы. Луч Солнца пробил тёмную тучу. Осветил тесовую маковку почерневшего от времени деревянного храма. Огромная радуга перебросила мост между земным и другими мирами. Дедичи улыбаются с её вершины. Слёзы капают на тёмную столешницу. Прозвучал последний вздох Арии. Сколько времени прошло? Пять минут? Жизнь? Только ли моя? И что ныне? Покой? Умиротворение? Добро? Радость? Счастье? Нет, слова не могут описать наполнивший душу СВЕТ. Или?... Это ТЫ, ГОСПОДИ? |
Александр Чашев | 3.05.16 21:46 |
Можаеву.
За цифру 3 прошу простить. Опечатка. |
Александр Чашев | 3.05.16 21:33 |
Можаеву 3.
Дабы не оскорбить невзначай чувства местных верующих, предложил для публикации на сайте «облегчённую» версию рассказа. В книгу вошёл вариант с более подробным освещением жизни сироты-трудницы в монастыре. И вам всего хорошего. |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 3.05.16 20:43 |
Чашеву. Ну начнём с того, что староверы иконы признавали всегда и признают и по ныне.Что касаемо поклоняющихся "Матери-Земле", или молящихся колесу или пню - это язычники. В своей записке вы рассказали истинную судьбу своей бабушки. Если б в рассказе всего лишь может быть несколькими фразами вы показали это, всё стало б на свои места. Говорю вам всё это не для того, чтоб вас "окунуть", как кажется "доброжелателям". Вы человек несомненно талантливый, верится, что в конце концом разберётесь во всём. Всего вам доброго. |
Александр Чашев | 3.05.16 20:01 |
Илье.
И «воспаляясь», учусь писать. Для начинающего сочинителя, каковым являюсь, учёба и «пинки» полезны. Искра Божия, именуемая талантом, дана каждому человеку. Надо всего лишь её разжечь. Пытаюсь. |
Илья | 3.05.16 17:19 |
Чашеву
Зря вы так воспаляетесь перед человеком, который пнул вас скуки ради или из вредности, а теперь упрямо подводит идейную базу под свои пинки. Мы живем не в воображаемом Можаевым народе, навидались всякого, и все ваши секрета, Можаеву раскрытые, к рассказу ничего не добавляют, поскольку хорош он именно в живом его виде, с его тайнами, с его именно художественной правдивостью. Не оглядывайтесь на досужие умы, верьте в свой талант. А талант у вас истинный. |
Александр Чашев | 3.05.16 16:21 |
Можаеву. Буду признателен, если дадите ссылки на документальные или художественные сочинения и фильмы, в которых говорится о приведённых мной «вещах».
Не все раскольники почитали иконы. Не признавали их староверы-землепоклонники и другие толки, поклонявшиеся Матери-Сырой Земле. Кстати, молиться на бумажные иконы запрещено всем староверам. Впрочем, и это вещи известные. Как известны и многочисленные факты взаимного истребления, уничтожения храмов и образов почитателями икон из разных русских княжеств, или осенённые образами бунты, восстания, революции и гражданские войны с участием православных с двух сторон. Что касается моей бабушки, то в монастыре она трудилась, получала тычки и зуботычины, стояла ночами голыми коленками на острых камнях, вицей бывала бита и мечтала об одном – выспаться бы. Любовь к христианским иконам и молитвам можно привить, но и отвратить от них тоже можно. Кроме того, бабушку выдали замуж за молодого большевика. Об этом говорю в следующем рассказе («Жданные») цикла. Опубликован он на сайте РП. Разумеется, икон в доме начальствующий большевик, к тому же из семьи потомственных знахарей позволить не мог. Да и во многих ли домах они имелись в те времена? А ныне? |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 3.05.16 09:43 |
Чашеву Всё что вы привели вещи известные и говорить о них ПРИНЯТО. Кроме того староверами были люди известные в России это и Лесков, и Мельников-Печорский, и Мамин-Сибиряк... и крупнейшие предприниматели, - Мамонтов, Морозов... и многие, многие другие, но к вашему рассказу они не имеют никакого отношения, потому что все эти "раскольники" почитали иконы. Вот почему ваша бабушка отреклась от них, осталось непонятным, потому она и вызывает недоверие. |
Александр Чашев | 2.05.16 22:30 |
Анне. На север бежали и противники «греческой религии». Так именовалось пришедшее из Византии вероучение, получившее затем название «правоверная вера христианская и лишь в семнадцатом веке ставшее православным христианством. Потому и двоеверие на севере ощущалось как нигде сильно. И раскол здесь имел огромные масштабы. О Соловецком восстании 1667-1676 годов, когда монахи не молились за царя и девять лет успешно оборонялись от царских войск, ныне говорить не принято. После него появилось множество поповских и беспоповских толков. Государство основным методом борьбы с инакомыслящими избрало террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны. После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев – «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения.
И они возымели действие. Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества. В начале двадцатого века об этом с горечью писал священник Куростровской церкви Грандилевский: «Действительно, записных и тайных раскольников церковные документы указывают на родине Ломоносова очень незначительное количество, духом же раскола проникнуты решительно все, причём не составляют исключения даже все личности искренне православные». Коснулся раскол и семьи Ломоносовых. Русский поэт и сановник К.К.Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в поездке по северу России в 1884-1885 годах, по этому поводу пишет: «Бурливы как волны Северного моря были судьбы Ломоносова; по образцу прибрежных скал, окаймляющих Мурман, сложились его мощные, упрямые воззрения; мальчишка-помор, еще подростком побывал он и в расколе, широко раскинувшемся по тогдашнему северу, так как отец его, Василий Дорофеев, был раскольником». И об этом ныне говорить не принято. Грустно. |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 2.05.16 21:47 |
Вообще странные вещи происходят!!! Каждому почему-то хочется, чтоб его здесь непременно только хвалили, только восхищались его творениями, но стоит только заговорить серьёзно о прочитанном, задать автору неудобный вопрос, тут уж держись!... Обязательно найдутся "доброжелатели", которые выставят тебя дураком. А главное, досадно за некоторых авторов, которые давно уж поверили своим "доброжелателям" и утратив способность размышлять на неудобную тему, показывают лишь свою глупость и спесь. Смешно ей Богу! Всем всего доброго и успехов! |
Александр Чашев | 2.05.16 21:36 |
Можаеву. Чем старше становлюсь, тем меньше хочется выяснять отношения. Обиды выдумываются умом. Давно осознал - быть понятым невозможно, как ни старайся. У другого человека своя картина мира, свой опыт жизни, своя вселенная. И в его версии прошлого Руси-России всё может быть даже очень лучезарным. Разумеется, в этой благостной истории не было тысяч лет православного язычества, давшего нам величайшее богатство – русский язык, других, наряду с христианским, миров, двоеверия, раскола, бунтов, восстаний и революций.
Нет, не была сусально-елейной наша история. Два десятка лет работы в архивах убедили меня в этом на многочисленных примерах и фактах. Обо всех сторонах жизни предков надо честно говорить. Из прошлого родом настоящее и будущее. На обмане семья может существовать, да только не семья это. Возможно, и страна, живущая с искажённой историей, всего лишь государство? В небольшом рассказе не счёл нужным приводить негативные детали пребывания в монастыре моей бабушки - трудницы из сирот. Ныне ведь действует статья УК, предусматривающая наказание за оскорбление чувств верующих. Чувства думающих кодексы не защищают. |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 2.05.16 21:30 |
Анне. Ах какая вы умная!!!.... Куда уж до вас.... |
Евгений | 2.05.16 18:32 |
Куда делся мой комментарий? - Повторить? |
Анна | 2.05.16 16:28 |
Странно, что надо еще кому-то объяснять, что на севере было много старообрядцев разного толка, в том числе и даже безпоповцев.
Лотман написал толстую книгу толкования разных сцен из "Евгения Онегина" Пушкина. Очень полезное и нужное чтение. Но и без Лотмана уровня общей культуры нам хватало когда-то, чтобы мы Пушкина читали и всё понимали без комментариев. И если Чашева не понял один Можаев, то это его проблема. |
АЛЕКСАНДР Можаев | 2.05.16 09:12 |
Чашеву Мне кажется вы зря обиделись. Ведь дороги к Творцу в рассказе не прослеживается. Трепетное почитание икон - тысячелетняя традиция русского народа. Отношения к Образам человека верующего особое и живёт оно слава Богу по сей день. А неубедительна ваша бабушка по одной лишь причине, вы мне, как читателю не показали почему, по какой причине ваша бабушка отреклась от тысячелетнего уклада русской жизни, почему отреклась от икон (собственно в этом весь запев рассказа) . |
Наташа Мяусова | 2.05.16 07:56 |
Вот странно, кому-то образ бабушки кажется неубедительным, а мне - наоборот.
и почему-то вспоминается рассказ Л.Толстого "Три старца" |
Александр Чашев | 1.05.16 21:55 |
ПЕТРУ БОЙЧЕНКО
Вы правы – «для постижения тайны живого русского языка» написан этот вариант рассказа из цикла «Заотнё». Есть другой, переведённый на современный язык. Некоторые рассказы из цикла опубликованы недавно на сайте РП. В них вспоминаю свою бабушку, родных и близких, говоривших на древнем русском языке, когда-то звучавшем на огромных пространствах России. И все они верили в Бога. По-разному. Мой прадед Степан Андреевич Прокшин расстрелян в 1938 году за спасение икон из разрушаемого храма. Моя мама из рода староверов «поморского толка», гонимых и в «славные» царские времена. Советская власть пустила огромную семью по миру, но веру отнять не сумела. Дед-большевик по отцу занимался раскулачиванием. И ни от кого из предков я не отрекаюсь. Все они были русскими людьми. |
Александр Чашев | 1.05.16 21:54 |
АЛЕКСАНДРУ МОЖАЕВУ.
К Богу ведёт множество дорог. И все они дороги Творцу. Так мне кажется. Что касается поступающей «не по-русски» старушки, то автор в цикле «Заотнё» и в этом рассказе писал о своей любимой бабушке. Был в её жизни монастырь и последующая жизнь с Богом и без икон. Впрочем, убеждать человека категоричного, всё знающего, дело безполезное. Оставайтесь в своём мнении. |
Александр Чашев | 1.05.16 21:53 |
НИНЕ БОЙКО, ЮРИЮ ГУМАНИСТУ, ТАТЬЯНЕ, ТАТЬЯНЕ СЕРГЕЕВОЙ.
Душевно благодарю за добрые отклики! С праздниками! |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 1.05.16 18:08 |
Бойченко Я тоже против, чтоб старух придумывать. Поэтому рассказ мне видится надуманным и не убедительным... |
Татьяна Сергеева | 1.05.16 16:26 |
Рассказ возвращает нас к истокам Веры нашей, духовной искренности.Сердце трепещет от слов Твоих, Господи. Спасибо автору. Настоящий пасхальный подарок. Творческих успехов. |
Петр Бойченко | 30.04.16 11:11 |
Можаеву
Конечно, роман на диалекте не напишешь, а вот рассказец можно себе позволить. Чтобы подержали мы его, как конфету во рту. Для постижения тайны живого русского языка - очень полезное чтение! И категорически не согласен я с тем, чтобы старух выдумывать под общую правильную гребенку. В старухе Чашева тоже тайна души и жизни. Тем более, наш север жил в своих закутках, как Бог даст, а не на виду у центров русской цивилизации. И потому сам являет собою особый тип уклада русской жизни. А вот наш юг всегда был проходным двором. Но ведь тоже казачий уклад, в том числе и религиозный, во времена Шолохова еще сохранял некую свою особистость. Так что, зря Вы, писатель, судите о прозе, как парторг. |
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ | 30.04.16 09:04 |
Сохранение исконного языка - первостепенная задача литературы. Но не должно быть и переборов, чтоб читатель мог обходиться без словаря. Слова должны жить в тексте органично и не требовать перевода. А теперь о самом главном: Что ж это за старушка такая, которая и в монастыре воспитывалась и в Бога верит, а Образов в доме не держит?!! Не по русски это... |
Татьяна | 29.04.16 19:13 |
С интересом прочла Ваш рассказ и перевод не понадобился, на душу легло тепло от его светлой сути |
Юрий Гуманист | 28.04.16 22:01 |
Особенно хороша светлая вера. |
Нина БОЙКО | 28.04.16 19:44 |
Хорошо-то как на душе от Вашей бабушки, от её чудной, забытой теперь уже, речи, от её светлой веры. |