Страница: 1 2  Все

Евгений 18.08.16 14:51
http://maxpark.com/community/129/content/5400025
Марина Маслова 10.07.16 10:10
Спасибо, Александр Иванович, за эту интересную для меня информацию. Заговоры любопытны мне только с точки зрения их художественного наполнения. Никакого "знания" я в них не улавливаю, кроме суеверия и остатков языческого пантеизма. А вот поэтичность натуры их носителя и исполнителя, конечно, несомненна. Потому Вашего сожаления об уходе языческих традиций ("знания") не разделяю. Но уход последних носителей поэзии предков - это печально.
С уважением,
Марина
Александр Чашев 9.07.16 23:40
Уважаемая Марина Ивановна, благодарю Вас за чтение и отклик.
Моя бабушка (родом с Мезени) слово «невея» употребляла в значениях «погибель» и «смерть». Заглянул в местные словари – в них встречаются как расширительное толкование термина, так и смерть от болезней.

Мои предки по отцовской линии (тоже с реки Мезени) были коновалами во многих поколениях. В деревне их ещё называли «сведущими» и «берещиками». То есть лечили они и людей. Что-то сохранилось и от их «наследства». В том числе и обавы - заговоры. Начало одной из «лошадиных»:

У божьей скотинки,
Крестьянской животинки,
Не было бы ни опуху, ни отеку,
Бело бы тело не ломило,
Да и костей не щемило,
Да и жил не волокло.
Семьдесят семь жил,
Сухих и пустых и чающих.
Не выйди ни крови, ни воды.
Господи, благослови!

Или заговор «людской» - от «дурного глаза»:

На море, на океане,
на острове на Буяне
сидят Клеймонт Папаринский
и Василий Лекаринский
и тугой лук натягивают,
коренну стрелу натягивают.
Коль скоро летит корена стрела,
толь же скоро прицы,
призоры прочь выходите
Бело пришло – бело прочь поди,
черно пришло – черно прочь поди,
красно пришло – красно прочь поди.
От девки, шимоволоски,
от бабы простоволоски,
от красного глаза,
от русого волоса,
от своей худой думы.
Ключ в море, замок в роте.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Заговор для останавливания текущей из раны крови:
Едет Адам на белом коне,
держит Адам саблю на голе,
секет Адам по мертвым телам,
чтобы кровь не шли и шепота небыла
у раба божьего (имя больного).
Будьте мои словеса крепки и емки.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

При этом надо обвести три раза ножом вокруг больного места и после каждого раза плюнуть на него.

От «чирьев», «сыпи», «павшего пупа» и даже любовные «присухи» и «остудные» обавы записаны у прадеда. И, разумеется, главный для помора заговор - на удачный лов рыбы:

Верховые апостолы, первые рыболовы,
помолитесь со всеми святыми угодниками
Пресвятой Госпоже Богородице.
Есть на святом престоле золотые ключи:
возьмите эти ключи и отомкните ключи
темный погреб рабу божьему (имя),
пригоните мелкой и крупной рыбы рабу божьему (имя).
Сети мои шелковые, яруса мои медовые, я здесь, рыба тут есть.
Море святое, дно золотое, ловитесь и попадайте и меня не забывайте.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Обавы от Огнеи, Трясеи, Пухлеи, Неядеи, Плясеи, Сухоты и других «напастей» - так у нас именовались болезни, - ещё можно услышать от бабушек в далёких деревнях. Увы, уходят последние носители Знания предков.

С почтением,
Александр
Марина Маслова 9.07.16 19:39
Уважаемый Александр Иванович, благодарю Вас за этот удивительный рассказ, плотно насыщенный непривычной и очень любопытной лексикой. Она нисколько не мешает восприятию, напротив, делает характеры живыми и яркими. Я хотела уточнить у Вас значение слова "невея". Вы даёте это значение в самом общем виде: невея -- смерть. Дело в том, что в русской фольклористике это слово связано с конкретным мифическим существом, так называемой лихоманкой, у которой множество сестёр. Вот старшая из этих сестёр-лихоманок и носила имя Невея. Воздействие её на человека, по народным поверьям, приводило к смерти. Но это не одно из наименований смерти, а именно фольклорное имя демона болезни, наряду с именами Огнея, Трясея, Пухлея и другими. Выходит, у Вас на родине до сих пор остались следы народных заговоров от лихорадки. Когда буду обобщать свои статьи на эту тему, обязательно учту бытование слова "невея" в современном языке поморов. Ведь Вы и есть современный носитель этого языка. Кстати, всякую ли смерть означают словом "невея" или только постигшую от болезни (горячка, малярия, любая тяжёлая форма простудного заболевания)? Если найдёте возможность ответить, буду признательна.
С уважением, Марина
Евгений 30.06.16 09:04
https://youtu.be/qIcMgX7BRAw - Вера предков Холмогорья
Евгений 30.06.16 09:00
всё. буду вас прославлять. на русском сайте подлые трижды нерусские приёмы. доигрались
Евгений 30.06.16 08:59
Я прочитал этот рассказ Александра Чашева. Мне близка ЖИВАЯ ВЕРА. А вам?
Евгений 30.06.16 08:57
хорошо. я вас в покое не оставлю
Евгений 30.06.16 08:56
Почему НЕ ПЕЧАТАЮТ! ОБЪЯСНИТЕ! Прославиться хотите в инете?
Евгений 30.06.16 08:55
Повторяю своё предложение, которое почему-то удалили без причины. Я прочитал этот рассказ Александра Чашева. Вдохновил старинный русский поморский язык и ЖИВАЯ РОДОВАЯ ВЕРА мудрой русской женщины, очень убедительно описанной А.Чашевым.
Александр Чашев 4.05.16 21:01
Благодарствую, Любовь Викторовна! Язык связывает нас с прошлым, и в нём следует искать ответы на вопросы настоящего и будущего. Тогда Всё зачиналось. Без знаний языка вопросы не задать, ответы не услышать. До лучших, мудрых времён, сохранить надо то, что оставлено нам предками. И потому делаем, что должно и будь, что будет.

Любовь Царькова 4.05.16 18:22
Александр Иванович, наслаждаюсь звучанием поморского говора. Как чудно!
Александр Чашев 4.05.16 12:44
Валерий, благодарю за добрый и мудрый отклик. Замечательно сказал: «и ожидание чуда для избавления от морока земного». Увы, и морок есть, но и праздники бывают. С высоты прожитых лет детство раем вспоминается. Перечитываю ныне дневники любимого Бориса Шергина, запали в душу вот эти слова: "У меня часто теперь такие ощущения, что круг жизни завершается, начало моей жизни с концом сходится. И вот-вот спаяются края оного таинственного. Старость с детством радостным таинственно сольются. И оттого, что начало жизни и конец ея уже близки к слиянию, оттого, что магнитная сила неизбежная стягивает конец и начало в бесконечное златое кольцо, так как уже проскакивает искра от концов кольца, оттого и чувствую сладко и радостно, как в детстве, таинственную жизнь, силу, пребывание праздника на земле. А когда концы кольца оного дивного жизни сведутся, тогда наступит вечность, бесконечность. Только достойно надо конец-то жизни-кольца, из того же и чистого злата, каким было младенчество, ковать. А то и не соединятся концы-ти для вечности-бесконечности".

Пришло время соединять концы кольца. И предки нам помогают. Надо лишь настроиться на их частоту. И тогда мелодии прошлого зазвучат вновь. Просты, незамысловаты и, одновременно, мудры, чудесны они. Чаруют. И любовь льётся мощным потоком, осязается. Любовью отвечаем на любовь.

С почтением,
Александр Чашев
Валерий Латынин 3.05.16 23:33
Будто в детство вернулся, так душа заволновалась, так в охотку ей было слушать бабушкин сказ и сопереживать её сиротским страданиям. Я тоже рос у бабушки с дедушкой в донской станице. По вечерам часто слушал их рассказы о жизни, бабушкины - о сиротстве (в 7 лет осталась без матери), дедушкины - о войне и плене. Хлебнули лиха полной мерой, как и большинство русских людей. Рассказ, Саша, очень достойный. В нём органично слились русское язычество и православие, судьба народа и ожидание чуда для избавления от морока земного. С пожеланием новых небесных озарений, Валерий Латынин.
Александр Чашев 3.05.16 22:13
Рассказ этот начинает цикл «Заотнё». Заотнё – отцово наследство. Другие рассказы цикла, в том числе «Арья бахова», на сайте РП опубликованы ранее. Кроме небольшой, заключительной миниатюры под названием «СВЕТ». Рискну добавить её в качестве комментария.

Обычное земное утро.
Слабый ветер колышет травинки.
По зелёному ковру бежит муравей.
Жёлтый лист упал перед ним.

Прошелестел диск плеера.
Первые такты Арии Баха.

И хлынул добрый свет.

Рыжий щенок бежит навстречу.
На озорной мордочке улыбка.
В тёмных бусинках глаз обожание.

Айсберг тёмного облака неспешно приближается к бескрайнему лугу.
Травы, листья деревьев, ведущие ещё мгновение назад неспешные разговоры, замолчали.
Бабочка с тёмными крыльями села на плечо.
Бархатный язык собачьего сына ласкает лицо.
Его хвост метёт древесную стружку с одежды.
- Успеели, - пропела супруга.
В тот же миг капли дождя застучали по крыше беседки.
Эхо донесло приглушённые расстоянием звуки небесной канонады.
Ливень загрохотал по железу кровли.
Сверкающая коса молнии воткнула остриё в воды широкой реки.
Ещё разряды сверхэлектричества, барабаны и литавры грома.

Но вот всё это тише и дальше.
Дождь прекратился.
Ветер принёс с луга пряные ароматы скошенной травы.
Луч Солнца пробил тёмную тучу.
Осветил тесовую маковку почерневшего от времени деревянного храма.
Огромная радуга перебросила мост между земным и другими мирами.
Дедичи улыбаются с её вершины.
Слёзы капают на тёмную столешницу.

Прозвучал последний вздох Арии.
Сколько времени прошло?
Пять минут? Жизнь?
Только ли моя?

И что ныне?
Покой? Умиротворение? Добро? Радость? Счастье?

Нет, слова не могут описать наполнивший душу СВЕТ.
Или?... Это ТЫ, ГОСПОДИ?
Александр Чашев 3.05.16 21:46
Можаеву.
За цифру 3 прошу простить. Опечатка.
Александр Чашев 3.05.16 21:33
Можаеву 3.
Дабы не оскорбить невзначай чувства местных верующих, предложил для публикации на сайте «облегчённую» версию рассказа. В книгу вошёл вариант с более подробным освещением жизни сироты-трудницы в монастыре.
И вам всего хорошего.

АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 3.05.16 20:43
Чашеву. Ну начнём с того, что староверы иконы признавали всегда и признают и по ныне.Что касаемо поклоняющихся "Матери-Земле", или молящихся колесу или пню - это язычники. В своей записке вы рассказали истинную судьбу своей бабушки. Если б в рассказе всего лишь может быть несколькими фразами вы показали это, всё стало б на свои места. Говорю вам всё это не для того, чтоб вас "окунуть", как кажется "доброжелателям". Вы человек несомненно талантливый, верится, что в конце концом разберётесь во всём. Всего вам доброго.
Александр Чашев 3.05.16 20:01
Илье.
И «воспаляясь», учусь писать. Для начинающего сочинителя, каковым являюсь, учёба и «пинки» полезны. Искра Божия, именуемая талантом, дана каждому человеку. Надо всего лишь её разжечь. Пытаюсь.
Илья 3.05.16 17:19
Чашеву
Зря вы так воспаляетесь перед человеком, который пнул вас скуки ради или из вредности, а теперь упрямо подводит идейную базу под свои пинки.
Мы живем не в воображаемом Можаевым народе, навидались всякого, и все ваши секрета, Можаеву раскрытые, к рассказу ничего не добавляют, поскольку хорош он именно в живом его виде, с его тайнами, с его именно художественной правдивостью.
Не оглядывайтесь на досужие умы, верьте в свой талант. А талант у вас истинный.
Александр Чашев 3.05.16 16:21
Можаеву. Буду признателен, если дадите ссылки на документальные или художественные сочинения и фильмы, в которых говорится о приведённых мной «вещах».
Не все раскольники почитали иконы. Не признавали их староверы-землепоклонники и другие толки, поклонявшиеся Матери-Сырой Земле. Кстати, молиться на бумажные иконы запрещено всем староверам. Впрочем, и это вещи известные. Как известны и многочисленные факты взаимного истребления, уничтожения храмов и образов почитателями икон из разных русских княжеств, или осенённые образами бунты, восстания, революции и гражданские войны с участием православных с двух сторон.

Что касается моей бабушки, то в монастыре она трудилась, получала тычки и зуботычины, стояла ночами голыми коленками на острых камнях, вицей бывала бита и мечтала об одном – выспаться бы. Любовь к христианским иконам и молитвам можно привить, но и отвратить от них тоже можно. Кроме того, бабушку выдали замуж за молодого большевика. Об этом говорю в следующем рассказе («Жданные») цикла. Опубликован он на сайте РП. Разумеется, икон в доме начальствующий большевик, к тому же из семьи потомственных знахарей позволить не мог. Да и во многих ли домах они имелись в те времена? А ныне?
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 3.05.16 09:43
Чашеву Всё что вы привели вещи известные и говорить о них ПРИНЯТО. Кроме того староверами были люди известные в России это и Лесков, и Мельников-Печорский, и Мамин-Сибиряк... и крупнейшие предприниматели, - Мамонтов, Морозов... и многие, многие другие, но к вашему рассказу они не имеют никакого отношения, потому что все эти "раскольники" почитали иконы. Вот почему ваша бабушка отреклась от них, осталось непонятным, потому она и вызывает недоверие.
Александр Чашев 2.05.16 22:30
Анне. На север бежали и противники «греческой религии». Так именовалось пришедшее из Византии вероучение, получившее затем название «правоверная вера христианская и лишь в семнадцатом веке ставшее православным христианством. Потому и двоеверие на севере ощущалось как нигде сильно. И раскол здесь имел огромные масштабы. О Соловецком восстании 1667-1676 годов, когда монахи не молились за царя и девять лет успешно оборонялись от царских войск, ныне говорить не принято. После него появилось множество поповских и беспоповских толков. Государство основным методом борьбы с инакомыслящими избрало террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны. После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев – «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения.

И они возымели действие. Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества. В начале двадцатого века об этом с горечью писал священник Куростровской церкви Грандилевский: «Действительно, записных и тайных раскольников церковные документы указывают на родине Ломоносова очень незначительное количество, духом же раскола проникнуты решительно все, причём не составляют исключения даже все личности искренне православные».
Коснулся раскол и семьи Ломоносовых. Русский поэт и сановник К.К.Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в поездке по северу России в 1884-1885 годах, по этому поводу пишет: «Бурливы как волны Северного моря были судьбы Ломоносова; по образцу прибрежных скал, окаймляющих Мурман, сложились его мощные, упрямые воззрения; мальчишка-помор, еще подростком побывал он и в расколе, широко раскинувшемся по тогдашнему северу, так как отец его, Василий Дорофеев, был раскольником». И об этом ныне говорить не принято. Грустно.

АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 2.05.16 21:47
Вообще странные вещи происходят!!! Каждому почему-то хочется, чтоб его здесь непременно только хвалили, только восхищались его творениями, но стоит только заговорить серьёзно о прочитанном, задать автору неудобный вопрос, тут уж держись!... Обязательно найдутся "доброжелатели", которые выставят тебя дураком. А главное, досадно за некоторых авторов, которые давно уж поверили своим "доброжелателям" и утратив способность размышлять на неудобную тему, показывают лишь свою глупость и спесь. Смешно ей Богу! Всем всего доброго и успехов!
Александр Чашев 2.05.16 21:36
Можаеву. Чем старше становлюсь, тем меньше хочется выяснять отношения. Обиды выдумываются умом. Давно осознал - быть понятым невозможно, как ни старайся. У другого человека своя картина мира, свой опыт жизни, своя вселенная. И в его версии прошлого Руси-России всё может быть даже очень лучезарным. Разумеется, в этой благостной истории не было тысяч лет православного язычества, давшего нам величайшее богатство – русский язык, других, наряду с христианским, миров, двоеверия, раскола, бунтов, восстаний и революций.
Нет, не была сусально-елейной наша история. Два десятка лет работы в архивах убедили меня в этом на многочисленных примерах и фактах. Обо всех сторонах жизни предков надо честно говорить. Из прошлого родом настоящее и будущее. На обмане семья может существовать, да только не семья это. Возможно, и страна, живущая с искажённой историей, всего лишь государство?
В небольшом рассказе не счёл нужным приводить негативные детали пребывания в монастыре моей бабушки - трудницы из сирот. Ныне ведь действует статья УК, предусматривающая наказание за оскорбление чувств верующих. Чувства думающих кодексы не защищают.
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 2.05.16 21:30
Анне. Ах какая вы умная!!!.... Куда уж до вас....
Евгений 2.05.16 18:32
Куда делся мой комментарий? - Повторить?
Анна 2.05.16 16:28
Странно, что надо еще кому-то объяснять, что на севере было много старообрядцев разного толка, в том числе и даже безпоповцев.
Лотман написал толстую книгу толкования разных сцен из "Евгения Онегина" Пушкина. Очень полезное и нужное чтение. Но и без Лотмана уровня общей культуры нам хватало когда-то, чтобы мы Пушкина читали и всё понимали без комментариев. И если Чашева не понял один Можаев, то это его проблема.


АЛЕКСАНДР Можаев 2.05.16 09:12
Чашеву Мне кажется вы зря обиделись. Ведь дороги к Творцу в рассказе не прослеживается. Трепетное почитание икон - тысячелетняя традиция русского народа. Отношения к Образам человека верующего особое и живёт оно слава Богу по сей день. А неубедительна ваша бабушка по одной лишь причине, вы мне, как читателю не показали почему, по какой причине ваша бабушка отреклась от тысячелетнего уклада русской жизни, почему отреклась от икон (собственно в этом весь запев рассказа) .
Наташа Мяусова 2.05.16 07:56
Вот странно, кому-то образ бабушки кажется неубедительным, а мне - наоборот.
и почему-то вспоминается рассказ Л.Толстого "Три старца"
Александр Чашев 1.05.16 21:55
ПЕТРУ БОЙЧЕНКО
Вы правы – «для постижения тайны живого русского языка» написан этот вариант рассказа из цикла «Заотнё». Есть другой, переведённый на современный язык. Некоторые рассказы из цикла опубликованы недавно на сайте РП. В них вспоминаю свою бабушку, родных и близких, говоривших на древнем русском языке, когда-то звучавшем на огромных пространствах России. И все они верили в Бога. По-разному. Мой прадед Степан Андреевич Прокшин расстрелян в 1938 году за спасение икон из разрушаемого храма. Моя мама из рода староверов «поморского толка», гонимых и в «славные» царские времена. Советская власть пустила огромную семью по миру, но веру отнять не сумела. Дед-большевик по отцу занимался раскулачиванием. И ни от кого из предков я не отрекаюсь. Все они были русскими людьми.


Александр Чашев 1.05.16 21:54
АЛЕКСАНДРУ МОЖАЕВУ.
К Богу ведёт множество дорог. И все они дороги Творцу. Так мне кажется.
Что касается поступающей «не по-русски» старушки, то автор в цикле «Заотнё» и в этом рассказе писал о своей любимой бабушке. Был в её жизни монастырь и последующая жизнь с Богом и без икон. Впрочем, убеждать человека категоричного, всё знающего, дело безполезное. Оставайтесь в своём мнении.
Александр Чашев 1.05.16 21:53
НИНЕ БОЙКО, ЮРИЮ ГУМАНИСТУ, ТАТЬЯНЕ, ТАТЬЯНЕ СЕРГЕЕВОЙ.
Душевно благодарю за добрые отклики! С праздниками!

АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 1.05.16 18:08
Бойченко Я тоже против, чтоб старух придумывать. Поэтому рассказ мне видится надуманным и не убедительным...
Татьяна Сергеева 1.05.16 16:26

Рассказ возвращает нас к истокам Веры нашей, духовной искренности.Сердце трепещет от слов Твоих, Господи.
Спасибо автору. Настоящий пасхальный подарок. Творческих успехов.
Петр Бойченко 30.04.16 11:11
Можаеву

Конечно, роман на диалекте не напишешь, а вот рассказец можно себе позволить. Чтобы подержали мы его, как конфету во рту. Для постижения тайны живого русского языка - очень полезное чтение!
И категорически не согласен я с тем, чтобы старух выдумывать под общую правильную гребенку. В старухе Чашева тоже тайна души и жизни. Тем более, наш север жил в своих закутках, как Бог даст, а не на виду у центров русской цивилизации. И потому сам являет собою особый тип уклада русской жизни.
А вот наш юг всегда был проходным двором. Но ведь тоже казачий уклад, в том числе и религиозный, во времена Шолохова еще сохранял некую свою особистость.
Так что, зря Вы, писатель, судите о прозе, как парторг.
АЛЕКСАНДР МОЖАЕВ 30.04.16 09:04
Сохранение исконного языка - первостепенная задача литературы. Но не должно быть и переборов, чтоб читатель мог обходиться без словаря. Слова должны жить в тексте органично и не требовать перевода. А теперь о самом главном: Что ж это за старушка такая, которая и в монастыре воспитывалась и в Бога верит, а Образов в доме не держит?!! Не по русски это...
Татьяна 29.04.16 19:13
С интересом прочла Ваш рассказ и перевод не понадобился, на душу легло тепло от его светлой сути
Юрий Гуманист 28.04.16 22:01
Особенно хороша светлая вера.
Нина БОЙКО 28.04.16 19:44
Хорошо-то как на душе от Вашей бабушки, от её чудной, забытой теперь уже, речи, от её светлой веры.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА