| Страница: 1 2 3 Все |
| Сергей Абрамов | 8.05.16 10:47 |
| ***
Ищу тишины и безлюдий, Питаюсь одною отравой. А. Блок Извечная жажда поэта, – Хоть каплю, хоть миг тишины… Да где уж там… песни планеты И звездам, пожалуй, слышны. О, если б Свиридов, иль Глинка, А то ведь такое поют!.. Бежать бы поэту в глубинку, – Да только и там достают. Невольно глотая отраву, Сжимая свой дух до нуля, Он пишет – про Доблесть и Славу. И… крепнет родная земля. |
| Сергей Абрамов | 8.05.16 10:41 |
| " - и благоволит к поэтам"
Вот мое стихотворение, написанное десять лет назад, об одном из них, талант которого абсолютно безусловен: Тихий свет в скиту Ветрово Тучи расступились понемногу, Пропуская солнышко вперед, Все-таки, оно поближе к Богу, Пусть расскажет, как земля живет. Что в грибных лесах щебечут птицы, Радуясь прохладе родников. Над горами воздух серебрится. Тихий плеск воды у берегов. А стада оленей горделивых Смотрятся в зеркальность горных вод. И о тучках скажет сизокрылых, И о том, что осень настает. Вышней синевой душа пленится Посреди причудливых красот… Тихий свет над водами струится… Человек о вечности поет. Песня незатейлива, простая, Теплится в лампадке огонек – «Господи, с Тобой не надо рая»… Над скитом воркует голубок. |
| Наталья Егорова | 6.05.16 22:20 |
| Дорогие друзья!
Поздравляю вас с замечательным праздником - ДНЕМ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА! И пускай Святой Георгий в красном плаще и на белом коне вечно летит по русским полям в окружении соловьев - и благоволит к поэтам. И пускай Святой Георгий принесет нам великую и долгожданную Победу! Хочу поблагодарить всех за любовь, тепло и доброту, за внимательное и доброжелательное отношение к моим стихам. И за интересный, конструктивный разговор о поэзии и христианстве, который, я думаю, состоялся. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! |
| Наталья Егорова | 6.05.16 21:50 |
| ЮРИЮ БРЫЖАШОВУ
Уважаемый Юрий! Хочу поблагодарить Вас за доброжелательное и внимательное прочтение моих стихов, за профессионализм и понимание. Это тем более ценно, что Ваша собственная подборка на сайте заставляет сказать:"Как талантлива наша Россия!" НИНЕ КОРИНОЙ Уважаемая Нина! В Ваших словах - щедрость души и сердца, чуткость к слову и смыслу. Спасибо за доброе и внимательное прочтение моей подборки. Пасхальной Вам радсти и твосческих удач! |
| Наталья ЕГОРОВА | 5.05.16 20:12 |
| УЧАСТНИКАМ ДИСКУССИИ
Пока я не заходила на сайт, прошла целая очень интересная дискуссия. Но поскольку участников разговора много, я, если можно, просто выскажу какие-то свои мысли на эту тему, и таким образом отвечу всем. На мой взгляд, в этой проблеме есть внешние и внутренние стороны. Россия, вернувшись к христианству, вернулась домой. Но дом – церковь – разрушен, и восстановиться, т.е. родить достаточное количество священников, которые не просто закончили духовные академии, а прошли какой-то реальный путь веры, за такое короткое время она не может, как не может родить за такое время много действительно прошедших по пути веры мирян. Мы вернулись в родной дом – но он нам совершенно не знаком. То есть, внешнюю сторону православия писатели освоили мгновенно. Еще бы! Такой пласт культуры! Тысячелетняя русская православная культура, две тысячи лет мирового христианства, Библия и т.д… Но православие – это практика, в результате которой человек должен внутренне измениться, причем радикально. А вот этого нет. Ни у паствы, ни, к сожалению, у очень многих пастырей. И мы стоим посреди огромного, родного, совершенно незнакомого большинству из нас, даже постоянно посещающих церковь, дома, и не знаем, что делать. А потом попадаем в мир подмен. Где писатели – не писатели, а христианство – не христианство, и зачастую наталкиваешься на такое, чего и в миру не встретишь. Это, видимо, все же не общая вина, а общая беда. Но поэзия – внутреннее дело, и для того, чтобы быть православным писателем, надо по этому пути христианина пройти внутренне. Не от темы ведь православность зависит, от духа. Есть в тебе настоящий христианский дух – о щенке и репейнике напишешь внешне светское стихотворение – и это будет православная поэзия. Нет в тебе христианского духа – и стихи о святых будут поэзией на православную тему. А вот с духом-то трудновато… Но, к нашему огромному счастью, у нас есть очень много замечательных священников, которых по праву можно назвать «настоящий русский батюшка». И когда говоришь с такими людьми, начинается совсем другой разговор, и разговор этот – удивительный. Вот мой глубоко верующий батюшка, который действительно прошел путь, положенный настоящему священнику, никогда специально поэзией не занимался, но о поэзии говорит так: «У поэта должно быть чистое сердце». А ведь ничего более точного и важного о поэзии и не скажешь! Чистое сердце – это качество святых. «Ибо чистые сердцем Богу узрят». Конечно, можно сказать: «А откуда нам это взять? Мы ведь поэты, а не святые!» Но что за поэт – с нечистым сердцем? У поэта действительно ДОЛЖНО быть чистое сердце, ибо такова природа вещей. Вот и получается, что ответы на все вопросы – у Бога и в церкви. Я хочу всех поблагодарить за разговор – сказано очень много умного, дельного, тонкого, и я со многим согласна и о многом буду думать. Если не совсем последние времена на дворе – думаю, как-то пройдем мы все сообща этот путь, и проблемы постепенно разрешатся, и откроется в русской литературе что-то новое и совершенно удивительное – именно на православной почве. Ибо Христос – Бог Слова. . |
| Александр | 5.05.16 07:34 |
| Согласен с Мяусовой. Вера - это личное, заветное, потаенное, святое!
Не дискуссия на базарной площади. Задолбали! |
| Наташа Мяусова | 4.05.16 21:58 |
| Игорю Смирнову
Я с вами совершенно согласна по поводу религиозных писателей. Мне вообще кажется, что мы в последнее время слишком уж часто позволяем себе рассуждать о том, что надо держать в тайне у сердца. Не знаю, как сказать, но чувствую, что стоит поговорить о чем-нибудь заветном - и сила его уменьшается. Так и с нашей верой: пар в свисток уходит. Мне понравилось, как обо всем этом вот здесь написано: http://николай-дорошенко.рф/blog13.htm |
| Надежда | 4.05.16 21:48 |
| Дорогая Наташенька, спасибо. И теперь уже дважды спасибо за Николая Тряпкина. Я как-то случайно попала на его творческий вечер в Москве. Это незабываемо. Но и ваш собственный мир заставляет думать и радоваться глубине вашего таланта и совести, заставляет меняться нас, сегодняшних, только подбирающихся к православной тематике. Бог в помощь! Христос Воскресе! Надежда Мирошниченко |
| Наталья Егорова | 4.05.16 19:43 |
| НАДЕЖДЕ МИРОШНИЧЕНКО
Дорогая Надежда Александровна! Огромное спасибо за отклик и доброе слово обо мне - для меня это очень важно и дорого. Стихи Ваши всегда читаю с радостью - много в них боли, любви и безоглядной открытости, от этого они легко входят в сердце. Да, стихи о писателях и поэтах стали писаться - целый огромный мир цветущей русской литературы как-то незаметно и неизбежно ушел в прошлое. С Николаем Ивановичем Тряпкиным Бог дал мне соприкоснуться в редакции - в газете "День", где я работала, шли в те годы полосы его новых стихов. Компьютеров тогда еще не было. Николай Иванович принес написанные от руки стихи. Я побоялась, что машинистки все поперепутают, и вечером дома села за машинку. Эти часы я запомнила навсегда. Читаешь - одно, второе, третье стихотворение - и все - высокая классика: "Оставим дым взаимной чепухи. Поверь же слову друга и поэта: Я заложил бы все свои стихи За первый стих из Нового Завета!"... Ситуация такая, что через неделю выйдет газета, эти стихи станут достоянием русской литературы, потом войдут в учебники, хрестоматии - но пока их не читал никто. И такая сокровенность была в этих минутах наедине с классикой, когда трепетали в руках исписанные старческим почерком странички, такая высота поэзии, что я тогда поняла - вот даже если у меня не будет в литературе больше ничего - ни собственных стихов, ни публикаций - ради этих минут все равно стоило прийти в русскую литературу и жить в ней. В газете, когда вышли стихи Тряпкина, был праздник. А Николай Иванович пришел, посмотрел номер и грустно-грустно сказал: " Мне еще никогда в жизни не давали в газете полосу под стихи!" Трудно он выживал. Труднее, чем думается. Внутренне был очень одинок и беззащитен. Но если будет русская литература - Тряпкин в ней будет всенепременно. |
| Наталья Егорова | 4.05.16 15:31 |
| Извините за долгое отсутствие на сайте - прислали срочную работу!
АННЕ КОЗЫРЕВОЙ У меня впечатления очень похожи на Ваши. Радует то, что руководство церкви готово поддержать русскую литературу, любит ее, осознает ее важность и заинтересовано в том, чтобы было как можно больше христианских писателей. На практике же зачастую получается нечто совершенно обратное, разрушительное, равным образом вредное и для самой церкви, и для литературы. Сейчас эта проблема назревает и созревает - видимо, через какое-то время, когда все это более четко обозначится, придется писателям взвешенно, обдуманно и доброжелательно высказываться на эту тему. В.М. - здоровья! Постараюсь ей позвонить. ВЛАДИМИРУ КОРОЛЕВУ Спасибо! Деревне "Волоковая" - 1000 лет. Поляки, французы, немцы - все шли в Россию через Волоковую. В Волоковой был штаб Барклая де Толли. Местные жители говорят, что в окрестностях деревни сейчас можно и медведя встретить - но мне пока не встречались. Но что удивительно - вокруг в деревнях запустение или жизнь еле теплится, а в Волоковой живут удивительно яркие , творческие и искрометные люди - там жизнь бьет ключом - свой театр в клубе, музей, в библтотеку народная тропа не зарастает. Какие-то неиссякаемые энергии в этом месте - на 1000 лет хватило, и на нашу разруху хватает. Картошка у них, вероятно, тоже волшебная - с тысячелетней информационной составляющей. |
| Александр | 4.05.16 05:22 |
| Поп освящает ракету, имя которой - САТАНА. Что? И здесь Бог в помощь?! А ведь - повсеместно.... |
| Юрий Брыжашов | 3.05.16 21:23 |
| Удивительно органично идёт в поэтической ткани стихов Натальи Егоровой чувство к мысли, мысль к чувству, почти всегда являя соединство-одно из самых ценных поэтических качеств. Мир её поэзии строен, сосредоточен, сложен, но и сокровенен, отраден, ибо глубоко одухотворён. Он проникнут той страстной сдержанностью, когда мысли и чувства, не теряя внутренней страстности, становятся предельно высокими. Стихотворение заканчивается, но всё , составляющее его, остаётся в сознании.
Редкостный дар сердца и пера. И ответственности за своё слово. Всего Вам самого доброго, Наталья! |
| Александр Говоров | 3.05.16 16:55 |
| По-моему, главное в этой дискуссии сказал Григорий Блехман: "... сначала возникает ИЗНУТРИ ДУШИ поэтического таланта это поэтическое нечто, которое называется православной поэзией, а ПОТОМ уже мы - читатели сами - объединяем ВНУТРЕННЕ для себя таких поэтов по ВНУТРЕННЕМУ ЕДИНСТВУ их духовной сути...".
Он сказал этим главное, потому что, если есть поэтический талант и душа просит писать на такие темы, то и получается православный поэт. Если чего-то из этих двух качеств нет в человеке, то ничего не получается. Поэтому любые объединения сверху или ещё более нелепое предложение о цензурировании, ничего не дадут. Поэт - явление редкое, сугубо индивидуальное, и по заказу или под бдительным оком он ничего путного не напишет. |
| Сергей | 3.05.16 16:19 |
| "Согласен с Игорем Смирновым. Полагаю, поэзия на темы Священного Писания должна цензурироваться (благословляться или не благословляться) опытными священниками."
А я с этим не согласен. Из своего опыта знаю, что в большинстве священники или старцы в поэзии не фига не смыслят, за редким исключением. Для них главное, чтоб были слова о покаянии, о церкви, о молитве и т.д. И есть еще одна болезнь среди так называемых православных поэтов: они абсолютно твердо уверены в том, что если после молитвы в его голове появились какие-то рифмованные строчки, то это точно от Бога, нельзя не менять, не править. Такую писанина, как правило, к поэзии никакого отношения не имеет, да и писать священные слова корявым языком грешно и кощунственно. Эта болезнь плодит новых графоманов - православных. |
| Александр | 3.05.16 16:18 |
| Хватит лепить новых замполитов и комиссаров под камилавками и клобуками. А то ведь разозлите народ, опять кресты будет с золоченых маковок сбивать. Пожалейте хоть храмы. Они-то деяния умелых рук человеческих! |
| Наталья Егорова | 3.05.16 15:45 |
| Приношу всем свои извинения: смогу подсоединиться к разговору немного позже: у меня очень срочная работа. |
| Николай | 3.05.16 15:06 |
| Что-то не все ладно в нашей поэзии и литературе в целом. Что ни стих -- то Храм, Христос, икона, заповедь, нравоучение: не так живешь! Не много ли, не перебор? Мы кого учим? Сами себя хвалим до тошноты. Уймитесь! Оглянитесь вокруг, какая трудная жизнь, как страдают люди, насколько все это безнадежно. А у нас аллилуйя за улилуйей. Пусть воспоет поэт жизнь простого селянина или городского рабочего, на высокой поэтической ноте, пусть проклянет гласно продавших всех нас. А батюшки пусть занимаются своим делом, не над каждой книжкой святой водой брызгать. Тут посмотрел: поп освящает ракету, имя которой - "Сатана". Это уже маразм. |
| Нина Корина | 3.05.16 14:57 |
| Как уместно - и вовремя! - возникла здесь молодая картошка!..
В Ваших стихах, уважаемая Наталья Николаевна, я увидела только один "вектор христианской религии" (и не может быть другого!), только один её "постулат": Ваше признание в любви к Создателю, к мгновенности жизни, в буране таящей беду, к замёрзшей отчизне - теплынь-рукавичке на льду". Ваше понимание, что "на кресте своих дней каждый платит за слово судьбою своей". И что "Господь, как большую икону, весь мир написал НА СВЕТУ". Глубокие, озарённые не здешним - не земным - солнцем стихи! Читать их не просто; иногда к смыслу пробиваешься сквозь твёрдую скорлупку. А наградой - бесконечная ширь горизонта, "напряжённая вышина", от которой "ждём ответа", "напряжённо дышащая глубина". И осознание того, что обращать свои взоры к небу всё-таки нужно по линии "отвеса", по вертикали; отвес ведь не признаёт отклонений. Разве не об этом: "Распахнул благодатных энергий отвес Богородицы храм, Богородицы дом"?! Удачи Вам и новых строк! Христос воскресе! Воистину воскресе! |
| Наталья Егорова | 3.05.16 14:41 |
| Приношу всем свои извинения: смогу подсоединиться к разговору немного позже: у меня очень срочная работа. |
| Надежда | 3.05.16 13:50 |
| Дорогая Наташенька, поздравляю вас с умной и талантливой подборкой! Замечательно задуманное вами поле стихов о знаковых русских поэтах, поэтессах и писателях. Что касается сегодняшнего состояния "православных" литературных обществ, это так, особенно, в провинции. Всё по типу "инернет.ру." Мне понравилась вся подборка: огромный труд души и сердца! Но запомнилось - навсегда - стихотворение о Николае Тряпкине и "Егорий Хоробрый". Место творчества Николая Тряпкина в русской культуре не оценено ни раньше, ни сейчас. А это был мощный русский национальный поэт, которого так сегодня не хватает интернационализированному, сбитому с пути, русскому народу. Поздравляю с яркой публикацией! Христос Воскресе! Надежда Мирошниченко |
| Владимир Королёв Смоленск | 3.05.16 11:32 |
| Наташа, разговаривал с Волоковой, поздравлял добрых людей с праздниками, тебе от них поклон и приглашение на...молодую картошку! Да, она уже взошла, Анатолий Иванович Сидоркин, поклонник твоего Таланта, сегодня уже занимается окучиванием её ростков.Так что, Наталья Николаевна, пишите "Волоковую-2", если хотите на Троицу отведать рассыпчатое чудо, посыпанное укропчиком, на берегу Касплянского озера! |
| Григорий Блехман | 3.05.16 09:41 |
| Очень важный и абсолютно предметный разговор завела Сэда Константиновна и поддержал Игорь Смирнов. И разговор этот порождён поэтическим даром Натальи Егоровой. В этом поэтическом даре вылилась позиция её души. И именно поэтому, - когда позиция души, соединена с даром СКАЗАТЬ - возникает то, что представила Наталья в этом цикле (есть у неё и не только в этом).
И когда ещё кто-нибудь, как, например, Николай Коновской, пишет на такую тему на высочайшем поэтическом и духовном УРОВНЕ, то возникает уже сообщество православных поэтов. Но сначала возникает ИЗНУТРИ ДУШИ поэтического таланта это нечто, которое называется православной поэзией, а ПОТОМ уже мы - читатели сами - объединяем ВНУТРЕННЕ для себя таких поэтов по ВНУТРЕННЕМУ ЕДИНСТВУ их духовной сути. Если же идти с другой стороны, - объявив, что есть некое объединение православных поэтов, - то, конечно, вмиг ВЫСОКОЕ объединение ТАЛАНТОВ растворится в массе графоманов, о чём свидетельствует история любых объединений (вспомним, например, Серебряный век). Ведь в конечном счёте, история оставляет ИМЕНА, а не объединения. А имя может появиться, если человек на любую тему пишет ЛИШЬ в том случае, когда " ...И сердце бьётся в упоеньи, / И для него воскресли вновь /И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь..." И мы бы здесь не говорили столько о стихах Натальи Егоровой, если бы ИМЕННО ЭТО не рождало её поэтические строчки. Спасибо Вам, Наталья, ещё раз за то, что вот такие важные общечеловеческие обсуждения возникают благодаря Вашему таланту СКАЗАТЬ и, конечно, за то, "что чувства добрые" Вы "лирой" пробуждаете. |
| Илья | 2.05.16 23:57 |
| Согласен с Игорем Смирновым. Полагаю, поэзия на темы Священного Писания должна цензурироваться (благословляться или не благословляться) опытными священниками. Как у фильма на историческую тему должен быть консультант-историк.
Это я пишу не в упрек стихам Егоровой, она у меня вызывает полное доверие. Просто я помню те времена, когда в выходных данных книг, требующих не фантазии, а знаний, стояли фамилии рецензентов, остепененных научными званиями. |
| Игорь Смирнов | 2.05.16 23:21 |
| Тема "православной поэзии" вызывает во мне содрогание. Есть поэзия поэтов, принадлежащих к православной цивилизации. Как, например, есть поэзия языческой античности. Даже если поэт - священник, то его поэзия может называться православной лишь в том случае, если будет канонизирована. Да, поэт может писать о своем религиозном чувстве. И я его буду читать, как собрата по вере, а не как пастыря. Поэт этот может одарить меня какими-то своими душеполезными и даже душеспасительными прозрениями. Но - как и каждый иной человек. Но есть у поэзии свойство магии. И на месте поэта я бы тысячу раз подумал, прежде чем к очередной Пасхе левой ногою сварганить нечто в рифму и про Христа. Это куда больший грех, чем левой ногою написать нечто про весну или про лето. Я не против того, чтобы поэты объединялись по конфессиональному признаку. Для спасительной цензуры со стороны товарищей, например. Как трезвенники объединяются не только для того, чтобы не в одиночестве отказывать себе в удовольствии выпить рюмку водки за праздничным обедом, а еще и для большей личной ответственности за свое теперь уже публичное решение вести трезвый образ жизни. Опять же, от сообщества православных поэтов я ожидаю в первую очередь нетерпимости к тем мерзостям жизни, которые оскорбляют наши православные души. Например, показали в Смоленске детям богохульный спектакль, а поэты, считающие себя людьми православными, потребовали бы от местного департамента культуры детей этим спектаклем не развращать. А иначе какие же они православные? Зачем они объединились? А есть еще и православные рокеры. Хотя даже наукой доказано, что от их музыки у коров падают надои. Я это к тому, что и бездарный поэт, написавший нечто к Пасхе, подобен рокеру. Потому что всякий предмет, сотворенный без таланта, оскорбляет свое значение и свою сущность. Короче говоря, стихотворения Натальи Егоровой для меня ценны лишь потому, что она такая же прихожанка, как и я, но только у неё есть еще и поэтический дар. А было бы указано, что она православная поэтесса, я бы читать её поостерегся. Как поостерегся бы исповедаться не священнику, а набожной служке, торгующей свечками в храме. |
| Анна Козырева | 2.05.16 22:57 |
| Привет передала - и Вам поклон. Очень больна... К вопросу о православных писателях - это, по-моему, просто ужас какой-то: то ли парад графоманов, то ли очередное торжище, где заправляют часто редактора с образованием школьного учителя, да еще с такими амбициями, что появись вдруг тот же Пушкин у них на пороге, например, с Повестями Белкина, то обвинят в безнравственности и безрелигиозности. Опытных редакторов, по-настоящему знающих и понимающих литературу, днем-с-огнем не сыщешь. А сколько на прилавках в храмах лежит литературы, которую просто вредно и опасно давать тем же детям в руки, но зато там ангелы сплошь летают и чудеса через страницу. Убедилась, что часто в издательствах нет ни каких авторитетных советов, а решает порой один такой вот якобы редактор, а то и издатель, ссылающийся на благословение старца какого-нибудь. Вот беда-то! |
| Наталья Егорова | 2.05.16 22:45 |
| Полностью с Вами согласна, Сэда Константиновна. |
| СэдаВермишева | 2.05.16 22:26 |
| Я немного понимаю, что за этим стоит. Но начинать подобную тему
на литературном сайте - не знаю,насколько уместно. С. В. |
| СэдаВермишева | 2.05.16 22:19 |
| А как же нам быть? Сэда |
| Наталья Егорова | 2.05.16 21:45 |
| Ой, Сэда Константиновна! Вы такую больную тему затронули! Вот пример куда ближе к нам, чем Центробанк - сейчас по России при епархиях организуются объединения православных писателей. Я на эту идею центра отреагировала, как на гениальную. Но что в том же Смоленске получается на практике - я из-за праздничных дней даже говорить не буду. И если бы дело было только в том, что достаточно большое количество самодеятельных авторов, не являющихся писателями, называют Православными Писателями - это была бы беда, но там беда куда большая - вот та самая разнонаправленность постулатов христианской религии и ее практики, о которой Вы говорите. Я уже второй год из-за этого сама не своя хожу. |
| Сергей Абрамов | 2.05.16 20:58 |
| В русской избе
Нет места что ли для икон? В углу Господь и все святые. Спросил Христа. Изрек мне Он – Когда оставлю сей амвон, Загонят в угол всю Россию. |
| СэдаВермишева | 2.05.16 20:49 |
| Наталья Николаевна, конечно, пусть и другие высказываются по затронутой теме. А насчет поэзии и христианства - отдельная интересная тема, и Вы ею на практике владеете, о чем говорит Ваш цикл. Меня же интересует разнонаправленность векторов христианской религии, ее постулатов, и ее практики. Не стыкуются. И на таком песке стоит христианская цивилизация...Результаты мы видим. Возможно, я высказываюсь не политкорректно, но что поделать... Недавно на блоге Н. И. Дорошенко была статья о ставках Центробанка нашего Богом хранимого Отечества. В исламе такого нет. С уважением С. Вермишева |
| Наталья Егорова | 2.05.16 20:34 |
| СЕРГЕЮ АБРАМОВУ
Спасибо, Сергей! С праздником! |
| Сергей | 2.05.16 20:12 |
| Примите, Наталья, мой низкий поклон русской от русского. Ваши стихи более чем превосходны! |
| Наталья Егорова | 2.05.16 19:46 |
| СЕРГЕЮ АБРАМОВУ
Замечательное стихотворение! |
| Сергей Абрамов | 2.05.16 19:44 |
| "Хотелось послушать, что думают об этом другие поэты,"
Я думаю вот так: *** Гляжу на Лик распятого Христа! А завтра Пасха, завтра воскресенье! А за окном густеет темнота, И сыплет снег по темени весенней, Холодный, мокрый слепит всё окрест, И люди долу головы склонили... Христос воскреснет! Он уже воскрес! ... Чтоб на кресте мы плечи распрямили. |
| Наталья Егорова | 2.05.16 18:31 |
| СЭДЕ ВЕРМИШЕВОЙ
Сэда Константиновна, из каждого тупика есть как минимум два выхода! Вообще же в эти Пасхальные дни очень хотелось, чтобы завязался какой-то разговор о действительно серьезной проблеме "поэзия и христианство". Хотелось послушать, что думают об этом другие поэты, какие проблемы и мысли у них возникают. |
| Наталья Егорова | 2.05.16 18:24 |
| АНАТОЛИЮ АВРУТИНУ
Дорогой Анатолий! С неизменным трепетом читаю каждую Вашу подборку.Вы - поэт редкий - пронзительный, трепетный, мощный, с очень современным и одновременно глубинно-вечным мировосприятием . Поэтому то, что Вы стали перечитывать мои стихи - само по себе огромная радость. И тем большая радость - что "Егорий Хоробрый" Вам понравился. Вдохновения Вам и Божьей помощи во всем! И - как можно больше новых стихов! С нетерпением жду Ваших новых блестящих публикаций!!! |
| СэдаВермишева | 2.05.16 16:49 |
| Да, Наталья Николаевна, к сожалению, не всякий тупик имеет выход. С. В. |
| Анатолий Аврутин | 2.05.16 11:04 |
| Дорогая Наталья, впервые пишу повторный комментарий к чьей-либо подборке. А все потому, что заново перечитал вашего "Егория Хороброго":
Подседай же, Егорий, в редеющий круг, Подпевай, как враги наши хаты сожгли, И скажи неутешную правду, сам-друг, Где хранится Победа великой земли? ................................................................ Но гниют разоренные сёлы без слов, И без слов потрясенное сердце болит. Да и ты, расплескав самогоночку вдов, С партизанкой столетнею плачешь навзрыд. Вам удалась редкостнейшая вещь. Вы соединили образ святого, которые обычно высоки и не совсем, скажем прямо, открыты для общения с нами, с вполне реальным образом человека, способного после чарки самогона поплакать навзрыд со столетней партизанкой... То есть, он и святости своей не утратил, и понятнее стал, ближе, человечней... А для этого большое искусство и серьезное мастерство требуются. За что вам отдельный поклон! |
| Наталья Егорова | 2.05.16 01:36 |
| СЭДЕ ВЕРМИШЕВОЙ
Уважаемая Сэда Константиновна! Огромное спасибо за то, что услышали и поддержали меня. Православие и современность - это действительно самая важная проблема, без решения которой которой не будет жизни на Земле. И пытаясь писать стихи, как-то связанные с христианством, на эту проблему выходишь сразу. Это не "Зачем нам старые преданья, Когда мы бездну перешли?" (Ю.К.) Эти предания необходимы нам, как хлеб. Но вот бездну мы действительно перешли, и возвращаться надо через бездну, причем бездна в этой ситуации - мы сами. Мы не только живем в другом мире, мы сами - совершенно другие. Да и вообще христианство и поэзия - это куда более серьезная проблема, чем принято думать. У больших русских поэтов есть ОТДЕЛЬНЫЕ прекрасные стихи на христианские темы, вообще же в полном смысле этого слова ХРИСТИАНСКИМИ ПОЭТАМИ можно назвать только Тютчева и Клюева. Многое сделал, чтобы сдвинуть эту Золотую гору, Кузнецов, но, к сожалению, далеко не все успел. Богатая европейская традиция христианской поэзии - на мой взгляд, не то, на что можно и нужно ориентироваться русским поэтам - европейская поэзия более внешняя, в ней меньше духовности, несказанности, глубины. Той глубиной покаяния, которой потряс всех Достоевский, никто из современных поэтов, думаю, не обладает. А бесконечное рифмование житий или евангельских сюжетов - не выход, хотя и такие стихи надо писать ( если писать хорошо). Вот и получается, что хочешь написать что-то православное - а попадаешь в лес из проблем, и проблемы все множатся и множатся. Хотя так и должно быть - это ведь и есть Путь. Пишу же я стихи, конечно, стихийно - иначе ведь ничего не напишешь. Да и конкретные решения проблем приходят только тогда, когда пишешь. А это - раздумья в перерывах между стихами... |
| Наталья Егорова | 1.05.16 21:01 |
| АННЕ КОЗЫРЕВОЙ
Спасибо, Анна! Очень рада Вашему отзыву, тем более что, насколько понимаю, Татьяна Михайловна Глушкова - дорогой и для меня, и для Вас человек. Если будете звонить Валентине Николаевне Мальми, передайте ей от меня поздравления с праздником. ВЛАДИМИРУ КОРОЛЕВУ Да, статья Екатерины Козыревой - для меня, безусловно, событие радостное, и я Кате очень благодарна. Но ведь, действительно, кроме моей личной радости, есть еще и объективные факторы - статья эта - о ком бы она ни была - на мой взгляд, написана на очень высоком уровне, меня подкупает зоркость Екатерины, умение проанализировать и отдельное стихотворение, и общие черты, присущие творчеству автора в целом, умение увидеть неожиданную деталь, которую сам поэт и не заметит, а она говорит о нем многое - вот, например, тот же фрагмент статьи со словом ЯВЬ - слово из моего стихотворения, но я только после прочтения статьи осознала, что действительно всегда стремлюсь писать ЯВЬ, а не сиюминутную реальность. Вот для этого и нужна поэтам критика - чтобы посмотреть на себя со стороны глазами другого человека, читателя, увидеть и понять себя по-другому, иными словами, вот к этой же ЯВИ о себе приблизиться... А Екатерина не только сама поэт, она очень умный и чуткий читатель, собеседник, а значит, и со-творец другого поэта. |
| СэдаВермишева | 1.05.16 20:08 |
| Уважаемая Наталья Николаевна! Когда я прочла Вашу подборку, мне очень понравилось органическое соединение в стихах темы религиозной и дней сегодняшних, тем злободневных. Думала, что это у Вас получилось стихийно, само собой. Но прочитав Ваши отклики на комментарии , мне представилось, что это не стихия, а сознательно поставленная задача. ,А это само по себе, для меня во всяком случае, очень важно.Если так можно выразится, условно - теория и практика христианства. Их соединение, слияние - важнейшая цивилизационная проблема, от решения которой зависит будущее мира.И это -без приувеличений.И если Вам удается хотя бы отчасти постановка вопроса - то это уже достижение.С уважением С. В. |
| Наталья Егорова | 1.05.16 15:34 |
| ГРИГОРИЮ БЛЕХМАНУ
Спасибо, Григорий, за высокую оценку моей подборки. Часто читаю на сайте Ваши материалы. Вы наделены даром видеть, любить и понимать стихи других поэтов - а это дар душевной полноты и отзывчивости - дар очень ценный и в наше время, к сожалению, редкий. ВАСИЛИЮ ВОРОНОВУ Уважаемый Василий Афанасьевич! Огромное спасибо за зоркость и доброту - за такой трепетный, вдумчивый, удивительный отзыв! Казалось бы, с шолоховских высот другой мир не виден - а Вы о Шолохове пишете и еще с тихого Дона нас, грешных, умудряетесь рассмотреть! С удовольствием читаю Ваши яркие и глубокие эссе о писателях - большое дело Вы делаете для русской литературы! С Воскресением Христовым! НИКОЛАЮ КОНОВСКОМУ Спасибо, Коля! Христос Воскресе! |
| Владимир Королёв ( Смоленск ) | 1.05.16 13:55 |
| Наташа, молодец, что сказала "Спасибо"Екатерине Козыревой: редкий случай,когда уровню стихов соответствует уровень статьи о них! Христос воскресе! |
| Наталья Егорова | 1.05.16 12:42 |
| ЕКАТЕРИНЕ КОЗЫРЕВОЙ
Дорогая Катя! Огромное тебе спасибо за замечательную, глубокую, вдумчивую, очень профессиональную и наполненную любовью статью о моей книге! На таком уровне сейчас о поэзии мало кто пишет. Вопрос о Центре мира - очень интересный. Действительно, и В.В. Кожинов, и многие современные философы говорят о том, что центром мира и центром истории является каждый человек - твоя душа - центр мира, там, где ты живешь - центр мироздания, а события, происходящие с тобой - центральные события истории. И если говорить об индивидуальном человеческом восприятии, это действительно так. Но христианство говорит совершенно другое. Оно Богоцентрично, а не человекоцентрично. В православии есть удивительное учение о Вселенской Церкви, в котором говорится, что каждая церковь, в которой служится Литургия и совершается таинство Евхаристии - Вселенская, она является Центром мира.Центр мира там, где Христос. Т.е. самым удивительным образом и церкви Иерусалима, и церкви Афона, и самые захолустные, заброшенные, догнивающие церкви русских деревень - одинаково являются Центром мира (об этом и написано мое стихотворение "Давно деревни вымерли в округе"), а Святые Дары, независимо от того, где идет причастие - совершенно одинаковы. Цари и нищие всех веков и земель причащаются все тому же Христу. Вот оно, равенство, которого люди ищут тысячелетиями. Старая, заброшенная, никому не нужная деревенская бабуля получает на Литургии от Христа тот же драгоценный дар, что и сильные мира сего. Христос Воскресе! |
| Наталья Егорова | 1.05.16 12:13 |
| АНАТОЛИЮ АВРУТИНУ
Я очень высоко ценю поэта Анатолия Аврутина, а потому очень высоко ценю и его мнение о моих стихах. Светлана Кузнецова и Татьяна Глушкова - бесконечно дорогие для меня люди, и я рада, что стихотворение о них удалось. Подборку я действительно составляла к празднику. Но и тянет меня в стихах - все больше и больше к христианству. Хотя понимаю, что профессиональные проблемы при этом возникают огромные. Во-первых, конечно, страсти, которых не избыть, а христианин обязан - но поэзия-то - это в том числе и поэтический темперамент, т.е. вот эти самые страсти во всем их накале. Хотя, с другой стороны, святые свидетельствуют о том, что по мере изживания страстей человеку открывается ПОЛНОТА БЫТИЯ, он становится более ЖИВЫМ, человеку открывается ЛЮБОВЬ, которая ни от чего не зависит - но ведь это именно то, чего ищет поэзия. А вторая серьезная проблема - это залитературенность. Поэт должен писать о живой жизни. Иначе - какой он поэт? Той удивительной живой жизни, которая идет в церкви, словами передать нельзя. Там все - ИНОЕ. Я пытаюсь, обращаясь к христианским темам, избегать залитературенности, не уходить от реальной современной жизни с ее проблемами и бедами. Надеюсь, что в этом нет противоречия - ведь дорогу ко Христу ищем именно мы - современные люди! Большое спасибо, Анатолий, за добрые слова о моей книге и моих стихах! С праздником! |
| Анна Козырева | 1.05.16 11:23 |
| ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Душевно, светло и радостно... спасибо |
| НАТАЛЬЯ ЕГОРОВА | 1.05.16 11:20 |
| Дорогие друзья!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Прежде всего хочу поздравить всех авторов и читателей сайта и, конечно же, его замечательных самоотверженных хозяев - Николая и Елену Дорошенко - со Светлым Христовым Воскресением, и пожелать всем Радости, Света, Мира, Веры, Надежды и Любви! И, конечно же, Божьей милости и Божьей помощи во всем! Пусть русская литература всегда будет со Христом! ВЛАДИМИРУ ПОДЛУЗСКОМУ Спасибо за высокую оценку моего стихотворения! О Христе писать очень трудно ,почти невозможно. И тем радостнее, когда что-то удается. СЭДЕ ВЕРМИШЕВОЙ Спасибо, Сэда Константиновна, за добрые слова. С удовольствием читаю Ваши стихи и статьи. АНДРЕЮ ПОПОВУ Спасибо! Христос Воскресе! |
| Николай Коновской | 1.05.16 02:17 |
| Замечательная подборка!
Огромная благодарность редакции сайта, знакомящего читателя с лучшими образцами современной русской поэзии. Христос воскресе, дорогие православные братья и сёстры! |
| Василий Воронов | 1.05.16 02:17 |
| Кажется, явился новый страстный и обжигающий голос в русской поэзии. Его нельзя не услышать, обойти, помянуть всуе. Стихи чаруют своим дыханием, историческим смыслом, высокой печалью. Печалью, вместившей века, веси и грады, русские Матеры и пепелища.
Стихи до краев полны любовью, высокой лирической исповедальностью и редким чувством человеческого достоинства. Отныне и навсегда я Ваш, Наталья Егорова, очарованный читатель. Кланяюсь. Василий Воронов |
| Григорий Блехман | 1.05.16 00:03 |
| "...Если в Слове творящем запахан весь мир,
Значит, наша Победа посеяна в нём..." Очень точно. И вообще, стихи Натальи Егоровой "клокочут как колокол", который "звонит" по каждому из нас. Спасибо, Наталья, за этот "колокольный звон", не позволяющий рутине, наводнённой пустыми словами, засасывать человека. На мой взгляд, очень сильный цикл. |
| Екатерина Козырева | 30.04.16 22:19 |
| Наташа, казалось, я прочитала твою книгу вдоль и поперёк, но эта подборка заставляет останавливаться на каждом стихотворении, так много в ней новых и с о в р е м е н н ы х мыслей и проблем. Особенно о ЦЕНТРЕ МИРА. Вот строки из моей статьи"Терпеливая муза" о твоей книге "Русской провинции свет":
"Героями русской жизни становятся Ефрем и Исаак Сирины, из вещих сиринов превращающиеся в русских снегирей: «Два снегиря за белою горой/ В сирийском сне над Русью вековой». Говоря о древних святых, поэт думает о нашем времени: «И в драме мировой из года в год/ Совсем другой сюжета поворот». И хотя о современных событиях в Сирии поэтесса не упоминает, стихотворение о духовных поисках и вере неожиданно оказывается остро злободневным. Вместе с тем становится ясно: в наши смутные времена вместе с весной появляются смелые души, которые хотят воскреснуть и думают о бессмертии."Центр мира - там, где живёшь! Эта мысль наиболее полно выражена в книге В. В. Кожинова "История Руси и русского слова". Что ты можешь сказать об этом? |
| Анатолий Аврутин | 30.04.16 21:11 |
| Стихов Натальи Егоровой не пропускаю никогда. И подаренный автором сборник избранного постоянно держу под рукой, чтобы удобно было заглянуть.
Несмотря на то, что нынешняя публикация, безусловно, приурочена к светлому празднику Пасхи, чем и объясняется подбор стихов -- чистых и искренних, лично меня больше всего трогает стихотворение, которое вроде бы читал не раз, но всегда воспринимаю, будто впервые: Опять взойдут, сметая тьму обмана, Готовя мысли резкий поворот, Две музыки — Светлана и Татьяна — Среди навек закрывшихся широт. Таких пронзительных строк очень мало в современной поэзии. Тем они ценнее! С праздником, Наталья! |
| Андрей Попов | 30.04.16 20:32 |
| Прекрасные стихи! С наступающей Пасхой! |
| СэдаВермишева | 30.04.16 18:43 |
| Стихи не только хорошие, но и интересные. Поворот мысли, восприятия, суждения.
. |
| Владимир Подлузский | 30.04.16 18:34 |
| На сегодня первое стихотворение - самое ясное, чистое и образное, из всего того, что написано на библейские темы русскими поэтессами в последние годы. |