Страница: 1 2  Все

Григорий Блехман 23.12.20 11:14
Полностью согласен с Ниной Ягодинцевой: "Наша задача - передать им суть, нравственные основания деятельности... Ну и подсказки - по мере необходимости". Потому что именно такая "игра" или "игровая деятельность" может дать максимальный эффект, - не взаимное раздражение, а ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ.
И это давно уже чувствуется, потому что есть прекрасные педагоги, которыи интересны "веянья времени" на трансформацию языковых элементов, и молодёжь, способная к диалогу и воприятию подсказок старших, которые, уверен, делают их лишь "по мере необходимости".
Поэтому и верю в "наше будущее", где уже сегодня видны яркие личности в литературе.
Нина Ягодинцева 23.12.20 09:42
Уважаемые, дорогие мои коллеги!
Да, вместе с цифровыми и социальными технологиями в нашу жизнь вошло огромное количество новых слов. И это процесс неизбежный: кто разрабатывает и привносит технологии, тот и определяет терминологию. Количество непонятных слов зашкаливает, воспринимается как угрожающее, потому что не даёт возможность осмыслить явления - их осмысливает тот, кто понимает новую лексику. Но "тащить и не пущать" уже не получится - процессы запущены и пошли вглубь. Выход один - разрабатывать свои социальные технологии для своего будущего и описывать их на своём родном языке. (Кстати, технологию проведения деловой игры Андрей Тимофеев здесь в комментариях так и описал - всем понятны цель, задачи, последовательность действий и результат игры.)
А то, что в язык уже пришло, придётся или осмысливать и осваивать, или отбрасывать за ненадобностью (как, кстати, русский язык всегда и поступает с заимствованиями - вспомните историю). И здесь тактика глухой обороны изначально проигрышна.
Это всё нормальные процессы развития. Дай-то Бог нам с ними справиться.
В игровой деятельности есть один чисто психологический нюанс. Игра (и деловая в том числе) должна быть увлекательной, потому что это свободная деятельность, в которой человек должен раскрыться сам. Уже в названии игры должна быть яркая интрига, загадка, привлекающая внимание. Не мне вам объяснять, как работает название. Так вот, в игре оно должно быть ещё ярче, сильнее, поэтому здесь часто используются лексические и стилистические парадоксы, новые для широкой публики словечки. Можно, конечно, назвать какую-нибудь игру чем-то типа "интеллектуальная лапта" - и посмотреть, сколько молодёжи на эту игру придёт.
Собственно, развернувшаяся дискуссия показала, что название сработало. Своеобразно, правда, - но сработало. Здесь должен быть смайлик (да, ещё одно заимствованное слово).
Но сказать хочется о другом. Мир стремительно меняется, опасно кренится то в одну, то в другую сторону. Ни дремучая архаика, ни цифровое безумие для нас - не вариант. Образ будущего придётся создавать самим. И делать это предстоит тем, кто вступил в пору духовного совершеннолетия и возраст силы - это 30-40-летние. Молодые. Наша задача - передать им суть, нравственные основания деятельности. Формы будут меняться, это неизбежно. И тем, кто идёт на захват будущего, нужны не одёргивания и обвинения, а воодушевление и поддержка. Ну и подсказки - по мере необходимости.
Валерий Савостьянов 21.12.20 17:20
Ну почему же, Василий Владимирович. Здесь же речь идёт о процессе творческом, как для педагогов, так и обучающихся на такимх семинарах в результате взаимного общения и взаимного обогащения. Ведь эти семинары не имеют целью подготовки чиновников от литературы, а, наверное, направлены на постановку писательского фундамента и выявлению "звёздочек" среди участников. Поэтому не могу согласиться с Вашим: "разговор конкретный, чисто чиновничий". Такие разговоры ведутся в университетах управления или на семинарах партактивов.
А цель ведь семинаров творческих, наверное, в том, чтобы, кроме профессиональных и мировоззренческих разговоров, донести мысль до участников, что нужно постоянно над собой работать, и только тогда сумеешь понять, что Бог тебе дал. Причём, последнее может проявиться и в очень зрелые годы.
Так что сказанное Григорием Исааковичем: "понятие молодости в искусстве абсолютно условно..." не оспоришь, ибо примеров тому масса.
Дворцов 21.12.20 15:31
Валерий Николаевич, это вы не внимательны. О природе таланта, даже о поэтическом днк можно рассуждать вволю где угодно, но не здесь. Ибо здесь разговор конкретный, практически чиновничий, и лирические отступления дозволительны только милым дамам, а не бойцам с седою головой.
Валерий Савостьянов 21.12.20 11:24
Василий Владимирович. Вы невнимательно прочли комментарий Григория Исааковича. Он написал о природе таланта, а Вы рассуждаете о производственном процессе. Конечно, школа - момент очень важный, но с какого-то момента начинает уже главенствовать та самая природа, которая существенно влияет на то, какой уровнь тебе суждено или посильно достигнуть в твоём творчестве. Разьве не так?
Вот Николай Иванович привёл примеры Дмития Ханина и Александра Тихонова, которые уже явно являются яркими фигурами в современной поэзии. А ведь и многие другие их сверстники, уверен, "принимают участие в работе СМЛ" не меньше названных.
Значит, кому-то отпущено одно, а кому-то - другое. Идёт естественный отбор в процессе этой работы СМЛ. О чём очень тактично написал Григорий Исаакович. Так что Вы явно погорячились.
Дворцов 21.12.20 07:10
Григорий Исаакович, вы о чём?! Кто здесь говорит о природе таланта, о личном творчестве? Вы принимаете участие в работе СМЛ, Вы знаете структурные и организационные проблемы? Или же просто хотите выглядеть добрым дедушкой?
Григорий Блехман 20.12.20 21:42
Возрастные рамки для человека, чьё занятие имеет название "творчество", абсолютно условны. Это же, допустим, не спорт, где календарный возраст играет существенную роль для результата твоего труда или твоих перспектив. Хотя и здесь бывают исключения.
А для Художника результат зависит от состояния его души и мастерства выразить то, "от чего не спится по ночам".
Примеров тому тьма. Взять хотя бы замечательного современного писателя Владимира Крупина. Когда читаешь его произведения или слушаешь Владимира Николаевича, чувствуешь заметную растерянность в определении возраста нашего товарища. Потому что, с одной стороны в свежести звучания его строк и речей - абсолютно молодой взгляд. С другой - эта свежесть молодого взгляда органично слита с мудростью и выношенностью суждений, что приходит не только с годами, но и интенсивностью внутреннего созревания личности (хотя это уже генетика, о которой может идти отдельный разговор).
Так что понятие молодости в искусстве абсолютно условно, и от твоих паспортных данных не зависит.
Зависит лишь от того, что кому Бог дал.
И многовековая история искусств тому лучшее подтверждение.
Андрей Тимофеев 20.12.20 16:20
Коллеги, среди актива СМЛ не могут оказаться люди, "стремящиеся преуспеть любой ценой". Потому что единственная их награда - общее дело, которое они по мере своих сил делают. И даже стипендии, которые у нас получается на них выписать, я у них забираю и вкладываю в проведение Химок и других мероприятий. И свою верность Союзу они доказывают делом. Они такая же часть нашего Союза. А их постоянно подозревают в стремлении выделиться в какую-то другую "фракцию". А что касается комиссии, так на деле она и так существует. Это руководители творческих семинаров, которые работают на совещаниях и рекомендуют молодых в Союз. Создание лишнего органа только усложнит систему и напротив - отделит одних от других. Мне даже ближе идея Василий Владимировича (только я не стал бы регламентировать переход из "младших" в "старшие", он естественным образом должен осуществляться, как мне кажется). Не увеличивать дистанцию нужно, а сокращать. Чтобы молодые взрослели, научились принимать собственные решения, обретали достаточные профессиональные навыки (в том числе в области организации) и начинали решать "взрослые" задачи. И тогда покидали СМЛ, уступая место новым ребятам. В этом я вижу свою задачу.
Николай Дорошенко 20.12.20 15:35
Разговор о Совете молодых литераторов возник не на пустом месте. При его создании мы изначально немножко растворили его в других писательских союзах. Тем самым предоставив ему возможность быть не подразделением Союза писателей России, а молодежной организацией, исполняющей роль стартового перекрестка между всеми писательскими союзами. Вот и получилось так, что даже молодежь, формально и неформально входящая в актив СМЛ, "заполнили пылью и золой страницы «Российского писателя» и взявшую агрессивный и низкий тон «Литературную Россию»".
Поэтому уже на первом этапе создания СМЛ я предлагал создать в структуре Союза писателей России Комиссию по работе с молодыми литераторами. И в неё должны войти все те наши писатели, которые и в Москве, и во всех регионах с молодыми писателями успешно работают как редакторы литературной периодики, или те, для кого, как для Нины Ягодинцевой, работа с творческой молодежью уже давно стала частью жизни. СМЛ будет самостоятельно организовывать свою работу, но члены Комиссии будут являться той контактной группой, которая на мероприятиях СМЛ, требующих участия старшего поколения, будет осуществлять от лица нашего СП России необходимую творческую связь с молодежью.
Тогда и не будет повода беспокоиться о том, что СМЛ выделится в фракцию, что на смену старшему поколению в наш Союз придут люди просто пишущие и стремящиеся преуспеть любой ценой, а такие настоящие писатели, как Дмитрий Ханин или Александр Тихонов, будут даже и среди своих ровесников выглядеть упертыми неудачниками.
Вячеслав Лютый 20.12.20 12:52
Мое предложение о введении в положение о Совете молодых литераторов возрастного ценза для участников и руководителей этого творческого совета не несет никакой предварительной, как кому-то показалось, «карательной» функции. Замечу, что возрастные ограничения традиционно оговариваются в положениях о литературных и иных творческих конкурсах в том случае, когда в названии их подчеркивается определение «молодые». Думаю, что эту характеристику в нашем случае нужно из эмоциональной сферы перевести в документальную, что само по себе не должно отразиться на работе Совета молодых литераторов. Всякое положение стоит применять не формально, а вдумчиво, и в каждом случае, наряду с правилом, всегда можно применить исключение из правила. «Молодые писатели» в возрасте 40 с лишним лет выглядят комично, если стремятся попасть в «юную» творческую категорию. Реально человек может «проснуться» и устремиться в литературу даже после 50 лет. Я знаю прозаика, который блестяще осваивает фантастические сюжеты и великолепно выписывает батальные сцены. Он начал заниматься литературой после пятидесяти. Но считать себя «литературным подростком» даже в то время он бы не стал.
Совет молодых литераторов – это школа, а не специализированное ответвление Союза писателей России. И я не понимаю, почему вполне рассудительные доводы, связанные с организационными моментами, кому-то могут показаться «раздраженными» и «обидными». Упомянутые мной разногласия между «старшими» и «младшими» происходили в 2019 году и заполнили пылью и золой страницы «Российского писателя» и взявшую агрессивный и низкий тон «Литературную Россию». Это было совсем недавно, и лишь тот, кто ориентирован на сугубую злободневность, может посчитать, что такие ожесточённые психологические встряски были уже давно. На региональном уровне, мне кажется, подобных коллизий нет. Личные мнения отдельных творческих персонажей едва ли стоит принимать во внимание: всякий человек волен самоопределяться, только не надо усаживаться на два стула сразу. Это к вопросу о воспитании личности писателя, о чем я достаточно откровенно говорил на Выездном секретариате в Мичуринске осенью прошлого года, когда подчеркнул, что совещания молодых литераторов должны помогать формированию внутреннего облика автора, а не превращаться в курсы повышения квалификации.
Но можно сказать, что совещания, дескать, «никому не должны» – и это будет правильно только в том случае, если переопределить сам смысл этих творческих сборов и их отношение к собственно Союзу писателей России. Надеюсь, что резких телодвижений мы не увидим, а все противоречия будут разрешаться дискуссионным путем. Причем таким образом, чтобы видимые «согласия» не забалтывались оппонентами, а взвешивались и запоминались – как нечто, за которое ты ответственен.
А теперь о «синдроме хакатона». Светлана Гриценко совершенно точно определила чуждую русскому литературному языку заглавную фонетику этого мероприятия. Можно «переназвать» подобное действо, но останется вопрос: как на этапе формирования программы случилось, что организационное заимствование из практики западной социологии безо всяких вопросов в оригинальном виде вошло в учебную сетку Совещания молодых русских литераторов? Почему никто не поежился от чуждого звука и никому не пришлось против шерсти участие в ролевых играх, заточенных на достижение литературно-социального успеха? Куда девалась интуиция, чувство слова, творческое достоинство, которому претит эта калька, ориентированная на «человека управляемого», но не на творца художественного мира? На этот вопрос у меня нет внятного ответа. Замечу только одно: в данном случае руководство Союза писателей России выступило в качестве наставника, хотя иному оратору хотелось бы видеть наш Союз в образе коллективной литературной няни. Но, как говорят на почте, с этим – в другое окошечко.
Нина Корина 19.12.20 22:59
До начала события, более чем важного и для молодых, и для признанных писателей, а тем более - читателей , ещё месяц. Но глядя со стороны - так хакатон уже проведён. Если, конечно, расшифровать этот корявый, нелепый и ни для кого не лестный, кроме потенциальных эмигрантов, термин "ХАКАТОН", как "ХА-ха - КАкой -ТОН! По тому же принципу, что и загадочное ЧГК, всего лишь наша любимая передача "Что, Где, Когда" - (расшифровку подсказал поисковик Яндекса)...

Из раздражённых, увещевательных замечаний старших молодые вынесут только одно: грубость и взаимное раздражение. Это - со стороны глядя, но глазами, не равнодушными к будущему России. Если, разумеется, среди полуроботов, уже расплодившихся донельзя, ещё останутся живые люди.
Андрей Тимофеев 19.12.20 14:08
Вячеслав Дмитриевич, я всегда очень ценил в вас умение любую проблему переводить в конструктивное русло. Например, острую фазу "непонимания" между "отцами и детьми" (которая действительно имела место в начале 2019 года) - в круглый стол в Борисоглебске, обстоятельный, с развёрнутым представлением позиций, с подтверждением того общего, что есть у нас независимо от возраста - русской традиции. Мне казалось, тогда проблема была исчерпана. Ни о какой "междоусобице" в последнее время я не знаю. Может, проблема сохранилась на локальных уровнях, тогда каждый конкретный случай нуждается в обсуждении. Как я это вижу, нет никаких оснований тревожиться о создании "альтернативной" организации. Молодые из СМЛ спокойно взрослеют, начинают решать задачи более высокого уровня (пример Мурманска опять же). В каком из региональных СМЛ руководитель "засиделся"? Разве есть такие примеры? Что касается меня лично (если вы об этом), я вроде не давал повода думать, что держусь за место руководителя СМЛ. И готов уйти в любой момент, когда руководство сочтёт это необходимым. С другой стороны и ответственность за этот участок работы у меня есть, и нет ощущения, что та часть работы, которую мог бы выполнить я, уже выполнена. Поэтому мне бы хотелось честного и открытого разговора на эту тему, наверно, даже личного. Что касается формальных ограничений на возраст - мне кажется, они не нужны, потому что сейчас нет такой проблемы. Но если вы считаете, что она назрела, можно её обсудить.
Вячеслав Лютый 19.12.20 10:11
Поддерживаю мысль Василия Дворцова о необходимости статьи в положении о Совете молодых литераторов, оговаривающей возрастные характеристики членов этого творческого совета. В противном случае изначально молодежное подразделение нашего общего писательского союза (в отсутствии омоложения и сменяемости самого состава и руководителей Совета) постепенно и незаметно превратится в альтернативную писательскую организацию. И тогда нынешний обмен мнениями по разным творческим поводам может стать беспощадной междоусобицей. Некоторые примеры тому мы совсем недавно видели. Слава Богу, процесс вошел в хоть какие-то кисельные берега.
Андрей Тимофеев 17.12.20 23:45
Обсудить - всегда готов! Хотя мне кажется, что никакой проблемы сейчас нет. Происходит естественный процесс "перехода". Вот в Мурманске руководителем СМЛ год назад стала Даша Высоцкая, сменив Илью Виноградова. А сам Илья - не так давно был выбран руководителем Мурманской организации. Кто-то растёт естественным путём. А кому-то ещё рано переходить во "взрослую лигу" (даже и в 35). Не каждый руководитель СМЛ имеет достаточно опыта, чтобы сразу стать куратором от СП. Мне кажется, в каждом конкретном случае нужно решать вопрос отдельно. И ключевым моментом здесь являются не разработанные нами механизмы, а ситуация в конкретной писательской организации: какой запрос региона, что для региона необходимо и желательно. Это первые мысли по этому поводу. Но обсуждать варианты - всегда полезно!
Дворцов 17.12.20 23:13
Ещё, Андрей, на завершающем "занятии руководителей" региональных отделений СМЛ необходимо обсудить назревшую (всегда назревающую))) проблему сохранения молодости СМЛ, т.е., продумать и предложить правлению СПР некое положение безболезненного перехода руководителей - по достижению возраста 35+ в кураторы СМЛ от СПР. Нарабатывается опыт, естественно, что он не только не должен теряться-прерываться, но и продолжать поступательно множиться, однако Совет молодых своим названием обязан быть всегда молодым. Например анапское молЛИТО "Авангард" обещало обновляться каждые 10 лет. Или это слишком формально?
Светлана Гриценко 17.12.20 22:17
К сожалению, и в прошлые годы программа грешила иностранщиной. Как русский писатель может не слышать убогого диссонанса в звучании подобных "хакатонов"? О чём тогда с участниками семинара говорить...
Андрей Тимофеев 17.12.20 17:34
Коллеги, всё пытался понять, в чём же причина негативной реакции, а после слов Валентины Беляевой всё у меня, кажется, сошлось. Смотрите, есть два момента. Первый: злосчастный "хакатон" не имеет отношения к творческой программе Химок (той, что касается подготовки наших молодых писателей). Там будут: лекции по русской критике, русской философии, психологии творчества, семинары с обсуждением рукописей, концерты. То есть - общепринятые форматы. Другое дело - программа для организаторов, где участники (не писатели, а именно наши молодые организаторы) приобретают необходимые управленческие навыки. И здесь возникает второй момент: у понятия "хакатон" есть игровая составляющая, которая была бессознательно "считана" Валентиной Беляевой. Это действительно формат игра (отсюда аналогия Андрея Коваленко с ЧГК). Участники разбиваются на команды и получают определённые задачи, сталкиваются с трудностями (моделируются реальные трудности организации литературного процесса). Например, в вашем регионе нет ни одного крупного мероприятия, а власть отказывается выделять средства. Задача: разработать мероприятие, которое способствовало бы оживлению интереса к русской литературе. Мероприятие разработали, а денег на него нет. Следующий этап: заполнить грантовую заявку на придуманное вами мероприятие. Заполнили, средства нашли. Теперь новая задача: никто из "рядовых" читателей-жителей региона про это мероприятие не знает, необходимо создать вокруг него информационное поле, донести информацию (здесь: соцсети, работа со СМИ и т.д.). Участники отрабатывают варианты решения конкретных проблем. Игровой формат способствует конкуренции между ними, держит в тонусе. А Николай Фёдорович и рабочие секретари работают в жюри и в процессе консультируют по тем или иным вопросам. То, что я здесь описал, - один из вариантов подобного мероприятия. Будет разработан максимально эффективный формат. Мне здесь было важно привести пример, чтобы снять напряжение и непонимание, которое я встретил у коллег. Конечно, название формата неудачное, это рабочий вариант, мы его поменяем. Кроме того, я понял сейчас, что раз есть отторжение, значит, нужен прямой разговор. В ближайшее время мы постараемся подготовить материал для "Российского писателя" с обобщением опыта прошлых программ для организаторов и анализом разных форматов этой работы. Как выяснилось, такой разговор нужен!
Валентина Беляева 17.12.20 11:39
Неожиданно споткнувшись о «хакатон» и невольно оказавшись в ступоре недоумения, через пару секунд облегчённо вздыхаешь в предположении, что это – всего лишь кураж переизбытка чувств и эмоций нашей литературно талантливой молодёжи. Другими словами – напрашивается сомнение, что «хакатон» не выступил в качестве оригинальной ироничной шутки. )
И даже сожалеешь, что последующие отклики от СМЛ и от самого Андрея – отрицательно определённый председателем, а затем и Светланой Гриценко, «статус» «хакатона» в своей информации извинительно подтвердили.)
А меж тем разве отвратительно звучащий «хакатон» в данном контексте не выступил своей иноземной сутью в качестве не менее экзотичного и ещё более отвратительного «лайфхака» в таком намечающемся интеллектуальном предприятии как «квест» в Химках? Кто поспорит! )))
Будем же считать высветившийся здесь «хакатон» кокетливым юмором в деле организации Совещания молодых русских писателей. )
А если серьёзно, «хакатон» – более чем значимый сигнал…
Андрей Тимофеев 17.12.20 02:43
Светлана Николаевна, мне жаль это слышать от вас, ведь вы постоянно ведёте творческие семинары на Химках. Специально посмотрел программу прошлого года, там только два "иностранных" слова: "кофе-брейк" и собственно "семинар". Но я разделяю вашу позицию: если понятие можно заменить русским, близким по значению, это необходимо делать.
Светлана Гриценко 16.12.20 22:06
К сожалению, и в прошлые годы программа грешила иностранщиной. Как русский писатель может не слышать убогого диссонанса в звучании подобных "хакатонов"? О чём тогда с участниками семинара говорить...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА