Страница: 1 2  Все

Иван Васильцов 19.02.21 11:24
Давно не читал таких разборов стихов, не сталкивался с таким их предметно-окрылённым пониманием. Отзыв Владимира Плотникова, сам по себе, отдельное произведение, где заострены важнейшие вопросы. Но главное - всё-таки опровергнуто моё скептическое: мы живём во время воинственного непонимания поэзии. Не всё так просто, оказывается. Понимание - настоящее, глубинное - есть, традиции сохранены. Все похвальные для меня слова Владимира Плотникова (повторю, удивлён знанием стихотворной микроматерии, чувством слова, безукоризненным слухом) - не отменяют, а скорее заостряют мои же к себе требования. Воспринимаю больше не как похвалу, а как подсказку - в направлении пути. Владимир Плонтиков (как и Надежда Мирошниченко, и Екатерина Пионт, и Григорий Блехман и все, кто откликнулся, и кто просто прочитал подборку) утвердили меня в верности пути, который, надеюсь, ещё предстоит мне осилить. Ну, во всяком случае, сделать такую попытку. Отдельное спасибо Плотникову за настоящий русский язык - речь писателя узнаётся по двум-трём первым словам - мгновенно. Буду ещё думать над чудесным, конечно, для меня отзыве, буду вникать в него, буду искать в нём опору и вдохновение.
Спасибо
Владимир Плотников 12.02.21 08:17
Тезисы на эту превосходную подборку набросал почти месяц назад, да обстоятельства позволили отклик осилить только сейчас.

Поэзия автора язычески-хороводно, бурляще-бушующе подхватывает и вовлекает в пиршественный круговорот стари и нови. Столь виртуозно владение языком пращуров, нас и… грядущих, ибо нет между ними острого частокола разъёмности во времени и зазорности в пространстве.
Всё здесь – в одном.

И ведь не стилизация, а некий росский племенной (от родовой - не разбавленной, не смешенной чистокровности) голос. Но опять же всё при этом – современно, понятно, без микроскопических спаек и непрочных склеек. То есть органично и естественно - как даже не мастерски привитые к стволу стебельки, а как родные побеги от общего корня: ствол, крона, леторосли (ветви), листва и почки… И у каждой-каждого свой звук, свой тембр, свой запах…

А с первогляда мнится – да это же некая волшебная творческая алхимия. Где самые простые предметы и слова, благодаря не то периферическому зрению, не то эзотерическому проникновению, обретают необъяснимую глубину многосутия и вездесущия.

Вот «Бутылочка без дна»...

Всех если вспоминать по отчествам,
Запнешься ли на миллионном?
Живот иль смерть найдешь по оттискам
На дне бутылочки бездонном?

А там чуждый Ворон…

В мир, который снится Дней порою бранных,
Прилетела птица Из отряда вранных.

Крылия неволит, Зрит зрачком старичьим,
Зря не гологолит, – Говорит на птичьем.

Говорит о слёте Скором – легионов.
«Ворон» в русском счёте – Десять миллионов.

О закате вещем – Всё столбы с крестами…
Отсвете зловещем Воронёной стали.

О казнённых плахах, О последних встречных,
И о первых прахах Январей картечных.

О стихе, что рушил Крепостные своды.
Про свободу душам, Но не про свободы.

Про землицы остров Новый всё и новый,
Где белеет остов Кости не слоновой…

Слов нет!!! А тут еще и «Хлеб – христово тело» у «людей без лица»…

И на задворочках, с торца, У черного крыльца
Стояли люди без лица За хлебом – без лица.

Они – бракованный отброс. Но, спор ведя с судьбой,
Христово тело каждый нёс Распятое – домой…,

Вот уже просто… варенье на обед…

Обедню заменил обед, И на земле давно уж нет
Высокого селенья. Осели ветхие мосты,
Сгорели старые кресты, Но – варится варенье!

Ведь мы когда-то жили здесь… Воркует ягодная смесь,
Искрится банки стенка. Течет молочная река,
И розовые облака Напоминает пенка.

Ну, и какая-то железяка или гаечный ключ? (от звездного неба)…

В высоком он был кабинете,
и думал в масштабах страны.
Его сероокие дети
не знают, что им рождены.

И даже он с космосом звёздным
в свой час устанавливал связь.
Но всё для него стало поздно,
как будто резьба сорвалась.

Далее про пилу («Телом пилы литым Спрошено: дуб иль дым? Ловит светотела Станом стальным пила»)…

..Про «домишко, жизнью скособоченный»… про баррикаду… про сварку… про стакан… про герань…

Но особенно пронимает «баллада о картошке». Чудо! Буквально классика с первого прочтения:

Она не для чисток. Она – для Чистилищ.
Бескраен крахмальной души окоём.
Чем погреб, сохранней. Сырее хранилищ.
Чернее, наверно, чем сам чернозём.

А рядом лежит молодая тревожно,
Убоинкой всякой, глазком не греша.
Назвать кожурой нипочём не возможно
Кудрявинки старенького малыша.

В ней что-то безродное есть. И родное.
Мундир её впору окопным рядам.
Теперь уж не райское, а земляное
Волочит в шелюге столетний Адам…

Равно как «Баллада о стакане» - машине времени со стертыми, но существующими все одно гранями «зарубок» судеб - миллионов и одиночек:

Я взял стакан – из тех времен.
Он мутноват и огранен,
Он в чьих-то был руках так часто,
Что грани сгладились на нем.
Так время сглаживает счастье,
Так время сглаживает боль.
В пустое дно смотреть доколь,
Стеклянное зажав запястье?

За каждым таким «бытовым» предметом глыбится огромный, сверхплотный, как черная дыра, «Горб хлебный» образных смыслов, экстатических обособлений и философских обобщений – одновременно…

В обманно сложном по рифме стихотворении «Связь» как бы концентрированно монтируется буйство стилей и говоров, но все честное, родное, внятное, потому и – связующее!

Так в каждом произведении - абсолютная предсказуемость… непредсказуемо гениальных концовок (предсказуемость «задним числом по прочтении»: так-то автор внушил, но читателю кажется уже, что это он сам так бы и завершил):

Закончится счастливо повесть,
Всем будет лафа.

…И бросится Анька под поезд
Саратов – Москва.

Промолчу про внезапные отсылки (аллюзии)…

Несмотря на трагичность многих строк, автору хочется пожелать того же, что молвил он, не Прощаясь:

В пустоту пустоте говорю заклинание:
– До свидания, Родина. До свидания.
Иван Васильцов 30.01.21 11:02
Спасибо, Наталья Юрьевна, за отклик и особенно за вживание в строчки об ангеле в тельняшке. Кажется, на Вашем канале, посвящённом поэтам, я его не читал... А вообще интересно взглянуть на стихи чуть издалека бывает. Прошло немного времени, и ты что-то в них новое находишь, или, чаще, за что-то себя коришь. Всё равно что поднимаешься по лестнице дома, где жил в детстве...
Наталия Тяпугина 30.01.21 07:09
Иван, поздравляю с замечательной публикацией! Стихи отобраны со вкусом, Вам присущим, они чистые, памятливые, у них, как и у их автора, "лица необщее выраженье". Владение словом - виртуозное, в них уместились и текущий миг ,и наша общая история, и память о ней.
Но прежде, чем придёт матрос,
Иль ангел явится в тельняшке,
Позвольте мне один вопрос,
Всего один вопрос пустяшный.
В каких ни жили б мы веках,
И в чьих бы ни были руках,
Какие б речи ни слыхали,
Чаи какие б ни пивали,
Скажите, знаю я на кой,
Что чай всегда – тридцать шестой,
А год всегда – тридцать седьмой.
…И это кончится едва ли.
Надежда 19.01.21 01:11
Дорогой Иван, я счастлива, что вы откликнулись на моё искреннее восхищение вашими стихами как нормальный искренний же ПОЭТ, совпадающий со своим Даром. Это ещё больше убедило меня, что вы всё сможете. А у меня мама была в юности первым, но тоже строгим критиком. Это очень важно, пока душа умеет слушать, чтоб рядом нашёлся кто-то, кто верит в вас, но и способен оценить по достоинству. Не жалейте, что вы хорошо образованы. Все, кто остался в литературе , были образованы хорошо. Будь то профессиональное или самообразование. Талантливый человек как к водопою тянется к настоящему. Ваша остановка говорит об одном- не хватает окружения. Заходите чаще на сайт. Здесь бывает много интересного.Правда, бывает и так, что именно очень яркое почему-то собирает мало откликов. Чтоб не тратить время, почитайте поэтов и прозаиков, откликнувшихся на мою последнюю подборку. Могу рекомендовать их как часть" могучей кучки". сайта "Р.П." Ну тех, кого вы не знаете. Они все авторы сайта. Даже если они вам не понравятся, т.к. вы идёте совершенно своей дорогой, а на этом этапе должен не нравится никто, т.к. пока не сказано своё -- Главное, это тоже хорошо. Т.К.вызовет в вас протест. И вы тут же кинетесь писать. Если вы пользуетесь сайтом ВК, наберите меня. И когда вам захочется что-нибудь показать, я с удовольствием поделюсь своим мнением. Я понимаю, как иногда не хватает собеседника. Но всё, что я о вас написала, я так и думаю. Более того, я живу литературой и, практически, . не ошибаюсь в потенциале пишущего.Ну пока хватит. До следующей вашей публикации! Бог в помощь! С Крещением Господним! Надежда Мирошниченко
Иван Васильцов 17.01.21 12:18
Да, и огромное спасибо Игорю Кудрявцеву! Родство, родное, поколенная роспись, память рода - как мне кажется, стихов не бывает без укоренения в родную почву.
Александру, отметившему строчку про связистов, потерявших рацию, благодарность особая. И Спасибо Вам, дорогая Галина, за сердечное, соработническое прочтение стихов.
Иван Васильцов 17.01.21 12:13
Огромное спасибо, дорогая Надежда! Для меня Ваш отклик особенно дорог - Вы назвали имена поэтов - Васильева, Корнилова - которых с детства люблю и помню, и строчки которых нет-нет, да и проговариваю про себя, когда бегу и опаздываю на какую-нибудь там лекцию или что-то подобное. Это ведь из Васильевского "Расстования", кажется:

Я помню всё. Я вспоминать не в силе.
Одним воспоминанием живу.
Твои глаза немножечко косили.
Нет, нет - меня косили, как траву...

Это недосягаемые ориентиры, нелитературные стихи, не сделанные, не сконструированные, а услышанные и на выдохе рождённые. Но замечательно, что такие ориентиры остались. Сегодня, к сожалению, мы живём во время воинствующего непонимания поэзии, отсутствия самых простых хотя бы критериев, забывания о первоначальных законах поэтического ремесла. Скажешь кому-нибудь: да ты способный поэт, старик! Обидятся, пожалуй. Как способный? И только? Выдающийся - куда ни шло. А лучше - гениальный... Меня отец учил каждую строчку, сочетание слов, проговаривать, прошёптывать, поверять звучанием. Помню, лет в десять, начал я один стих про ветер так: "Прекращая о засухе вечные толки..." И папа такой гневный мне говорит: "Ты о ветре пишешь, о ливне, о живительной влаге небесной, а вход в стих, первые слова - скрипучие, трудные, ты не пускаешь читателя в свой стих, отваживаешь от чтения". И он был прав. В поэзии всё держится на чуть-чуть, на полутоне, на штрихе. Сантиметр в одну сторону - штамповка, в другую - что-то интересное, яркое. И вот со всеми этими тонкостями за душой, со всеми этими бесполезными теперь, в сущности, знаниями, с ужасом взираю, как километрами штампуются одноликие зарифмованные вагоны. Километры рифмованных слов. И считается это всё поэзией. Так что встретить людей, понимающих тонкости поэтической речи, её звучание, смысловые всякие оттенки и всё прочее - для меня счастье. Но скажу и вот о чём. Памятуя опять же об отцовских уроках, прекрасно вижу, что не пишу пока, как мог бы и как должен был бы. Может быть, догадываюсь, как надо. Но главного шага ещё не сделал, ещё не придумал ничего такого, за что не было бы стыдно. Вот с чувством такой творческой неудовлетворённости и живу, и надеюсь, что сложится что-то, сойдётся, и мне удастся развернуть плечи широко и свободно. И на этом непростом пути одобряющий, поддерживающий голос для меня - что глоток чистого воздуха, что водица из кастальского ключа. Стихи я сейчас публикую редко - в Сибирских огнях вышло несколько подборок в прошлом году, в журнале "Смена, в ульяновском чудесном журнале Симбирск, вот, в Российском писателе... Получилось так, что всё больше статьи сочиняю. Сейчас, например, пишу о русских классиках 19 века в "Науке и жизни", веду рубрику "Размышления у книжной полки". Но всё равно - стихи, пусть ещё и ненаписанные, остаются, как я надеюсь, главным моим запасом, главной надеждой.
Ещё раз спасибо, дорогая Надежда, за такие ободряющие и окрыляющие слова.
Постараюсь оправдать. Может быть, подборка в РП станет какой-то новой отправной точкой, началом чего-то для меня нового? Надеюсь...
С благодарным поклоном
Иван Васильцов

Галина 16.01.21 16:16
мне все стихи очень понравились, особенно некоторые)
я к сожалению не умею красиво объяснять что именно понравилось, но это именно то, что я люблю, чистое, прозрачное, с мыслью и душой
Александр 16.01.21 10:54
мы связисты твои, потерявшие рацию! очень красиво...
Игорь Кудрявцев 16.01.21 07:08
Иван! Ваши стихи, стихи "Ивана, помнящего родство".
Простите за игрослов, но это главное, с чего начинается
вселенная поэта. Поздравляю с подборкой, новых
творческих откровений.
Надежда 15.01.21 22:36
Дорогой Иван, я нигде не назвала вашего поэтического имени--оно ИВАН ВАСИЛЬЦОВ. Потому вернулась подчеркнуть. Я считаю вашу поэзию МОЛОДОЙ по созреванию личности в запутанном историческом периоде исковерканного ОТЕЧЕСТВА. Бог в помощь на продолжении этого же, всё ещё не ясного пути! Н.Мирошниченко
Надежда 15.01.21 22:23
Иван, "Бог в помощь", вставился первый раз само. Чувствует, что вас ждёт трудный путь. Потому не хочу исправлять. Побаиваюсь. А вы примите к сведению. Это об опасности яркого пути!!! Я знаю, что вы понимаете всё, о чём я написала. Вперёд и выше!!! Н.Мирошниченко
Надежда 15.01.21 22:18
Дорогой Иван, 10 дней была без интернета. Пропустила много интересного Но если б пропустила вашу публикацию, пропустила бы свою надежду на возрождение молодой поэзии России. Не юной, но МОЛОДОЙ. Вы для меня как всё бунтарское, свежее, шальное, выстраданное, гневное, искреннее, РУССКОЕ в современном подуставшем русском литературном океане. Я давно жду какого-нибудь Павла Васильева, Бориса Корнилова... Сергея Есенина...Да хоть кого тут приведи, но ЖИВОГО И СВОБОДНОГО в СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ДАРЕ. Ниоткуда, не с никакого неба, а из сердца, темперамента и опыта рождающего эту НОВУЮ ВОЛНУ ПОЭЗИИ Бог в помощь, дорогой нашего уже ХХI века, которая столкнётся с волнами тех, кого я назвала до вас. И я дождалась. Только не запутайтесь в эмоции собственной свободы. Она иногда выбрасывает за кромку того бесконечно затасканного цитатой ребёнка, которого, может ,и не было вовсе. Жму вашу рук вместе с верой в ваш талант! Бог в помощь! Надежда Мирошниченко
Иван Васильцов 14.01.21 18:05
Спасибо, Эльвира!
Эльвира 14.01.21 16:41
Спасибо, прекрасные стихи! Нашла в вашей поэзии близкие и понятные мне смыслы.
Иван Васильцов 14.01.21 16:01
Спасибо огромное, дорогие друзья, за тёплые отклики! Для меня каждый отзыв важен чрезвычайно - сегодня ведь литературного общения всё меньше, к сожалению, Российский писатель даёт уникальную возможность профессионального разговора, за что благодарен сердечно Николаю Ивановичу Дорошенко и Елене Игоревне.
Отдельное спасибо Григорию Блехману, всегда откликающемуся на всё новое, за понимание - тут нет упадничества, пораженчества - для меня это понимание очень и важно и ценно; спасибо Екатерине Пионт - оказывается, у нас с Вами и впрямь много общих интонаций и это, я думаю, просто замечательно; спасибо прекрасному и тончайшему поэту Алисе; благодарю сердечно мудрую Февронию - музыка слова поверх смысла для меня едва ли не высшая похвала: спасибо Ольге, Светлане, Виолетте, Наталье, Виктории - да, я тоже мечтаю о книжке, настоящей, с переплётом и бумагой. Эх, книжные мы с Вами люди. Но, может быть, в этом и сила наша?.. Для меня было важно в подборке сохранить и передать интонацию родного Ульяновска, его атмосферу, детское о нём воспоминание. И я очень благодарен читателям, к сердцу принявшим эту мою попытку. Но и понимаю, что работа над словом - если повезёт ещё, если всё сложится - предстоит большая.
Да, в прошлом году мы с женой, писателем Наталией Кочелаевой, открыли на ютубе канал Литератор, и я там рассказываю разные истории о жизни и творчестве писателей 19 и не только века. Вот, оставляю ссылку - буду рад встрече!
https://www.youtube.com/channel/UCVsJLredTQa4zkDXuzONMZg
Ещё раз всем огромное спасибо!
Виктория 14.01.21 12:25
Иван, спасибо!
Очень жду сборник ваших стихов, чтобы было вот это все : бумажные страницы, обложка, иллюстрации (или без них).
Алиса 14.01.21 11:50
Иван, спасибо за стихи. Настоящие.
Наталья 14.01.21 11:32
Чудесные стихи, спасибо!
Виолетта 14.01.21 08:35

"Нечаянная мелочь кpаше
Бывает чинной чепухи."
Чудесные стихи, спасибо.
Екатерина Пионт 14.01.21 02:40

Здравствуйте, Иван, а я гадала, кто этот незнакомец, написавший мне комментарий такой...

Здравствуй, родина! Как твои блоки панельные?
Как хрущёвки и сталинки фешенебельные?
Как твои Ноябри, как цветы первомайские –
Пластмассовые, но ещё не китайские?

Как шанели твои, даже спящим не снящиеся?
Как шинели твои, с тела так и не снявшиеся?

Последняя строчка сжала сердце....
***
Сегодня сыро и темно
И не посеяно зерно,
Для сердца дорогое,
Здесь люди в шляпах и пальто,
Здесь всё какое-то не то,
Холодное, другое...

Мне интересны Ваши стихи, у Вас свой стиль! Вы знаете, хотя мы разного поколения, но думы наши об одном, о той простой-непростой
провинциальной жизни, перекличка получается с Вами, у Вас:

Я с детства помню за собой,
Что тех любил, кто слеп,
И тех, кто ходит за водой,
И тех, кто возит хлеб...

А я сама любила ходить по воду, так у нас говорили:
Не за водой, а по воду
Ходила с коромыслом,
Не по причине, поводу –
Пройтись с тобою в мыслях...

Или Ваше:
Раньше были связи переговорные,
Там гудки гудели междугородные...

А я отвечаю:
Мне было нелегко набрать "07",
Ответ держала пред телефонисткой.
"Соединяю..." И от взгляда диска,
Казалось, деться некуда совсем...

Про картошку у Вас очень хорошо:

В ней что-то безродное есть. И родное.
Мундир её впору окопным рядам.
Теперь уж не райское, а земляное
Волочит в шелюнге столетний Адам...

Я Вам отвечаю:

А я люблю когда цветёт картошка!
Бесхитростный светИтся лепесток,
То розовый, как детский ноготок,
То голубой... цветёт, как понарошку...

Иван, приятно, что Вы вспоминаете то время с ностальгией, с болью,
несмотря на то, что оно для Вас закончилось, когда вы были ещё мальчиком, пионером, в возрасте моего сына.
Тогда, в 90-м, он нарисовал символ страны – ромашку с 14 лепестками,
а 15ый, с Литвой, упал на землю... учительница расстроилась... Видать, была какая-то надежда ещё.

Успехов Вам, поэтических находок! Рада была познакомиться.
Ольга 14.01.21 01:54
Здорово!
Великолепно!
Ольга 14.01.21 01:32
Спасибо за стихи! Большое спасибо.
Светлана Жук 14.01.21 00:59
Очень красивые и оригинальные стихи.
Феврония 14.01.21 00:32
Очень хорошие стихи, немножко непонятные, но красивые как музыка. Поверх смысла.
Григорий Блехман 13.01.21 19:01
Самым ценным в любом произведении искусства является качество его философской наполненности, потому что именно от него зависит степень жизнеспособности произведения.
И в этом цикле Ивана Васильцова очень для меня важным является мировосприятие поэта, где, на мой взгляд, лейтмотивом звучит его болевая нота:
"... Не убывай, полоска узкая,
Не покидай края и крыши.
Ты за холмом, земля о русская!
Да только холмик-то всё выше...
Но не менее важным является и то, что эта боль не пораженческая, поскольку не убивает надежду на возможность увидеть "свет в конце тоннеля" или возрождение попранного:
"...Давно смотрю
И нет прозрения.
Но верую, что время придет.
Периферическое зрение
Звезду Рождественскую свидит...".
По-моему, отличный цикл очень хорошего русского поэта, имеющего свой узнаваемый стиль и отчётливую, выношенную жизненную позицию, вызывающую уважение.

Новых Вам строк, Иван.
И спасибо за то, что с детства продолжаете любить "И тех, кто ходит за водой, / И тех, кто возит хлеб".
Это дорогого стоит.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА