Страница: 1 2 3 4 5  Все

Иван Сущенко 3.01.22 22:13
Позволю себе сказать о двух отсутствующих авторах. Нет Леонида Андреева. Его надо бы обозначит хотя бы одним из рассказов. Без него литаратура русская не будет полной. Из поэтов нет Саши Черного - хотя бы одно стихотворение. У Михаила Булгакова отсутствует его самый известный роман "Мастер и Маргарита" . Думаю, будет справедливо добавить к двум уже названым его произведениям. Во многом согласен с предложениями В. Плотникова. Кроме того, из зарубежных поэтов, на мой взгляд, незаслуженно нет Федерико Гарисиа Лорки. Он так близок Есенину - в испанском варианте)) У него полно совершенно народных мотивов, осбенно в "Цыганских романсеро".
Иван Кунцевич 8.11.21 20:35
А где же Константин Симонов и Валентин ПИКУЛЬ?
Николай Бадмаринчинов 2.06.21 14:41
Полностью согласен насчет Гайдара, Фадеева, Н. Островского. В то же время удивляет отсутствие Джойса и Пруста, хотя присутствуют Кафка, Камю.
Новость 21.05.21 02:47
Здравствуйте!
Ваш список был упомянут в газете.
https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/19/chitat-dostoevskogo-vse-ravno-chto-smotret-kak-topiat-kotiat
Юрий Крупенич (Георгий Набатов) 20.05.21 15:25
А что нам делать на местах? Ведь раньше была в школьной программе по литературе и региональная составляющая. Сейчас ее нет.
Елена 30.04.21 19:27
Ни Крестовского, ни выдающихся писателей и поэтов Русского Зарубежья, ни гениальных истреблённых "крестьянских" поэтов, ни Чарской, ни (упоминание вскользь не считаю) выдающегося писателя ХХ века Бородина, на одного из лучших писателей-фронтовиков Воробьева... Зато несметное количество каких-то второ- и третьестепенных авторов. Зато "Поднятая целина" (чтобы дети на всю оставшуюся Шолохова возненавидели???). Зато "Разгром", который в советские-то годы нечитабелен был.
Мих 5.04.21 19:03
А почему в разделе поэзия Великой Отечественной нет Дмитрия Ковалёва и Сергея Поделкова?
Владимир ПЛОТНИКОВ 5.04.21 09:47
Возможно, сильно запоздал. Но таковы обстоятельства. Поэтому заранее извиняюсь.

Если правильно понял, помимо общего согласия с концептуальной установкой и «хрестоматийным списком», каждый все-таки не только высказывает свое мнение, но и делает личный перечень тех, кто именно на него оказал влияние своим творчеством в разные периоды жизни и, перво-наперво, в детские годы – опорную пору приобщения к Слову.
Отсюда и буду отталкиваться.

Согласен со многими участниками сборки/дискуссии. И, наверное, не стоит пока выборочно «сталкивать» живых современников (удостоенных и неуд).

Теперь по существу. И, ради Бога, без ханжеских перегибов и «новых морально-идеологических взглядов, прочтений и фокусов».
Подход един – художественный талант и реальное влияние на читательские массы …

Да, резануло, как и многих, отсутствие Аркадия ГАЙДАРА (ну, хоть один из советских мальчишек обошелся без его героев?), Антона МАКАРЕНКО, Константина СЕДЫХ («Даурия»»), Егора ИВАЕВА (поэзия) и, разумеется, Николая ОСТРОВСКОГО («Как закалялась сталь»), равно как и Этель Лилиан ВОЙНИЧ («Овод»)…

Сюда же с не меньшим основанием бы ввёл Анатолия ИВАНОВА («Алкины песни», «Повитель», «Тени исчезают в полдень» и, как теперь видим, пророческий «Вечный зов»), Василия ФЕДОРОВА (поэзия) и Виля ЛИПАТОВА (повести про Анискина, опять же пророческий последний комсомольский роман «И это все о нем»)…

А ежели я повторюсь (добавлений-то от авторов комментариев было немало, мог и не заметить всё), то великодушно прошу извинить за то, что присутствие «слона-то и не заметил». С другой стороны, повторение лишь усиливает значимость «пропусков».

Итак, вот зияющие лакуны.

Как можно обойтись без корифея всех жанров «красного графа» А.Н. ТОЛСТОГО (навскидку: «Детство Никиты» и «Приключения Буратино», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Ибикус», «Гадюка» и «Русский характер», «Петр Первый» и «Хождение по мукам», пьесы и сценарии)?..

Не нашлось места и «царскому» классику Алексею ПИСЕМСКОМУ, равно как антимасону Всеволоду КРЕСТОВСКОМУ…

Еще один «незамеченный» безусловный классик – Вячеслав ШИШКОВ: «Угрюм-река», «Ватага», «Емельян Пугачев» и вполне детские «Странники»...

Возможно, я пропустил крупнейших маринистов, таких как Константин СТАНЮКОВИЧ («Матрос Чижик», «Максимка»…..),
Алексей НОВИКОВ-ПРИБОЙ («Цусима», «Капитан первого ранга»),
Леонид СОБОЛЕВ («Капитальный ремонт», «Морская душа»),
наконец, Борис ЖИТКОВ и Виктор КОНЕЦКИЙ (у каждого найдется великолепная подборка для детей и юношества).

Не увидел (еще раз извиняюсь, если ошибся) и дореволюционных, а потому ныне особо пронзительно-злободневных Дмитрия ГРИГОРОВИЧА («Гуттаперчевый мальчик»);
Николая РЕШЕТНИКОВА («Подлиповцы»);
Николая УСПЕНСКОГО (трогательные и высокохудожественные рассказы для детей);
Ивана КУЩЕВСКОГО (недооцененный, хоть и опередивший время, но опять же незаслуженно забиваемый роман «Николай Негорев, или Благополучный гражданин»);
Владимира АРСЕНЬЕВА («Дерсу Узала»);
Владимира ГИЛЯРОВСКОГО («Москва и москвичи»);
Николая ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО (сказки, тетралогия о Тёме!!!),
- не менее импонирующих детской классике, чем те, что выставлены и в основном списке и, тем более, в факультативном.

Что касается конкретно отечественной детской литературы, то кроме А.П. Гайдара, вероятно, по каким-то идеологическим соображением задвинули или просто забыли:
Льва КАССИЛЯ (перечислять слишком много);
Валентины ОСЕЕВОЙ («Динка» и др.);
Евгения ПЕРМЯКА («Фока на все руки дока» и др.);
А.М. ВОЛКОВА (я бы, помимо во многом скомпилированного у янки Фрэнка БАУМА «Волшебника Изумрудного города», рекомендовал гораздо более любимого мальчишками и уже авторского «Урфина Джюса…», а также его исторические и научно-популярные произведения для детей и т.д.);
Любовь ВОРОНКОВУ (античные повести о Фемистокле, Александре Македонском);
Гавриила ТРОЕПОЛЬКОГО («Белый Бим Черное ухо»)…

И не менее достойных сказочников-сатириков:
Евгения ШВАРЦА («Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени»…);
Лазаря ЛАГИНА («Старик Хоттабыч»);
Юрия ОЛЕШИ («Три толстяка»);
Леонида СОЛОВЬЕВА («Повесть о Ходже Насреддине»);
Виталия ГУБАРЕВА («Королевство Кривых зеркал», «В Тридевятом царстве»);
Леонида ПАТЕЛЕЕВА («Республика ШКИД» и др.);
Алексея НЕКРАСОВА («Капитан Врунгель»);
Ильи ТУРИЧИНА («Сказ о солдате Иване и Фрице - Рыжем лисе», «Приключения октябренка Васи Сомова в прошлом»….);
Леонида ФИЛАТОВА («Сказка про Федота-стрельца»…)
Плюс певцов животного мира Ивана СОКОЛОВА-МИКИТОВА и Евгения ЧАРУШИНА… - или кто-нибудь без них в детстве обошелся?!
Что до меня, то большее впечатление, чем даже булычёвская Алиса, произвела юмористическая фантастика автора «Большой перемены» Георгия САДОВНИКОВА («Продавец приключений» - но это уже личный загиб)…

А еще предложил бы – «Завоевание природы» Бориса АНДРЕЕВА (эту умнейшую, просветительско-прогностическую и упорно замалчиваемую книгу 1927 года выше всех ценил ни кто иной, как И.В. Сталин, рекомендовав ее для обязательного прочтения сыну Яше).

Далее, среди советских «пропущены» такие мастера слова, как:
Александр ФАДЕЕВ («Молодая гвардия»);
Константин ФЕДИН («Города и годы»);
Борис ЛАВРЕНЕВ («41-й», «Рассказ о простой вещи», «Седьмой спутник»);
Борис ГОРБАТОВ («Непокоренные», «Обыкновенная Арктика»);
Павел НИЛИН («Жестокость», «Дурь», «Испытательный срок»);
Вадим КОЖЕВНИКОВ («Щит и меч»);
Всеволод КОЧЕТОВ («Журбины», «Угол падения»);
Сергей АНТОНОВ («Дело было в Пенькове» (1957), «Пришёл солдат с фронта» (1969), «Порожний рейс»);
Виктор НЕКРАСОВ («В окопах Сталинграда»);
Константин СИМОНОВ (проза, лирика, драма, публицистика)…
А из Александра ТВАРДОВСКОГО я бы непременно включил прозаических «Печников», из Сергея СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО - «Печаль полей»...

Среди мастеров исторического жанра, если брать уже представленных (и дополненных в комментах), как минимум равноценны им:
Дмитрий БАЛАШОВ («Марфа-посадница», цикл о московских князьях);
Антонин ЛАДИНСКИЙ («Анна Ярославна, королева Франции», «Последний поход Мономаха»);
Владислав ГЛИНКА («Бородино», «Судьба дворцового гренадера», «История унтера Иванова»; «Повесть о Сергее Непейцыне», «Дорогой чести»);
Сергей БОРОДИН («Дмитрий Донской», «Звезды над Самаркандом»);
украинец Павел ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ («Диво», дилогия «Первомост» и «Смерть в Киеве», «Евпраксия», «Я, Богдан», «Роксолана»)…

Если кто-то возразит: уж слишком тут много взрослого, то ответим: а «Пирамида» Леонида ЛЕОНОВА и «Дон Кихот» СЕРВАНТЕСА – это даже не для каждого взрослого!

С мировой литературой всегда спорно. Но нобелевский лауреат Сельма ЛАГЕРЛЁФ с ее «Нильсом и дикими гусями» не менее Астрид ЛИНДГРЕН заслуживает включения в программу для детей.
Не совсем понятно, чем не угодили в творчестве Джанни РОДАРИ «Чиполино», «Джельсомино» или «Голубая стрела»…
Также как - Алан МИЛН и его «Винни-Пух».

Немыслима мировая (в т.ч. детская) литература и без «Лавки чудес», «Человека-невидимки» или «Войны миров» Герберта УЭЛЛСА;
либо «Моби Дика» Германа МЕЛВИЛЛА;
«Приключений Мюнхгаузена» Эриха РАСПЭ;
трилогии Генрика СЕНКЕВИЧА;
«Повелителя мух» Уильяма ГОЛДИНГА;
«Последнего Дюйма» Джеймса ОЛДРИДЖА...

Ну, и всё на этом, а то «без вскидки» много чего еще всплывет…
В общем, альтернатив, конечно, много, но некоторые имена – абсолютно обязательны: Толстой III, В. Шишков, Н. Островский!

Без всяких упреков, напротив, с искренним почтением к трудам составителей и добавителей, – всего лишь личная лепта.
Валерий Шелегов 1.04.21 09:01
ИГОРЬ ПРЯХИН!
Что касается " восстановления отечественного школьного образования".
Честно, по существу: ПОКА НЕ ПОМЕНЯЕМ "ростовщический капитализм" - на Государственное социалистическое строительство, никакие "программы" не помогут гибнущей душе народной.
Валерий Шелегов 1.04.21 07:09
1 апреля! День смеха. А мне не до смеха.Утро холодное. Нет тепла душевного и в государстве - ни в правителях, ни в чиновниках, ни в людях.И потянуло вернуться, хоть иллюзорно, в прошлую жизнь. Открыл х.ф."Даурия", созданный в советскую эру милосердия и счастья. Сегодня народ удивляется, как мол так, не замечали в то время, что это шедевры. Потому и не замечали, что жили в это гениальное время - время "строителей коммунизма"! Сегодня просто невозможно рождение произведения сильного, светлого, жизни утверждающего. Мальцом я еще захватил этот неповторимый уклад жизни. Смотрю с тоской на минувший двадцатый век. Ненавижу век 21-й, жестокий, развратный, без чести и совести в кремлевских правителях, гнойные чиновники, как опарыши, жрут казну, съедают эти черви ненасытные державу. И нет просвета всему этому разложению и катастрофе конца жизни, а хочется пожить по-человечески - по-людски. Смотрю десятый раз фильм "Даурия" и ненасытной остается жить душа.
ИГОРЬ 31.03.21 11:27
P.S.

Сорные Куры и Муравей.

Рабочий Муравей невольно наблюдал
По ходу к дому действия соседей:
Они сгребали, разгребали сорный вал
С упорством улей рвущего медведя.
И Муравей спросил: «Что строите так сложно,
Какого здесь вы ждете результата?
Работаю такой построить что не можно!»
В ответ он слышит: «Результат - цыплята.
Нам строить ничего, сосед, не надо.
Мы у природы всё нам нужное берём.
Мы - Куры Сорные - и мусор нам отрада
Ведь куча мусора для нас - Родильный дом.
И жизнь свою достойной мы находим.
Другую жизнь - ни дай , ни приведи...
Так ты, сосед, спокойно проходи.
Мы — не строители. Мы Сорных Кур выводим».

Скажу мораль, она не за горами:
Жизнь сорных кур не брезгует и нами.
09.09.2020 г.


Плагиат

В лесу открыли школу. «Замечательно!
Теперь мы по-людскому будем жить, -
Так звери думали, - а значит окончательно
Невежеству не место с нами быть!»
Родители в мечтах о знаний стоге...
Но вышло , молодежь забыла то,
Что знали их родители в итоге,
А нового не получил никто.
Родители к царю, мол, что такое!?
А царь — Медведь: «Да хватит, хватит выть.
У нас теперь учение людское.
Вы сами, звери, так решили жить!»

Мораль такая: плагиат опасен
В людской, да и в звериной ипостаси.
13.09.2020 г.
С уважением, Игорь Пряхин
ИГОРЬ 31.03.21 11:24
P.S.
Сорные Куры и Муравей.

Рабочий Муравей невольно наблюдал
По ходу к дому действия соседей:
Они сгребали, разгребали сорный вал
С упорством улей рвущего медведя.
И Муравей спросил: «Что строите так сложно,
Какого здесь вы ждете результата?
Работаю такой построить что не можно!»
В ответ он слышит: «Результат - цыплята.
Нам строить ничего, сосед, не надо.
Мы у природы всё нам нужное берём.
Мы - Куры Сорные - и мусор нам отрада
Ведь куча мусора для нас - Родильный дом.
И жизнь свою достойной мы находим.
Другую жизнь - ни дай , ни приведи...
Так ты, сосед, спокойно проходи.
Мы — не строители. Мы Сорных Кур выводим».

Скажу мораль, она не за горами:
Жизнь сорных кур не брезгует и нами.
09.09.2020 г.


Плагиат

В лесу открыли школу. «Замечательно!
Теперь мы по-людскому будем жить, -
Так звери думали, - а значит окончательно
Невежеству не место с нами быть!»
Родители в мечтах о знаний стоге...
Но вышло , молодежь забыла то,
Что знали их родители в итоге,
А нового не получил никто.
Родители к царю, мол, что такое!?
А царь — Медведь: «Да хватит, хватит выть.
У нас теперь учение людское.
Вы сами, звери, так решили жить!»

Мораль такая: плагиат опасен
В людской, да и в звериной ипостаси.
13.09.2020 г..
С уважением, Игорь Пряхин
ИГОРЬ 29.03.21 13:24
В унисон Валерию Шелегову.
Что касается " восстановления отечественного школьного образования".

Есть высказывание французской писательницы Сталь : «Литература является выражением общественного строя».
Сегодня пишущие этого материалистического высказывания сторонятся. И попадают впросак. Писатель не может быть одновременно патриотом времен СССР и патриотом времени РФ. Почему? Как раз потому, что «Литература является выражением общественного строя», объективно. Общественный строй СССР и общественный строй РФ — антагонисты. Непримиримые!!! Так утверждает наука о развитии человеческого общества. Следовательно и литерАторы, и литератУры, ВЫРАЖАЮЩИЕ их общественный строй — антагонисты. Попытка этого не замечать и приводит к «хаосу» , к химере, когда речь идет о патриотизме, о восстановлении отечественного школьного образования, о традиции. Перевод более высокого по развитию общественного строя (СССР) в более низкий по развитию общественный строй (РФ), это патриотизм, восстановление отечественного школьного образования, традиция? Литература от политики никуда не денется. Литература самое политизированное искусство, так утверждает литературоведение.. Сегодня , говоря о патриотизме, восстановлении отечественного школьного образования, традиции необходимо обратить внимание на реализм. Но тогда, ни для денег, ни для добросердечных отношений с властными представителями современного общественным строя местА не предусматриваются. А вот к ним-то и стремятся современные российские литераторы. Традиционно? Патриотично? О каком "восстановлении отечественного школьного образования" может идти речь? Россия впервые за свою историю живет так, как живет.
И что есть нового?
Кириченко Юрий Николаевич:
Российское общество в начале 21-го века: причины определившие его современное состояние. http://samlib.ru/k/kirichenko_j_n/yunkir.shtml

«Вхождение российского общества в постсоциалистическое состояние привело к качественным изменениям, в том числе и к изменению самого населения. ...
Изменилось всё, притом эти изменения довольно часто происходили в неожиданном направлении. Система отреагировала на нарушение баланса следуя своей внутренней логике. В результате современное население России ушло от "народных картин" рисовавшихся интеллигенцией не только далёкого, но и близкого прошлого. Образовалась качественно новая российская общность, которую можно охарактеризовать следующим образом:
   - ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого качества, лишь бы было много и дёшево;
   - необычайная пластичность, способность адаптироваться к любым изменениям. Население практически может выдержать всё - оно в принципе готово спускаться всё глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте. Причём, технологическая продвинутость в одной области, скажем, Интернет и домашняя электроника, прекрасно сочетается с рабским, крайне непроизводительным трудом на приусадебных и садовых участках и хищническими заготовками "даров природы" в лесах, в духе доисторического человека;
   - виртуализация, то есть неосознанное чаще всего вхождение в мир всякого рода "симулякров", искусственных мифологем, не имеющих прямых связей с объективной реальностью. И, как внешнее проявление этого,- подчинённость средствам массовой информации;
   - постоянное сужение поля социального интереса, вплоть до полной одномерности, однофункциональности - превращение людей в "плоскостные фигуры" лишённые глубинных измерений (снятие любых нравственных вопросов; всеобщее отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой "культурный" эрзац);"
Это всё взрослые дяди и тети. Это перед глазами школьников.
Нежелание писателей встать ногами на землю, принять реализм в литературе , как путеводную звезду для восприятия мира и есть беда современной литературы и тех , кого литература выражает. .
И тут Валерий Шелегов в корне прав.
С уважением, Игорь Пряхин
Самед 27.03.21 01:30
Маладец, Наташа Радостевая.
Наталья Радостева 26.03.21 20:07
Слышь, Мещеряковы, хорош загаживать ветку! Тут не доска объявлений для рекламы раздутого самомнения и самолюбования. Ещё бы дневники со школьными оценками выложили!))
Мешеряковы 26.03.21 16:45
https://clck.ru/U4VEw
Мещеряковы 26.03.21 16:43
https://6ba08e5b-cfd9-4c13-8a61-2e174283db96.filesusr.com/ugd/5ea2a3_5584072a7e5a4988bd42df495d4f40aa.pdf
Мещеряковы 26.03.21 03:15
https://www.krospr.com/single-post/книга-данила-времемер
Мещеряковы 26.03.21 02:53
https://6ba08e5b-cfd9-4c13-8a61-2e174283db96.filesusr.com/ugd/5ea2a3_5584072a7e5a4988bd42df495d4f40aa.pdf https://www.krospr.com/single-post/книга-данила-времемер.
Валерий Шелегов 25.03.21 22:21
Который день на канале "Культура" идет художественный фильм "ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОГО", 1984 год. Шедевр советского киноискусства. В главной роли Юрий Соломин. Игнат Ремез - герой нашего времени. Настоящий, несгибаемый советский человек герой нашего минувшего 20 столетия. От просмотра кинофильма глаз невозможно оторвать, душа отдыхает, душа живет там, в прекрасном далеко. И приходит мысль: там бы остаться и умереть. Там остались деды и наши родители. Счастливые наши дедушки и бабушки, чьи глаза не видели предательство нашего поколения. Предатели Родины, рожденные после ВОВ... Не видели предки нашего позора! Не стали свидетелями убийства Родины СССР. Как же всё это тяжело переживается людьми честными, не способными на недостойные поступки ни в окопах, ни в мирное время.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА