Страница: 1 2 3 4 5  Все

Иван Сущенко 3.01.22 22:13
Позволю себе сказать о двух отсутствующих авторах. Нет Леонида Андреева. Его надо бы обозначит хотя бы одним из рассказов. Без него литаратура русская не будет полной. Из поэтов нет Саши Черного - хотя бы одно стихотворение. У Михаила Булгакова отсутствует его самый известный роман "Мастер и Маргарита" . Думаю, будет справедливо добавить к двум уже названым его произведениям. Во многом согласен с предложениями В. Плотникова. Кроме того, из зарубежных поэтов, на мой взгляд, незаслуженно нет Федерико Гарисиа Лорки. Он так близок Есенину - в испанском варианте)) У него полно совершенно народных мотивов, осбенно в "Цыганских романсеро".
Иван Кунцевич 8.11.21 20:35
А где же Константин Симонов и Валентин ПИКУЛЬ?
Николай Бадмаринчинов 2.06.21 14:41
Полностью согласен насчет Гайдара, Фадеева, Н. Островского. В то же время удивляет отсутствие Джойса и Пруста, хотя присутствуют Кафка, Камю.
Новость 21.05.21 02:47
Здравствуйте!
Ваш список был упомянут в газете.
https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/19/chitat-dostoevskogo-vse-ravno-chto-smotret-kak-topiat-kotiat
Юрий Крупенич (Георгий Набатов) 20.05.21 15:25
А что нам делать на местах? Ведь раньше была в школьной программе по литературе и региональная составляющая. Сейчас ее нет.
Елена 30.04.21 19:27
Ни Крестовского, ни выдающихся писателей и поэтов Русского Зарубежья, ни гениальных истреблённых "крестьянских" поэтов, ни Чарской, ни (упоминание вскользь не считаю) выдающегося писателя ХХ века Бородина, на одного из лучших писателей-фронтовиков Воробьева... Зато несметное количество каких-то второ- и третьестепенных авторов. Зато "Поднятая целина" (чтобы дети на всю оставшуюся Шолохова возненавидели???). Зато "Разгром", который в советские-то годы нечитабелен был.
Мих 5.04.21 19:03
А почему в разделе поэзия Великой Отечественной нет Дмитрия Ковалёва и Сергея Поделкова?
Владимир ПЛОТНИКОВ 5.04.21 09:47
Возможно, сильно запоздал. Но таковы обстоятельства. Поэтому заранее извиняюсь.

Если правильно понял, помимо общего согласия с концептуальной установкой и «хрестоматийным списком», каждый все-таки не только высказывает свое мнение, но и делает личный перечень тех, кто именно на него оказал влияние своим творчеством в разные периоды жизни и, перво-наперво, в детские годы – опорную пору приобщения к Слову.
Отсюда и буду отталкиваться.

Согласен со многими участниками сборки/дискуссии. И, наверное, не стоит пока выборочно «сталкивать» живых современников (удостоенных и неуд).

Теперь по существу. И, ради Бога, без ханжеских перегибов и «новых морально-идеологических взглядов, прочтений и фокусов».
Подход един – художественный талант и реальное влияние на читательские массы …

Да, резануло, как и многих, отсутствие Аркадия ГАЙДАРА (ну, хоть один из советских мальчишек обошелся без его героев?), Антона МАКАРЕНКО, Константина СЕДЫХ («Даурия»»), Егора ИВАЕВА (поэзия) и, разумеется, Николая ОСТРОВСКОГО («Как закалялась сталь»), равно как и Этель Лилиан ВОЙНИЧ («Овод»)…

Сюда же с не меньшим основанием бы ввёл Анатолия ИВАНОВА («Алкины песни», «Повитель», «Тени исчезают в полдень» и, как теперь видим, пророческий «Вечный зов»), Василия ФЕДОРОВА (поэзия) и Виля ЛИПАТОВА (повести про Анискина, опять же пророческий последний комсомольский роман «И это все о нем»)…

А ежели я повторюсь (добавлений-то от авторов комментариев было немало, мог и не заметить всё), то великодушно прошу извинить за то, что присутствие «слона-то и не заметил». С другой стороны, повторение лишь усиливает значимость «пропусков».

Итак, вот зияющие лакуны.

Как можно обойтись без корифея всех жанров «красного графа» А.Н. ТОЛСТОГО (навскидку: «Детство Никиты» и «Приключения Буратино», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Ибикус», «Гадюка» и «Русский характер», «Петр Первый» и «Хождение по мукам», пьесы и сценарии)?..

Не нашлось места и «царскому» классику Алексею ПИСЕМСКОМУ, равно как антимасону Всеволоду КРЕСТОВСКОМУ…

Еще один «незамеченный» безусловный классик – Вячеслав ШИШКОВ: «Угрюм-река», «Ватага», «Емельян Пугачев» и вполне детские «Странники»...

Возможно, я пропустил крупнейших маринистов, таких как Константин СТАНЮКОВИЧ («Матрос Чижик», «Максимка»…..),
Алексей НОВИКОВ-ПРИБОЙ («Цусима», «Капитан первого ранга»),
Леонид СОБОЛЕВ («Капитальный ремонт», «Морская душа»),
наконец, Борис ЖИТКОВ и Виктор КОНЕЦКИЙ (у каждого найдется великолепная подборка для детей и юношества).

Не увидел (еще раз извиняюсь, если ошибся) и дореволюционных, а потому ныне особо пронзительно-злободневных Дмитрия ГРИГОРОВИЧА («Гуттаперчевый мальчик»);
Николая РЕШЕТНИКОВА («Подлиповцы»);
Николая УСПЕНСКОГО (трогательные и высокохудожественные рассказы для детей);
Ивана КУЩЕВСКОГО (недооцененный, хоть и опередивший время, но опять же незаслуженно забиваемый роман «Николай Негорев, или Благополучный гражданин»);
Владимира АРСЕНЬЕВА («Дерсу Узала»);
Владимира ГИЛЯРОВСКОГО («Москва и москвичи»);
Николая ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО (сказки, тетралогия о Тёме!!!),
- не менее импонирующих детской классике, чем те, что выставлены и в основном списке и, тем более, в факультативном.

Что касается конкретно отечественной детской литературы, то кроме А.П. Гайдара, вероятно, по каким-то идеологическим соображением задвинули или просто забыли:
Льва КАССИЛЯ (перечислять слишком много);
Валентины ОСЕЕВОЙ («Динка» и др.);
Евгения ПЕРМЯКА («Фока на все руки дока» и др.);
А.М. ВОЛКОВА (я бы, помимо во многом скомпилированного у янки Фрэнка БАУМА «Волшебника Изумрудного города», рекомендовал гораздо более любимого мальчишками и уже авторского «Урфина Джюса…», а также его исторические и научно-популярные произведения для детей и т.д.);
Любовь ВОРОНКОВУ (античные повести о Фемистокле, Александре Македонском);
Гавриила ТРОЕПОЛЬКОГО («Белый Бим Черное ухо»)…

И не менее достойных сказочников-сатириков:
Евгения ШВАРЦА («Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени»…);
Лазаря ЛАГИНА («Старик Хоттабыч»);
Юрия ОЛЕШИ («Три толстяка»);
Леонида СОЛОВЬЕВА («Повесть о Ходже Насреддине»);
Виталия ГУБАРЕВА («Королевство Кривых зеркал», «В Тридевятом царстве»);
Леонида ПАТЕЛЕЕВА («Республика ШКИД» и др.);
Алексея НЕКРАСОВА («Капитан Врунгель»);
Ильи ТУРИЧИНА («Сказ о солдате Иване и Фрице - Рыжем лисе», «Приключения октябренка Васи Сомова в прошлом»….);
Леонида ФИЛАТОВА («Сказка про Федота-стрельца»…)
Плюс певцов животного мира Ивана СОКОЛОВА-МИКИТОВА и Евгения ЧАРУШИНА… - или кто-нибудь без них в детстве обошелся?!
Что до меня, то большее впечатление, чем даже булычёвская Алиса, произвела юмористическая фантастика автора «Большой перемены» Георгия САДОВНИКОВА («Продавец приключений» - но это уже личный загиб)…

А еще предложил бы – «Завоевание природы» Бориса АНДРЕЕВА (эту умнейшую, просветительско-прогностическую и упорно замалчиваемую книгу 1927 года выше всех ценил ни кто иной, как И.В. Сталин, рекомендовав ее для обязательного прочтения сыну Яше).

Далее, среди советских «пропущены» такие мастера слова, как:
Александр ФАДЕЕВ («Молодая гвардия»);
Константин ФЕДИН («Города и годы»);
Борис ЛАВРЕНЕВ («41-й», «Рассказ о простой вещи», «Седьмой спутник»);
Борис ГОРБАТОВ («Непокоренные», «Обыкновенная Арктика»);
Павел НИЛИН («Жестокость», «Дурь», «Испытательный срок»);
Вадим КОЖЕВНИКОВ («Щит и меч»);
Всеволод КОЧЕТОВ («Журбины», «Угол падения»);
Сергей АНТОНОВ («Дело было в Пенькове» (1957), «Пришёл солдат с фронта» (1969), «Порожний рейс»);
Виктор НЕКРАСОВ («В окопах Сталинграда»);
Константин СИМОНОВ (проза, лирика, драма, публицистика)…
А из Александра ТВАРДОВСКОГО я бы непременно включил прозаических «Печников», из Сергея СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО - «Печаль полей»...

Среди мастеров исторического жанра, если брать уже представленных (и дополненных в комментах), как минимум равноценны им:
Дмитрий БАЛАШОВ («Марфа-посадница», цикл о московских князьях);
Антонин ЛАДИНСКИЙ («Анна Ярославна, королева Франции», «Последний поход Мономаха»);
Владислав ГЛИНКА («Бородино», «Судьба дворцового гренадера», «История унтера Иванова»; «Повесть о Сергее Непейцыне», «Дорогой чести»);
Сергей БОРОДИН («Дмитрий Донской», «Звезды над Самаркандом»);
украинец Павел ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ («Диво», дилогия «Первомост» и «Смерть в Киеве», «Евпраксия», «Я, Богдан», «Роксолана»)…

Если кто-то возразит: уж слишком тут много взрослого, то ответим: а «Пирамида» Леонида ЛЕОНОВА и «Дон Кихот» СЕРВАНТЕСА – это даже не для каждого взрослого!

С мировой литературой всегда спорно. Но нобелевский лауреат Сельма ЛАГЕРЛЁФ с ее «Нильсом и дикими гусями» не менее Астрид ЛИНДГРЕН заслуживает включения в программу для детей.
Не совсем понятно, чем не угодили в творчестве Джанни РОДАРИ «Чиполино», «Джельсомино» или «Голубая стрела»…
Также как - Алан МИЛН и его «Винни-Пух».

Немыслима мировая (в т.ч. детская) литература и без «Лавки чудес», «Человека-невидимки» или «Войны миров» Герберта УЭЛЛСА;
либо «Моби Дика» Германа МЕЛВИЛЛА;
«Приключений Мюнхгаузена» Эриха РАСПЭ;
трилогии Генрика СЕНКЕВИЧА;
«Повелителя мух» Уильяма ГОЛДИНГА;
«Последнего Дюйма» Джеймса ОЛДРИДЖА...

Ну, и всё на этом, а то «без вскидки» много чего еще всплывет…
В общем, альтернатив, конечно, много, но некоторые имена – абсолютно обязательны: Толстой III, В. Шишков, Н. Островский!

Без всяких упреков, напротив, с искренним почтением к трудам составителей и добавителей, – всего лишь личная лепта.
Валерий Шелегов 1.04.21 09:01
ИГОРЬ ПРЯХИН!
Что касается " восстановления отечественного школьного образования".
Честно, по существу: ПОКА НЕ ПОМЕНЯЕМ "ростовщический капитализм" - на Государственное социалистическое строительство, никакие "программы" не помогут гибнущей душе народной.
Валерий Шелегов 1.04.21 07:09
1 апреля! День смеха. А мне не до смеха.Утро холодное. Нет тепла душевного и в государстве - ни в правителях, ни в чиновниках, ни в людях.И потянуло вернуться, хоть иллюзорно, в прошлую жизнь. Открыл х.ф."Даурия", созданный в советскую эру милосердия и счастья. Сегодня народ удивляется, как мол так, не замечали в то время, что это шедевры. Потому и не замечали, что жили в это гениальное время - время "строителей коммунизма"! Сегодня просто невозможно рождение произведения сильного, светлого, жизни утверждающего. Мальцом я еще захватил этот неповторимый уклад жизни. Смотрю с тоской на минувший двадцатый век. Ненавижу век 21-й, жестокий, развратный, без чести и совести в кремлевских правителях, гнойные чиновники, как опарыши, жрут казну, съедают эти черви ненасытные державу. И нет просвета всему этому разложению и катастрофе конца жизни, а хочется пожить по-человечески - по-людски. Смотрю десятый раз фильм "Даурия" и ненасытной остается жить душа.
ИГОРЬ 31.03.21 11:27
P.S.

Сорные Куры и Муравей.

Рабочий Муравей невольно наблюдал
По ходу к дому действия соседей:
Они сгребали, разгребали сорный вал
С упорством улей рвущего медведя.
И Муравей спросил: «Что строите так сложно,
Какого здесь вы ждете результата?
Работаю такой построить что не можно!»
В ответ он слышит: «Результат - цыплята.
Нам строить ничего, сосед, не надо.
Мы у природы всё нам нужное берём.
Мы - Куры Сорные - и мусор нам отрада
Ведь куча мусора для нас - Родильный дом.
И жизнь свою достойной мы находим.
Другую жизнь - ни дай , ни приведи...
Так ты, сосед, спокойно проходи.
Мы — не строители. Мы Сорных Кур выводим».

Скажу мораль, она не за горами:
Жизнь сорных кур не брезгует и нами.
09.09.2020 г.


Плагиат

В лесу открыли школу. «Замечательно!
Теперь мы по-людскому будем жить, -
Так звери думали, - а значит окончательно
Невежеству не место с нами быть!»
Родители в мечтах о знаний стоге...
Но вышло , молодежь забыла то,
Что знали их родители в итоге,
А нового не получил никто.
Родители к царю, мол, что такое!?
А царь — Медведь: «Да хватит, хватит выть.
У нас теперь учение людское.
Вы сами, звери, так решили жить!»

Мораль такая: плагиат опасен
В людской, да и в звериной ипостаси.
13.09.2020 г.
С уважением, Игорь Пряхин
ИГОРЬ 31.03.21 11:24
P.S.
Сорные Куры и Муравей.

Рабочий Муравей невольно наблюдал
По ходу к дому действия соседей:
Они сгребали, разгребали сорный вал
С упорством улей рвущего медведя.
И Муравей спросил: «Что строите так сложно,
Какого здесь вы ждете результата?
Работаю такой построить что не можно!»
В ответ он слышит: «Результат - цыплята.
Нам строить ничего, сосед, не надо.
Мы у природы всё нам нужное берём.
Мы - Куры Сорные - и мусор нам отрада
Ведь куча мусора для нас - Родильный дом.
И жизнь свою достойной мы находим.
Другую жизнь - ни дай , ни приведи...
Так ты, сосед, спокойно проходи.
Мы — не строители. Мы Сорных Кур выводим».

Скажу мораль, она не за горами:
Жизнь сорных кур не брезгует и нами.
09.09.2020 г.


Плагиат

В лесу открыли школу. «Замечательно!
Теперь мы по-людскому будем жить, -
Так звери думали, - а значит окончательно
Невежеству не место с нами быть!»
Родители в мечтах о знаний стоге...
Но вышло , молодежь забыла то,
Что знали их родители в итоге,
А нового не получил никто.
Родители к царю, мол, что такое!?
А царь — Медведь: «Да хватит, хватит выть.
У нас теперь учение людское.
Вы сами, звери, так решили жить!»

Мораль такая: плагиат опасен
В людской, да и в звериной ипостаси.
13.09.2020 г..
С уважением, Игорь Пряхин
ИГОРЬ 29.03.21 13:24
В унисон Валерию Шелегову.
Что касается " восстановления отечественного школьного образования".

Есть высказывание французской писательницы Сталь : «Литература является выражением общественного строя».
Сегодня пишущие этого материалистического высказывания сторонятся. И попадают впросак. Писатель не может быть одновременно патриотом времен СССР и патриотом времени РФ. Почему? Как раз потому, что «Литература является выражением общественного строя», объективно. Общественный строй СССР и общественный строй РФ — антагонисты. Непримиримые!!! Так утверждает наука о развитии человеческого общества. Следовательно и литерАторы, и литератУры, ВЫРАЖАЮЩИЕ их общественный строй — антагонисты. Попытка этого не замечать и приводит к «хаосу» , к химере, когда речь идет о патриотизме, о восстановлении отечественного школьного образования, о традиции. Перевод более высокого по развитию общественного строя (СССР) в более низкий по развитию общественный строй (РФ), это патриотизм, восстановление отечественного школьного образования, традиция? Литература от политики никуда не денется. Литература самое политизированное искусство, так утверждает литературоведение.. Сегодня , говоря о патриотизме, восстановлении отечественного школьного образования, традиции необходимо обратить внимание на реализм. Но тогда, ни для денег, ни для добросердечных отношений с властными представителями современного общественным строя местА не предусматриваются. А вот к ним-то и стремятся современные российские литераторы. Традиционно? Патриотично? О каком "восстановлении отечественного школьного образования" может идти речь? Россия впервые за свою историю живет так, как живет.
И что есть нового?
Кириченко Юрий Николаевич:
Российское общество в начале 21-го века: причины определившие его современное состояние. http://samlib.ru/k/kirichenko_j_n/yunkir.shtml

«Вхождение российского общества в постсоциалистическое состояние привело к качественным изменениям, в том числе и к изменению самого населения. ...
Изменилось всё, притом эти изменения довольно часто происходили в неожиданном направлении. Система отреагировала на нарушение баланса следуя своей внутренней логике. В результате современное население России ушло от "народных картин" рисовавшихся интеллигенцией не только далёкого, но и близкого прошлого. Образовалась качественно новая российская общность, которую можно охарактеризовать следующим образом:
   - ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого качества, лишь бы было много и дёшево;
   - необычайная пластичность, способность адаптироваться к любым изменениям. Население практически может выдержать всё - оно в принципе готово спускаться всё глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте. Причём, технологическая продвинутость в одной области, скажем, Интернет и домашняя электроника, прекрасно сочетается с рабским, крайне непроизводительным трудом на приусадебных и садовых участках и хищническими заготовками "даров природы" в лесах, в духе доисторического человека;
   - виртуализация, то есть неосознанное чаще всего вхождение в мир всякого рода "симулякров", искусственных мифологем, не имеющих прямых связей с объективной реальностью. И, как внешнее проявление этого,- подчинённость средствам массовой информации;
   - постоянное сужение поля социального интереса, вплоть до полной одномерности, однофункциональности - превращение людей в "плоскостные фигуры" лишённые глубинных измерений (снятие любых нравственных вопросов; всеобщее отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой "культурный" эрзац);"
Это всё взрослые дяди и тети. Это перед глазами школьников.
Нежелание писателей встать ногами на землю, принять реализм в литературе , как путеводную звезду для восприятия мира и есть беда современной литературы и тех , кого литература выражает. .
И тут Валерий Шелегов в корне прав.
С уважением, Игорь Пряхин
Самед 27.03.21 01:30
Маладец, Наташа Радостевая.
Наталья Радостева 26.03.21 20:07
Слышь, Мещеряковы, хорош загаживать ветку! Тут не доска объявлений для рекламы раздутого самомнения и самолюбования. Ещё бы дневники со школьными оценками выложили!))
Мешеряковы 26.03.21 16:45
https://clck.ru/U4VEw
Мещеряковы 26.03.21 16:43
https://6ba08e5b-cfd9-4c13-8a61-2e174283db96.filesusr.com/ugd/5ea2a3_5584072a7e5a4988bd42df495d4f40aa.pdf
Мещеряковы 26.03.21 03:15
https://www.krospr.com/single-post/книга-данила-времемер
Мещеряковы 26.03.21 02:53
https://6ba08e5b-cfd9-4c13-8a61-2e174283db96.filesusr.com/ugd/5ea2a3_5584072a7e5a4988bd42df495d4f40aa.pdf https://www.krospr.com/single-post/книга-данила-времемер.
Валерий Шелегов 25.03.21 22:21
Который день на канале "Культура" идет художественный фильм "ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОГО", 1984 год. Шедевр советского киноискусства. В главной роли Юрий Соломин. Игнат Ремез - герой нашего времени. Настоящий, несгибаемый советский человек герой нашего минувшего 20 столетия. От просмотра кинофильма глаз невозможно оторвать, душа отдыхает, душа живет там, в прекрасном далеко. И приходит мысль: там бы остаться и умереть. Там остались деды и наши родители. Счастливые наши дедушки и бабушки, чьи глаза не видели предательство нашего поколения. Предатели Родины, рожденные после ВОВ... Не видели предки нашего позора! Не стали свидетелями убийства Родины СССР. Как же всё это тяжело переживается людьми честными, не способными на недостойные поступки ни в окопах, ни в мирное время.
Валерий Шелегов 25.03.21 06:08


Который день на канале "Культура" идет художественный фильм "ПРЕДЕЛ НЕ ВОЗМОЖНОГО", 1984 год. Шедевр советского киноискусства. В главной роли Юрий Соломин. Игнат Ремизов - Герой нашего времени. Настоящий, несгибаемый советский человек герой нашего минувшего 20 столетия. От просмотра кинофильма глаз невозможно оторвать, душа отдыхает, душа живет там, в прекрасном далеко. И приходит мысль: там бы остаться и умереть. Там остались деды и наши родители. Счастливые наши дедушки и бабушки, чьи глаза не видели предательство нашего поколения. Предатели Родины, рожденные после ВОВ... Не видели предки нашего позора! Не стали свидетелями убийства Родины СССР. Как же всё это тяжело переживается людьми честными, не способными на недостойные поступки ни в окопах, ни в мирное время.
Лариса Егоршина 22.03.21 17:01
С праздником дорогие и уважаемые друзья, с Всемирным днем поэзии!
ЛИТЕРАТУРНАЯ СУББОТА
Литературная суббота -
в библиотеке полон зал,
и сочиненьем новым кто-то
уже спокойствие прервал!

Дуэт прекрасный покоряет:
любовью дышат он, она,
и глас поэтов дополняет
гитары звонкая струна.

И баритон, и звуки блюза –
шестидесятников пора,
таланты славного Союза,
стиха и прозы мастера.

Жив человек небезразличный
и в тему бьет наверняка,
правдоподобно и логично
с позиций жизни знатока.

Земли красоты воспевая,
язык эпитеты найдет,
чтоб о чудесном нашем крае
не забывал родной народ!
2009 г.
Маргарита Каранова 21.03.21 22:39
Уже давно реформаторы радостно перевели Россию на «болонскую систему», суть к-й – антиинтеллектуальность, минимизация способности к критическому мышлению, наказание инициативы, стадность, неуверенность в своих поступках. И что в итоге имеют наши бедные учащиеся (не только школ, но и вузов!): эклектичное мышление, опирающееся на фрагментарные данные, отсутствие логики, неумение выражать свои мысли (особенно, если их нет). А ведь советские учебники формировали склонность к системному мышлению, детей учили думать, а преподаватели литературы призывали не только думать, но даже иметь собственное мнение. Остатки советской школы (в частности, преподавания литературы) пока еще держатся на старых преподавателях. Но их ряды тают...
Владимир ПРОНСКИЙ 21.03.21 22:22
Есть и у меня опыт общения со школьниками...Помню, в сентябре 2012 года, предварительно договорившись с учительницей словесности школы №2 г. Новомичуринска, которая и ранее изучала с учениками мои книги (одна из учениц "прогремела" на всю страну по итогам Всероссийского литературного конкурса, заняв в нём второе или третье место - пишу по памяти), побывал на встрече с учениками одного из девятых классов. Это была не просто встреча, а с конкретным заданием, полученным учениками накануне, когда им распечатали текст моего рассказа "Конопля"... На встречу пришли директор школы, методист. На уроке провели разбор рассказа. Вопросы задавала учитель - Ида Фроловна Заздравных, а ученики отвечали. Немного стеснялись, но вполне разумно и толково делились своим мнением в ответ на наводящие вопросы, и было понятно, что текст они знают хорошо и, что называется, прониклись им. Самые подготовленные и способные ученики подвели итог обсуждению, причём, вполне квалифицированно, чем весьма удивили. Потом, когда мы все сфотографировались на память, за чаем я спросил у Иды Фроловны: "И долго вы готовили ребят? Ведь мы только вчера с вами договорились о сегодняшней встрече?!" - "Одни сутки!" Таким ответом я был сражён. Зная Иду Фроловну как преподавателя с большим стажем, я, тем не менее, приятно удивился и восхитился той встречей, совсем не ожидая подобного обсуждения. И это притом, что подчас и сам грешу, поругивая молодёжь, но в данном случае ничего не мог сказать против, лишь подумал, что подобное отношение учеников к литературе, стремление понять её, идёт от квалифицированного, высоко профессионального подхода к обучению преподавателя. Ида Фроловна в ту пору была на пенсии, но ещё около десяти лет вела уроки русского и литературы. И её ученикам можно было лишь позавидовать. Так что, друзья, вся любовь к литературе, или почти вся, идёт от учителя словесности, от его неравнодушного сердца..
Мария Иванова 21.03.21 20:30
Моя племянницв, когда училась в школе, была единственная в классе, которая читала и кому ее мама брала книги в библиотеке (правда, по своему выбору те книги, которые, как она считала, пристало читать приличной девушке). Сейчас ее внуки, которые класса до 4-5-го читали книги из домашней библиотеки, не читают сверх программы ничего и целыми днями "висят" в компьютере. И это поголовное увлечение большинства школьников. Когда эти школьники вырастут и заведут своих детей, я уверена, они не будут настаивать на том, чтобы их дети что-то читали, потому что традиция читать книги и интересоваться литературой, прервана, а она, я уверена и убеждена в этом твердо, идет из семьи. Если дети не видят родителей с книгой в руках, они сами не откроют книжку. Современные дети - совсем другие. Они не плохие, просто - другие. Не знаю, существуют ли современнве методы приобщения детей к чтению. Если и есть дети, которые читают книги и следят за новинками, то их единицы, как я вижу.
Нина Бойко 21.03.21 19:08
Владимиру Скифу.
Полностью с Вами согласна. У меня тоже была встреча -- с десятиклассниками. Зевали, специально показывая, что им не нужно то, о чем я рассказываю. А рассказывала я о русских художниках, о самых известных картинах, принесла папку с репродукциями. Если бы мне, когда училась всего лишь во втором классе, кто-то рассказал о "Грачах" Саврасова, "Золотой осени" Левитана, которые висели в школьном коридоре!..
Владимир Скиф 21.03.21 14:09
18 марта я выступал перед иркутскими школьниками в одной из наших городских библиотек. Передо мной сидели учащиеся 8-х — 9-х классов, вроде бы, милые аккуратные молодые люди, но какие-то бессмысленно-потерянные, никак ни на что не реагирующие. У меня сложилось такое чувство, что это передо мной сидят не школьники, а зомби. О чём бы я ни говорил, что бы ни рассказывал, они никак не реагировали на сказанное. Читал ли я стихи, называл ли имена известных писателей, задавал ли вопросы — всё уходило в пустоту, в какую-то мистическую небытность. Это было, действительно, жутко! Раньше, в прошлые годы, я много выступал, и всякий раз уходил из аудитории с чувством удовлетворения, что достучался до слушателей, кто бы они ни были — студенты, школьники, учителя или шахтёры. С недавнего, советского времени, прошло чуть более 30 лет. И вот результат: мы потеряли уже два поколения интеллектуально мыслящих, понимающих что с нами происходит, читающих поэзиюи и прозу — молодых людей. Чувствуется, что возврата к чтению и постижению знаний, стремлению приблизиться к душеспасительной русской литературе уже не произойдёт. Это национальная КАТАСТРОФА!
Нина Бойко 21.03.21 09:41
Всё дело в том, что школьники вообще не читают. Спасибо, если хоть слушают на уроках литературы, о чем рассказывает учитель. Так что, какими бы ни были учебники по литературе, их ждет одинаковая участь. А если кто из ребят и читает, то выбирает сам в библиотеке такие книги, которые ему интересны. В принципе, весь перечень книг, приведенный на сайте РП, нужно иметь в библиотеках и не по одному экземпляру. Всё от ребенка зависит. Мы с братом погодки, росли в одинаковых условиях, учились по одинаковым учебникам литературы, но он даже приблизительно не усвоил о чем в них речь. Это нисколько не помешало ему стать директором департамента атомного надзора.
Анатолий Колесников 19.03.21 15:27
Прежде всего большое спасибо Ирине Ушаковой за подвижнический труд в главном для духовного фрмирования человека деле.
Внимательно прочитал все комментарии, среди которых очень много дельных.
И самым дельным мне преставляется предложенный Григорием Исааковичем Блехманом системный подход к составлению базового списка предлагаемй для обязательного прочтения литературы.
Потому что только так можно упорядочить то многообразие мнений, которое вполне естественно для такого обсуждения.
ИГОРЬ 19.03.21 10:09
Друзья, писатели хотят составить список литературы для чтения учащихся школы. А в школе, когда последний раз были писатели, в так называемых ГБУ (Государственное бюджетное учреждение)? Кто-нибудь знает, помнит и учитывает, что есть
НОВИЗНА В ОБРАЗОВАНИИ
В России вышел новый документ, согласно которому, психически неуравновешенных, а также с замедленным развитием детей, (это, ссылаясь на статистические данные, каждый пятый ребенок школьного возраста), нужно обязательно довести до полного среднего образования ( до 11 класса)!. Обучать их будут совместно с детьми, психика которых уравновешена.
Забота власти о семьях, где есть проблемные дети, видна, но почему такое наплевательское отношение к семьям, где дети здоровые? Явно в решении власти имеет место зАмять, которая может породить масштабную проблему в образовании и здравоохранении. И проблемы имеются;
что образование сегодня СФЕРА УСЛУГ, что в силу этого учитель выступает в роли "продавца" и в положении, когда "покупатель всегда прав"; что у учителя нет никакой возможности повлиять на образовательный процесс, поскольку у покупателей (детей и их родителей), практически , нет ответственности за обиды нанесенные учителю, и нет НОРМ ОБЯЗЫВАЮЩИХ учеников приходить на уроки ПОДГОТОВЛЕННЫМИ. Учителя превратили в "мотылька" со всеми последствиями. Ученик помочился!!! на учительницу за то, что последняя поставила ему двойку. Учителю можно показывать «фигу». При учителе можно курить в школе, ругаться…. Ничего!
Сегодня главное в школе, это количество учеников, т.к. от количества учеников школе выделяются бюджетные деньги на каждого ученика. И эти деньги всецело находятся в распоряжении АДМИНИСТРАЦИИ школы. И вот эти ДЕНЬГИ РЕШАЮТ СЕГОДНЯ ВСЁ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ и главное определяет зарплату руководителя учреждения;
а знаете, что в Москве открыты татарские и еврейские национальные школы, где русский язык изучается, как иностранный? У В.И. Даля, датчанина по родителям сложилось мнение, что человек является той национальности, язык которой он считает родным языком. В.И. Даль считал русский язык родным языком, а себя русским. Граждан какой страны выпускают школы г. Москвы, если русский язык у школьников – иностранный?
«Всё смешалось в доме Облонских».
И этому "дому ..." писатели рекомендуют "бесцветную" литературу! Что должен преподать учитель, предлагая эту сумятицу психически неуравновешенным детям? Как поведут себя родители?
Есть одна важная деталь жизни человеческой: она, жизнь, разделена идеологически на два лагеря. Одни люди проповедуют идеализм, другие – материализм. Третьего – не дано. Попытка сделать из двух лагерей «средний» - образует химеру. Это же мы видим и в литературе. Потому-то «…стремление преодолеть разрыв, образовавшийся между СССР и Россией (как дореволюционной, так и сегодняшней), выразить в самом веществе литературы, в ее онтологических пластах феноменальность народной судьбы, осознание нацией своей русскости, в силу онтологических (1) разногласий писателей СССР и старой, «новой» России» (2) к положительному результату привести не может, объективно. Идеализм и материализм – непримиримые антагонисты. Чем быстрее писатели это поймут – тем быстрее наша литература откажется от химерности, и будет реалистичней, а значит и интересна читателю. Учащимся школы в том числе.

1. Онтология - философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.
2. Алла БОЛЬШАКОВА Современная литературная ситуация: смена парадигмы.

С уважением, Игорь Пряхин
Ольга Лапина 18.03.21 14:57
Татьяна Воронина, не всегда согласна с Вами, но не могу не отметить силу вашего слова, остроту и ясность мысли, а еще определенную отвагу. Великолепно пишете.
Ольга Лапина 18.03.21 14:52
Европейских сказок предлагается больше чем русских.
Зачем детям "Госпожа Бовари"?
Татьяна Воронина 18.03.21 13:25
Россия - лоскутное одеяло. И я имею ввиду не только народности России, которые тут проживают. Если потаённые силы, не имеющие принадлежности к коренным народам России, но у которых сосредоточены мощные ресурсы. Каждый народ (народность, племя) имеет свой вектор развития. И чем дальше по родству народы, тем вектора развития сильнее "смотрят в разные стороны" (как "лебедь, рак и щука"). Вот почему Россия всегда стоит в раскоряку. А если учесть вектора интересов потаённых сил (которые сильно разнятся с векторами развития народов России), то неудивительно, что Россию всегда штормит. И кстати... выживают в таком бушующем океане самые наглые, циничные, беспринципные низкочастотные особи. Что мы и наблюдаем... Через толерантную литературу эти силы насилуют народы, уничтожая их самость, превращая в толпу. Вот бы собрать всех толерантных, любителей разностей и многообразия, и на отдельный материк с билетом в один конец. И понаблюдать за ними в режиме реального времени... Нет никаких сомнений, что у них там с их разнообразием вектор развития - это возвращение в дикую природу. Ну вот и пусть сами себя расчеловечивают. Аминь.
ИГОРЬ 18.03.21 12:21
Письмо другу.
Добрый день, N.N. Не выдержал. Все предпринимаемые шаги СП в сторону ЖЕЛАНИЯ обратить на себя внимание государства , мягко говоря, удивляют, а грубо - вызывают страх за будущее нашего читателя. Какого "цвета" человека хочет получить СП предлагая сегодня список литературы для чтения учащихся в школе? Понятно, что "красного" и "белого" - нет. А что есть? "Цвета" - нет? "Цвета" нет в жизни животных. А в жизни людей со времени создания государств без "цвета" жизни нет. В государстве ВСЕГДА какой-то цвет" господствует. Государства возникают там и тогда, где и когда возникают группы людей (классы) с антагонистическими, непримиримыми взглядами на устройство жизни, так утверждает наука о развитии человечества. Ясно видно, что ДВА "цвета" , как минимум, есть!!! .Убивает, что люди с высшим образованием не знают (отвергают), что с момента образования классов развитие человеческого общества идет не по биологическим (дарвинизм) законам, а по социальным законам (диамат, истмат). Кашу в головах детей, которую хочет заварить СП, проповедуя "всеядность" "цвЕтов" , (а эта каша в головах взрослых уже есть) приведет их вот к таким результатам:
"Ворованные басни Крылова: Стрекоза и Муравей, от Эзопа до Лафонтена, или, о том, как сто сортный и косноязычный переводчик попал в русскую литературу, как оригинальный автор. Удивляться не чему, особенно, когда идет речь о советской пропаганде и ее мыльных пузырях с русской литературы. Это эссе — маленькое звено большого расследования по поводу личности Крылова и «его» басен. На примере басни Стрекоза и Муравей мы вместе с вами похороним Крылова, как бездарного переводчика и плагиатора — окончательно.
Напоминать, что как низко опустилась русская литература, когда корявого переводчика возносят на уроках русской литературы, как оригинального автора — я не буду. Потому что, вся русская литература рукотворная: одни имели больших покровителей, другие, большие связи, кто-то нагло вляпался, а кто случайным образом. Но нет одного, чтобы заслужил место в русской классической литературе, только согласно своему литературному таланту.
Напоминать эти грозные фамилии пустышек нет смысла. Откройте вкладку: критика, или рецензии, там вы увидите все эти фамилии и можете прочитать честную и не предвзятую критику на всех этих персонажей с русской литературы. Кого там нет, не переживайте — со временем, самые ярые маратели бумаги, особенно в детской литературе, все там будут.

Крылов — горбатый переводчик Лафонтена"
..."

"Лев Толстой — великий и косноязычный графоман и его "Стрекоза и Муравей"


..."
https://poetryartblog.blogspot.com/2020/01/vorovannye-basni-krylova-

muravej-i-strekoza.html

Кстати сказать, СП никак не отреагировал на эту статью.
В основном согласен с Натальей Радостевой.
С уважением, Игорь Пряхин


Николай 18.03.21 11:37
Анастасии. Платонов есть. "Корова" и другие произведения.
Анастасия 18.03.21 08:37
А где Платонов? «Корову» и «Июльскую грозу», «Маленького солдата» можно и нужно читать в школе.
Михаил Васкович 17.03.21 23:09
Маргарите Карановой

Вы меня не совсем правильно поняли.
Читать надо всё!
Но проверить результат этого чтения можно, используя три маленьких мировых шедевра.
Маленький принц, Портрет Дориана Грея, Старик и море.
Кстати, можно и не проверять.
Ведь три качества - смелость, ум, доброту - человек наследуют на генетическом уровне.
И никакая книга на это уже не повлияет, хотя, конечно, интеллект повысит.
С уважением!
Маргарита Каранова 17.03.21 21:57
Общечеловеческие ценности одновременно с мЫшлением уже проходили, но застряли, и из этого болота пока не вылезли. Пора возвращаться к СВОИМ ценностям, одна из к-х – наша великая история, Отечество. 19-й век талантливо рассказан, но, увы, в этих рассказах нет ГЕРОЕВ во имя созидания, высокой цели, нет примера для молодежи. А ведь ЛИЧНОСТИ были и в то время. Но писатели предпочитали обломовых, башмачкиных, безуховых и т.д. И вот в 20-м веке явились ГЕРОИ. Павки Корчагины спасли страну; образ Корчагина – символ этих личностей. Устранить «Как закалялась сталь» из образования – угодить либералам.
Наталья Радостева настаивает на Гайдаре. Безусловно! Гайдар, как и Н. Островский, – коды эпохи. Вместо них – «Дориан Грей»? Какой стыд...
Валентина Коростелёва 17.03.21 13:40
Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова –

писал Борис Пастернак в посвящении актрисе Анастасие Зуевой.
В идеале хотелось бы, чтобы главным мерилом при составлении подобного списка был именно этот критерий. Имена, прошедшие проверку на российских дорогах времени, независимо от политических или иных предпочтений, если в основе их произведений – общечеловеческие ценности, выраженные языком искусства. (Сколько так называемых «классиков» «правильной» в своё время литературы канули в лету!)
В регионах краеведение разберётся само, какие авторы уже составили честь той или иной области или краю.
Таким образом составится не столь объёмный и противоречивый для многих список.
Но это не значит, что отдельно нельзя рекомендовать проявивших себя весомо и талантливо современных писателей независимо от их заслуг помимо литературы.
Владимир Алексеев 17.03.21 08:37
Очевидно, что включать в Список произведения ныне здравствующих литераторов, нет необходимости. Хотелось бы ориентировать читатей на произведения, проверенные временем, а желание кого-то представить скороспелым "классиком" лишь посеет рознь и несогласие в наших рядах. Тем не менее, подобное "невключение" не будет препятствовать изучению текущего творчества того или иного литератора на региональном уровне, если, оно, конечно, того заслуживает.
Наталья Радостева 17.03.21 06:42
Сначала составила собственные о теме впечатления, с коих и начну. В т.ч., поставив под сомнение утверждение "Мы не за "белых", и не за "красных".

Прикинула, как бы - по просьбе ли заданию - (как дотошная любительница сравнительных таблиц) построила работу сама…
Начала бы:
С более дробной разбивки возрастов/классов, ибо ребёнок в 7 и 11 лет - это абсолютно разные дети. Равно как в 12 и 17 (когда лично я в пятом классе ещё в кукольный театр играла и в сугробы с крыш прыгала, а в 17 (на практике после 3 курса техникума) десятками возрастных механизаторов и рабочих, что меня уже по имени-отчеству звали, руководила);
С учёта количества отводимых для каждого класса часов (для соотнесения с ними программ) и размышлений о том, нельзя ли под какими предлогами иные из произведений - плюсом к чисто литературным - втиснуть в часы изучения родного языка;
С выписки в левой колонке всех произведений, что преподавались в школе приблизительно с 1950-го по сей год (выделив жирным шрифтом ныне изучаемое), что дало бы как полный список предлагаемых нескольким поколениям учащихся произведений, так и понимание сути идеологии, что современная власть попыталась из процессов познания и воспитания вычеркнуть.

В колонку рядом уже выбрала бы из левой, оценив по разным показателям, предлагаемые для обязательного изучения произведения. Дополнив при необходимости теми, что никогда ранее не изучались, но по каким-то мотивам предлагаются.

В следующей колонке (не по алфавиту, а - соотносимому с возрастом и изучаемыми темами порядку) мной были бы предложены произведения из рекомендуемых для дополнительного чтения. А отдельными списками: имена авторов с наименованиями отдельных их произведений по регионам и произведения для учащихся с явной склонностью к самообразованию.

Будь такой расклад сейчас, сравнив две колонки, мы бы сразу заметили отсутствие следующих, допустим, произведений:
«Сказка О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», "Тимур и его команда", «Чук и Гек» - А. Гайдара,
"Честное слово" – Л. Пантелеева,
"Смерть пионерки" - Э. Багрицкого,
"Ленин и печник" - А. Твардовского,
"Песнь о соколе", «Мать» - М. Горького,
«Беглец» М. Лермонтова,
"Стихи о советском паспорте", "Единица" (отрывок поэмы "Владимир Ильич Ленин") - В. Маяковского,
"Как закалялась сталь" – Н. Островского,
«Педагогическая поэма» - А. Макаренко,
«Головлёвы» - Салтыков–Шедрин,
«Овод» - Этель Лилиан Войнич…

(Это только навскидку замеченное)

Заметили и поинтересовались бы: Это упущение или политика? Мы что - репрессируем А. Гайдара (о котором ни одного упоминания в списке)? Мы что - чураемся пионерии, галстуков, тимуровского движения, достижений педагогики и патриотизма периода СССР, - всего советского? Не поэтому ли в списке критики и прочего той же статьи В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции» нет?

«Смерть пионерки» и «Ленин и печник», что знала когда-то (и почти помнила) наизусть, только с месяц назад крутились в голове, пока не открыла повторить и вспомнить концовки, - на каждом прослезившись.

Составители списка "знают по опыту, с каким мировоззренческим багажом юное поколение может полноценно овладевать профессией, творить, созидать, защищать интересы своего Отечества."? Но я была воспитана - благодаря чему получила не одну профессию, созидала, творю, и вообще - состоялась - именно на отсутствующих в списке произведениях из перечисленных, точнее - в т.ч. (а может - и больше частью) на них. Если они обсуждены и отторгнуты, я хотела бы знать - почему? И чем конкретно лучшим заменены?

Нет в списке сборника советских песен, которые раньше тоже изучали (лежит дома до сих пор), и которые воспитывали не факт, что не больше, чем рассказы, стихи, повести и романы в совокупности.

Сомнителен перечень предлагаемых сказок. Помимо того, что в наше время дети смотрят и знают их уже лет с 3-х, чему может научить та же сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? Тому, что сестрёнок слушаться надо? А «Царевна-лягушка»? А почему, допустим, не «Голичек-трудовичок», не «Семь Симеонов»? Мне кажется, что сказки следует выбирать те, о содержании которых преподавателю с детьми можно поговорить. Тем более, что их тысячи, и зацикливаться на тех, что на слуху, нет никакой необходимости. У меня дома только грузинских огромная книжища: «Сто сказок». Ну ладно, Грузия сейчас не в составе, – но в РФ 156 национальностей! Одних мудрейших сказок народов Севера сотни! «Старик и его дочери» (ненецкая), «Гордый олень» (мансийская), «Лиса и ворон» (кёрекская), «Девушка и луна» (нганасанская), «От чего у зайца длинные уши» (мансийская), «Как звери и птицы достали солнце» (эскимоская), «Как был наказан медведь» (тофаларская), «Белая непра» (нивсхая)… Если раньше не читали – можно открыть интернет и совмещать приятное с полезным: получать удовольствие от чтения и отбирать. Жаль, на пару недель выехала; будь дома – из своих с полки бы предложила.

Темы сказок и песен (всех периодов!), пожалуй, самые «сырые». Поэты-песенники упомянуты только из самых резонансных, таких как, допустим, Поперечный и близко нет…

Стыдно сравнивать и раздел прекрасно расписанной «Зарубежной литературы» с куцым перечнем через запятую «Литературы народов России». Судя по нему, составители, плохо ориентируясь в данной теме, вспомнили-надёргали фамилий, и просто не в состоянии ничего конкретного предложить. А тех же Сэды Вермишевой и Аршака Тер-Маркарьяна даже через запятую не вижу ни в одном из списков.

Слава богу, не забыли Н. Тряпкина, но как можно было просто через запятую перечислить Юрия Кузнецова (и не только). И как можно было забыть того же Бориса Примерова? Или Майю Румянцеву?

При этом, быть включенной с список с конкретными стихами удостоилась С. Сырнева. Но что это за стихи? Если не особо оглядываться на стройный хор под барабанный бой регулярно Светлану восхваляющих, «Прописи» - далеко не качественное, трудночитаемое произведение. Со сбивчивостью размеров и ритма и слабыми рифмами. Зато с содержанием, что по сути не только хулит советский период, но заставляет нас уличить его ли, себя ли в лицемерии. Между тем, мы ровесницы, и в той же Кировской области, меся грязь от деревни до магазина в посёлке и обратно в таких же резиновых сапожках, я жила абсолютно счастливой, точно не сопоставляя свой быт с тем - «самая» ли какая моя Родина. «Двадцать первый век» в не качественности исполнения не упрекнуть, и половина стихотворения вполне себе читаема, но в последних трёх строфах сплошная путаница, что надо разгадывать (что, о чём, к чему?), - да и зачем эта тема непонятных могил детям? Это что – лучшие стихи нашей современности? – Не соглашусь! Тот же «Гимн» А. Нестругина вдесятеро ценнее!

Кстати, а где вообще (помимо ранее упомянутых) фамилии: А. Аврутина, А. Нестругина, Е. Винокурова, В. Алейникова, С. Куняева, В. Кострова, В. Сорокина, А. Кушнера, М. Тарковского, В. Кирюшина, В. Подлузского, Л. Щипахиной и других? Где предложения по их произведениям?! - Очевидно, что тема выбора лучших поэтов современности оказалась скорее темой дружеского к тем или иным авторам расположения. Или потенциальной зависимости…

Если вспомнить о прозаиках - почему не предложить те же публикуемые на РП произведения А. Смышляева, Г. Блехмана, К. Загиньшина, Т. Грибановой (что достаточно короткие и замечательно профессиональные), других, - да хоть того же Николая Фёдоровича Иванова, что за себя не заикнётся?!

А какие бы книжки я посоветовала для чтения школьниками из собственного опыта? Десятки раз перечитываемые: «Какая у вас улыбка» В. Краковского, «Сить – таинственная река» А. Петухова, «По-человечески» Д. Стахорского, «2Х2=МЕЧТА» Х. Снопкевич, «И один в поле воин» Ю. Михайлик, «Приключения укротителя» В. Великанова, «Судьба Илюши Барабанова» Л. Жарикова… «Пепи Длинный чулок», «Человек, который смеётся» и «Госпожа Бовари» мне тоже ничем не повредили))

Аркадия Филёва («Купава», «Горизонты», «Мать и Мачеха», «Елена Русанова», «Свои, талицкие», «Увалы», «Солноворот» и др.) я однозначно предлагаю для изучения в Кировской и Вологодской областях, хоть с учётом потрясающего профессионализма и разнопланово-содержательной тематики объективно вижу его место в числе лучших авторов 20 века.

Посмотрела комментарии:
Пожалуй, по сказкам – (впервые) согласна с Т. Ворониной. Согласна с «Ник» и И. Тюленевым по «Как закалялась сталь», с Анатолием Юрьевичем, с Г. Блехманом, А. Аврутиным, В. Шелеговым, Петром, М. Карановой, В. Скифом, А. Бобровым, Юрием Сербом, Николаем Денисовым, Валерием Савостьяновым… Правда, из Е. Евтушенко рассмотрела бы поэму со словами:
Как Матросов, жить непросто,
и в житье-бытье своём
часто мы встаём вполроста
и вполголоса поём.
Мы не празднуем ли труса,
если бой, а мы - в кустки?
Это как-то не по-русски
и вообще не по-мужски.
Если цвесть - так в полный колос,
если взмыть - так выше звёзд,
если петь - так в полный голос,
если встать - так в полный рост!
Андрей Тимофеев 17.03.21 03:37
Но если по 19 веку претензии «стилистические», то по 20 начинается полное недоумение.
Серебряного века как будто вообще не было. Дайте хотя бы «Утро акмеизма» и «Без божества, без вдохновенья». А если заходите с вузовской серьёзностью, то это, как минимум, Брюсов «Ключи тайн» (это же классический текст для символизма), Вячеслав Иванов «Две стихии в современном символизме» (где вспомнится статья Белинского о Гоголе, и получится объёмная «картинка»), Мережковский «Две тайны русской поэзии» (где покажите, как общественные процессы и крайний индивидуализм начала века сцепляются воедино). Даже в обычной школьной программе, если не ошибаюсь, дают понятие о «Ключах Марии» и «Луге зелёном» (но согласен, что чтение не самое простое, и можно в список обязательной литературы не включать).

20-ых годов, самого бурного периода, определившего целый век, тоже будто не было в природе. «Воскрешение слова» Шкловского прочтёт даже восьмиклассник. На мой вкус, стоит дать хотя бы «Искусство и ответственность» Бахтина, очень лёгкий текст, а имя запомнится. Опять же, если список по-вузовски серьёзен, как вы обойдётесь без Эйхенбаума «Как сделана Шинель Гоголя» (я не фанат формализма, но нельзя совсем его не заметить).
Лидия Гинзбург слишком крупное имя, чтобы не дать о нём понятие в таком списке. Я бы взял «Литература в поисках реальности», но возможны и другие варианты. И одна статья Виноградова, самая простенькая, не помешала бы здесь, например, о том же Толстом или Пушкине.

Плавно перешли к 60-ым-80-ым годам, тоже бурному периоду. Всего одна статья Кожинова меня возмущает до глубины души. Тем более эта! Я её очень люблю, она о принципиальных вещах, но это усложнённый текст с крупными непереработанными цитатами Бахтина, почему выбран он? Не лучше ли дать простые и внятные для школьника «О беллетристике и моде в искусстве», «Познание и воля критика» (о, вот вам мостик к Палиевскому образовался), «Необходимость героя» (доброе утро, мельком появился Дорошенко, чудесным образом в список прозы не попавший!), «Ценности истинные и мнимые» (вот вам Белов, как это в списке критики нет ни одного текста о нём? Разве не писали?). К Палиевскому и Селезнёву вопросов нет (разве что «Земля или территория» дала бы нам появление Распутина, может, задуматься о замене?). Золотусский в список не попал, а его статья о Бондареве здесь не помешала бы. Нет ни одной литературной статьи Лобанова (если «Образ и схема» сложна для школьников, включите хотя бы «Меру художественности» и «Бессильную красоту»).

Я понимаю, что это «наш» список и мы здесь определяем акценты. Но всё-таки совсем проигнорировать «Новый мир» Твардовского некорректно, на мой взгляд. Там есть хрестоматийная статья Лакшина об Иване Денисовиче, это история литературного процесса, от неё никуда не деться. Но если не хочется Солженицына (что я вполне понимаю!), возьмите что-то другое. Но умалчивать совсем, разве это наш подход? Далее: Ирина Роднянская – нельзя просто убрать крупное имя из литературной критики. Подошли бы хрестоматийная «Слово и музыка в лирическом стихотворении» (кстати, на материале классического школьного стихотворения Заболотского) или «О беллетристике и строгом искусстве» (я бы выбрал первую).

Остальное – вопрос вкуса. Что-то ещё можно было добавить, но это уже тонкости (о которых пока говорить рано).
В заключении скажу, что авторами списка была проделана огромная работа. Надеюсь, что комментарии на сайте (в том числе мой) помогут её продолжить и довести до логического завершения. Я бы поддержал мысль о нескольких «возрастных» списках. Самый большой и сложный – уровня вуза. Если хотим остаться в рамках школы, то, что мы сейчас воздвигаем, конечно же, избыточно.
Андрей Тимофеев 17.03.21 03:27
Конечно, список учебной литературы предполагает наличие курса со своей методологией изучения того или иного произведения, порядком изучения и т.д. Сам по себе список – вещь довольно условная. Данный – больше похож на вузовский. Что делать, примем эти допущения, иначе разговор можно длить бесконечно.
О поэзии и прозе, особенно второй половины 20 века, можно спорить бесконечно. Поэтому остановлюсь на критике.

В общем – список составлен довольно профессионально. Впрочем, есть досадные ляпы. Статья Глушковой называется «Традиция – совесть поэзии», статья Григорьева называется «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», статьи Страхова «Война и мир» не существует – это две разные статьи (одна про первые четыре тома, вторая – про пятый и шестой в оригинальной редакции), написанные с большим перерывом.
Далее – мои предложения, замечания, дополнения.

По 18 веку – стандартными критическими статьями для школьной программы являются тексты Тредиаковского и Ломоносова о стихосложении. Всё остальное – уже усложнение составителя.

По 19 веку. На мой взгляд, Белинского можно давать «О русской повести и повестях Гоголя» (идеальное и реальное направление в литературе – легко показать разницу даже школьнику), «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (мыслительная литература Герцена против художественной Гончарова – тоже очень просто и поучительно). Выбор статей о Пушкине и Лермонтове – почему нет, вполне.
Странный выбор по Чернышевскому, это две несвойственные ему статьи. «Русский человек на рандеву» - классика, зря от неё отказались. Добролюбов – можно брать любые статьи, всё равно они представляют собой единый мета-текст, я бы выбирал «Забитые люди» (а рядом Достоевского «Г-н Б-ов и вопрос об искусстве», потому что они связаны друг с другом). Писарев «Разрушение эстетики» - принципиальный текст, где можно показать отрицательное разрешение вопроса о красоте, жаль, что его нет. Если уж брать у Писарева статью «Базаров», то давать Антоновича «Асмодей нашего времени» для иллюстрации «раскола в нигилистах». Нет Павла Анненкого, это печаль – на мой взгляд, вторая крупная фигура русской критики после Белинского, хотя бы статью «О мысли в произведениях изящной словесности» стоит включить (а если добавлена будет «Русский человек на рандеву», то можно дать написанную в ответ Анненковым «О литературном типе слабого человека» - такие переклички всегда заинтересовывают. Отметим, что в списке «столкнуты» Дружинин и Добролюбов – в принципе, тоже интересный вариант. Хотя из «эстетиков 60-ых» Дружинин всё-таки менее крупная величина, чем Анненков).

Теперь «классическая русская критика»: статья Григорьева мне кажется прекрасным выбором (ничего другого из драгоценнейшего григорьевского наследства школьнику просто не поднять). Но я бы избавил от чтения длинных статей о «Войне и мире» Страхова (а их, как было замечено выше, минимум две!), достаточно было бы дать «Сочинения графа Л.Н.Толстого». Статью о Достоевском я бы тоже снял. Если хочется осмысления Достоевского, давайте части из «Легенды о великом инквизиторе» Розанова, всё, что написано о Достоевском до этого, - ерунда. Выбор статьи Леонтьева спорный. По крайней мере, пройти мимо «Анализ, стиль и веянье…» у этого автора невозможно. Кстати, закончить 19 век тем же Розановым «Три момента в развитии русской критики» - уложить в сознании учащегося весь вековой процесс литературной критики.
Николай 16.03.21 15:00
Представьте себе, что подобные списки составляются и для других дисциплин: для математики, русского языка, истории, физики, химии, информатики, географии, биологии...
Валерий Савостьянов 16.03.21 11:39
Полностью согласен с Григорием Блехманом.
Подготовка такого списка, действительно, требует системного подхода.
И система, предложенная Григорием Исааковичем, оптимальна.
Онаа позволяет каждому из нас вспоминать то лучшее, что он читал в определённые возрастные периоды, потом читал детям, внукам, постепенно расширяя диапазон чтения, потому что литература, как и всё остальное, находится в постоянном развитии.
Молодым эта система даёт возможность сказать что-то своё, о чём старшие могут сегодня уже и не знать.
Благодарю инициаторов этого процесса за прекрасную идею в составлении такого списка. Ведь, по существу, всё это направлено на то, чтобы человек в современном мире не превращался в робота, поскольку тенденция в таком превращении, идущая с Запада, налицо.
Николай Денисов 16.03.21 11:37
Не опоздать бы с предложениями:

- предполагаю, кое-кому сегодня важнее печатать Уставы Нацгвардии,

- кое-кто найдет в предлагаемом списке угрозы строю. "Новая газета": "Госдума принимает закон, запрещающий ученым читать лекции без справки от правительства... Теперь все, что связано с деятельностью «вне рамок образовательных программ», но направленной на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции», должно будет контролировать правительство".
Марина Дорохова 16.03.21 11:29
Провинция и столица - две чашечки весов. И мы не знаем, кто нынче перевешивает. Иногда кажется, что провинция. Да ещё КАКАЯ! Посмотрите: в так называемой иркутской провинции блистали и блистают самые звёздные имена: в прозе - Константин Седых, Валентина Распутин, Алексей Зверев, Леонид Бородин, Валентина Сидоренко Анатолий Байбородин, в драматургии: Павел Маляревский и Александр Вампилов, в поэзии Анатолий Горбунов, Михаил Трофимов, Владимир Скиф,Татьяна Суровцева - у перечисленных поэтов есть ещё и детские книги.
Пусть какой-нибудь другой город назовёт такое созвездие имён!?
Светлана Гриценко 16.03.21 09:45
Коллеги, призывающие вносить все новые, несомненно достойные имена, которые незаслуженно забыты! Список формируется не для будущих литературоведов. Мы должны развернуть перед ребенком картину мира, оснастить его пониманием Русского мира и подготовить к жизненным испытаниям. Тут и классики не всегда справляются. Вспомните рассказ Чехова "Невеста", когда девушка сбегает из дома, навсегда остаются несчастными ее родные, рушится жизнь семьи, не рождаются дети... В итоге, как мы знаем, исчезает империя...
Гость 16.03.21 08:59
Как родитель и читатель не буду настаивать на чтении моими детьми многих книг даже из рекомендованных, тому же дочери и сыну сам не буду рекомендовать одинаковое чтение. Юноши и девушки это разная психология, интересы и подготовка к жизни
Наталья Радостева 16.03.21 01:14
Для меня точек в обсуждении никто не ставил (лимит не установлен), надменные увещевания вечно бесфамильных, одёргивающих и клеймящих неразумными наиболее активное и уважаемое большинство посетителей сайта РП "ольг" не впечатляют, - потому тоже завтра выскажусь. А пока с удовольствием прочитала все - в их прекрасно живой и противоречивой эмоциональности и содержательности - комментарии не готовых молча брать под козырёк и неравнодушных к опубликованной и всех касающейся теме писателей. Кого нет оснований считать менее авторитетными, чем писателей в качестве членов комиссии. Предложенный материал не итоговый, сырой, по факту - Концепция, потому восторгаться и аплодировать рано. Выложен, как предварил председатель СПР и чего заметившая "звёздочки обязательности" предпочла не заметить, именно "для обсуждения и дополнения", с обещанием того, что "что каждое предложение будет учтено и обсуждено рабочей группой" - что и радует, за что и спасибо. Лично я не только включилась в тему, - скинула её своей однокласснице, что (помимо директорства) всю жизнь - и профессионально замечательно! - преподаёт литературу. Надеюсь - во благо...
Михаил Васкович 15.03.21 21:44

А кто сказал, что количество прочитанных книг влияет на развитие мышления?
Поэтому, чтобы понять помогла ли сформировать прочитанная литература адекватное мышление, вернее есть ли оно вообще, надо в старших классах провести опрос школьников по трём книгам: 1) самая мудрая - "Маленький принц", 2) лучшая книга самого умного писателя - "Портрет Дориана Грея", 3) самая жизнеутверждающая - "Старик и море".
Тем более, все, думаю, эти книги читали, или быстро смогут прочитать.
Ведь прав же Карл Маркс, сказав "Мне не нужны люди, которые знают математику, мне нужны люди, которые её понимают".
Григорий Блехман 15.03.21 21:27
Разговор очень важный, поэтому так много откликов с предложениями, соображениями. пожеланиями...
Ведь ничто так не формирует во всех отношениях внутренний мир человека, как художественная литература.
На мой взгляд, предложения, соображения и пожелания, высказанные в комментариях и звучащие пока в разнобой, можно легко систематизировать, если обсуждаемый материал привести в системный вид, который вижу таким:
дать рекомендуемую для чтения литературу по возрастным категориям.
Например (условно): до 7-8 лет, потом до 11-12 лет, потом до 15-16 лет... итак, пимерно лет до 20, а может, и до более старшего возаста, поскольку нынешнее поколение заметно позже, чем предшествующие (советское), духовно созревает.
Причём, давать прелагаемую литературу желательно в алфавитном порядке, чтобы в последующих предложениях не было повторов из уже приведённых имён.
И ещё. Человек духовно зрелый сам в состоянии оценить и содержание, и форму, и, что очень важно, подноготную любого произведения.
А вот человека, ещё не дошедшего до этой фазы, нужно очень внимательно формировать, поскольку от этого в первую очередь и звисит будущее нашего Отечества.
Николай Денисов 15.03.21 21:11
- Список большой. Вместит ли все эти произведения за все школьные годы память учеников?
Думаю, список надо разделить на:
- изучение на уроках в школе (каждый автор - столько-то часов),
- рекомендованные,
- желательные.
Список перетрясти и не перегибать.
Николай Ольков 15.03.21 19:42
Видимо, надо уточнить, что в каждом регионе должен быть подобный перечень рекомендованных к прочтению и хотя бы обсуждению местных авторов. Это снимает ряд вопросов.
Михаил Попов (Архангельск) 15.03.21 19:41
Убедительную точку поставила Надежда Мирошниченко: есть основа.
Спор по именам можно вести до бесконечности. Лучше это доверить авторитетной комиссии, состоящей из писателей, учителей-словесников, детских психологов, библиотекарей...
Предложенный список просеять через их индивидуальные "сита". Что останется в общем старательском лотке, то и будет золотом русской словесности.
Лариса Егоршина 15.03.21 19:25
Необходимо читать серию книг "Жизнь замечательных людей". Живая история, достигнутый результат - пример для подражания - женщина математик Софья Васильевна Ковалевская.
Юрий Серб 15.03.21 18:03
Разделяю позицию Валерия Шелегова, Татьяны Ворониной, Сергея Кирюхина и Татьяны Грибановой. Список грешит заметной «толерантностью» и желанием не обидеть русофобскую сторону — рыбаковых и баклановых. Кто-то в комментариях жмет на нобелевскую премию Бродского, что вовсе не имеет отношения к решаемой задаче. Можно вполне обойтись без Гаршина, позировавшего Репину для клеветнической картины. И уж никто из подписавших призыв к разстрелу Верховного Совета здесь не может быть уместен. А перечень надо хорошо потрясти. «Хаджи-Мурат» был бы хорош, если бы не русофобские нотки (против «Казаков» нет возражений). Горький был бы сладок, если бы не русофобия на протяжении всей биографии. Маяковский... ага.
Александр Бобров 15.03.21 17:42
Владимиру Скифу и всем гремящих именами по своему (субъективному!) высшему счёту: поскольку у меня есть и школьный педстаж, и институтский - напомню, что список составляется для учителей и библиотекарей, которые тоже имеют своё суждение, смотрят ТВ и кое-что читают. Нельзя навязывать, например, Анищенко, как бы кто к нему ни относился (проклинаемый некоторыми Евтушенко - превозносил без меры!) или высоко ценимого мною Решетова - увы, их не знают. И никакой список не поможет. Будете преподавать - читайте их, заражайте подопечных поэзией. Кто мешает?
Я нашёл время и прочитал список на стадии подготовки.
Этот список мне присылали на стадии подготовки. Я, несмотря на занятость, оперативно прочитал и написал Ирине Ушаковой, которая проделала огромную работу:
Ирина, я быстро просмотрел список. Мне не понравилось то, что есть какой-то местнический подход. Ну, например, есть поэма В. Дворцова, а нет «Суда памяти» Е. Исаева или «Реквиема» Р. Рождественского. Как бы мы к ним не относились, но это Ленинские и Государственные премии, есть ценимая мной Л. Сычева, но нет наследника бунинской школы Г. Семёнова. Нет Битова – «Пушкинский дом». В. Шефнер – стихи и проза. Вообще - мало питерских... Г. Горбовский в каком-то перечне? И как без Пастернака с Бродским - Нобелевских лауреатов?
Кое-что пометил, внёс, но этот перекос трудновато исправить... Мы ж публиковать будем - сразу в субъективности обвинят!
А.Б.

Учли одно важное замечание: в предложенном списке был Н. Иванов, но не было классика Ю. Казакова!!!
Но потом выяснилось: нет Ф. Абрамова. Просто бред! - зато есть Крупин и Личутин, которые летали на двух самолётах на Пинегу проститься с Учителем и столпом той прозы, в которой они работают.
Повторяю: только проверенные временем, бесспорные и общепризнанные имена. И лучше - по периодам программы, как я писал на сайте: ВОВ - и лучшие писатели, поэты фронтового поколения. А то выходит: поэма нашего друга К. Скворцова есть, а "Гвардии рядового" нашего пестователя Н. Старшинова - нет...

Татьяна Воронина 15.03.21 17:42
"Образцы по всем параметрам" - это и есть толератность... А не боитесь, что за продвижение непотребных авторов на вас подадут в суд педагоги и детские психологи? И вообще - обсуждение этой темы - нормальное явление в среде неравнодушных к судьбе России и русского народа. Наоборот, "молчание ягнят" - это страшно. И ещё... хотелось бы обсуждать эту и другие наболевшие темы не с анонимами (типа "Ольга" и пр.), а с конкретными людьми. Президент России недавно на встрече с лидерами думских партий подтвердил, что «русский народ является государственно образующим». Потому мы заявляем, что это наша тема и мы имеем право обсуждать её без всяких ограничений. Нам опекуны (поводыри, как бы вожди, как бы лидеры с мутной генетикой, с мутными целями) не нужны.
Ольга 15.03.21 15:36
Надежда, Петр. Спасибо.
Наконец-то разумные слова нашлись. Порой кажется, что писатели соревнуются, кто из них больше знает других писателей и кто о каждом что говорил. Не вникли в предложенный формат, не прочитали даже вступительное слово Ушаковой, проделавшей блестящую работу. У нее прямо сказано, что для обязательного прочтения предлагаются те авторы, около чьих имен стоят звездочки. А тут понеслось-поехало.
Спасибо, уважаемые эксперты. Вы заложили основу, вокруг которой могут вестись-плестись дополнительные "узоры" из имен и названий. Но вы сделали первый шаг. Ценим. Уважение.
Пётр 15.03.21 15:26
Такое впечатление, что большинство участвующих в обсуждении никогда в глаза не видели детей, школьников. Или не поняли, что за список предлагается составить. Не расширенный список любимых писателей и поэтов, а представить образцы русской литературы - образцы по всем параметрам (слова, нравственности, правдивости, искренности, патриотичности и так далее). Образцы, проверенные временем. Их не может и не должно быть много ддля обязательного изучения в школе.
Татьяна Воронина 15.03.21 13:23
Евтушенко и Вознесенкий... Спасибо всем, кто затронул тему чуждости этих поэтов. К сожалению не делала выписки из воспоминаний многих русских деятелей культуры. Особенно касаемо "как бы русских" поэтов. А ведь с 90-х цитат накопилось бы на целую книгу: прочла много мемуаров, журналов, писем, дневников. Вот и надо при составлении подобных списков опираться на воспоминания русских людей, которые с болью в сердце видели как уничтожается всё русское, национальное. Видели - кто это делал и как.

Из воспоминаний великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова: "И пробуждения национального сознания они боятся — панически, боятся больше всего на свете..." Ну и зачем ОНИ нам? Чтобы опять наступить на те же грабли?
Надежда 15.03.21 12:55
От чистого сердца хочу поблагодарить Ирину Ушакову с коллегами за этот огромный труд, заключающий в себе одну из главных частей в проекте- "Наше будущее". Можно без конца добавлять имена или спорить об их значимости. Но это только потому и возможно, что создан ориентир! Это сродни труду Сперанского в ХIХ веке, которого Николай I, несмотря на оппозиционность учёного, попросил провести кодификацию Законов России в веках.. Известны слова Николая Первого по этому поводу:"Прежде, чем издавать новые Законы, надо разобраться со старыми." Труд наших современников в сфере образования выполнил такую же государственную задачу. С этим трудом уже можно добиваться его реализации. Его нельзя замолчать: он документально состоялся. И на него дОлжно получить официальный ответ от Правительства России с продолжением, в зависимости от ответа, его дальнейшей судьбы. И это уже есть движение вперёд. Т.К. это конкретно разработанная основа возрождения воспитания наших детей и внуков-нашего будущего, будущего национального государства в рамках его исторического развития. Воз сдвинулся с места. Бог в помощь, дорогие подвижники! Надежда Мирошниченко
Владимир Скиф 15.03.21 06:48
А где блистательный, проникновенный поэт Алексей Решетов с его рубцовского уровня стихами. Только одно вот это четверостишие можно выбить на граните у памятника Неизвестному солдату:

Лежит солдат на поле боя,
Пробита пулей голова...
И никого! Лишь вьюга воет,
Как ошалевшая вдова!

Оно, это четверостишие, само, как памятник.
А где Михаил Анищенко ?
Ни Евтушенко, ни Вознесенкий в подмётки ему не годятся. Почитатйте воспоминания великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и посмотрите, что он пишет об этих, чуждых русскому нацтональному духу поэтах:
"...Ныне — этот нерусский взгляд на русское, по виду умилительно-симпатичный, но по существу — чужой, поверхностный, книжный и враждебно-настороженный, подозрительный, стал очень модным поветрием. Он обильно проник в литературу, размножившись у эпигонов разного возраста. Популяризацией его является проза Катаева, поэзия Вознесенского, Ахмадулиной и Евтушенко(-Гангнуса). По виду это — как бы противоположное Авербаху, Л. Либединскому. А по существу — это мягкая, вкрадчивая, елейная, но такая же жестокая и враждебная, чуждая народу литература. <...> И пробуждения национального сознания они боятся — панически, боятся больше всего на свете..."
И ещё:
"Прочитал стихи поэта Вознесенского. Движущий мотив один - непомерное, гипертрофированное честолюбие. Слюнявая, грязная поэзия, мысли бедные, жалкие, тривиальные, при всем желании быть оригинальным... Рассудочно- грязная имитация поэзии… Претенциозные глупости и совершенно ничтожные мысли Вознесенского возводятся в ранг большой поэзии... Выступление Вознесенского – в каждой фразе ложь..."
И последнее:
"...Идёт перестройка, больше всех шумят о ней все те же и оне же: поэты-куплетисты Евтушенко, Вознесенский, смертельно всем надоевшие, десятки лет треплющиеся по любому поводу, не могущие найти ни единого свежего слова. Каждое их слово уже по десятку раз продано [деньги давно получены]".

Видимо, прав Свиридов, называя их куплетистами. Там их место.
И, кончно, кощунство -- вспоминать великого русского поэта Юрия КУЗНЕЦОВА
в перечислении, через запятую!
Валерий Шелегов 15.03.21 00:17
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Мария Иванова в своих комментариях подчеркнула роль в воспитании ребенка "домашней библиотеки". В нашем детстве мы читали книги ночью при фонарике под одеялом, так как до сна не успевали дочитать интересную книжку. Сегодня все авторы, названные поименно в "экспертном списке", их произведения уже оцифрованы и доступные в электронных библиотеках. Время потребовало от нас создания Электронной Всероссийской школьной библиотеки (ВШБ). Создана Ассоциация союзов писателей! Деньги на создание и развитие Школьной библиотеки государство выделит. Студенты ВУЗов, учащиеся лицеев и гимназисты теперь уже не расстаются с гаджетами круглые сутки. Имея простой доступ в айфоне Всероссийскую школьную библиотеку, или в электронном "планшете-книге", есть надежда, что читать школьники и студенты будут книги, рекомендованные им Ассоциаций содружества писателей. Сам я давно пользуюсь электронными библиотеками.
Александр Тихонов 14.03.21 21:36
Рассмотрите, пожалуйста, возможность включения в список поэта Тимофея Максимовича Белозёрова, на чьих стихотворениях выросло несколько поколений наших сограждан (сибиряков уж точно).
Маргарита Каранова 14.03.21 20:47
Хлебников Велимир. «Заклятие смехом». Зачем морочить детям голову еще и бурлюковщиной? При всем моем уважении к несчастному Велемиру... "председателю земного шара"...
Маргарита Каранова 14.03.21 20:42
Мы тоже не за «белых», и не за «красных». Но мы за тех, кто предан своему Отечеству и против тех, кто его презирает, явно или тайно. Поэтому странно видеть в списке имена Ахмадулиной и Окуджавы, любовавшегося, по его откровенному признанию, в 1993 г. зрелищем пылающего "Белого Дома". А у Ахмадулиной есть стих-е, в к-м она гордо вспоминает, как ей, девочке, во время войны было до слез жалко немецкого летчика, пролетавшего над Москвой (с бомбами!): ведь его могут убить!
Вознесенский - тоже поэт никакой, даже Вадим Кожинов дал ему нелестную характеристику. Евтушенко - из популяции смердяковых, так зачем его прославлять!
Мария Иванова 14.03.21 20:26
На мой взгляд, любого ребенка формируют не списки книг, необходимых для прочтения, а домашняя библиотека. А это суровый вопрос. В большинстве семей книги совсем отсутствуют, и дети не прочитывают даже то, что нужно им "пройти" по школьной программе. По-моему, прежде всего необходимо воспитание интереса к чтению. Это невозможно без наличия в семье домашней библиотеки и интереса самих родителей к чтению. Если ребенок не видит родителей за книгой, он сам читать не будет, как правило. Многие родители совсем не поощряют чтение книг ребенком. Что поделать, если ребенок не любит читать, а целый день готов рисовать или задачи решать. Или спортом заниматься. И это еще не самое страшное. Сейчас растут очень специфические дети. Насильно читать не заставишь. И у их родителей зачастую совсем другие приоритеты.
Лариса Егоршина 14.03.21 15:46
Сказы и сказки нижегородской земли.
Сергей Васильевич Афоньшин сборники сказок и легенд "У голубого Светлояра", "Солнечное дерево" "О коне Сарацине" и др.
Не все возможно прочитать, но помнится многое, что озвучивалось в РАДИО - программах.
Татьяна Воронина 14.03.21 13:38
Оскар Уайлд... Это содомия, это мужеложество, похоть, извращение. Русским детям я бы не советовала читать книги этого извращенца. И в обязательном порядке в школе ввела бы уроки под названием "Мы и ОНИ". Чистые дети должны понимать (а не только принимать на веру), что есть грязные похотливые человекообразные. У всех низкочастотных (из нижних миров) чакры в зоне бикини. Опасность для чистых человеков в том, что низкочастотные всегда стремятся доминировать в нашем мире. Потому дети наши должны научиться защищаться от них, в том числе от "творчества" таких как Оскар Уайлд.
Татьяна Воронина 14.03.21 13:29
Идея составления такого списка правильная. Но надо вникать... Вот, например, в списке есть Астрид Линдгрен с её «Пеппи Длинный чулок»... А ведь на родине этой писательницы и Чулок, и Карлсона запретили. Да, Запад чудит в воспитании детей. Но тут я согласна с ними: если посмотреть на Пеппи с колокольни психологии и педагогики, то это антивоспитательная сказка. Главная героиня - это апофеоз асоциального поведения. Нарушать каноны, нарушать табу... - через такие сказки и вползает в сознание детей жажда конфликта с родителями, с обществом. Радостей в детстве - хоть отбавляй! И у здорового детёныша эти радости не связаны с нарушением общественного порядка.
Татьяна Грибанова 14.03.21 09:57
Если уж мы, и правда, можем повлиять на объективность этого списка, то, полагаю, не следует забывать: кого мы вырастим на этой литературе - должно стать самым важным критерием отбора, т. е. воспитательная ценность. Список - не резиновый. Отбор должен быть чрезвычайно жёстким. И субъективный принцип: люблю - не люблю, дружу- не дружу, на мой взгляд, когда идёт речь об одной из важнейших составляющих будущего нации, здесь просто преступен. Тот, кто будет принимать окончательное решение берёт на себя серьёзную, я бы даже сказала, судьбоносную, ответственность. И, как говорится, пользуясь случаем. Простите, Бога ради, все, кого я вольно или невольно обидела! (Это от желания не отступаться от принципов честности и прямолинейности.) Простите!
Авдей 14.03.21 09:23
Сергею Кирюхину.
Согласен с Вами на все 100%. Конечно ни о чём. Никто и близко не будет рассматривать на уровне сегодняшнего Министерства образования этот список. В нынешнем его виде акценты смещены в другом направлении. Разрушать то, что ещё держится в литературе с времён, когда государство воспитывало совестливого человека, а не взращивало тупого потребителя.
Чиновники от образованщины выполняют госзаказ, какой в нём Павка Корчагин, какой Василий Тёркин, какие молодогвардейцы? Так можно и власти лишиться.
Да и кто такие нынче писатели? Для чиновника - пустое место. Даже профессии такой нет.
Ну и сам список не безупречен. Как всегда, в угоду некоторым современникам, занимающим какие-то "облачные" места в мираже литературного рейтинга.
Сергей Кирюхин 14.03.21 08:51
Всё это абсолютно ни о чём.
Слито всё в одну бочку. что можно слить...
Если все десять лет, начиная с 1 класса, изучать только ЭТО все, без исключения уроки... То не только не изучат. но, думаю, и не прочитают.
Но надо будет изучать ещё - математику, языки. истории. географии всякие, астрономии, физики, информатику, физкультуру. технологию, и другие дисциплины...
Люди-составители... Вы себя слышите?
Вот почему у нас на предмет - кучи разных учебников... По какому учиться ?
Интересно, а сами составители это читали, хотя бы?...
Куда идём?..
Или это для галочки?
А ведь весь этот , т. н., "труд" наверное и оплачивался?
И это только лишь количественный фактор...
А что говорить о содержательности...
Чему будет ЭТО всё обязывать?...
Грустно, что-то...
Вадим 14.03.21 00:02
Николай Клюев и Арсений Тарковский есть в списке.
Пётр 13.03.21 23:35
Только что подобные вашим мысли высказал Валерий Шелегов. Это очень радостно. Я не писатель, а издатель, поэтому моя фамилия ничего никому не скажет.
Анатолий Аврутин 13.03.21 23:14
Петру!
Уважаемый Пётр, вы всё очень верно говорите и верно расставляете акценты --действительно, школьникам, кроме литературы, ещё нужно учить физику, математику и многие другие предметы...Но коль так, в курсе русской литературы они должны изучать самые знаковые имена и произведения, а не творения тех, кто всего лишь имеет отношение к составлению данного перечня и не преминул воспользоваться шансом включить туда себя, любимого...Кстати, было бы неплохо узнать, с кем именно имею честь дискутировать...А то высокие интересы отстаивает некий аноним, что тоже вызывает недоумение...
Пётр 13.03.21 22:30
Анатолий Юрьевич, есть много писателей, заслуживающих всяческого внимания. Безо всякого назидания просто ещё раз излагаю свою мысль: список составляется для школьников, которые,помимо литературы, изучают физику, химию, математику, историю, ОБЖ, занимаются физкультурой. А тот список, котрый начали составлять в комментариях - для студентов литературного института. это они должны знать всех основополагающих предшественников (да и современников), а школьники - не должны. Они просто испугаются и вообще перестанут читать. А школа должна научить их читать, полюбить чтение и осмысливать прочитанное. Ну, и надо учесть, что современных детей до школы к чтению книг не приучают, поэтому надо быть ещё более осторожным в подборе школьного чтения.
Валерий Шелегов 13.03.21 22:28
Канск. Два ночи красноярского. Лежал, стыдно. Ну почему нельзя хоть в этом святом вопросе решить всё по-людски?! Спрашиваю у "экспертов", какие такие части тела необходимо изучать в школе у Шелегова? Я вырос на народном "Васе Тёркине". Почему наши внуки не могут брать пример с Павла Корчагина?! Почему им недосуг читать с гордостью "Переправа, переправа" величайшего поэта Александра Твардовского? Какие такие места надо изучать в школе у Бродского? Мои тексты, коль скоро они "доморощенные" - по выражению балтийского поэта, такие «доморощенные» тексты надо изучать в Библиотечном техникуме. А в школе все-таки надо учить различать добро и зло. "Что такое хорошо»? Рассказ "Муму" надо знать маленькому человеку, чтобы вырастая, не становился скотинкой, мучая кошек и собачек. "Капитанская дочка" и "Герой нашего времени" - во все времена милые и любимые герои юными сердцами, приблизите знакомство с этими героями повестей, и вы увидите совершенно иные глаза у отроков. Лично я против внесения моих произведений в школьную программу. В городах и весях России люди знают своих истинных поэтов и писателей, приглашают в школы, в библиотеках существуют "Литобъединения". Там и изучают наши произведения. Школа формирует опыт работать с книгами, школа предлагает любить книги, и ненавидеть тоже, предлагая "роман» «Доктор Живаго" Б.Пастернака. Вы уж простите меня, люди, но данный список - в котором "белые с красными рубятся" - это уже диагноз. Надо детей учить любить Родину, как учили наших родителей и нас, а не воровать чужую жизнь с детства.
Григорий Блехман 13.03.21 22:10
Вспомнил ещё:
Анатолия Виноградова - "Три цвета времени".
Анатолий Аврутин 13.03.21 21:57
Неизвестный мне Петр, в качестве реакции на представленные мною ниже дополнения к списку литературы (АНАТОЛИЙ ЮРЬЕВИЧ -- ЭТО Я) назидательно резюмирует, что кроме названных мной "есть ещё множество поэтов и писателей, которых хорошо бы прочитать в школьном возрасте". Мне кажется, что речь идет не о том, кого бы неплохо почитать, а об основополагающих именах русской словесности. Значительной части из которых в перечне, увы, не оказалось... На истинные таланты Россия действительно богата, но не настолько, чтобы не замечать многих из тех, чьими именами завоевана ее всемирная слава.
Григорий Блехман 13.03.21 21:47
Ещё бы добавил в соответствующий раздел этого списка:
Николая Беседина - "Последний ветеран"
Григорий Блехман 13.03.21 21:30
Это замечательно, что идёт такой разговор, поскольку ничто так не влияет на формирование личности - кругозора и умения ассоциативно мыслить, как чтение.
В представленный впечатляющий, широкомасштабный список добавил бы для обсуждения:

1 - Василя Быкоа - "Мёртвым не больно", "Обелиск", "Третья ракета", "Сотиков", "Альпийская баллада", "Дожить до рассвета";

2 - Вениамина Вересаева - "Пушкин в жизни", "Гоголь в жизни", "Спутники Пушкина", "Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом";

3 - Юрия Тынянова - "Пушкин", "Кюхля", "Смерть Вазира-Мухтара";

4. Илью Эренбурга - "Люди, годы, жизнь";

5 - К.И. Чукрвского - " Современники. Портреты и этюды";

6 - Натана Эйельмана - "Твой 18-й век", "Твой 19-й век";

7 - Вячеслава Ходасевича - "Воспоминания";

8 - Торнтона Уайлдера - "Мартовские иды".

Конечно, это лишь навскидку. Уверен, ещё многое всплывёт в добавлении к тому, что сейчас пришло на память.
Ещё раз благодарю инициаторов этого разговора и, надеюсь, дела, поскольку его значимость вряд ли можно переоценить.

Пётр 13.03.21 20:54
Сколько живу, никак не могу понять, зачем в школе проходят "Анну Каренину". У подростков нет ещё жизненного опыта, чтобы хоть что-то в этой книге понять. Объяснять им тоже нет смысла, у них ещё детское (к счастью) восприятие действительности. Думаю, Толстой очень бы удивился, если бы узнал, что школьники должны изучать эту книгу
Игорт Тюленев 13.03.21 20:50
Еще один совет, как говорил Владимир Ульянов: - Лучше меньше да лучше!
Игорю Тюленеву 13.03.21 20:47
Попробуйте составить свой. С учетом возраста. Ярлыки со стороны навешивать легче всего...
Игорь Тюленев 13.03.21 20:38
Интересно каких это школьников мы воспитаем если нет КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ Н.Островского? А гениального
Юрия Куснецова обозначили скромной строчкой в отличии от третьестепенных поэтов выделенных жирной строкой! Советую срочно пересмотреть этот неудачный список, а к новому перечню поэтов, писателей и критиков - отнестись серьезней!
Михаил 13.03.21 20:01
Пробелы, начиная с буквы А:

Абрамов Фёдор,
Аврутин Анатолий...
..................................
Галкин Юрий
..................................
Чапыгин Алексей
..................................
Яшин Александр
Пётр 13.03.21 19:32
Анатолий Юрьевич, кроме тех, кого вы назвали, есть ещё множество поэтов и писателей, которых хоршо бы прочитать в школьном возрасте. Но ведь время ограничено. Поэтому главная задача уроков литературы - пробудить любовь к чтению у детей, чтобы они потом сами находили и читали новые и новые книги и умели извлекать из этого пользу, как это было в советское время. Вот с этой точки зрения, мне кажется, и надо подходить к списку.
Анатолий Юрьевич 13.03.21 19:20
Николая Клюева совершенно забыли, выдающийся русский поэт! Как и отсутствующие в списке Андрей Белый, Арсений Тарковский и Георгий Иванов. Разве не достойны хотя бы упоминания такие крупнейшие писатели, как Сергей Клычков и Иван Елагин? Имя Семена Гудзенко среди поэтов-фронтовиков почему-то пропущено. Как и имя Михаила Луконина. А "Сороковые -- роковые" Д. Самойлова?.. А поэзия С. Куняева, Б.Ахмадулиной, Б. Примерова, В. Кострова, Е. Винокурова, В. Бокова, В. Хатюшина, С. Наровчатова, М. Дудина, П. Антокольского, Л. Мартынова, С. Кирсанова, С. Михалкова, И. Шкляревского, В. Кирюшина,, М. Ахмедова, М. Синельникова, Н. Мирошниченко, проза Н. Дорошенко, Евг. Шишкина, двух Михаилов Поповых -- архангельского и московского?
Неловко читать, что Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский отнесены к категории всего лишь поэтов-песенников. Можно по-разному относиться к И. Бродскому, но это все же Нобелевский лауреат, известный во всем мире. Среди критиков даже не упомянуты ни В. Курбатов, ни В. Бондаренко, ни Вяч. Лютый. Не совсем понятно, какое отношение к русской литературе имеет литовский поэт Э. Межелайтис? Зато даже не упомянут Чингиз Айтматов, писавший на русском. В моей родной Беларуси, кроме названного через запятую Михаила Шелехова, всю свою творческую жизнь прожили такие известнейшие русские поэты, как Светлана Евсеева и Вениамин Блаженный... Без этих имен трудно назвать представленный перечень объективным! И это только тезисно -- есть и немало других имен самобытнейших русских писателей, чьи имена остались за пределами списка, а следовательно, и за пределами структурированного первого ряда отечественных мастеров русского слова.
Пётр 13.03.21 19:14
Бальзак, Мандельштам, Набоков так необходимы? - Может, их лучше отнести в список по внеклассному чтению?
Пётр 13.03.21 19:01
По-моему, подростками легко бы и с интересом читалась "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко. И учителям было бы полезно сравнить свой энтузиазм с энтузиазмом Антона семёновича. Кроме того хорошо с точки зрения историческиз знаний о том времени.
Пётр 13.03.21 18:57
Учебный год в каждом классе 1 по 8 надо начинать с прочтения "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина
Валерий Шелегов 13.03.21 18:12
Спасибо, "экспертному совету" и за мою фамилию - в числе прочих. Только радости от этого мало. Ложкой мёда - бочку дёгтя не подсластишь. Живем на духовно-нравственной помойке. В советское время литература была соратницей в созидательном деле общего жизни строительства, "лишь становясь нашей нравственно-эстетической протяжённостью, литература приступает к делу преображения.» Ныне же лик земли "преображать" скоро станет некому. Слишком не долог век человека.
Ник 13.03.21 17:44
Нет Н. Островского "Как закалялась сталь". Весь мир читает, а мы?
Татьяна Воронина 13.03.21 17:16
Сказок маловато...
Вот для примера список «книжных» народных сказок с учётом возраста, рекомендованных педагогами.

2-3 года
Курочка ряба (обр. К. Ушинского), Репка (обр. К. Ушинского), Теремок (обр. М. Булатова), Колобок (обр. К. Ушинского), Волк и козлята (обр. А.Н. Толстого), Снегурушка и лиса (обр. М. Булатова), Кот, петух и лиса (обр. М. Боголюбской), Маша и медведь (обр. М. Булатова), Заюшкина избушка (обр. О. Капицы), Лисичка со скалочкой.

4 года
Смоляной бычок, Зимовье (обр. И. Соколова-Микитова), Гуси-лебеди (обр. М. Булатова), Жихарка (обр. И. Карнауховой), Бобовое зернышко (обр. А.Н. Толстого), Девочка Снегурочка (обр. В. Даля), Лиса и журавль (обр. А.Н. Толстого), У страха глаза велики (обр. М. Серовой), Привередница (обр. В. Даля), По щучьему велению (обр. А.Н. Толстого), Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка (обр. М. Булатова).

5 лет
Заяц-хвастун (обр. О. Капицы), Бабушка, внучка да курочка (обр. И. Карнауховой), Крылатый, мохнатый да масляный (обр. И. Карнауховой), Мороз, солнце да ветер, Лисичка-сестричка и серый волк (обр. М. Булатова), Сивка-бурка (обр. М. Булатова), Сестрица Аленушка и братец Иванушка (обр. М. Булатова), Лиса и кувшин (обр. О. Капицы), Хаврошечка (обр. А.Н. Толстого), Мальчик-с-пальчик (обр. А.Н. Толстого), Белая уточка (обр. А. Афанасьева), Волшебное кольцо (обр. А. Афанасьева), Липунюшка (обр. А.Н. Толстого), Иван Царевич и Серый волк (пересказ И. Карнауховой), Кузьма Скоробогатый (обр. А.Н. Толстого), Морозко (обр. М. Булатова).

6 лет
Царевна-лягушка (обр. М. Булатова), Семь Симеонов – семь работников (обр. И. Карнауховой), Снегурочка, Пузырь, соломинка и лапоть, Мороз Иванович (обр. В. Одоевского), Петух да собака, Мужик и медведь, Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (обр. И. Карнауховой).
Татьяна Воронина 13.03.21 17:12
Ой, как здорово! Давно хотелось иметь под рукой такой список. Инет заполонили списками, но там остеры и пр. экзотика. А хочется нашей, настоящей русской литературы, а если и не нашей, то национальной. Любая национальная литература - это созидание. Любая космополитическая литература - это разрушение.
Николай 13.03.21 16:24
Предлагаю рассмотреть:
Владимир Подлузский, поэт, (1953--2021), Сыктывкар,
Иван Ермаков, сказы (1924--1974), Тюмень.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА