Страница: 1 2 3  Все

Петр Бойченко 28.07.21 11:14
Судя по опубликованной главе повесть должна стать важным событием для читателей, которые небезразличны и к Лермонтову, и к его окружению на Кавказе.
А спор о том, стал ли причиной дуэли сам характер Лермонтова, смысла не имеет, поскольку нравы были тогда такие, что при желании на дуэль можно было спровоцировать любого, поскольку отказаться от вызова - значило потерять лицо.
А вот что касается возможности превратить дуэль в простое убийство, при осуществлении которого убийца ничем не рискует, то сам Лермонтов в "Герое нашего времени" на этот вопрос ответил вполне определенно: да, это возможно.
Недруги Печорина предпринимают немало усилий для того, чтобы Грушницкий вызвал Печорина на дуэль. И разрабатывают вполне обстоятельный план убийства. Печорина спасло только то, что он об этом плане узнал и использовал его против самого Грушницкого.
И ведь никто из первых читателей этого лермонтовкого романа не воспринял заговор против Печорина как унижающую офицерскую честь клевету.
Что касается роли женщин в этой трагедии, то они могли и не подозревать, какую роль им отводят мужчины в своих интригах, используя их даже замечательные свойства.
С моей точки зрения, Михаил Попов имеет все основания для того, чтобы свою версию гибели поэта считать вполне вероятной. Но повесть его, если даже судить только по одной главе, важна еще и тем, что он погружает нас в атмосферу той жизни, внутри которой, благодаря или вопреки которой у поэта рождались его бессмертные поэтические строки.
Михаил Попов 28.07.21 08:40
Нине Бойко
Уважаемая Нина, этот спор можно вести бесконечно, если не иссякнет терпение Николая Ивановича. Вы - сторонница версии, которую утвердил император (дуэль - и только дуэль) и которую в советские поры подхватили учёные, правда, сместив акценты: поэт - жертва царизма. Но меня, как и многих, эта версия не убеждает. И чем больше выдвигается "аргументов" (как это трогательно, сохранить мебель, но при этом... отобрать жизнь), тем больше возникает вопросов.
Если дуэль Пушкина очевидна, то гибель Лермонтова полна недомолвок и противоречий. Вот и на этой площадке есть те, кто не разделяет Вашу точку зрения. Оставайтесь при своём. Пытливые люди всё равно будут продолжать искать истину.
Нина Бойко 28.07.21 04:01

В предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» Лермонтов дал превосходный ответ по поводу домыслов и предположений на его счет.

Сейчас не ответит. Да только ли он!

Уже не осталось из прошлых времен никого, кто бы не стал фигурантом всяческих фэнтэзи –– отнюдь не безобидных. Та же Верзилина, обыкновенная женщина, стала теперь пиковой дамой. А ведь надо ей поклониться за то, что выйдя замуж за Акима Шан-Гирея и живя с ним в двадцати километрах от Пятигорска в имении Ново-Столыпинское, некогда принадлежавшее общему прадеду Лермонтова и Шан-Гирея, она сохранила в неприкосновенности дом, обстановку, усадьбу в Пятигорске и передала Лермонтовскому музею.
Аким Павлович тоже сумел сохранить письменный стол Лермонтова и кресло, которые также были переданы в музей.
Нина Бойко 27.07.21 19:19
Михаил Константинович, я тоже Вас глубоко уважала и уважаю, но это так больно, когда приходится читать о Лермонтове вымыслы и версии. Ведь масса фактов имеется, масса свидетельств. Вы говорите о моих "вариациях" -- да откуда им взяться, я работала с документами, а воспоминания современников приходилось запоминать едва ли не наизусть, чтобы сравнивать их между собой, доискаться до истины.
Михаил Попов 27.07.21 19:19
Г.И. Блехману
Спасибо за добрую оценку, Григорий Исаакович! Рад, что в очередной раз совпадает наше понимание задач литературы. Гармонию надо поверять алгеброй. Но нельзя измерять глубину национальной трагедии, а также уровень словесности о ней длиной ствола или оружейным калибром…
Сорок лет назад наш поисковый отряд вышел на высоту 195,1 ( это Карелия) – место гибели архангельского партизанского отряда «Мстители». 105 человек, в том числе шесть девчонок-сандружинниц. Их, оголодавших, обессиленных многодневным рейдом, вырезали финские егеря. И первый же раскоп открыл то, что осталось от одной из тех девчушек: косточки, пузырьки от йода, треугольная бутылочка из-под уксуса и сапожок 34-35 размера… Горло перехватило. Сердце, кажется, остановилось. Так бывает в таких местах. И тут надо замереть и не шевелиться, чтобы не спугнуть ту особую тишину, и чтобы душа твоя не сомлела.
Но в тот раз в нашу поисковую экспедицию попал не то геолог, не то маркшейдер. В его руках оказалась рулетка. Он тыкал в пространство пальцем, что-то бормотал, а потом стал растягивать ту рулетку, видать, определяя, как вершилась расправа. В каком-то профессиональном угаре он заметался между раскопами, уже не замечая, что топчется по праху, на тех самых только что открытых косточках…
Это к слову.
Михаил Попов 27.07.21 19:06
Нине Бойко
Уважаемая Нина! Я не посягал и не собираюсь посягать на Ваше исследование, за которое Вас удостоили высокой премии, с чем и поздравляю.
Что касается Ваших дополнений, вариаций, а также пожеланий, высказанных в последней записи, то я их непременно передам главному персонажу этой художественной повести-версии Ивану Павловичу.
Нина Бойко 27.07.21 10:54
"Иван Павлович – главный персонаж этой повести, фронтовик, учитель, которому в руки попали исторические документы…"

Он в первую очередь должен был эти документы опубликовать! Но сделал ли это?

Кинжальчик на поясе упоминается только раз -- в воспоминаниях Эмилии Верзилиной, она пишет, что кинжальчик носила ее сестра Надя. Тут ничего особого нет -- Наде не полных 15 лет, увлеклась модой, как наши девчонки в свое время носили на шее бритвенные лезвия, подражая А. Пугачевой -- та на экран выходила с таким лезвием.

Стихи он Эмилии вряд ли читал, он не любил читать свои стихи. Да она бы и не поняла, и он это знал прекрасно. Волочился за ней от нечего делать, -- вот и всё.

В этой статье я сразу споткнулась на злобных выпадах Лермонтова. То стихи издевательские, то насмешки такие же. Да не был он злым, а если шутил и даже остро, то БЕЗ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА. Если бы нем хоть каплей гнездилась злоба, как бы он мог написать такие стихи, от которых душа замирает?

«Однажды он довёл меня почти до слёз: я вспылила и сказала, что, ежели бы я была мужчина, я бы не вызвала его на дуэль, а убила бы его из-за угла в упор...». --- Эмилия САМА опубликовала эти воспоминания. Да разве же человек, причастный к убийству, сделает это? Здесь был досадный, но всё же шутливый ответ!

И вот еще что неприятно: зачем пишут все, что Лермонтов был некрасив? Чуть ни уродом его выставляют! За что же любили его самые красивые женщины высшего света?!

Наталья Радостева 27.07.21 00:37
Ещё в школе ощутила безнадёжную несправедливость ранней гибели столь замечательного поэта, и до сей поры очень люблю лёгкость письма Лермонтова.
Повесть действительно написана живо, даже - насыщенно, если не более. Описанием событий, характеров, внешности, интриг переполнена настолько, что так и хочется притормозить - разглядеть всех и всё не торопясь, встать на место каждого, понять, прочувствовать переживаемое, планируемое и совершаемое каждым... Потянуло сравнить с другими версиями, докопаться до истины или хотя бы поверить во что-то своё. Верна ли версия Автора - не узнать, но изложена дотошно, интересно и профессионально-литературно. Читая, переживала... И тему трагедии, и происходящее далее...
Нина Бойко 26.07.21 21:07
"надела мужскую черкеску, опоясалась черкесским кушаком, на него навесила кинжальчик в ножнах и выставилась перед Поэтом. Эту сцену описал офицер-очевидец Яков Иванович Костенецкий".

Я не нашла этого в воспоминаниях Костенецкого. Он пишет: "В Пятигорске знакомство мое с Лермонтовым ограничивалось только несколькими словами при встречах. Сойтиться ближе мы не могли".

«Пистолет, из которого был убит Лермонтов, это Кухенройтер № 2 из пары; я его видел у Алексея Аркадьевича Столыпина, на стене над кроватью, подле портрета, снятого живописцем Шведе с убитого Лермонтова» (Аким Шан-Гирей, «Русское обозрение», 1890).


Анатолий Воронин 26.07.21 21:06
Валерию.
Не стоит забывать, в какие времена произошло данное событие. На ту пору на вооружение русской армии, и у кавалеристов в частности, появились карабины-штуцеры, и пуля, которой заряжался сей карабин, была далеко не той, какие мы привыкли видеть у современных винтовок.
Сергей 579 дал ссылку на ветеранский ресурс, где эта тема обсуждалась весьма тщательно.
Сергей 579 26.07.21 20:14
Увидел ссылку на эту статью на ресурсе, где общаются люди по профессии имевшие дело как с расследованиями, так и с огневыми боестолкновениями -http://artofwar.ru/comment/s/smirnow_w_a/text_0410
Там тоже живо обсуждают имхо очень интересную версию этой так и незакрытой по сей день темы..
Задал вопрос там - повторю и здесь:
"..Я-то, увы, до изначальных первоисточников пока так и не добрался - со всеми материалами знакомлюсь уже в последующих обсуждениях, как здесь, например..
А что там, в этих источниках, и вправду есть данные про секретный домик и упомянутого Азамата?.."
Мне и правда стало интересно, я в первый раз такое прочитал - возможно потому, что п раньше как-то не особо вникал и довольствовался куцими данными из школьных учебников и парой примечаний к изданиям М.Ю. А теперь вот зацепило. Хочется тоже разобраться, хотя бы для себя..
Где можно ознакомится со свидетельствами и отсылками , приведшими к версии с участием условному Азамату , и драматичным подробностям жизни женщины, оказавшейся в центре тех трагичных событий ?
Нина Бойко 26.07.21 17:21
"Здесь сходились на поединке с одной стороны прямодушие, искренность, с другой – лицемерие и коварство; с одной стороны духовная чистота, с другой – пошлость; с одной стороны честь и честность, с другой – вероломство и хитрость. А исход драмы был, по сути, уже предопределён".

Да, конечно. Лермонтов сразу сказал, что не будет стрелять, и со стороны Мартынова это было убийство.

Молодёжь свободно чувствовала себя в доме Верзилиных, наперебой ухаживая за Эмилией. Поклонниками Нади были Мартынов и Лисаневич, а Груша собиралась замуж за пристава Дикова. По этому поводу Лермонтов написал шуточное шестистишие:

Пред девицей Эмили
Молодежь лежит в пыли,
У девицы же Надин
Был поклонник не один;
А у Груши целый век
Был лишь дикий человек.

Некоторые лермонтоведы утверждают, что Михаил Юрьевич ревновал Эмилию, но, судя по тому, что приехала Ида Мусина-Пушкина, равнодушие Эмилии не могло его задевать. Жениться на ней он не собирался, да и вообще не думал жениться, так как не знал, дадут ли отставку или придется несколько лет служить на Кавказе. Уверения, что он написал:
За девицей Emilie
Молодежь как кобели.
У девицы же Nadine
Был их тоже не один; –– совершенно напрасны, поскольку девице Надин только-только исполнилось пятнадцать лет, а сочинять клевету Лермонтов не был способен. Но то, что подтрунивал над Эмилией за ее благосклонность к Мартынову, это так.

Согласно параграфу 24 «Наставления врачам», осмотр мертвого тела должен состоять из осмотра наружного и анатомического, что занимает около двухсот страниц, но Барклай-де-Толли ограничился только наружным, видимо посчитав обстоятельства и причины смерти установленными. Это и породило потом различные домыслы. Одни уверяли, что Лермонтова убил казак, прячась в засаде, нанятый чуть ли не самим императором, поэтому пуля прошла снизу вверх, другие, что убил Мартынов, когда Лермонтов подъехал на лошади. В связи с этим М. И. Райский в книге «Судебная медицина» объяснял, что пуля, встречая кость, может скользить по ее поверхности или, ударившись об нее, менять направление. Пуля могла изменить направление, ударившись о кости таза или позвоночника.
Иркутский государственный медицинский университет, изучив дуэльные пистолеты Кухенройтера и проведя экспериментальные обстрелы, установил, что «на коротких дистанциях нарезной и гладкоствольный пистолеты обладают примерно одинаковой и значительной пробивной способностью, превышающей пробивную способность револьвера системы «Наган» (1935 г.); пуля, выстрелянная из пистолета Мартынова, могла пробить туловище и плечо Лермонтова».

Григорий Блехман 26.07.21 16:23
Михаил Попов настолько вжился в эпоху Лермонтова и обстановку вокруг него, особенно после знаменитого, очень резкого по отношению к власти, стихотворения "Смерть поэта", что из этого родилось художественное произведение, которое на меня, например, эмоционально действует много сильнее и более ёмко, чем сухие документальные (в том числе был ли выстрел из винтовки или пистолета) сведения о жизни и её финальной драме нашего гения.
Такое действие всегда важно, поскольку, по прочтении человеком, мало знакомым с творчеством Лермонтова, а таких сейчас пруд пруди, может быть, кого-то потянет взять его книгу.
Ну, а те, кто любит Лермонова и время от времени его перчитывают, тоже лишний раз, который в этом случае, никогда не лишний, возьмут какой-либо его томик.
Замечательно, Михаил Константинович.
Спасибо за такой результат Вашего литературного вдохновения.
валерий 26.07.21 14:15
Написано удивительно живо и наглядно. Но выстрел из винтовки маловероятен,судя по тому,что пуля оттразилась от металического предмета в одежде поэта и поэтому не прошла насквозь,а ушла в тело и поразила жизненно-важные органы Лермонтова. Пуля из винтовки прошила бы любую табакерку насквозь. Из пистолета пуля тяжёлая и достаточно медленная.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА