Пожидаев Юрий (Республика Бурятия) 13.03.22 03:32
Отличная, познавательная статья, благодарю автора. Так и хочется сказать сакраментальное - "Огласите, пожалуйста - весь список!" Не только исторических персон темы, а посовременней, сегодняшних. Народы мира хотят знать в лицо - этакую "знать"!
С уважением - Пожидаев Юрий, Бурятия.
Игорь Мальцев 19.02.22 19:23
Замечательный обзор! Многое узнал впервые, многое из ранее известного сложилось в единое целое. Мне кажется, напрасно неоконы думают, что станут хозяевами мира. Хотя бы потому, что хозяева денег им этого не позволят.
Ленин и Сталин стали вождями масс потому, что верно совпали с чаяниями народа. Авантюристы типа Штрауса хотели бы стать вождями группы богатых отщепенцев своих народов. Кланы богатых отщепенцев, продолжая удерживать власть с помощью денег, будут смотреть на авантюристов-теоретиков сверху вниз и не позволят им собой руководить. В этом разница. У каждого властного богача собственное мировоззрение в голове, а мировоззрение от человека к человеку не передаётся. Но беда от этих авантюрных экспериментов постигнет всё человечество.
Аль-Фараби, как я понял, писал про уместность разных виды логических рассуждений в конкретных случаях.

{{
Казалось, далеко от народных проблем искусство силлогистики. Чисто профессиональная область логики. Но как точно раскрывает советский ученый А. Сагадеев, – Фараби берет пять видов логических рассуждений, которыми оперирует силлогистика, и приспосабливает их к самой главной функции власти — идеологии, предлагая ей:

1. С народом общаться посредством ПОЭТИЧЕСКОГО, образного вида рассуждений, – языком сказок и мифов, которым и можно просто объяснять труднейшие общегосударственные задачи.

2. Со средней интеллигенцией – РИТОРИЧЕСКИМ, убеждающим видом рассуждений.

3. С самой религией – проводником общегосударственных задач – предлагает объясняться двумя видами суждений, так как у религии (идеологии) два лица: одно обращено к государству, другое – к народу. Государство разговаривает с ней, проводником своих идей, посредством СОФИСТИЧЕСКОГО вида рассуждений, чтобы, добиваясь своего, скрывать при этом истинное положение вещей: пусть пропагандирует то, что ей велят, а не то, что она сама считает нужным вводить в массы.

С народом же власть предлагает религии говорить посредством ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО вида рассуждений, основа которого – общераспространенное мнение.

4. Высший вид рассуждений – ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ, предназначается только для власти. Им разговаривают философы друг с другом.
}}

Л. Салдадзе. Ибн Сина (Авиценна). Страницы великой жизни. Ташкент, Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма. 1983
с. 309
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА