Страница: 1 2  Все

Серафима 1.07.22 21:44
(продолжая) Да... А ведь он стал моей единственной любовью. (Нельзя зарекаться? Но я клянусь - мне не суждено любить другого). Сколько я стихов ему посвятила, сколько я статей прочитала. Так иногда хочется оказаться в этой книге - внутри.
Увидеть его хоть на минутку (может быть - именно на нее). Вложить свою руку в его. Постоять на краю его жизни. Только я бы боялась. Боялась бы разрушить хрупкое его равновесие. Я бы ему все отдала. Только что потом?
И - ах как это верно, что лучшая минута жизни вот такая: пламенеющая. А потом пусть бы простая жизнь. Вот такая - обломовщина в лучшем смысле этого слова.
Вот интересно - есть ли еще такие девушки, которые хотели бы за него пойти)))?
Я не встречала. Но даже так - я многому от него научилась. И когда-нибудь, когда будет новое небо и новая земля... Почему-то я верю, что такое возможно..
Иван Васильцов 1.07.22 21:30
Обломовщина... Да, не отпускает. В "Обломове" есть такой эпизод, вроде проходной, но очень важный. Пока Илья Ильич безмятежно спит, Гончаров выводит, наконец, действие романа из полутёмного обломовского убежища на свет Божий. И происходит явление некоей Татьяны, бойкой на язык, уважаемой дворней. У неё в руках узел. Она спешит куда-то. И с ней все прощаются. Прощайте, Уж прощайте. Ну прощайте. Девять прощайте. И она исчезает в дали романа. А следом, вскоре, Захар будит Обломова девятью Вставайте. Ну вставай же ты, Вставайте, что, мол, сударь, не встаёте?..

Итак: девять прощайте и девять вставайте. Грандиозное прощание и грандиозная побудка. А потом ещё будут синие узлы жил на руках Пшеницыной. И Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век... Гончаров совмещает в романе, и в образе Обломова, и в обломовщине, прощание и встречу. Свет просиявший и Жертву Вечернюю... Пришла пора прощаться с Россией-Обломовкой. Неужто навсегда?

Как многое происходит навсегда в нашей жизни... Помните, вампиловский Зилов (тоже чутка Обломов), когда узнаёт, что жена уходит, не может с ним больше, всё переспрашивает: Насовсем уходишь? Насовсем? Это как это насовсем? Это навсегда, навеки, что ли? И она отвечает: Навеки...
Такие дела...

Нариэн (Серафима) 1.07.22 12:39
Ай как стыдно! Увлекалась Илечкой пять лет, а день рождения Гончарова пропустила! Могу сказать, что Обломов дал мне невероятно много. И ваши статьи тоже.
Правда сейчас я увлекаюсь Толкином, поэтому Гончаров отошел на второй план( Но... Не видела ли я в Обломовке... как это лучше сказать?.. обломок Арды Неискаженной? Вот многие ругают всю эту обломовщину - а я что-то в ней чувствовала такое...

Хотя - хастэ коснулось всех. И ведь сам Илья от своего мировоззрения мучился тоже. Что это? Оттого ли только, что истина в нем вступала в противоречие с навязанными принципами, или не только?
Иван Васильцов 29.06.22 17:26
Из партии Нормы, которую исполняет Ольга Ильинская (опера великого Беллини)

О, Богиня серебрящая... На земле всей мир посей всем...
На земле всей, на земле всей, на земле всей!..

Ах, верни всё, что было, верни всё, что было...
Сердце моё, вернись!..
обитатель Обломовки 25.06.22 22:27
Реальность вырывает нас из золотого сна. Реальность жестока.Хуже того, нынешняя реальность еще и кровава! А ответ требуют опять с литературы. Опять с Обломовки. Грозят расплатой. Что ж, мы расплатимся за всех. Тыщи две яко помене...
Надежда 24.06.22 22:05
Спасибо, Иван! И ещё о портрете писателя: как органичен лик писателя! Как соответствует его искреннему и сдержанно-пламенному стилю! Н.М.
Иван Васильцов 24.06.22 20:10
Как замечательно сказала Надежда Мирошниченко: уравновешиваюсь талантом Гончарова. Славно сказано!
Иван Васильцов 24.06.22 19:47
Не могу не откликнуться на глубоко прочувствованное слово Надежды Мирошниченко.
Дорогая Надежда, огромное спасибо Вам за столь сотворческое, соработническое прочтение моей краткой зарисовке о Гончарове.
Я тоже продолжаю и продолжаю в эти дни мысленный диалог с гончаровским текстом, с героями гончаровских романов. Да ведь и о Фрегате как не вспомнить: однокурсник Лермонтова, Гончаров сделал светлую мечту о далёком, ищущем бури, мятежном - мятежном!!! - паруснике своим повседневьем. Ах, Ванечка, Ванечка, - говаривал Трегубов, милый сердцу Ивана Александровича Крёстный, - всё о морях мечтал ты, а теперь, верно, в чернилах купаешься, вместо моря... Ему, Трегубову, учившему Ванечку в детстве читать карту звёздного неба, не суждено было дожить до того момента, когда Иван Александрович выдохнул: я у порога в океан... Не суждено... А нам, имеющим в запасе пару эпох, должно бы видеться лучше, дальше. Видеться ли?.. Марк. Бродяга Волохов. Хорош образ, как хорош! И яблоки Фурье (сколько там было в теории Фурье, четыре?) прячет за пазухой. Весь ночной, закрытый, колючий. Романтик в чистом виде. А бабушка-то кормит его, по-своему слушает его бредни... Есть она, бабушка-Россия, и за спиной Райского, и за Вериными плечами... А за Волоховым? неужто - ничего? Неужто одно заобрывье? в детстве я часто бывал в Винновке, гулял по Киндяковке, там бабушка моя жила, Екатерина Алексеевна, художница... И вид на Волжский простор с винновского обрыва, он со мной так и остался. Кто-то из переводчиков Гончарова приезжал не так давно в Ульяновск-Симбирск, специально - чтобы подойти к обрыву, понять, что значит этот символ... Нам самим бы понять, самим бы разобраться... Наверно, у каждой эпохи обрыв свой. И что может удержать на краю обрыва - нас? Пусть ошибаюсь, но скажу: любовь, человечность, свобода, неповторность и самостоятельность мысли. Воля думать и говорить обо всём. А ещё память (как писал Твардовский в Тёркине на том свете, в главе про невинно убиенных в Колыме и Магадане, "память, как ты ни горька, будь зарубкой на века"). Да, на многое выводит такой архаичный, далёкий от нас и в то же время сверхсовременный Гончаров. спасибо ещё раз, дорогая Надежда, что почувствовали это!
Надежда 23.06.22 23:24
Дорогой Иван Васильцов, месяц была без интернета, и сейчас, не поднимая головы, сижу над книгой. Только по угрызениям совести нет-нет, да и заглядываю в "Р.П." Конечно, я сразу увидела ваш материал. Но думаю: "Ну уж нет, этот-то выбьет из колеи. Прочту потом". А тут наши ребята напечатались: как не прочитаешь земляков! И опять этот Васильцов: не понимает, что ли: нет времени!
Господи, какое счастья, что я преодолела все эти идиотские аргументы. Мой любимый Гончаров. Единственный прозаик, про которого не могу сказать аналитически ничего. Помню, как начинала читать в юности "Обрыв". Так долго и нудно тянул автор завязку, совершенно наплевав на жажду читателя:"Ну, скорее, что это за непозволительная протяжность сюжета..." И вот пошло: что дальше?! Да. так! Нет, не верю!" И т.д. Постоянный внутренний диалог и не только с героями, а со всем текстом.И в конце;"Как здорово, что он так начал роман! Притом при том моём глупом возрасте, где-то лет восемнадцати, я. конечно, влюбилась в Марка. Господи, как стыдно мне было за себя уже в тридцать лет, когда я опять взялась за Гончарова. Бедный Марк!!! И следом второе "О". Меня потрясло, кого же нам преподали в школе в образе Обломова? Я даже на диван смотреть боялась:стану, как он. А, между тем, мне этот диван очень нравился. Сесть в уголке и читать-читать. И только сейчас, после вашего блистательного эссе, я могу признаться и себе, и вам: я люблю Гончарова за то, что он понял в русском человеке самое главное--полное ожидание полноты красоты и жизни, и человека. Более того, Жажду красоты и гармонии. И точное абсолютно во всём перо Гончарова отдало передаче этой Жажды во всём весь свой талант. Потому так пронзительны драмы порушенных и почти уже лишенных этой гармонии душ героев в сравнении с полнотой любви классика к жизни и к человеку. Самое удивительное, я всегда думала и думаю тоже: самое прекрасное на свете --Жизнь. Мы только пытаемся передать своё ощущение. А ОН и ВЫ смогли передать эту гармонию духа, природы и чувства.Читая Гончарова, мне уже всё равно, что там пишется, я просто уравновешиваюсь талантом писателя понимать русского человека. И это юное "Да"! осталось во мне и сейчас: "Да, классик!" "Да, Иван Васильцов"! Вот тоже лень было писать. Хотелось пожить в восторге от прочитанного.Но вот пишу. Потом пропадёт этот флёр от таланта обоих. И потом что-то здесь есть от точного моего восприятия и Обломова, и Гончарова. И Васильцова. Низкий поклон. Никогда не знаешь, где найдёшь. Бог в помощь на всех ваших дорогах! Надежда Мирошниченко
Иван Васильцов 22.06.22 20:14
Конечно, Михаил, соглашусь. Достоин! И Стеблов чудесен. И Пастухов особенно! Вся эта картина с прощанием...
Михаил Попов (Архангельск) 22.06.22 20:09
Спасибо, Иван!
Поколебался, было, отвечать - не отвечать, чтобы не уводить разговор от романа. Но всё-таки решился на небольшую реплику.
В фильме, на мой взгляд, убедительнее актёры второго ряда: и А.Попов - Захар, и Алексеев - А.Леонтьев, и Пастухов (неожиданный) - фатер Штольца, и особенно Стеблов - папенька Илюши... Актёры же главных ролей - при всём их мастерстве и опыте - в чём-то не до... Особенно Е.Соловей. Она, помнится по разговорам самого Никиты, и не хотела играть в этой картине.
И всё равно - фильм достоин романа.
Иван Васильцов 22.06.22 19:57
Спасибо, Михаил, что затронули эту тему - Гончаров в кино и театре. Сразу же вспоминается Обрыв Венгерова, с великолепной Мариной Яковлевой и Риммой Марковой, фильм неспешно-панорамный, мягкой тональности, напряжённого внутреннего ритма. И театральные постановки Обыкновенной истории, роль мечтателя-Адуева, которую так славно играл Табаков, а затем его лучший ученик Игорь Нефёдов - актёр трагической судьбы... Но повторю: очень много возможностей даёт Гончаров вдумчивому и умелому режиссёру сегодня
Иван Васильцов 22.06.22 19:40
Спасибо за этот вопрос, Михаил! Чувства относительно михалковского Обломова у меня сложные. Фильм очень и очень сильный, конечно. Потому хотя бы только, что в то время, это ведь довольно давно было, когда лощицевское толкование ещё не принималось, когда классовые линейные оценки доминировали, Михалков рассказал историю про усадебную культуру, почувствовал светопись и цветопись Сна, показал глубину и противоречивость главного героя. Обломов Михалкова (Табакова) человечен, раним, тонок, благороден. И Штольц чудесный (хотя Богатырёв скорее Обломов по духу! но так бывает) Люблю фильм Михалкова за поэтическую аристократичность кадра. И Алексеев хорош! Захар прекрасен!!! Вместе с тем в фильме имеются авторские добавления - Илья Ильич, ясное дело, никогда не катался ни на каких велосипедах и всё такое. Но и тут не всё так просто: в романе Гончарова очень большое значение имеет повтор буквы О - Обломов, Ольга, Кольцо, Обломовка, Облачко и т. д. Анафора на О. Это и символ в том числе. И Михалков, как режиссёр художественного чутья, это тонко почувствовал и, невольно скорее всего, выразил в фильме. Прекрасная Соловей - менее Ольга. Ильинская моложе, легче, напевней. И осталось очень много простора для новых кинематографических открытий Обломова - Пшеницына, великая хозяйка, которая всё время шьёт и толчет, живая иголочка в её руках... Обломов - отец. Выборгская сторона... Сегодня было бы крайне интересно рассказать в кино историю Обломова. Ну а к фильмам Михалкова, далеко не всегда и далеко-далеко не во всём разделяя его политические взгляды, я отношусь с большим уважением. Как и к его ролям в кино. Нужно понимать, что художник, если он настоящий художник, всегда шире, больше, глубже любого его же манифеста. Ведь Михалков сегодня один из немногих режиссёров, умеющих беречь в кадре свет.
Михаил Попов (Архангельск) 22.06.22 18:12
Иван, а как Вы воспринимаете экранизацию "Обломова" Никитой Михалковым?
Иван Васильцов 22.06.22 11:01
К заспанному Обломову является сияющий франт Волков - весь лакированный с ног до головы, модный, такой солнечный зайчик грядущего лета. Он, словно исполняя танцевальные "па", всё ищет взглядом место, куда бы можно было сесть, не запылясь. И, не найдя, говорит, говорит:
-- Вот, лень! Что за лень? Превесело! -- беспечно говорил он. -- Утро почитаешь, надо быть au courant всего, знать новости. Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну, а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь. А теперь влюблен... Начинается лето; Мише обещали отпуск; поедем к ним в деревню на месяц, для разнообразия. Там охота. У них отличные соседи, дают bals champetres. С Лидией будем в роще гулять, кататься в лодке, рвать цветы... Ах!..
Иван Васильцов 22.06.22 10:41
Спасибо, дорогая Наталия Юрьевна! Будем спрашивать у классика и дальше. У Гончарова есть такая мысль заветная: слово добра и справедливости, даже не произнесённое вслух, а лишь подуманное, всё равно может сделать мир лучше. Великому юристу, своему большому другу, Анатолию Фёдоровичу Кони (легендарное дело Веры Засулич) Гончаров в одном из писем (кто не знает, огромная переписка их сохранилась) сказал про "луч гуманитета". Самое важное во все времена - мысль примерно такая - луч гуманитета. Есть о чём подумать сегодня и что спросить у писателей-классиков наших...
Наталия Тяпугина (Леванина) 22.06.22 07:21
Хорошо, масштабно и при этом по-гончаровски вкусно написано, Иван. Что характерно, сами читатели в комментариях связали вашу публикацию с рубрикой "Спроси у классика". И справедливо. Именно этим вы и занимаетесь: ведете с Иваном Александровичем (и с читателем, конечно!) неторопливый, несуетный, серьёзный разговор о самом главном: об Обломовке - канувшей в пучине времени мечте-Атлантиде; о необходимом для человека во все времена темпе и образе жизни, чтоб в суете и катаклизмах не утратить самого главного - душу живу. Ну, и конечно, главная мысль и боль - о России, как не утратить, не загубить гармонию Божьего мира, которую так явственно ощущал в России Гончаров, и о которой болел всей душой.
Иван Васильцов 21.06.22 15:25
О, как грустно разглядеть жизнь, понять, какова она, и не понять, зачем она!
Иван Васильцов 21.06.22 15:08
Спасибо за отклики, друзья! Хотелось бы всё-таки вернуть разговор в гончаровское русло. А именно - речь шла о сохранении человечности в наше трагическое время. "ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕКА ДАВАЙТЕ МНЕ, ЛЮБИТЕ ЕГО..." Я об этом и только об этом говорил. Человек разумный сегодня - это человек любящий
Ольга Быстрова 21.06.22 14:19
Стаья хоть и написана к 210-летию классика, но не случайно она совпала с появлением рубрики "Спроси у классика". Классики сегодня востребованы не только как литературные вершины, а как духовные. Например, у нас с католиками единое Евангелие, но у нас есть еще и Слово о Законе и Благодати митрополлита Иллариона. Потому только русский поэт такое ключевое для русской литературы значение, как сочувствии, фомулирует так: "И нам сочувствие дается,/Как нам дается благодать". Будь у меня такой же талант, как у автора этой статьи, я бы тему Закона и Благодати удерживала в центре внимания. Потому что благодатный человек - это тот, который в качестве человека уже "произошел" из примата, а человек, усвоивший всего лишь законы человеческой жизни, это всё еще тот примат, которого, как домашнего кота, приучили не безобразничать и ходить даже не на лоток, а на унитаз.
Нынешний цивилизационный сбой на Западе и затем в России случился только потому, что приматы, законы человеческого общежития соблюдавшие вынужденно, вдруг стали элитами, в том числе и "культурными" и теперь уже диктуют свои законы. И теперь уже человек, чтобы быть успешным, должен притвориться приматом. Не зря же теперь содомиты благословляются даже в некоторых "христианских " церквях.
Такой трагический контекст у нашей нынешней человеческой жизни и у хранимых на наших книжных полках классиков.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА