Страница: 1 2 3 4  Все

Екатерина Пионт 23.07.22 15:00

Спасибо Вам, Анатолий, я хоть в поддержке мало нуждаюсь,
но от Вас принять готова. Наши позиции часто совпадают.
Я вижу, здесь весь интернет выложили, а я-то память ворошила... Но каким надо быть знаменитым, чтобы так сотрясался мир от одного имени. Наверное, это и есть слава.

Успокойтесь насчёт автографа, кого так беспокоит, это всего лишь штрих к его портрету: прост в общении, никакой звёздности.

Он пережил славу и презрение, и раскаивался и плакал... ну бросайте в него камни, вы же безгрешные, сильные, все со стержнями.
А в представленном списке у вас и антисоветчиков хватает, и переобувшихся, была я на встречах и Войновича и мн. др. Хотелось уйти.
Время было такое, все виноваты, а иначе бы страну удержали.

А песни на его стихи звучат, а без них и без имени "Евтушенко", перефразируя Платонова, можно сказать: Народ и Эпоха неполные.

Александру Боброву ещё раз спасибо за человечное слово.

Наталья Радостева 23.07.22 14:03
Анатолию Смышникову:
Единственное, в чем Вы правы - Е. П. не нуждается в защите; есть (и не раз возникала) потребность в защите от неё. Вы имеете право на свой взгляд на комментарии "подзащитной", - как я имею право - на прямо противоположный. И как могут разниться и разнятся наши взгляды на поэта Евтушенко и его Поэзию.
Что касается Ваших предположений ли сомнений относительно меня - так будь я вдесятеро плодовитее и (или) талантливее (не хочу так писать) данного поэта - ни мотаться по заграницам, ни броско рядиться, ни любить Россию заочно, ни охаивать свою страну, столь лицемерно осторожничая и (или) угождая власти, я бы не стала - ибо не поэзия формирует характер, а характер и убеждения - поэзию. Кстати, мой забугорный паспорт провалялся и просрочился, потому как никогда Тудаа не тянуло; Россию бы об,ехать. Извините, но предполагать, насколько талантливы в сравнении Вы сами и насколько патриот, чтоб так "выкладываться" за Евтушенко, и что бы - люби страну, как люблю её я, - делали, - я не стану - это было бы вызывающе и неприлично. Как неискренне Ваше после сказанного: " С уважением". Предложу лишь опять же спорить не со мной, а с более солидными фамилиями, высказывания и мнения которых приводила.
Александр Никифоров 23.07.22 13:55
Как и следовало ожидать, результаты высказавшихся в комментариях писателей показали, что в Союзе писателей России лишь подавляющее меньшинство может быть поклонниками двурушничавшего десятилетиями поэта-либерала Евтушенко, променявшего свой талант на сиюминутные выгоды.
Маргарита Каранова 23.07.22 13:29
К Евтушенко имеет смысл относиться лишь как к известному поэту, талантливому шоумену от поэзии, получившему эту должность благодаря своей фотогеничности, технике чтения стихов, умению подать себя в лучшем виде. В те годы сильно критиковали поэзию фронтовика Асадова, но лучшие стихи Е.Е. были так же незатейливы, просты, но интересны, иногда эффектны или забавны, и бывало, даже цепляли, но это не являлось высокой поэзией. Да и таких, цепляющих, стихов у Е.Е. не так уж много. Эффект Евтушенко напоминает эффект знаменитой Аллы П., бешеную популярность которой обеспечил ее муж (раскрутил, как говорил сам Стефанович). Второе. Поэт и Личность - неразрывное целое. Стоит ли возвышать поэта, - даже весьма одаренного, - если он как личность проявил себя не с лучшей стороны, приспосабливался, русофобствовал, демонстрировал свое презрение к России, ее истории, к русским ("Охотнорядец", "Бабий яр"). А уж когда началась "перестройка", был в первых рядах хулителей нашего прошлого и нашего человека. По ТВ читал свои стихи в 90-е, когда приезжал из США (наверно, специально для того, чтобы показать свою солидарность с Чубайсом и Ельциным), - и как стыдно было за него, за предательство...
Смышников анатолий 23.07.22 12:33
Наталье Радостевой. А может быть вы "не отплывали", как Евтушенко, потому, что не с чем Вам было отплывать? Будь вы также талантливы и плодовиты, как он, будь вам, что сказать не только стране, но и миру - тогда другое дело. Думаю, что Екатерина Пионт не нуждается в моей защите, и все- же, более справедливого, объективного и честного человека, судя по ее комментариям, я редко встречал на сайте. Поэт написал много и, конечно, при желании можно отыскать стихотворение негативно высвечивающее его, но согласитесь, что вырвав одно, или несколько произведений из огромного массива и говорить, что - вот дескать какой он, это все равно, что выдергивать слова из контекста, пытаясь опорочить имя. Евтушенко все что мог в этой жизни сказал, оставив нам возможность писать и говорить. Давайте и будем этим заниматься, а не злословить и завидовать чужой славе. С уважением.
Наталья Радостева 23.07.22 11:32
Ивану Васильцову:
Будь возможность вернуться назад, мы не смогли бы в СССР - как в страну "незнакомую, чужую, разрушительную, безжалостную и циничной реальности". Ибо та страна такой не была. - Такая она сегодня, и именно благодаря либералам и их призывам к толерантности, что Вы почему-то не видите, спрашивая, где видела и вижу их я. Да вот - с юности и вижу, и чем дальше - тем больше, ибо идеология потребительства заразна. В мои 20 лет мой более младший коллега по работе - Илюша Селектор, что сегодня в Израиле, захлебываясь словами и оглядываясь, шептал мне на ухо про неведомого тогда Солженицына и иже с ним; тогда же я прочла что-то возмутившее, вымарав для себя поэта Е. Евтушенко. Удивитесь, но даже в школах в 90-е понимали - кто эти "шестидесятники" "оттепели", и, не задумываясь о будущем, составляли конспекты уроков, типа: "Время «поэтического бума»...Третий отрезок (1961—1963) — развитие утвержденных ранее тенденций и начало реакции.
1962 год — официальное неодобрение выступлений поэтов в Политехническом музее, стихотворение А. Вознесенского «Прощание с Политехническим». Высокая популярность поэзии Е. Евтушенко и других авторов, яркие публикации в журнале «Юность». «Оттепель» — эпоха раскрепощения человека, освобождения от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм..."
- И?! - ДООСВОБОЖДАЛИСЬ от нормальной идеологии, нормальных социально-общественных норм, нормальных моральных и этических догм - до развала страны! До чубайсов с гайдарами, горбачёвых с ельциными, бузовых с галкиными, да сегодняшних навальнят. Со евтушенковских и не только стадионов, каким, недооценивающие силу СЛОВА, власти, потакали, - всё и началось. На них (как на восторге от шика выступавших) и воспитывались свободолюбивые "демократы" - разрушители.
Какой будет страна зависело и зависит от нас. С чуждой идеологией нужно и дожно бороться, как поздно, но начинает наконец Россия. А там, где бороться нет возможности, абсолютно нормально отгораживаться невидимой стеной, то чужое не принимая. Чтоб и у нас не отменили 9 Мая, чтоб и у нас не чествовали одновременно героев и врагов отечества, оскорбляя этим и первых и нашу Историю. А то на Украине тоже вот решили, что стены между добром и злом не нужны - и гнобят фротовиков, восславляя бандерню, а наше толерантное молчание о грехах западных стран периода войны привело к умничанью тех, кого Вы не видите, о том, стоило ли защищать Ленинград. Не говорю уже о том, что после разрушения стены проживающие на территории бывшей ГДР до сих пор в ФРГ люди второго сорта, а крушение стен нормальностина на Западе породило ЛГБТ-сообщество, человеков вместо женщин и мужчин и прочую умопомрачительную гадость. Ибо: ломать - не строить. Мне симпатично Ваше отношение к СССР, но Ваши выводы более чем странные - той самой либеральной позиции либералов, каких Вы якобы не видите. О чём я больше не хочу говорить, потому как здесь тема о поэте и поэзии Евтушенко, а не о сегодняшней политической обстановке в стране. Если что, меня можно найти ВКонтакте, личка открыта для всех)

Екатерине Пионт:
Ну, конечно... Мы не знаем стихов Евтушенко, а Вы - столь знающая, просто (в который раз?) - "ОШИБЛИСЬ". Не уйдя далеко от 60-х, в трёх соснах заблудившись.
Кто тут пытается быть судьёй, агрессивно навязывая своё мнение и хамя, по моему очевидно. И это точно не "Богданов и иже с ним". Не члены "стаи", что Вам вечно мерещатся. И даже не взвешенно-нормально дискутирующий Иван Васильцов.
Знаете, если Вы растаяли от надписи Вам Евтушенко, то остальные тому же следовать не обязаны. И если пришло ваше время его восхвалять и боготворить, то и время для иных рассуждений ждать нет необходимости.
Не знаю, во скольких провинциях Вы застольничали со столь интеллектуальными бабушками - моя пела: "Степь да степь кругом", "На улице дождик" и тому подобное; Русланову любила, частушки... А родители с соседями и родными: "Королеву красоты" - что - Горохова, а не Евтушенко; "Чёрного кота", что - Танича, а не Евтушенко; "Огромное небо" и "За того парня" - что Рождественского, а не Евтушенко; "Последнюю электричку" и "Ладу", что - Мулермана, а не Евтушенко; "Огней так много золотых", что - Доризо, а не Евтушенко; "Катюшу", что - Искаковского, а не Евтушенко... А если кто и пытался (что трудно) петь единственную из упомянутых и в некой мере унижающую поющих - о теребящих платочки несчастных девчонках, то не факт, что были в курсе того - кто её написал. Повторюсь - в жизни не слышала никаких бытовых разговоров, не говоря уже - восторгов, о Евгении Евтушенко; пару раз обсуждала его с одной из любительниц экстравагантности молодых поэтесс.
Кстати, мало того, что Вы расхваливаете Евтушенко - как поэта-песенника, каковым он по сути и является, - его стихи для песен (в отличии от иных перечисленных мной поэтов) безжалостно резали. В той же замечательной "Серёжке ольховой" нет:
И мы переходим
в какое-то новое качество
и вдаль отплываем
к неведомой новой земле,
и не замечаем,
что начали странно покачиваться
на новой воде
и совсем на другом корабле.
Когда возникает
беззвездное чувство отчаленности
от тех берегов,
где рассветы с надеждой встречал,
мой милый товарищ,
ей-богу, не надо отчаиваться —
поверь в неизвестный,
пугающе черный причал.
Не страшно вблизи
то, что часто пугает нас издали.
Там тоже глаза, голоса,
огоньки сигарет.
Немножко обвыкнешь,
и скрип этой призрачной пристани
расскажет тебе,
что единственной пристани нет...
- Что не сделало бы её замечательной.
Это Евтушенко "отплывал", это он "обвыкался", это для него не было "единственной пристани", что для меня и большинства - есть, и есть - Россия.
Это он - в отличии от власти, что смотрела на подобных ему снисходительно, понимал:
Пусть нам не дано
изменить все немедля, как хочется, -
когда изменяемся мы,
изменяется мир.
И - изменялся сам и менял мир. - Далеко не на лучший.
Не припомню песни на эти стихи, но "Я люблю тебя больше природы" в насыщающих его перечислениях далеко не гениально. К тому же в предпоследней строфе, которой безболезненно можно было пожертвовать, имеется неоправданный сбой ритма. Но поэту, видимо, очень хотелось ещё раз охаять - "заржавленной" - "державу".
И не пойся "Идут белые снеги" - здесь тоже мало бы что зацепило, - много банальщины.
По сути, стихи Евтушенко сделали хорошими композиторы и исполнители - они мастера своего дела! Не будь их, читатели многих могли бы и не заметить. Хоть и музыка не препятствует тому, что может покоробить, как утверждение того же "Со мною вот что происходит":
"А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе..."
- Что более чем спорно)...
Если хотите поспорить, то делать это надо более убедительно и более проникнув в жизнь и творчество польстившего единожды Вам поэта.
И лучше - не с нами, а с теми, кто его знал, и на чьих воспоминаниях мы строим сегодня своё отношение. - С тем же Сергеем Михалковым, чьё стихотворение я уже приводила, с тем же Ступиным, стих которого привёл Иван, с Лимоновым, со Стрельцовым, с нижеприведёнными и прочими.
Ибо времени с начала написания Евтушенко стихов до сегодня прошло более чем...

Владимир Войнович, писатель:
— Он был диссидентом в пределах, разрешенных КГБ. Скорее он провокатор, нежели диссидент. И еще — выдающийся мастер саморекламы. В то время, когда в России были еще и Ахматова, Пастернак, Слуцкий, Самойлов, его считали чуть ли не самым лучшим поэтом. Он был яркий, но потух.

Игорь Губерман, писатель:
— Никакой, он был в числе козлов-загонщиков, но действительно развивал демократию в России. Он был голосом умеренной порядочности. Я любил его молодые стихи, а то, что он делает сегодня, жалко, лучше бы он и не продолжал, это не стихи, это жидкий кисель. Я считаю, что Евтушенко войдет в историю как составитель антологии русской поэзии.

Валентин Распутин, писатель:
— Самый типичный. Во-первых, он живет не в России. А когда жил здесь, то все делал для того, чтобы у нас наступили западные порядки. Из кожи вон лез — поскорее бы все свершилось. Когда же его прославляемый строй наступил, он моментально сбежал отсюда. Что Горбачев, что Евтушенко — это люди одного и того же поля, не думающие о России.

Владимир Крючков, в 1988-1991 годах председатель КГБ СССР:
— Сначала надо разобраться, что за премию дали Евтушенко. А потом и можно сказать, диссидент он или кто.

Виктор Суворов, писатель, он же Владимир Резун, майор ГРУ:
— Никакой. А если уж приписывать его к диссидентам, то чисто номенклатурным. Всю жизнь Евтушенко прогибался вместе с линией партии. Сначала он восхвалял Сталина, потом его разоблачал, а потом разоблачал свои стихи о его разоблачении.

Мария Розанова, писатель:
— Когда говорят "великий экономист Гайдар", у меня все внутри переворачивается от негодования, а если скажут "Евтушенко — диссидент", я почти соглашусь, и у меня никакого чувства протеста не появляется. В своем творчестве он часто шел против мнения толпы. Особенно раньше.

Елена Боннэр, правозащитник:
— Нет, не диссидент. Женя и человек талантливый, и поэт талантливый, но для меня немного поднадоевший. Отнести его к диссидентам я бы никогда не рискнула.

Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие":
— Да никакой. Ярких выступлений у него не было, и я даже не знаю, что он делал для развития демократии в России. Помню его симпатичным мальчиком, на чьи выступления мы ходили в университете.

Даниил Гранин, писатель:
— Активный. И всегда был им. Тому свидетельство его "Бабий Яр", "Наследники" и борьба против культа личности Сталина. И сегодня Евтушенко остается настоящим демократом. Он сделал замечательную вещь — издал книгу лучших поэтов России и продолжает это дело. Сборник состоит из стихов, направленных против диктатуры, авторитаризма.

Сергей Ковалев, председатель российского общества "Мемориал":
— Трудный вопрос. Евтушенко всегда занимал колеблющуюся позицию. Он написал резкое письмо в адрес Хрущева на его известные демарши в Манеже. А потом написал другое письмо, что Хрущев хороший, грамотный политик. Евтушенко отреагировал демаршем против ввода войск в Чехословакию. Но потом заглаживал этот акт словами в пользу партии и правительства.

Владимир Буковский, правозащитник, писатель:
— Я его и поэтом-то не считаю, это агитпроп — писал к важным для партии моментам. Хотя он строил из себя в те годы грозного молодого человека, но он придаток советской машины. Ходили даже слухи, что Евтушенко агент КГБ. И сегодня Евтушенко не высказался ни разу по текущим событиям политической жизни в России, а поводов много.

Поспорьте с Тарковским, Бродским и самим смыслом статьи о месте "шестедесятников" в общеобразовательной программе https://mel.fm/ucheba/uchitelya/8405379-poets_of_the_sixtieth :
"Путь от всесоюзной известности до тихой жизни в далёкой провинциальной Америке. От борца за чистоту ленинского учения к ниспровергателю тоталитаризма. От истового комсомольца до американского профессора и страдальца за смелость во времена травли Пастернака. Это все маски одного персонажа. Неслучайно Евтушенко пробовал и актёрство, и режиссуру, снимал фильмы и играл в них. Неслучайно его чтение — яркий симбиоз поэтического медитативного чтения и актёрского разыгрывания смысла стихотворений. Поэт, общественный деятель, прозаик, актёр, режиссёр, чтец, автор рок-оперы. Какая из личин — настоящий Евтушенко? Стоит ли говорить о нём в прошедшем времени, заносить в историю литературы как часть общеисторической мозаики? Или у него есть «лица необщее выражение» и своя ниша в русской поэзии?
Два его великих современника — Андрей Тарковский и Иосиф Бродский, бесспорно наиболее яркие представители предвоенного поколения 30-х годов, — Евтушенко не ценили. Ни как поэта, ни как режиссёра. Бродский — активно, отзываясь о Евтушенко и Вознесенском как о непоэтах, Тарковский — надменно игнорируя молодую советскую поросль: с высот поэзии его отца и всей классической линии русской великой литературы..."

Осуждайте тех, кто более Вас поэта знал, и им указывайте, ждите для собственных комментариев означенного собой времени, и не мешайте нам вести беседу, что вполне себе именно разнообразием мнений и интересна.

А ещё лучше - поспорьте с СПР, что - в отличии от иных поэтов с рекомендованными к изучению стихами - всего лишь перечислил через запятную поэта-песенника в СПИСОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ для восстановления отечественного школьного образования. На обсуждении котого ни Вы, ни кто либо иной в заступничестве о Евтушенко не отметился. Как в поддержке иных отметился, допустим, Владимир Скиф:
"А где блистательный, проникновенный поэт Алексей Решетов с его рубцовского уровня стихами. Только одно вот это четверостишие можно выбить на граните у памятника Неизвестному солдату:
Лежит солдат на поле боя,
Пробита пулей голова...
И никого! Лишь вьюга воет,
Как ошалевшая вдова!

Оно, это четверостишие, само, как памятник.
А где Михаил Анищенко ?
Ни Евтушенко, ни Вознесенкий в подмётки ему не годятся. Почитатйте воспоминания великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и посмотрите, что он пишет об этих, чуждых русскому нацтональному духу поэтах:
"...Ныне — этот нерусский взгляд на русское, по виду умилительно-симпатичный, но по существу — чужой, поверхностный, книжный и враждебно-настороженный, подозрительный, стал очень модным поветрием. Он обильно проник в литературу, размножившись у эпигонов разного возраста. Популяризацией его является проза Катаева, поэзия Вознесенского, Ахмадулиной и Евтушенко(-Гангнуса). По виду это — как бы противоположное Авербаху, Л. Либединскому. А по существу — это мягкая, вкрадчивая, елейная, но такая же жестокая и враждебная, чуждая народу литература. <...> И пробуждения национального сознания они боятся — панически, боятся больше всего на свете..."
- С которым я абсолютно согласна.

На этой теме никто не осуждал всей поэзии Евтушенко. Напротив, вряд ли кто не согласится с тем, что удач у поэта-песенника много. Тот же Григорий Блехман справедливо отметил: "Но, как уже говорил, бог не дал личностного стержня. И наверное, ещё литретурного вкуса, поскольку обнародуй даже такой Евтушенко не более десятой доли избранных стихов (остальное это, говоря своими словами, коньюнктуный литературный мусор), он с таким высоким потенциалом стоял бы в иерархии поэтической лестницы времени много выше, чем сегодня." - С чем я тоже согласна.

Все рассуждают, высказываются, обсуждают, дискутируют без нападок друг на друга. Одна Вы - как обычно - не без хамства в адрес Вас не обидевших и якобы Вам не интересных, ищите стаи. Видимо, считая всем интересной себя.

Анатолий Курасов 23.07.22 00:36
Теперь понятно: кто есть кто. Прочитайте мой предыдущий комментарий.
Там всего семь строк, но в них весь Евтушенко.
Екатерина Пионт 22.07.22 23:10
Ошибку признаю.
А вот то, что Вы меня обидели, не обольщайтесь, я Вас знать не знаю,
Вы мне не интересны, разве что забавно наблюдать, как Вы появляетесь
после каждого комментария своего кумира, чтобы угодить ему. Это даже неприлично.
Кого я уважаю, я того всегда буду защищать от таких как Вы. ,Уже года два вы как собаки собираетесь в стаю.
Юрий Богданов 22.07.22 22:32
Екатерина, если я Вас чем-то обидел, то прошу меня извинить, потому что таких намерений не имел. Что до Вашего: "его поэзии не знаете", Вы ошибаетесь. Думаю, знаю не хуже Вас. И с Евтушенко были знакомы. Больше того, даже знаю, что знаменитый, всеми любимый "Бухенвальдский набат", начинающийся словами "Люди Мира на минуту встаньте" и который Вы так великодушно подарили любимому Вами Евтушенко, на самом деле написал поэт Исаак Соболь, известный под литературным псевдонимом Александр Соболев, положил на музыку Вано Мурадели и замечательно во многих странах мира исполнял Муслим Магомаев.
Вижу по Вашим самым многочисленным и рьяным здесь комментарим, что за своего кумира, подарившего Вам автограф с такой трогательный надписью, Вы готовы в огонь и воду. Но всё-таки это не значит, что Вашему кумиру нужно отдавть всё лучшее, что написано. Другие тоже кое что могли и как минимум не хуже. Поэтому не горячитесь в полемике, чтобы не попасть в такой просак.
Екатерина Пионт 22.07.22 20:10
Богданову и ежи с ним:
Вот время пусть и судит. И Бог.
А вы-то что стараетесь, на нём злобу свою вымещаете?
А может, показать хотите какие вы праведные? Гм...

Человека нет, не может ответить, а они устроили здесь свои пляски.

Вам даже нечего про него сказать, и его поэзии не знаете, хотя на всю страну звучали и звучат до сих пор на его стихи песни: "Люди Мира на минуту встаньте", "Хотят ли русские войны", "Бежит река", "А снег идёт",
"Со мною вот что происходит", "Идут белые снеги"... - родные, любимые всем народом.
80 песен! И последняя, замечательная "Я люблю тебя больше природы".
Стихи учили, читали в школе на вечерах...
Да кто же не знал Евтушенко! И его образ.
Старые бабушки в провинции и то знали .. Там всегда в застолье пели его " Ах, кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня"...
Но до вас, видать, не дошло.

Он прожил интересную жизнь, остался в памяти людей.
И стихи его, и песни будут жить, несмотря на все старания его опорочить.
Иван Васильцов 22.07.22 18:52
Наталье Радостевой. Я родился в СССР. И никогда не забуду эту удивительную страну. Очень разную. Очень большую. Временами странную и жестокую. Временами бестолковую. Но всё же прекрасную. Я помню все свои адреса той поры, и иногда во сне возвращаюсь... Советский Союз был велик и в своих достижениях, и в своих заблуждениях. Да, это была чудесная страна. О, как светла была она порой! Но подумайте сами: разве можно её вернуть? кому, когда, где удавалось обратить время? обратить историю? А если и вернётся даже вдруг - то уж наверное не та, наивная и мудрая, весёлая и грустная, дарящая обман, реальнее которого нет ничего на свете, а другая... другая... Незнакомая, чужая, разрушительная, безжалостная и циничная реальность. Главное - циничная. Минус-время и минус-пространство, ничего-ничего не имеющее общего с золотыми деньками нашего детства, нашей молодости, нашего расцвета. Жизнь ведь не сон, она однолинейна и необратима. И парадокс, трагический парадокс, в том, может быть, и состоит, что теперь, сегодня, сейчас мы всё дальше и дальше от советского былого. Намного-намного дальше, чем в те же девяностые. Неужто Вы не чувствуете этого трагического нашего отдаления?

Ну а что до возводимых стен... В истории так обычно бывает: возводят стены те, кто их рушил, а рушат те, кто возводил. И уж точно - и то, и другое - делается не благ человеческих ради...
Юрий Богданов 22.07.22 18:20
Очень интересное и вполне предсказуемое обсуждение внешне противоречивой, а по сути давно уже понятной фигуры некогда громкого поэта Евгения Евтушенко.
Всецело солидарен с Александром Бобровым, Григорием Блехманом, Юрием Пахомовым, Сергеем Сметаниным и Натальей Радостевой, потому что Евтушенко был "нарциссом" с сиюминутной популярностью (в основном среди поклонниц) самовлюблённого человека, умеющего хитрить и подавать в стихах лишь злободневность. А это всегда недолговечно.
И чтобы понять, что произошло с подававшим большие надежды поэтом, достаточно вспомнить знаменитое стихотворение мудрого Бориса Леонидовича Пастернака "Быть знаменитым некрасиво", где каждая сточка одного из лучших поэтов Серебряного века как раз о том, чему ни на йоту не следовал Евтушенко. Вот и получилось, что "Цель творчества самоотдача, / А не шумиха и успех..." обошли его стороной бесконечно далеко, потому что изобилие "мусора" в том, что он за свою жизнь опубликовал, как раз и показательно для этого поэта. - он постоянно спешил усппеть везде "засветиться".
Так, что на заданный в одном из комментариев вопрос, звучащий в знаменитом произведении классика : "А судьи кто?", ответ прост - время.
Наталья Радостева 22.07.22 17:00
Ивану Васильцову:
Не "нам всем", Иван, не нам всем... Мне это стихотворение напоминает только о безмерном возмущении мою страну хающими, о "зелёном" стрекоте радиоволн о том, как мы, якобы, в СССР непроизводительно работали, и, якобы же, плохо жили; о тех, кто как раз до развала её и довёл, о либералах того времени - первых прозападниках. Вы толерантны - Ваше право, я презираю толерантность до брезгливости. И стен между собой и супротивниками моей идеологии рушить не собираюсь, напротив - радёшенька, что они снова возводятся. Нахлебались за 30 лет лицемерия досыта - обрыдло. Извините, НЕ ВСЕЯДНА.
Екатерина Пионт 22.07.22 12:57

Да, Иван, Вы правы.
У судей только нет сомнений, но хочется спросить: " А судьи кто?"
Иван Васильцов 22.07.22 10:50
Как-то в статье о Ступине на сайте РП я приводил стихотворение Геннадия Леонтьевича о встрече с маститым поэтом - образом собирательным, конечно, и всё же с фигурой Евтушенко перекликающимся отчётливо. Ну зачем же вспоминать Михалкова? Вспомним лучше Ступина:

В больших дверях писательского клуба,
В кружении коварном сквознячка
Сверкнула кожанка, пробор и зубы,
Поймала руку гладкая рука.
Он на слуху у всех, он что-то значит.
Знакомства, связи, куча важных дел.
Уже с трудом тугой животик прячет
И очень элегантно поседел.
Меня давно он знает, ценит, любит:
– Ну хоть бы позвонил когда, старик!
Но из какой потусторонней глуби
Или воздушной взвеси он возник?
Он много говорит, умно и веско,
Но речи ускользает существо.
Мне все о нем доподлинно известно
И все же неизвестно ничего.
Он придвигается ко мне все ближе,
Уже берет за лацкан мой пиджак...
А я гляжу и ничего не вижу –
Цветная пустота, блестящий мрак...

Помню, как Ступин читал этот изящный стих, как многозначительно улыбался в усы. Так что я прекрасно понимаю, о чём пытается сказать здесь большинство (не все, к счастью!) уважаемых мной безмерно комментаторов. Но ведь и я - пытаюсь. Либералы? Берлинская стена? Серьёзно? Жизнь шире и сложнее принятия-непринятия "либералов", она всегда сможет преодолеть любые стены - хоть Берлинскую, хоть какую. А вот если стена в душе у человека, тогда хуже дело... Либералы... Где они, где Вы их видели-то, в каком году-десятилетии? В девяностые? Но сейчас-то уже двадцатые двадцать первого века! Какого века снег на крышах? И откуда такое страстное желание возводить стены? Зачем они, к чему? И - между кем?

А стих Евтушенко про стыд - хорошее нам всем напоминание. Абсолютная внешняя уверенность очень часто свидетельствует о внутренних сомнениях. Если же сомнений нет, если всё кругом очевидно и ясно (кто плохой, кто хорший), то это, по меньшей мере, настораживает...
Сергей Сметанин 22.07.22 10:27
На смерть хитреца, почившего 1 апреля

Водить он за нос мир пытался,
С безносой — фокус не удался.


© Copyright: Сергей Сметанин, 2017

С уважением
Наталья Радостева 22.07.22 03:23
Даже не ожидала, что появятся такие (смелые), как Григория Блехмана и Андрея Соколова, комментарии; и как же замечательно, что они появились. Всё соразмерно: статья равновесна, как и дОлжно быть статье, перекличка отзывов - как и допустимо быть обсуждению. Данные комментарии дополняют и раскрывают то, что Александр Александрович, не усугубляя и не вызывая шквального огоня на себя, наметил лёгкими мазками. Правда, в комментарии Григория Исааковича я не очень поняла, какого из двух мальчишку он отождествляет с Евтушенко, а у А. Боброва - не приняла выводы, и рада, что он таки сам в них сомневается. Не может поэт, что пишет: "я не был так бесхитростен и смел", "я так смеяться в детстве не умел", и т.д., быть тем самым мальчишкой, о котором это пишет - напротив, возможно, помимо воли, но имея неудержимую потребность высказаться, он болезненно честен в своей зависти, описав себя - обозначенного смелым и прямолинейным мальчишки - противоположностью. Не могут быть слабость и всеядность с разбросанностью - силой, как самого Евтушенко нашей слабостью и силой, а время - бесславным, я бы не назвала. Или это требует дополнительной расшифровки.
К сожалению, многие из нас имеют привычку приукрашивать действительность, что от этого правдой не становится. Ну, о какой, допустим, "Народной" (да с большой буквы!) "любви" к Евтушенко можно говорить там, где - выйди на улицу - подавляющее большинство разве что в том, что помнит имя такого поэта, признается, и то - не факт. Как вряд ли ту крылатую фразу: "Поэт в России больше, чем поэт" свяжут именно с его именем - гадать будут. Молчу уже о том, прочитает ли кто-либо вообще хоть одно из стихотворений поэта на слуху - наизусть. Не согласных готова пригласить на эксперимент)) Да, имя Евтушенко в числе известных поэтов, да - он признанный талант, но значим по большей части разве что в среде литературного (в т.ч. любителей поэзии) братства: здесь о нём и говорят, и пишут, и вспоминают к юбилеям и не только. А о "Народной любви" к данному поэту - жизнь прожила - сроду не слыхала; про Рубцова-то, с более "земной" поэзией, не все даже работники библиотек слышали, не только что - народ...
Ну, оказался автор статьи в 15 лет свидетелем аншлага поэта - и что?! К кассам ломятся тогда, когда билеты ещё есть. В том зале всего 1500 мест, было бы странно - не соберись в нём в те, не разнообразные на развлечения, годы в полного зала. У нас в Воркутинском "Олимпе" при 50 000 жителей даже сегодня 1000 собирается, а то - Москва! Да во времена, когда население книги и поэзию любило. Ну, пришли люди в одно время, ну толпились у касс. Кто-то потому, что уже слышал о поэте и действительно был нацелен видеть и слышать, кто-то просто из любопытства, кто-то просто отдыхал от будней. Полные залы или даже стадионы - не тождественны любви. Мне вот В. Леонтьев не нравился, а однажды сходила из любопытства - и вернулась в восторге. Иная причинно-следственная связь. Если судить по заполняемости залов - так в наше время можно Ах-Астахову ровней Евтушенко считать. Который год по стране мотается, концерты вперёд планируя. В августе вот - Питер, потом: Москва, Хабаровск, Южно Сахалинск, Владивосток и т.д... Залы до нескольких тысяч мест, билеты от 1600 до 5000. - И?! Приравняем?!
Не знаю, с какой целью сбросил стих Иван Васильцов, но спасибо ему - этот стих дал толчок моим воспоминаниям о том, почему имя Евтушенко из моей памяти вымарано. Либералов сегодня мы презираем - а кто был Евтушенко в то - наше советское - время? Кто угрожал повеситься, если Солженицына вышлют из страны?! "Стыд" Евтушенко этого - написанного в 1993 - стихотворения можно бы понять, кабы он писал о 1993. Но он писал: "От стыда к стыду другому — вся история Руси."
И:
"Русский выбор – выбор между
двух тарелок тухлых шей,
между большей или меньшей,
но опять стыдобищей."
Он писал не о конкретном тяжёлом времени, а хаял Россию в целом.
Там, где я была счастлива и горда своей жизнью, работой, вкладом в жизнь страны - оказывается, мне должно было быть стыдно! А не будь стыдно - это был бы "конец". И чем это отличается от призывов наших либералов во всём каяться?
Кроме того, обратите внимание, как Евтушенко осторожен - он хает время и происходящее, но ни одним штрихом не касается причин нахлынувшей на Россию беды, ни одним словом не обозначил власть в целом или лиц, что к этому привели. И в этом такой - каким был всю жизнь, приспосабливаясь, в т.ч. редактируя после критики (когда начинало "пахнуть жареным") свои стихи и уведомляя об этом власть; будучи действительно - без стержня.
Не знаю, был ли Евтушенко агентом КГБ, но поскольку должно быть хоть какое-то объяснение свободе его разъездов и определённого образа жизни, предполагать сие не стыдно. Тем более, что об этом писал не только Андропов (если писал), но и Александр Байгушев https://news.rambler.ru/other/43575209-evtushenko-i-glazunov-byli-agentami-kgb-a-vysotskiy-net/ Пусть это лишь предположения, но как в народе говорят: "Дыма без огня..."... Валерия Новодворская, что достаточно прямолинейна, чтоб заподозрить её в сочинительстве, считала поэта "демоном на договоре", нахваливала его "пужалки" Брежневу и Андропову, что на них чхали, считала подвигом "Бабий Яр", в котором Евтушенко в намеренном искажении "забыл" упомянуть сам фашизм. Впрочем, она насчитала у него 10 (с её точки зрения) подвигов, включая то, что он не признавал ГДР и считал, что Берлинская стена должна пасть. Кто Евтушенко в свете того, что был с "новодворскими" "одной крови"? - Однозначно, - не мой герой, а значит - не мой поэт. То, как отозвался о нём Игорь Стрелков, лучше не перепечатывать, не церемонился - мягко сказано. А уважаемый мной, умный и крайне чёткий в своих высказываниях, Эдуард Лимонов, что считал его "невозможно банальным" и не считал нужным не издеваться?! Нет ничего достойного в сути рассказов о поэте (том, как они с Вознесенским "делили мир", или как поэт "выпрыгивал" из машины, хватая первых попавшихся людей, чтобы спросить: "Кто лучший поэт в России"?, расстраиваясь, если - Вознесенский) и у Василия Аксёнова. Прагматичным романтиком считал его Илья Левков, что рассказывал о противостоянии Евтушенко с Бродским, но наибольшее впечатление на меня произвела статья 2005 обозревателя "Власти" Евгения Жирнова https://www.kommersant.ru/doc/544964 Хоть начиная с Сергея Михалкова многие поняли поэта ещё начинающим https://history.wikireading.ru/72183
«Ты говорил, что ты опальный,
Негосударственный поэт,
И щурил глаз в бокал хрустальный,
Как денди лондонский одет.

Ты говорил: «У вас медали
Ваш труд отметила страна,
А мне не дали – я в опале,
Таких обходят ордена».

…И те, которым безразлична
Судьба твоя, звезда твоя,
С тобой целуются цинично,
Как закадычные друзья. —

Наш прогрессивный! Самый честный! —
Мы слышим их нетрезвый клич,
Но ведь бывает, как известно,
И прогрессивный паралич!..»

Безмерная жажда славы, зависть к собратьям по перу, удивительная договороспособность, пижонство, комфортно-заочная любовь к России - что в этом симпатичного или заслуживающего уважения? С какого перепуга народу его "любить"?! "Всё это писалось и публиковалось вовремя, с учетом политического момента" - не коктейль ли из 2-х талантов: таланта поэта и таланта приспособленчества? "
Даже не знаю, стоит ли всё-таки Евтушенко перечитывать, пополню ли себя чем, кроме раздражения. Сомневаюсь. Тут все поминали Рубцова. А если взять Примерова? Если сравнить Евтушенко и Примерова тех лет. Один пишет вот то - приведённое Иваном, уничижающее Россию и ни краешком не обозначившее виновных, стихотворение... - Второй болеет за Россию, переживает происходящее, то, что Парад 9 Мая, как "плевок фронтовикам", пройдёт вместо Красной площади на Поклонной горе - так, что публикует (из рассказа жены) "стихи поэтов-фронтовиков... (не падайте, мои друзья!) под своим именем! Не самые известные их стихи, но то, что это были все до одного стихи поэтов-фронтовиков, причём не самые сильные, не самые известные, мы с сыном поняли сразу, как только увидели газету. Что это был за дикий шаг, теперь не скажет никто, но то, что это был НЕ ПЛАГИАТ, понятно мне и всем, кто близко знал Бориса Терентьевича. Его собственные стихи гораздо сильнее и ярче тех, что были в этой подборке. Что творилось в его возбуждённом сознании, можно только предположить. Он, видимо, посчитал, что мир ахнет от такой дерзости, что своим уходом он «повернёт историю вспять», заставит «подлецов» задуматься о том, что происходит." - Действует и погибает, оставив нам своё завещание: "«Три дороги на Руси: я выбираю смерть. Меня позвала Юлия Владимировна Друнина… Неохота жить с подонками: Лужковым и Ельциным… Опомнись, народ, и свергни клику… такого не было и не будет на белом свете»
Евтушенко (не погибнуть - даже назвать виновных) - так не мог! Ибо так и остался тем "причёсанным" неискренним мальчиком признания "Зависти"
Если забыть о таких как Примеров поэтах - о Евтушенко можно думать теплее, но - если в сравнении?! Моя "народная" любовь на стороне Примерова - второй, выбравший сытость за Бугром, - и рядом не стоял.





Екатерина Пионт 21.07.22 20:03
Вчера в интервью он сказал ясно об этом Соломону Волкову,
что этот "мальчик" - Иосиф Бродский. Почему я не должна этому верить,
он был искренен. Мало кто так выворачивает свою душу наизнанку.
Едва ли без стержня он обрёл бы столько поклонников.
И вообще так можно про любого сказать, что у него нет стержня.
И пусть доказывает.
Юрий Пахомов 21.07.22 18:08
Так же, как Александр Бобров и Григорий Блехман, был знаком с ещё молодым Евтушенко, и в ту пору - в 60-е не сомневался, что его ждёт в поэзии большое будущее, а его имя будет находиться среди имён лучших поэтов 20-го века. Но..., как очень точно сказал Григорий Исаакович:"природа сыграла с ним злую шутку:наделив явным поэтическим дарованием, лишила его личностного стержня". о чём, конечно же, Женя признался в стихотворении "Зависть", чувствуя это, но не в силах противостоять тому, что было заложено в его генах. Тут каждый из нас уже бессилен. Это стихотворение не о сравнении своей судьбы с судьбой Бродского, а о собственной судьбе с несостоявшимися амбмциозными надеждами. Он это понимал и водном из наших разговоров косвенно об этом сказал.
Екатерина Пионт 21.07.22 15:17

Меня тоже это поразило: о выступлении Евтушенко в зале им. Чайковского в 1959 году:
"Перед ним на площади Маяковского творилось что-то невероятное: люди ломились к кассам..."
Такая Народная любовь редко кому прощается...
Потому и разные вымыслы о поэте.

А он народу отвечал взаимностью:

И как собой не рисковали,
Как не страдали от врагов,
Богов людьми мы рисовали
И в людях видели Богов!
1957 г.

Вот книга... Я прочесть её решаю!
Глава - ну так, обычная глава,
а не могу прочесть ее - мешают
слезами заслоненные глаза.
Я все с собой на свете перепутал.
Таюсь, боюсь искусства, как огня.
Виденья Малапаги, Пера Гюнта, -
мне кажется, все это про меня.

А мне бубнят, и нету с этим сладу,
что я плохой. Что с жизнью связан слабо.
Но если столько связано со мною,
Я что-то значу, видимо, и стою?

А если ничего собой не значу,
то отчего же мучаюсь и плачу?!

***
Никогда я в жизни не состарюсь,
никогда не буду одинок.
Я из всех других людей составлюсь,
как стихотворение из строк.

Я когда-то всем вам пригодился,
Ну, а если даже отгожусь,
то с клеймом лжеца и проходимца
от себя и вас не откажусь.

Я не откажусь от той эпохи,
на какую нечего пенять,
от стихов, которые так плохи,
что без них эпохи не понять.

... Биться мне всю жизнь, но не разбиться,
а сгорю - вас будет греть зола.
Если суждено мне вновь родиться,
то опять - на станции Зима.

19 августа 1990 г.

А "мальчишка" в "Зависти" - И. Бродский, который был намного моложе
Евгения Евтушенко, а ценил себя больше: у него сбылось всё как предрёк ему автор стихотворения. И Евтушенко считал его лучше себя, но
только того это не успокоило, на сближение с другом он не шёл и после того, как Е.Е. помог ему вернуться из ссылки. И вообще он по жизни всем помогал. Ах, эта вечная пословица: "Не делай добра - не получишь зла".

Хорошая была передача с Соломоном Волковым, после неё многое стало понятней. И то, что слова Евгения Евтушенко "Поэт в России больше, чем поэт" - в первую очередь - о нём.


 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА