Страница: 1 2 3 4  Все

Иван Васильцов 21.07.22 14:42
Мужики, насчёт Андропова, к слову. В политические все эти глупости мне неинтересно лезть - пустое. Расскажу лучше, что из жизни вспомнилось. Рыбачим мы с отцом в зимние каникулы на озере близ моста между Саратовом и Энгельсом. Мостотряд называлось местечко. Там дети строителей моста в бараках жили-не тужили... Ну и рыбалка рядом, озеро с интересным названием Тинь-Зинь, Волга... Ну вот, папа брал вёрстку из журнала "Волга" вычитывать на дом (он отдел поэзии вёл), и мы, значит, каждый каникулярный день - на льду. Окунь там, плотва в жёлтеньких сухих тростниках береговых... Чудо! Но время-то какое - андроповское время. Гоняют и ловят тех, кто доходы нетрудовые имеет. А кто имеет здесь, в Мосторяде? Ясно дело, мотыльщики. Ну, знаете сами, кто мотыля моет и рыболовам по коробочке продаёт. Рубь коробочка спичечная. На рыбалку пару коробков хватало. И вот сидим, рыбачим. Машина подъезжает к берегу, люди в штатском выходят, оглядываются, и к мотыльщикам направляются (а мотыльщики всегда в одном месте, под камышами, у шины горящей греются). Как завидят мотыльщики людей в штатском - так бежать на середину озера, по снегу глубокому. Прибегут, с рыболовами смешаются, будто сидят и рыбку ловят. Тащатся за ними блюстители по снегу, в ботинках, а под снегом и вода бывает. Тащатся, клянут всё на свете. Наконец, ловят одного самого медлительного мотыльщика - Валеру сопливого, что всегда с похмела. "Ты где, - спрашивают, - работаешь?" "Как где? - удивляется, пошатываясь, Валера. - На мотыле!"

А хорошо сказано как, с достоинством - На мотыле. Я вот всё книжку никак не допишу про обитателей волжского берега того переломного времени, волжских мытарей, дебаркадерщиков, шкиперов, лодочников, сторожей, рыболовов, браконьеров... В общем, всяческих волжских маргиналов... Может, летом этим всё же получится...
Иван Васильцов 21.07.22 12:34
Евтушенко писал когда-то:


Вся страна сейчас в угоне,
как в блатных руках такси.
От стыда к стыду другому —
вся история Руси.
Как Россия подзастряла —
ни туды и ни сюды.
Вместо стройматериала —
лишь стыды, стыды, стыды.

Стыд похмельно держит скипетр —
он на троне не седок,
и его, наверно, скинет
ловкий новенький стыдок.
Русский выбор – выбор между
двух тарелок тухлых шей,
между большей или меньшей,
но опять стыдобищей.

Жизнь – нища или шикарна,
обесстыженная вся.
От стыда вся наша карта
так и съеживается.
И в остатные денечки
весь в стыдобе, как в пыли,
притулюсь я на кусочке
володимирской земли.

Помирать в стыде обидно.
Стыд – он делу не венец.
Но когда не станет стыдно,
лишь тогда нам всем конец.
Смышников анатолий 21.07.22 12:12
Не архивов вы не сохранили, Соколов, а совесть. Уверен, что никогда такого письма не было, да и быть не могло. Не мог глава такого серьезного органа в открытую называть фамилии своих сотрудников, хоть бы то письмо было для Партбюро. А уж достоянием прессы тем более. Недавно читал стихи расстрелянных в 30- е поэтов и вот подумалось, скольких бы вы своими неоправданными доносами погубили.
Михаил Васкович 21.07.22 10:37

В этой статье меня потрясли строки.

"Евгений Евтушенко был первым живым поэтом, которого я увидел на большой сцене зала им. Чайковского в 1959 году, в свои 15 лет. Я поступил в техникум Замоскворечья, чтобы получать стипендию (семья трудно жила только на пенсию бати), и мать моего однокурсника Бори Духона – Любовь Самуиловна достала по блату два билета в прославленный зал. Перед ним на площади Маяковского творилось что-то невероятное: люди ломились к кассам, по-моему, была даже конная милиция".

С уважением!
Александр 20.07.22 20:53
Андрею Соколову. НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ!
Андрей Соколов 20.07.22 19:20
К сожалению, архивов я не сохранил, но, может быть, Николай Дорошенко может подтвердить, поскольку это в редактируемой им когда-то газете "Московский лмтератор" - самой первой оппозиционной газете по отношению к горбачевской перестройке - было опубликованро письмо главы КГБ Андропова в Политбюро ЦК КПСС о том, что Евтушенко является агентом КГБ, и потому ему в поездках за рубеж и публикациях в отечественных журналах возражений должно не иметься. И потом сам Коротич с своем "Огоньке" ответил на эту публикацию в том смысле, что если бы Евтушенко не был агентом КГБ, то не объездил бы он весь мир и не знали бы мы такого великого поэта. Читай так, что другие "невыездные" поэты даже уровня Рубцова агентами КГБ не являющиеся, поэты помельче только по причине отсутствия кураторства со стороны КГБ.
Потому и поэт Бродский, котороый меня в качестве поэта не пронзил, но как не продажная личность мной весьма уважаем, относился к Евтушенко как к самой продажней и самой гнуснейшей твари.
А. Бобров как бы справедливо не оценивал большой талант Евтушенко, а он действительно большой, но - талант это притворный, лицедейский, выставленный на продажу. Поэтому и не осталось от Евтушенко вошедших в народную душу стихотворений. А от Рубцова остались "В горнице моей светло.." и многие другие. И когда в начале перестройки книжный рынок еще не оставался монополизированным врагами России, Рубцов по выставляемым на книжный рынок и раскупаемым тиражам лидировал во многие разы.
Но я с уважением отношусь к статье Боброва. Евтушенко был действительно талантлив. Просто писал он не от души, как Рубцов и Владимир Соколов, а как хищник, желающий быть сытым и богатым. Это ему, действительно талантливому, удалось при поддержке КГБ.
Молодым писателям не советую идти по этому пути, потому что это во времена Евтушенко надо было обладать талантом, чтобы быть главным поэтом-провокатором под кураторством КГБ, а теперь любой засранец типа Прилепина может стать главным "патриотом" России, или, как Дмитрий Быков, главным либералом. Не случайно Прилепин и Быков были когда-то блитжайшими дружбанами, а теперь зарабатывают на жизнь очень прилично, позиционируя себя как враждующие друг с другом для нас дураков.
Скажу честно, что с тех пор, как "Наш современник" стал бубликовать Прилепина, я стал сомневаться, что и "Российский писатель", если он еще жив, не лицедействует, хотя и признаков лицедейства не обнаруживаю. Но ведь и газета "День",а потом превратившаяся в "Завтра" тоже прокололась только на последнем сьеде Союза писателей России, когда Проханов вдруг предложил избрать стороннего для русской литературы Шергунова вместо русского писателя Иванова.
В страшное и тёмное время мы живем с тех пор, как Андропов, а не Господь Бог стал создавать для нас медийных поэтических гениев. А уж после Андропова наше государство клепает нам протезы, заменящие нам в культуре все наши человеческие органы на обезьяньи.
Я ни в чем не уверен, но кажется мне, что не Горбачев, а Андропов начал нашу по результатам самую кропопролитную и деградационную перестройку.
Григорий Блехман 20.07.22 19:01
Прежде всего благодарю Александра Боброва за, на мой взгляд, блестящий очерк о противоречивой фигуре Евгения Евтушенко. Мы были знакомы примерно с той же поры, что и Александр - с начала 60-х, когда я тоже был увлечён поэзией молодого Евтушенко. Немало его стихов той поры до сих пор сохранились в моей памяти. И мне очень жаль, что природа сыграла с ним такую злую шутку: наделив явным поэтическим дарованием, лишила его личностного стержня. Поэтому и амплитуда в его поведенческих качелях настолько существенна, что каждому, кто его знал, была очевидна сразу.
А всё потому, что попытка усидеть между двух стульев, к чему о так стремился, никому, в конечном итоге, никогда не удавалась, поскольку это противоестественно. Можно лишь посидеть. Он же стремился, как говорят в народе, "и рыбку съесть, и..." получить все остальные удовольствия. Вот и получилось то, что получилось. К сожалению. Для меня в качестве характеристики личности этого поэта очень показательно его стихотворение "Зависть", которое вспоминаю в перую очередь , когда речь идёт о Евгении:
"Завидую я.
Этого секрета не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живёт мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому, как он дерётся, -
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому, как он смеётся, -
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках, -
я был всегда причёсанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит: он и здесь сильней.
Он будет честен жёсткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
"Не стоит!" - он сакажет: "Стоит!" -
и возьмёт перо.
Он если не развяжет, так разрубит,
где я ни развяжу, ни разрублю.
Он, если уж полюбит, не разлюбит,
а я и полюблю, да разлюблю.
Я скрою зависть, буду улыбаься.
Я притворюсь, как будто я простак:
"Кому-же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо житьне так".
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя: "Судьба у каждого своя", -
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьётся большнго, чем я.
И мне очень жаль, что этот "мальчишка", а на самом деле отрок Женька Евтушенко, остался где-то - лишь в душе у взрослого, широкоизвестного Евгения Евтушенко, у которого были все поэтические данные для того, чтобы его имя стояло в одном ряду с именем Николая Рубцова.
Но, как уже говорил, бог не дал личностного стержня. И наверное, ещё литретурного вкуса, поскольку обнародуй даже такой Евтушенко не более десятой доли избранных стихов (остальное это, говоря своими словами, коньюнктуный литературный мусор), он с таким высоким потенциалом стоял бы в иерархии поэтической лестницы времени много выше, чем сегодня.
Ещё раз благодарю Вас, Александр Александрович за Ваши, на мой взгляд, очень точные "штрихи" к портрету человека с такой драмой поэтической судьбы.
Иван Васильцов 20.07.22 14:00
Нет, конечно же, дорогая Екатерина, не было! Евтушенко - человек света. Интересно, что со временем всё чаще обращаюсь к его поэзии. То, что казалось когда-то угловатым и слишком "публицистичным", что ли, обретает теперь лирическое и даже неуловимое звучание...
Екатерина Пионт 20.07.22 12:08
Ивану Васильцову

Какой замечательный комментарий, светлый, правдивый и добрый...

А я была на его юбилейном вечере десять лет назад в ЦДЛ.
Он был неутомимым, прежним Евтушенко, читал и читал, и зал внимал ему.
А потом выстроилась огромная очередь в фойе за автографом, с каждым он ещё продлевал свой вечер...
Он спросил моё имя, я сказала: "Екатерина", он посмотрел лукаво и
написал, улыбаясь: Катечке от Женечки... И вся моя скованность
улетучилась. Не было у него никакого высокомерия.




Иван Васильцов 20.07.22 10:31
В 2015 году Евтушенко побывал в Саратове - проводил прощальный просветительский тур по городам России. Тогда Евгений Александрович был уже очень болен. Очень.

Мы с милой моей Таточкой приши на саратовский вокзал, чтобы встретить поэта. Других писателей или журналистов я не заметил. Московский поезд останавливался медленно, как-то нехотя, буднично. Родные и друзья-актёры (Харатьян, Скляр, ещё кто-то) помогли спустить коляску с Евтушенко на перрон. Видно было, что Евгений Александрович адски устал, он был бледным и смотрел вниз. На нём была знаменитая клетчатая кепочка, которая контрастировала с его усталым, измождённым видом.

Тень прошлого - подумал я тогда...

Мы подошли к Евтушенко. Я его тихо поприветствовал. (До того видались несколько раз). Он молча пожал мне руку, глядя всё так же в асфальт перрона. Рука его была холодной. Наташа протянула ему огромный букет цветов. Не помню, кажется, это были наши с ней любимые пионы. Тогда разгорался июнь. Евтушенко взял букет, медленно поднёс его к лицу, чуть поднял глаза и едва заметно улыбнулся. Жизнь точно бы на мгновение забрезжила в нём. Мы поклонились ему. Он ещё раз улыбнулся, поднёс руку к кепке, снял её и кивнул нам. Не надменно. Не свысока. А просто - по-человечески. И теперь, когда пишу, думаю: как важно, оказывается, любое проявление самой обычной, самой простой, самой азбучной человечности.

Вменяемости и человечности.

Вечером, в театре драмы, начиналась большая творческая встреча с Евтушенко "Поэт в России больше, чем поэт" называлась она, конечно. Даже не встреча, скорее, а представление. Мне казалось, что Евгений Александрович просто не сможет выступать на сцене. Физически. Но когда свет приглушили и луч высветил фигуру Евтушенко, я (и весь зал) тотчас же позабыл, что поэт болен.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня

Идут снеги большие,
аж до боли светлы...

Он стал светел и лёгок. Глаза его горели. Мысль играла на лице. Он читал распевно, громко, зычно. Местами с паузами. То повышая, то понижая тон. Не читал - пел. Не пел - просто говорил с людьми о самом важном на свете. О памяти. О человеке. О любви. О дружбе. О достоинстве. О мире.

Теперь уже Евтушенко глядел не вниз - взгляд его заблистал, он почти летал над сценой. Он был прекрасен и молод. Он словно бы оказался вновь на легендарной сцене Политехнического в шестидесятые, когда молодёжь жила поэзией и грезила только свободой...

Неужто вы, неужто вы
всё это после потеряете?
И тише станете травы,
умильно руки потираючи?
Средь вас такие будут, да...
Об этом не забудьте!
Но чёрта с два, но чёрта с два
вы все такими будете!

Тогда, в тот летний вечер, Евтушенко представлял в лицах целую эпоху, целую культурную вселенную: Белла Ахмадулина, Борис Пастернак, Булат Окуджава, Роберт Рождественский...

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит... -

читал Евтушенко, и этот классический его стих наполнялся новым содержанием (если сравнивать с прекрасной песней, исполняемой блестящим Сергеем Никитиным). В устах Евтушенко это была история о времени, о его быстротечности и необратимости.

Да, он был разным, конечно, Евгений Александрович. Порой невыносимым. Порой самовлюблённым. Порой упорно ставящим себя в центр литературного процесса, как бы присваивающим поэтические достижения эпохи. Да много каким... Но большой поэт - а Евтушенко поэт милостью Божьей, мастер великий! - на то и поэт, чтобы вбирать в свой характер противоречья века.

Вечер заканчивался. Евтушенко снова начал потихонечку уходить в себя. Усталость вновь отразилась во всей его несломленной, полной внутреннего достоинства фигуре. Всего пара лет оставалась до апреля 2017 года, когда из Медицинского центра Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США) долетит до России печальная новость: остановилось сердце Евгения Евтушенко. В апреле семнадцатого в городе Зима, родном для поэта, объявят траур.

Неужто вы, неужто вы
всё это после потеряете?

Что тут сказать, Евгений Александрович? Мы уже очень и очень многое потеряли, растратили. И да, боюсь - "не починить лица". Но знаете ещё что? Вы правы. Вы как всегда правы! Чётра с два мы будем все такими!
Анатолий Курасов 20.07.22 09:51
Не называйте его русским поэтом. Я встречался с ним трижды в различных
житейских ситуациях и чтобы не будоражить память о двурушнике- поэте,
лучше не поминать его имени.
Он жизнь прожил, борясь, наверняка,
С придуманной отверженной судьбой
И в мир иной ушёл в День дурака,
Нарушив пастернаковский покой.
Екатерина Пионт 19.07.22 23:34

Мне тоже хочется Вас поблагодарить, Александр Александрович,
за прекрасную статью, утончённую, хотя кое - с чем я и не согласна.

Думаю, на родину Рубцова он ездил по велению сердца, он и сам из сибирской Зимы, и знал из чего там произрастают поэты, и увидеть
те места, которые породили тонкого лирика среди неказистых домов,
скромных работящих людей, - это признание его таланта, это стремление
лучше понять его душу, его сложную судьбу...
Познав чужие края, хочется надышаться своим, родным...
У Северянина:
Мне плакать хочется
О чём-то деревенском.
Таком болезненном,
Как белый майский сон...
Евтушенко - романтичный, возможно, больше, чем нужно открытый, и из-за этого страдал, но люди тянулись к нему, тянулись и политики...
И всё это ему же выходило боком... Такой неординарный человек-поэт!
"Хотят ли русские войны" - он написал, "Идут белые снеги", "Со мною что-то происходит" и многое - многое, затрагивающее душу. И всё это помнят люди. Да Вы и сами заключили:
. Выходит, и слабость – сила поэта, и всеядность с разбросанностью – тоже сила. При самом сложном отношении к Евгению Александровичу все, кому дорога поэзия, понимают, что Евтушенко – наша слабость и сила, бесславное время и литературная слава. Ничего-то в русской поэзии не поймешь…
И всё же получилась интересная, захватывающая статья о поэте - современнике. О друге.

Спасибо за память.
Наталья Радостева 19.07.22 22:18
Очень интересная и замечательная в представленной равновесности всех противоречивых нюансов статья. Задумалась: почему никогда не тянуло данного поэта перечитать? Даже не вспоминалось о нём... Может, потому что при давнем знакомстве с его поэзией несколько оттолкнуло схожее с отмеченным А. Бобровым: "Всё это писалось и публиковалось вовремя, с учетом политического момента", впечатление, какое и сейчас от многих отталкивает? Чрезмерный для мужчины того времени шик в одежде... Чрезмерное навязывание необходимости полюбить, принимая безотносительно к личности каждого, его вкупе с Бродским, Мандельштамом, Цветаевой и иными больше того же Н. Рубцова, зацикленной на них знакомой поэтессой... Или потому, что никогда не смогу понять и поверить, что можно из выбранной сытости и комфорта искренне любить Россию заочно? В любом случае, вероятно я не права и себя обеднила. Всколыхнувшиеся волны памяти о поэте понуждают грести к берегу его творчества; - перечитать таки.
Смышников анатолий 19.07.22 19:14
Уважаемый Александр Александрович. Прежде всего спасибо за память о замечательном поэте, в какой бы форме она не прозвучала. Наверное каждому человеку, а поэту в особенности, присуще ошибаться и даже менять взгляды. Так устроена его вечно восхищающаяся душа, так ведет его талантливая рука. Думаю что и Вас она такая. Помните, как у Ходасевича:
Трепещущим, колючим током,
С раздвоенного острия
Бежит - и на листе широком
Отображаюсь... нет, не я:

Лишь угловатая кривая,
Минутный профиль тех высот,
Где, восходя и ниспадая,
Мой дух страдает и живет.
Для меня этого поэта открыл Евтушенко, когда вел рубрику в журнале "Огонек, который изредка попадал в скромную бригадную библиотечку в Афганистане. В 83 -м я перевелся по службе из Эстонии в свой родной город и сразу попал под мероприятие под названием "разветывание полка до штата военного времени". Долгий месяц всем полком мы рубили просеки, вколачивали столбы под столы и скамейки на тысячу двести человек, устаивали палаточный лагерь, полевой автопарк и несть числа еще чего. И вот, когда все было закончено, вечером ко мне приехал добрый друг, двухгодичник, капитан, украинец. Мы выпили вина и он мне больше часа читал на память Евтушенко. С тех пор, и, во многом из- за таких памятных событий, он один из любимых моих поэтов. С уважением.
Николай Денисов 19.07.22 19:06
Советский на две трети, на треть - американец,
Увековечиться мечтал, себя загнав под глянец.
И упокоиться решил не где-нибудь, однако,
Не в Талсе Оклахомовской, а рядом с Пастернаком.
Александр 19.07.22 17:30
Как это "Грязев, вологодский писатель... грустно спросил у Грязева..."? Двоилось у него? Ещё один был, не Александр Алексеевич?
Анатолий Байбородин 19.07.22 17:19
Александр, впечатлило: в столь малой заметке, столь сказано и столь мудро о деятеле российского искусства, коего мимолетом ангелы посещали, а потом бесы раздирали, и к тому же на фоне не менее талантливых поэтов, а тем паче на фоне Рубцова, светлого певца заповедной русской души.
Александр 19.07.22 15:54
"Американский преподаватель вдруг вспомнил совершенно не к месту ответ Михаила Светлова на вопрос: «Почему вы такой грустный сегодня? «Потому что я – еврей" И самого Евтушенко сие маяло не меньше Светлова. Александр Грязев, вологодский писатель, будучи однажды вместе с Евтушенко на Бобришном угоре, на родине Александра Яшина, на дружеской вечеринке грустно спросил у Грязева: "Саша, чтобы сделал, если бы узнал, что твоя мать еврейка?" Прямолинейный Грязев на такой вопрос ответил просто: "Я пошел бы в лес и повесился". Евтушенко после этого опечалился еще больше и ушел. После вновь вернулся и, видимо, забыв, что этим интересовался у Грязева, вновь задался тем же вопросом: "Саша, чтобы ты сделал, если бы узнал, что твоя мать еврейка?" Тогда Грязев невозмутимо ответствовал Евтушенко, который, видимо, у всех этим интересовался: "Я бы пошел в лес и снова повесился"...
Анна 19.07.22 15:40
Уважаемый Александр Александрович, спасибо за правдивые (и далеко не всегда приятные) строки о жизни и творчестве нашего знаменитого Евгения Евтушенко. То, как Вы сказали, об этом многогранном и противоречивом человеке (как сама эпоха, в которой он жил и творил), нужны гражданская позиция, определённое мужество и мудрость, как у Вас. Благодарю!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА