Елена Нестерина | 20.08.24 10:53 |
Я читаю литературоведческие материалы Ольги Горелой и думаю, что как было бы здорово, если, спустя много лет, мои произведения попадут в руки того, кто столь так же пристально будет вглядываться - в то, что написано между строк и на строках, сопоставлять тксты с тем, что происходило в момент написания их с автором и его окружением. Мечтаю, конечно, но там как получится, как судьба.
Так получилось, что моя рабочая деятельность проходит в стенах дома, где провёл своё детство Тютчев. Там есть и музейная экспозиция, которая собиралась по крупицам, особняк отреставрирован, и кажется, что дух семьи там сохранился. Прочитав статью Ольги, я прошлась по залам - уже с другим взглядом. Что там поэт писал про лень? Что про мирские хлопоты и зависимость от любви красавиц? Когда он стал дипломатом - отучившись, или ещё раньше, когда писал маменьке трогательные поздравительные письма, выдерживая высокий штиль и находя милые детские слова, которые не могли не порадовать сердце любой женщины? Ольга - мастер тончайшего анализа текста, а также ас в том, чтобы делать повороты в такие неожиданные районы путей-дорог, по которым идут авторы к своим произведениям, что порой кажется - она умеет проникать в прошлое и из-за плеча писателя наблюдать, как он создаёт свои тексты. |
Александр Никифоров | 18.12.22 20:04 |
Спасибо Ольга Николаева.
Ваша заключительная фраза обнадёживает. Очень интересно было бы почитать, кто из современных поэтов тронул Вашу душу и чем Вас особенно заинтересовал. Вы умеете открыть те грани, на которые далеко не всегда обращаешь внимание. |
Ольга Горелая | 18.12.22 00:04 |
Александру Никифорову
Спасибо большое и за то, что прочли статью, и за отклик. Поэзия Тютчева осталась со мной со времен работы в Овстуге, в имении поэта. О лирике Федора Ивановича можно говорить бесконечно. С творчеством современных писателей часто знакомлюсь как раз на сайте "Российский писатель")) Здесь печатаются действительно талантливые люди. И поэты, и прозаики. А пишу в основном о своих, брянских, чтобы напомнить о тех, кто уже ушел. Или рассказать о новой книге тех, кто пишет сейчас)) |
Александр Никифоров | 17.12.22 17:14 |
Меня давно восхищает то, как умеет Ольга Горелая ощутить прочитанное и рассказать об этом читателю. Поделиться с ним тем, что получилось в результате впитанного ею при чтении. А поскольку совершенно очевидна её литературоведческая неординарность на приметре исследования поэзии, а точнее, истоков поэзии Ф.И. Тютчева, статьи Ольги Николаевны читаешь как открытие, казалось бы хорошо тебе знакомых, неоднократно читанных стихов знаменитого поэта. Вот и в этой статье ощущение такое же. Тут я полностью согласен с тем, что написал в своём, как обычно исчерпывающем отзыве Григорий Блехман.
Спасибо Вам, Ольга. Мне бы ещё хотелось почитать Ваши размышления о поэзии кого-нибудь из современных поэтов. Наверняка Вы следите за современной поэзией. Может, когда-нибудь Вам захочется написать о ком-то, чья поэзия Вас тронула особо. Буду ждать. Ещё раз спасибо Вам за Ваше творческтво. |
Ольга Горелая | 7.12.22 18:54 |
Григорий Исаакович, спасибо большое за Вашу теплую поддержку, Вы удивительно понимающий писатель, литературовед и читатель. И я всегда жду Вашего мнения о написанном.
Очень благодарна всем, кто прочел статью, особенно тем, кто оставил комментарии: обратная связь для меня много значит. Светлана Яковлевна, тем, кто у Вас учился, в том числе и мне, очень повезло! |
Светлана Гехтляр | 6.12.22 16:29 |
Снова убеждаемся:не стоит повторять как заклинания слова о нетленности классики, о том, что с нами навсегда бессмертные творения. Достаточно брать в руки книги, листать, размышлять о сказанном. Наблюдения Ольги Николаевны - прекрасное тому свидетельство. И бесстрашное внедрение в паутину споров о Тютчеве, уместно добавление к светлой грусти мемориального дня... "Как хорошо уметь читать!" (вспомним попутно тоже любимого В. Берестова), спасибо, Ольга Николаевна, за очень своевременное напоминание! |
кириенко юрий иванович | 6.12.22 10:56 |
Рубцов говорит о Тютчеве в известном монологе «О гениальности»:
«…Опять оставляю экскурс во французскую поэзию. Перехожу к русской. Тютчев. Он прожил долгую, такую прекрасную, плодотворную жизнь. Он за 72 года своей жизни написал всего двести стихотворений. И все шедевры. До одного. Шедевры лирические: «Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится…», «Люблю грозу…» И несколько стихов политического содержания. Стихов очень сильных». Гениальный поэт и остроумный собеседник, Тютчев удивил либеральный высший свет пониманием европейской идеологии и политики. Именно в России, после возвращения из-за границы Тютчев создал большинство своих поэтических шедевров. Своему творческому предшественнику Н.Рубцов посвящает стихотворение «Приезд Тютчева», где говорит: Он шляпу снял, чтоб поклониться Старинным русским каланчам… А после дамы всей столицы О нём шептались по ночам. И офицеры в пыльных бурках Потом судили меж равнин О том, как в залах Петербурга Блистал приезжий дворянин. Тютчев знал главное: нельзя русским людям враждовать из-за сословности и различий в политических взглядах, потому что Россия постоянно находилась и находится под угрозой зарубежной интервенции: ранее это была открытая военная, сейчас духовная – последняя, самая изощрённая – посредством хитро-мудрых программ, измышлений бульварных газет и журналов, руководимых сексуально озабоченными и прекрасно оплаченными редакторами. Тютчев был за эволюционный путь развития, против выяснения, чья идеология правее. В этом состоит также высшая мудрость простого народа, которую принимают за долготерпение. Революции и бунты рождались как стихийный протест против неспособности власти эволюционным путем решить назревшие социальные и духовные проблемы. А менталитет русского народа перемалывал не одну инородную идеологию. Даже пролетарский интернационализм был переработан в русско-советский патриотизм в середине 30-х годов 20-го века при противоречивом тоталитаризме и действиях части элиты, заражённой русофобией и космополитизмом. По направленности поэзии Рубцов органически связан с Тютчевым. Из одного неиссякаемого глубинного источника они черпали чистую воду поэзии. Они слышали музыку и слова песен в том русском (по менталитету) потоке звуков, в который они заходили подсознательно. Вот Тютчев пишет: Впросонках слышу я – и не могу Вообразить такое сочетанье, А слышу свист полозьев на снегу И ласточки весенней щебетанье. Вот и Н.Рубцов пишет: «Я слышу звуки, которых не слышит никто…». И всё-таки поэты дворянские писали о народной жизни созерцательно, средой их общения были салоны, где они искали Истину. А для крестьянских поэтов средой обитания была земля, как источник жизнеобеспечения, русская природа, река, лес, поле, луг, берёзы, лесные и домашние звери. И духовное отражение жизни – песни, пляски, хороводы, вышивание, светские и православные обряды. И, наконец, понимание божественного происхождения всего окружающего мира, которое Рубцов представляет в стихотворении «Ферапонтово»: Из статьи "Тютчев и Рубцов. Связь времён" сайт www.rubcow.ru. 2004г. |
Геннадий Сазонов | 5.12.22 20:00 |
С душевным подъёмом прочёл заметки Ольги, очень оригинальное исследование. Любой новый штрих, любая неизвестная подробность из жизни и творчества Фёдора Ивановича Тютчева драгоценны. Поэтому попытка нетрадиционно взглянуть на известные стихи и увидеть в них новое заслуживает всяческой похвалы. Как и в целом эта игра с вопросом; "Как дальше жить"?
Искренняя благодарность автору. |
Григорий Блехман | 5.12.22 18:59 |
Давно обратил внимание, что Ольга Горелая обладает уникальной повествовательной одарённостью: объявив какую-либо, на первый взгляд, несложную для разговора тему, в процессе своих размышлений насыщает её такой глубинной ёмкостью, что в итоге получаешь значительно больше, чем ожидал. И кроме этого - обильную пищу для размышлений.
Вот и здесь, ненавязчиво размышляя "о домашней дипломатии Ф.И Тютчева", Ольга Николаевна ведёт предметую беседу о тонкости душевных или духовных струн нашего выдающегося поэта, о его внутренних поисках и находках, обретениях и разочарованиях, мыслях о бренности и о вечном... И конечно же, убедительно показывает, почему Фёдор Иванович всегда современен. Причём, Ольга Горелая умеет рассказать так, что рука невольно тянется к книжной полке, где стоят томики собрания сочинений этого классика, чтобы перечитать, казалось бы, хорошо знакомые тебе, неоднократно читанные его строки. Но перечитать уже в диапазоне той ёмкости, какую получил от автора этих богатых на ассоциации размышлений. Спасибо дорогая Ольга Николаевна за щедрость твоего литературоведческого дарования. |