Анатолий Головкин 9.02.23 14:49
Спасибо Вам, Наталия Евгеньевна, за информацию. Кстати, об эмоциях. Возможно, в отношениях между Гумилевым и Блоком сыграли определенную роль и личные мотивы. Дело в том, что Гумилев дружил и много общался со своим дальним свойственником Дмитрием Владимировичем Кузьминым-Караваевым. Когда Гумилев приезжал в Слепнево, а Кузьмин-Караваев – в Борисково, что в 5 километрах от Слепнева, они почти каждый день встречались друг с другом. Д.В. Кузьмин-Караваев был женат на Елизавете Юрьевне Пиленко (впоследствии героиня французского Сопротивления Мать Мария). Отношения мужа и жены Кузьминых-Караваевых были недолгими, они были вместе всего чуть больше двух лет, с февраля 1910 до весны 1912 года. Причиной разрыва, скорее всего, стала влюбленность Елизаветы Юрьевны к А.А. Блоку и ее необдуманные поступки из-за любви к женатому человеку. Дмитрий Владимирович сам ввел свою молодую жену в круг поэтов, политиков и вообще одаренных людей. Надо понять его состояние, узнавшего об отношениях своей жены к Блоку и ее влюбленности к нему с 16 лет. Он рассказал об этом Н.С. Гумилеву.
Позднее в своих письмах из имения Джемете Елизавета Юрьевна откровенно признавалась в любви к А.А. Блоку:
«20.07.1916 год. Мой дорогой, любимый мой, после Вашего письма я не знаю, живу ли отдельной жизнью, или все, что «я» - это в Вас уходит».
«14.10.1916 год. Милый Вы мой, такой желанный мой, ведь Вы даже, можете быть, не станете читать всего этого. А я так хочу Вас, так изголодалась о Вас. Любимый, любимый Вы мой: крепче всякой случайности, и радости, и тоски крепче. И Вы – самая моя большая радость, и тоскую я о Вас, и хочу Вас, все дни хочу».
Правда, эти откровения в письмах были потом, после развода.
Наталия Мусинова 9.02.23 12:07
Спасибо, уважаемые коллеги, за комментарии в адрес моей публикации. На вопрос Анатолия Головкина хочу ответить следующее… Да, Блок, конечно, стимулировал! Конечно, влиял на Гумилёва! Эмоций, безусловно, было много с обеих сторон. Но Блок был более агрессивен в оценке творчества Гумилева, и это зло мешало объективности. Полемический план, резкость суждений Блока в статье «Без божества, без вдохновения» были отчасти вызваны не только крайне отрицательным отношением к акмеистам, но и общим психическим состоянием Блока в последние годы жизни. Гумилёв, как мы знаем, собирался ответить на эту статью своей статьёй «О Душе», но сведений о ней нет. Однако в хронике петроградского Дома ученых упоминается прочитанный там Гумилевым в это время доклад «Душа поэзии». И все же Гумилёв по-христиански Блока любил и ценил: «Я не потому его люблю, что это лучший наш поэт в нынешнее время, а потому, что человек он удивительный. Это прекраснейший образчик человека». Более того, в творчестве обоих поэтов разных школ тоже находим определённое сходство образов, тем и способов их воплощения. Так предвидение Гумилёвым собственной смерти в «Заблудившемся трамвае» сопровождается удивительным открытием для акмеиста другой реальности. Гумилёв пишет: «Понял теперь я: наша свобода – / Только оттуда бьющий свет». Замечаем здесь перекличку с блоковскими строками в стихотворении «Всё на земле умрёт – и мать, и младость»: «И к вздрагиваньям медленного хлада / Усталую ты душу приучи, / Чтоб было здесь ей ничего не надо, / Когда оттуда ринутся лучи». Это не единственный случай, где видно прямое влияние Блока на Гумилёва (см. стихотворение Блока «Ты – как отзвук забытого гимна» и стихотворение Гумилёва «О тебе»). В канцонах, по утверждению Вяч.Иванова, Гумилёв «ближе всего к традиции Блока, он, по сути, приближается к воспеванию не просто женщины, а дантовской Беатриче или Вечной Женственности». И о мистике… 1921 год трагедийно навсегда сблизил двух поэтов: Александра Блока и Николая Гумилёва. Вечная им Память!
Григорий Блехман 8.02.23 20:28
Николай Гумилёв, как и любая выдающаяся личноть в области Искусства, в частности, Литературы, неисчерпаем. Поэтому нам остаётся лишь внимательно вчитываться в его поэтические, прозаические, литературоведческие... произведения и открывать для себя то, на чём ещё не было акцентировано внимание нашими предшественниками.
В данном случае исследование Наталии Мусиновой посвящено эстетитеской концепции Гумилёва, какую он для себя избрал при работе в области литературоведения. И Наталия Евгеньевна в представленной здесь очень убедительной работе сразу обращает внимание читателя на это кредо: "главное отличие рецензий Гумилёва от критических разборов других авторов заключается в том, что Гумилёв... пытается понять чувства, которые двигали поэтом (...), потому что у Гумилёва-критика "был один Бог - поэзия", он умел отличать "зёрна от плевел".
Отсюда и тот ощутимый вклад в области литературоведеня, который Николай Гумилёв оставил потомкам.
Спасибо, Наталия Евгеньевна, за такой глубокий анализ этого аспекта дарования одного из самых ярких поэтов Серебряного века.
Александр Ивановв 7.02.23 23:00
Великолепная глубокая статья.
Спасибо!
Первый издатель реабилитированного Гумилева Владимир Карпов в своем предисловии сообщил, что поэт мог не признать себя виновным, и избежать расстрела. Но среди арестованных вместе с ним оказались знакомые ему офицеры. И поэту было неловко не разделить с ними судьбу. Такими были у него понятия о чести. А что касается роли Блока в его судьбе, то его характеристика Гумилева как акмеиста в ту пору большевиками воспринималась как указывающая на " анибуржуазность". Это уже при Сталине власть стала возвращать классику и Пушкина признавать вершиной отечественной литературы.
А можно ли представить Гумилева с его понятиями о чести публикуемым при Соросе и Григорьеве наравне с либеральной мафией?

Анатолий Головкин 7.02.23 16:41
Может быть, автор статьи сообщит в своем комментарии, не смогли ли сыграть в трагической судьбе Н.С. Гумилева его взаимоотношения с А.А. Блоком. В своем дневнике за 21 октября 1920 года поэт Александр Блок писал: «Был на вечере в клубе поэтов на Литейной. Там верховодил Гумилев довольно интересно и искусно. Все под Гумилевым». В статье «Без божества, без вдохновенья» в апреле 1921 года А.Блок очень резко отозвался о творчестве Н.С.Гумилева: «В стихах Гумилева было что-то холодное и иностранное, что мешало его слушать… Н.Гумилев и другие «акмеисты» в своей поэзии замалчивают самое главное, единственно ценное: душу».
Судьба отвела Николаю Степановичу Гумилеву всего 35 лет жизни. 3 августа 1921 года он был арестован по подозрению в заговоре, а 24 августа расстрелян, полностью реабилитирован в 1987 году.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА