Страница: 1 2  Все

Мария Анатольевна 5.05.23 08:40
Вечный конфликт отцов и детей, а так много слов. Не только молодые должны быть полезны разным писательским организациям, но и организации должны быть полезны молодым. "Прекрасен наш союз"! и только так. Право самовыдвижения на семинары надо оставить, убрать его - значит ограничить возможность участия для многих талантливых молодых.
Наталья Мелёхина 4.05.23 12:06
Немного поправлю Павла Широглазова. Он пишет: "Подобная ситуация у нас в регионе наблюдается уже два десятилетия". Не два, а три десятилетия. Такой эксперимент получился своеобразный: три десятка лет без молодёжи в Вологодской области. Эта ситуация не при нас началась (и я не могу прокомментировать, почему она началась, т.к. в те годы мы ещё детьми были), стала страницей истории вологодской литературы от 90-х и до сего дня, описана критиками и филологами, прогремела в куче скандалов, от которых все настолько устали в определенный момент, что даже перестали на них реагировать. И тут скандалить не надо, ради бога, это ни к чему не приведет. Очевидно, не при нас эта ситуация и завершится.

При таком положении дел, ты в молодости приходя в литературу, воспринимаешь "незамечание" молодёжи или конфликты с ней как шумовой фон, как данность (не с тебя это началось, не на тебе закончится). Просто не обращаешь на это всё внимания. Пишешь книги, издаешься, участвуешь в конкурсах и пр. Когда не то, что лично тебя или Широглазова или Касецкую или еще кого-то имярек, а 30 лет молодых авторов не поддерживали и не поддерживают, тебе становится всё равно. Ты даже не пытаешься искать этой поддержки, не предпринимаешь к этому никаких действий, т.к. заранее уверен, что они будут бесплодными, как и у других молодых авторов до тебя.

Если систему рекомендаций примут, то из Вологды и других регионов таких, как наш, где ситуация схожа, точно молодёжи не ждите. Большинство ребят в возрасте от 18 до 35 лет в ВО СПР за рекомендациями даже не попытаются обратиться, чтоб вы понимали. Вот так - ДАЖЕ НЕ ПОПЫТАЮТСЯ. Молодёжь вологодская не будет не то, что спорить или скандалить или что-то доказывать, а не станет даже как-то реагировать. Она попросту в очередной раз за 30 лет хмыкнет и будет жить, как жила, и далее без СМЛ и СПР. При системе рекомендаций наши молодые авторы уже точно, окончательно и бесповоротно "пролетят" мимо всех мероприятий по линии СПР, и будут считать СПР изначально закрытой для себя страницей.

P.S. Важно заметить, что я пишу о ситуации не применительно к себе лично, поскольку из возраста молодых авторов вышла, ни в каких рекомендациях на мероприятиях для молодых писателей не нуждаюсь. Но я знаю многих поэтов и прозаиков Вологодской области в возрасте от 14 до 35 лет, общаюсь с ними регулярно, и знаю их отношение к ситуации из бесед с ними. И при этом я знаю авторов старше меня, которые ещё 30 лет пытались с этой ситуацией бороться, но плюнули в виду полной бесперспективности этой борьбы, и либо вступили в другие союзы, либо в другие региональные отделения СПР, либо просто переехали в другие регионы, либо просто остались вне союзов. Это наша история и это наше настоящее. Система рекомендаций в нашем случае ситуацию сделает для молодых авторов окончательно безвыходной.
Олег Тарасов 4.05.23 11:51
Попадаются такие типажи среди пожилых писателей, что молодых отгоняют от организации с какой-то удивительной остервенелостью. За последние 20 лет слышал о подобных историях из самых разных краёв нашей страны. Конечно же, определённая часть претендентов не дотягивает до разумной литературной планки. В случае с людьми одарёнными, единственное, что на мой взгляд, может ситуацию сопротивления оправдывать - это когда ломится натуральный троянский конь - т.е. писатель, который при всём своём таланте готов в любой момент за пряник продать само предназначение русской литературы - принцип, идеалы, классиков и т.д.
Павел Широглазов 4.05.23 00:24
Продолжая мысль, начатую Сергеем Хомутовым, с которым я солидарен, хочу добавить некоторой конкретики. Если оставить рекомендательное право исключительно за региональными организациями, то на современной Вологодской литературе в частности можно поставить большой и жирный крест. Дело тут не в отсутствии у нас в области талантливых молодых писателей и поэтов (Вологодчина была и остается одним из самобытных центров русской литературы), а в том, что Вологодское отделение не подпускает эту самую молодежь к себе на пушечный выстрел. Не буду распространяться здесь о своих догадках относительно выбора столь странной стратегии, но скажу, что подобная ситуация у нас в регионе наблюдается уже два десятилетия. Такая непримиримость к молодости и таланту у литературных«начальников» отразилась на нескольких поколениях вологодских писателей и поэтов. Кто-то в итоге (и их большинство) примыкает к СРП, а кто-то начинает свой путь в литературу до поры внесоюзно и уж точно вне зоны влияния и поддержки регионального отделения. Для кого-то это будет неожиданным, но на сегодняшний момент для Вологодского отделения существуют два опальных писателя - прозаик Наталья Мелёхина и поэт Павел Широглазов. По какой причине? Именно потому, что мы как раз пытаемся что-то делать для будущего Вологодской литературы: проводим областные и всероссийские семинары для молодых авторов, занимаемся литературным краеведением, реализуем авторские проекты и т.д. Наш путь в литературу происходил самостоятельно и без помощи Вологодского отделения , а от региональных лит. начальников вместо помощи мы видели только палки в колесах. Несмотря на все сказанное выше, мы постоянно пытаемся войти в контакт с организацией и призываем к сотрудничеству, но ответ в лучшем случае получаем игнор, а то и вовсе карикатурные звонки в редакции известных литературных журналов с просьбой «не печатать этих двоих». Понятное дело, что редакторы не ведутся на эти бредни, но факт остается фактом. Смешно и грустно одновременно…
Сергей Хомутов 3.05.23 21:51
Прежде, чем отдавать молодых во власть руководителей организаций, надо было провести анализ работы с молодыми в организациях. Думаю, он будет неутешителен. В большинстве организаций всё пущено на самотек. Наставников квалифицированных практически нет, а если есть, они не хотят работать с молодежью, тратить свое время и силы на это, причем на общественных началах. Знаю это не понаслышке, даже по Ярославской области, которая является одной из лучших в стране. Самодурство руководителей организаций тоже известно. Если молодой не угодил руководителю, путь в литературу через организацию ему будет закрыт. Это было всегда и сейчас ничего не изменилось. В Советское время мне пришлось пробиваться в литературу через Москву, поступать в 31 год в Литинститут. Хорошо, что удалось, рад что институт стал хорошей школой, здесь я нашел друзей, учителя в лице известного поэта Владимира Ивановича Фирсова. Всё сложилось, наверно, по Божьей воле, чудом. Иначе бы не работал я сейчас с молодыми, или оставаясь в каком-нибудь ЛИТО, или по причине того, что не испытал бы сам всего административного произвола в 1980-х годах. В постановлении Секретариата нет ни слова о Комиссии по работе с творческой молодежью СПР, а она ведь тоже отбирала в Химки талантливых авторов, и не только по рекомендациям организаций. Их-то как раз было немного, да и не самые лучшие. Андрей Тимофеев прекрасно знает, как всё происходило. Не хочу распространяться дальше. Это не принесет конструктива. Просто предлагаю проанализировать работу с молодыми в организациях и затем вынести вопрос на обсуждение повторно. А в этот раз не делить участников совещания в Химках на своих и чужих, рекомендовать в СПР по совокупности творческих и нравственных критериев. Может быть, плюсом считать работу молодого автора в организации, где ему это позволено. Иначе может случиться так, что на следующие Химки вообще никто не приедет. Нельзя топорно и скороспело за месяц до совещания решать, может, самый важный вопрос - будущего нашего Союза.
Андрей Попов 2.05.23 23:27
Так на всякий случай. В Союзе писателей Республики Коми литературные объединения работают. И молодые авторы в СП России рекомендуются и принимаются. Правда, и через Всероссийское совещание молодых авторов. Это просто несколько ускоряет процедуру.
Пенсионер 1.05.23 11:38
Кердан пугает всех судами, но в Екатеринбурге, вероятно, не боятся судов. https://telegra.ph/Lya-lya-lya-pisatelya-Patrioticheskaya-hlestakovshchina-04-27
Юрий Крупенич (Георгий Набатов) 30.04.23 22:20
Тут упомянут г. Видное. Да, г. Видное — один из самых активных в творческом плане литературных городов России, Не зря ему присвоено почетное звание "Литературный город России". И власть там адекватная по отношению к писателям. Лет 15 назад довелось как лауреату литконкурса "Литературная Вена" поехать на этот литературный форум в столице Австрии. Добирался туда и обратно из Калининграда за свой счет. Со мной в гостиничном номере оказался лауреат из г. Видное Александр Аннин. Как выяснилось, командировочные расходы для отправки писателя в Вену взяли на себя власти г. Видное. Вот это достойный пример отношения местных правителей к писателям.
Евгений Калачев 30.04.23 12:15
Дорогие, друзья! Как увлекательный роман прочитал Ваши комментарии на, казалось бы, рутинное событие - еженедельный секретариат. И порадовался тому, какие интересные талантливые люди окружают меня в нашем "прекрасном Союзе"! Спасибо Вам за то, что Вы есть! И мне очень нравится принцип "демократического централизма", которым дышит наш Союз. С Праздниками Вас! Счастья и процветания!
С уважением, Евгений Калачев.
Николай ИВАНОВ 29.04.23 17:30
Уважаемые коллеги.
Во всяком деле, если только оно не декларируется, время от времени возникают определенные проблемы или трудности. Это естественный процесс и он никого не вводит в ступор. В СП России такие ситуации коллективно проговариваются и принимается коллегиальное решение на расшивку "узких" мест. Если кому-то кажется, что секретари не знают жизни "на земле", что они рубят с плеча или навязывают свою волю - это личное мнение тех, кто не владеет всей полнотой информации и судит о проблемах только со своего крыльца. Заседания Секретариата тем и отличаются от личного мнения кого бы то ни было, что осматривается весь горизонт, на 360 градусов по кругу, идет проработка и ведется анализ всех аспектов проблемы, Но уж после принятия решения - нравится это кому-то или нет, выполняется именно оно.
Всех с наступающим Первомаем!
Андрей Тимофеев 29.04.23 14:18
Я помню, как Василий Владимирович докладывал на 15 Съезде о создании 30 региональных молодёжных ячеек, когда существовало всего два региональных отделения СМЛ. И знаю, что от доклада до реального функционирования таких ячеек должны пройти годы напряжённой работы.
Но кто-то любит "создавать" и докладывать, а кто-то работать. К счастью, в Союзе достаточно здоровая среда, чтобы решения принимали вторые, а не первые. Кто работает, тот принимает ключевые управленческие решения - очень простая логика.

К сожалению, не реализация первоидеи нужна Василию Владимировичу, а собственное центральное место и удовлетворение огромного тщеславия. Никто не мешает ему воплощать свои идеи в Союзе, создавать и укреплять какой-то другой фестиваль. Показать, как должно работать. И я бы с удовольствием приглашал Дворцова в Химки как профессионала, но это всегда оборачивается желчью, подковёрными играми и конвульсиями той самой "аппаратной борьбы", о которой я говорил в другой ветке комментариев. Выстроить профессиональные отношения с человеком с гипер-уязвлённым самолюбием оказалось невозможным.
На вечер памяти Казинцева говорили о том, что Химки вышли из многолетнего семинара "Нашего современника" (мастера: Куняев/Казинцев) в Липках, и это настолько не даёт покоя Дворцову. А что, традиции "Нашего современника" не имеют права быть положенными в основу подготовки молодых писателей в Союзе? А о чём ещё надо было говорить на вечере памяти человека, отдавшего годы работе с молодыми и воспитавшего несколько десятков писателей поколения 30-летних? Надо обязательно, чтобы все говорили о семинаре в Ваче (где было три смены по 20-30 человек). А почему не о совещаниях в Каменск-Уральском в 2000-ых годах? Почему не о всесоюзных совещаниях? Потому что Вачу организовывал Дворцов, вот и всё.

Я благодарен Василию Владимировичу за инициативу создания СМЛ и поддержку, которую он мне оказывал в первый год. Мне жаль, что он так и не понял, что проблема была в его неумении и нежелании по-настоящему работать, и сводит всё к обиде или нарушению "первоидеи". И я рад был бы дать Дворцову подходящую роль. И благодарить при любом удобном случае. И привлекать к работе. Но ему всего этого мало. Надо чтобы все кланялись и целовали руки большому старцу, на меньшее он не согласен.

И я не стал бы даже писать этот комментарий, щадя его уязвлённое самолюбие. Но этот "нарратив" о "либеральных Химках" требует, к сожалению, самого жёсткого ответа. Где вы нашли либеральность? В том, что там нет Дворцова, олицетворяющего патриотизм и ценности русской литературы? Перестаньте сводит счёты и высказывать обиды в ущерб развитию общего дела.
Дворцов 29.04.23 10:18
Григорию Шувалову. Григорий, ещё бы Дворцова, который создал! СМЛ, не было бы на первых Химках. Но, пройдя опущение от "куратора" и "наставника" через "мастера" до "эксперта", без возможности даже протестовать против извращения первоидеи творческого союза поколений в их конфликт (искусственно насаждаемый "исполкомом" по регионам), а всероссийского семинара в фестиваль, уточню - в либеральный фестиваль, который заявляет (вечер памяти Казинцева) своё происхождение не из Вачи, а от Липок.... Фамилию Дворцова лучше бы не поминать. Не хорошо это.
Никольская Татьяна Кирилловна 29.04.23 08:48
Поточный метод подготовки писателей - это идея не М.Горького , а Л.Авербаха и РАПП. "Одемьянивание" литературы, "Союзник или враг", травля или игнорирование писателей, которые не списывались в эту схему... Те, кто пришли на смену РАППу наоборот были более умеренными и разумными, потому их модель вполне успешно действовала последующие десятилетия.
Григорий Шувалов 28.04.23 18:18
Иван, я просто перечислю имена тех, кто был мастерами в Химках: преподаватели Литинститута - Геннадий Красников, Александр Торопцев и Галина Ивановна Седых, Геннадий Иванов, Сергей Куняев, Николай Дорошенко, Виктор Кирюшин, Юрий Козлов, Василий Дворцов, Александр Сегень, Нина Ягодинцева, Валерий Хатюшин, Вячеслав Лютый и уже ушедшие от нас Александр Казинцев и Петр Палиевский. Это не все имена, прошу прощения, если кого-то не упомянул.

Цель совещаний - поиск талантов. Если обычное Лито в Оренбурге, может дать больше, чем вышеназванные мастера, то можно только порадоваться за Оренбург.

Есть и другая ситуация, когда талантливых писателей, которые хотели бы вступить в наш Союз, годами не принимают в их отделения, и им в итоге приходится вступать в отделения СПР в соседних областях или вставать на учет в Москве.
Иван Ерпылёв 28.04.23 16:51
Григорий, а разве звание секретаря Союза писателей - это гарантия того, что человек может разбирать чужие тексты?

Это особое умение, талант, который присущ не каждому. Те, кого мы направляли, не обижались на критику, а говорили, что разбор был поверхностным и на уровне «нравится-не нравится». Мы к такому не привыкли. И опять же, это впечатление от отдельных секций в отдельные годы.

Опять же, в этом году я порекомендовал двух людей в Химки, одного на оргпрограмму. Но не нужно приглашать людей, которые уже были и которые никак себя потом в СПР не проявили. Я думаю, дело не только в Ирине Сотрихиной, таких много. Пришли, посмотрели, поучились, познакомились - и не захотели дальше работать с СПР. Зачем звать их во второй раз? Чьё место они займут?
Григорий Шувалов 28.04.23 16:44
> Ивану Ерпылеву

Вообще-то, "некомпетентые наставники", как вы выразились, - это в основном секретари Союза писателей России, список мастеров согласовывается с руководством Союза. Бывают, конечно, случаи, когда некоторые молодые писатели обижаются на критику, но это скорее исключение. Про них как раз и говорилось на секретариате: "Всероссийское же совещание должно быть для начинающих писателей заветной мечтой, его никто не вправе рассматривать как обязанность мастеров плясать перед самоназначенными гениями".
Татьяне Ворониной 28.04.23 16:33
Вы путаете: Химки - это не Литинститут, это совещание, здесь нет задачи выпускать писателей, это помощь молодым авторам. Да и из Литинститута вышло огромное количество крупных писателей, составивших гордость русской литературы и литератур других народов России.
Татьяна Воронина (Никитенко) 28.04.23 15:15
О горьковской «революции» в литературе.
О разрушительной силе поточной подготовки писателей.

Поэт должен быть властителем дум, глашатаем истины, добрым и могучим другом своих соотечественников. Поэт тогда поэт, когда его книги ищут, стихи заучивают наизусть. Поэзия питает музыку, живопись, философию и педагогику, она должна властвовать в умах и душах. Но если этого нет, то нет и поэта, а есть стихотворец, умеющий более или менее складно составлять слова, подыскивать рифмы, метафоры. Иногда такой любитель найдет хлесткое сравнение, и даже образ, но ведь из стихов должна вырасти поэзия, должен подняться над своим поколением поэт и открыть современникам новые горизонты художественного осмысления своего времени, явить новый уровень величия, благородства, красоты человека.

Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» создает образ неудавшегося поэта Ивана Бездомного.

«Да, стихи… Ему тридцать два года! В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по несколько стихотворений в год. — До старости? — Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? Какой вздор! Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи».

Мудрый писатель, тонкий психолог, ставит своего героя в экстремальные обстоятельства, где ум человека и свойства характера проявляются отчетливо и резко. Бездомный ведет себя как сумасшедший, и по всем законам логики попадает в психиатрическую больницу. А между тем, он пользуется славой известного поэта, он на виду у всех столичных литераторов.

Бездомный — тип сатирический, и даже анекдотический: с одной стороны — поэт, да еще известный, с другой… не поймут люди, в своем ли он уме?

До уровня сарказма доводит писатель вполне реалистическую мысль о несоответствии многих ловких людей, добившихся в наше время и чинов, и славы, их действительным достоинствам. Этот «театр абсурда» был, конечно, и раньше, и в самые отдаленные времена, но в наши годы он принял форму всевластия и всемогущества. Бездну иронии может услышать наш современник в словах песни: «Кто был ничем, тот станет всем».

Идея величия, всеправия, вседозволенности стала в советскую эпоху доминирующей и увлекла массы народа. Буквально толпы людей устремились и в литературу — самую престижную профессию. И каждый вознамерился воздвигнуть себе «памятник нерукотворный». Максим Горький, изрядно запутавший всю жизнь русских литераторов, нагромоздивший в литературе уйму больших и малых контор, легионы начальников, выдвинул идею поточной подготовки писателей — предложил учредить Литературный институт, названный впоследствии его именем. Умные люди говорили: писатель — это талант, писателем надо родиться. Но Горький считал, что писателей и поэтов можно и выучить, как учат плотников, сапожников, поваров. И начали учить…

Я и сам кончил этот, едва ли не самый престижный, институт, и могу сказать: знания он, конечно, дает серьезные, но таланта не прибавляет. О тех же, кто попадал в институт в обход конкурса и при помощи «волосатой руки», — а таких со временем становилось все больше, — после окончания института можно было сказать словами известной песни: «Каким ты был, таким ты и остался». Студентов на первом курсе уже называли молодыми писателями, они потом всю жизнь гордились этим званием, но… книг не писали.

Много интеллектуальных сил отняла у нашего народа горьковская «революция» в литературе, собравшая русских, да и не только русских писателей под знамя социалистического реализма. Казарменные порядки внедряла его же идея жесткой организации литературного процесса и оброненная им невзначай мысль о поточной «выпечке» поэтов и писателей в единственном в мире Литературном институте.

Когда я работал в издательстве, ко мне приходили бывшие однокашники. Одежонка ветхая, вид затравленный, в глазах тревога и смятение.
— Иван, помнишь, как мы учились, жили в Переделкино?
— Как не помнить! Студенческие годы — их не забыть.
— Да, вот… не печатают. Весь пообносился, залез в долги, — дал бы мне аванс.
— Да под что же? Клади на стол рукопись. Если стоящая, держать не станем.
— Ах, рукопись! Есть у меня задумка, и кое-что начато, да вот… не могу закончить. Суета заедает.

Посидит, посидит такой бедолага, выплачет душу и… пойдет дальше задумывать, начинать и не заканчивать. Знал бы отец социалистического реализма, сколько подобных мытарей наплодил он и пустил по белу свету. Я как-то подсчитывал: из трехсот человек, учившихся в моем потоке, лишь с десяток мог бы назвать серьезных литераторов. И все они стали бы таковыми и без института. Правда, в нашем же потоке учились такие «суперпоэты», как Евтушенко, Ахмадулина, Гладилин, Кузнецов… Но это популисты, мастера скандалов и саморекламы, — они литературу не делают.

Иван Бездомный — первая ласточка из несостоявшихся «корифеев». Впрочем, уже тогда, на заре советской власти, они стали плодиться сотнями, тысячами. Кто-то из героев Булгакова заметил: «…нас в Моссолите три тысячи… сто одиннадцать человек».
И это только в Москве!

Иван Дроздов
Татьяна Воронина (Никитенко) 28.04.23 15:13
Изначально идея "Химок" провальная. Как можно штучный товар ставить на поток?
Иван Ерпылёв 28.04.23 12:56
Григорию Шувалову.

Оренбургское отделение СРП не состоит из бывших членов СПР, Вы что-то путаете.

Через «Химки» прошли некоторые наши молодые авторы, но все они отмечали низкий уровень разбора произведений и некомпетентность наставников. И мы поняли, что наше обычное лито по уровню требовательности и по грамотности разборов работает намного профессиональнее «Химок», по крайней мере, тех секций, где участвовали наши авторы.

На оргпрограмму в этом году нами рекомендована Мария Чалкина, но списков участников пока нет.

Если Ирина Сотрихина подаётся в Химки, это не значит, что она - в обойме Оренбургского отделения СПР.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА