Андрей Калмыков 7.08.23 21:39
Удивительный, глубокий и цельный образ лирического героя получился у автора. О нашем брате, поэте! Спасибо большое, Наталия Юрьевна! Наш поэт (из эссе), скорее всего, относится к той породе чудаков, которые «украшают мир», по расхожему выражению о чудаках. Таким безразличны общественные мнения и признания. Я написал о подобном чудаке стихотворение, и мне нравится такой образ – не от мира сего, но в нем есть то самое настоящее, искреннее, правдивое.

Чудак

Где-то ходит по земле такой чудак,
Что его не понять.
Всё он делает всегда совсем не так,
И его не унять.

А потом играет на трубе.
И его труба звучит везде.

Он не хочет говорить и жить, как все,
Хочет он одного:
Утром встать и пробежаться по росе,
Вот и всё – ничего.

А потом играет на трубе.
И его труба звучит везде.

Слышать хочет по утрам он щебет птиц
Под окном, под окном,
Видеть отблески вдали ночных зарниц –
Всё идёт чередом.

А потом играет на трубе.
И его труба звучит везде.

На его столе стоит букет цветов
Луговых, полевых.
Он весь день заботиться о них готов,
И играть лишь для них.

И весь день играет на трубе.
И его труба звучит везде.

Так живёт он бестолково целый век.
Для чего он живёт?
Просто, значит, добрый это человек
По планете идёт.

И всю жизнь играет на трубе.
И его труба звучит везде.


Значит ли это, что все поэты таковы? Конечно, нет. И этому примеры – вся наша российская поэзия, начиная с первых поэтов-силлабиков, не говоря уже о том, что служение музам часто вызывает желание быть полезным обществу в целом, ведь искусство облагораживает мир, стремится сделать его гармоничней и добрее. Но не забудем и пушкинское «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит». Это когда поэт устает. Интересно, что здесь Александр Сергеевич дословно повторяет фразу из «Элегии» безвременно ушедшего в юном возрасте подававшего большие надежды Андрея Тургенева, чьи стихи знали первые лицеисты, и заучивали наизусть, и сами совершали свои первые поэтические опыты, – «на свете счастья нет». Я думаю, что искусство и Поэзия приближают то время, когда люди будут счастливы. А с учетом того, что время сейчас ускорилось, эти времена уже где-то на подходе. Еще раз, уважаемая Наталия Юрьевна, спасибо Вам за Вашего (нашего) поэта! И не уставать нам всем, – тоже хочется пожелать.
Анатолий 6.08.23 23:22

Наталия Тяпугина
Вы заинтриговали меня не только своим эссе, но и талантливым стихотворением - кто же его автор? Сначала подумал, что это Ваше сочинение. На Стихи. ру удалось отыскать автора, очень для меня интересного поэта. Оказалось, что вы - саратовцы. Насторожило, что Сергей Кабаков на своей странице появлялся в 2019 году. Извините, что непрошенно влез в Ваши планы открыть имя автора. Искренне благодарен, что благодаря Вам познакомился с творчеством незаурядного поэта.
С уважением, Анатолий Павловский
Наталия Тяпугина 6.08.23 21:30
Да, Анатолий, это стихотворение замечательного поэта Сергея Кабакова, которое я взяла в эссе, разумеется, с его разрешения. В самое ближайшее время собиралась опубликовать на сайте "РП" свою статью о нем.
Там и хотела раскрыть авторство Сергея Николаевича, но вы меня опередили, несколько спутав мои планы. Но в любом случае, я рада, что вам знакомо творчество этого талантливого поэта.
Анатолий 6.08.23 21:09
Сергей Кабаков 2

Гнедые реки рвут поводья,
летя по золоту песков,
но тихи вёсла рыбаков
и нет удачи на сегодня.
Кругом скупая синь воды
течёт, на всплеске застывая,
бурлит, уключины ломая,
бродя кругами у кормы.
Ольга Шевченко (Украина) 2.08.23 09:50
"... Поэт, если честно, не блистал ни умом, ни характером. ..."
Только, исходя из этой фразы автора эссе, можно сделать вывод о слабом духе главного героя. Нет в человеке характера - нет и жизненного стержня, чтобы уметь сопротивляться обстоятельствам. Ну, а уж если нет и ума ...
Петр Бойченко 2.08.23 02:23
Это просто великолепная проза со всеми вытекающими из этого факта обстоятельствами.
Проясняя на свой лад невнятно изложенную мысль Игоря Жарихина (не обижаетесь, Игорь, не будь вашего комментария, я бы всего лишь отметил, что это настоящая проза), могу добавить, что настоящий Поэт и настоящая Поэзия, это синтез личностного самоощущения и высокого религиозного чувства. В лучшем случае - чувства бессознательного, не савонароловского, не замешанного на чувстве собственного превосходства над простыми гражданами.
Восхитило меня и более незамысловатое впечатление Ольги Шевченко: "Это печальная история о творчески одарённых людях с чистым сердцем, искренних и слабых духом, написанная блистательно".
Вот только не согласен я, что герой Наталии Юрьевны "слабый духом". Он подобен тому гоголевскому герою, за которого в конце рассказа "Шинель" более сильный духом Гоголь мстит его обидчикам только лишь в своих собственных фантазиях. Герой Наталии Юрьевны прост, как Адам до его грехопадения.
После прочтения этого таинственного рассказа (это все-таки рассказ, а не эссе) я мечтаю о том, чтобы Наталия Юрьевна спросила у классика Гоголя о сути его такой же таинственной "Шинели". Из которой вышла высокая русская литература.
Наталия Тяпугина 31.07.23 20:55
Всегда интересно читать Ваши содержательные комментарии, дорогой Григорий Исаакович. Ваши мысли - всегда в развитие и обогащение темы. Благодарю Вас за стойкий интерес к моим работам. С уважением и симпатией, автор.
Григорий Блехман 31.07.23 19:54
Прежде всего должен отметить, что это эссе Наталии Юрьевны само по себе является поэмой в прозе, где речь, в конечном счёте, идёт о природе того чуда, которое по определению Марины Цветаевой является "высшей степенью словотворчества".
Когда читал, много чего вспомнил. В частности одно из стихотворений Давида Самойлова, который много размышлял на эту тему:

"Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы,
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.

И понял я - на свете нет
Затёртых слов или явлений,
Их существо до самых недр
Взрывает потрясённый гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он "ветер", а не "ветр".

Люблю обычные слова.
Как неожиданные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.

Их протираем, как стекло.
И в этом - наше ремесло."

Поэтому, когда герой этого эссе после мучительно манящих, неотпускающих внутренних поисков единственного нужного для своей строки слова говорит: "Вот оно! Случилось. Спасибо, Господи!", на мой взгляд, он говорит об этом, благодаря Господа, что снизошло.

Конечно, у каждого поэта работа над отделыванием стихотворения до той фазы, "чтобы луна засияла", происходит по-своему: Маяковский "вышагивал" свои стихи перед тем, как записать окончательный вариант, Пастернак писал в тонкую тетрадку, а потом наклеивал строчки разных вариантов, порой, до такой степени, что объём тетрадки увеличивался в несколько раз... Тут можно много примеров приводить.
Но единственное, что всех Поэтов объединяет, это высочайшая требовательность к своему слову.

Спасибо, дорогая Наталия Юрьевна, за такой неожиданный для меня, но абсолютно для Вас логичный, ракурс Ваших размышлений о сути Его Величества Творчества.
Блестящее эссе.
Наталия Тяпугина 31.07.23 06:25
Не каждому литературному критику под силу тот анализ, который сделал Игорь Жарихин. Глубокий, мудрый, проницательный. Благодарностью преисполнено сердце моё.
Ольга Быстрова в своем лаконичном комментарии тоже (как всегда!) была на высоте.
Спасибо, друзья мои, всем, кто захотел откликнуться и поддержать меня в новом для меня художественном опыте. С волнением ждала вашей реакции. Низкий вам поклон!
Ольга Шевченко (Украина) 31.07.23 05:42
Это печальная история о творчески одарённых людях с чистым сердцем, искренних и слабых духом, написанная блистательно.
Игорь Жарихин 30.07.23 18:00
Скажу честно, по ходу чтения у меня появлялось ощущение, что образ поэта получается слишком вольным или, по крайней мере, слишком частным. Это когда можно придумать человека, подобного воздушному шарику или булыжнику. И это может показаться правдивым, поскольку все люди разные. И поэты тоже разные.
И еще, поскольку Наталию Юрьевну я знаю по сайту как блистательного, с глубоким зрением, литературоведа, то у меня при чтении появилось ощущение, что хочет она в этом тексте показать, как и из чего рождаются у поэта стихи.
Но дочитав текст до вот этих, запечатлевающих последние мгновения жизни поэта, строк: "Его душа вдруг успокоилась и распрямилась, как тогда в детстве, в одной лодке с отцом. Только плыл он сейчас не по теплым водам дачной речушки, а по мерцающему подводными сокровищами океану, уносящему его все дальше и дальше от опасного берега", - я понял, что мотивацией творчества у поэта была запомнившаяся ему рыбалка с отцом, во время которой его "посетило это острое ощущение разумно устроенного мира и какой-то родственной близости с ним".
Поэт пытается передать это ощущение в стихах:
"Гнедые реки рвут поводья,
летя по золоту песков,
но тихи весла рыбаков
и нет удачи на сегодня.
Кругом скупая синь воды
течет, на всплеске застывая,
бурлит, уключины ломая,
бродя кругами у кормы".
Конечно же, горький опыт личной жизни поэта "райским" назвать невозможно. Потому и в стихотворении ключевой является вот эта строка" "и нет удачи на сегодня..." Но звучит эта строка умиротворенно, не нарушая замысел вечного речного течения. Она подчинена течению реки как чему-то большему, чем сам поэт.
И никакого значения не имеет то, что поэт находится на социальном дне. Будь он более удачливым в жизни, счастье его не смогло бы достигнуть той полноты, которую он ощутил во время рыбалки рядом с "мощными ивами по обоим берегам речушки по-матерински заботливо раскинувшими свои ветки" и рядом "с молодым и сильным отцом".
Такова матрица нашего человеческого счастья. Поэт мог бы ощутить такое же "острое ощущение разумно устроенного мира и какой-то родственной близости с ним", вдруг обнаружив себя во власти самого Творца и Отца всего сущего.
Короче говоря, это рассказ о поэзии как пути из мира тварного в мир духовный, отличающий человека от всех прочих живых существ.
Ольга Быстрова 30.07.23 11:22
У меня нет знакомых поэтов. Но в моем представлении в эссе создан очень точный образ мироздания, внутри которого мерцает живая человеческая душа, пытающаяся озвучить в слове свою слитность с ним.
А проще говоря, это чудесная проза.
Владимир Шостак 30.07.23 10:57
Уж не знаю, к счастью или к сожалению, но такой типаж с небольшими вариациями больше распространён в литературе, чем в жизни. Вот моя шуточная вариация:

Высоко над облаками,
От людских скрываясь глаз,
Мысли кротко ждут веками
На себя любой заказ.

Есть побольше, есть поменьше,
Есть и проза, есть и стих.
Ждут мужчин, детей и женщин,
Пожелавших думать их.

Прозы много. Прозой мыслит
Большинство разумных чад:
Члены важных спецкомиссий
И болтливый шумный чат.

Все прозаики – румяны,
Проза нежит их уют.
И писатели романы
Тоже в прозе создают.

Крут и крепок лоб их медный,
Словно рыжий котелок.
Но поэт, худой и бледный,
Тоже в небе ищет слог.

Конь под ним трещит крылами,
Взор горит святым огнём.
«Взвейтесь, соколы, орлами!» -
Это сказано о нём.

Мысли рвёт поэт руками
На лугу чудесных фраз,
Высоко над облаками
От людских скрываясь глаз. :)


Наталия Тяпугина 29.07.23 20:05
И Вам поклон и благодарность, уважаемый Юрий Петрович! Реакция поэтов на это эссе для меня бесценна.
Наталия Тяпугина 29.07.23 20:00
Да, дорогая Елена Львовна, Вы все правильно поняли: я лепила особый человеческий типаж, пытаясь ухватить в нем главное.
Ох, не знаем, не ценим мы своих художников. Вот и Игоря Царева, которого Вы цитируете, я, к сожалению, не знаю, а судя по качеству стиха, должна бы знать! Спасибо, что, будучи поэтом, откликнулись и так оригинально прокомментировали мою зарисовку. Ценю Ваше мнение.
Юрий Перминов 29.07.23 18:04
Немею от восторга... Вот так глянешь в небеса и - ахнешь, а будто всё, как всегда... Низко кланяюсь...
Елена Балашова 29.07.23 17:54
Наталья Юрьевна, прочитала Ваше эссе и вспомнилось мне стихотворение Игоря Царёва ( Могилы) "Иероним".
Съели сумерки резьбу, украшавшую избу,
Звёзды выступили в небе, как испарина на лбу.
Здесь живёт Иероним- и наивен, и раним.
Деревенский сочинитель,-Боже, смилуйся над ним.
Бьёся строф ночная рать,сколько силы не потрать,
Всё равно родня отправит на растоп его тетрадь.
Вся награда для творца - синяки на пол-лица,
Но словцо к словцу приладит- и на сердце звон-ни-ца.
На печи поёт сверчок, у свечи оплыл бочок.
Все детали подмечает деревенский дурачок.
Он своих чернильных пчёл прочим пчёлам предпочёл.
Пишет - будто горьким мёдом.Кто б ещё его прочёл.
Сколько поэтов, сколько самых разных замечательных поэтов рождает наша Россия, но, увы, знаем мы чаще всего самую малую толику . Вот и Ваш ПОЭТ - как я понимаю в какой-то степени собирательный образ многих из них.

 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА