Андрей Калмыков | 7.08.23 21:39 |
Удивительный, глубокий и цельный образ лирического героя получился у автора. О нашем брате, поэте! Спасибо большое, Наталия Юрьевна! Наш поэт (из эссе), скорее всего, относится к той породе чудаков, которые «украшают мир», по расхожему выражению о чудаках. Таким безразличны общественные мнения и признания. Я написал о подобном чудаке стихотворение, и мне нравится такой образ – не от мира сего, но в нем есть то самое настоящее, искреннее, правдивое.
Чудак Где-то ходит по земле такой чудак, Что его не понять. Всё он делает всегда совсем не так, И его не унять. А потом играет на трубе. И его труба звучит везде. Он не хочет говорить и жить, как все, Хочет он одного: Утром встать и пробежаться по росе, Вот и всё – ничего. А потом играет на трубе. И его труба звучит везде. Слышать хочет по утрам он щебет птиц Под окном, под окном, Видеть отблески вдали ночных зарниц – Всё идёт чередом. А потом играет на трубе. И его труба звучит везде. На его столе стоит букет цветов Луговых, полевых. Он весь день заботиться о них готов, И играть лишь для них. И весь день играет на трубе. И его труба звучит везде. Так живёт он бестолково целый век. Для чего он живёт? Просто, значит, добрый это человек По планете идёт. И всю жизнь играет на трубе. И его труба звучит везде. Значит ли это, что все поэты таковы? Конечно, нет. И этому примеры – вся наша российская поэзия, начиная с первых поэтов-силлабиков, не говоря уже о том, что служение музам часто вызывает желание быть полезным обществу в целом, ведь искусство облагораживает мир, стремится сделать его гармоничней и добрее. Но не забудем и пушкинское «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит». Это когда поэт устает. Интересно, что здесь Александр Сергеевич дословно повторяет фразу из «Элегии» безвременно ушедшего в юном возрасте подававшего большие надежды Андрея Тургенева, чьи стихи знали первые лицеисты, и заучивали наизусть, и сами совершали свои первые поэтические опыты, – «на свете счастья нет». Я думаю, что искусство и Поэзия приближают то время, когда люди будут счастливы. А с учетом того, что время сейчас ускорилось, эти времена уже где-то на подходе. Еще раз, уважаемая Наталия Юрьевна, спасибо Вам за Вашего (нашего) поэта! И не уставать нам всем, – тоже хочется пожелать. |
Анатолий | 6.08.23 23:22 |
Наталия Тяпугина Вы заинтриговали меня не только своим эссе, но и талантливым стихотворением - кто же его автор? Сначала подумал, что это Ваше сочинение. На Стихи. ру удалось отыскать автора, очень для меня интересного поэта. Оказалось, что вы - саратовцы. Насторожило, что Сергей Кабаков на своей странице появлялся в 2019 году. Извините, что непрошенно влез в Ваши планы открыть имя автора. Искренне благодарен, что благодаря Вам познакомился с творчеством незаурядного поэта. С уважением, Анатолий Павловский |
Наталия Тяпугина | 6.08.23 21:30 |
Да, Анатолий, это стихотворение замечательного поэта Сергея Кабакова, которое я взяла в эссе, разумеется, с его разрешения. В самое ближайшее время собиралась опубликовать на сайте "РП" свою статью о нем.
Там и хотела раскрыть авторство Сергея Николаевича, но вы меня опередили, несколько спутав мои планы. Но в любом случае, я рада, что вам знакомо творчество этого талантливого поэта. |
Анатолий | 6.08.23 21:09 |
Сергей Кабаков 2
Гнедые реки рвут поводья, летя по золоту песков, но тихи вёсла рыбаков и нет удачи на сегодня. Кругом скупая синь воды течёт, на всплеске застывая, бурлит, уключины ломая, бродя кругами у кормы. |
Ольга Шевченко (Украина) | 2.08.23 09:50 |
"... Поэт, если честно, не блистал ни умом, ни характером. ..."
Только, исходя из этой фразы автора эссе, можно сделать вывод о слабом духе главного героя. Нет в человеке характера - нет и жизненного стержня, чтобы уметь сопротивляться обстоятельствам. Ну, а уж если нет и ума ... |
Петр Бойченко | 2.08.23 02:23 |
Это просто великолепная проза со всеми вытекающими из этого факта обстоятельствами.
Проясняя на свой лад невнятно изложенную мысль Игоря Жарихина (не обижаетесь, Игорь, не будь вашего комментария, я бы всего лишь отметил, что это настоящая проза), могу добавить, что настоящий Поэт и настоящая Поэзия, это синтез личностного самоощущения и высокого религиозного чувства. В лучшем случае - чувства бессознательного, не савонароловского, не замешанного на чувстве собственного превосходства над простыми гражданами. Восхитило меня и более незамысловатое впечатление Ольги Шевченко: "Это печальная история о творчески одарённых людях с чистым сердцем, искренних и слабых духом, написанная блистательно". Вот только не согласен я, что герой Наталии Юрьевны "слабый духом". Он подобен тому гоголевскому герою, за которого в конце рассказа "Шинель" более сильный духом Гоголь мстит его обидчикам только лишь в своих собственных фантазиях. Герой Наталии Юрьевны прост, как Адам до его грехопадения. После прочтения этого таинственного рассказа (это все-таки рассказ, а не эссе) я мечтаю о том, чтобы Наталия Юрьевна спросила у классика Гоголя о сути его такой же таинственной "Шинели". Из которой вышла высокая русская литература. |
Наталия Тяпугина | 31.07.23 20:55 |
Всегда интересно читать Ваши содержательные комментарии, дорогой Григорий Исаакович. Ваши мысли - всегда в развитие и обогащение темы. Благодарю Вас за стойкий интерес к моим работам. С уважением и симпатией, автор. |
Григорий Блехман | 31.07.23 19:54 |
Прежде всего должен отметить, что это эссе Наталии Юрьевны само по себе является поэмой в прозе, где речь, в конечном счёте, идёт о природе того чуда, которое по определению Марины Цветаевой является "высшей степенью словотворчества".
Когда читал, много чего вспомнил. В частности одно из стихотворений Давида Самойлова, который много размышлял на эту тему: "Красиво падала листва, Красиво плыли пароходы, Стояли ясные погоды, И праздничные торжества Справлял сентябрь первоначальный, Задумчивый, но не печальный. И понял я - на свете нет Затёртых слов или явлений, Их существо до самых недр Взрывает потрясённый гений. И ветер необыкновенней, Когда он "ветер", а не "ветр". Люблю обычные слова. Как неожиданные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протираем, как стекло. И в этом - наше ремесло." Поэтому, когда герой этого эссе после мучительно манящих, неотпускающих внутренних поисков единственного нужного для своей строки слова говорит: "Вот оно! Случилось. Спасибо, Господи!", на мой взгляд, он говорит об этом, благодаря Господа, что снизошло. Конечно, у каждого поэта работа над отделыванием стихотворения до той фазы, "чтобы луна засияла", происходит по-своему: Маяковский "вышагивал" свои стихи перед тем, как записать окончательный вариант, Пастернак писал в тонкую тетрадку, а потом наклеивал строчки разных вариантов, порой, до такой степени, что объём тетрадки увеличивался в несколько раз... Тут можно много примеров приводить. Но единственное, что всех Поэтов объединяет, это высочайшая требовательность к своему слову. Спасибо, дорогая Наталия Юрьевна, за такой неожиданный для меня, но абсолютно для Вас логичный, ракурс Ваших размышлений о сути Его Величества Творчества. Блестящее эссе. |
Наталия Тяпугина | 31.07.23 06:25 |
Не каждому литературному критику под силу тот анализ, который сделал Игорь Жарихин. Глубокий, мудрый, проницательный. Благодарностью преисполнено сердце моё.
Ольга Быстрова в своем лаконичном комментарии тоже (как всегда!) была на высоте. Спасибо, друзья мои, всем, кто захотел откликнуться и поддержать меня в новом для меня художественном опыте. С волнением ждала вашей реакции. Низкий вам поклон! |
Ольга Шевченко (Украина) | 31.07.23 05:42 |
Это печальная история о творчески одарённых людях с чистым сердцем, искренних и слабых духом, написанная блистательно. |
Игорь Жарихин | 30.07.23 18:00 |
Скажу честно, по ходу чтения у меня появлялось ощущение, что образ поэта получается слишком вольным или, по крайней мере, слишком частным. Это когда можно придумать человека, подобного воздушному шарику или булыжнику. И это может показаться правдивым, поскольку все люди разные. И поэты тоже разные.
И еще, поскольку Наталию Юрьевну я знаю по сайту как блистательного, с глубоким зрением, литературоведа, то у меня при чтении появилось ощущение, что хочет она в этом тексте показать, как и из чего рождаются у поэта стихи. Но дочитав текст до вот этих, запечатлевающих последние мгновения жизни поэта, строк: "Его душа вдруг успокоилась и распрямилась, как тогда в детстве, в одной лодке с отцом. Только плыл он сейчас не по теплым водам дачной речушки, а по мерцающему подводными сокровищами океану, уносящему его все дальше и дальше от опасного берега", - я понял, что мотивацией творчества у поэта была запомнившаяся ему рыбалка с отцом, во время которой его "посетило это острое ощущение разумно устроенного мира и какой-то родственной близости с ним". Поэт пытается передать это ощущение в стихах: "Гнедые реки рвут поводья, летя по золоту песков, но тихи весла рыбаков и нет удачи на сегодня. Кругом скупая синь воды течет, на всплеске застывая, бурлит, уключины ломая, бродя кругами у кормы". Конечно же, горький опыт личной жизни поэта "райским" назвать невозможно. Потому и в стихотворении ключевой является вот эта строка" "и нет удачи на сегодня..." Но звучит эта строка умиротворенно, не нарушая замысел вечного речного течения. Она подчинена течению реки как чему-то большему, чем сам поэт. И никакого значения не имеет то, что поэт находится на социальном дне. Будь он более удачливым в жизни, счастье его не смогло бы достигнуть той полноты, которую он ощутил во время рыбалки рядом с "мощными ивами по обоим берегам речушки по-матерински заботливо раскинувшими свои ветки" и рядом "с молодым и сильным отцом". Такова матрица нашего человеческого счастья. Поэт мог бы ощутить такое же "острое ощущение разумно устроенного мира и какой-то родственной близости с ним", вдруг обнаружив себя во власти самого Творца и Отца всего сущего. Короче говоря, это рассказ о поэзии как пути из мира тварного в мир духовный, отличающий человека от всех прочих живых существ. |
Ольга Быстрова | 30.07.23 11:22 |
У меня нет знакомых поэтов. Но в моем представлении в эссе создан очень точный образ мироздания, внутри которого мерцает живая человеческая душа, пытающаяся озвучить в слове свою слитность с ним.
А проще говоря, это чудесная проза. |
Владимир Шостак | 30.07.23 10:57 |
Уж не знаю, к счастью или к сожалению, но такой типаж с небольшими вариациями больше распространён в литературе, чем в жизни. Вот моя шуточная вариация:
Высоко над облаками, От людских скрываясь глаз, Мысли кротко ждут веками На себя любой заказ. Есть побольше, есть поменьше, Есть и проза, есть и стих. Ждут мужчин, детей и женщин, Пожелавших думать их. Прозы много. Прозой мыслит Большинство разумных чад: Члены важных спецкомиссий И болтливый шумный чат. Все прозаики – румяны, Проза нежит их уют. И писатели романы Тоже в прозе создают. Крут и крепок лоб их медный, Словно рыжий котелок. Но поэт, худой и бледный, Тоже в небе ищет слог. Конь под ним трещит крылами, Взор горит святым огнём. «Взвейтесь, соколы, орлами!» - Это сказано о нём. Мысли рвёт поэт руками На лугу чудесных фраз, Высоко над облаками От людских скрываясь глаз. :) |
Наталия Тяпугина | 29.07.23 20:05 |
И Вам поклон и благодарность, уважаемый Юрий Петрович! Реакция поэтов на это эссе для меня бесценна.
|
Наталия Тяпугина | 29.07.23 20:00 |
Да, дорогая Елена Львовна, Вы все правильно поняли: я лепила особый человеческий типаж, пытаясь ухватить в нем главное.
Ох, не знаем, не ценим мы своих художников. Вот и Игоря Царева, которого Вы цитируете, я, к сожалению, не знаю, а судя по качеству стиха, должна бы знать! Спасибо, что, будучи поэтом, откликнулись и так оригинально прокомментировали мою зарисовку. Ценю Ваше мнение. |
Юрий Перминов | 29.07.23 18:04 |
Немею от восторга... Вот так глянешь в небеса и - ахнешь, а будто всё, как всегда... Низко кланяюсь... |
Елена Балашова | 29.07.23 17:54 |
Наталья Юрьевна, прочитала Ваше эссе и вспомнилось мне стихотворение Игоря Царёва ( Могилы) "Иероним".
Съели сумерки резьбу, украшавшую избу, Звёзды выступили в небе, как испарина на лбу. Здесь живёт Иероним- и наивен, и раним. Деревенский сочинитель,-Боже, смилуйся над ним. Бьёся строф ночная рать,сколько силы не потрать, Всё равно родня отправит на растоп его тетрадь. Вся награда для творца - синяки на пол-лица, Но словцо к словцу приладит- и на сердце звон-ни-ца. На печи поёт сверчок, у свечи оплыл бочок. Все детали подмечает деревенский дурачок. Он своих чернильных пчёл прочим пчёлам предпочёл. Пишет - будто горьким мёдом.Кто б ещё его прочёл. Сколько поэтов, сколько самых разных замечательных поэтов рождает наша Россия, но, увы, знаем мы чаще всего самую малую толику . Вот и Ваш ПОЭТ - как я понимаю в какой-то степени собирательный образ многих из них. |