Андрей Калмыков | 4.10.23 23:49 |
Большое спасибо Вам, уважаемая Наталия Юрьевна! Все похвалы я заслуженно адресую Вам, Союзу писателей России и сайту «Российский писатель», который по праву можно назвать и «Российский читатель», за Ваши непрекращающиеся плодотворные усилия. В литературной студии Николая Гумилева «Звучащая раковина» при Дворце искусств в Петрограде занималась девушка, Александра Федорова, стихи не писавшая, но, по словам мэтра, которым к этому времени заслуженно уже стал Николай Гумилев, она была «идеальным» читателем. От всей души желаю многих таких «идеальных» читателей, любящих, понимающих, ценящих творчество, Вам, Наталия Юрьевна, и всем членам Союза писателей России, и многих вообще читателей, потому что если человек читает, то он уже совершает труд души. А терпенье и труд, как известно, все перетрут. Ребенок растет во сне, а душа растет, наверное, когда человек читает. |
Наталия Тяпугина | 4.10.23 08:45 |
Андрею Калмыкову.
Какая чуткая, отзывчивая, красивая у Вас душа, Андрей! Восхитительные параллели Вы проводите. Бога благодарю за таких читателей и такие удивительные совпадения. "И счастием душа обожжена..." Теперь уже у меня. Прямо с утра. Неожиданно и чудесно. |
Андрей Калмыков | 3.10.23 23:31 |
Спасибо большое Вам, уважаемая Наталия Юрьевна, за то, что Вы так щедро делитесь своими знаниями и мыслями! Мне кажется, что Николай Гумилев в молодые годы тоже внимательно читает Чехова. И это не удивительно. Он учится в Сорбонне в Париже (июнь 1906г. – апрель 1908г.), пропадает в библиотеках, совершенствует французский язык, ведет переписку с московским мэтром поэзии Валерием Брюсовым, активно пишет стихи, изучает теории живописи и театра, сочиняет пьесу, совершенствуется в прозе, пробует выпускать собственный литературный журнал и выпускает целых три номера. Кризис лета – осени 1907 года во взаимоотношениях со своей возлюбленной Анной Горенко и творческий кризис подобен жизненному кризису Константина Треплева, но внешняя обстановка и силы характеров разные. Константин Треплев сдается, к нашему большому сожалению, а Николай Гумилев становится еще сильнее – стойким оловянным солдатиком: поэтом, путешественником, мужем той самой Анны Горенко, кавалером двух Георгиевских крестов:
И счастием душа обожжена С тех самых пор; веселием полна, И ясностью, и мудростью, о Боге Со звездами беседует она, Глас Бога слышит в воинской тревоге И Божьими зовет свои дороги. 1915г. А ранее, весной 1908 года, по возвращению в Петербург из Парижа, пишет стихотворение «Заводи», в котором заметна реминисценция из сцены прощания Нины Заречной с Константином в конце пьесы – «…Сядем и будем говорить, говорить. Хорошо здесь, тепло, уютно... Слышите – ветер? У Тургенева есть место: «Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый угол». Я – чайка... Нет, не то. (Трет себе лоб.) О чем я? Да... Тургенев... «И да поможет господь всем бесприютным скитальцам»... Ничего. (Рыдает.)». Заводи весна 1908 года Н. В. Анненской Солнце скрылось на западе За полями обетованными, И стали тихие заводи Синими и благоуханными. Сонно дрогнул камыш, Пролетела летучая мышь, Рыба плеснулась в омуте… … И направились к дому те, У кого есть дом С голубыми ставнями, С креслами давними И круглым чайным столом. Я один остался на воздухе Смотреть на сонную заводь, Где днем так отрадно плавать, А вечером плакать, Потому что я люблю Тебя, Господи! *** |
Наталия Тяпугина | 3.10.23 12:42 |
Андрею Калмыкову. Благодарю Вас, Андрей, за щедрый комментарий, будто написанный от лица целого поколения. Всё правильно, всё узнаваемо, всё честно по отношению к нашей общей советской школе, где знания (в том числе и по литературе, и по творчеству Чехова) прививали стойкий интерес к культуре, чтению, формируя в растущих людях базовые нравственные принципы, что называется на всю оставшуюся жизнь. Вы хорошо пишете. Вас всегда интересно читать. Спасибо, что откликнулись на мою статью. С уважением, Н. Тяпугина. |
Андрей Калмыков | 2.10.23 19:22 |
Большое спасибо, уважаемая Наталья Юрьевна, за глубокий, обстоятельный, великолепно изложенный анализ пьесы! Обыкновенному читателю, как я, хорошо было бы прочитать его до похода в театр, но и постфактум – работа для души. В советское время в школе на уроках литературы Чехову отводилось важное место: воспитание человека. И как было не запомнить на всю жизнь: «Волга впадает в Каспийское море», «И на солнце есть пятна», «выдавливать из себя по капле раба» и другие изречения. Советское телевидение тоже любило Чехова. Мы же помним Ильинского в театральной постановке по рассказам Антоши Чехонте! Все любили Чехова. И любовь эта обоюдна. Чехов – гуманист. И даже свою светскую профессию он выбирает из этих же гуманистических соображений, срывается на Сахалин, участвует в переписях населения, строит школы для детей в Мелихово. За 44 года вместить в жизнь столько всего! Поэтому, когда Чехов в «Чайке» словами Дорна говорит о «ясной, определенной цели» творчества, читай, искусства, он уже сам пришел к этому пониманию – через собственный опыт, свой духовный и профессиональный рост. Молодой врач, успешный автор юмористических миниатюр, весной 1886 года получает письмо от классика литературы Дмитрия Григоровича, в котором тот дает совет начинающему литератору: «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного… Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам». Как недоставало таких добрых советчиков Константину Треплеву, как недоставало и отцовского воспитания! Некому было его поддержать. И это еще один вывод, для меня, из прочитанного и из самой пьесы (вместе с терпением, о котором говорит Нина Заречная: терпи и веруй): человеческое участие, благожелательность. Это как вежливость: ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого. Так Чехов продолжает воспитывать читателя. |
Наталия Тяпугина | 2.10.23 06:40 |
Благодарю Валентину Валентиновну Ефимовскую и Елену Львовну Балашову за могучую поддержку и то сердечное волнение, с которым я читаю всё, ими написанное. "Всё происходит навсегда". Отдельное спасибо Валентине Валентиновне за новый термин - "любовная критика". Необычно, оригинально, но, кажется, как всегда, в точку. |
Елена Балашова | 1.10.23 16:51 |
Уважаемая Наталья Юрьевна! Ваша статья замечательна уже тем, что она предлагает читателю думать и мыслить вместе с автором статьи. Можно просто прочитать "Чайку" , как , например, детектив( интересно, а что же дальше?),а можно задуматься над книгой и почувствовать, ощутить вдруг всю глубину авторского замысла.
Почему хочется перечитывать классику? Наверное, потому, что с каждым новым прочтением книги тоже раскрывается что-то новое для читателя. Спасибо Вам, дорогая Наталья Юрьевна, что помогаете задуматься над, казалось бы, уже давно известными и не раз перечитанными авторами. |
Валентина Ефимовская | 1.10.23 09:23 |
Я люблю читать статьи Наталии Тяпугиной – они актуальные, изящные, живые. А почему таковые? – потому что подлинные, пронизанные любовью к автору, о котором рассказывает критик, и к читателям, с которыми литературовед хочет поделиться от глубины своих знаний, от полноты своей души. По аналогии с «любовной лирикой», я бы назвала статьи Наталии Тяпугиной, «любовной критикой». Она поэтична и убедительна даже в сложных вопросах. Так, например, «Веру в свое призвание» критик называет одним из условий подлинного творчества: «Нужна осознанная цель творчества. Одним словом, нужна та самая «общая идея» — цельное мировоззрение — что и есть «бог живого человека» («Скучная история»). Именно она связывает художественный дар с жизнью, проверяя его на подлинность».
«Оттенки и символические смыслы», – о чем говорит Наталья Тяпугина в конце статьи о пьесе Чехова – присущи и ее критическим работам, но также это художественные характеристики произведений о любви. Такой высокой неизбывной любовью для Наталии Юрьевны является русская классическая литература. Символичные слова из «Чайки», кажется, можно отнести к личности самой Наталии Тяпугиной, которая так может сказать своей любимой литературе: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». И отдает ей свой талант и жизнь. |