Страница: 1 2  Все

Григорий Блехман 2.11.23 17:03
В связи с разгоревшейся дискуссией, которой никак не ожидал, ещё раз прочитал повествование Валерия Хатюшина и не нашёл в ней ничего, что навязывал бы автор читателю.
Он просто поделился собственным ощущением и, если можно так сказать, душевным "послевкусием" от поездки в это - веками намоленное место.
Так что выходить из пределов материального мировосприятия или оставаться в его рамках, каждый может решать только лично.
Здесь всё зависит только от прожитого, пережитого и результата твоего внутреннего состояния на данный момент времени: у кого-то ёмкость восприятия мироздания ограничивается лишь миром материальным, а у кого-то расширяется до беспредельности.


Галина Ястребова 2.11.23 16:23
Непонятно, почему Валерию Хатюшину нельзя демонстрировать свою набожность, а Нине Бойко "совать" (как она выразилась) своё довольно-таки грубое безбожие с переходом на личности - можно?
Нина Бойко 2.11.23 15:32
Ольге Шевченко.
У меня описка: ссылка Валерия Хатюшина не на Белинского, на Достоевского.
Нина Бойко 2.11.23 15:29
ОЛЬГЕ ШЕВЧЕНКО.
Ольга, эта статья и есть демонстрация набожности. И таких демонстраций сейчас уже тысячи. С чего бы такое в бывших коммунистах? Ну, если веруют, пусть себе веруют, но повсюду совать свою набожность, агитируя таким образом людей неуравновешенных (вспомните сеансы Чумака и Кашпировского), это не может не вызывать противодействия. Ссылки здесь на Гоголя, Белинского, Толстого почему-то никого не смущают, а мои ссылки на Толстого, Пушкина, Белинского, Чехова, вызвали негодование.
Я полагаю, что вера –– это настолько интимно, что распространяться об этом нельзя. А тем более, нельзя лгать, как многие сейчас, повествуя в стихах и прозе о религиозном настрое населения СССР.
Ольга Шевченко (Украина) 2.11.23 15:03
НИНЕ БОЙКО.
Я с уважением и симпатией отношусь к Вашему творчеству и к Вашей точке зрения во многих комментариях. То, что я не льстила попусту в комментариях под Вашими подборками - вовсе не означает, что мне не нравятся Ваши произведения или я их не читаю. Наоборот, некоторые рассказы прошлых лет, когда я ещё и сайта этого не знала и чуть позже, когда целый год просто не осмеливалась комментировать, а лишь читала с огромным интересом архивы сайта, - так вот: некоторые рассказы просто великолепны, а написать своё мнение под давней публикацией мне показалось неудобным. Но сейчас, уважаемая Нина, мне трудно согласиться с Вами, потому что в вопросах личной веры не может быть эталонного поведения, публичной демонстрации и следования авторитетам от литературы или вообще каким-то авторитетам. Есть простое, останавливающее выражение:"Не богохульствуйте". Одним уже пришло осознание и понимание, другие ещё в пути, а третьи никогда к этому не придут, потому что пошли другой дорогой.
Ведь Вы не станете отрицать существующие законы физики ( или другой, любой науки), только потому, что не разбираетесь в этом?!
ВСЕМ - всего светлого!
Нина Бойко 1.11.23 19:46
ОЛЬГЕ БЫСТРОВОЙ

Да, Вы правы, лучше поставить вот это высказывание Чехова: «Я по капле выдавливал из себя раба».

******
Не желал быть рабом и Пушкин: «Нигде не читаем, чтобы язычники страдали так за своих идолов, как мученики христианские за веру Христову».
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
«Я... написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа», — писал Пушкин А. И. Тургеневу 1 декабря 1823 г., посылая ему эти стихи.

******
Гоголь, впавший в последние годы в оголтелую набожность, получил гневное письмо Белинского: «…великий писатель, который своими дивно-художественными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя как будто в зеркале, –– является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их «неумытыми рылами»!. /… / И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста…»

*****
Лев Толстой
Та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством.
– Сущность учения Христа проста, ясна, доступна всем и может быть выражена одним словом: человек сын Бога.
– Сущность учения Павла искусственна, темна и совершенно непонятна для всякого свободного от гипноза человека [человек раб своих господ].

-----------------
Ну и с чего бы Толстой захотел к монахам в Оптину Пустынь? Да ещё сидеть у врат, не смея войти.
Марина Прошкина 1.11.23 04:13
Нина, я, как уже написала, не могу назвать себя верующей... по крайней мере с той ошарашивающей прытью, с которой "глубоко верующими" начали называть себя все поголовно. Мне страшно не нравятся бесконечные разговоры на эту тему, которые ведутся на телевизионных "православных" передачах, ужасает отвязный поп Ткачев, вещающий на интернет-портале "Царьград".... Вообще, помолчать бы на эту тему, затаиться...
И что касается Чехова, это тоже очень сокровенная тема, она требует бережного отношения, лучше ею в комментариях не размахивать.

Нина, до веры нужно дозреть, каждому дойти в одиночку, это награда за сомнения и страдания, Неужели вы думаете, что первые христиане, клавшие жизнь за веру - были сплошь глупыми людьми. Неужели не дрогнет ваше сердце при упоминании имени Евгения Родионова? Может быть им что-то открылось, а вам пока нет?
В любом случае - советую вам на эту тему пока не говорить. чтобы потом не переживать.
Ольга Быстрова 1.11.23 00:01
Нина, вам не повезло с форматом религиозного воспитания, а кому- то повезло. Чехов по своей нравственной сути был православным. Как и советские писатели "деревенщики". Не думаю, что Чехов обрадовался бы вашей уверенности, что только у Церкви есть "ширмочки'. Читайте Чехова и сравнивайте его с нынешними "патриотами" Прилепиным и Шаргуновым.
НинаБойко 31.10.23 20:53

«Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание - с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели трио «Да исправится» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками» (А.Чехов, т. 15, стр. 339). «Вообще в так называемом религиозном воспитании не обходится дело без ширмочки, которая не доступна оку постороннего. За ширмочкой истязуют, а по сю сторону ее улыбаются и умиляются. Недаром из семинарий и духовных училищ вышло столько атеистов» (А.Чехов, т. 15, стр. 344).
Нина Бойко 31.10.23 20:51
«Жулики они! Гнилым товаром торгуют... Религия, мистика и всякая чертовщина! Русский мужик никогда не был религиозным, а черта он давным-давно в баню под полок упрятал. Это все они нарочно придумали, чтобы публику морочить. Вы им не верьте...» (Сб. «Чехов в воспоминаниях современников», стр. 560).
Мих 31.10.23 10:44
Валерий, как ты всегда баламутишь бесов. И тут полезли, затявкали, будто на хвост им наступил.
Блехману 31.10.23 10:12
Комментарий удален
Григорий Блехман 30.10.23 19:29
Трижды бывал в Оптиной пУстыне.
И каждый раз испытывал нечто вроде очищения.
Видимо, есть там какая-то благоденствующая для души атмосфера.
Возвращаешься, и через небольшой отрезок времени вновь чувствуешь потребность поехать.
Думаю, потребность "отрешиться и воспарить" от окружающей тебя суетности материального мира, от собственной работы, даже любимой, это нормальное желание человека. Желание - "перезарядиться".
Спасибо, Валерий Васильевич, что поделился посетившими тебя там чувствами.
Мне они очень близки.
Марина Прошкина 30.10.23 18:58
Сама тоже ездина в Оптину, но скорее не как верующая, а как любопытствующая. Поэтому прочитала Ваш рассказ с интересом. Только, знаете, возник один вопрос. Чисто психологически понимаю, почему Толстой не решился зайти к старцам - и вряд ли это была гордыня. А вот почему старцы не вышли к нему, не подбодрили старика, не приветили - не понимаю.
Отдельное замечание - по поводу комментариев Григория Шувалова. Сколько раз не хотела читать и опять как будто вляпалась в какую-то грязь.
Григорий Шувалов 30.10.23 16:16
Вот только забыли рассказать, что при большевиках в Оптиной сначала был музей, потом - дом отдыха, потом концлагерь - для поляков, а после них - для вернувшихся из плена советских офицеров, потом - воинская часть. 65 лет запустения. А вернуть Оптину верующим предложил Александр Яковлев, да тот самый, который приложил руку к развалу СССР.
Лариса Егоршина 30.10.23 10:12
В 2004 году наш соцгород озарила своим явлением чудотворная икона Оранской Божьей Матери, она пришла с крестным ходом из монастыря ее имени, из Богородского района, Нижегородской области. Обитель началась с креста, деревянной церкви, построенной в лесу подвижником, военным в отставке и стала местом силы, "Университетом" глубинки, имела библиотеку более двух тысяч томов, мастерские, большое хозяйство и кирпичный завод, вокруг нее образовалось большое село. Новый век, нелегкое начало перестроечного периода, и наши горожане потянулись в благодатные святые места. "Христос воскреси..."- провозглашает отец Нектарий и осыпает прихожан писанками, от которой и появилась на свет моя книжечка "Оранки"
Геннадий Сазонов 29.10.23 20:43
Прекрасные заметки Валерия Васильевича. Может, с его лёгкой руки начнём давать материалы на РП о духовных центрах России - их много, в каждом регионе свою значимая вершина Православия. Это, думаю, ныне важная писательская задача, вполне по плечу Союзу.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА