Наталья Радостева 15.11.23 15:19
Точно не напишу лучше всех уже на статью откликнувшихся, потому согласившись - умное, многогранное, интересное, глубоко осмысленное и высоко профессионально талантливо преподнесённое исследование, - искренне присоединюсь ко всему ранее писателями сказанному. Впрочем, хуже писать Валентина Ефимовская просто и не умеет, как не стала бы выбирать для своей статьи её внимания и мировоззрения недостойного. Поэзия же Геннадия Иванова (с чем мы согласны) такого исследования достойна, на чём - с примерами из стихотворений поэта, убедительно акцентирует наше внимание критик. Действительно, как мудро высказался Григорий Блехман: "очень органичный духовный симбиоз двух богатейших внутренних миров - поэта Геннадия Иванова и поэта, литературного аналитика Валентины Ефимовской". Мои поздравления и пожелание всего доброго и лучшего - обоим!
С теплом, ...
Валентина Ефимовская 14.11.23 11:43
Дорогая Надежда, благодарю за отзыв, дорожу твоим словом и мнением.
Спасибо, уважаемая Наталья Егоровам за столь развернутый, духоподъемный анализ моей статьи и творчества Геннадия Иванова. Это очень важное дополнение, заставляющее продолжить размышления и поиск важнейших характеристик такого божественного явления как поэзия.
Уважаемый Александр Нестругин, понимаю Ваше сомнение, базирующееся на том, что алгеброй гармонию нельзя поверить. У Пушкина «гармония» - это, скорее, вдохновение, Божественный дар, имя божественной одаренности. Но в своем определении гармония – инструмент, определяется как соразмерность частей целого, а соразмерность – это математика, то, что может быть выражено строгими математическими формулировками, как и все в мире, то, что побеждает хаос. Музыка, как я отметила в статье, много приобрела после реформ Баха, откорректировавшего музыкальный строй, задавшего строго определенные математические пропорции. Темперированный – упорядоченный по частотному принципу – такой, в котором каждая октава делится на математически равные интервалы, в наиболее типичном случае — на двенадцать полутонов (посмотрите клавиши фортепиано – 12 полутонов октавы), каждый из которых равен корню в 12-й степени из 2 (12 клавиш). Два – это октава, в которой происходит постепенное увеличение частоты звука в 2 раза.
Такой строй господствует в профессиональной музыке (академической и эстрадной), начиная с XVIII века до наших дней. Существует еще ладовый строй (народный), основанный на приблизительном, слуховом подборе звуков. Можно математически вычислить частоты для всего звукоряда, пользуясь формулой. Последовательность вычисленных таким образом частот образует геометрическую прогрессию.
В поэзии больше «природной чистоты», более свободные законы, но чем они свободнее, чем беднее рифма, сбивчевее ритмика, тем в стихотворении, кажется, меньше поэзии, выразительности, обедняется смысл – пример, современное нерифмованное стихосложение, распространенное в Европе.
Молитву, в которой нет рифмы в привычном ее понимании, можно сравнить с поэзией, в молитве существует глубинный, на уровне мысле-образов, на уровне отклика сердца, ритмический строй, упорядочивающий душу. На протяжении тысячелетий люди молились, русские несут в своей крови чувство молитвенного ритма, поэтому сегодня в России, разучившейся молиться, так много хороших поэтов: душа требует молитвы, а поэзия, как говорил епископ РЗЦ Иоанн Шаховской, ее помощница.
Божественную баховскую гармонию (вспомним космичкскую его музыку), я слышу в поэзии Геннадия Иванова. Но это сугубо мое мнение, так же, как и смысл этого моего стихотворения.
Тонкий сон.
Парит над бездною дорога,
В чертоги Вечности ведёт.
Поэзия – частица Бога,
А вера – полнота её.
Земной путь породнился с Млечным,
Сады всевышние в цвету.
Я радуюсь простосердечно
Паломничеству в Красоту.
Безбожники пусть судят строго,
Указа вдохновенью нет.
Поэзия – дыханье Бога,
Её творение – Поэт.
Александр Нестругин 13.11.23 19:43
"В математических закономерностях можно видеть родство поэзии с точными науками, с математикой."
Признаюсь, уважаемая Валентина Валентиновна, мне, привыкшему мерить
поэзию сердечным аршином, суждение это показалось поначалу не слишком убедительным. Но во всяком деле важен результат. И коль Вам с помощью столь неожиданного инструментария удалось дойти до глубинных пластов, до "родного" в творчестве близкого мне поэта, то какие уж тут могут быть сомнения... честь и хвала Вам!
Наталья Егорова 12.11.23 19:23
Дорогая Валентина!
Ваши статьи обладают прекрасной, воистину ЗОЛОТОЙ полнотой мысли и любви. То, что Вы создаете в критике - достойно самой высокой похвалы и оценки. Критические статьи Валентины Ефимовской - это великое самоотречение, подвиг во имя постижения Истины, Божественного начала в земном слове, Божественных законов в земном бытии, и подобного тому первостепенно важному, что Вы делаете в своих работах, на мой взгляд, в современной литературе нет. Когда-нибудь Ваши многочисленные пытливые и глубокие научные исследования соберутся воедино, воедино сольются многие отдельные мысли, и перед нами предстанет не просто вселенная, но ПРОЯСНЕННАЯ Вселенная, на карте которой многие окрашенные белым острова Божьего Замысла о мире окажутся если не открытыми полностью, что человеку по его природе невозможно, то обозначенными верными догадками и верными интуициями. Касается это и Вашей статьи не только о творчестве Геннадия Иванова, но и о "золотом сечении" как одном из важнейших принципов, лежащих в основе Божественного мироустройства. На мой взгляд, статья эта великолепна, ибо речь в ней идет об одном из фундаментально важных законов бытия, поэзии, искусства. Статья обладает золотой полнотой ищущей мысли, любящего сердца и устремленного к Богу духа. Она продуманная, выверенная, очень точная и глубокая по мысли и композиции. Мне кажется, что в дополнениях она не нуждается - в ней счастливо есть все. А разговор о любом поэте - по самой природе поэзии - действительно бесконечен. Мой комментарий во второй его части ни в коей мере не касается Вашей статьи - это эмоциональный выплеск, реакция на прекрасное, только что прочитанное стихотворение. Еще раз - огромное спасибо Вам за статью, и отдельное спасибо за цитаты, за такое внимательное и глубокое прочтение поэзии Геннадия Иванова. По моему мнению, Вы глубоко правы в том, что не сводите критику к простой оценке текста, но поднимаете разговор о литературе до уровня философской и богословской мысли, не соглашаетесь со "служебной" ролью критики, но отстаиваете первородную самостоятельность жанра, ибо настоящие разговоры о литературе могут существовать только в таком виде - не стремясь познать природу Красоты, Добра, Любви, Света, не стремясь познать Божественное в мире, говорить о литературе нельзя. Лично мне близок именно такой подход к поэзии и критике.
Надежда 10.11.23 01:27
Какое счастье наш сайт "Р.П."! Вчера, конечно, я прочла духовное Слово моего друга Валентины Ефимовской о Геннадии Иванове, но т.к. прочла его после публикаций Алексея Шорохова, Василия Воронова и Юрия Маскина, то захотела ещё раз посмотреть с утра на эти замечательные размышления по поводу многими из нас любимых стихов любимого же поэта. Каждая из перечисленных публикаций потрясла новизной, появившейся в творчестве моих коллег. Алексей Шорохов вернулся на передовую возмужавшим и собранным, поразившим своими новыми стихами.Это он, среди солдат России защищает сегодня не только Родину, но и звание русского современного писателя. И делает это с честью. Давно признанный классиком Василий Воронов словно разогревается перед какой-то своей очередной творческой задачей, набрасывая пунктиром границы новых замыслов. Юрий Маскин словно опрокинул на меня ливень своего солнечного таланта, совершенно вневременного русского жизнелюбия и свободы художественного слова.И все они движутся дальше и ярче, как ведомые то ли Богом, то ли всколыхнувшейся в них энергией жажды насытить своим внутренним светом собственное Русское Слово. Как я рада, что не стала вчера откликаться на духоподъёмый очерк Валентины! Сегодня я понимаю, почему. Этому глубокому и живородящему новую мысль критику и поэту открылось главное в творчестве Геннадия Иванова, чего он, как признается, и сам скорее чувствовал, чем понимал в себе. А сейчас, обращаясь к статье Ефимовской, удивляется вместе с ней, какие большие глубины поднял он в приведённых критиком цитатах. И как это дорого ему самому сейчас, когда пласты уже подняты на поверхность и облюбованы умным читателем, равным поэту по глубине. Дорогие коллеги, читайте Наш Сайт. Я привела только частичкутворческих открытий, следующих друг за другом. А их у нас много и по всем другим направлениям тревожной и пытливой человеческой мысли. Каждый из нас представляет сегодня лицо эпохи. Каждый в силу возможностей каждого. Другого времени у нас нет. Но , честное слово, для размышлений о Времени и о Себе сегодня, пожалуй, есть ещё больше поводов, чем в минувшем ХХ. Мы живём в Этом времени. Мы не равнодушны к нему. Мы не дадим ему пройти зря. Дорогие мои Валентина и Геннадий, сегодня к такому душевному порыву меня сподвигло ваше талантливое присутствие в Нашем Времени. Бог в помощь, дорогие люди, всем нам! Надежда Мирошниченко
Валентина Ефимовская 9.11.23 19:00
Спасибо, Геннадий Викторович, Наталья Егорова, Римма Кравченко, с вниманием прочитала ваши отзывы. Обсуждение творчества замечательного русского поэта вышло на высокий профессиональный уровень. Наталья, в Ваших отзывах я увидела новые направления исследования, заметила недосказанное в статье. За подсказки – благодарю. Поэзия Геннадия Иванова необъятна, она увлекает обширностью и разнообразием тем, идей, художественных образов.В одной сатье обо всем не скажешь. Можно любому стихотворению сборника посвятить отдельное исследование. В целом – это большая русская поэзия, с ментальной подоплекой, классической гармонической традицией и актуальными в исторической перспективе соответствиями.
Геннадий Иванов 9.11.23 10:35
Не могу не поблагодарить Александра Смышляева, Римму Кравченко и Наталью Егорову, которые откликнулись после моей предыдущей благодарности. Спасибо, дорогие друзья. Я сам потрясён уровнем статьи. и радуюсь. что разговор о поэзии может идти на таком высоком уровне. Валентина нас всех в хорошем смысле озадачила. Вдохнула уверенность, что всё есть, всё с нами!
А у стихотворенья "Встаёт мой дед...", которое привела здесь Наташа Егорова, есть такая небольшая история. Заходит несколько лет назад в Союз певица Татьяна Петрова и говорит мне, что Виктор Захарченко, руководитель Кубанского хора, попал под машину, лежит в больнице уже много недель, много пишет музыки - и написал музыку на моё стих-е "Встаёт мой дед...", которое он прочитал в журнале "Москва". Я потом разговаривал с Захарченко на вечере поэзии Николая Зиновьева. Он сказал. что на два моих стих-я написал музыку, но пока не доходят руки до распева, Не знаю, поёт их сейчас хор или нет, но как-то было лестно, что это стих-е легло на душу такому выдающемуся человеку.
Наталья Егорова 9.11.23 00:06
Замечательная и увлекательная работа Валентины Ефимовской "Золотые пропорции бытия", как и многие ее исследования, выходит за рамки простой критической статьи - это попытка постижения тайн вселенной, философского и научного осмысления реального устройства мира, где Божьи законы, законы духовные - фундаментальны и первичны: "С первого взгляда кажется, что «золоте сечение» относится только к форме материальных объектов, но истинное его выражение подчинено внутренним, божественным, духовным закономерностям мира". Собственно, говоря словами Цветаевой, Валентина Ефимовская пытается постичь"закон звезды и формулу цветка" - сокрытые от человека Божественные законы Красоты и Любви. И вместе с тем, при всей глубине и первостепенной важности начатого разговора, эта работа не теряет лучших и важнейших свойств критической статьи - стихи Геннадия Иванова прочитаны неспешно и внимательно, критические суждения точны, а критический анализ - глубок и верен. Отдельная тема разговора - поэтические цитаты из книги Геннадия Иванова. Отобраны они с огромными любовью и вкусом. Цитаты - великолепные! Они совершенно по-новому раскрывают творчество Геннадия Викторовича, глубокое, православное, исполненное любви и света. А вот это стихотворение меня просто поразило:
Встаёт мой дед и говорит: „А где Россия?”
Встаёт мой прадед и опять: „А где Россия?”
И третий, и четвёртый: „Где Россия?”
„Россия где?” – мне предки говорят.
А я в ответ: „России больше нету”.
А я в ответ: „Она осталась с вами”.
А я в ответ „Её уже не будет.
России нету места на земле”.
И дед, и прадед, третий и четвёртый
Глядят в глаза мне. „Быть того не может!
Не может быть! Хоть что-нибудь осталось.
Ищите, мы поможем”, – говорят.
За этой простой формой, за этим многоголосым хором голосов вместе с трагедией России встает сама Россия не просто во всей полноте исторической памяти - во всей полноте ее многовекового исторического бытия, что гораздо больше и глубже любой памяти, ибо это Россия живых предков, живых душ, вечно живая Небесная Россия, и ЭТУ Россию победить невозможно. По сути, стихотворение, утверждающее, что России больше нету, по своей природе является победоносным УТВЕРЖДЕНИЕМ И ТОРЖЕСТВОМ БЫТИЯ, Это стихотворение - редчайшая поэтическая находка!
Римма Кравченко 8.11.23 16:32
Статью Валентины Ефимовской "Золотые пропорции бытия" о поэзии Геннадия Викторовича Иванова я прочитала немного раньше на других сайтах и вот с радостью перечитываю на сайте "Росписатель."
Отрадно, что мысли критика совпадают с мнением читателя.

Поэзия Геннадия Викторовича мне близка своей русскостью,любовью к природе и народу, философскими мыслями о жизни. У меня имеются почти все книги Геннадия Викторовича и когда у меня отчаянная тоска по Родине,я их вновь перечитываю и как это совпадает с моими чувствами:
"Она всегда во мне со мною,
Её и сумраки, и свет,
Да, да, она всегда со мною,
Как мама, хоть её уж нет."

Или кого не тронут эти простые слова о человеческом счастье:
"В этом мире хорошо и плохо,
В этом мире грустно и светло,
Но какая б не была эпоха,
А зимой за окнами бело.

Снежный воздух радостен для внучки,
Мы идём по снегу погулять.
"Дедушка, возьми меня на ручки,
Снег, Россия, внучка- благодать!"-Простые слова, но как близки сердцу!

Спасибо, Геннадий Викторович, за Ваши слова:" Я за тебя молюсь, родная Русь", за которую мы сейчас все молимся, хотя это стихотворение было написано задолго до СВО. Очень многое хотелось сказать о Вашей поэзии, но лучше, чем Валентина Валентиновна не скажешь.


Валентина Ефимовская 7.11.23 13:23
Спасибо, Александр. Я тоже люблю твое творчество и популяризирую среди читателей "Родной Ладоги". "Друзья, прекрасен наш союз!"
Александр Смышляев 7.11.23 11:08
Я, как обычно, запоздал, но не откликнуться не могу. Во-первых, Валентина написала об одном из моих любимых поэтов, которого я и сам не устаю цитировать при случае, во-вторых, сама Валентина является для меня одним из эталонов литературной критики и литературоведения. Поддерживаю и автора и героя, люблю обоих, читаю их книги и радуюсь их талантам и русскости.
Недавно прошла у нас на Камчатке презентация моей аудиокниги "Домик под вулканом", а там много из Геннадия Иванова, поэтому его стихи звучали, лаская мой слух. Валентина, спасибо за публикацию!
Валентина Ефимовская 6.11.23 18:44
Николаю Ивановичу Дорошенко – поклон особый, поясной. Его сайт, его безукоризненный литературный слух и несравненное, выдающееся собственное творчество способствуют развитию и укреплению веры современных писателей в собственные силы. Без его помощи и подвига его жены Елены Игоревны, может, и не состоялись бы судьбы тех, кто сегодня стал известными писателями России.
Валентина Ефимовская 6.11.23 18:34
Спасибо, дорогие друзья, кто прочитал мою новую статью и откликнулся на нее. Удивительно, но – это все мои любимые писатели. Очень ценю высокий интеллект, историческую грамотность, художественный слог и писательскую смелость Юрия Манакова. Всегда, когда встречаю его работы, стараюсь прочитать.
Наталия Тяпугина – мой любимый современный критик и литературовед. Наши литературные вкусы во многом совпадают. Меня подкупает ее работоспособность и пронизывающее все ее статьи чувство любови к объекту исследования. Особенная наша любовь – к Гоголю. Как говорил выдающийся русский адвокат Федор Плевако: «Судите не с ненавистью, а с любовью».
Творчество Людмилы Лаврухиной знаю мало, надеюсь, со временем восполню этот пробел.
Камиль Зиганшин – о нем невозможно говорить спокойно, рассудительно. Только в высшем регистре чувств, только с волнением и восхищением перед его судьбой и творчеством.
Григорий Блехман – умнейший современный писатель, отзывчивый, милосердный человек, титулованный ученый, что особенно мне симпатично.
Геннадию Иванову скажу, что долго собиралась написать о его стихах. При всей ясности его образов, легкости поэтической ткани, запоминающейся мелодичности его стихов, актуальности сюжетов, я чувствовала какой-то таинственный, глубинный механизм, некую «несущую», что делает его поэзию вневременной. И так поняла, как изложила в статье. А его фразу «Снег, Россия, внучка – благодать!» - считаю символичной - формулой русской жизни, концепцией русского духа.



Геннадий Иванов 6.11.23 12:06
Очень благодарен Валентине Ефимовской за такую статью. Ведь нередко сомневаешься в себе, в своём понимании жизни, а ещё больше - в своём отражении её в слове.... И вдруг читаешь такую статью и видишь в ней честную поддержку, опору. Это вдохновляет, это помогает, это раздвигает горизонты...
Вот моему старшему товарищу Владимиру Крупину уже за восемьдесят, все его знают как большого и известного писателя, а он постоянно сомневается. Напишет рассказ и посылает по эл. почте: посмотри. мол, стоит ли публиковать, не мелко ли, не чепуха ли...
Многоуважаемая Валентина, спасибо и спасибо!
Благодарю и Юрия Манакова, и доктора филологических наук Наталию Тяпугину, и Людмилу Лаврухину, и Камиля Зиганшина. и Григория Блехмана за добрые слова, за поддержку. Спасибо!
И очень благодарю Николая Дорошенко и супругу его Лену. Эта статья стоит и на некоторых других сайтах, но именно здесь она и СМОТРИТСЯ, И ЖИВЁТ.
Спасибо!
Григорий Блехман 5.11.23 20:53
Присоединяюсь к уже сказанному уважаемыми коллегами.
От себя лишь немножко добавлю.
Читая эти философские раздумья Валентины Ефимовской ощутил очень органичный духовный симбиоз двух богатейших внутренних миров - поэта Геннадия Иванова и поэта, литературного аналитика Валентины Ефимовской. И этот симбиоз дал некое новое качество - вроде бы простого, но в итоге очень высокого восприятия богатейшей поэтической палитры Геннадия Иванова, открывающейся читателю во всей её беспредельности, благодаря глубинному исследованию Валентиной Ефимовской.

Спасибо тебе, дорогая Валентина Валентиновна, за очередной блестящий очерк.
А тебя, дорогой Геннадий Викторович, - с выходом очередной книги.
Надеюсь, при встрече подаришь).
Камиль Зиганшин 4.11.23 22:16
Дорогая Валентина Валентиновна, всегда восхищался мудростью Геннадия Иванова, как человека. Полагал, что неплохо знаю и его поэзию. Но, прочитав Ваш, пропущенный через сердце, отзыв на сборник "Горит костёр", понял что недооценивал её.
Спасибо Вам за то, что в полной мере открыли всю глубину и силу любви Геннадия к России.
Людмила Лаврухина 4.11.23 21:30
Всё , что написано о Геннадии Иванове, интересно и глубоко осмысленно. Поэт в своем творчестве раскрывает свою душу, разум и сердечные волнения. Поэзия льётся - автор живёт и поэтически мыслит . Стихи проникают в сознание читателя и образы остаются навсегда! При личном общении с Геннадием Викторовичем открывается настоящий русский характер, патриотизм и большая широкая душа! Божие благословение на нём! Спасибо Валентине Ефимовой за прекрасную творческую работу.
Наталия Тяпугина 4.11.23 13:38
Как хорошо, как умно и многогранно, с какой любовью прочитаны Валентиной Ефимовской стихи замечательного поэта Геннадия Иванова! А замечательны стихи тем, что - родные, искренние, совпадающие с самыми заповедными думами и переживаниями о России, о том, что, сколь бы ни было у нас бед и недругов, но все равно спасемся мы чудесным образом своей Историей, людьми, Словом, способным отворять живые души и укреплять их красотой и правдой. Поэзии Геннадия Викторовича Иванова всё это под силу. Естественно, честно, без надрыва. Вот оно, "золотое сечение" русской поэзии, настоящий "свет жизни".
Юрий Манаков 4.11.23 10:17
Глубокое и многогранное исследование, воистину творческий сплав науки и поэзии! И как к месту всё друг друга дополняет! Я уж не говорю о
самобытном и изумительном в своей правде раскрытии поэтической вселенной Геннадия Иванова. С одной стороны математически строго, торжественно и убедительно, а с другой - отражена вся космическая русскость творчества нашего замечательного поэта.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА