Андрей 1.05.24 20:32
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь.

Спасибо большое, уважаемая Наталия Евгеньевна! С Первомаем Вас и самый писательский сайт, с Праздником Весны и Труда, с днем, когда не хочется никуда спешить! Пожелания всего самого весеннего!

…Я б сказал: друзья не надо
Торопиться и спешить,
День, живешь которым, – радость,
Им и надо дорожить.

В нем мы сеем, в нем мы пашем,
Собираем урожай,
В нем растим детей мы наших,
И встречаем Первомай.

В нем залечиваем раны
И спускаем корабли,
Бороздят что океаны
Нашей маленькой Земли.
<1987>
Наталия Мусинова 30.04.24 17:54
Благодарю, Андрей, за тёплый, заинтересованный комментарий! Возможно, миссия… Возможно, и сам Гумилев это понимал. В любом случае, Николай Степанович – пассионарий и провидец, это очевидно! Герой своего времени!
С самыми добрыми пожеланиями,
Наталия Мусинова
Наталия Мусинова 30.04.24 17:48
Спасибо, уважаемый Геннадий Викторович! Если Юрий Юрьевич заинтересовался - значит, всё возможно! С наступающими майскими праздниками!
Андрей Калмыков 23.04.24 23:30
Спасибо большое за Вашу очень интересную и познавательную работу, уважаемая Наталия Евгеньевна! Из «Африканского дневника» Николая Гумилева выходит, что он замахивался на большее:

«У меня есть мечта, живучая при всей трудности ее выполнения. Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена. Номинально они находятся под властью абиссинского правительства, фактически свободны. И так как все они принадлежат к одному племени данакилей, довольно способному, хотя очень свирепому, их можно объединить и, найдя выход к морю, цивилизовать или. по крайней мере, арабизировать. В семье народов прибавится еще один сочлен».

Что это как не гуманитарная миссия? По-моему, Гумилев сам где-то говорит о смысле своей фамилии в этом контексте. На деле же планы поэта-путешественника были, в силу обстоятельств, несколько сужены, что не умаляет сделанное поэтом за время почти полугодичного путешествия в Абиссинию.

«Этот мой маршрут не был принят Академией. Он стоил слишком дорого. Я примирился с отказом и представил другой маршрут, принятый после некоторых обсуждений Музеем антропологии и этнографии при императорской Академии наук.

Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции».

И это при том, что Гумилев обыгрывает планы путешествия в соответствии с романтической концепцией, обозначенной еще в 1905 году в «Пути конквистадора» («Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду»):

Африканская ночь

…Весело думать: если мы одолеем, –
Многих уже одолели мы, –
Снова дорога желтым змеем
Будет вести с холмов на холмы.

Если же завтра волны Уэби
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.
< с 24 апреля по сентябрь 1913 года>

Это маршрут был повторен сотрудниками Санкт-Петербургского Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры), который в 1913 году командировал Гумилева в Абиссинию (сайт Кунсткамера – Экспозиции и коллекции – Виртуальные проекты – Африканский дневник. Экспедиция длиною в век).
Геннадий Иванов 21.04.24 12:00
Спасибо, Наталия! Нацелился взять у Вас интервью Юрий Юрьевич Щегольков, он тоже занимается Гумилёвым, помогает Бежецку в музейных делах и издаёт газету "Литературный Город".Достойный человек.
Наталия Мусинова 21.04.24 10:11
Уважаемый Геннадий Викторович! Спасибо за чудесное стихотворение! Вы – в диалоге с Гумилёвым и поэтическом, и ментальном… Отвечая на Ваш вопрос, смею предположить, что Николай Степанович либо знал о «миграции» песков Сахары, либо – это поэтическое прозрение, предугадывание удивительного природного явления. По крайней мере, сегодня экологам известно, что ежегодно в направлении Южной Америки (и далее) ветром переносятся сотни миллионов тонн песка, часть которого тонет в Атлантическом океане. Любопытный факт! И кто знает, может, когда-нибудь исполнится страшное пророчество великого Поэта из цитируемого Вами стихотворения «Сахара»:

И, быть может, немного осталось веков,
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.

И тогда уж действительно (не хотелось бы, конечно) только инопланетяне смогут оценить результат этого процесса «заСахаривания» (интересная игра смыслов получается!):

И когда, наконец, корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.

В любом случае, при помощи нанизывания этих образов-смыслов Гумилёв смог очень точно показать ничтожность человеческой цивилизации (со всем своим «прогрессом», наукой и урбанизацией) в сравнении с величайшей мощью матушки-природы и Господа Бога!
Геннадий Иванов 20.04.24 14:05
Многоуважаемая Наталия! Вот такой у меня вопрос. Когда-то в Египте я вспомнил о Гумилёве и что-то в этой связи написалось. Вот одно из стихотворений с эпиграфом из Гумилёва:

* * *
Дико ринутся хищные стаи песков…
Н.С.Гумилёв

По Синайской пустыне идут бедуины.
По Синайской пустыне идёт караван.
У людей и верблюдов натружены спины.
Их дорога – в Каир и в Амман.

Этот путь европейцам не очень по силам.
Но поэт Гумилёв – он пошёл, не сробел.
Оттого, что поэт и что он из России,
Он пошёл – и пустыню воспел.

В сердце Африки слышал он грозное пенье.
«Нас обманет пустынная тишь…»-
Он предвидел песков ненасытных движенье –
Мол, пески занесут и Москву, и Париж…

Я не понял пустыню, я был тут мгновенье.
Мне понятнее поле в цветах и река…
И слышнее мне в сердце России томленье –
По Христу мы томимся века.

Это очень понятно и даже привычно.
А пустыня…Другой это мир.
Этот мир от знакомого очень отличный.
«Сокрушитель людей» значит слово КАИР..

Стихотворение-то написалось, но до сих пор не нашёл ответа на вопрос: было какое-то поветрие в науке или ещё где про движение песков или это придумал сам Гумилёв. Тогда что-то такое было. И Клюев писал :
От смертных песков есть притины —
Узорный оазис-изба...
Грядущей России картины —
Арабская вязь и резьба.
,
Что это тогда было? Какая-то теория ? Мода? Блажь?

Наталия Мусинова 18.04.24 21:43
Спасибо, уважаемые коллеги! Михаил Константинович и Григорий Исаакович! И все те, кто любит творчество Николая Гумилёва и атмосферу Серебряного века! Африканская тематика, безусловно, занимает важное место в литературном наследии родоначальника акмеизма. Меня и раньше, и теперь удивляет пытливость ума и бесстрашие сердца великого Поэта! Зная его биографию, создаётся впечатление, что ему всё было подвластно, что он ничего не боялся! Думаю, смелость и героизм поэта-путешественника, поэта-воина обусловлены его особенным духовным зрением, искренней религиозностью, желанием объять весь мир, прочувствовать смыслы и оттенки богатейшей народной культуры Первоконтинента. Поэтические прозрения Николая Степановича сопряжены с Философией Слова. Он больше себя самого. Совершить путешествие в мир творчества Мастера – сродни поездке в Африку. Думаю, нас ждёт еще немало открытий на этом пути! Благодарю Николая Ивановича Дорошенко за публикацию! Искренняя признательность - Геннадию Викторовичу Иванову – Поэту и Человеку!
Григорий Блехман 16.04.24 19:19
Полностью солидарен с тем, о чём сказал Михаил Константинович.
От себя лишь добавлю, что, судя по биографии Николая Гумилёва, он с самого нежного возраста тянулся к некоей необузданности и первозданности природы. Видимо, находил там созвучие своему внутреннему миру. Похоже, отсюда и тяга к Африке, где живут люди в единении с природой. Читал этот прекрасный очерк Наталии Мусиновой и вспомнил стихотворение "Я и вы", где обо всём этом он сказал так:

"Да, я знаю - я вам не пара,
Я пришёл из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам,
Тёмным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцаря на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт.

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь горной щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всём открытый
Протестантский прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: "Вставай!"

Спасибо, дорогая Наталия Евгеньевна, за то, что так убедительно написала о той гармонии, соединяющей в душе Поэта земное с неземным, которая и приводила к рождению многих божественных строк, ставших классикой мировой литературы.
Михаил Попов (Архангельск) 16.04.24 09:01
Пройти бы африканскими маршрутами Гумилёва и сравнить реалии былого с днём нынешним! Наверняка, было бы немало открытий как этнографических, так и литературоведческих и поэтических...
Спасибо за экскурс, Наталия!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА