Анатолий Андреев 12.06.24 11:55
Уважаемые коллеги!
Прошу меня извинить за то, что вовремя не откликнулся на ваши замечательные посты. Был в отъезде, в Беларуси. С телефона почему-то не получается отправлять комментарии
Людмиле Воробьевой. Я пытался донести именно то, что Вы точно и выразительно сформулировали. Смотрим в одну сторону)
Спасибо Сергею Сметанину за поддержку, Юрию - за глубокое понимание.
"На мой взгляд, в России дореволюционной и после были Личности, -продолжатели личностноцентрического или персоноцентрического (по А. Андрееву) направлению: М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, С. Есенин, М. Шолохов, Ю.Селезнев, В.И. Белов, Н.М. Рубцов". Соглашаюсь.
Андрею Тимофееву. Да, Андрей, это именно схема - чтобы не утонуть в нюансах. Вначале была схема, если угодно)) А монографии мною уже написаны, изданы, пока лежат, чего-то ждут). Осмысление текущей литературы - это важно, конечно. В следующих материалах кое-что представлю.
Спасибо всем! С Днем России!
Андрей Тимофеев 8.06.24 14:56
Анатолий Николаевич традиционно на высоте!
В силу своей специфики мне, честно говоря, хочется здесь уже перевода из теории в практику (в образовательные методики, в критическое осмысление конкретных текстов современной литературы). Я бы считал концепцию "персоноцентризма" практически классической и фундаментальной, которую можно уже не обсуждать, а внедрять и опираться на практике.

В этом статье меня несколько смущает резкость (я бы её охарактеризовал как неофитскую, если бы не большой опыт автора в научной сфере; возможно эта резкость от некоторой нарочной провокационности статьи). Пушкин как воплощение персоноцентризма мне понятен. Пушкин, которого гвоздём прибивают как первого, до которого была пустота (вернее, был Гомер) смотрится как-то неловко. А точно у Шекспира нет персоноцентризма? А Байрон, Новая Элоиза и т.д.? Понятно, что он там может быть не развит, "допотопен", но всё-таки... Чуть тоньше бы и проработанней здесь! Понятно, что схема "Пушкин - Гомер" красива. Но, кажется, несколько волюнтаристически заострена.

В остальном - огромное спасибо! Ждём следующих статей, а главное - ждём осмысления текущей литературы.
Юрий 8.06.24 13:05
Этот анализ - поворотное исследование в оценке значимости Личности Литератора (поэта, прозаика или драматурга) для создания-отражения-развития в авторских произведениях традиционной для России общинной идеологии.
1. Цитирую А. Андреева: " Пушкин разглядел в человеке цель; его убили те, кто относился к человеку как средству. Враги личности расправились с личностью. Натура – с культурой. Западная цивилизация избавилась от того, кто предрек ее исчезновение (трансформацию, переход в иное качество)".
2. Стихотворение "Клеветникам России" (1831 г.) - прямое разоблачение Пушкиным целей и фактов политики объединённого Запада того 19-го века и не только.
3.1. Цитирую далее: "Он (Пушкин, прим. Ю.К.) был убит в расцвете своего гениального дарования – теми силами, которые мыслили исключительно в рамках индивидоцентрической парадигмы. Его убили за подвиг воплощения персоноцентризма (в жизни и творчестве), убили те, кто был врагом личности: если отвлечься от частностей, то расклад сил примерно такой".
3.2."Пушкин разглядел в человеке цель; его убили те, кто относился к человеку как средству".
3.3."... Развитие литературы вне пушкинского русла – это лукавое уклонение от вызова времени; изменой культуре это не назовешь, но и вкладом в культуру назвать трудно.
3.4."Толочь воду в ступе: примерно таков смысл стилевых экспериментов ради экспериментов".
3.5. "Индивидоцентрический дискурс уже изменен на персоноцентрический: это исторически свершившийся факт. Как говорится, уже написан «Евгений Онегин». Нравится это кому-то или нет".
4. На мой взгляд, в России дореволюционной и после были Личности, -продолжатели личностноцентрического или персоноцентрического (по А. Андрееву) направлению: М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, С. Есенин, М. Шолохов, Ю.Селезнев, В.И. Белов, Н.М. Рубцов.
Сергей Сметанин 7.06.24 19:40
С огромным интересом прочёл статью. Разделяю большинство мыслей высказанных в ней. Спасибо редакторам портала и автору за доставленное удовольствие.

С уважением
Людмила Воробьева 6.06.24 09:28
Можно сказать, что это классическая как в литературоведческом, так и в культурологическом аспекте статья Анатолия Андреева, которую стоило бы прочесть всем пишущим. Действительно, всё начатое Гомером в первую очередь только Пушкину удалось расширить по глубине философских смыслов, направлений, стилей, жанров, удалось именно русское Слово сделать значимым в общем мировом литературном процессе.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА