Валерий Хатюшин | 7.12.24 11:41 |
Г.Старостенко.
Во-первых, Людмила Воробьева в данной исследовательской работе не ставила задачи "охватить Тютчева во всей полноте". Уже по заглавию ясно, что речь в ней идет о ЛИРИКЕ Ф.И. Тютчева в сравнении с "современным поэтическим портретом". Поэтому попытка г-на Старостенко блеснуть неким "знанием" Тютчева-публициста - это нелогичный и неуместный выстрел в "молоко". Во-вторых, нет в объемной и серьезной работе Л.Воробьевой никаких "восхвалений". Но есть глубокий анализ и сравнение философско-любовной лирики русских поэтов двух веков. И в третьих, ни в журнале "Молодая гвардия", ни помимо него Юшин публицистом никогда не был. Что же касается журнала, то г-н Старостенко, видимо, последние лет двадцать его в руках не держал, т.к. за это время в КАЖДОМ номере журнала выходят мои нелицеприятные для властей публицистические публикации. |
ГеннадийСтаростенко | 7.12.24 09:15 |
Увы, и в этом удостоившемся восхвалений эссе г-жи Воробьёвой не охвачен весь Тютчев в его полноте. Она пишет о поэтах-воинах, безмерно преданных России и поругивавших Европы за неспособность её понять, упоминает о славянофилах...
Но вот что писал Фёдор Тютчев ярчайшему из славянофилов Ивану Аксакову о событиях жизни внутриполитической: "Под покровом ложного усердия вырастает порода выродков человеческой мысли, которыми всё более наполняется земля Русская, как каким-то газом, выведенным на свет Божий животворной теплотой полицейского начала". Да - и Аврутин, и Хатюшин активно поддержали СВО своими стихами и моральным участием. Но вот о "животворной теплоте полицейского начала" и пикнуть не посмели. Хотя когда-то, впрочем, Хатюшин в своём журнале с Юшиным были истинными публицистами |
Владимир Хомяков | 7.12.24 09:07 |
Поёт сердце, озарённое Божьей искрой заповедного слова искренней хранительницы Русского духа минчанки Людмилы Анатольевны Воробьёвой! Новая встреча с творчеством великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева и продолжателей его традиций в современной отечественной литературе - это поистине большое событие для нас, постоянных читателей сайта "Российский писатель". |
TaniaSonata | 6.12.24 23:24 |
Глубинный, монументальный философский труд! Полный восторг и почтение! Как же любить надо поэтическое слово, что бы так обстоятельно и талантливо рассуждать, сравнивать, анализировать творчество разных, раскиданных во времени, интонационном и поэтическом пространстве, поэтов! Сходных в одном - они - хранители тематического классического наследия. Каким прекрасным литературным языком написано это исследование! Сколь много поэтических книг авторов нужно было для этого прочесть, скрупулезно отбирая материал для изучения! И когда она все это сделала - наша драгоценная Людмила Анатольевна! Найти многие символы, смыслы, знаки, чтобы показать нам эти переходные мостики от одного поэта к другому! Показать оттенки и образы в отношении лирических героев всех авторов к вечным поэтическим темам! Почеркнуть современную значимость каждого избранного автора, и в тоже время, огранить ими уже непререкаемый и неоспоримый уровень поэтического таланта классика! Спасибо, дорогая! Прочитано не просто с удовольствием, а с пониманием и желанием дальнейшего проникновения в творчество этих поэтов! |
Людмила Воробьева | 6.12.24 11:23 |
Огромное спасибо всем авторам за прочтение, за неравнодушные отклики. Задумано эссе как раз и было -- высветить творчество современных поэтов, показать преемственность русской отечественной традиции. И самое главное -- прочесть по-новому и Тютчева, и по-новому взглянуть на картину нашей с вами поэзии, ее отдельных представителей. Что-то удалось, что-то, возможно, противоречиво в своей попытке, буквально, на грани риска, в чем вы правы, отыскать некий желаемый баланс, тонко уловить связь прошлого с настоящим. Ибо сравнения -- вещь опасная и далеко не всегда удачная.
Бесконечно благодарна Елене Игоревне за эту публикацию, за ее силу духа и самоотверженное продолжение работы на сайте! |
Юрий Кекшин | 6.12.24 10:10 |
Уважаемая Людмила, бесконечно восхищен Вашей статьей! Еще раз убедился в том, что Вы - большой и невероятно талантливый литературный критик! Как Ваше сердце благодарно и с любовью откликается на истинную высокую современную поэзию! Спасибо, огромное спасибо, что за этот Ваш замечательный труд о выдающихся поэтах нашего Отечества! |
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВ | 6.12.24 08:53 |
Конечно, большую работу большого критика не заметить невозможно. Конечно, её хочется прочитать. Конечно, в большой работе все принять трудно. Сильной стороной творческого почерка Людмила Воробьевой как эссеиста-критика является её умение формулировать эмоциональные оценки. Это невозможно сделать, не впадая в некоторый пафос. Это мне в ней как раз очень нравится. Её пафос честный, от него не коробит, ему веришь, даже если с ним не согласен. Например, последняя фраза её эссе пафосна, но не фальшива. Таких фрагментов в эссе много, и они украшают работу. Большая работа держится на концепции. Ключ к стилю, на мой взгляд, лежит в картине мира поэта. Если сравнивать и сопоставлять не метафоры и интонации, а картины мира, результат сравнительного анализа будет другой. Я не хочу сказать, что меня не устраивает этот результат, я хочу сказать, что результат "по картинами мира", на мой вкус и цвет, тяготеет к большей объективности. Такие эссе так или иначе заставляют думать, искать творческие решения, рисковать. Большая удача для критика добиться такого результата. Поздравляю Людмилу с большой удачей! |
Наталья Егорова | 5.12.24 20:53 |
Сравнивать современных поэтов с Тютчевым - дело и опасное, и далеко не бесспорное. Есть такие вершины, которые не хочется трогать. Их судьба - быть недостижимыми. Одна из таких вершин - Тютчев. И все же Людмила Воробьева во многом права. Привыкшие к творчеству своих современников, мы часто, не осознавая этого, занижаем оценку их творчества. В восприятии нашем они связаны с современной повседневной реальностью и обычной повседневностью этой "заземлены". Людмила Воробьева вырывает поэтов из привычного контекста и поднимает до вершин Тютчева - и восприятие наше невольно меняется, знакомые стихи начинают мерцать неведомым высоким светом, вернее, мы начинаем ясно различать его мерцание. И как же высоко, как глубоко звучат строки наших современников, какие потрясающие поэты живут с нами рядом! Поэты тютчевской плеяды... Плеяды, до сих пор растущей и зажигающей на литературном небосклоне России новые и новые звезды... |
Василий Киляков | 5.12.24 20:40 |
Людмила Анатольевна - одна из очень немногих на сегодняшний день по-настоящему талантливых авторов.Широкого кругозора, с лексиконом чистым и отборным, умеющая выбрать самое главное. Всегда читаю с большим интересом. |
Ольков | 5.12.24 19:56 |
Еще раз с удовольствием прочел работу Людмилы Воробьевой, ранее опубликованную в Аврутинской "Немиге". Спокойный и вдумчивый анализ, эмоции автора покоряют, влюбленность в стихи наследуется. Такие статьи надо в школе разбирать, проникаться классической поэзией и желать познавать поэзию этого тяжкого дня. |
Валерий Хатюшин | 5.12.24 19:20 |
Людмила Воробьева, и это отмечали многие, — одна из самых сильных и самых активных современных критиков. И этот ее большой исследовательский труд о философской и любовной лирике Ф.И. Тютчева в сравнении с современным поэтическим творчеством — событие неординарное, требующее серьезного прочтения и обсуждения. Нужно иметь большую смелость и даже дерзость, чтобы взяться за такую работу. Потому что работа эта, кажется мне, вызовет к себе отношение неоднозначное, может быть, даже противоречивое. Но такая работа должна была появиться. Ее время пришло. Потому что зрелое современное поэтическое творчество и русская классика — это единое духовное поле, неразрывное, непрерывное, дышащее одним божественным воздухом и наполненное одним высоким духом. Слава Богу, что Людмила Воробьева нашла в себе силы и смелость открыть читателю это единое творческое поле и единый творческий дух. Кто еще из нынешних критиков был способен на такой шаг?
Людмила Воробьева такой шаг сделала и достойно прошла по этому «минному» полю. И поэтическая картина, показанная ею, на мой взгляд, сохраняет единство высокого живописного слова девятнадцатого и двадцать первого веков. Глубоко признателен Людмиле Воробьевой за то, что для исследования и сравнения любовной лирики двух далеко отстоящих друг от друга веков она выбрала мои стихи. |
Валентина Беляева | 5.12.24 10:13 |
Автор этого монументального труда - безграничная, можно сказать, космическая любовь к русскому языку, русской литературе. Перед нами - трогательное сплетение мыслей и чувств наших современников с внутренним миром давно ушедшего в вечность поэта-философа - как многогранная панорама неиссякаемого триумфа русского слова. Великолепие этого кропотливого, нелёгкого труда вызывает не только восхищение, но и возводит его в статус одной из сокровищниц литературной критической мысли. Великая благодарность Людмиле Воробьёвой за неутомимое золотое перо и еë такой роскошный внутренний литературный мир. Это исследование как достояние русского слова останется навсегда в его бесценных анналах. Здоровья и новых творческих достижений тебе, дорогая подруга. |
Анатолий Аврутин | 4.12.24 23:42 |
Спасибо огромное, дорогая Людмила Анатольевна, за столь высокую оценку роли моей скромной персоны в современном литературном процессе. Здоровья вам и удачи во всём! Огромный труд -- написать такую статью. И вы его проделали... |
Игорь Петровский | 4.12.24 18:25 |
Грядущие поколения уже цифровых закабалённых инородцами рабов... |