Нина БОЙКО 1.02.25 05:25
Какая мощная динамика, и сколько тонкой сатиры!
Наслаждение читать короткие, но необычайно ёмкие по смыслу предложения, касаются ли они описания природы, поведения персонажей или подчеркивают какую-нибудь деталь.
Персонажи здесь -- чеховские мужики и бабы в новых условиях бытия. Исключение -- солдаты, но о них, вероятно, развернуто в следующих главах ("если есть ружье, оно должно стрелять").
Ольга Шевченко (Украина) 29.01.25 06:55
Начало представленного фрагмента, что называется "с места в галоп" . И потому я согласна с мнением Геннадия Алексеевича Сазонова. Так же согласна с разнообразием метких строк, о которых написала Валентина Абрамовна Коростелёва. И с реальностью изображённых персонажей согласна. Добавлю вот что ещё: к началу повествования и началу сюжета неплохо бы добавить описание дома и двора, в котором и происходит колоритный разговор действующих лиц. Дом ведь зачастую отражает и привычки, и даже характеры обитателей, а уж личность хозяина или , в данном случае, хозяйки - проявилась бы в полной мере.
Автору, конечно, виднее его замысел, но я написала мнение читателя. И желаю Вам, Николай Фёдорович светлого вдохновения!
Ольга Сумина 28.01.25 15:45
Писатель Николай Иванов всегда ассоциировался в моем сознании с военной тематикой. Причем мне нравилось отсутствие жесткости, объемность образов и сюжетная динамика.
И никак не могла себе представить такую вот деревенскую идиллию в его исполнении. А вот читаю и радуюсь тому, что при наличии огромного количества "деревенской прозы" он создал что-то свое, непохожее на других.
Пока не пойму, в чем дело, в чем особинка.
Почему-то в памяти всплывает Есенин. Может быть дело в том, что и у того, и у другого деревня - это не просто идиллия и созерцание, а драматичное по своей сути противостояние надвигающему обесчеловечению.
Не просто воспоминание, а внутренняя мобилизация. Нет, не в сюжете, не в диалогах, не в пейзаже, а подспудная собранность и готовность. Все-таки когда создавалась "деревенская проза", у писателей была какая-то надежда на положительный исход развития нашей страны. Здесь же все как бы прислушиваются к надвигающейся беде.
Диалоги звучат не камерно, а гулко, как во сне или как в тугом воздухе, замершем перед грозой. Помните такую художницу Зинаиду Серебрякову? Вот ее картины стояли у меня в памяти, когда я читала эту главу.
Скрытый драматизм обыденности - вот, наверное в чем суть, вот что придает вес и плотность таким обычным вещам.
Евгений ЮШИН 27.01.25 20:52

1.

" Березки при первом же порыве ветра из девиц-скромниц – очи долу, юбки в пол, – охотно растрепали зелёные космы, задрали подолы выше колен. Жди дождя для дураков – мелкого, никчемного, но, если не принять во внимание и не укрыться, через полчаса промокнешь до самой малой косточки."

Яне понял, что здесь смутило Геннадия Сазонова? Настоящая русская проза -- всегда ещё и поэзия . Тут она есть.
Валентина Коростелёва 27.01.25 17:35
В последний раз я выписывала подобные меткие строки у Грибоедова, только в рифму.

Где раньше была?
– В Москве.
– Путина видела?
– Не.
– Тогда и не балаболь. За тряпку и работать! (Боюсь, как бы не встретили меня однажды дома так).

– Ищем бабу Клаву, – перебил мстительные мечтания встрявший в разговор второй посетитель. Ни высокий, ни низкий. Ни худой, ни толстый. Что есть – что нету. Как дождь для дураков.

– От всей армии женщине ни холодно, ни жарко. Ей нужен кто-то один, но реальный. Хоть ефрейтор, хоть генерал.

— Оставь его. Когда кот охотится на мышей, ему не до кошек.

– Командиров у солдата как репейника на собаке…

Ну, Николай Фёдорович, приятно удивили. Хотя и раньше не по ранжиру писали, а тут – будто сидишь на завалинке в деревне. И смешно, и уютно, хотя время-то совсем не простое…
Одно слово – спасибо!
Геннадий САЗОНОВ 27.01.25 17:25
По небольшому отрывку трудно судить о значительном произведении в целом. Но Николай Иванов остаётся верен своей творческой манере. Правда, несколько смутила первая фраза, она, что называется, "игривая". А первая фраза, как известно, значит очень много для читателя.
Конечно, совместить "концы" времён и эпох, да ещё в художественном выражении, задача очень сложная. Но, думаю, автор справился с ней, как это было в предыдущих крупных произведениях. Главное достоинство в данном случае - ощущение зримости персонажей, их живая реальность.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 27.01.25 17:09
Проза Николая Фёдоровича Иванова уникальна в своих извилистых тропинках, как бы неприметных ручейках сельского пейзажа, до боли мне знакомого. Я живу воспоминаниями о детстве и подростковом возрасте, автор же ускоряет моё движение туда - в края родные, где окружённые тёмно-зелёной крапивой разливают аромат кусты сирени, а неподалёку - обелиск защитникам Отечества в Великую Отечественную войну и хранящиеся у меня списки односельчан с материалами о подвигах и выполнении своего долга. Еще первые вешки будущего произведения, а уже разбужено творческое воображение читателя, остаётся запастись терпением, чтобы получить текст для прочтения с подключением эмоций и принятия авторской точки зрения. А ещё я всегда жду ключевых фраз. Поздравляю Вас, дорогой земляк!
Григорий Блехман 27.01.25 16:36
К тому, о чём уже сказал Валерий Латынин, могу лишь добавить - эта правда сельской жизни наполнена в этой главе не только естественным звучанием из уст персонажей романа Николая Иванова, но и дышит нынешним, очень непростым для России, временем.
Это особенно чувствуешь в заключительном её абзаце.
И, ещё важно отметить - ты видишь, что ТАК поведать это мог только русский писатель, поскольку, по мере чтения представленного здесь сюжета, в твоей душе или сознании отчётливо звучит знаменитое: "Там русский дух, там Русью пахнет...".
Уверен, прочти это А.Т. Твардовский, непрнеменно сказал бы то, о чём любил сказать, прочитав понравившуюся ему вещь: "Это - проза долгого дыхания".
Валерий Латынин 27.01.25 14:28
Читая главу из новой повести Николая Иванова, почему-то вспомнились слова Пушкина: "О чём, прозаик, ты хлопочешь? Дай мне сюжет, какой захочешь..." Наверное, потому, что автор этой повести и не хлопочет вовсе, а рисует незатейливую картину сельской жизни, расцвечивая её только живой разговорной речью. И душа откликается на самобытное слово, вслушивается в монологи героинь, дорисовывая воображением описываемые сцены и действующие лица, становясь как бы участником события. Текст затягивает, как магнит. Это и называется мастерством. Буду ждать публикации всей повести. Раз появились неприметные солдатики с оружием, то "ружьё должно выстрелить" по законам жанра, а личность воина проявиться во всей красе через поступки.
Владимир Левченко 27.01.25 08:35
Марина, согласен: "жив еще наш народ".
Главное ведь - это не богатство и не власть.
Главное - талант, способность преображать действительность. То есть придавать ее бесконечно меняющемуся течению образ. Такой, чтобы воспринимая этот образ - ты чувствовал, как обостряется и твое внутреннее зрение, понимание окружающего мира.
Проза писателя Николая Иванова (я тут, на сайте, посмотрел и другие его произведения) создает объемный и живой образ. Сразу входишь в пространство, полное звуков, красок, воздуха, заражаешься чувствами героев.
Насколько я понял - Николай Иванов - не тот писатель, который любит порассуждать от имени автора. Он, как скульптор, его мир пластичен, пространственен, и сразу чувствуешь себя его участником. Да так, что иногда с усилием заставляешь себя вернуться в реальность. В этом писатель продолжает лучшие традиции русской классической литературы, сохраняя при этом нерв нашего времени.
А раз у нас есть такие писатели, значит, и народ наш жив.
Спасибо, что поделились с нами своей новинкой, буду ждать продолжения.
Марина Редина 26.01.25 20:11
Ну что сказать? - начало положено, причем такое - как запев в народной песне.
Сама я за собой замечаю: насмотришься телека, там все приглаженные, гладкокожие, крашеные, как в масках, и говорят однообразно, как искусственный интеллект,
После этого выйдешь на улицу и с тоской ждешь продолжения телевизионной картинки.
И вдруг зацепишься с кем-нибудь языками во дворе, потом пройдешься по улице, послушаешь щебетание школьниц, приглядишься к встречным прохожим и думаешь: нет, жив еще наш народ.Особенно это чувствуется, когда речь зайдет о животных, птичках, цветах, облаках. Вроде бы и каменный город вокруг, а сознание наших людей утепляет и животворит все вокруг.

Так и в первой главе повести Николая Иванова - хоть и помянут Путин и некий отдаленный гром. а житейская атмосфера - вечная, как сама Россия: плавный разговор деревенских женщин, военные, пришедшие на постой, банька - всё ложится на душу "привычным делом", "каждое лыко - в строку", изо всего происходящего подспудно слышится музыка русской души.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА