Юрий Кириенко | 25.05.25 21:30 |
Прошу извинить, но коротко по проблеме "Истоки славянской письменности" не получится. Сообщаю.
1. Стихотворение "Славянский язык" опубликовано в статье Ю.Кириенко-Малюгина "О тенденциях в славянском мире", альманах "Звезда полей" 2012, Издатель НО "Рубцовский творческий союз", 2012, ISBN 978-5-903862-16-0; материалы 7-й конференции "Рубцовские чтения-Москва 2012". Некоторые тезисы из статьи: 2. Президент Российской Академии наук, адмирал Шишков, ещё 200 лет написал книгу «Славянский корнеслов», в которой дал несколько обоснований: .... Славянский язык является древнейшим языком и множество западно-европейских слов имеют славянские (русские) корни. .... Любой русский (славянин) на основе природного (генетического) знания родного языка может образовывать новые слова, которые органично вытекают из контекста. Этим непроизвольно пользуются поэты. 3. П.Лукашевич, однокашник Н.В.Гоголя по семинарии, написал книгу о чаромутиях языка. Обосновал несколько этапов искажения (помутнения чар) праязыка. Надеюсь, что филологи и не филологи продолжат исследования о первобытности русско-славянского языка. Сейчас мы наблюдаем целые пласты разновидностей славянского языка, но все они имеют, как правило, одну корневую словарную базу. 4. О древности языка. А.Дмитриенко сообщила о расшифровке спиральной письменности «Фестского диска» и таблиц древней письменности этрусков («Линейное письмо «А» и «Б» на основе именно славянского языка), которым 3,5-4,0 тысячи лет. Характерно, что западно-европейские учёные не смогли это сделать в силу ограниченности буквенного состава своего языка и латинской транскрипции написания букв. 5. Филологи почему-то умалчивают о статье С.А.Есенина «Ключи Марии», насыщенной русско-славянскими размышлениями и идеями. Привожу начало статьи С.Есенина: «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием (выделено Ю.К.М.). Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте... Есенин пишет: «Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида – душа, плоть и разум…Воздухом его (ангелический образ – термин С.А.Есенина – прим. Ю.К.М.) дышит наш русский «Стих о Голубиной книге», «Златая цепь», «Слово о Данииле Заточнике» и множество других произведений, которые выпукло светят на протяжении долгого ряда веков». 6. Надо однозначно заявить, что первая известная слоговая система образования слова, характеризующая предмет, явление, миропонимание создали именно славяне или их предшественники, которые позднее были идентифицированы как славяне, словены, веды. И корень славянской общности в наименовании «слово». И надо категорически опровергать попытки навязать происхождение слова «славяне» от «склавы», то есть рабы. Это попытка поставить нас, славян, информационно и затем в общественной исторической иерархии на низкий социальный уровень. Это было ещё у гитлеровских идеологов. 7. Теперь, о спекуляциях русофобов и славянофобов разных мастей вокруг «москалей», о «засилье» русского языка на территории Украины и Белоруссии. Надо признать исторический факт, что более 300 лет назад на территории Киевской Руси, Московского царства был один славянский язык. Реформы, проведённые Петром Первым, имели целью сделать язык, более приспособленный для технических нужд и военных целей. При этом русский язык, как художественный, потерял частично в выразительности и образности. Хуже всего то, что русско-славянские литераторы, историки и читатели потеряли возможность в подлиннике, «с листа» читать древние тексты и теряют Историческую связь с древней культурой. 8. Сейчас расшифрована «Велесова книга», древнейший памятник общеславянской культуры. И мы должны не только гордиться нашей историей, но пропагандировать её Древность, в том числе в Западной Европе. 9. Об истории. В начале 2011 года прошла ТВ-передача о памятниках древнейшей культуры в районе Кольского полуострова. Были представлены наскальные рисунки, а также явные следы каменного лабиринта концентрической формы, выложенного древними людьми. Этим памятникам 6,5 тыс. лет. Почему-то телевизионщики отнесли эти памятники к карелам, а не к поморам, которые являются ведической ветвью славян. 10. Известный нам Аркаим, как астрономический центр на Урале, древнее разрекламированного Стоук-Хенда в Великобритании на несколько сотен лет. 11. Напомним ещё о «Каменной книге», открытой в начале 20-го века Н.Гумилевым, который поставил в известность царя Николая II (см. Интернет? поиск «Каменная книга» или «Голубиная книга»). 12. И ещё о языковой взаимосвязи и обогащении художественности мировосприятия. Не надо делать каких-то переводов с украинского или белорусского или сербского на русский. Надо самим овладевать прочтением этих родственных текстов. И не надо с русского переводить на украинский. А то получается вместо «паду ли я стрелой пронзённый», «паду ли я дручком пропертый». Это даже не смешно. Читаем мы без перевода «Слово о полку Игореве» и нормально. Где русскому или украинцу непонятно, давайте сноску. А читать надо в подлиннике. И звучит красиво. У каждого славянского народа есть свои духовные Лидеры. Для русского народа такими являются Ломоносов, Тютчев, Пушкин, Гоголь, Есенин, Рубцов. Это одни из основателей и продолжателей славянофильских и патриотических идей. О демографии.... Библиография 1. А.С.Шишков. Славянский корнеслов. С.-Петербург. Фонд славянской письменности и культуры. 2002. 2. Первобытный славянский язык, открытый Платоном Лукашевичем. Избранное. М. «Белые альвы». 2008г. (Репринтное издание статей 1846г., 1850г., 1851г., 1877г.) 3. А.Дмитриенко. Памятники слогового письма древних славян. Этрусские надписи. Фестский диск. Линейное А и Б.. М., Издательство «Белые альвы», 2001. 4. С.Есенин. Ключи Марии. Собрание сочинений, Гос. издательство художественной литературы. т.5. М. 1962. 5. А.Обухов. Слово о букве. Издательство «Папирус», г.Иркутск, 2009. Ю.И. Кириенко, канд. техн. наук, член МГО СПР с 2000 г. и Рос. авт. общество с 2003 г., см. сайт www.rubcow.ru "Звезда полей" с 2006 г. |
Марина Маслова | 25.05.25 19:03 |
Спасибо, Михаил Константинович, за реплику. Конечно, я знаю эту гипотезу.
Если говорить о Вашей "Берестяной истории", в 2020-ом я писала об этой книге для юношества. Цитата: "Стилизованную в оформлении под старинную грамоту книжку «Берестяная история» прочитала я в тот же вечер. Потом ещё долго рассматривала в ней иллюстрации работы самого писателя. Подобно моему земляку Борису Агееву, художественно оформившему не один десяток курских книг, своих и чужих, писатель земли архангельской тоже прекрасно рисует и создал неповторимый облик своего издания. Кажется, оно может даже послужить отличным учебником древнерусской истории для детей и подростков. Тут и толковая азбука с церковнославянским шрифтом, и чуть ли не подлинные тексты берестяных новгородских табличек «с чертами и резами», содержание которых писатель великолепно обыгрывает в своей историко-приключенческой повести о мальчике Онфиме". (https://denliteraturi.ru/article/5169) И вот ключевое выражение здесь, всем филологам известное, это "черты и резы". Эти "черты и резы" лингвисты не рискуют считать полноценной письменностью. Можете бросить в меня камень за эту позицию, но студентам необходимо сообщать факты, а не версии и гипотезы. Иначе они, ещё не приученные мыслить критически, могут увязнуть в разнообразии противоречивых мнений. Читала я разные гипотезы по этому поводу. Но лекция написана давно, и много в ней беглых формулировок, объясняющихся тем, что разговор о языке вёлся ведь и на других занятиях, и всяческие гипотезы могли быть озвучены (если была в том необходимость) в другое время. И даже если здесь, в рассказе о просветительской миссии святых Кирилла и Мефодия, было уместно поговорить об этом, у меня была другая задача: не версии обсуждать, а объяснить, каким образом случилось, что братья вынуждены были искать поддержку не в Константинополе, а в Риме. А Вашу книжку я приносила в семинарию и показывала студентам, и они даже брали её почитать. Так что пусть постигают противоречия истории из художественной и научно-популярной литературы и сами пусть определяются, какая версия им ближе. А если буду писать новые лекции, тогда, пожалуй, все новейшие исторические откровения следует учесть, но и их надо разделять на доказуемые и недоказуемые. Время сейчас такое, что в этом вихре информации всё слишком быстро меняется, и дело даже не в "бесшабашной гонке", а в том, что силы нужны теперь для элементарного выживания... Когда сирена ракетной опасности воет через каждые пятнадцать минут (как было вчера и позавчера), мне, откровенно говоря, уже всё равно, в каком веке возникла письменность... |
Михаил Попов (Архангельск) | 25.05.25 16:16 |
Дорогая Марина!
Спасибо за развёрнутую лекцию! Не подвергая сомнениям изыскания учёного человека, хочу напомнить, что существует и другая точка зрения на роль солунских братьев в просвещении Руси. Они, согласно этому мнению, добились от Константинополя разрешения вести богослужение на "старославянском", близком к русскому языке. Но азбука, письменность русская существовала и до них. Почему мне кажется справедливым последнее утверждение? Помяну в связи с этим мою книжку "Берестяная история", о которой Вы, Марина, тепло отозвались. Там в основе - "берестяные грамоты". Такое письмо появилось на Руси в начале ХI века. Спрашивается, могла ли столь быстро - - за два с небольшим века - распространится по большой - даже по тем временам - территории едва ли не поголовная грамотность?! Ведь это не огонь, скоропалительно охватывающий тайгу, - все житейские процессы в те поры происходили медленно, не чета нынешней бесшабашной гонке... |
Юрий Кириенко | 24.05.25 20:53 |
С Днём Славянской письменности и культуры
Юрий Кириенко-Малюгин Славянский язык Из ран на храмах прорастают ветви, История звонит в колокола. Удары бьют по душам славных предков, Звучат набатом гордые слова: Славяне – браться! Славяне – братья! Святой Кирилл и брат его Мефодий Нам выстрадали праведный язык. Он, верю, будет царствовать в народе, К единству звать, питать его родник. Один язык, святой язык столетий Нам свитки принесли в текущий век, И дан завет: Добро, Любовь воспеть бы, А также всё, чем славен человек! В годины испытаний и доносов Держались братья веры матерей, Несли свой крест… Не зря Кирилл-философ: Всех призывал к единству алтарей. Язык славян от юга и востока, От западных и северных равнин Услышишь ты. В нём голосом пророка Один раз сказано – народ един: Славяне – братья! Славяне братья! Впервые опубликовано в авторской книге "Поэзия. Истина. Рубцов" Москва. Издатель И.В. Балабанов, 2007. ISBN 978-5-901049-82-2. |
Анатолий Головкин | 24.05.25 19:39 |
Спасибо автору за напоминание, что именно сегодня, 24 мая – День славянской письменности.
К сожалению, Кирилло-мефодиевская письменность не смогла сыграть объединяющую славянство роль, разделению славянства способствовал религиозный фактор. После смерти Кирилла и Мефодия их противники добились у Папы Римского запрещения использования старославянского языка в богослужении. С 925 года, когда на церковном соборе в Сплите, созванном по указу Папы Римского, его посланники осудили славянскую богослужебную практику и отменили её церковное употребление, славянские народы долго колебались между Римом и Византией, стать им католиками или православными. Под влиянием римского духовенства отделились от православия, и перешли в католичество: Польша, Словакия, Словения и Хорватия. В православии, кроме Древней Руси, из славянских народов остались: Болгария, Македония, Сербия и Черногория. Нужно отдать должное болгарскому народу, который спас наследие Кирилла и Мефодия. Крещение Киевской Руси в 988 году оказало существенное влияние на сохранение и развитие старославянского языка, так как именно он был принят в качестве богослужебного. |