Страница: 1 2 Все |
Юрий Кириенко | 10.08.25 04:51 |
В лекции А. Тимофеев не упоминает такой известный "Миф",как План (Программа от 1945 года) Алена Даллеса, руководителя ЦРУ по морально-психологическому разложению русской (советской)молодёжи. Информация из интернета:
"Впервые текст был опубликован в современном виде в 1993 году в статье митрополита Иоанна (Снычёва) «Битва за Россию»[5] и в то же время в другой статье украинского поэта Бориса Олейника.[6] С тех пор его цитировали ... многие российские политики (такие как Владимир Жириновский,[7] Николай Кондратенко,[8] Сергей Глазьев[9]), журналисты, писатели (Сергей Кара-Мурза[10]) и режиссёр (Никита Михалков).[11] Спикер Совета Республики Беларусь Наталья Кочанова использовала этот план, чтобы объяснить ситуацию в Беларуси.[12][13] Весь план (без каких-либо упоминаний о Даллесе или ЦРУ) почти дословно озвучен злодеем персонажем в первом издании романа «Вечный зов» Анатолия Иванова. Во втором издании, вышедшем в 1981 году, по-прежнему содержится большая часть плана, но теперь он разбит на короткие фразы и разбросан по второй книге.[4][14] Более раннюю версию этого плана можно найти в романе советского писателя Юрия Долгих-Михайлика 1965 года, где фигурирует другой злодей — «генерал Дамбрайт» (Русский: генерал Дамбрайт), предлагает аналогичный план действий: "Мы вооружим комиков шутками, которые высмеивают их настоящее и будущее. (...) Отравим души молодёжи неверием в их предназначение в жизни, пробудим в них интерес к сексуальным проблемам, заманим их такими соблазнами свободного мира, как модные танцы, красивая одежда, особые записи, стихи, песни... (...) Посеем раздор между молодёжью и старшим поколением...[15] По сюжету генерал Дамбрайт участвует в попытке подписать сепаратный мир между западными союзниками и нацистской Германией во время Второй мировой войны, что, возможно, и стало причиной того, что Аллен Даллес был использован в качестве реального прототипа персонажа Долд-Михайлика (см. Операция «Восход»).[4][16] ... Текст Иванова также имеет много общего с высказываниями Петра Верховенского, персонажа романа «Бесы»Фёдора Достоевского 1871 года: "...мы будем использовать пьянство, клевету, шпионаж; мы будем использовать невероятную продажность; мы задушим всякий гений в зародыше. (...) Но сейчас необходимы одно или два поколения порока; чудовищного, отвратительного порока, который превращает человека в отвратительную, жестокую, эгоистичную рептилию. Вот что нам нужно!» (Глава VII).[17]." |
Иван Сущенко | 10.08.25 02:46 |
Прочитал отклики на мой комментарий. Вижу, что мои некоторые мысли вызвали интерес. Иван Сущенко - это мои имя и фамилия по рождению. Я земляк Николая Ивановича Дорошенко.
По поводу выступления Андрея Тимофеева. Склонен видеть продуктивность в употреблении им слова "миф". Само по себе сознание и представление человека мифологично на уровне бытового сознания. Человек круглосуточно не мыслит в научных категориях и и не разговаривает научными терминами на кухне и на улице. Миф создает основу выживания общества с древних веков, если не касаться, конечно, материального производства. От мифа о происхождении рода или народа до способов отношения друг к другу, выраженного в нравственных нормах. Человек эти правила усваивает через сказки, мифы, байки. В нынешних условиях - через литературу, СМИ, интернет. Конечно, термин "миф" можно заменить другим словом. Но оно более подходяще, поскольку создает представления у человека о чем-то большом и важном для понимания мира, понимания мироздания и внутренней жизни человека, а не отвлекает на узкие проблемы нравственности или бытия. Мне хотелось обратить внимание писательского сообщества на ряд мифологем, которые надо бы сообща доносить до читателей, чтобы, как отметил Андрей Тимофеев, у граждан нашей страны вырабатывалось единое мнение по некоторым базовым понятиям, без которого не бывает народа. После 1991 года, после распада единого советского народа, в российском обществе начало формироваться множество, я бы сказал, кластеров вместо единого народа. Они складывались по социальному статусу, по национальному признаку, по профессиональной принадлежности и по другим, даже возрастным признакам, как, например, пенсионеры. У каждого есть свои интересы, свой круг общения, свои предпочтения и т. д. В политическом секторе общества кроме партий и политических институтов в последнее время вызрели "монархисты" и "белые", объединенные идеей антисоветизма и апологетикой имперского периода истории с одной стороны и "красные" с апологетикой советского периода. В условиях, когда школа перестала заниматься воспитанием (да-да!), боюсь, что некоторые писатели этого не знают. Напомню, что в школе так же сократили до невозможности преподавание отечественной литературы и истории, выкинули из программы некоторых советских классиков. В это же время СМИ, особенно телевидение и интернет, проповедуют пошлость низменные потребности и гедонизм. Николая Дорошенко верно подметил, что русскую литературу в это время, по сути, исключили из системы духовного окормления нации. Переформатирование СПР создает возможность вернуть писателям общественную трибуну, дать им возможность широко участвовать в формировании мифологем в обществе, которые буду цементировать граждан в единый народ. Только какие же мифологемы будут нести людям писатели? Я не говорю о проблематике внутренней жизни человека, которую так же исследуют писатели, а об общественных аспектах, исторической канве нашей жизни. В предшествующем комментарии я некоторые темы назвал. Они важные, но весьма дискуссионные. По ним нет единой точки зрения. В расколотом обществе вряд ли по ним может быть достигнуто единомыслие. И, тем не менее, без нескольких единых мифологем народ может оказаться снова у разбитого корыта, а то, может быть, подойти и к роковой черте. Сейчас, все согласятся, у нас осталась только одна святыня, одна мифологема - Победа в Великой Отечественной войне. Народ сплотился и в оценке СВО и новых территорий, неожиданно избавившись при этом в значительной степени от тех, кто внушал нам "западные ценности" и вестернизировали искусство и эстраду. Они уехали. Поэтому, по-моему, бережное отношение к нашей истории во всех ее периодах должно стать непременным правилом для писателей. Народ ждет художественного осмысления его подвига в период Смуты, и уважительного отношения к имперскому периоду, признавая достижения дворянского сословия, не забывая достижения советского периода, не сводить его к солженицынскому ГУЛАГУ. Особо стоит проблема развала СССР и реформ 90-х. Народ явно отрицательно относится к развалу страны, тому способу, как эти реформы прошли. Но драмы и трагедии этой близкой к нам эпохе в художественном воплощении у нас есть? Чтобы большинство читателей зачитывалось ими, как шолоховским "Тихим Доном", "Поднятой целиной" или булгаковскими "Белой гвардией" и "Мастером и Маргаритой"? Пусть мои размышления поверхностны. С удовольствием бы прочитал глубокомысленные произведения Анатолия Головкина на эту тему, чтобы он создал такое произведение, которое бы читатели стали передавать из уст в уста: вот это книга о "прихватизации"! Как верно Головкин передает метания молодого чистого и честного бизнесмена, который желает стать богатым и постепенно теряет свою чистоту и честность, но все же находит в себе силы покаяться и обрести душевный покой! Шучу)) И особо стоит тема разорванного на куски русского народа и трагедия войны с Украиной. Это не простые истории. Без их глубокого художественного осмысления обойтись нельзя. |
Анатолий Головкин | 9.08.25 13:34 |
В литературе всегда важна простота изложения мысли, доступной для понимания читателям. Не случайно они желают, чтобы в своих художественных книгах авторы переводили научные академические предложения на популярный общедоступный язык. Но не до такого предела, как он используется некоторыми авторами сейчас, сопряженный с матом, тюремным жаргоном, иностранными терминами и разными словесными завихрениями. |
Михаил Ковалёв | 9.08.25 11:34 |
А почему комментарий Сущенко поверхностный? Он перечислил некоторые действующие мифы. А их, ложных, плодят ныне безмерно. Кто-то без этой лжи и жить не может. |
Анатолий Головкин | 9.08.25 10:57 |
Прочитав поверхностный комментарий Ивана Сущенко обо всем от Рюрика до современности, еще лучше начинаешь понимать, что живой литературный процесс ныне заменен бездоказательными схемами или проще - словоблудием. |
Сергей Бахматов | 9.08.25 06:23 |
Ивану Сущенко.
В своём комментарии Вы пишете: "Совершенно не проповедую социалистическую идею. Хотя по Конституции наше государство социальное". Социальное буржуазное государство - это оксюморон, который навязывается обществу в качестве мифа. В России 40 млн. пенсионеров находятся за чертой бедности или вынуждены работать до смерти, чтобы хоть как-то уберечься от нищеты. Буржуазная действительность с её мифами, поклоняться которым есть моральный долг каждого свободного гражданина. Вопрос: почему бы нам не убрать микрофинансовые организации с их грабительскими процентами, ведь они порабощают одних людей, а других толкают на преступления? Ответ: нельзя, так как в возможности пользования ими проявляется свобода выбора гражданина. Гражданин должен иметь выбор быть обманутым, в этом его право, а перед обществом стоит моральная задача первостепенной важности обеспечить его таким правом. Вопрос: почему бы нам не убрать коммерческие банки, ведь они не только наживаются на процентах, но и спекулируют на биржах, зарабатывая из "воздуха" огромные деньги? Ответ: нельзя, коммерческие банки являются "кровеносной системой" капитализма, которая реализует экономическую свободу, мораль и процветание. Вопрос: а почему бы нам не убрать назойливую рекламу, которая преследует людей повсюду? Ответ: нельзя, реклама - двигатель торговли, без неё будет экономический кризис, вся экономика остановится, и люди впадут в нищету. Вопрос: а почему бы нам не убрать капитализм, являющийся причиной эксплуатации людей другими людьми, а также кризисов, инфляции, безработицы, коррупции, двойных стандартов и т. д.? Ответ: нельзя, капитализм является прогрессивной формой экономического и политического устройства общества, который распространён по всему миру. Вопрос: не приведёт ли капитализм к мировой экономической, экологической или военной катастрофе? Ответ: на риторические вопросы не отвечаем. Смотри предыдущий ответ. Если не согласен быть свободной и моральной личностью, то терпи и не задавай лишних вопросов. Последний вопрос: почему при капитализме все врут, как дышат? Это уж совсем просто! Если говорить правду и только правду, то повсеместно начнётся война всех против всех, а при капитализме хоть и воюют тут и там, но всё же за мир во всём мире. Мы же христиане! |
ГеннадийСтаростенко | 9.08.25 03:59 |
"Ивану Сущенко" (хотя и очень смахивает на псевдоним) :
Да мало того, Иван, что они там на Западе все вкрай изрусофобились, с тяжкого похмелья решив, что мы тут вовсе не народ-богоносец и не посланцы гуманизма в белых ризах, что ничуть не утопаем в святости - как на самом-то деле... Они ведь там на Западе на завтрак себе младенцев поджаривают, а потом все бегут на литургию самому Сатане! А иные из оных и того страшней - с хвостами и о двух головах! |
Иван Сущенко | 9.08.25 02:13 |
Понятие "миф", в нынешнем его понимании несколько иной, чем миф Древней Греции. Современные мифы становятся частью той идеологии, которую кто-то проповедуют, чтобы овладеть сознанием электората.
Мы видим, как на наших глазах Запад формирует миф о России, как об этаком агрессивном монстре, который испокон веков был агрессивным и варварским. Советская Россия приравнена к гитлеровской Германии, она обвиняется в том, что начала Вторую Мировую войну, а после нее оккупировала Восточную Европу. И уже Трамп без всякого зазрения совести объявляет, что это США победила во Второй Мировой войне, а не Советский Союз внес решающий вклад в разгром Гитлеровской Германии и ее сателлитов. В рамке этой парадигмы вбитой в сознание западного обывателя, японская молодежь считает, что атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки осуществил Советский Союз. Исходя из названного мифа, который так последовательно и целеустремленно вдалбливают западному обывателю, все ли в полной мере отдают себе отчет, что нас всерьез Запад собрался полностью уничтожить как государство и, возможно как народ? Все ли из писателей осознают, что внутри России есть группировки, которые действуют в рамках этой же мифологической парадигмы, когда занимаются антисоветизмом, стряпают малограмотные, наполненные оккультизмом и фанатичной неприязнью к Ленину фильмов типа "Мумия"? Продолжают поносить Верховного Главнокомандующего Сталина, вычеркивая его имя из скрижалей Великой Победы? На чью мельницу они льют воду? Кстати, вольно или невольно солидаризируясь с "декоммунизацией" бандеровцев на Украине. Неужели же патриотам непонятно, что так вести себя по ребячески нельзя перед консолидированным Западом? Не скажу, что Смутное время не отражено в русской литературе. Один из самых героических периодов нашей истории, когда народ сам поднялся и восстановил русскую государственность, отшвырнув в строну предателей из Семибоярщины, передавшей престол Московского царства польскому королевичу. Есть ли этот миф в сознании нашего народа? Миф о величии народа? Несколько имен: Минин и Пожарский, Иван Сусанин живут в сознании и то не у всех. Праздник 4 ноября ныне некоторые так и не уяснили - к чему он. Не потому ли мы пережили за 20 век две государственные катастрофы: в 1917 году и в 1991? И ничему не научились?... Сейчас в стране идет создание двух мифов. Первый по умолчанию поддерживает нынешняя российская "элита". Этот миф подразумевает, что "Ельцин-Центры" должны создать у подрастающего поколения о 90-х годах миф, который сформулировала Наина Ельцина, назвав 90-е годы " святыми" и предложила "поклониться тем людям, которые жили в то сложное время, которые создавали и строили новую страну". То есть поклониться Ельцину, Гайдару, Козыреву, Чубайсу и иже с ними. Этот миф нужен не просто для поклонения прошлому, а утверждению той социально-экономической системы, которую создали перечисленные личности. Мы уже видим, к каким результатам в период СВО привела эта система по лавине "лерокантов", посадке паркетных генералов и пр и пр. Мы без государственной идеологии, которой нам не положено по Конституции куда выплывем, если нет ни великой цели, куда плыть, ни ориентиров в пути. Пока что только наметки в виде патриотизма, "традиционных ценностей", суверенитета, что уже неплохо. Совершенно не проповедую социалистическую идею. Хотя по Конституции наше государство "социальное". Но мы в литературе даже и не пробовали создать мощный миф о 90-х. Как это сделали Булгаков, Шолохов и ряд выдающихся имен русских писателей и поэтов о революции 1917 года, Гражданской войне. Единое представление о самой трагической катастрофе 20 века так еще и не выработано в нашей стране за более чем 30 лет. Народ в своем большинстве нутром чувствует, что произошло. Но писатели это видение, этот подспудно сложившийся миф в сознании большинства, хоть как-то отразили? Катастрофу русского народа, самого большого народа нашего государства, кто-нибудь осознал, отразил, что его разорвали на куски, 25 миллионов бросили на произвол национальных элит в 14 странах ближнего зарубежья. И молчим. Кто нибудь возопил, чтобы весь мир вздрогнул? Ведь такой катастрофы не переживал ни один народ за всю историю человечества. Это не 1,5 млн армян, уничтоженных турками в Первую мировую, не немецкий народ, который просто развели по двум немецким (!) государствам. Мы даже только в последние годы начали говорить о геноциде немецкого нацизма против советского народа, мы, которые потеряли больше всего людей во Второй Мировой, исключая китайцев. Не потому ли мы так таем просто на глазах. Вымираем. Потому что у нас нет устоявшихся, нерушимых мифов о нашей истории. Мы их переиначиваем почти каждые 50 лет. В то время как у некоторых несколько мифологем не теряются тысячелетиями, как у китайцев, евреев, например. Народ начинается с мифа о своем начале. Нам даже тут до сих пор навешивают "норманнскую"лапшу на уши. Фильмами типа "Викинг" и сериалом "Викинги". Вся блогосфера заполнена этим мифом. Кто-то же да оплачивает эту кампанию, самых примитивных неучей содержит лишь бы попривык потреблять наш обыватель эту лживую идею о начале нашей истории: и талдычат, и талдычат, что Рюрик был скандинавом. Как будто паспорт его в руках держали. Генетику подключают. Они гены Николая Второго считывали? Чьих он кровей? А император он чей был, они помнят? Они не знают, что династии издревле перемешивали кровь между собой? Наше время судьбоносное для страны и для народа. Народ существует до тех пор, пока у него есть единство в представлениях не только о нравственности, но и о своем мифологическом прошлом, мифологическом настоящем и будущем. У народа должен быть горизонт проживания в мифическую светлую, величественную бесконечность. Народ одним днем не может жить, иначе на следующий день он умрет. А наше народу, наиболее пострадавшему за 20 век, народу победителю, почему-то все время навязывают миф, что он должен покаяться. За чужие грехи? Ктоу бивал, тот пусть и кается. Если еще живой. |
Сергей Бахматов | 8.08.25 23:17 |
Мамеду Гаджихалиловичу Халилову.
Если говорить о серьезных фундаментальных вопросах, касающихся основ национальной культуры, то я своё мнение выразил в комментарии к посту Андрея Тимофеева: " Пока в России существует буржуазное государство, тренд на буржуазный либерализм будет устойчивым". Из этого следует, что никакая идеология не может стать государственной и господствующей в обществе. Рабовладельческий, феодальный и буржуазный строй держатся идеологически на мифах, которые специально создаются для консолидации общества. Если же мы желаем избавиться от мифотворческого наваждения, то мы должны построить в России научно-образовательное общество с единой и правдивой идеологией. Однако это получится только при построении обновлённого социализма. Если этого не сделать, то нас ожидает дальнейшая деградация всех общественных институтов, независимо от наших споров относительно терминологии. |
ГеннадийСтаростенко | 8.08.25 20:45 |
Кажется, в том комментарии я обронил и про замечательного дальневосточника
и главы Камчатскогт отделения СП Александра Смышляева, скоропостижно угасшего буквально через пару дней после "февральской революции". Предположил, что причина могла быть в осознании того, кому и чему он делегироаал свой голос, оставшись домв |
ГеннадийСтаростенко | 8.08.25 20:14 |
Да, было такое - назвал я то февральское действо как-то в своем комменте "февральской революцией". Однако же с ничуть не меньшей иронией противопоставил бы ваше, Григорий Исаакович, " сомнительный писатель Мединский" и аффирматив от Халилова - "наш руководитель Мединский" (где слово "сомнительный" фигурирует у него в конце фразы уже по иному адресу). Вы уж определитесь с ним в сущностях (ведь он-то эту новую реальность принял) - прежде чем совместно править
хореографию вполне верноподданническим, хотя и несколько смазанным жестам Тимофеева |
Григорий Блехман | 8.08.25 18:15 |
Прежде всего благодарю Сергия Карамышева за прекрасный аналитический разбор того, о чём сказал в своей многословной речи Андрей Тимофеев.
Когда я слушал видеоролик, а потом читал на нашем сайте эту речь, у меня сложилось отчётливое ощущение, что рождена она из следующегого. Подавляюее большинство делегатов XVII съезда Союза писателей России категорически не восприняли появление 90% тех, кого сомнительный писатель Мединский привёл в зал и списочо объявил своими членами Правления. Подсчёт голосов был формальным (подвляющее большинство делегатов перестали голосовать), поскольку регламент съезда, непонятно кем утверждённый, не предусматривал обсуждения этого вопроса. Так, к сожалению, свершилось то, что кто-то очень удачно назвал "февральской реболюцией". А вот в речи Андрея Тимофеева звучит (это не спрячешь) оптимизм - мол, вот теперь-то власть даёт Союзу писателей России деньги и прочие материальные блага, "и запируем на просторе". О том же, какой ценой это даётся, ни слова. Хотя, как известно, убеждения не продаются. Они либо есть, либо их нет. В общем, мне было грустно всё это слушать, потому что будущее (во всяком случае, ближайшее) моего родного Союза писателей России видится мне в печальных тонах. Дай, конечно, Бог ошибиться, чему был бы очень рад. Моя отдельная благодарность уважаемому Мамеду Гаджихалиловичу за рекомендацию опубликовать этот убедительный аналиитический разбор лукавой речи Андрея Тимофеева. |
Анатолий Головкин | 8.08.25 11:53 |
Единственное, к чему я спокойно отнесся в лекции Андрея Тимофеева - он в ней ведет речь лишь о "Великих мифах Союза писателей России", а не о творчестве других российских писателей, которые хорошо знают, что им делать. Они пишут статьи и книги на темы, которые им подсказывает политическая ситуация и жизненный опыт. А тем этих в настоящее время предостаточно. |
Михаил Ковалёв | 8.08.25 10:49 |
Н.Ф. Иванов поместил на официальной странице ВК СП России https://vk.com/wall-164781471_44093 рекламу нового официального сайта СП vk.cc/cOhGYd. И эту запись нельзя там прокомментировать. Новый сайт, судя по всему, щедро финансируется руководством СП. Но на нём негде высказать своё мнение. Например, дают объявление о той же лекции Тимофеева, а комментирование не предусмотрено. И пока что, этот сайт --- чиновьичий опыт, попахивающий креативщиной и мертвячиной. Попытка скрестить розу с жабой.
О сайте имени Николая Дорошенко, на котором можно высказаться, и привыкли к спорам и различным точкам зрения, Иванов ничего не говорит. Это место, являющееся действительной площадкой объединения патриотических писателей, как-будто для него не существует. Никакого финансирования оно не требует? Считаю такое поведение разрушительной попыткой заслонить признанный писательский сайт имени Николая Дорошенко и перехватить информационную повестку. |
Мамед Гаджихалилович Халилов | 8.08.25 10:04 |
По поводу комментариев Сергея Бахматова и Геннадия Старостенко: уважаемые коллеги,- нет, так не пойдет, - чуть-чуть покритикуем, чуть-чуть похвалим, глядишь и лицо сохранил, и человека не обидел. В таких серьезных , фундаментальных вопросах, касающихся основ национальной культуры, следовательно, и самосознания народа, недоговоренности ведут к размыванию сущностной, цивилизационной основы общества. Единственно с чем можно согласиться, так это с тем, что вопросы поставленные Андреем Тимофеевым, актуальны и разговор на эти темы давно назрел. Но подходить к теме нужно более ответственно, не на таком уровне, как это сделал А. Тимофеев. Сводить сложнейшие философские и культурологические проблемы только к мифам неправильно, более того, антинаучно. Имело ли место определенное мифотворчество? Да, безусловно. Но это только часть исторического и художественного процесса и часть не основная, не главная и она должна рассматриваться именно в этом ключе, а не как основополагающее явление. Есть в этом разрекламированном докладе и некий, очень щепетильный этический нюанс: на тему мифов о России целый цикл произведений написал наш руководитель В. Р. Мединский и с учетом этого факта доклад А. Тимофеева приобретает несколько, мягко говоря, сомнительный оттенок. Что касается заметки Сергия Карамышева, то трудно не согласиться с его интерпретацией доклада. Да несколько схематично и однозначно, но ведь и сам А. Тимофеев только пунктирно, поверхностно прошелся по проблеме. Так что, коллеги, ничего личного- идет нормальный процесс обсуждения назревших проблем и предпринимаются попытки подступа к теме, то есть то, чем и должны заниматься писатели. |
ГеннадийСтаростенко | 7.08.25 22:48 |
Мы же здесь не Авербахи, не рапповцы, надеюсь, и не подражатели пламенному Аввакуму... Размашистой риторики, и без того хватает. Или вновь уже прав Бердяев, что русские ни слышать друг друга не умеют, ни сойтись в примирительном синтезе мнений? Или большие неправды царей обличать боязно и священнику, а обличить кого-то хочется? Да, Андрей Тимофеев в чем-то множит смыслы, одновременно упрощая генезисы литпроцесса. (Возможно, это в чем-то издержки его первого образования. Дай бог нам всем иметь такое, кстати...) Лично мне это тоже не очень по душе. Остается впечатление, что автору нравится препариррвать эпохи - и мы как бы немножко в Кунсткамере. Но объективно он во многом и прав. Ну, устал человек, функционеру тоже нелегко, утомился в поисках формы, а тут и путинизму надо угодить, и здравому смыслу, и правду русского сердца связать с референтными уровнями иных словесностей, не все-то порочных.. А уж священнику-то зачем так гневаться? Негоже. |
Сергей Бахматов | 7.08.25 21:34 |
Несколько слов в защиту Андрея Тимофеева. Он же не виноват в том, что, согласно Конституции, никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а мифы пока ещё никто не запрещал. Разница между мифом и идеологией очень тонкая, а порой стирается вовсе. К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что идеология отображает действительность, но делает это в искажённой форме в силу своей классовой природы. «Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 83). В этом своём качестве идеология практически сливается с понятием "миф". Разница между ними может возникнуть лишь тогда, когда идеология будет достоверно содержать в себе правду о действительности, а миф, как известно, достоверной правды содержать не может по определению. Однако эта достоверная правда не будет принята всеми в классовом обществе из-за разности классовых интересов. А вот в бесклассовом обществе сформулировать принципы идеологии, основанной на правде, будет очень легко. Она просто будет основана на вечных человеческих ценностях, которые каждый из нас знает с детства. Вечные человеческие ценности доказали свою истинность в веках и тысячелетиях. |