Страница: 1 2  Все

Анна Вартаньян 9.04.13 19:08
Николаю Павлову

Спасибо! От всей души!
А в сердце поёт Благовещенье, хоть уже и два дня прошло.
С Праздником! Радости! Горней и земной!
У нас на Кубани вишни цветут. Белоцветья в ладонях!
Николай Павлов 6.04.13 00:42
Анне Вартаньян

Какой же вы светлый человек!
"И не научит ТОЛЬКО позитив сердце чуткости, состраданию, милости и милосердию. Нужно видеть раны, боль и муку, чтобы понять их...".
Согласен с вами во всем!
Даже некоторые апостолы от Христа из страха за свою жизнь сначала отрекались, а потом сами шли мученическую смерть.
Потому что одно дело принять истину в готовом виде, и другое дело - когда она сама вызреет в наших отнюдь не совершенных человеческих душах.
Анна Вартаньян 31.03.13 16:17
Здравствуйте, уважаемая Любовь Владимировна, здравствуйте!
Мира тепла и радости в жизни и творчестве и благословения Божьего!
Благодарю за статью - острую и противоречивую, глубокую любовь к слову и исследованию его. Благодарю, но соглашаюсь далеко не со всем...
Да, наш мир - Гармония. И таким мы должны его творить. У меня сейчас в издательстве книга стихов. "РАДОСТЬ НЕГАСИМАЯ". Счастлива, что Господь не даёт мне мрачных, разрушающих душу, строк. Но... Жизнь нельзя лишить грусти. Как музыку - минора. Неинтересно станет. Скучно.
И не научит ТОЛЬКО позитив сердце чуткости, состраданию, милости и милосердию. Нужно видеть раны, боль и муку, чтобы понять их. И тогда помочь светом радости Божией и своей. А вИдение приходит от Слова.
Иисус плакал в Гефсиманском саду, до кровавого пота молясь... И распят был. Совершенный и прекрасный. И СВЕТОМ ЕГО живы. Но и болью - тоже.
И если есть у писателя творческие силы и человеческие говорить о
полифоничности жизни, бесконечная ему за то благодарность!
Разумной цензуре и подобающему воспитанию - абсолютное "ДА!".
Но мы живём на грешной и очень любимой Земле.
А Марина Ивановна Цветаева расписывалась "Радугой небесной...", помните? Счастья Вам, любви и творчества! Весна на свете!
Павел 30.03.13 10:59
Андрей Петрович! Если с Вами согласиться, то Белинский не должен был появиться, так как тогда-то уж точно меньше было читателей. Есть они сейчас и много их. Просто нет смелых и умных людей, которые бы болели за народ так же, как в 19 веке. Измельчал народ, согласен, но не весь же. Видимо, время еще не пришло для решительных действий и решительных личностей. А что касается Кожинова, то он у меня попал в разряд "и др.". Но по моим оценкам как теоретик он мелковат против Лукача и Лифшица.
Сергей Сметанин 29.03.13 22:21
Хорошая статья. Поддерживаю.

С уважением
Андрей Петрович 29.03.13 21:43
Павел! ладно вам про Лукача, Лифшица, Переверзева... Лучше бы тогда вспомнили Макарова и Кожинова, так было бы интересней... Да и критика есть сейчас, но КОМУ она нужна, если нет читателя, а ведь критика нужна прежде всего именно ему....
Павел 29.03.13 10:11
Русская литература всегда была самокритична. Теперь эта смокрттичность исчезла. Исчезла и критика, как общественно признанный жанр литературы. Соглашусь и с тем что нет сейчас и социологии литературы, линия развития которой берет начало от Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Плеханова, Луначарского, Лукача, Лифшица, Переверзева, Бахтина и др. известных авторов, имена которых сейчас часто упоминаются, но заложенная традиция не развивается.
Автору статьи спасибо за откровенный текст. Он заставляет задуматься. Сейчас это главный критерий оценки произведений.
Виктор Герасин 28.03.13 16:58
Людмила Владимирова.


"А насчет цензуры… Я – безоговорочно! – ЗА. И, прежде всего, – ЗА САМОЦЕНЗУРУ"

Наверное, да. Но, может быть, все же За внутреннего редактора? Его, внутреннего, надо выращивать в себе и пологаться на него.
Светлана Демченко 27.03.13 16:47
Значение литературы для духовного взращивания человека в человеке непреходяще.
Пока нас тут втянули в "одуванчиковый" разговор о "тлетворном духе" литературы, на других сайтах уже "четко" обозначили 60 наиболее весомых имен в современной прозе и поэзии.
"Time Out" -http://www.timeout.ru/journal/feature/24608/
http://www.livelib.ru/selection/4841 .
Грустно это.
Юрий 27.03.13 14:11
Премудрой была не Елена, а Василиса.
Анастасия 27.03.13 14:05
Статья ставит очень интересный вопрос,и ставит довольно остро.
Но именно время действительно показывает,что великая литература,живущая в веках, в итоге в правильно отвечает на нравственные вопросы.Проводя иногда читателя через ряд соблазнов-рифов в конце пути-повествования выводит его к твердой земле нравственного основания человеческого бытия.Это религия и этика отвечают на все вопросы правильно и сразу.Литература,как и настоящий театр, дает возможность душе самой получить опыт обретения нравственности,сопереживая героям великого произведения.
Вот пример воздействия литературы на душу подростка,может и наивный..Действительно,и меня в школе раздражало : "и правит окриками пьяными весенний
и тлетворный дух".Тем более,что в определенное время весны в природе словно разлит аромат опьяняющего тления,порой пугающий,и,как верно заметил поэт,чем-то похожий на дух опьяняющего самого себя человека-саморазрушителя.
Но,"за пылью переулочной,за скукой загородных дач", поэт увидит "веющие древними поверьями" "упругие шелка" Незнакомки,ее "очи синие,бездонные",цветущие на дальнем берегу счастливой страны,где все прекрасно,живо,где не бывает скуки и разрушения."В моей душе лежит сокровище,и ключ поручен"...не только поэту,но теперь и его читателям.В этом магия великой литературы.
И в итоге подросток воспринимает "ин вино веритас"вовсе не как призыв впасть в пьяную нирвану(она как раз показана тлетворно в начале стихотворения),а как призыв к творческому переосмыслению возможно кажущейся низкой действительности,опираясь на собственное воображение.
Это как у Шекспира,в каждой своей пьесе кричащего : "Здесь,на земле, буря,но за облаками - чистое небо правды и Бога".Или как у Чехова : "Мы мечтаем о рае,порой утерянном рае-России,но рай - в нас самих,он здесь,он никуда не делся".Есть Правда на земле и в небе!
В итоге литература и театр лечат и воспитывают души порой лучше любых психологических и воспитательных школ.
Но чтобы ребенок,молодой человек не метался среди авторов,не способных дать уроки самовоспитания,имена которых нашептывают люди не очень добросовестные,я считаю,он должен с самих ранних лет воспитываться на лучших образцах русской,мировой и советской классики.
В наше время такая система воспитания была продумана досконально : книжки о партизанах,о пионерах-героях,"Хижина диди Тома","Серебряные коньки" воспитывали в детях чувство сострадания,сопричастности,ответственности.Сформированный такой литературой маленький человек далее классику воспринимал уже совершенно правильно : как боль человека о человеке...
Сейчас идут весенние школьные каникулы,"книжкина неделя" по-советскому(иногда вспоминаешь,что слова "совесть" и "советы" - родственные).
И странно слышать из СМИ,что премия для детских писателей от пр-ва будет носить имя Драгунского,а не Михалкова,Барто или Маршака.Снова либеральный междусобойчик не воспитанием настоящим занимается,а пропагандой,попутно пиля бюджет.
Но есть на них суд времени,суд народа,суд литературы,и Божий суд.

Елена 27.03.13 14:01
Статья по теме не нова, но оригинальна по простоте подачи. Есть такая НАГЛАЯ простота, которой вроде как нельзя не поверить.
О вреде стихов Пушкина, о тлетворном влиянии литературы на историю России пишет не покладая рук член СП священник Георгий Селин. Там покруче будет с конкретными указаниями. Литературный институт закончил человек.
http://ruskline.ru/author/s/selin_georgij

Автору хочется сказать следующее.

ххх

Все сложное - ложно.
Где просто - там ангелов сто.
А может быть двести -
Незрима крылатая сила.
Теперь стало модным спасать от поэтов Россию.
А знаешь, в чем сила поэта?-
В холодном пальто!
Послушай! Купи мне, пожалуйста, рыжую шубу!
Веселую, лисью, осеннему саду под стать.
Прекрасней Елены Прекрасной в той шубе я буду,
Мудрее Елены Премудрой сумею молчать.
Скажи мне, зачем этот мир убивает поэтов?
Не купишь мне шубу?
Тогда я продолжу стихи.
Вся сила - в пальто!
В нем тепло тем, кого уже нету.
И тем, кому дОлжно на смену убитым прийти.

Алла 27.03.13 12:21
Спасибо Любови Рыжковой за статью. Её чувства и мысли созвучны с моими. Теперь даже жутко представить, как маленькая девочка Марина Цветаева убирает со своего стола образок, поставленный отцом. А отец терпеливо ставит снова, и она снова убирает... Очень символично. Отец пытался, как мог, защитить своё дитя. Летом мне посчастливилось прочитать роман Ивана Шмелёва "Няня из Москвы". Там спасительница ребёнка - простая русская женщина, верующая и благочестивая. И ведь спасает свою девочку... хотя и с трудом, хотя уже и слышит от барыни укоры, чтобы не смела забивать девочке голову ерундой. У Шмелёва чётко прописано, куда ведут жизненные дорожки, когда в душе нет Христа.
Ольга Присекина 27.03.13 10:02
Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить...
(Блок)
Владимир 27.03.13 09:12
Интересная статья. Прежде всего тем, что заставляет думать. Или - задуматься! Над вроде бы очевидным. Шаблонным. Притерпелым.
Статья диалектичная - плод развития ума и времени развития личности. Консервативного такого периода. Когда становится понятен Фамусов. Когда он перестает восприниматься карикатурно.
А истоки статьи - в "Государстве" Платона. Где поэты были изгнаны из идеального общественного устроения. Дабы...
Людмила Владимирова 27.03.13 04:45
Очень интересная работа!

Но… Но трудно представить себе, чтобы автор с таким послужным списком не знала, например, работы М. Цветаевой, ее Исповеди: «Искусство при свете совести» (1932).
Я, признаюсь, – дилетант, и писала как-то: «Моя бы воля – я бы сделала разбор статьи обязательным для будущих литераторов и филологов».
Еще труднее представить, что не знает В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева.
Позволю себе процитировать:

В.В. Розанов, Опавшие листья, короб 1:

«Не литература, а ЛИТЕРАТУРНОСТЬ ужасна; литературность души, литературность жизни. Тó, что всякое ПЕРЕЖИВАНИЕ переливается в играющее, живое слово: но этим все и кончается, – само ПЕРЕЖИВАНИЕ умерло, нет его. Температура (человека, тела) остыла от слова. Слово не возбуждает, о, нет! оно – расхолаживает и останавливает. Говорю об оригинальном и прекрасном слове, а не о слове "так себе". От этого после "золотых эпох" в литературе наступает всегда глубокое разложение всей жизни, ее апатия, вялость, бездарность. Народ делается как сонный, жизнь делается как сонная. Это было и в Риме после Горация, и в Испании после Сервантеса. Но не примеры убедительны, а существенная связь вещей.
Вот почему литературы, в сущности, не нужно: тут прав К. Леонтьев. "Почему, перечисляя славу века, назовут все Гете и Шиллера, а не назовут Веллингтона и Шварценберга". В самом деле, "почему"? Почему "век Николая" был "веком Пушкина, Лермонтова и Гоголя", а не веком Ермолова, Воронцова и как их еще. Даже не знаем. Мы так избалованы книгами, нет – так завалены книгами, что даже не помним полководцев. Ехидно и дальновидно поэты назвали полководцев "Скалозубами" и "Бетрищевыми". Но ведь это же односторонность и вранье. Нужна вовсе не "великая литература", а великая, прекрасная и полезная жизнь. А литература мож. быть и "кой-какая", – "на задворках".
Поэтому нет ли провиденциальности, что здесь "все проваливается"? Что – не Грибоедов, а Л. Андреев, не Гоголь – а Бунин и Арцыбашев. Может быть. М. б., мы живем в великом окончании литературы.»

К.Н. Леонтьев, Наше общество и наша изящная литература:

«Для ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ картин достаточно и такого количества гуманности, которое теперь есть налицо; если же мы будем ждать чего-то очень высокого, в будущем, для того чтобы решиться заговорить иначе, мы разыграем в лицах басню: “Собака и её тень”. И все прекрасные, замечательные явления нашего времени, все ВОЗМОЖНОСТИ его пропадут без следа, а что будет после – неизвестно! Повторяем, тот, кто хочет ощущать что-нибудь непрезрительное и видеть что-нибудь ПОЧТЕННОЕ, или БЛЕСТЯЩЕЕ И СИЛЬНОЕ, должен обращаться или к самой жизни, или к разным сведениям и известиям журналов и газет, а не к повестям и романам новейшей школы. Нынче у нас праздничный, идиллический и трагический элемент выпал (сравнительно) на долю действительности, а БУДНИЧНЫЙ, КОМИЧЕСКИЙ – НА ДОЛЮ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ.»

М.И. Цветаева, Искусство при свете совести:

«Произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещенным светом разума и совести. Тогда оно добру служит...». «Чтобы быть хорошим (не вводить в соблазн малых сих), искусству пришлось бы отказаться от доброй половины всего себя. Единственный способ искусству быть заведомо хорошим – не быть. Оно кончится с жизнью планеты.»

Это – первое, что пришло на ум. А если «покопаться»? Так что, проблема не новая. Глубокая, философская и… жизненная. Вряд ли мы ее, здесь, решим.
Если совсем примитивно: ВРЕМЯ определяет. Конкретный, исторический отрезок и – возраст, жизненный опыт литератора.

А насчет цензуры… Я – безоговорочно! – ЗА. И, прежде всего, – ЗА САМОЦЕНЗУРУ. Помня: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется…»
Нина ВОЛЧЕНКОВА 27.03.13 01:00
Уважаемая Любовь Владимировна! Вашими творениями я всегда зачитывалась, студенты находили ответы на проблемные вопросы – всё имело свою завершенность. И вдруг… «цыганочка с выходом»! Да таким, что подобно торнадо. Отвечаю как коллега тем же:
Закрутила, завертела, как весенняя метель: на контрасте, и нет дела, что в ушах звенит капель. Ощутимо и весомо, и не деться никуда. Мысль гуляет – словно дома… У заросшего пруда не видать того, что хочешь, а читаешь – не поймёшь: то ли плачешь, то ль хохочешь, то ли за душу берёшь. От противного исходишь, добрый автор, добрый друг. Ты сомненьями изводишь, замыкаешь песни круг. А потом легко и просто исчезаешь без следа… Пони маленького роста, но ему нужна еда, и питьё необходимо – здесь сомненьям места нет… Кто-то в гости, кто-то мимо – как же призрачен рассвет!

И собираю рассыпанный жемчуг…
С уважением, Нина Петровна Волченкова
Григорий Блехман 26.03.13 22:24
Если писать, заметку, статью, очерк или любое другое сочинение на заданную тему, то такие размышления понятны.
Но есть художественные произведения, над которыми не властно время. и не властно оно потому, что о них можно сказать словами знаменитого поэта:
"...Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба".
Такое дано единицам, потому и время их оставляет потомкам.

Мне показалось, что в этой статье одинаковый подход к тем, кто "правит ремесло", и к тем, кому "строку диктует чувство", после чего иной раз следует восклицание:"Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!".

Но ведь:
" В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань."
Олег 26.03.13 21:37
И что?
СэдаВермишева 26.03.13 21:29
В искусстве трудно сохранить невинность, -в нем грех - как долг. Паденье как повинность.Чтоб трепет истины познать и дать сердцам...-
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА