Страница: 1 2 Все |
Анна Вартаньян | 9.04.13 19:08 |
Николаю Павлову
Спасибо! От всей души! А в сердце поёт Благовещенье, хоть уже и два дня прошло. С Праздником! Радости! Горней и земной! У нас на Кубани вишни цветут. Белоцветья в ладонях! |
Николай Павлов | 6.04.13 00:42 |
Анне Вартаньян
Какой же вы светлый человек! "И не научит ТОЛЬКО позитив сердце чуткости, состраданию, милости и милосердию. Нужно видеть раны, боль и муку, чтобы понять их...". Согласен с вами во всем! Даже некоторые апостолы от Христа из страха за свою жизнь сначала отрекались, а потом сами шли мученическую смерть. Потому что одно дело принять истину в готовом виде, и другое дело - когда она сама вызреет в наших отнюдь не совершенных человеческих душах. |
Анна Вартаньян | 31.03.13 16:17 |
Здравствуйте, уважаемая Любовь Владимировна, здравствуйте!
Мира тепла и радости в жизни и творчестве и благословения Божьего! Благодарю за статью - острую и противоречивую, глубокую любовь к слову и исследованию его. Благодарю, но соглашаюсь далеко не со всем... Да, наш мир - Гармония. И таким мы должны его творить. У меня сейчас в издательстве книга стихов. "РАДОСТЬ НЕГАСИМАЯ". Счастлива, что Господь не даёт мне мрачных, разрушающих душу, строк. Но... Жизнь нельзя лишить грусти. Как музыку - минора. Неинтересно станет. Скучно. И не научит ТОЛЬКО позитив сердце чуткости, состраданию, милости и милосердию. Нужно видеть раны, боль и муку, чтобы понять их. И тогда помочь светом радости Божией и своей. А вИдение приходит от Слова. Иисус плакал в Гефсиманском саду, до кровавого пота молясь... И распят был. Совершенный и прекрасный. И СВЕТОМ ЕГО живы. Но и болью - тоже. И если есть у писателя творческие силы и человеческие говорить о полифоничности жизни, бесконечная ему за то благодарность! Разумной цензуре и подобающему воспитанию - абсолютное "ДА!". Но мы живём на грешной и очень любимой Земле. А Марина Ивановна Цветаева расписывалась "Радугой небесной...", помните? Счастья Вам, любви и творчества! Весна на свете! |
Павел | 30.03.13 10:59 |
Андрей Петрович! Если с Вами согласиться, то Белинский не должен был появиться, так как тогда-то уж точно меньше было читателей. Есть они сейчас и много их. Просто нет смелых и умных людей, которые бы болели за народ так же, как в 19 веке. Измельчал народ, согласен, но не весь же. Видимо, время еще не пришло для решительных действий и решительных личностей. А что касается Кожинова, то он у меня попал в разряд "и др.". Но по моим оценкам как теоретик он мелковат против Лукача и Лифшица. |
Сергей Сметанин | 29.03.13 22:21 |
Хорошая статья. Поддерживаю.
С уважением |
Андрей Петрович | 29.03.13 21:43 |
Павел! ладно вам про Лукача, Лифшица, Переверзева... Лучше бы тогда вспомнили Макарова и Кожинова, так было бы интересней... Да и критика есть сейчас, но КОМУ она нужна, если нет читателя, а ведь критика нужна прежде всего именно ему.... |
Павел | 29.03.13 10:11 |
Русская литература всегда была самокритична. Теперь эта смокрттичность исчезла. Исчезла и критика, как общественно признанный жанр литературы. Соглашусь и с тем что нет сейчас и социологии литературы, линия развития которой берет начало от Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Плеханова, Луначарского, Лукача, Лифшица, Переверзева, Бахтина и др. известных авторов, имена которых сейчас часто упоминаются, но заложенная традиция не развивается.
Автору статьи спасибо за откровенный текст. Он заставляет задуматься. Сейчас это главный критерий оценки произведений. |
Виктор Герасин | 28.03.13 16:58 |
Людмила Владимирова.
"А насчет цензуры… Я – безоговорочно! – ЗА. И, прежде всего, – ЗА САМОЦЕНЗУРУ" Наверное, да. Но, может быть, все же За внутреннего редактора? Его, внутреннего, надо выращивать в себе и пологаться на него. |
Светлана Демченко | 27.03.13 16:47 |
Значение литературы для духовного взращивания человека в человеке непреходяще.
Пока нас тут втянули в "одуванчиковый" разговор о "тлетворном духе" литературы, на других сайтах уже "четко" обозначили 60 наиболее весомых имен в современной прозе и поэзии. "Time Out" -http://www.timeout.ru/journal/feature/24608/ http://www.livelib.ru/selection/4841 . Грустно это. |
Юрий | 27.03.13 14:11 |
Премудрой была не Елена, а Василиса. |
Анастасия | 27.03.13 14:05 |
Статья ставит очень интересный вопрос,и ставит довольно остро.
Но именно время действительно показывает,что великая литература,живущая в веках, в итоге в правильно отвечает на нравственные вопросы.Проводя иногда читателя через ряд соблазнов-рифов в конце пути-повествования выводит его к твердой земле нравственного основания человеческого бытия.Это религия и этика отвечают на все вопросы правильно и сразу.Литература,как и настоящий театр, дает возможность душе самой получить опыт обретения нравственности,сопереживая героям великого произведения. Вот пример воздействия литературы на душу подростка,может и наивный..Действительно,и меня в школе раздражало : "и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух".Тем более,что в определенное время весны в природе словно разлит аромат опьяняющего тления,порой пугающий,и,как верно заметил поэт,чем-то похожий на дух опьяняющего самого себя человека-саморазрушителя. Но,"за пылью переулочной,за скукой загородных дач", поэт увидит "веющие древними поверьями" "упругие шелка" Незнакомки,ее "очи синие,бездонные",цветущие на дальнем берегу счастливой страны,где все прекрасно,живо,где не бывает скуки и разрушения."В моей душе лежит сокровище,и ключ поручен"...не только поэту,но теперь и его читателям.В этом магия великой литературы. И в итоге подросток воспринимает "ин вино веритас"вовсе не как призыв впасть в пьяную нирвану(она как раз показана тлетворно в начале стихотворения),а как призыв к творческому переосмыслению возможно кажущейся низкой действительности,опираясь на собственное воображение. Это как у Шекспира,в каждой своей пьесе кричащего : "Здесь,на земле, буря,но за облаками - чистое небо правды и Бога".Или как у Чехова : "Мы мечтаем о рае,порой утерянном рае-России,но рай - в нас самих,он здесь,он никуда не делся".Есть Правда на земле и в небе! В итоге литература и театр лечат и воспитывают души порой лучше любых психологических и воспитательных школ. Но чтобы ребенок,молодой человек не метался среди авторов,не способных дать уроки самовоспитания,имена которых нашептывают люди не очень добросовестные,я считаю,он должен с самих ранних лет воспитываться на лучших образцах русской,мировой и советской классики. В наше время такая система воспитания была продумана досконально : книжки о партизанах,о пионерах-героях,"Хижина диди Тома","Серебряные коньки" воспитывали в детях чувство сострадания,сопричастности,ответственности.Сформированный такой литературой маленький человек далее классику воспринимал уже совершенно правильно : как боль человека о человеке... Сейчас идут весенние школьные каникулы,"книжкина неделя" по-советскому(иногда вспоминаешь,что слова "совесть" и "советы" - родственные). И странно слышать из СМИ,что премия для детских писателей от пр-ва будет носить имя Драгунского,а не Михалкова,Барто или Маршака.Снова либеральный междусобойчик не воспитанием настоящим занимается,а пропагандой,попутно пиля бюджет. Но есть на них суд времени,суд народа,суд литературы,и Божий суд. |
Елена | 27.03.13 14:01 |
Статья по теме не нова, но оригинальна по простоте подачи. Есть такая НАГЛАЯ простота, которой вроде как нельзя не поверить.
О вреде стихов Пушкина, о тлетворном влиянии литературы на историю России пишет не покладая рук член СП священник Георгий Селин. Там покруче будет с конкретными указаниями. Литературный институт закончил человек. http://ruskline.ru/author/s/selin_georgij Автору хочется сказать следующее. ххх Все сложное - ложно. Где просто - там ангелов сто. А может быть двести - Незрима крылатая сила. Теперь стало модным спасать от поэтов Россию. А знаешь, в чем сила поэта?- В холодном пальто! Послушай! Купи мне, пожалуйста, рыжую шубу! Веселую, лисью, осеннему саду под стать. Прекрасней Елены Прекрасной в той шубе я буду, Мудрее Елены Премудрой сумею молчать. Скажи мне, зачем этот мир убивает поэтов? Не купишь мне шубу? Тогда я продолжу стихи. Вся сила - в пальто! В нем тепло тем, кого уже нету. И тем, кому дОлжно на смену убитым прийти. |
Алла | 27.03.13 12:21 |
Спасибо Любови Рыжковой за статью. Её чувства и мысли созвучны с моими. Теперь даже жутко представить, как маленькая девочка Марина Цветаева убирает со своего стола образок, поставленный отцом. А отец терпеливо ставит снова, и она снова убирает... Очень символично. Отец пытался, как мог, защитить своё дитя. Летом мне посчастливилось прочитать роман Ивана Шмелёва "Няня из Москвы". Там спасительница ребёнка - простая русская женщина, верующая и благочестивая. И ведь спасает свою девочку... хотя и с трудом, хотя уже и слышит от барыни укоры, чтобы не смела забивать девочке голову ерундой. У Шмелёва чётко прописано, куда ведут жизненные дорожки, когда в душе нет Христа. |
Ольга Присекина | 27.03.13 10:02 |
Печальная доля - так сложно,
Так трудно и празднично жить, И стать достояньем доцента, И критиков новых плодить... (Блок) |
Владимир | 27.03.13 09:12 |
Интересная статья. Прежде всего тем, что заставляет думать. Или - задуматься! Над вроде бы очевидным. Шаблонным. Притерпелым.
Статья диалектичная - плод развития ума и времени развития личности. Консервативного такого периода. Когда становится понятен Фамусов. Когда он перестает восприниматься карикатурно. А истоки статьи - в "Государстве" Платона. Где поэты были изгнаны из идеального общественного устроения. Дабы... |
Людмила Владимирова | 27.03.13 04:45 |
Очень интересная работа!
Но… Но трудно представить себе, чтобы автор с таким послужным списком не знала, например, работы М. Цветаевой, ее Исповеди: «Искусство при свете совести» (1932). Я, признаюсь, – дилетант, и писала как-то: «Моя бы воля – я бы сделала разбор статьи обязательным для будущих литераторов и филологов». Еще труднее представить, что не знает В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева. Позволю себе процитировать: В.В. Розанов, Опавшие листья, короб 1: «Не литература, а ЛИТЕРАТУРНОСТЬ ужасна; литературность души, литературность жизни. Тó, что всякое ПЕРЕЖИВАНИЕ переливается в играющее, живое слово: но этим все и кончается, – само ПЕРЕЖИВАНИЕ умерло, нет его. Температура (человека, тела) остыла от слова. Слово не возбуждает, о, нет! оно – расхолаживает и останавливает. Говорю об оригинальном и прекрасном слове, а не о слове "так себе". От этого после "золотых эпох" в литературе наступает всегда глубокое разложение всей жизни, ее апатия, вялость, бездарность. Народ делается как сонный, жизнь делается как сонная. Это было и в Риме после Горация, и в Испании после Сервантеса. Но не примеры убедительны, а существенная связь вещей. Вот почему литературы, в сущности, не нужно: тут прав К. Леонтьев. "Почему, перечисляя славу века, назовут все Гете и Шиллера, а не назовут Веллингтона и Шварценберга". В самом деле, "почему"? Почему "век Николая" был "веком Пушкина, Лермонтова и Гоголя", а не веком Ермолова, Воронцова и как их еще. Даже не знаем. Мы так избалованы книгами, нет – так завалены книгами, что даже не помним полководцев. Ехидно и дальновидно поэты назвали полководцев "Скалозубами" и "Бетрищевыми". Но ведь это же односторонность и вранье. Нужна вовсе не "великая литература", а великая, прекрасная и полезная жизнь. А литература мож. быть и "кой-какая", – "на задворках". Поэтому нет ли провиденциальности, что здесь "все проваливается"? Что – не Грибоедов, а Л. Андреев, не Гоголь – а Бунин и Арцыбашев. Может быть. М. б., мы живем в великом окончании литературы.» К.Н. Леонтьев, Наше общество и наша изящная литература: «Для ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ картин достаточно и такого количества гуманности, которое теперь есть налицо; если же мы будем ждать чего-то очень высокого, в будущем, для того чтобы решиться заговорить иначе, мы разыграем в лицах басню: “Собака и её тень”. И все прекрасные, замечательные явления нашего времени, все ВОЗМОЖНОСТИ его пропадут без следа, а что будет после – неизвестно! Повторяем, тот, кто хочет ощущать что-нибудь непрезрительное и видеть что-нибудь ПОЧТЕННОЕ, или БЛЕСТЯЩЕЕ И СИЛЬНОЕ, должен обращаться или к самой жизни, или к разным сведениям и известиям журналов и газет, а не к повестям и романам новейшей школы. Нынче у нас праздничный, идиллический и трагический элемент выпал (сравнительно) на долю действительности, а БУДНИЧНЫЙ, КОМИЧЕСКИЙ – НА ДОЛЮ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ.» М.И. Цветаева, Искусство при свете совести: «Произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещенным светом разума и совести. Тогда оно добру служит...». «Чтобы быть хорошим (не вводить в соблазн малых сих), искусству пришлось бы отказаться от доброй половины всего себя. Единственный способ искусству быть заведомо хорошим – не быть. Оно кончится с жизнью планеты.» Это – первое, что пришло на ум. А если «покопаться»? Так что, проблема не новая. Глубокая, философская и… жизненная. Вряд ли мы ее, здесь, решим. Если совсем примитивно: ВРЕМЯ определяет. Конкретный, исторический отрезок и – возраст, жизненный опыт литератора. А насчет цензуры… Я – безоговорочно! – ЗА. И, прежде всего, – ЗА САМОЦЕНЗУРУ. Помня: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется…» |
Нина ВОЛЧЕНКОВА | 27.03.13 01:00 |
Уважаемая Любовь Владимировна! Вашими творениями я всегда зачитывалась, студенты находили ответы на проблемные вопросы – всё имело свою завершенность. И вдруг… «цыганочка с выходом»! Да таким, что подобно торнадо. Отвечаю как коллега тем же:
Закрутила, завертела, как весенняя метель: на контрасте, и нет дела, что в ушах звенит капель. Ощутимо и весомо, и не деться никуда. Мысль гуляет – словно дома… У заросшего пруда не видать того, что хочешь, а читаешь – не поймёшь: то ли плачешь, то ль хохочешь, то ли за душу берёшь. От противного исходишь, добрый автор, добрый друг. Ты сомненьями изводишь, замыкаешь песни круг. А потом легко и просто исчезаешь без следа… Пони маленького роста, но ему нужна еда, и питьё необходимо – здесь сомненьям места нет… Кто-то в гости, кто-то мимо – как же призрачен рассвет! И собираю рассыпанный жемчуг… С уважением, Нина Петровна Волченкова |
Григорий Блехман | 26.03.13 22:24 |
Если писать, заметку, статью, очерк или любое другое сочинение на заданную тему, то такие размышления понятны.
Но есть художественные произведения, над которыми не властно время. и не властно оно потому, что о них можно сказать словами знаменитого поэта: "...Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба". Такое дано единицам, потому и время их оставляет потомкам. Мне показалось, что в этой статье одинаковый подход к тем, кто "правит ремесло", и к тем, кому "строку диктует чувство", после чего иной раз следует восклицание:"Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!". Но ведь: " В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань." |
Олег | 26.03.13 21:37 |
И что? |
СэдаВермишева | 26.03.13 21:29 |
В искусстве трудно сохранить невинность, -в нем грех - как долг. Паденье как повинность.Чтоб трепет истины познать и дать сердцам...- |